САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Полезный блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: репетиторам, учителям и старшеклассникам
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Полезный блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: репетиторам, учителям и старшеклассникам

Основные ошибки при сдаче ЕГЭ по биологии в 2019 году

Главная - И. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) - Основные ошибки при сдаче ЕГЭ по биологии в 2019 году

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Вот и закончились  выпускные и вступительные экзамены 2019 года. Как много  сил и энергии  отдано одиннадцатиклассниками (и их родителями) в конкурентной борьбе за поступление на бюджетные места в выбранный ВУЗ. Все прошло…

В этой статье обращаюсь к вам, будущим абитуриентам 2020 года и вашим преподавателям биологии. Сегодня только ещё 26 августа 2019 года, но уже вышел проект Демоверсии 2020 года из которого ясно, что изменений в составлении КИМов в 2020 году снова как и в 2018, и 2019 годах (после кардинальной реформы тестовой части в 2017 году)  не будет..

Для более целенаправленной, плодотворной, качественной подготовки к экзаменам в 2020 году необходимо  знать узкие места, пробелы в знаниях, выявленные в подготовке к сдаче экзаменов абитуриентами 2019 года.

Такой  анализ результатов сдачи экзаменов по биологии в 2019 году дан В.С. Рохловым, Р.А. Петросовой, Т.В. Мазяркиной в Методических рекомендациях для учителей. ФИПИ, Москва 2019.

Как и в прошлые два года этими авторами сделан подробнейший  анализ результатов сдачи экзаменов. Изучение целиком этого грандиозного труда вышеназванных авторов может занять несколько часов у самых добросовестных учителей и репетиторов. Да и вряд ли кто из будущих абитуриентов будут изучать полностью этот объемный труд..

Для упрощения восприятия видения картины результатов сдачи экзамена по биологии абитуриентами в 2019 году,

в этой моей статье нет сведений о тех экзаменационных вопросах с которыми большинство учащихся справились, а обсуждаются  те задания с которыми смогли справиться лишь немногие.

Экзаменационная работа включала в себя вопросы во многом сходные с тестами ОБЗ ФИПИ из тех же 7-ми содержательных блоков, представленных в Кодификаторе.

Каждый вариант экзаменационной работы содержал 28 заданий и состоял из 2-х частей.

Часть 1 содержала 21 задание, из них:

7 заданий с множественным выбором (с рисунком или без него);
6 – на установление соответствия (с рисунком или без него);
3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;
2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике;
1 – на дополнение недостающей информации в схеме;
1 – на дополнение недостающей информации в таблице;
1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Часть 2 состояла из 7 заданий с развернутым ответом:

1 задание на два элемента ответа и 6 заданий на три и более элементов.

Результаты ЕГЭ показали, что задания Части 2 с развернутым ответом хорошо дифференцировали участников ЕГЭ по уровням их подготовки.

В целом КИМ 2019 г. повторяет модель 2018 г. Было заменено только задание линии 2 (множественный выбор на 2 балла) на задание по работе с таблицей на дополнение недостающей информации, где от экзаменуемого требовалось вписать слово или словосочетание. Задание оценивалось 1 баллом, в связи с чем общий первичный балл понизился с 59 до 58.

Кроме того, были предложены новые по содержанию задания в части 2. В линии 27 были предложены задания с новым сюжетом на работу с таблицей генетического кода.

 

В линии 28 довольно значительно  усложнены генетические задачи в плане их формулирования. Например, задания на дигибридное скрещивание обязательно включали  аутосомные  признаки и признаки, сцепленные с полом, но какие аутосомные, а какие  сцепленные с полом учащиеся предварительно должны были обосновать сами.

В 2019 г. в ЕГЭ по биологии только в основном потоке приняли участие более 131 тыс. человек. Экзамен по биологии традиционно востребован и входит в тройку самых популярных выпускных экзаменов по выбору. Выполнили  все  задания  экзаменационной   работы   и   набрали 100 баллов 69 участников ЕГЭ 2019 г. !!!

Анализ ответов экзаменуемых, проведенный в Методических рекомендациях для учителей В.С. Рохловым, Р.А. Петросовой, Т.В. Мазяркиной в Методических рекомендациях для учителей. ФИПИ, Москва 2019. позволяет определить круг проблем, затруднений и типичных ошибок экзаменуемых.

Блок 1. Биология как наука. Методы научного познания

В этом блоке в части 1 формат задания линии 2 был изменен: вместо задания на множественный выбор предлагалось задание на работу с таблицей, в которую необходимо было вписать недостающую информацию.

Как ни странно, но такое, казалось бы, незначительное изменение формата задания существенно повлияло на результаты его выполнения, повысило его сложность. Снижение результатов можно объяснить отсутствием возможности угадать ответ. Выбрать один или два верных ответа из предложенных пяти значительно легче, чем по характеристике метода биологического исследования, уровня организации живого или раздела биологии, приведенных в таблице, определить терминологию соответствующего понятия.

Блок 2. Клетка как биологическая система

По этому блоку авторы методических рекомендаций констатируют, что слабо сформированными у учащихся на базовом уровне оказались умения определять число молекул ДНК после митоза по известному хромосомному набору клетки. Низкий результат получен также за задание, где требовалось определить характеристики нуклеиновых кислот.

Авторы так же отмечают, что наиболее низкие результаты получены по теме «Хромосомный набор клетки. Жизненный цикл клетки. Фазы митоза и мейоза».

Проблемными оказались и задания на установление соответствия между характеристиками и реакциями матричного синтеза, процессами дыхания и фотосинтеза. Низкие результаты объясняются слабым знанием учебного материала и несформированностью умений устанавливать соответствия между процессами обмена веществ и их характеристиками. Эти вопросы всегда вызывали затруднения, поэтому на моем блоге им и уделяется основное внимание.

Низкий результат получен и за задание на установление последовательности процессов, протекающих в световой и темновой фазах фотосинтеза.

Задания по обмену веществ в клетке, делению клетки регулярно используются в ЕГЭ, но они всегда вызывают затруднения у участников независимо от формы задания. Поэтому таким заданиям следует уделять больше внимания при подготовке и изучить соответствующие статьи моего блога.

В части 2 в линии 24 было предложено только 1 задание, в котором необходимо было проанализировать текст «Белки », найти ошибочные суждения и исправить их. Все три ошибки нашли и исправили только 4% экзаменуемых.

Линия 27 нацелена на проверку умений применять знания в новой ситуации при решении задач по цитологии, хромосомному набору клеток гаметофита и спорофита растений, аминокислотной последовательности в молекуле белка с использованием таблицы генетического кода. С заданиями этой линии учащиеся справились довольно хорошо, поскольку многие эти тесты почти без изменений встречались в КИМах и ранее и  помещены в ОБЗ ФИПИ по ЕГЭ. Как знать, а может быть помогли многочисленные статьи моего блога, составленные по диалогам в комментариях.

В целом по блоку «Клетка как биологическая система» к числу слабо сформированных у участников знаний и умений можно отнести:

1) знание процессов метаболизма (фотосинтеза, дыхания, матричных реакций), характеристик фаз митоза и мейоза;

2) умения определять число хромосом и молекул ДНК в клетках в разных фазах митоза и мейоза, устанавливать соответствие между характеристиками обмена веществ и конкретными процессами;

3) умения анализировать тексты, находить и исправлять неверные суждения.

Блок 3. Организм как биологическая система

 Анализ результатов показал, что большинство участников овладели знаниями об организме как биологической системе, продемонстрировали умения решать генетические задачи. Столь успешному выполнению способствовал тот факт, что большинство моделей задач включались в варианты ЕГЭ и в прошлые годы. Всё же  выявлен ряд проблем в знаниях и умениях и по данной тематике.

Экзаменуемые продемонстрировали умения сравнивать и устанавливать соответствие между конкретными организмами и типами их развития, характеристиками и способами размножения, зародышевыми листками и структурами, которые из них формируются; устанавливать последовательность процессов эмбрионального развития; вставлять недостающие сведения в графы таблицы, определяя по рисунку зародышевые
листки и органы хордовых животных, которые из них формируются.

Но некоторые задания вызвали затруднения. Задание, в котором требовалось сравнить и сопоставить признаки цитоплазматической и генотипической изменчивости выполнили всего 29,4% участников.  Задание на установление соответствия гаплоидности и диплоидности стадий развития мха и папоротника – только 26% участников. Можно сделать вывод, что в целом тема «Чередование поколений» продолжает вызывать затруднения.

В линии 28 традиционно предлагаются генетические задачи на дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков, анализ родословных.  Причем, снова были включены задачи, в самом условии которых отсутствовало указание на локализацию генов в одной хромосоме (сцепленное наследование) или в разных (независимое наследование). То есть, участники экзамена должны были самостоятельно проанализировав результаты, приведенные в условии задачи, определить к независимому или сцепленному наследованию генов это задание относится.

Блок 4. Система и многообразие органического мира

В этом блоке вызвали затруднения задания, в которых по рисунку нужно было определить зону корня и установить ее характерные признаки.

Немногие участники правильно определили тип нервной системы у позвоночных животных.

Слабо сформированными оказались умения сравнивать организмы разных царств, типов и классов, определять их изображение на рисунках, устанавливать отличительные признаки типичных организмов.

В заданиях на анализ изображения биологических объектов участники правильно определяли изображаемый объект, но затруднялись  дать правильное обоснование, указать характерные признаки. Причем, задания с изображением растительных объектов выполнялись значительно хуже, чем задания с изображением животных.

В целом анализ результатов по этому блоку свидетельствуют о достаточной высокой степени подготовки учащихся,  системном повторении ими материала за курс основной школы.

Блок 5. Человек и его здоровье

Заданиями этого блока традиционно контролируются знания о строении и функционировании организма человека, составляющие основу санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Анализ результатов выполнения заданий этого блока позволил установить степень усвоения выпускниками знаний о строении и функциях организма человека, а также овладения ими основными учебными умениями.

В части 1 задания базового уровня лишь по отдельным заданиям линии 12 результат выполнения составил менее 50%. К ним относятся задания, в которых проверялись знания функций эндокринных желёз, строения глазного яблока, характеристика колбочек как зрительных рецепторов.

Слабо усвоенными оказались знания последовательности прохождения возбуждения в рефлекторной дуге, строения вегетативной нервной системы.

В части 2 в линии 24 самый низкий результат получен за выполнение задания, в котором требовалось исправить неверные суждения в тексте «Образование мочи в организме человека».

В целом анализ результатов выполнения заданий этого блока показал, что, как и в предыдущие годы, наибольшие трудности вызывают вопросы по следующим темам:

1) нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности;                                                                        2) строение и функции эндокринной и нервной систем, сенсорных систем.

Это объясняется не только сложностью учебного материала, но и недостаточным вниманием к этим темам у
большинства выпускников. Необходимо тщательно прорабатывать данное содержание еще в основной школе (при подготовке к ОГЭ), а также повторить в старшей школе при  подготовке к итоговой аттестации ЕГЭ).

.Блок 6. Эволюция живой природы

Этот блок включал задания, направленные на контроль знаний о виде, движущей силе, направлениях и результатах эволюции органического мира; умений объяснять возникновение аналогичных и гомологичных органов в царствах  растений и животных, основные ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.

В целом учащиеся показали хорошие знания по этому блоку, только отдельные задания были выполнены менее 30% участников. К ним относятся задания: на установление соответствия между характеристиками и путями эволюции (ароморфозом и идиоадаптацией); формами естественного отбора и их признаками; установление последовательности основных процессов при возникновении жизни на Земле.

Низкие результаты освоения фундаментальных понятий эволюционного учения можно объяснить тем, что основное внимание при изучении этих тем уделяется заучиванию теоретического материала, а не осмыслению механизмов эволюционных процессов и аргументации с привлечением конкретных примеров из изученного в основной школе учебного материала ботанической и зоологической тематики.

В части 2 в линии 23 предлагался рисунок с изображением ископаемого животного или растения, по которому требовалось определить эру и период его жизни по геохронологической таблице, класс, к
которому можно отнести это животное или растение, и указать признаки принадлежности к данному классу. Такие задания уже были в ЕГЭ прошлого года и учащиеся с ними справились в этом году намного лучше.

Проблемными оказались задания, в которых требовалось установить ароморфозы у покрытосеменных растений, позволившие им завоевать главенствующее положение на Земле, привести доказательства единства органического мира на Земле, определить значение огня в антропогенезе.

Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности

Этот блок содержал задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере, а также умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.

В этом блоке  затруднения вызвали следующие вопросы:
как дополнить схему по взаимоотношениям организмов в биоценозе; о трофических уровнях организмов в биоценозе; нахождению общих признаков, характерных как для естественных, так и для искусственных экосистем.
Проблемным оказалось задание на установление последовательности круговоротов веществ в биосфере, в частности круговорота азота, поэтому  изучению данной темы следует уделить больше внимания в процессе обучения.

Анализ результатов сдачи ЕГЭ по биологии в 2019 году показал,

что в ходе подготовки к экзамену необходимо суметь структурировать имеющееся биологическое содержание всего курса биологии за шесть лет обучения. А так как наибольшее количество заданий в КИМ приходятся на раздел «Общая биология», то отработке этого раздела и следует уделить наибольшее внимание. Повторение курсов биологии основной школы следует рассматривать системно, с учетом общебиологических знаний.

Следует начать отрабатывать содержание с общих вопросов: биология как наука; уровни организации живой природы, научные методы, применяемые в биологии.

При изучении всех разделов биологии необходимо обратить внимание на методы биологических исследований, использующие конкретные биологические науки, объекты и процессы, которые изучают эти науки, уровни организации живого.

Особое внимание следует обратить на ключевые, системообразующие биологические термины и понятия

В разделе «Общая биология»: обмен веществ и превращения энергииэнергетический обмен, фотосинтез, хемосинтез, хромосомный набор, митоз и мейоз,  наследственность, гаметогенез, гаструла, бластула, нейрула, изменчивость, ароморфоз, идиоадаптация, популяция, вид, видообразование, дегенерация, эволюция, экосистема, биоценоз, трофические связи, биосфера и другие.

В разделе «Человек и его здоровье»: орган ткань, система органов, рефлекс, иммунитет, поведение, нейрогуморальная регуляция, нейрон, торможение, возбуждение, гормон и другие.

В разделах «Растения», «Бактерии», «Грибы», «Лишайники»: растительные ткани, органы растений, многообразие растений, онтогенез растений, жизненный цикл растительного организма, генеративные и вегетативные органы, гаметофит, спорофит и другие.

В разделе «Животные»: систематика животных, органы, системы органов животных, онтогенез животных, билатеральная симметрия, типы нервных систем, метаморфоз, клоака, гермафродитизм и друг.ие.

Отдельное внимание следует уделить важнейшим биологическим теориям, законам и закономерностям, а также умению с их помощью объяснять процессы и явления в природе и жизни человека.

Для получения максимально высоких баллов следует обратить внимание на такие метапредметные понятия, как: «система», «саморегуляция», «энергия», «энтропия», «диффузия», «фильтрация», «химическая связь», «химическая реакция», «теплообразование», «гидролиз», «гомеостаз», «диполь», «диссоциация», «коллоидный раствор», «ионизирующее излучение», «парциальное давление» и другие.

Успешнее эти понятия будут усваиваться в случаях, реализации межпредметных связей биологии с курсами физики и химии.

Выпускники должны знать, понимать и объяснять сущность таких  понятий, как:

— «взаимодействие аллельных и неаллельных генов»;
— «закономерности изменчивости», «сцепленное наследование»;
— «размножение и индивидуальное развитие организмов»;
— «явление гетерозиса»;
— «круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере»;
— «процессы жизнедеятельности организма человека»;
— «строение и признаки вирусов»;
— «получение полиплоидов и отдаленных гибридов».

Для получения максимальных баллов выпускникам 2020 года при подготовке к экзамену не следует
забывать о заданиях прошлых лет с выбором одного правильного ответа, поскольку модернизированные вопросы строятся на их базе. Такие тесты находятся в ОБЗ ФИПИ. При верной организации работы учителей с подобными заданиями можно успешно проводить текущий контроль знаний.

Уже известно, что  изменений структуры и содержания КИМ ЕГЭ в 2020 году по биологии не будет. 

Вот на такой позитивной ноте, как и в прошлом году, я заканчиваю обзор Методических рекомендаций для учителей  В.С. Рохлова, Р.А. Петросовой, Т.В. Мазяркиной по анализу результатов сдачи ЕГЭ по биологии в 2019 году.

*******************************************************

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
И. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | анализ ошибок сдачи ЕГЭ по биологии в 2019 годувзаимодействие аллельных и неаллельных геновжизненный цикл клеткиизменчивостькодификаторматричный синтезнаследственностьфазы митоза и мейозахромосомный набор гаметофита и спорофитачередование поколений | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 17 =