САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Сцепленное наследование

Главная - Б. Основы генетики - Сцепленное наследование

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Продолжаем разговор на тему каких ошибок следует избегать при изучении самых основных «основ» генетики.

На «сложности» и особенности  в понимании законов, установленных Г.Менделем для аллельных генов (первые два закона) и неаллельных генов, находящихся в разных парах гомологичных хромосом (третий закон по дигибридному скрещиванию), мы останавливались в предыдущей статье.

Сами законы и решения разнообразных задач разбираются в моей первой  платной книге

«Как научиться решать задачи по генетике«.

А как в дальнейшем происходило развитие генетики? Ведь Г.Мендель, проводивший свои исследования во второй половине 19 века, ничего не знал о строении хромосом, генов, ДНК.

В своем докладе и публикациях  он использовал термины «признаки» организма или «задатки».

А вот то, что наследственные признаки организма локализованы в ядре клетки в специализированных структурах ДНК или хромосомах и как, и в виде чего они там «записаны» стало известно науке лишь через 50-55 лет в основном после опубликования результатов работ школы Томаса Моргана.

Казалось бы, должно существовать противоречие Менделевской генетики о независимом наследовании признаков при дигибридном скрещивании (дигенном наследовании) с Моргановской генетикой о сцепленном наследовании.

Из небольшой теоретической части моей новой книги 

Как решать задачи по генетике на сцепленное наследование  

вы узнаете:

* о том ключике, который я предлагаю для возможности понимания логического перехода от Менделевского учения к Моргановской генетике;

* почему   явление сцепленного наследования неаллельных генов   большинством учащихся объясняется с точностью до наоборот (как явление кроссинговера); 

*  почему «сцепленное наследование» нельзя путать с «наследованием, сцепленным с полом»;

* почему не учитывается тот факт, что при сцепленном наследовании доминантные и рецессивные аллели генов  могут совместно находиться в одной из гомологичных хромосом при цис-положении (AB//ab), а могут и в разных гомологичных хромосомах при транс-положении (Ab//aB);

* почему неверное понимание механизмов кроссинговера не позволяет правильно находить все возможные типы гамет и их количество.

Для закрепления материала в сборнике приводятся подробные решения 74 задач:

28 заданий общего методического плана,

24 задачи из вариантов ЕГЭ прошлых лет,

 22 задачи по сцепленному наследованию с кроссинговером

                                                       ***************************************

Предлагаю ознакомиться с анонсом книги «Как решать задачи по генетике на сцепленное наследование» на этой странице блога.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Б. Основы генетики | геном человекагеныДНКкартирование геновкроссинговерМендельМорганмуха дрозофиламушка дрозофилаперекрест хромосомрепетитор биологии по Скайпусобака Павловасцепленное наследованиехромосомная теорияхромосомы | Отзывов (14)
Отзывов (14)
  1. Виктор

    Определите порядок расположения генов в хромосоме, если известно, что расстояния между генами равны:
    А-В — 3 морганиды; В-С — 5 морганид; А-С — 8 морганид; С-В — 2 морганиды;
    А-О — 6 морганид; В-Е — 17 морганид; С-Е — 12 морганид.
    Составьте карту хромосомы с учетом того, что А-В = m, В-С = n, тогда А-С = (m + n) или (m — n). Не понимаю как это можно решить?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Вообще-то, если правильно, то длина любой хромосомы принимается за 1 морганиду (от фамилии ученого Томаса Моргана). Поэтому гены располагаются на хромосомах на расстояниях друг от друга, измеряемых сантиморганидами (см). Как метр и сотая часть метра сантиметр. Но давно уже лишь для удобства приставку «санти» перед словом морганида и не пишут, и не произносят, подразумевая под 1 морганидой именно 1 самтиморган.
      Рисуете отрезок прямой («хромосому»). Обозначаете рисками расположение генов, на соответствующих расстояниях друг от друга (пусть, например, для удобства 1 морганида на отрезке вашей прямой занимает 1 см). Сначала будет расположен ген А, потом на расстоянии 3 см ген В, потом С на расстоянии 5 см от В (как Вы видите между А и С при этом окажется расстояние, равное 8 см). Дальше у вас в условии задания явная опечатка допущена: «С-В — 2 морганиды». Ранее же уже было дано расстояние В-С равное 5 морганид (а расстояние то должно быть одно и то же, что В-С, что С-В). Наверное следует написать вместо «С-В» С-О? Далее отметьте на «хромосоме» ген О. Он будет между В и С на расстоянии 6 см от А и как раз на расстоянии 2 см от С. Далее отложите 12 см от С и обозначьте ген Е (он и будет на расстоянии 17 см от В). Итак, промежуток А-В это m, В-С — это n, тогда А-С это (m + n).

      Ответить
  2. Вика

    Гены D и E сцеплены и находятся на расстоянии 16 морганид. Определить, какие типы гамет и в каком соотношении образует организм с генотипом DdEe

    Ответить
    • Борис Садыков

      Поскольку сказано, что у этого организма с генотипом DdEe сцепленными (то есть находящимися в одной хромосоме) являются гены D и E, значит в гомологичной хромосоме находятся гены d и e. Раз указано расстояние между этими генами, равное 16 морганидам, это значит, что в случае кроссинговера, кроме основных (исходных) родительских гамет с геномами DE и de, которых будет по 42%, будут еще кроссоверные гаметы с геномами De и dE по 8%.

      Ответить
  3. Марат

    Нужна экстренная помощь!!! Гены А и В сцеплены, и перекрест между ними составляет 10 %, а ген С находится в другой группе сцепления, какие гаметы и в каких соотношениях будет образовывать гетерозигота AaBbCc? Какое будет потомство при самооплодотворении такой гетерозиготы?

    Ответить
    • Борис Садыков

      1) АBC, ABc, abC, abc — по 22.5% и AbC, Abc, aBC, aBc — по 2,5%
      2) Нужно построить две решетки Пеннета. В первой решетке 4х4 вписать 16 результатов скрещивания гамет АBC, ABc, abC, abc (расположенных по горизонтали) с такими же гаметами АBC, ABc, abC, abc (расположенными по вертикали).
      Во второй решетке 4х4 вписать 16 результатов скрещивания гамет AbC, Abc, aBC, aBc (расположенных по горизонтали) с такими же гаметами AbC, Abc, aBC, aBc (расположенными по вертикали).
      Очень громоздкое оформление получится, одно механическое вписывание да и только. И зачем такие задания «сочиняют»?

      Ответить
      • Саша

        Позвольте, а почему Вы не учитываете комбинирование кроссоверных и некроссоверных гамет при скрещивании?
        Тогда ответом будет решетка 8 на 8: ABC, ABc, abC, abc (не кроссоверные), AbC, Abc, aBC, aBc (кроссоверные) — и по горизонтали, и по вертикали.

        Ответить
        • Борис Садыков

          Саша, конечно, Вы правы, это моё упущение. Чтобы учесть все генотипы потомства надо построить одну огромную решетку Пеннета 8 х 8.

          Ответить
  4. Антон

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Меня интересует один вопрос из сферы решения задач по генетической тематике. В тренировочных материалах было дано такое условие задачи: «Женщина выходит замуж за больного гемофилией. Какими будут дети, если: 1) женщина здорова и не несет ген гемофилии; 2) женщина здорова, но несет ген гемофилии; 3) женщина больна гемофилией?» Дело в том, что меня немного смутило то, что в ответе на третий пункт вопроса задачи в решебнике давался ответ «будут больны 100% детей». У меня же получилось так, что будут больны только 75% детей. Я просто немного недопонимаю: гемофилия сцеплена с Х — хромосомой, но если указывается, что человек женского пола болен гемофилией, то рецессивный ген нужно указывать в обеих Х — хромосомах или только в одной?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Антон, ну как же Вы так «немного недопонимаете». У любого организма рецессивный признак проявится фенотипически только в том случае, если он будет находиться в обеих гомологичных хромосомах, то есть только в гомозиготном состоянии. В условиях задач по генетике всегда дается лишь описание словесного «портрета» организмов, то есть указываются их фенотипы. Сложность бывает лишь с установлением генотипа организма, имеющего фенотипически выраженный доминантный признак, потому что организмы и АА, и Аа будут фенотипически неотличимы. Но организмы с проявившимся фенотипически рецессивным признаком всегда будут только аа.
      В вашей задаче в пункте 3) от больной женщины (ее генотип однозначно ХаХа) и больного мужчины ХаY конечно же все дети и мальчики ХаY, и девочки ХаХа могут быть только больными гемофилией.
      Антон, разберитесь с заданиями по генетике на «Сцепленное наследование» и «Наследование, сцепленное с полом», так как эта задача вовсе не на сцепленное наследование!!! Можете приобрести мою платную книжку: «Как быстро научиться решать задачи по генетике»

      .

      Ответить
  5. Timur

    В тесте попался такой вопрос.
    Вероятность кроссинговера между генами А и В — 7%, между генами В и С — 10%, между генами А и С — 17%. Каков вероятный порядок расположения генов в хромосоме, если известно, что они сцеплены.
    1) А-В-С; 2) А-С-В; 3) В-С-А; 4) С-А-В.
    Объясните чем руководствоваться при ответе на вопрос? А что будет если гены не сцеплены?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Выражение «гены не сцеплены» относится к тем изучаемым признакам (генам), которые находятся в разных парах гомологичных хромосом (а не в одной хромосоме) и совершенно бессмысленно говорить о расстоянии между ними. Здесь же сказано, что гены сцеплены, то есть находятся в одной и той же хромосоме (то есть относятся к одной группе сцепления). Вероятность кроссинговера в % характеризует расстояние между генами в хромосоме, выражающееся в морганидах (правильнее говорить в сантиморганах, так как вся хромосома принимается за 1 морганиду). Установлено, что расстояние между генами прямо пропорционально частоте кроссинговера между ними. Поэтому здесь правильным будет ответ 1) А — B — C.

      Ответить
  6. Егор

    Борис Фагимович!
    Вы пишите: «Обратите внимание: 100 процентный кроссинговер обеспечит формирование максимум 50% новых, так называемых, кроссоверных гамет, а 50% при этом будет обычных некроссоверных гамет».
    Но почему это так? Объясните, пожалуйста!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Егор, я давно ждал, когда найдется проницательный читатель и задаст подобный вопрос. Все просто: надо помнить, что в профазе 1 мейоза каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид. Кроссинговер в одной паре приводит к новизне в сочетании одних аллелей, а в другой — других. Поэтому исходных сочетаний аллелей всегда больше, чем новых сочетаний (в крайнем случае их может быть поровну).

      Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *