САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Задания линии С5

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора ЕГЭ по биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru. Вот мы уже заканчиваем с вами изучение материалов тестов ЕГЭ по биологии заданий части С.

В предшествующих постах рассматривалась тематика заданий линий С1-С4 и те затруднения, которые вызывали эти задания  при ответах учащихся в предыдущие годы.

Кто ознакомился с вышеизложенным материалом, понимает,  что  при ответах на эти задания  вам придется на экзамене много заниматься сочинительством.

Почему «сочинительством»? Потому что правильные, полные ответы на эти задания потребуют от вас воспроизведения большого количества биологических знаний, аккумулированных вами из разных разделов биологии, которые вы, к тому же, должны будете доходчиво (для проверяющих экспертов) изложить собственными словами.

А чтобы ваши ответы  были «наиболее доходчивыми» — они должны по смыслу и глубине анализа быть наиболее приближенными  к ответам авторов-разработчиков тестовых заданий. А добиться этого сложно и даже очень сложно.

А вот с заданиями линий С5 и С6 хочу вас как репетитор ЕГЭ по биологии немного обрадовать. Хотя эти задания и включают наиболее сложные для понимания области биологических знаний (С5 — молекулярная биология и цитология и С6 — решение задач по генетике), почти все они составлены довольно  конкретно. Ответы на них можно дать чаще всего только однозначно, то есть так,  как и задумано самими авторами.

Это полностью исключает какие-либо субъективистские трактовки при оценке ваших знаний со стороны проверяющих экспертов, да и им облегчает работу.

Итак, задания линии С5. Эти задания включают проверку ваших знаний по молекулярной биологии и цитологии.

На какие моменты в изучении молекулярной биологии вам следует обратить особое внимание:

— иметь очень четкое представление о биологических матрицах: принципах копирования и создания в клетке молекул ДНК, разных видов РНК и белков;

— для этого надо хорошо разбираться в строении крупных апериодических молекулах нуклеиновых кислот и белков (нерегулярные биополимеры клетки);

— хорошо знать, что такое генетический код и его свойства. Понимать, что генетический код единая для всех живых организмов на Земле система кодирования информации, заложенной последовательностью нуклеотидов ДНК о последовательности аминокислот молекул белков: три рядом лежащих в  ДНК нуклеотида кодируют одну определенную аминокислоту белковой молекулы:

                     Но обратите внимание!

Когда говорим о генетическом коде, мы действительно имеем в виду последовательность нуклеотидов (триплетов) молекулы ДНК. Но,

                             Что неверного в вышеприведенной схеме?

Между цепочкой из пяти триплетов ДНК:  ГЦА   АГА  ГАТ  ААТ  ТГТ и цепочкой из пяти аминокислотных звеньев молекулы белка (а она будет не как на схеме, а: аргинин-серин-лейцин-лейцин-треонин), должна находиться нить из последовательности триплетов (кодонов) и-РНК:                                         …………………………..ЦГУ  УЦУ  ЦУА  УУА  АЦА (её то на схеме и нет).

Сначала с  участка  (гена) ДНК считывается информация  на и-РНК    по принципу комплементарности азотистых оснований — транскрипция (при этом надо помнить, что в РНК нет тиминового   нуклеотида Т, а есть вместо него урациловый нуклеотид У).

Затем и-РНК, как и р-РНК и т-РНК перемещаются в цитоплазму и уже там на рибосомах и идет сама сборка белковой молекулы —трансляция.

Всегда помните, что таблица расшифровки генетического кода вот такого вида:

представленная вам для решения экзаменационной задачи, составлена для триплетов (кодонов) и-РНК, а не триплетов ДНК (видите, в таблице ведь нет Тиминового нуклеотида).

В экзаменационном задании С5 обычно пишется как пользоваться этой таблицей: первый нуклеотид в триплете и-РНК берется из левого вертикального ряда, второй — из горизонтального и третий — из правого вертикального.

На пересечении этих трех нуклеотидов информационной РНК и будет находиться искомая аминокислота синтезируемой белковой молекулы.

— ни в коем случае не отождествлять понятие генетического кода с генетической информацией какого-либо организма (его генотипом) как это иногда встречается даже в учебниках по биологии. Если генетический код универсален, един для всего живого, то сама генетическая информация у любого организма своя собственная;

следует знать, что  задания по молекулярной биологии составлены так,  что иногда  можно найти правильно окончательный ответ не отвечая на какое-то промежуточное звено задания. Можно то можно, но вы все равно должны в своем ответе осветить все спрашиваемые пункты задания.

Я, как репетитор ЕГЭ по биологии, считаю это недочетом в составлении задач по молекулярной биологии и хочу обратить ваше внимание на решение задач по генетике в линии заданий С6.

Там, наоборот, чтобы правильно решить задачу необходимо использовать все все приводимые в условии задачи фразы!!! И если у вас «решилась» задача без использования хоть одной, казалось бы, незначительной «закорючечки» исходной информации — можно четко констатировать, что задача решена неверно.

На что обратить особое внимание при изучении цитологии:

— хорошо представлять себе учение о клетке как структурной и функциональной единице всего живого. Определенная структура клетки (консерватизм) обеспечивает сущность каждой биологической системы.

А функциональная изменчивость (динамизм) — залог длительного существования её во времени.

То есть, универсальное существование жизни  в виде клеточного строения — это четкая демонстрация одного из основных законов диалектики — закона единства и борьбы противоположностей;

— не только знать названия и строение всех клеточных органелл, но и хорошо разбираться в из предназначении в клетке — их функциях;

— знать характеристику различных фаз митоза и мейоза и их  значение  в жизни организма: по крайней мере не путаться с названиями этих двух процессов и иметь четкое представление чему служит каждый из них.

Как вы помните — этот пост я начал «за здравие». Не очень то хочется заканчивать его «за упокой»…

Но факты таковы: да, действительно, для очень сильных учащихся гарантированно получить  за задания С5 и С6 максимум баллов не составляет трудности; но в целом эти задания, видимо, оказываются самыми сложными из всего курса биологии, так как их выполняет наименьшее число сдающих экзамен.

                                                              ********************************************

У кого есть вопросы по  статье к репетитору ЕГЭ по биологии по Скайпу,  замечания, пожелания — прошу в комментарии.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | апериодические молекулыБиологические матрицыбиосинтез белкагенетическая информациягенетический кодгенотипделение клеткиДНКзадания линии С5задачи по генетикемейозМитозмолекулярная биологиянерегулярные биополимерырепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиирешаю генетические задачирешаю задачи по генетикерешаю контрольные по генетикерешение генетических задачрешу задачи по генетикеРНКцитология | Отзывов (18)
Отзывов (18)
  1. Kseniya1103

    В трансляции участвовало 110 молекул т-РНК. Определите количество аминокислот, входящих в состав образующегося белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

    Ответить
    • Борис Садыков

      110 аминокислот, 110 триплетов, 330 нуклеотидов в гене.

      Ответить
      • Kseniya1103

        Фрагмент ДНК состоит из 72 нуклеотидов. Определите число триплетов и нуклеотидов в и-РНК, а также количество аминокислот, входящих в состав белка. Заранее благодарю!

        Ответить
        • Борис Садыков

          Так как молекула ДНК двухцепочечная, то в одной цепи данного фрагмента содержится 36 нуклеотидов. Столько же нуклеотидов будет в и-РНК. 36 нуклеотидов и-РНК содержит 12 триплетов. Один триплет кодирует 1 аминокислоту, значит белок, кодируемый этой и-РНК, состоит из 12 аминокислот.

          Ответить
  2. Карина

    Здравствуйте. Не могу разобраться с заданием С5 (Демо-2014): Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в конце телофазы мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае. Особенно затрудняюсь с определением (с) набора. Как происходит подсчет и можно ли увидеть это на рисунке? Хотелось бы найти описание n и c наборов для каждой фазы (может быть, смогу их просто вызубрить). Помогите, пожалуйста!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Карина! На этом блоге в категории «Общая биология» есть статья «Митоз и мейоз», где я подробно (подробнее уже и не знаю как написать) отвечаю про «n» и «c» как в самой статье, так и отвечая на вопросы в комментариях. Думаю, если Вы там все внимательно изучите, Вам будет все понятно.

      Ответить
  3. Timur

    Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

    Ответить
    • Борис Садыков

      1.Клетки пыльцевого зерна — микроспоры и спермии сосны содержат гаплоидный набор хромосом.
      2.В мужских шишках сосны развиваются пыльцевые мешки, внутри которых из исходных клеток образуются микроспоры (пыльцевые зерна).
      3. Микроспоры образуются в результате мейоза, поэтому содержат гаплоидный набор хромосом. Из этих гаплоидных микроспор в результате митозов образуются гаплоидные спермии.

      Ответить
  4. Расима

    Как рассчитать количество пуриновых азотистых оснований в и-РНК: ГУЦ ЦАЦ ЦУЦ АЦЦ ЦЦЦ ГАГ ГАГ ААУ?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Азотистые основания нуклеотидов, в зависимости от того сколько ароматических колец входит в из состав, делятся на пиримидиновые (одно кольцо: цитозин и урацил) и пуриновые (два кольца: аденин и гуанин). Запомнить можно так: «Все нины — пурины». Видно, что в искомом отрезке цепочки РНК будет 11 нуклеотидов с пуриновыми азотистыми основаниями.

      Ответить
  5. Ирина

    Фрагмент и-РНК имеет следующее строение Г-Ц-У-А-А-У-Г-У-У-Ц-У-У-У-А-Ц. Определите антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот, закодированную в этом фрагменте. Также напишите фрагмент молекулы ДНК, на котором была синтезирована эта и-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).

    Ответить
    • Борис Садыков

      1. Антикодоны т-РНК: Ц-Г-А; У-У-А; Ц-А-А; Г-А-А; А-У-Г. Антикодоны т-РНК «как ключ к замку» должны подходить к кодонам (триплетам) и-РНК и строятся по принципу комплементарности азотистых оснований А-У или У-А, Ц-Г или Г-Ц
      2. Последовательность аминокислот в кодируемой молекуле белка будет: ала — асн — фен — лей — тир.
      Только для этого и нужна таблица генетического кода, в которой дано соответствие кодонов (триплетов) и-РНК строго определенным названиям аминокислот из которых строится молекула белка.
      3. Фрагмент молекулы ДНК: Ц-Г-А-Т-Т-А-Ц-А-А-Г-А-А-А-Т-Г -тоже строится по принципу комплементарности азотистых оснований А-Т (так как в ДНК нет У), Г-Ц или Ц-Г (и здесь никакую таблицу генетического кода использовать не надо).

      Ответить
  6. Ирина

    Фрагмент ДНК состоит из 72 нуклеотидов. Определите число триплетов и нуклеотидов в и-РНК, а также количество аминокислот, входящих в состав образующегося белка.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Поскольку во фрагменте двухцепочечной ДНК 72 нуклеотида, то в и-РНК, кодируемой одной цепочкой ДНК, будет содержаться 36 нуклеотидов или 12 триплетов нуклеотидов. Один триплет нуклеотидов при трансляции обеспечит присоединение одной аминокислоты к синтезируемой молекуле белка. Значит аминокислот будет тоже 12 штук.

      Ответить
  7. Ирина

    Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующее строение: Г-Г-Ц-Т-Ц-Т-А-Г-Ц-Т-Т-Ц. Постройте на ней и-РНК и определите последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка ( для этого используйте таблицу генетического кода). Пожалуйста помогите решить, спасибо!

    Ответить
    • Борис Садыков

      1) Фрагмент и-РНК, построенный по данному фрагменту ДНК будет:
      Ц-Ц-Г-А-Г-А-У-Ц-Г-А-А-Г;
      2) последовательность аминокислот в искомом белке будет:
      пролин (про)-аргинин(арг)-серин(сер)-лизин(лиз)

      Ответить
  8. Ирина

    В молекуле ДНК содержится 31% аденина. Определите, сколько % в этой молекуле содержится других нуклеотидов. Если можно, напишите пожалуйста полное решение, спасибо!!!

    Ответить
    • Борис Садыков

      В двухцепочечной молекуле ДНК адениновому нуклеотиду А комплементарен тиминовый Т, значит их поровну по 31%. Другая пара комплементарных нуклеотидов — это гуаниловый Г и цитидиловый Ц, их тоже будет поровну по (100% — 62%): 2 = по 19%.

      Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *