САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Анализ тестовых заданий части В

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

В этой статье разбираются ответы на задания экзаменационных работ по биологии части В, которые вызвали затруднения у учащихся.

Часть «В» КИМов ЕГЭ состоит из 8 линий. В соответствии со спецификацией, три линии — В1-В3 — содержат задания с выбором трех правильных ответов из шести, линии В4-В7 содержат задания на соответствие, а линия В8 — задания на установление последовательности.

По сравнению с предыдущими годами,  с 2012 года в части В произошли изменения (в лучшую сторону). Линия В7 стала состоять из заданий на соответствие, а раньше она включала задания на установление последовательности определенных биологических событий или явлений. А как известно, задания на установление последовательности событий были часто составлены некорректно. Все задания этой части относятся к заданиям повышенного уровня сложности.

Оценивание заданий всех восьми линий проводится по двухбалльной системе: 2 балла выставляется за полностью правильно выполненное задание; 1 балл за частично правильный ответ и 0 баллов за неправильно выполненное задание.

В заданиях с выбором трех правильных ответов из шести, частично правильным считается ответ, в котором указаны два верных ответа и при этом выдержана инструкция, то есть всего дано три ответа. В заданиях на соответствие, частично правильным считается ответ, в котором одно соответствие указано неверно, в заданиях на последовательность частично правильным считается ответ, в котором допущена ошибка в последних двух элементах последовательности.

Распределения заданий части В по содержательным блокам

Линия В1 должна содержать задания из второго и третьего блоков «Клетка как биологическая система» и «Организм как биологическая система».
Линия В2, соответственно, из четвертого и пятого блоков «Система и многообразие органического мира» и «Организм человека и его здоровье».
Линии В3 и В7 – задания из шестого и седьмого блоков «Эволюция живой природы» и «Экосистемы и присущие им закономерности».
Линия В4 — из четвертого блока «Система и многообразие органического мира».
Линия В5 — из пятого блока «Организм человека и его здоровье».
Линия В6 — из второго блока «Клетка как биологическая система», а линия В8 может включать задания всех блоков, кроме первого.

В линиях В1-В3, не сложными были задания из третьего блока «Система и многообразие органического мира».
Укажите признаки, позволяющие объединить Ракообразных, Паукообразных и Насекомых в тип Членистоногие.
1) способность к жаберному дыханию
2) хитиновый покров тела
3) сегментированность тела
4) парные зелёные железы
5) развитие крыльев как органов движения
6) членистые конечности.
Надо было указать лишь общие признаки, характерные для всего типа Членистоногих: хитиновый покров тела, сегментированность тела, членистые конечности, но учащиеся указывали и на отдельные признаки классов Членистоногих.

И вопрос из шестого блока «Эволюция живой природы»
Какие приспособления защищают животных от хищников?
1) наличие ядовитых желёз
2) способность впадать в спячку
3) маскировка и мимикрия
4) покровительственная окраска тела
5) поведение в брачный период
6) изменение уровня обмена веществ в течение суток.
На который большинство ответили правильно  — 1), 3), 4).

Самым трудным из всех заданий этой формы оказалось задание из пятого блока «Организм человека и его здоровье» на знание функций отделов головного мозга.
В организме человека средний отдел головного мозга
1) осуществляет контроль за поддержанием тонуса скелетных мышц
2) осуществляет координацию сердечно-сосудистой деятельности
3) контролирует ориентировочные рефлексы на свет и звук (бугры четверохолмия)
4) регулирует рефлексы в процессе ходьбы и стояния
5) регулирует обмен веществ в организме
6) осуществляет контроль за постоянством внутренней среды организма
Средний мозг включает в себя центр ориентировочного рефлекса, центр позы, центр обработки первичной информации (зрение, слух), также регулирует продолжительность актов жевания и глотания. Следовательно, из предложенных ответов верными будут три: 1) осуществляет контроль за поддержанием тонуса скелетных мышц; 3) контролирует ориентировочные рефлексы на свет и звук; 4) регулирует рефлексы в процессе ходьбы и стояния. К сожалению не во всех школьных учебниках по биологии человека так подробно расписаны функции среднего мозга и данный тест больше похож на какое-то из олимпиадных заданий. Вообще тема, связанная функциями отделов головного мозга, традиционно является сложной.

Трудным оказалось и задание из шестого блока «Эволюция живой природы», связанное с движущими силами эволюции.
К элементарным эволюционным факторам (движущим силам) относят
1) мутации
2) изоляцию
3) модификационную изменчивость
4) плотность популяции
5) приспособленность особей к среде
6) борьбу за существование.
Здесь в самом вопросе авторами-составителями допущена несуразица. Есть эволюционные факторы ненаправленного действия (ну можно обозвать «элементарные»): мутации, изоляции, популяционные волны (или изменения плотности популяций), адаптации, борьба за существование. А есть фактор направленного действия или основная движущая сила эволюции (и она одна) — это естественный отбор (он в себя вбирает все элементарные эволюционные факторы). Правильных ответов (если отвечать на вопрос об «элементарных эволюционных факторах», но не «движущих силах») здесь можно выбрать не три, а четыре: мутации, изоляции, плотность популяции (если понять этот ответ как изменения плотности популяции) и борьба за существование.

В заданиях на соответствие в линиях В4 – В7 самым сложным оказалось задание, проверяющее знания характеристик процессов энергетического обмена.
Установите соответствие между характеристикой процесса и этапом энергетического обмена, на котором этот процесс происходит.
1. Гидролиз полимеров:
А) происходит в лизосомах
В) вся энергия выделяется в виде тепла.
2. Гликолиз:
Г) образуется пировиноградная кислота.
3. Биологическое окисление:
Б) происходит на мембранах митохондрии
Д) протекает только при наличии кислорода
Е) синтезируется наибольшее количество АТФ.
Вероятно, кого-то мог смутить термин «гидролиз полимеров», так как чаще всего этот первый этап энергетического обмена в школьных учебниках называется подготовительным. Он действительно связан с гидролизом пищи (тогда он происходит в желудочно-кишечном тракте) или гидролизом полимеров клетки (тогда он происходит в лизосомах клетки). Особенность этого этапа в том, что вся образуемая энергия выделяется в виде тепла. Гликолиз или второй этап энергетического обмена (бескислородный), характеризуется тем, что на этом этапе образуется пировиноградная кислота. Биологическое окисление, или третий кислородный этап энергетического обмена, происходит на мембранах митохондрии, протекает только при наличии кислорода и на этом этапе синтезируется наибольшее количество АТФ.

Следующее очень простое задание из блока «Система и многообразие органического мира» правильно было выполнено лишь незначительным количеством учащихся.
Установите соответствие между признаком червей и типом, для которого он характерен.
1. Круглые черви
Б) паразитирование в растениях
Е) наличие плотной многослойной кутикулы
2. Кольчатые черви
А) наличие у большинства кровеносной системы
В) сегментация тела
Г) наличие вторичной полости тела
Д) наличие щетинок на теле
Вероятно многие пытались «подогнать» ответы (по три ответа для каждого типа червей) и отсюда такой малый процент правильных ответов на это простое задание.

Мало учащихся справляются с заданиями на знание способов видообразования: географическое видообразование (или аллопатрическое) и экологическое (симпатрическое) видообразование.
Установите соответствие между примером и возможным способом видообразования, который он иллюстрирует.
1. Географическое:
Б) обитание разных популяций чёрного дрозда в глухих лесах и вблизи жилья человека
В) распад ареала лесного ландыша на изолированные участки в связи с оледенением
Д) формирование лиственницы даурской в результате расширения ареала лиственницы сибирской на восток.
2. Экологическое:
А) обитание двух популяций окуня обыкновенного в прибрежной зоне и на большой глубине озера
Г) образование разных видов синиц на основе пищевой специализации
С одной стороны примеры разных способов видообразования яркие и очевидные, но с другой стороны, чтобы их правильно интерпретировать нужен навык. Поэтому возникает необходимость в настоятельной рекомендации тщательной подготовки к сдаче ЕГЭ, поскольку просто так экзамен не сдать.

Еще одно задание, оказавшееся не простым, посвящено строению органоидов:
Установите соответствие между признаком и органоидом клетки, для которого он характерен.
1. Рибосома
А) состоит из большой и малой субъединиц
В) участвует в сборке белковых молекул
Д) состоит из белков и нуклеиновых кислот.
2. Клеточный центр
Б) состоит из двух центриолей
Г) формирует веретено деления
Е) состоит из белковых микротрубочек.
Сама по себе тема задания – строение органоидов клетки — традиционно достаточно хорошо изучается в курсе общей биологии. Но в этом задании органоиды оказались не из самых «основных». Разбираются немембранные органеллы клетки. Что рибосома состоит из большой и малой субъединиц и участвует в сборке белковых молекул — оказалось известно многим. А вот то, что она состоит из белков и нуклеиновых кислот (вспомните третий вид РНК не случайно имеет название «рибосомальная», так как она и входит в состав субчастиц рибосом). Аналогичная ситуация относительно строения и функции клеточного центра (состоит из двух центриолей и участвует в формировании веретена деления). Сложнее вспоминается, что клеточный центр состоит из белковых микротрубочек.

В линии В8 самым сложным оказалось задание, посвященное процессу фотосинтеза:
Установите последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.
1) возбуждение электронов хлорофилла
2) синтез АТФ
3) фиксация СО2
4) поглощение квантов света молекулами хлорофилла.
Деление фотосинтеза на световые и темновые реакции хорошо известно многим учащимся, но суть протекающих в них процессов воспринимается значительно сложнее, поэтому задание и оказалось таким трудным. В световых реакциях сначала происходит: 4) поглощение квантов света молекулами хлорофилла, 1) возбуждение электронов хлорофилла и 2) синтез АТФ. В темновую фазу3) фиксация СО2. На самом деле это задание оказалось все же проще, чем следующее.

Установите последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.
1) восстановление НАДФ+ до НАДФН2
2) поглощение квантов света молекулами хлорофилла
3) фиксация СО2
4) переход электронов в возбуждённое состояние.
Здесь надо было помнить, что в световую фазу фотосинтеза после 2) поглощения квантов света молекулами хлорофилла и 4) перехода электронов хлорофилла в возбуждённое состояние, происходит еще и процесс фотолиза воды. Фотолиз воды необходим для образования протонов водорода Н+, служащих для 1) восстановления НАДФ+ до НАДФН2. Молекулы НАДФН2, в свою очередь, служат переносчиками водорода для обеспечения протекания темновой фазы фотосинтеза, заключающейся в 3) фиксации СО2 и образовании глюкозы — С6Н12О6.

В целом можно сделать вывод, что самыми трудными оказались задания второго и пятого блоков «Клетка как биологическая система» и «Организм человека и его здоровье».
Это лишний раз подчеркивает необходимость внимательно относиться к методическим материалам и выстраивать подготовку к ЕГЭ с учетом всех особенностей КИМов.

*************************************************
У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, обращайтесь в комментриях.

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
в) ЕГЭ по биологии до Рохлова (до 2018 года)Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | варианты тестовых заданий ФИПИрепетитор биологии по Скайпутесты ЕГЭ по биологиичасть В | 30 комментариев
Отзывов (30)
  1. Светлана

    Борис Фагимович, вопрос из ФИПИ раздел экосистемы, стр.44.вопрос 7. Как считаете? Процесс образования каменного угля характерен для живого или неживого вещества. Я думаю, что для живого вещества, так как каменный уголь образуется из продуктов разложения растений.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Да, Светлана, каменный уголь по своей природе биотического происхождения. Для образования угля необходимо огромное количество недоразложившейся растительной массы. Идеальное место для этого – болота. Вода в них бедна кислородом, имеет низкие значения рН, что препятствует жизнедеятельности бактерий. Не успевая полностью сгнить, растительная масса спрессовывается за счет последующих отложений почвы. Образовавшийся торф служит исходным материалом для образования каменного угля. Этот процесс очень длительный. Так, считается, что большая часть современных запасов каменного угля образовались в эпоху палеозоя более 300 млн. лет назад.

      Ответить
  2. Светлана

    Борис Фагимович! Как думаете по следующему вопросу: форма бесполого размножения организмов это: а)образование спор у кукушкина льна, б) партеногенез у дафнии, в) спорообразование у кишечной палочки г) почкование у полипа д) образование цист у амёбы, е) митотическое деление одноклеточных водорослей? Я думаю ответы: а,г,е. Не подходит в и д это не формы бесполого размножения, партеногенез — половое.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Да, Светлана, всё верно.

      Ответить
  3. Леонид

    Здравствуйте! Помогите разобраться, был бы благодарен Вам за Ваше мнение по данному вопросу. «Какие клетки не способны к фагоцитозу: 1 грибы, 2 бактерии, 3 растения, 4 амебы, 5 лейкоциты, 6 инфузории.»
    Я считаю, что к фагоцитозу не способны организмы, имеющие клеточную стенку. Это точно грибы и растения. Некоторые бактерии не имеют муреиновой оболочки и способны изменять форму тела и способны к эндоцитозу. У инфузорий же есть жесткая пелликула, а также специализированные для питания структуры (цитостом и цитофаринкс). Поэтому я считаю, что правильные ответы: растения, грибы, инфузории.
    Хотя возможно в контексте ЕГЭ такие подробности не подразумеваются и в ответ входят только организмы имеющие клеточную стенку: бактерии, растения и грибы.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Леонид!
      Вы правы, что вопрос не простой. Но питание инфузорий — это вообще-то тоже фагоцитоз, пусть и не такой «типичный» как для клеток с эластичной мембраной. Инфузориям не надо «выпячивать» свои поверхностные структуры, чтобы захватить клетки или крупные частицы пищи. Они захватывают их при помощи цитостома (но ведь ЗАХВАТЫВАЮТ же) и в дальнейшем цища оказывается в пищеварительной вакуоли (как и при типичном фагоцитозе, разбираемом в школьных учебниках). А вот бактерии, даже грамотрицательные (не имеющие такой толстой клеточной стенки как грамположительные бактерии) не способны к фагоцитозу.

      Ответить
  4. Ольга

    Здравствуйте, Борис Фагимович, в B1 встретился такой вопрос: укажите три функции, которые выполняет современная клеточная теория
    1) Экспериментально подтверждает научные данные о строении организмов
    2) Прогнозирует появление новых фактов и явлений
    3) Описывает клеточное строение разных организмов
    4) Систематизирует, анализирует и объясняют новые факты о клеточном строении организмов.
    5) Выдвигает гипотезы о клеточном строении всех организмов.
    6) Создает новые методы исследования клетки
    Я выбрала 345, но правильно 245 .
    Я не понимаю почему объясните пожайлуста.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Клеточная теория лишь постулирует, что все организмы состоят из клеток и клетки сходны по строению (на то она и теория), но никак не «описывает клеточное строение разных организмов» (это я так коряво оправдываю составителей теста). Исходя из того, что основное в клеточной теории — это ее эволюционное значение (она свидетельствует о единстве происхождения всего живого), то можно с огромной натяжкой пункт 2) о прогностической роли клеточной теории — считать правильным. Ольга, соглашусь с Вами, что подобных «размытых» тестов не должно быть вовсе в экзаменационных вариантах ЕГЭ !!!

      Ответить
  5. Светлана

    Борис Фагимович! Изучала одну книжицу для подготовки к ЕГЭ. Встретился такой вопрос: установите соответствие: 1.Симбиоз 2. Нахлебничество. А) львы и гиены; Б) носорог и воловьи птицы; В) муравьи и тля; Г) термиты и целлюлозоразрушающие бактерии; Д) бобовые растения и клубеньковые бактерии. Ответы в сборнике: 22111. У меня что то сомнения по поводу носорогов и воловьих птиц -разве это нахлебничество?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Светлана, я тоже так думаю, что носороги и воловьи птицы чистильщики, поедающие из их шерсти насекомых — это один из ярких примеров симбиоза.

      Ответить
  6. Светлана

    Борис Фагимович. Вопрос: установите соответствие между органоидом и царством у которого он встречается? 1. Животные; 2. Растения. 1)центриоль; 2)клеточная оболочка; 3) центральная вакуоль; 4) комплекс Гольджи; 5) лейкопласт. Я распределила так 12212. С комплексом Гольджи как то не совсем ясно. В Википедии прочитала, что у растительных клеток обнаруживается ряд отдельных диктиосом. В школьной программе, по-моему, это не проходят? Всё же, как считаете, я правильно соотнесла?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Это очередной ляп составителей теста. Аппарат Гольджи и по школьным учебникам, и по вузовским — бесспорно присутствует как в животных, так и растительных клетках.

      Ответить
  7. Светлана

    Борис Фагимович, как думаете по следующему вопросу? Попадание в водоёмы органических веществ со сточными водами с животноводческих ферм может привести к увеличению численности популяций: 1) гетеротрофных бактерий; 2) ракообразных; 3) цветковых растений; 4) многоклеточных водорослей; 5) одноклеточных водорослей; 6) бактерий редуцентов. Мои ответы: 156. (1- потому что органику нужно использовать, будут использовать гетеротрофы; 5 — синезелёные — именно они бурно размножаются в таких водоёмах; 6 — разлагать это всё кому то надо).

    Ответить
    • Борис Садыков

      Нехороший, «мутный» тест. Чтобы ответить на него надо «догадаться», что с органическими веществами сточных вод животноводческих ферм, которые дадут вспышку развития гетеротрофных бактерий (ответ 1.), поступают и минеральные азотсодержащие вещества, могущие вызвать вспышку развития водорослей (ответы 4,5). Светлана, в ответе 5. написано «одноклеточные водоросли» — это вовсе не синезеленые (синезеленые — это нитчатые цианобактерии, а не одноклеточные водоросли).

      Ответить
      • Светлана

        Да, я забыла про синезелёных. Про гетеротрофов тоже выпустила из виду…..Всё таки, как бы вы ответили?

        Ответить
        • Борис Садыков

          Здесь всего два ответа подходят 1) и 6) (и оба они означают одно и тоже).

          Ответить
  8. Светлана

    День добрый, Борис Фагимович! Как думаете по следующему вопросу: какие функции выполняет ЭПС в растительной клетке? 1. участвует в сборке белка из аминокислот; 2. обеспечивает транспорт веществ; 3.образует первичные лизосомы; 4.участвует в фотосинтезе; 5. обеспечивает синтез некоторых липидов и углеводов; 6. осуществляет связь с комплексом Гольджи. Я ответила 256. Не взяла ответ 1-участие в сборке, потому что считаю это функцией рибосом (не смотря на то, что рибосомы есть на гранулярной ЭПС). Не уверена в своём ответе.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Добрый день, Светлана! Согласен, что это очередной «корявенький» тест, так как ответ 1) тоже в принципе правильный. Вероятно, Вы правы, что не выбрали ответ 1). Видимо, составители этого теста считают, что в непосредственной «сборке белка из аминокислот» участвуют рибосомы (а не сама ЭПС). Но это глупость, считать правильным ответ 5) и, при этом, считать ответ 1) как неправильный.

      Ответить
      • Светлана

        Тогда 4 ответа правильных))))))))))))))

        Ответить
  9. Светлана

    Борис Фагимович, вот ещё один непонятный для меня вопрос. Разъясните пожалуйста. В нервной системе человека вставочные нейроны передают импульсы: 1. с двигательного нейрона в головной мозг; 2. от рабочего органа в спинной мозг; 3. от спинного мозга в головной мозг; 4. от чувствительных нейронов к рабочим органам; 5. от чувствительных нейронов к двигательным; 6. из головного мозга к двигательным нейронам. Это вопрос из демо версии ЕГЭ 2014. Ответ 356. Ответ 5 для меня очевиден. А вот остальные под вопросом.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Светлана, я с Вами согласен, что здесь очевидным является только ответ 5., что от чувствительного нейрона сигнал, прежде чем достичь двигательного нейрона, пройдет через вставочный нейрон. Ответ 3. тоже верный, так как на пути от спинного мозга к центрам анализа сигналов в головном мозге тоже находятся вставочные (ассоциативные)нейроны. И ответ 6. верный, так как сигнал от центров головного мозга к двигательным нейронам соматической нервной системы тоже проходит через вставочные нейроны.

      Ответить
  10. Светлана

    Вот такие спорные, для меня, вопросы встретились сегодня.1. В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в: 1. сокращении численности деревьев в результате вырубки; 2. ограничение численности растительноядных животных хищниками; 3. гибели деревьев в результате массового размножения насекомых вредителей; 4. зависимости численности белок от урожая желудей; 5.полном уничтожении волками популяции кабанов; 6. ограничение роста численности мышей хищниками. Мои ответы: 246, у составителей ответы 235.
    Вопрос 2. В пищевых цепях экосистем: 1. часть содержащейся в пище энергии используется на жизнедеятельность организмов; 2. часть энергии превращается в тепло и рассеивается; 3.вся энергия пищи преобразуется в химическую; 4. значительная часть энергии запасается в молекулах АТФ; 5. происходит увеличение энергии при переходе от одного звена к цепи к другому; 6. от звена к звену биомасса уменьшается. Мои ответы: 126, у составителей ответы 145.

    Ответить
    • Борис Садыков

      По первому вопросу Вы, конечно, правы. Только 2,4,6. Ответы 3 и 5 — это примеры нарушения саморегуляции. И по второму вопросу, конечно, Вы правы. Ответы 4 и 5 прямо противоположные заданному вопросу. Светлана, откуда Вы такие хорошие вопросы взяли, но с неправильным указанием ответов?

      Ответить
      • Светлана

        Разработано ФИПИ. Практикум ЕГЭ биология, подготовка к выполнению части 2В, Воронина Г.А. Калинова Г.С., Москва 2012. Скачала в Инете. И это ещё не всё, к сожалению….

        Ответить
  11. Светлана

    Вот ещё вопрос, на который в разных источниках даются разные варианты ответов. В тонком кишечнике человека происходит всасывание в кровь: 1.глюкозы; 2. аминокислот; 3. жирных кислот; 4.растительных белков; 5. клетчатки; 6. гормонов.
    1 и 2 ответ не вызывают сомнения. Продукты расщепления жиров всасываются в лимфу, 4 и 5 ответы-неверные, остаётся 6 гормоны. Итак я ответила 126

    Ответить
    • Борис Садыков

      Нет, неверно. В каждую ворсинку кишечника входят и кровеносный, и лимфатический капилляры. Поэтому жирные кислоты бесспорно тоже всасываются в тонком кишечнике. А вот гормоны — это вещества, образуемые железами внутренней секреции, и поступающие в кровь (в крови они и разрушаются).

      Ответить
      • Светлана

        Да, Борис Фагимович! Просто мои рассуждения по поводу…Всё так, но есть гормоны, которые поступают в организм, а не синтезируются в нём. Быть может эти гормоны имелись ввиду…..?????

        Ответить
        • Борис Садыков

          Светлана, я ошибся, отвечая на этот вопрос как на вопрос о том, какие вещества всасываются ворсинками кишечника. А надо было отвечать, что всасывается в кровь. Значит ответ 3) жирные кислоты тоже не верный, так как они поступают в лимфу.
          Но и ответ 6), по моему, тоже выбирать не следует, так как это тест ЕГЭ, который должен базироваться на школьной программе.

          Ответить
  12. Светлана

    Добрый день, Борис Фагимович! Встретился вопрос: к сокращению численности травянистых растений могут привести следующие антропогенные факторы: 1. увеличение численности лосей и зубров; 2. вытаптывание растений туристами 3.увеличение нор грызунов; 4.сбор редких растений для букетов; 5. вырубка дуплистых деревьев; 6. загрязнение среды обитания растений. Полагаю, что правильные ответы: 2,4,6.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана! Да, я тоже полагаю как и Вы.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × три =