САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Полезный блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: репетиторам, учителям и старшеклассникам
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Полезный блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: репетиторам, учителям и старшеклассникам

Вопросы по биологии, добавленные в ОБЗ ЕГЭ в 2019 году

Главная - Ж. ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ - Вопросы по биологии, добавленные в ОБЗ ЕГЭ в 2019 году

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

В сентябре 2019 года сотрудники Федерального Института педагогических измерений (ФИПИ) снова как и в 2017 и 2018 годах добавили в ОБЗ ЕГЭ по биологии  новые задания, взятые из КИМов 2019 года.

Всего по всем 7-ми Разделам  Кодификатора в 2019 году добавили  170 новых вопросов.

Свои ответы вы можете сверить с моими ответами, заказав их здесь

Следует отметить, что  в основном задания не отличались по уровню сложности от заданий предыдущих лет. Большинство заданий — это лишь немного перефразированные задания прошлых лет.

Довольно сильно изменили задания по молекулярной биологии с использованием таблицы генетического кода и формулирование заданий по генетике.

Часть заданий по молекулярной биологии были такими же как в прошлом году, когда из фрагмента ДНК  удаляли или заменяли какой-либо триплет или нуклеотид и требовалось найти изменения во фрагменте пептида.  А чтобы решить задания составленные совсем по-новому, нужно было знать понятия «информативной» и «неинформативной» частей гена и догадаться о смещении рамки считывания при трансляции.

Предлагаемые задачи по генетике на дигибридное скрещивание были составлены так, что только  «продвинутые» ученики смогли понять: а) какие признаки считать аутосомными, а какие сцепленными с полом; б) какие аллели генов считать доминантными, а какие рецессивными. Да и на само решение и оформление таких заданий учащиеся должны были потратить не менее получаса драгоценного времени.

В этой статье ниже представлены лишь вопросы тех заданий, которые вызвали недоумение у меня и обсуждение их может быть полезным.

Фрагмент молекулы ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦГЦЦЦГАТАЦТАГАЦ  В результате мутации – замены одного нуклеотида в ДНК третья аминокислота во фрагменте полипептида заменилась на аминокислоту Гис. Определите аминокислоту, которая кодировалась до мутации. Какие изменения произошли в ДНК, иРНК в результате замены одного нуклеотида? Благодаря какому свойству генетического кода одна и та же аминокислота у разных организмов кодируется одним и тем же триплетом? Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

Формулировка последнего вопроса некорректна, так как аминокислоты, наоборот, могут кодироваться не одним, а несколькими триплетами (из-за избыточности генетического кода). А вот зато каждый триплет у любых организмов кодирует строго одну определенную аминокислоту – это и есть универсальность генетического кода.

Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦГТАЦЦЦГАГАЦЦТАГАТЦЦ. Ген содержит информативную и неинформативную части для трансляции. Информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту Мет. С какого нуклеотида начинается информативная часть гена? Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи. Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

Можно сказать, что это задание совершенно нового типа, так как в нем рамка считывания при трансляции полипептида начинается не от края фрагмента будущей и-РНК, а со сдвигом на 2 нуклеотида. По комментариям вк у репетитора Катерины Лукомской https://vk.com/idbiorepetitor понятно, что многие потенциальные стобалльники потеряли на этом задании свои 3 балла.

К тому же,  это в корне неверно составленное задание, потому что кодон АУГ, стоящий в начале цепи, не кодирует никакую аминокислоту, а является стартовым кодоном. А вот только когда он стоит внутри цепи, он отвечает за присоединение к синтезируемой полипептидной цепи аминокислоты метионина.

Хочу обратить внимание учителей и репетиторов биологии на такой момент. Я полагаю, что совсем недалек тот ЕГЭшный год, когда будет задание и с кодонами-терминаторами (каковыми являются кодоны УГА, УАГ и УАА), расположенными  внутри заданной цепочки и-РНК. То есть, заданный фрагмент цепочки и-РНК будет нести информацию не об одном фрагменте полипептида, а о двух разных полипептидах.

А вот задача по генетике. Вроде бы самая распространенная для ЕГЭ задание на дигибридное скрещивание, когда один из признаков аутосомный, а другой сцеплен с полом. Но изюминка этого задания в том, что оно требует не мало времени (а на экзамене его в обрез), чтобы понять и суметь объяснить какой из признаков является сцепленным с полом.

У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. При скрещивании самки дрозофилы с нормальными крыльями, серым телом и самца с загнутыми крыльями, жёлтым телом всё гибридное потомство было единообразным по форме крыльев и окраске тела. При скрещивании самки дрозофилы с загнутыми крыльями, жёлтым телом и самца с нормальными крыльями, серым телом в потомстве получились самки с нормальными крыльями, серым телом и самцы с нормальными крыльями, жёлтым телом.  Составьте схемы скрещиваний.  Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, пол потомства в каждом скрещивании. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

1.Сначала необходимо определиться с обозначениями аллелей генов. Поскольку во втором поколении и самки, и самцы родились с одинаковыми крыльями (то есть не было различий по полу по этому признаку), поэтому данный признак является аутосомным. По цвету тела наследование у самок и самцов было различным, значит этот признак сцеплен с полом.
2.Обозначим: А-нормальные крылья, а – загнутые крылья. ХВ – серое тело, Хb – желтое тело.
P1: AAXBXB  x  aaXbY
G:     AXB,         aXb, aY
F1: AaXBXb – самки с нормальными крыльями, с серым телом,
AaXBY – самцы с нормальными крыльями, с серым телом.
P2: aaXbXb   x   AAXBY
G:   aXb            AXB, АY
F2: AaXBXb – самки с нормальными крыльями, серым телом,
AaXbY – самцы с нормальными крыльями, желтым телом.
3.Во втором поколении произошло различное наследование цвета тела у самок и самцов дрозофил из-за того, что этот признак сцеплен с полом.

Установите соответствие между структурами и группами тканей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТРУКТУРЫ
А) ситовидная трубка (1)
Б) корневой волосок (2)
В) механическое волокно ?
Г) Пробка (2)
Д) Устьице (2)
Е) железистый волосок (2)

ГРУППЫ ТКАНЕЙ
1) проводящие
2) покровные

Механические волокна относятся к особому типу ткани, к механической ткани. Может быть составители данного вопроса вписали данный термин, чтобы «завалить» экзаменуемых. Ведь можно представить, что, поскольку, механические волокна окружают проводящие сосуды ксилемы  и ситовидные трубки флоэмы, то кто-либо отнесет их к «проводящим» тканям? Но задание данного типа не предполагает пропускать какую-либо строку, в задании же четко говорится: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Установите последовательность этапов свёртывания крови. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) образование тромба (5)
2) превращение фибриногена в фибрин (3)
3) разрушение кровяных пластинок (1)
4) застревание клеток крови в волокнистой сети фибрина (4)
5) образование тромбина из протромбина (2)

Очередной «ужастик»: 1.Кровяные пластинки (или тромбоциты) при разрушении дают тромбопластин. 2. Именно этот тромбопластин и протромбин плазмы крови дают тромбин. Здесь же в задании тромбоциты как-будто вовсе выпадают из участия в образовании тромбина (а, значит, и не нужны для образования тромба ?) 3.Превращение фибриногена в фибрин – это так. 4.Но для чего же образовывался тромбин? Если и без него «клетки крови застревают в волокнистой сети фибрина» и 5.Образуют тромб.

****************************************************************************************************

Как я написал выше, всего по всем Разделам Кодификатора в ОБЗ ФИПИ ЕГЭ по биологии в этом 2019 году было добавлено 170 новых заданий. Мои ответы на эти задания стоят 250 рублей. Заказать их можно на этой странице блога.

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Ж. ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭИ. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | вопросы ЕГЭ по биологии в 2019 годурепетитор биологии по Скайпу | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − двенадцать =