САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Эмбриональное развитие

Главная - А. Общая биология - Эмбриональное развитие

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Откровенно говоря тема сегодняшнего поста не очень то любима учащимися. Да что в ней действительно может быть интересного, когда надо запоминать кучу каких-то несуразных терминов, связанных с начальными фазами эмбрионального развития  живых систем.

Нередко слышишь от учеников неправильно поставленное ударение  «бластУла, гастрУла» вместо  блАстула, гАструла.

Возможно, что эти термины начальных стадий зарождения живого учащиеся вообще не слышали как произносятся правильно (или учителя произносят неверно). Но раз мы взялись вспоминать как устроена жизнь, без этих терминов нам не обойтись.

С чего начинается жизнь

При половом размножении новая жизнь будущего организма начинается с зиготы оплодотворенной яйцеклетки — I. Первые стадии деления зиготы называют дроблением (очень уж быстро зигота делится путем настоящих митозов, но клетки при этом не успевают расти) — II.

Такие быстрые многочисленные дробления приводят сначала к образованию многоклеточной морулы  (в конце дробления — II), по размерам  совсем  немного превышающим саму яйцеклетку.

Затем образуется бластула — III. На стадии бластулы зародыш имеет всего один слой клеток, то есть бластула — это однослойный зародыш, состоящий из генетически совершенно одинаковых клеток  (что в прочем справедливо всегда и для любых уже дифференцированных клеток   любого организма).

Затем деления  клеток  продолжаются.  Но  происходит одно из самых важных, до конца не разгаданных

таинств природы:

Их  активное перемещение.   Какая-то часть клеток вдруг устремляется   внутрь бластулы, а часть — остается снаружи. То есть именно в этот период клетки из омнипотентных, совершенно одинаковых не дифференцированных, можно сказать стволовых, превращаются  в дифференцированные клетки разных зародышевых листков.

Ведь в  дальнейшем клетки разных зародышевых листков послужат образованию таких разнообразных клеток различных тканей будущего организма, при этом всегда имея совершенно одинаковую генетическую информацию.

Так образуется  двухслойный зародышгаструла IV, состоящая уже из двух слоев клеток: наружного слоя  эктодермы и внутреннего  — энтодермы.

У кишечнополостных животных эмбриональный период заканчивается стадией двухслойной гаструлы. Взрослые кишечнополостные представляют собой тела, состоящие из двух зародышевых листков — эктодермы и энтодермы.

У всех последующих групп животных в эмбриональном развитии на стадии поздней  гаструлы — ранней  нейрулы  между эктодермой и энтодермой идет закладка третьего среднего зародышевого листка — мезодермы.

То, что «мезо» средний  не путает никто, а «экто» и «энто» можно запомнить так: буква «к» раньше «н» в алфавите и получается «экто» снаружи, «энто» внутри.

На этом сказ о трех зародышевых листках не заканчивается. Пока  была лишь прелюдия к тому, что следует действительно знать. Так вот, снова повторюсь,  формирование у эмбриона трех зародышевых листков, состоящих   из  генетически совершенно одинаковых групп клеток, обеспечивает в дальнейшем образование различных тканей и органов.

Главное запомнить:

Из каких зародышевых листков впоследствии  какие виды тканей и какие органы формируются:

Ну вот, пожалуй, и всё, формированием тканей и органов  эмбриональное развитие организма заканчивается, происходит рождение   и наступает постэмбриональный период его развития.

                                                      ***************************************

У кого есть вопросы по  статье к репетитору биологии по Скайпу,   замечания, пожелания — прошу в комментарии.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
А. Общая биология | бластулагаструладроблениезиготамезодерманейруларепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологииэктодермаэмбриональное развитиеэнтодерма | Отзывов (14)
Отзывов (14)
  1. Светлана

    Борис Фагимович, гаструла зародыша собаки это: многоклеточный трёхслойный зародыш с полостью тела или многоклеточный двухслойный зародыш? Я считаю многоклеточный трёхслойный с полостью тела.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Нет, Светлана, если это задание ЕГЭшное, то скорее всего надо выбрать другой ответ. Три слоя клеток (три зародышевых листка) в большинстве школьных пособиях приписывают эмбрионам животных в стадии ранней нейрулы.

      Ответить
      • Светлана

        в Википедии почитайте Борис Фагимович. У прочих групп многоклеточных животных (кроме кишечнополостных) на стадии гаструлы формируется три зародышевых листка. Я во многих источниках сталкивалась с этой формулировкой.

        Ответить
        • Борис Садыков

          И в Википедии, и в трехтомникое Грина, Стаута, Тейлора, и в тексте статьи у меня выше поздняя гаструла имеет три зародышевых листка (кроме Кишечнополостных и Губок, которые всю жизнь остаются сформированными из двух зародышевых листков). Но в этом случае вообще не упоминается о стадии нейрулы, которая следует после гаструлы.
          В шести школьных учебниках приводится один и тот же рисунок эмбрионального развития ланцетника, где появление третьего зародышевого листка — мезодермы — приписывается ранней нейруле. Вообще-то ясно, что процесс эмбрионального развития протекает непрерывно, а деление его на стадии во многом условно. Потому и наблюдаются такие разночтения в руководствах, что трудно провести грань между поздней гаструлой и ранней нейрулой.
          Скорее всего в вашем тесте у авторов-составителей правильным ответом все же будет двухслойный зародыш. В ответе с трехслойным зародышем приписана фраза «с полостью тела», а у зародыша в стадии гаструлы (пусть даже будем считать её трехслойной) еще нет полости тела, а есть полость первичной кишки.
          P.s. А вот если авторы-составители вообще «забыли» о нейруле и для них поздняя трехслойная гаструла равнозначна стадии зрелой нейрулы, то может быть они задумали ваш ответ правильным?

          Ответить
          • Светлана

            Борис Фагимович, я нашла откуда этот вопрос. Это Георгий Лернер. Биология. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. У него ответ: трёхслойный. В учебнике по эмбриологии Б.П. Токина (1987, стр. 114-115) написано: у всех животных, за исключением кишечнополостных, в связи с гаструляцией (параллельно с ней, или на следующем этапе обусловленном гаструляцией) возникает мезодерма. Таким образом зародыш становится трёхслойным. У высших позвоночных зародыш становится трехслойным в процессе гаструляции. По поводу полости тела ещё разбираюсь, напишу что и как поняла. Кстати, вопрос про митоз и мейоз, который я задавала, тоже из справочника Лернера, там ответ: митозом образуются почки дуба.

            Ответить
            • Борис Садыков

              Это здорово, Светлана. что Вы разобрались с терминологией. Но я снова повторяюсь, что в школе эмбриогенез хордовых рассматривается на примере ланцетника (собака и в помине нигде «не зарыта»), где четко показаны рисунки двухслойной гаструлы и трехслойной ранней нейрулы. А тесты для ЕГЭ всё же должны составляться на основе школьных учебников, а не ВУЗовских.

              Ответить
  2. Мария

    Всё очень понятно и доступно, большое вам спасибо за такой замечательный сайт!!!

    Ответить
  3. Алина

    Здравствуйте!
    Сейчас полпятого, а я всё не унимаюсь, конспектирую биологию. Ох, уж эта гаструляция! Практически ничего не понимаю. Залезла на Ваш сайт. Поискала и нашла. Спасибо, хоть что-то для себя прояснила! Жаль рисунков нет… Нигде не могу найти, только инвагинация в основном встречается, ну и где-то деляминацию видела… Вообще нужны ли для ЕГЭ иммиграция, деляминация, эпиболия?
    А типы яйцеклеток учить обязательно? Часто ловлю себя на том, что не знаю действительно необходимое, зато лезу туда, что и не встречается в общем-то… Жутко устала, 13 параграфов в день, уже голова ничего не соображает! Может, просто взять учебники по биологии за все классы и учиться по ним? Либо готовиться по пособиям с углублённым материалом (кто знает, вдруг в универе меньше проблем будет), если поступлю конечно.
    А-а-а! …Полость гаструлы называется гастроцелью или полостью первичной кишки, а отверстие, посредством которого она сообщается с окружающей средой — бластопором, или первичным ртом.
    У так называемых первичноротых животных (все типы беспозвоночных животных кроме иглокожих)ротовое отверстие формируется на месте первичного рта. У вторичноротых (все классы позвоночных и иглокожие) бластопор зарастает, и на его месте возникает анальное отверстие, а ротовое отверстие прорывается на противоположном полюсе. Бластопор ограничен верхней (или дорзальной) и нижней (вентральной) губами. Главное, как все «понятно»…

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте! Алина, надо уметь отделять «мух от котлет», что я вижу у Вас совсем не получается. Зачем Вы «лезете» во всякие частности, которые изучаются в медах и на биофаках студентами и совсем не нужны для того, чтобы сдать на отлично ЕГЭ. На самом то деле для сдачи ЕГЭ надо знать весь весь школьный, подчеркиваю ШКОЛЬНЫЙ курс биологии за 6-7 лет. Причем очень досконально разбираться во всех ПРОЦЕССАХ, описываемых в курсе школьной «Общей биологии», довольно прилично помнить и школьный курс анатомии человека. Знать систематику и самое основное, характеризующее отделы и классы растений и типы и классы животных. Какие ароморфозы в эволюции происходили при переходе от более примитивных форм жизни к более продвинутым на каждом этапе эволюции.
      По индивид.развитию надо знать термины в пределах: зигота, дробление (а не деление и почему не деление в общем смысле этого слова), бластула, однослойный зародыш, гаструла (двухслойный), нейрула (трехслойный), эктодерма, энтодерма, мезодерма и, главное, потом ЗНАТЬ из каких зародышевых листков какие ОРГАНЫ и СИСТЕМЫ ОРГАНОВ образуются. Так подробно как описываете Вы для ЕГЭ не обязательно.

      Ответить
  4. Timur

    Какой зародышевый листок дает начало сердцу?

    Например, из эктодермы у ВСЕХ классов животных развивается все перечисленные ткани и органы?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Тимур, раз возник у Вас вопрос про сердце, я добавил расшифровку к разделу, что развивается из мезодермы. Да, из эктодермы развиваются все перечисленные ткани и органы у всех ПОЗВОНОЧНЫХ классов животных.

      Ответить
  5. Марина

    буква “к” раньше “н” в алфавите и получается “экто” снаружи, “энто” внутри.

    Снаружи спрашивают: Это КТО? Изнутри отвечают: ЭНТО я! (только что взбрело в голову, как обычно бывает на уроках).

    Ответить
    • Борис Садыков

      Может быть еще поделитесь тем, что «взбредает обычно на уроках»? Очень интересные ассоциации.

      Ответить
      • Марина

        Поделиться трудно, надо за собой записывать. Экспромт тем и интересен, что неожиданен. По крайней мере детям нравится.

        Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *