Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
Откровенно говоря, тема сегодняшнего поста не очень-то любима учащимися. Да что в ней действительно может быть интересного, когда надо запоминать кучу каких-то несуразных терминов, связанных с начальными фазами эмбрионального развития живых систем.
Нередко слышишь от учеников неправильно поставленное ударение «бластУла, гастрУла» вместо блАстула, гАструла.
Возможно, что эти термины начальных стадий зарождения живого учащиеся вообще не слышали как произносятся правильно (или учителя произносят неверно). Но раз мы взялись вспоминать как устроена жизнь, без этих терминов нам не обойтись.
С чего начинается жизнь
При половом размножении новая жизнь будущего организма начинается с зиготы — оплодотворенной яйцеклетки — I. Первые стадии деления зиготы называют дроблением (очень уж быстро зигота делится путем настоящих митозов, но клетки при этом не успевают расти) — II.
Такие быстрые многочисленные дробления приводят сначала к образованию многоклеточной морулы (в конце дробления — II), по размерам совсем немного превышающим саму яйцеклетку.
Затем образуется бластула — III. На стадии бластулы зародыш имеет всего один слой клеток, то есть бластула — это однослойный зародыш, состоящий из генетически совершенно одинаковых клеток (что в прочем справедливо всегда и для любых уже дифференцированных клеток любого организма).
Затем, деления клеток продолжаются. Но происходит одно из самых важных, до конца не разгаданных
таинств природы:
их активное перемещение. Какая-то часть клеток вдруг устремляется внутрь бластулы, а часть — остается снаружи. То есть именно в этот период клетки из омнипотентных, совершенно одинаковых не дифференцированных, можно сказать стволовых, превращаются в дифференцированные клетки разных зародышевых листков.
Ведь в дальнейшем клетки разных зародышевых листков послужат образованию таких разнообразных клеток различных тканей будущего организма, при этом всегда имея совершенно одинаковую генетическую информацию.
Так образуется двухслойный зародыш — гаструла IV, состоящая уже из двух слоев клеток: наружного слоя эктодермы и внутреннего — энтодермы.
У кишечнополостных животных эмбриональный период заканчивается стадией двухслойной гаструлы. Взрослые кишечнополостные представляют собой тела, состоящие из двух зародышевых листков — эктодермы и энтодермы.
У всех последующих групп животных в эмбриональном развитии на стадии поздней гаструлы — ранней нейрулы V между эктодермой и энтодермой идет закладка третьего среднего зародышевого листка — мезодермы.
То, что «мезо» средний не путает никто, а «экто» и «энто» можно запомнить так: буква «к» раньше «н» в алфавите и получается «экто» снаружи, «энто» внутри.
На этом сказ о трех зародышевых листках не заканчивается. Пока была лишь прелюдия к тому, что следует действительно знать. Так вот, снова повторюсь, формирование у эмбриона трех зародышевых листков, состоящих из генетически совершенно одинаковых групп клеток, обеспечивает в дальнейшем образование различных тканей и органов.
Главное запомнить:
Из каких зародышевых листков впоследствии какие виды тканей и какие органы формируются:
***************************************
У кого есть вопросы по статье к репетитору биологии по Скайпу, замечания, пожелания — прошу в комментарии.
У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).
Уважаемый Борис Фагимович! Пишет Вам учитель из Томска. Замучили два вопроса, никак не могу прийти к собственному мнению. Прошу Вашей помощи:
1 — из какого зародышевого листка происходит ХОРДА; 2 — в какой этап эмбриогенеза все-таки закладывается мезодерма. Заранее благодарю.
Здравствуйте, Владимир Анатольевич!
Мне совершенно понятны Ваши сомнения по данным вопросам, так как в самой эмбриологии в разных источниках дается разное толкование и эти вопросы вообще не стоило бы авторам-составителям ЕГЭшных заданий включать в тестовые задания! По вопросу происхождения хорды. Кто-то считает, что она энтодермально-мезодермального происхождения (они может быть и правы, так как сама мезодерма формируется из энтодермы). Кто-то считает хорду уже лишь только мезодермального происхождения. А что в голове у составителей ЕГЭшных заданий — мы не знаем.
Если рассматривать гаструлу как стадию зародышевого развития на которой зародыш состоит из двух зародышевых листков, то логично считать появление мезодермы следующим этапом развития — нейруляцией. Но как провести четкую грань между поздней гаструлой и ранней нейрулой? Всё ведь происходит постепенно. В тестах ЕГЭ видимо надо отвечать, что закладка мезодермы происходит в ранней нейруле.
Здравствуйте! Значит, я правильно поняла, что последовательность внутриутробного развития человека (млекопитающих): 1)имплантация; 2) дробление; 3) морула; 4) бластула; 5) гаструла; 6) нейрула? Если последовательность неправильно написала исправьте пожалуйста. Спасибо заранее.
Здравствуйте, Милана! Нет, не всё у Вас правильно: 1) зигота, 2) дробление, 3) морула, 4) бластула (только на стадии бластулы зародыш способен внедряться в стенку матки — имплантация), 5) гаструла, 6) нейрула.
Здравствуйте. Я бы хотела уточнить, из чего образуется хорда? В некоторых источниках говорят, что из мезодермы, а в некоторых, как и у Вас — из энтодермы. Я пыталась найти на сайте Решу ЕГЭ задания, (к примеру, на сопоставление — что из чего образуется) чтобы быть точным в ответе ,но вот именно про хорду ни в одном задании ничего не было…Чую, что сработает закон подлости, и на ЕГЭ мне попадется именно это……
Аня, здравствуйте! Мне неизвестны источники, где бы указывалось, что хорда образуется только из среднего зародышевого листка (мезодермы). А не путаете ли Вы понятия «хорда», которая есть у всех хордовых в эмбриональном периоде (у взрослых особей она остается только у бесчерепных, у ланцетника), и «позвоночник»? Функционально они выполняют одинаковую роль внутреннего скелете. Но позвоночник у всех позвоночных животных формируется из тканей мезодермы, а хорда у них исчезает.
А.В. Теремов, Р.А. Петросова: Биология 10 класс. Профиль. 2012 г., стр 228. …из мезодермы под нервной трубкой формируется … хорда!
Да, выходит с хордой не всё так однозначно. Видимо, такие «накладки» возникают из-за того, что хорда начинает формироваться из клеток энтодермы (когда мезодерма только закладывается), а в окончательном формировании хорды, возможно и участвуют клетки мезодермы. Светлана, спасибо за замечание. Уберу из таблицы хорду вообще, чтобы никого не смущала такая неоднозначность.
Борис Фагимович, здравствуйте! У меня вопрос по постэмбриональному развитию. К сожалению, на иллюстрациях разных авторов встречается разная информация. Например, развитие кузнечика называется у одного автора прямым, а у другого — развитием с неполным превращением. Кому верить?? И можно ли считать превращением то, что личинка кузнечика несколько раз линяет?
Здравствуйте, Елена! Согласен с Вами, что в разных руководствах при характеристике постэмбрионального развития насекомых используют разные термины: иногда развитие с неполным превращением (без стадии куколки) называют «прямым» развитием. Но вопросы КИМов ЕГЭ, составляемые по школьной программе по вопросу о способах развития различных отрядов насекомых (с моей точки зрения), должны включать только два термина: отряды насекомых с полным превращением и отряды насекомых с неполным превращением. А на второй свой вопрос Вы сами и ответили: кто называет развитие кузнечика (и других представителей отряда прямокрылых) «прямым», тот линьки не считает превращениями.
Борис Фагимович, гаструла зародыша собаки это: многоклеточный трёхслойный зародыш с полостью тела или многоклеточный двухслойный зародыш? Я считаю многоклеточный трёхслойный с полостью тела.
Нет, Светлана, если это задание ЕГЭшное, то скорее всего надо выбрать другой ответ. Три слоя клеток (три зародышевых листка) в большинстве школьных пособиях приписывают эмбрионам животных в стадии ранней нейрулы.
в Википедии почитайте Борис Фагимович. У прочих групп многоклеточных животных (кроме кишечнополостных) на стадии гаструлы формируется три зародышевых листка. Я во многих источниках сталкивалась с этой формулировкой.
И в Википедии, и в трехтомнике Грина, Стаута, Тейлора, и в тексте статьи у меня выше поздняя гаструла имеет три зародышевых листка (кроме Кишечнополостных и Губок, которые всю жизнь остаются сформированными из двух зародышевых листков). Но в этом случае вообще не упоминается о стадии нейрулы, которая следует после гаструлы.
В шести школьных учебниках приводится один и тот же рисунок эмбрионального развития ланцетника, где появление третьего зародышевого листка — мезодермы — приписывается ранней нейруле. Вообще-то ясно, что процесс эмбрионального развития протекает непрерывно, а деление его на стадии во многом условно. Потому и наблюдаются такие разночтения в руководствах, что трудно провести грань между поздней гаструлой и ранней нейрулой.
Скорее всего в вашем тесте у авторов-составителей правильным ответом все же будет двухслойный зародыш. В ответе с трехслойным зародышем приписана фраза «с полостью тела», а у зародыша в стадии гаструлы (пусть даже будем считать её трехслойной) еще нет полости тела, а есть полость первичной кишки.
P.s. А вот если авторы-составители вообще «забыли» о нейруле и для них поздняя трехслойная гаструла равнозначна стадии зрелой нейрулы, то может быть они задумали ваш ответ правильным?
Борис Фагимович, я нашла откуда этот вопрос. Это Георгий Лернер. Биология. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. У него ответ: трёхслойный. В учебнике по эмбриологии Б.П. Токина (1987, стр. 114-115) написано: у всех животных, за исключением кишечнополостных, в связи с гаструляцией (параллельно с ней, или на следующем этапе обусловленном гаструляцией) возникает мезодерма. Таким образом зародыш становится трёхслойным. У высших позвоночных зародыш становится трехслойным в процессе гаструляции. По поводу полости тела ещё разбираюсь, напишу что и как поняла. Кстати, вопрос про митоз и мейоз, который я задавала, тоже из справочника Лернера, там ответ: митозом образуются почки дуба.
Это здорово, Светлана. что Вы разобрались с терминологией. Но я снова повторяюсь, что в школе эмбриогенез хордовых рассматривается на примере ланцетника (собака и в помине нигде «не зарыта»), где четко показаны рисунки двухслойной гаструлы и трехслойной ранней нейрулы. А тесты для ЕГЭ всё же должны составляться на основе школьных учебников, а не ВУЗовских.
Здравствуйте, уважаемый Борис Фагимович!
Меня очень интересуют этапы развития (эмбриогненез и постэмбриогенез) у кишечнополостных, моллюсков, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Вопрос влечет в себе такие подразделы как «зигота, дробление, зародышевые листки, образование органов, зародыш (готовый к самостоятельному существованию), личинка, куколка, взрослая форма».
В учебнике, к сожалению, не нашлось необходимой информации.
Здравствуйте, Рауза! «Этапы развития (эмбриогенез и постэмбриогенез) у кишечнополостных, моллюсков, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих… зигота, дробление, зародышевые листки, образование органов, зародыш (готовый к самостоятельному существованию), личинка, куколка, взрослая форма» — это Вы перечислили почти все разделы учебника по эмбриологии (страниц эдак на 600). Чем я могу Вам помочь? Поищите учебник по эмбриологии в интернете.
Какой зародышевый листок дает начало сердцу?
Например, из эктодермы у ВСЕХ классов животных развивается все перечисленные ткани и органы?
Тимур, раз возник у Вас вопрос про сердце, я добавил расшифровку к разделу, что развивается из мезодермы. Да, из эктодермы развиваются все перечисленные ткани и органы у всех ПОЗВОНОЧНЫХ классов животных.
Всё очень понятно и доступно, большое вам спасибо за такой замечательный сайт!!!
Здравствуйте!
Сейчас полпятого, а я всё не унимаюсь, конспектирую биологию. Ох, уж эта гаструляция! Практически ничего не понимаю. Залезла на Ваш сайт. Поискала и нашла. Спасибо, хоть что-то для себя прояснила! Жаль рисунков нет… Нигде не могу найти, только инвагинация в основном встречается, ну и где-то деляминацию видела… Вообще нужны ли для ЕГЭ иммиграция, деляминация, эпиболия?
А типы яйцеклеток учить обязательно? Часто ловлю себя на том, что не знаю действительно необходимое, зато лезу туда, что и не встречается в общем-то… Жутко устала, 13 параграфов в день, уже голова ничего не соображает! Может, просто взять учебники по биологии за все классы и учиться по ним? Либо готовиться по пособиям с углублённым материалом (кто знает, вдруг в универе меньше проблем будет), если поступлю конечно.
А-а-а! …Полость гаструлы называется гастроцелью или полостью первичной кишки, а отверстие, посредством которого она сообщается с окружающей средой — бластопором, или первичным ртом.
У так называемых первичноротых животных (все типы беспозвоночных животных кроме иглокожих)ротовое отверстие формируется на месте первичного рта. У вторичноротых (все классы позвоночных и иглокожие) бластопор зарастает, и на его месте возникает анальное отверстие, а ротовое отверстие прорывается на противоположном полюсе. Бластопор ограничен верхней (или дорзальной) и нижней (вентральной) губами. Главное, как все «понятно»…
Здравствуйте! Алина, надо уметь отделять «мух от котлет», что я вижу у Вас совсем не получается. Зачем Вы «лезете» во всякие частности, которые изучаются в медах и на биофаках студентами и совсем не нужны для того, чтобы сдать на отлично ЕГЭ. На самом то деле для сдачи ЕГЭ надо знать весь весь школьный, подчеркиваю ШКОЛЬНЫЙ курс биологии за 6-7 лет. Причем очень досконально разбираться во всех ПРОЦЕССАХ, описываемых в курсе школьной «Общей биологии», довольно прилично помнить и школьный курс анатомии человека. Знать систематику и самое основное, характеризующее отделы и классы растений и типы и классы животных. Какие ароморфозы в эволюции происходили при переходе от более примитивных форм жизни к более продвинутым на каждом этапе эволюции.
По индивид.развитию надо знать термины в пределах: зигота, дробление (а не деление и почему не деление в общем смысле этого слова), бластула, однослойный зародыш, гаструла (двухслойный), нейрула (трехслойный), эктодерма, энтодерма, мезодерма и, главное, потом ЗНАТЬ из каких зародышевых листков какие ОРГАНЫ и СИСТЕМЫ ОРГАНОВ образуются. Так подробно как описываете Вы для ЕГЭ не обязательно.
буква “к” раньше “н” в алфавите и получается “экто” снаружи, “энто” внутри.
Снаружи спрашивают: Это КТО? Изнутри отвечают: ЭНТО я! (только что взбрело в голову, как обычно бывает на уроках).
Может быть еще поделитесь тем, что «взбредает обычно на уроках»? Очень интересные ассоциации.
Поделиться трудно, надо за собой записывать. Экспромт тем и интересен, что неожиданен. По крайней мере детям нравится.