САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Занятия по биологии и генетике 2018 год boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Занятия по биологии и генетике 2018 год boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Как решать задачи на дигибридное скрещивание

Главная - В. Решение генетических задач - Как решать задачи на дигибридное скрещивание

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru 

На этой странице своего блога я анонсирую свою новую платную книгу:

«Как решать задачи на дигибридное скрещивание»

В моей первой книге «Как  научиться решать задачи по генетике», тоже есть материалы по дигибридному скрещиванию, но в этом сборнике находится около сотни решений задач по данной теме.

Из небольшого Введения к этому сборнику вам будет понятно, почему 3-й закон Менделя о независимом наследовании признаков нельзя считать законом. Иначе вовсе не будет понятна вся последующая генетика Моргана о сцепленном наследовании.

Как нужно относиться к 3-му «закону» Менделя

Он есть, но он работает лишь в случае расположения двух изучаемых признаков в разных парах гомологичных хромосом. Если же  изучаемые признаки находятся в одной паре хромосом, то никакого независимого наследования не будет, а будет работать закон сцепленного наследования Томаса Моргана.

Кому может быть полезен этот сборник:

1. Прежде всего абитуриентам.  В КИМ ЕГЭ уже встречаются задания, когда нужно самому догадаться как решать предложенную задачу на дигибридное скрещивание по Менделю или по Моргану.

2. Учителям и репетиторам по биологии этот сборник  может помочь как легче объяснить  учащимся ту или иную задачу на дигибридное скрещивание.

* Ознакомившись с небольшой теоретической частью книги,  Вы поймете, почему 3-й закон Менделя носит частный характер и  Вам откроется кратчайший путь  для понимания  всей последующей генетики

*  Решения 50 заданий общего методического плана,  41 задачи из вариантов ЕГЭ прошлых лет,  даются с полным разъяснением.

В практической части  сборника, я постарался подобрать такие  задания, что бы мое разъяснение их решений могло помочь вам в решении любых подобных заданий.

Итак, предлагаю Вашему вниманию  платную электронную книгу:

«Как решать задачи на дигибридное скрещивание»

Книга в формате .pdf. Стоимость 380 рублей.

Напишите мне письмо boris.sadykov@gmail.com о желании сделать покупку. 

После моего ответа, что Вы приняли мудрое решение, Вы будете знать, что у меня есть Ваш адрес электронной почты, на который  я в тот же день (иногда в тот же час) после оплаты вышлю купленные материалы.

                                                           ОПЛАТИТЬ МОЖНО:

1.  На мою электронную карту Сбербанка России VISA  4276 0600 2284 1194

2. электронные кошельки:  

QIWI  +79273232052

Яндекс Деньги  41001493555269

 

 3. На ТЕЛЕФОН (оператор МЕГАФОН — Поволжский филиал):  +7(927)32-32-052

*********************************************************************

Если возникнут вопросы по скачиванию и изучению материалов на вашем компьютере, обязательно напишите — без поддержки я Вас не оставлю. 

***********************************************************************

Вот перечень задач, решения которых подробно разбираются в этом сборнике:

Задания методического плана

1. Каковы цитологические основы третьего  закона Менделя?

2. Какие гены наследуются по Закону независимого наследования? Покажите расположение таких генов на хромосомах.

3. У человека глухонемота (а) и подагра (В) аутосомные не сцепленные признаки. В семье, где мать глухонемая, отец болеет подагрой, а его мать болеет глухонемотой, родились 4 детей, один из которых глухонемой. Какова вероятность того, что остальные дети будут больными?

4. Назовите вероятные генотипы родителей и формы взаимодействия генов, если при дигибридном скрещивании было обнаружено расщепление потомства по первой паре признаков 1:2:1, а по второй паре признаков 1:1.

5. 25% жёлтых гладких семян, 25% зелёных гладких семян, 25% жёлтых морщинистых семян, 25% зелёных морщинистых семян! найти: Р

6. У кареглазой женщины родилось 5 голубоглазых блондинов и 5 кареглазых блондинов (карий цвет глаз доминирует над голубым, а черный цвет волос над белым). Определить генотипы родителей.

7. Темноволосая кудрявая женщина, гетерозиготная по первому признаку, вышла замуж за темноволосого гладковолосого мужчину, гетерозиготного по первому аллелю. Каковы фенотипы и генотипы детей.

8. Рецессивные гены (а, с) определяют проявление таких заболеваний у человека как глухота и альбинизм. Родители имеют нормальный слух. Мать брюнетка, отец альбинос. Родились три однояйцевые близнеца больные по двум признакам. Какова вероятность того что следующий ребенок будет иметь оба заболевания?

9. Каков генотип здоровой женщины, если отец гемофилик,  а мать альбинос? Может ли быть мужчина гемофиликом и альбиносом?

10. У нормальных родителей родился глухонемой ребёнок-альбинос.  Определить генотипы родителей, если известно, что глухонемота и альбинизм являются рецессивными признаками

11. У человека праворукость доминирует над леворукостью, кареглазость над голубоглазостью. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей – кареглазый левша и голубоглазый правша. От второго брака этого же мужчины с кареглазой левшой родилось 9 кареглазых детей, оказавшихся правшами. Определите генотип мужчины и обеих женщин.

12. У голубоглазого темноволосого отца и кареглазой светловолосой матери 4 детей. Каждый ребёнок отличается от другого по одному из данных признаков. Назвать генотипы родителей и детей, учитывая, что тёмные волосы и тёмные глаза являются доминантными признаками.

13. В семье, где оба родителя имели карие глаза, и один был в веснушках, а другой без них, родился ребенок с голубыми глазами, без веснушек, а второй с карими глазами и с веснушками. Какова вероятность появления голубоглазых детей с веснушками? Известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых, а ген наличия веснушек доминирует над их отсутствием.

14. Близорукий (доминантный признак) левша (рецессивный признак) вступает в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. От этого брака родился мальчик — левша с нормальным зрением. Восстановите генотипы всех членов семьи. Ответ проиллюстрируйте составлением решетки Пеннета.

15. У человека чёрные волосы доминантны по отношению к рыжим, а резус-фактор — наследственный доминантный признак. Гены обоих признаков находятся на аутосомах и не сцеплены. Рыжеволосый резус-отрицательный мужчина женился на резус-положительной брюнетке. От этого брака родились темноволосый резус-положительный сын и рыжеволосая резус-отрицательная девочка. Обозначив ген цвета волос «А», а ген резус-фактора Rh+ или Rh — , ответьте на вопросы: 1. Каков генотип отца? 2. Каков генотип матери? 3. Каков генотип дочери? 4. Каков генотип сына? 5. Какова вероятность (в процентах) того, что следующим ребенком в этой семье будет рыжеволосый резус-отрицательный мальчик?

16. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой над леворукостью, причем гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше, какое потомство в отношении указанных признаков можно ожидать в такой семье? Рассмотрите случай когда юноша гетерозиготен по обоим признакам.

17. У людей резус отрицательность и альбинизм — рецессивные признаки. А резус положительность и нормальная пигментация — доминантные. Резус положительная мать с нормальной пигментацией вышла замуж за резус отрицательного альбиноса. Какова вероятность рождения альбиноса с резус отрицательной кровью?

18. Известно, что ген вьющихся волос доминирует над геном гладких, а ген, обуславливающий нормальную пигментацию, над геном альбинизма. У родителей, имеющих нормальную пигментацию кожи и вьющиеся волосы, родился альбинос с гладкими волосами. Какова вероятность рождения детей с вьющимися волосами.

19. Родители имеют II(A) и III(В) группы крови. У них родился ребенок с I(0) группой крови и больной серповидно-клеточной анемией (наследование аутосомное с неполным доминированием, не сцепленное с группами крови). Определите вероятность рождения больных детей с III группой крови.

20. У голубоглазого темноволосого отца и кареглазой светловолосой матери 4 детей, каждый из которых отличается от другого по одному из данных признаков. Определить генотип и фенотип родителей и детей, если светловолосость и голубоглазость рецессивные признаки.

21. Женщина с карими глазами и прямым носом выходит замуж за мужчину с голубыми глазами и греческим носом. Составить схему брака. Определить генотипы родителей, а так же возможные генотипы и фенотипы их будущего потомства. Карие глаза и греческий нос — доминантные признаки.

22. Отец кареглазый правша мать которого голубоглазая левша, жена имела голубые глаза и была правшей, а ее отец левшей. Определить генотипы Р; генотипы и фенотипы F1, если кареглазость (А) и праворукость (В) доминантные признаки.

23. У здоровой голубоглазой матери родители которой были голубоглазыми и здоровыми и больного дальтонизмом кареглазого отца гомозиготного по цвету глаз родились 2 дочери и 2 сына. Составьте схему решения задачи и объясните результат.

24. Спрогнозируйте вероятность рождения ребёнка с кудрявыми, рыжими волосами в семье, где оба родителя имеют волнистые, тёмные волосы, а у их матерей — волнистые, рыжие волосы. Учтите, что у человека ген кудрявых волос доминирует над геном прямых волос, а гетерозиготы имеют волнистые волосы. Ген, который определяет рыжий цвет волос рецеcсивный по отношению к гену тёмного цвета волос.

25. Блондин с курчавыми волосами (гомозиготное состояние) женился на брюнетке с прямыми волосами (гомозиготное состояние) определить возможны варианты их детей.

26. Фенилкетонурия (неспособность усвоения аминокислоты фенилаланина) и одна из форм a-гаммаглобулинонемии швейцарского типа, которая обычно ведёт к смерти до шестимесячного возраста, наблюдаются как аутосомные рецессивные признаки. Успехи современной медицины позволяют снять тяжёлые последствия нарушения обмена фенилаланина. Определите вероятность рождения детей, больных фенилкетонурией, и шансы на спасение новорождённых в семье, где оба родителя гетерозиготны по обеим парам признаков.

27. У человека описаны 2 формы глухонемоты, которые определяются рецессивными аутосомными не сцепленными генами. а) какова вероятность рождения детей глухонемыми в семье, где мать и отец страдают одной и той же формой глухонемоты и являются гетерозиготными по второму гену? б) какова вероятность рождения детей глухонемыми в семье, где мать и отец страдают разными формами глухонемоты и одновременно являются гетерозиготными по другому гену глухонемоты? в) Сколько типов гамет продуцирует отец и первой семьи? г) Сколько генотипов имеют дети от первого брака? д) сколько типов гамет продуцируют во втором случае? е) Сколько и какие генотипы им.дети от родителей во втором случае?

28. У человека умение лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью, а близорукость над нормальным зрением. Мужчина и женщина, оба правши, страдающие близорукостью, вступили в брак. У них родилось трое детей: близорукий правша, близорукий левша и правша с нормальным зрением. Каковы генотипы родителей?

29. Муж и жена имеют вьющиеся темные волосы. У них родился ребенок с кудрявыми светлыми волосами. Каковы возможные генотипы родителей?

30. Скрещиваются две дрозофилы с закрученными вверх крыльями (ген А) и укороченными щетинками (ген В). В потомстве обнаружены мухи с закрученными крыльями и укороченными щетинками, закрученными крыльями и нормальными щетинками, нормальными крыльями и укороченными щетинками, с нормальными крыльями и нормальными щетинками (дикий тип). Дайте генетическое объяснение этого результата.

31. У собак черная окраска шерсти (А) доминирует на коричневой, а висячие уши (В) — над стоячими. Скрещивали двух черных собак с висячими ушами и получили двух щенков: черного с висячими ушами и коричневого со стоячими ушами. 1.Сколько типов гамет образуется у каждого из родителей? 2.Сколько разных фенотипов может получиться от такого скрещивания? 3.Сколько разных генотипов может получиться от такого скрещивания? 4. Оцените вероятность получения в потомстве щенка с висячими ушами.

32. У свиней белая щетина доминирует над чёрной, а наличие серёжек — над их отсутствием. определить генотип белого хряка с серёжками: если при спаривании его с любыми свиноматками рождается белое потомство с серёжками; если при спаривании другого такого хряка с чёрными свиноматками без серёжек рождается 50% белых поросят с серёжками и 50% чёрных поросят с серёжками.

33. У овец в гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. В первом скрещивании между собой овец с серой окраской шерсти, рогатых часть потомства получилась с шерстью чёрной окраски, безрогие. Во втором скрещивании между собой овец с серой окраской шерсти, рогатых (гомозиготных) получилось потомство с серой окраской шерсти, рогатое и с чёрной окраской шерсти, рогатое в отношении 2 : 1. Гены не сцеплены. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы возможного потомства в скрещиваниях. Объясните фенотипические расщепления потомства в двух скрещиваниях.

34. У лошадей рост и окрас шерсти наследуются независимо. От скрещивания дигомозиготных высоких гнедых (рыжих) лошадей с дигомозиготными низкими альбиносами рождаются высокие жеребята с золотисто-желтым окрасом туловища при почти белых гриве и хвосте (окрас «паламино»). При скрещивании гибридов F1 между собой получили 32 жеребенка. Определите, сколько среди них было низких гнедых жеребят, если расщепление соответствовало теоретически ожидаемому.

35. От скрещивания красных рогатых коров с желтым комолом быком было получено: 7 желтых комолых телят, 6 желтых рогатых, 8 красных комолых, 5 красных рогатых. Что можно сказать на основе этих данных о наследовании у этой породы желтой и красной масти? Комолости? Каковы предполагаемые генотипы исходных животных?

36. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а чалая окраска шерсти формируется как промежуточный признак при скрещивании белых и рыжих животных. Определите вероятность рождения телят (в процентах), похожими на родителей от скрещивания гетерозиготного комолого чалого быка с белой рогатой коровой.

37. У крупного рогатого скота ген безрогости доминирует над геном рогатости, ген черной масти над геном красной масти. Скрестили гетерозиготного по обоим генам быка с такой же коровою. Какова вероятность рождения безрогих красных телят?

38. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген чёрного цвета шерсти над красным. Обе пары генов не сцеплены. В племсовхозе в течение года скрещивались чёрные комолые коровы с чёрным комолым быком. Было получено 896 голов молодняка, из них 535 телят было чёрных комолых и 161 — красных комолых. Сколько было рогатых телят и какая часть из них красного цвета?

39. У норок длина шерсти и её окрас наследуются независимо. От скрещивания дигомозиготных короткошерстных темных норок с дигомозиготными длинношерстными белыми рождаются короткошерстные норки со светлой окраской меха и черным крестом на спине (кохинуровые норки). При скрещивании гибридов F1 между собой получили 64 норки.Определите, сколько среди них было длинношерстных кохинуровых норок, если расщепление соответствовало теоретически ожидаемому.

40. Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень С, и голые ноги d, с дигетерозиготной курицей с гребнем и оперёнными ногами. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого поколения, вероятность появления потомков с признаками родителей.

41. У совы рыжая пятнистость рецессивна по отношению к серой окраске, а ген ночного зрения полностью подавляет ген дневного зрения. Оба гена расположены в негомологических хромосомах. Какие могут быть генотипы родителей, если в потомстве всегда оказываются совы с ночным зрением, но из них половина серых и половина рыжих?

42. У земляники красная окраска ягод не полностью доминирует над белой, а нормальная чашечка- над листовой. У дигетерозиготы ягоды розовые с промежуточной чашечкой. Определите генотипы родителей и проанализируйте скрещивание, если в F2 получено 9 фенотипических классов в соотношении 4:2:2:2:2:1:1:1:1.

43. У пшеницы безостость «А» доминирует над остистостью «а», а красная окраска «В» колоса доминирует над «b» белой. Определите фенотип и гибридизацию в следующих скрещиваниях: а) ААbb × ааВВ б) АаВb × Ааbb в) АаВВ × ааbb г) АаВb × ааbb д) АаВb× АаВb (последний расчертить с помощью решетки Пеннета).

44. От скрещивания устойчивого к головне остистого ячменя с восприимчивым к головне фуркатным ячменем получили гибриды первого поколения, устойчивые к головне с фуркатным колосом. Что ожидают по фенотипу и генотипу в анализирующем скрещивании, если наследование признаков независимое.

45. Две пары альтернативных признаков у гороха: желтая окраска — зеленая окраска семян и гладкие — морщинистые семена — наследуются независимо. Желтая окраска семян является доминантной по отношению к зеленой, а гладкая форма семян доминантна по отношению к морщинистой. Скрещивали гомозиготное растение с желтой окраской и морщинистой формой семян с растениями, имеющими зеленые гладкие семена. Было получено 11 растений F1, которые в результате самоопыления дали 96 растений F2. 1. Сколько типов гамет может образовать растение F1? 2. Сколько типов гамет может образовать растение F2 имеющие зеленые морщинистые семена? 3. Сколько таких растений в F2? 4. Сколько разных генотипов образуется в F2 5. Сколько растений F2 имели желтые гладкие семена?

46. У малины красные плоды и колючий стебель — это доминантные признаки. А желтые плоды и гладкий стебель — рецессивные. В результате скрещивания гетерозиготных по обеим признакам растений с растениями, имеющими жёлтые плоды и гладкий стебель получено 100 потомков. Сколько из них будет иметь жёлтые плоды и колючий стебель?

47. При скрещивании растений львиного зева с красными пилорическими (правильными) цветками с растениями, имеющими жёлтые зигоморфные (неправильные) цветки, в F1 все растения имели розовые зигоморфные цветки. От скрещивания гибридов F1 с растениями, имевшими жёлтые пилорические цветки, получили 39 растений с розовыми зигоморфными цветками, 44 с розовыми пилорическими, 42 с жёлтыми зигоморфными и 40 с жёлтыми пилорическими цветками. Почему среди потомков не появились растения с красными цветками? Какое скрещивание следует поставить, чтобы получить такие растения?

48. У фигурной тыквы белую окраску плода контролирует гена А, желтую — а, дисковидную форму плода — В, шаровидную — b. Растение тыквы с белыми дисковидными плодами скрещенное с растением, имеющим белые шаровидные плоды дало в том числе 3/8 потомства с белыми дисковидными, 3/8 с белыми шаровидными плодами. Определите генотипы родителей, взятых для скрещивания?

49. У фигурной тыквы белая окраска плодов (А) доминирует над желтой (а), а дискообразная форма плодов (В) — над шарообразной (b). Растения с белыми дискообразными плодами скрестили с растениями, которые имеют белые шарообразные плоды. В потомстве получено 38 растений с белыми дискообразными плодами, 36 — с белыми шарообразными, 13 — с желтыми дискообразными и 12 — с желтыми шарообразными плодами. Определите генотипы родителей: а) АаВb и Ааbb; б) ААВВ и ААbb; в) АаВВ и ААbb; г) ААВb и Ааbb.

50. От скрещивания опушенного растения с красными плодами с бестрихомным растением, имеющим белые плоды, в F1 — все растения опушенные с розовыми плодами. В F2 произошло расщепление: 16 растений опушенных красноплодных, 5 бестрихомных красноплодных, 32 опушенных розовоплодных, 11 бестрихомных розовоплодных, 14 опушенных белоплодных и 4 бестрихомных белоплодных. Определите тип (характер) наследования окраски плодов и опушенности.

Задачи из контрольных вариантов Единого Государственного экзамена

1. У человека ген карих глаз (А) доминирует над голубым цветом глаз, а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм-d) и сцеплен с Х хромосомой. Кареглазая женщина с норм. зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с норм. зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и определите их пол.

2. У людей темный цвет волос и карие глаза наследуются как доминантные признаки, а светлый цвет волос и голубые глаза — рецессивные признаки. Определите признаки, вид скрещивания, вероятность рождения детей с голубыми глазами и светлыми волосами в семье, где оба родителя гетерозиготны по обоим парам признаков?

3. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым (а), а способность лучше владеть правой рукой – над леворукостью (в), причем гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Мать – кареглазая правша, гетерозиготная по обоим признакам, отец – кареглазый левша. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье правшей с карими глазами.

4. В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения кареглазого ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих признаков не сцеплены. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

5. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, — как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребенка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

6. У человека глухота–аутосомный, рецессивный признак; дальтонизм – рецессивный признак, сцепленный с полом (Xd). Здоровая по двум этим признакам женщина вышла замуж за мужчину, страдающего глухотой и дальтонизмом. У них родились дочь с хорошим слухом и дальтоник и сын, глухой и дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, все возможные генотипы и фенотипы детей. Определите вероятность рождения детей, страдающих обеими аномалиями. Какого они будут пола? Укажите их генотипы.

7. Глухота–аутосомный признак; дальтонизм – признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.

8. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма–d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка с нормальным слухом, но дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и их соотношение. Какие закономерности наследственности проявляются в данном случае?

9. У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена, а ихтиоз (заболевание кожи) – от рецессивного гена, сцепленного с Х‑хромосомой. Женщина со здоровыми глазами и с нормальной кожей, отец которой страдал ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой и со здоровой кожей, отец которого не имел этих заболеваний. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

10. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты  рецессивный (дальтонизм –d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением.  Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

11. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

12. У человека способность ощущать вкус фенилтиомочевины (ФТМ) является доминантным признаком, а темный цвет волос доминирует над светлым. Не ощущающий вкуса ФТМ брюнет, отец которого был блондином, женился на ощущающей вкус ФТМ блондинке, мать которой не ощущала вкуса ФТМ. Какова вероятность рождения от этого брака блондина, не способного ощущать вкус ФТМ. Что более вероятно в этом браке: рождение брюнета, не способного ощущать вкус ФТМ или блондина, способного ощущать этот вкус?

13. Известно, что хорея Гентингтона (А) – заболевание, проявляющееся после 35 – 40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения здоровых детей с положительным резусом.

14. У  человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой  женщины.

15. При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью с черными кроликами с мохнатой шерстью получено потомство: 25 % черных мохнатых, 25 % черных гладких, 25 % белых мохнатых, 25 % белых гладких. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть – рецессивные признаки.

16. При скрещивании белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с гладкой шерстью получено потомство: 50% чёрных мохнатых и 50% чёрных гладких. При скрещивании другой пары белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с гладкой шерстью 50% потомства оказалось чёрных мохнатых и 50% – белых мохнатых. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните, какой закон проявляется в данном случае.

17. При скрещивании самки кролика с чёрной мохнатой шерстью и самца с белой гладкой шерстью потомство имело белую мохнатую и чёрную мохнатую шерсть. Во втором скрещивании другой чёрной мохнатой крольчихи с этим же самцом потомство имело чёрную мохнатую и чёрную гладкую шерсть. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства во всех скрещиваниях. Как называется такое скрещивание? Для чего оно проводится?

18. У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов. При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% – с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.

19. У собак чёрная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От чёрной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 чёрных длинношёрстных щенка, 3 коричневых длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

20. У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В)–над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

21. У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) – над короткой (b). Скрестили чёрного с длинной щетиной дигетерозиготного самца с гомозиготными чёрными с короткой щетиной самками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, фенотипы потомства и их соотношение.

22. У крупного рогатого скота красная окраска шерсти неполно доминирует над светлой, окраска гетерозиготных особей чалая. Гены признаков аутосомные, не сцеплены. Скрещивали красных комолых (В) коров и чалых рогатых быков, в потомстве получились красные комолые (безрогие) и чалые комолые особи. Полученные гибриды F1с разными фенотипами были скрещены между собой. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях, соотношение фенотипов в поколении F2. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Ответ обоснуйте.

23. Чёрный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 чёрных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 чёрных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырёх фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – черное оперение (А), хохлатость (В).

24. При скрещивании пёстрой хохлатой (В) курицы с таким же петухом было получено восемь цыплят: четыре цыплёнка пёстрых хохлатых, два–белых (а) хохлатых и два – чёрных хохлатых. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, объясните характер наследования признаков и появление особей с пёстрой окраской. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

25. Любитель голубей скрестил черного самца с мохнатыми ногами с такой же самкой и получил потомство – 15 птенцов: 8 черных с мохнатыми ногами, 2 бурых с мохнатыми ногами, 4 черных с голыми ногами и 1 бурого с голыми ногами. Гены двух признаков не сцеплены. Определите: 1) генотипы родителей, 2) генотипы потомков, 3) закономерность наследования признаков.

26. У канареек наличие хохолка – аутосомный ген, ген окраски оперения сцеплен с Х-хромосомой. Гетерогаметным у птиц является женский пол. Хохлатую коричневую самку канарейки скрестили с хохлатым (А) зелёным (B) самцом, в результате получилось потомство: хохлатые коричневые самцы, самцы без хохолка коричневые, хохлатые зелёные самки, самки без хохолка коричневые. Получившихся самцов без хохолка коричневых скрестили с получившимися гетерозиготными хохлатыми зелёными самками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.

27. Какое потомство в первом и втором поколениях можно получить от скрещивания белоглазой длиннокрылой самки с красноглазым короткокрылым самцом, если у дрозофилы ген белого цвета глаз является рецессивным и находится в Х-хромосоме, а ген длинных крыльев наследуется по аутосомно-доминантному типу?

28. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с редуцированными крыльями и щелевидными глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы.

29. Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с закрученными крыльями и маленькими глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и полученного самца F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы.

30. Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген окраски глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, красными глазами и самцов с редуцированными крыльями, белыми глазами всё потомство имело нормальные крылья и красные глаза. Получившихся в F1самцов скрещивали с исходной родительской самкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какие законы наследственности проявляются в двух скрещиваниях?

31. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?

32. Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками(в) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение и характер наследования признаков.

33. При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.

34. При скрещивании дигетерозиготного растения томата с красными плодами, опушенным стеблем и растения с жёлтыми плодами, опушенным стеблемв потомстве наблюдалось расщепление: растения с желтыми плодами, опушенным стеблем и растения с красными плодами, опушенным стеблем. Во втором скрещивании растений томата с красными плодами, опушенным стеблем и растения с жёлтыми плодами, опушенным стеблем в потомстве получились растения с красными плодами, опушенным стеблем и растенияс красными плодами, гладким стеблем. Гены, отвечающие за формирование указанных признаков, не сцеплены. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в обоих скрещиваниях, соотношение потомства по фенотипу во втором скрещивании. Какой закон наследственности проявляется в данных скрещиваниях? Ответ обоснуйте.

35. Потомство томатов, полученное от скрещивания гомозиготных растений со стеблями нормальной высоты и гладкими плодами с гомозиготными томатами, имеющими карликовый рост и ребристые плоды, скрестили между собой. Во втором поколении (F2) образовалось четыре фенотипические группы растений. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы первого и второго поколения (F1и F2), их соотношение, если А – нормальная высота стебля, а В – гладкая форма плодов. Гены высоты стебля и формы плодов находятся в различных парах гомологичных хромосом.

36. Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, всё потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

37.Используя рисунок, определите,какие приз­наки плодов томата (темная или свет­лая окраска, грушевидная или шаро­вид­ная форма) доминируют; каковы генотипы ро­ди­телей, генотипы и фенотипы гибридовFи F2. Составьте схему решения задачи. Гены обоих признаков не сцеплены.

38. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами(В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

39. У львиного зева красная окраска цветков неполно доми­нирует над белой, а узкие листья – над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ши­рины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от это­го скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.

40. У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов – над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 – с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 – с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 – с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.

41. При скрещивании растения душистого горошка с усиками и яркими цветками и растения без усиков и с бледными цветками в F1 все растения были с усиками и яркими цветками. От скрещивания гибрида из F1 и растения с усиками и яркими цветками были получены растения с двумя фенотипами: с усиками и яркими цветками; с усиками и бледными цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в F1 и F2?

*******************************************************************

Успешного Вам освоения купленных материалов. Если возникнут какие-то вопросы по книге, пишите в комментариях к этой статье, постараюсь на них ответить!

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
В. Решение генетических задачИ. Анонсы платных книг | 3-й закон Менделядигенное наследованиедигибридное скрещиваниезакон Морганарепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологиирешение задач на дигибридное скрещиваниесцепленное наследование | Оставить комментарий
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *