САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Основные ошибки при сдаче ЕГЭ по биологии в 2018 году

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Закончились  выпускные и вступительные экзамены 2018 года. Как много  энергии  и килограммов  отдано одиннадцатиклассниками в конкурентной борьбе за поступление на бюджетные места в выбранный ВУЗ. Все прошло…

В этой статье обращаюсь к вам, будущим абитуриентам 2019 года и вашим преподавателям биологии. Уже вышел проект [urlspan]Демоверсии 2019 года[/urlspan] из которого ясно, что изменений в составлении КИМов в 2019 году не будет, что очень отрадно.

Для более целенаправленной, плодотворной, качественной подготовки к экзаменам в 2019 году необходимо  знать узкие места, пробелы в знаниях, выявленные в подготовке к сдаче экзаменов абитуриентами 2018 года.

Такой  анализ результатов сдачи экзаменов по биологии в 2018 году дан [urlspan]В.С. Рохловым, Р.А. Петросовой, Т.В. Мазяркиной в Методических рекомендациях для учителей. ФИПИ, Москва 2018[/urlspan]

Как и в прошлом году этими авторами сделан такой подробный анализ, что изучение его целиком может занять несколько часов у самых добросовестных учителей и репетиторов. Да и вряд ли кто из будущих абитуриентов будут изучать полностью этот объемный труд авторов.

Для упрощения восприятия видения картины результатов сдачи экзамена по биологии абитуриентами в 2018 году,

в этой моей статье нет сведений о тех экзаменационных вопросах с которыми большинство учащихся справились, а обсуждаются  те задания с которыми смогли справиться лишь немногие.

Экзаменационная работа включала в себя вопросы во многом сходные с тестами ОБЗ ФИПИ из тех же 7-ми содержательных блоков, представленных в Кодификаторе.

Каждый вариант экзаменационной работы содержал 28 заданий и состоял из 2-х частей.

Часть 1 содержала 21 задание, из них:

7 заданий с множественным выбором (с рисунком или без него);
6 – на установление соответствия (с рисунком или без него);
3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;
2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике;
1 – на дополнение недостающей информации в схеме;
1 – на дополнение недостающей информации в таблице;
1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Часть 2 состояла из 7 заданий с развернутым ответом:

1 задание на два элемента ответа и 6 заданий на три и более элементов.

Результаты ЕГЭ показали, что задания с развернутым ответом хорошо дифференцировали участников ЕГЭ по уровням их подготовки.

Изменений в структуре КИМ в 2018 г. не произошло. Однако по сравнению с предыдущим годом произошли изменения количества заданий базового (с 10 до 12 заданий), повышенного (с 12 до 9 заданий) и высокого (с 6 до 7 заданий) уровней сложности. Кроме того, в части 2 КИМ появились задания с новыми сюжетами в линиях 22, 23, 28.

В 2018 г. в ЕГЭ по биологии приняли участие более 133 тыс. человек. Экзамен по биологии традиционно востребован и входит в пятерку самых популярных выпускных экзаменов по выбору.

В 2018 г. средний тестовый балл по биологии составил 51,4. Отмечена стойкая тенденция к снижению числа участников с результатами в интервале 81–100 баллов.

Такое сокращение доли высокобалльников можно объяснить комплексом мер по повышению качества проверки развернутых ответов экспертами предметных комиссий регионов, а также включением в часть 2 КИМ новых сюжетов, требовавших четкой аргументации, а не воспроизведения общих или частных знаний по предмету. Это позволило провести более качественную дифференциацию участников с высокими тестовыми баллами.

Выполнили все задания экзаменационной работы и набрали 100 баллов 48 выпускников !!!

Анализ ответов экзаменуемых, проведенный в Методических рекомендациях для учителей Рохловым В.С. с соавторами позволил определить круг проблем, затруднений и типичных ошибок экзаменуемых при освоении курса биологии.

Блок 1. Биология как наука. Методы научного познания.

В этом блоке как и в прошлом году много ошибок было сделано по вопросам. касающимся методов научного познания.

Например, за задание об использовании метода «меченых атомов» для изучения процесса фотосинтеза максимальные 2 балла получили  15% экзаменуемых, а 78% — получили 0 баллов!

За задание, в котором требовалось объяснить использование метода центрифугирования для разделения органоидов клетки, 2 балла получили  только 7% экзаменуемых, а  67% — получили 0 баллов.

Блок 2. Клетка как биологическая система.

В части 1 в  линии 3 по некоторым заданиям  были получены очень низкие результаты, хотя задания «до смешного» простые, не требующие каких-то глубинных знаний биологии.

Например, участники затруднились определить:  число хромосом в соматической клетке организма по хромосомному набору половой клетки; число аутосом в половой клетке; число Х-хромосом в половой клетке мужчины.

Очень низкие результаты получены и за задание, где требовалось определить свойства генетического кода. А что здесь может быть удивительного, если даже авторы учебников «путают»,  отождествляют понятия «генетическая информация» и «генетический код». Поэтому убедительно прошу школьных преподавателей и репетиторов биологии обратить пристальное внимание на такое недоразумение.

Проблемными для большей части испытуемых оказались задания, проверявшие знания по химическому составу клетки и роли химических элементов в процессах жизнедеятельности.  Пример такого задания на установление соответствия.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) участвует в проведении нервных импульсов (2) 
Б) входит в состав костной ткани (1)
В) входит в состав липидного слоя (1)
Г) входит в состав нуклеиновых кислот (1)
Д) участвует в транспорте кислорода  (3)
ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1) фосфор
2) калий
3) железо (В состав билипидного слоя мембраны экзаменуемые «засовывали» и железо, и калий, забывая, что мембраны состоят из фосфолипидов).

Проблемными оказались задания на сравнение характеристик митоза и мейоза и на сравнение признаков эукариот и прокариот.

Слабо усвоенными  оказались знания характеристик темновой фазы фотосинтеза. Участники экзамена затруднились установить соответствие между строением хлоропласта, изображенного на рисунке, и местом протекания фаз фотосинтеза. И в заданиях на установление последовательности процессов, наиболее низкие результаты получены на задания, в которых требовалось определить последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.

Сложными оказались «задания и на соответствие» при установлении  взаимосвязи между строением и функций органоидов клетки, процессами обмена веществ, типом деления клетки.

За задания линии 7, при решении задач по цитологии на определение числа хромосом и молекул ДНК в разных фазах митоза и мейоза, хромосомного набора клеток гаметофита и спорофита растений,
максимальные 3 балла как и в прошлом году получили менее 5% участников. (Опять приходится констатировать, что это странно, что так мало абитуриентов отвечают на эти вопросы правильно. Эти тесты почти без изменений встречаются в КИМах и помещены в ОБЗ ФИПИ  на протяжении последних четырех лет).

Привожу снова пример задания, на которое было дано мало верных ответов. «Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетке семязачатка при образовании макроспоры в конце мейоза I и мейоза II. Объясните результаты в каждом случае».(Это тестовое задание именно в таком виде было в КИМах ЕГЭ еще в 2014 году, повторялось и в прошлом году).

В линии 23 предлагалось по рисунку определить тип и фазу деления клетки и  аргументировать свой выбор.  С этим заданием справились и определили фазу и тип деления клетки,  привели  обоснование и получили максимальные 3 балла только 3% участников.

Самые низкие результаты выполнения линии 24 оказались по заданиям, в которых необходимо было проанализировать информацию о генетическом коде, прокариотической клетке, растительной клетке, клеточном ядре и исправить ошибки в тексте.

Линия 27 традиционно посвящена проверке умений применять знания в новой ситуации при решении задач по цитологии на определение числа хромосом и молекул ДНК в разных фазах митоза и мейоза, хромосомного набора клеток гаметофита и спорофита растений, аминокислотной последовательности в молекуле белка, используя таблицу генетического кода. Справились с такими заданиями на максимальные 3 балла только 11% участников.

Вот  пример задания, по которому получены результаты ниже среднего уровня. Фрагмент молекулы ДНК имеет последовательность нуклеотидов: -А Т А А Г Г А Т Г Ц Ц Т Т Т Т-. Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи и обоснуйте свой ответ. Какие изменения могли произойти в результате генной мутации во фрагменте молекулы ДНК, если четвёртая аминокислота в полипептиде заменилась на аминокислоту Глу? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Ответ обоснуйте. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

1) Сначала необходимо установить последовательность триплетов нуклеотидов иРНК. Транскрибируемый с этого участка фрагмента ДНК участок фрагмента иРНК будет таким: УАУ-УЦЦ-УАЦ-ГГА-ААА.
2) Последовательность аминокислот: тир-сер-тир-гли-лиз.
3) Чтобы во фрагменте белка вместо аминокислоты глицина находилась аминокислота глутамин, четвертый триплет иРНК должен быть ГАА или ГАГ. Соответственно, в ДНК это будут мутантные триплеты ЦТТ или ЦТЦ вместо исходного ЦЦТ.
4) Разные триплеты могут кодировать одну и ту же аминокислоту – это связано с избыточностью (вырожденностью – «тупой» термин) генетического кода.

Таким образом, в целом по данному блоку 2 к числу слабо сформированных у участников знаний и умений можно отнести:
1) знание химического состава клетки;
2) знание процессов метаболизма (например, фотосинтеза);
3) характеристики фаз митоза и мейоза;
4) умения определять число хромосом и молекул ДНК в клетках в разных фазах митоза и мейоза;
5) устанавливать соответствие между характеристиками обмена веществ и конкретными процессами;
6) определять по рисунку фазы деления клетки;
7) обосновывать и объяснять свой выбор.

Блок 3. Организм как биологическая система

 Анализ результатов показал, что большинство участников овладели знаниями об организме как биологической системе, продемонстрировали умения решать генетические задачи. Столь успешному выполнению способствовал тот факт, что большинство моделей задач включались в варианты ЕГЭ и в прошлые годы. Всё же  выявлен ряд проблем в знаниях и умениях и по данной тематике.

В Части 1 эт ого блока, сложными оказались задачи на определение соотношения числа фенотипов при расщеплении у самоопыляемых растений, при анализирующем скрещивании дигомозиготы или дигетерозиготы.

В линии 7 на множественный выбор проверялись знания терминов и основных закономерностей наследственности и изменчивости, основ селекции и биотехнологии. Здесь у большей части экзаменуемых возникли трудности при отборе положений хромосомной теории наследственности и характеристик хромосомных мутациях.

В заданиях линии 8 на соответствие к числу слабо усвоенных следует отнести знания по вопросам эмбриогенеза (неверно выявлялись признаки гаструляции).

В линии 21 особые затруднения вызвало задание  где требовалось объяснить влияния мутаций на накопление жировой ткани.

В Части 2 этого блока в отличие от прошлых лет, каждый текст имел определенное название, что помогало участникам экзамена выбрать правильный вариант исправления ошибки в тексте. Вот пример задания, результаты выполнения которого оказались низкими.

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Мутации». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1)Мутация – это случайное изменение наследственной информации. (2)Различают три вида ядерных мутаций: генные, геномные, хромосомные. (3)Хромосомные мутации обусловлены изменением порядка триплетов в гене. (4)Полиплоидия – это пример хромосомной мутации. (5)Полиплоиды служат материалом для получения новых сортов культурных растений. (6)Геномные мутации связаны с удвоением определённых триплетов в гене. (7)Мутации приводят к изменению признаков у организмов.
(3)ГЕННЫЕ мутации обусловлены изменением порядка триплетов в гене. (4)Полиплоидия – это пример ГЕНОМНОЙ мутации. (6)ГЕННЫЕ мутации связаны с удвоением определённых триплетов в гене.

Но наихудшие результаты получены за  задания на анализ текста о половом размножении,  партеногенезу и закономерностям изменчивости.

В линии 28 традиционно предлагаются генетические задачи на дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков, анализ родословных. Абитуриенты 2018 года справились с такими заданиями намного хуже, чем в 2017 году.

Каковы причины такого снижения результатов?

Во-первых, это ужесточение требований к проверке, заключавшееся в том, что задача на сцепленное наследование оценивалась в 0 баллов, если отсутствовали правильное объяснение и анализ результатов, даже при наличии правильной схемы решения. Участники должны были четко обосновать сцепление генов. В предыдущие годы эксперты часто ставили за такие ответы до 2 баллов, учитывая только правильную схему решения.

Во-вторых, в КИМ были включены задачи, в самом условии которых отсутствовало указание на локализацию генов в одной хромосоме. То есть, участники экзамена должны были самостоятельно проанализировав результаты, приведенные в условии задачи, определить к независимому или сцепленному наследованию генов это задание относится.

Блок 4. Система и многообразие органического мира»

Средний результат выполнения заданий базового уровня линии 9 с множественным выбором составил 61%, что соответствует лишь  нижней границе заявленного уровня. Однако выполнение ряда заданий вызвало затруднения.

Так, узнать на рисунке цветок бобового растения и установить характерные признаки класса, к которому принадлежит это растение и получить максимальные 2 балла смогли только 24% участников. Следует отметить, что рисунок этого растения имеется во всех учебниках биологии.

Определили видоизменения корней у конкретных растений только 29% экзаменуемых.

Проблемы возникли также при выборе морфологических особенностей дождевого червя, признаков аскариды.

Участники затруднились определить по рисунку мозг млекопитающего и выбрать признаки класса.

Слабо сформированными оказались умения сопоставлять изображенные на рисунке органы растения с особенностями их строения и выполняемыми функциями (луковицы, яблока, эндосперма и зародыш зерновки).

На низком уровне оказались выполнены задания на установление соответствия характеристик образовательной и покровной ткани, представителей земноводных и пресмыкающихся и среды их размножения, конкретных представителей первичноводных и вторичноводных животных

На знание основных систематических категорий и их соподчиненности, умение определять систематическую принадлежность биологических объектов так же следует обратить внимание при повторении разделов  «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники» и «Биология. Животные».

В Части 2 этого блока сложными оказались задания, в которых требовалось по рисунку определить объект с его характерными видимыми морфологическими особенностями, охарактеризовать их, обосновать свой выбор. Чаще всего в ответах отсутствовало правильное обоснование.

Оказалось сложным задание, в котором требовалось определить, какие органы видоизменились у трех сортов капусты: цветной, белокочанной и кольраби.  Большинство участников приняли сорт капусты кольраби за редьку (Честно, я бы тоже правильно не ответил на данный тест, предварительно не «покопавшись» в интернете. Диву даешься в какие такие «мудрые» головы приходят идеи создания таких «мелочных» заданий. Биологических фактов о жизни накоплено человечеством уже фактически «бесконечность», чтобы их знать не хватит и сотни жизней! Зачем же такое требовать от учеников, заканчивающих школу ?).

В заданиях линии 24 на анализ биологической информации самыми сложными оказались тексты с описанием строения, жизнедеятельности, образа жизни земноводных. Найти и исправить все три ошибочных суждения смогли только 8% участников.

В заданиях линии 25 экзаменуемые должны были продемонстрировать не только знания особенностей строения, жизнедеятельности, образа жизни растений и животных, но и умения выявлять и обосновывать отличительные признаки организмов, описывать свойства объектов. Эти задания выполнили в основном лишь участники с отличной и хорошей подготовкой.

Особые затруднения у экзаменуемых вызвали задания, в которых требовалось:
— объяснить причины и особенности образования годичных колец у деревьев;
— дать характеристику образовательной ткани у растений;
— обосновать значение хитинового покрова членистоногих;
— объяснить особенности размножения и расселения двустворчатых моллюсков.

Блок 5. Человек и его здоровье

Заданиями этого блока традиционно контролируются знания о строении и функционировании организма человека, составляющие основу санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Анализ результатов выполнения заданий этого блока позволил установить степень усвоения выпускниками знаний о строении и функциях организма человека, а также овладения ими основными учебными умениями.

В части 1  отдельные задания линии 12 выполнили менее половины экзаменуемых. Это задания, проверявшие роль печени в обмене веществ и пищеварении.

В заданиях линии 13 проверялись не только фактические знания, но и умения сравнивать и сопоставлять особенности строения и функционирования органов организма человека. Низкие результаты получены на  задания этой линии, в которых требовалось соотнести название нейрона с их функциями в рефлекторной дуге, витамины и их значение для организма человека, оболочки глаза с их строением и функциями, состояние клапанов сердца в зависимости от фаз сердечного цикла. За эти задания  получили 0 баллов 61–79%.

Вот пример такого задания. Установите соответствие между симптомами заболеваний и витаминами, недостаток которых вызывает эти симптомы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СИМПТОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ
А) сухость кожных покровов  (1)    
Б) поражение роговицы глаза (1)
В) снижение сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям (3)
Г) ухудшение зрения в сумерках (1)
Д) расстройство деятельности нервной системы (2)
Е) кровоточивость дёсен и выпадение зубов (3)
ВИТАМИНЫ
1) А
2) В
3) С

Проблемными оказались задания на определение последовательности процессов, происходящих при дыхании, образовании вторичной мочи, пищеварении в отдельных участках пищеварительного канала, соподчиненности структур зрительной сенсорной системы.

Правильно выполнили задание, в котором требовалось охарактеризовать строение кожи человека лишь 20% участников. Полученные данные свидетельствует о недостаточной сформированности умения работать с таблицами у большей части экзаменуемых.

В Части 2 этого блока в линии 22 было предложено 7 заданий практико-ориентированного характера. Многие не смогли правильно объяснить механизм регуляции дыхания в зависимости от условий.

Приведем пример задания с наиболее низким результатом.
Почему человек, находясь под водой, не может длительно задержать дыхание, а выныривая, возобновляет дыхание с большей частотой? Ответ поясните.

В ответе участники должны были отметить, что при задержке дыхания в крови человека накапливается углекислый газ, который возбуждает дыхательный центр. При этом высокая частота дыхания обеспечивает быстрое освобождение крови от избытка углекислого газа. Однако участники указывали только одну из перечисленных причин, поэтому максимальные 2 балла получили только 5%.

В линии 22 присутствовали также задания с новым сюжетом. Так, например, необходимо было установить эффективность воздействия лекарственного препарата на микроорганизмы, вызывающие заболевание. Этот тест имел самый низкий результат. Конечно же это задание добавили в ОБЗ ФИПИ 2018 года.

Вот пример одного из заданий с наиболее низким результатом.

Какие структуры кости взрослого человека обозначены на рисунке цифрами 1 и 2? Чем заполнены полости в этих структурах? Какие функции выполняет содержимое полостей?»

 

1) Губчатое вещество кости — 1. Костно-мозговая полость – 2.
2) Полости губчатого вещества заполнены красным костным мозгом, отвечающим за образование эритроцитов. Костно-мозговая полость содержит желтый костный мозг, выполняющий резервную роль в организме (сохраняет полезные вещества организма, может образовывать красный костный мозг).

 

Большие затруднения вызвали задания, в которых требовалось раскрыть особенности терморегуляции, нервной регуляции дыхания в организме человека, функции желчи в пищеварении.

Приведем пример такого задания.
Где расположены нервные центры, регулирующие произвольные и непроизвольные дыхательные движения? Какова роль адреналина в лёгочной вентиляции?
1) Нервные центры, регулирующие произвольные дыхательные движения, находятся в коре больших полушарий. Они контролируют деятельность нейронов вдоха и выдоха (можем произвольно делать более глубокий вдох, задерживать или учащать дыхание).
2) Нервные центры, регулирующие непроизвольные дыхательные движения, находятся в продолговатом мозге.
3) Помимо нервной регуляции дыхания существует гуморальная регуляция (СО2, адреналин). Адреналин увеличивает частоту дыхательных движений при стрессе.

Анализ результатов выполнения заданий этого 5 блока показывает, что  при подготовке к ЕГЭ вопросам регуляции процессов жизнедеятельности, строения и функционирования нервной системы, строения сенсорных систем и ВНД следует  обращать более пристальное внимание.

Блок 6. Эволюция живой природы

Этот блок включал задания, направленные на контроль знаний о виде, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы, идиоадаптации в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.

В линии 16 предлагались задания на установление соответствия между эволюционными процессами и их характеристиками. Как и по другим линиям, задания этого типа оказались сложнее для выполнения, чем задания с множественным выбором.

Сложными были задания на установление соответствия между примерами проявления дивергенции и конвергенции у организмов, формами естественного отбора, признаками ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации у конкретных представителей, палеонтологическими и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции.

Объяснить столь низкие результаты по основным понятиям эволюционного учения видимо можно  тем, что основное внимание при изучении этих тем уделяется заучиванию теоретического материала, а не осмыслению эволюционных процессов и их аргументации.

На низком уровне выполнены и задания линии 20 на анализ информации и заполнение таблицы по характеристикам естественного отбора.

В части 2 задания, касающиеся эволюции, были представлены в линиях 23 и 26. Эти задания смогли выполнить только хорошо и отлично подготовленные участники, однако даже среди них максимальные 3 балла получили менее 5% участников.

Например, в одном из заданий линии 23 предлагался рисунок с изображением ископаемого животного. От выпускников  требовалось по геохронологической таблице определить эру и период его обитания, класс (классы), к которому(к которым) можно отнести это животное, и указать признаки принадлежности к данному(ым) классу(сам). Максимальные 3 балла получили только 4% экзаменуемых.

Половина заданий линии 26 проверяли знания участников по эволюции живой природы и антропогенезу. В нескольких заданиях предлагалось сопоставить эволюционные взгляды Ч. Дарвина и Ж.Б. Ламарка, обосновать основные положения синтетической теорией эволюции.

Проблемными оказались задания, в которых требовалось установить ароморфозы у покрытосеменных растений, позволивших им завоевать главенствующее положение на Земле, привести доказательства единства органического мира на Земле, определить значение огня в антропогенезе. Максимальные баллы за эти задания получили всего 2–3% участников.

Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности

Этот блок содержал задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере, а также умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.

Сложным оказалось задание, в котором требовалось определить приспособленность птиц к перенесению неблагоприятных условий (полностью выполнили на 2 балла это задание только 14% участников).

Вот пример еще одного проблемного задания,  максимальных 2 балла за которое получили только четверть всех участников. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К редуцентам в экосистеме относят
1) гнилостные бактерии
2) клубеньковые бактерии
3) пеницилл
4) спорынью
5) мукор
6) серобактерии

Низкий результат выполнения этого задания видимо объясняется  незнанием роли конкретных организмов в экосистеме.

Как и в предыдущие годы, проблемным оказалось задание на установление последовательности круговоротов веществ в биосфере, в частности круговорота азота, поэтому  изучению данной темы следует уделить больше внимания в процессе обучения.

Анализ выполнения заданий нового типа, которые были впервые предложены на экзамене в 2017 году

Эти задания были выполнены в соответствии с запланированным уровнем сложности. Большинство участников продемонстрировали умение анализировать результаты биологических экспериментов или наблюдений и находить правильные выводы из предложенного списка.

Как и в прошлом году, затруднения у участников вызвали задания базового уровня линий 3 и 6, в которых предлагалось решить биологические задачи по цитологии и генетике, а ответ необходимо было записать в виде числа или последовательности цифр.

Анализ результатов выполнения заданий с кратким ответом части 1 позволил сделать вывод о том, что наибольшие трудности вызвали следующие задания:
— в линии 5 – на установление соответствия по теме «Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки»;
— в линии 13 – на установление соответствия по теме «Организм человека»;
— в линии 14 – на установление последовательности по теме «Организм человека»;
— в линии 19 – на установление последовательности по теме «Общебиологические закономерности»;
— в линии 20 – на работу с таблицей по темам «Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье».

Это можно объяснить тем, что такие задания проверяют не только знание конкретных фактов, но и общеучебные умения анализировать, сравнивать, сопоставлять биологические объекты, процессы и явления.

Выполнение всех типов заданий Части 2 существенно различаются у разных групп участников, что свидетельствует о том, что задания с развернутым ответом имеют высокую дифференцирующую силу.

В ходе подготовки к экзамену следует обратить внимание:

— на биологическую терминологию и символику;
— химический состав клеток;
особенности обмена веществ и превращения энергии, стадии энергетического обмена, фотосинтез, хемосинтез;
— хромосомный набор соматических и половых клеток;
фазы митоза и мейоза;
— закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости;
— онтогенез растений и животных, циклы развития основных отделов растений;
— основные признаки царств, типов, отделов, классов живой природы, особенности строения растений и животных;
— строение сенсорных систем, нейрогуморальную регуляцию жизнедеятельности организма человека, особенности вегетативной нервной системы, высшей нервной деятельности человека;
— внутреннюю среду организма человека, иммунитет, обмен веществ и превращение энергии в организме человека;
— признаки различия и родства человека и животных;
— движущие силы эволюции и их значение;
— приспособленность организмов к среде обитания;
направления и пути эволюции, основные ароморфозы и идиоадаптации в развитии растений и животных;
— экосистему и ее компоненты, экологические факторы, роль растений и животных в биоценозах;
— функции живого вещества планеты;
— круговороты азота, кислорода, углерода, фосфора в природе;
— глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека.

Для получения максимальных баллов при подготовке к экзамену выпускники должны владеть такими межпредметными понятиями, как «диффузия», «осмос», «гидролиз», «гомеостаз», «диполь», «диссоциация», «дыхательная цепь», «коллоидный раствор», «ионизирующее излучение», «парциальное давление» и др.

Выпускники должны знать, понимать и объяснять сущность таких  понятий, как:

— «взаимодействие аллельных и неаллельных генов»;
— «закономерности изменчивости», «сцепленное наследование»;
— «размножение и индивидуальное развитие организмов»;
— «явление гетерозиса»;
— «круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере»;
— «процессы жизнедеятельности организма человека»;
— «строение и признаки вирусов»;
— «получение полиплоидов и отдаленных гибридов».

Для получения максимальных баллов выпускникам 2019 года при подготовке к экзамену не следует
забывать о заданиях прошлых лет с выбором одного правильного ответа, поскольку модернизированные вопросы строятся на их базе. При верной организации работы учителей с подобными заданиями можно успешно проводить текущий контроль знаний.

Уже известно. что существенных изменений структуры и содержания КИМ ЕГЭ в 2019 г. по биологии не будет. Изменена лишь модель задания в линии 2 (вместо двухбалльного задания с множественным выбором предложено однобалльное задание на работу с таблицей). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы уменьшен с 59 до 58. Примеры таких заданий уже представлены [urlspan]в проекте демонстрационного варианта КИМ 2019 г.[/urlspan]

Вот на такой позитивной ноте заканчиваю свой обзор Методических рекомендаций [urlspan]В.С. Рохловым, Р.А. Петросовой, Т.В. Мазяркиной в Методических рекомендациях для учителей. ФИПИ, Москва 2018[/urlspan] по анализу результатов сдачи ЕГЭ по биологии в 2018 году.

*******************************************************

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
а) Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по биологииЕ. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | анализ ошибок сдачи ЕГЭ по биологии в 2018кодификаторрепетитор биологии по Скайпу | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 3 =