САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Система живой природы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Решил в сегодняшнем посте выложить упрощенную систему живой природы, чтобы у вас сложилась более целостная картина: где и кто на какой «жердочке» сидит.

Поэтому здесь я имею в виду не просто указание самих категорий систематики как ранее, но и не подробнейшую классификацию, которая все равно не сможет быть воспринята целостно. 

Выбираем «золотую середину»

То есть, в таблице будут даны только названия царств, типов организмов, все классы, относящиеся к этим типам (конечно, только те, которые изучаются в школе) и отдельные представители этих классов.

 

Как видите, эта таблица   называется не «систематика живой природы», а «система живой природы», поскольку это лишь очень упрощенная схема «устройства» живого. Приоритет в этой схеме отдается царству животных, поскольку наибольшая путаница  бывает связана именно с систематикой этого царства организмов.

Итак, «животные» это отдельное царство в мире живого. Их делят на два подцарства Одноклеточные и Многоклеточные (пока все логично). А  дальше, обратите внимание, вот такая «несправедливость«: много, много типов животных Беспозвоночных и всего один тип Хордовые. Итак, «Беспозвоночные» — это надтиповая категория, а «Хордовые» — это лишь один тип животных (включающий в себя подтип Позвоночные).

Ну а дальше все просто… Из схемы видим как любит природа число три («бог троицу любит»). Три типа Одноклеточных (но четыре класса), три класса Кишечнополостных, три класса Плоских червей, три класса Кольчатых червей, три класса Моллюсков, три класса Членистоногих и шесть классов Черепных Позвоночных.

Такие продвинутые единственные теплокровные формы жизни как «Птицы« и «Млекопитающие« — это всего лишь отдельные классы в царстве животных!  И какие-то там Пиявки, Сосальщики и Споровики — тоже отдельные классы. Не обидно ли? Но против фактов не возразишь.

Буду рад, если эта табличка «системы живой природы» поможет  выстроить вам в голове собственную систему,  как это всё было бы лично вам легче запомнить.

 ***************************************

У кого есть вопросы по  статье к репетитору биологии по Скайпу, замечания, пожелания — прошу в комментарии.

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
А. Общая биология | беспозвоночныеклассификацияклассымлекопитающиемногоклеточныеодноклеточныепозвоночныерепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологиисистема живой природытипыцарства | 8 комментариев
Отзывов (8)
  1. Алексей

    Добрый день, Борис Фагимович!
    Недавно я задумался над таким вопросом, могут ли вирусы принимать участие в разложении трупа? И пришел к выводу, что нет, принципиально не могут. Все дело в механизме размножения вирусов.
    Вирусы являются внеклеточной формой жизни. Все дело в том, что вне клетки вирусные частицы вообще не проявляют никаких признаков жизни (нет обмена веществ и какой-либо биологической активности). А вот попав в нужную клетку, вирус начинает проявлять единственную биологическую активность, на которую он способен — РАЗМНОЖАТЬСЯ. Вирус прикрепляется к живой клетке и вводит в нее свою ДНК. Далее, в процессе транскрипции, в клетке на вирусной ДНК (которая становится матричной) синтезируется матричная РНК (она же — информационная или иРНК).
    После процесса транскрипции реализуется процесс трансляции — с помощью рибосом клетки на иРНК вируса осуществляется сборка вирусного белка.
    В конечном счете, синтезированные вирусные белки блокируют активность ДНК самой клетки, в результате чего клетка погибает, а, точнее, перерождается в множество вирусных частиц.
    Но транскрипция и трансляция — это биохимические процессы, которые могут происходить только в живой клетке. Таким образом, вирус не может размножаться в неживой клетке, и, следовательно, не может принимать участия в разложении трупа.
    Тогда возникает второй вопрос — почему в трупе количество вирусов во много раз превышает количество вирусов в живом организме?
    Мое предположение состоит в том, что вирусы активнее размножаются в полуживых клетках организма, которые погибают, но еще не успели погибнуть, хотя организм как целостная система мертв. А что Вы думаете по поводу этой гипотезы?
    Еще один вопрос связан с тем, могут ли вирусы проникнуть в мертвую клетку? Некоторые исследователи на этот вопрос дают положительный ответ, другие же отвечают на него категорически отрицательно. Интересно, что думаете Вы? С уважением, к.т.н. Жуков Алексей Олегович.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Алексей Олегович! «Почему в трупе количество вирусов во много раз превышает количество вирусов в живом организме?» Согласен с Вами, что, когда сам многоклеточный организм уже «труп», но клетки еще живы, вирусы будут в них активнее размножаются из-за сбоя в иммунных реакциях организма.
      На счет проникновения в мертвую клетку? Видимо, разные мнения существуют из-за различного определения того, что вообще считать «мертвой клеткой»(то есть, как определить, что клетка уже «мертвпя» или еще «живая».

      Ответить
  2. Дмитрий

    Здравствуйте, Борис Фагимович!
    В справочнике Билича и Крыжановского Стрекоз относят к насекомым с полным превращением, в учебнике за 7 класс Константинова — к насекомым с неполным превращением.
    Где ошибка?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Дмитрий! Конечно, стрекозы — это насекомые, развитие которых происходит хотя и с метаморфозом (с превращением), но с неполным (стадия личинки есть, но нет стадии куколки).

      Ответить
  3. Георгий

    Добрый день.
    Скажите, пожалуйста, как бы Вы ответили на следующий вопрос?
    Искал в Интернете, но там очень много воды. Подскажите, как тезисно написать? Понимаю, что вопрос «так себе».

    Какие свойства, по Вашему мнению, характеризуют живую систему (в отличие от неживой)?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Георгий, ознакомьтесь с моей первой статьей на блоге «Признаки живого». 1. Особое соотношение химических элементов. Наличие 4-классов органических веществ, построенных на углероде. 2. Клеточное строение, обеспечивает уменьшение энтропии внутри живых систем 3. Рост и размножение, основанные на матричном синтезе. 4. Наследственность и изменчивость. 5. Направленность эволюционного процесса на создание наиболее приспособленных систем. 6. Поддержание гомеостаза. 7. Раздражимость и ритмичность. 8. Способность умереть.

      Ответить
  4. Катерина

    Поняла и перечертила таблицу, но вот не разобралась только с этой фразой «Итак, “Беспозвоночные” – это надтиповая категория, а “Хордовые” – это отдельный тип животных.»

    То есть Беспозвоночные это надтип, а Саркожгутиковые, Инфузории, Споровики и т.д. по списку — это всё Типы. Точно также как и Хордовые — это тоже только тип с подтипами: Бесчерепные и Черепные (или Позвоночные)? Я правильно поняла?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Всё правильно!!!
      Это и была моя основная мысль о «черной несправедливости» систематики, когда все, все, все, Хордовые животные являются лишь отдельным типом животных, наряду с такими «невидимками» (тоже имеющими ранг ТИПА) как, например, Инфузории или Круглые черви.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 5 =