Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
Отдельное место среди задач по генетике занимают задания по выявлению типов наследования какого-либо признака по имеющейся родословной.
В чем же особенность этих заданий? Почему у некоторых учащихся они могут вызывать полное недоумение по поводу того «с какого конца» вообще к ним можно подступиться?
Дело в том, что в условиях других заданий по имеющемуся описанию фенотипов родителей или их потомства, мы фактически сразу можем приступить к составлению схемы решения задачи. Здесь же всё наоборот: никакого словесного описания задания нет, а мы его «фантазируем» сами, используя предлагаемую схему фенотипов генеалогического древа.
То есть, нам надо научиться читать эту схему, представленную лишь темными, светлыми кружочками и квадратиками (иногда, для гетерозигот, вместо темных — кружочки и квадратики могут быть полутемные или с точкой), которые соединены горизонтальными и вертикальными линиями.
Сами обозначения фенотипов, используемые на схемах по генетическому анализу родословных, приведены на рисунке. Чаще всего вашим глазам будет представлена схема, состоящая из светлых кружков и квадратиков, и темных. Эти темные закрашенные элементы схемы и есть тот признак (чаще всего какая-то болезнь), тип наследования которого нам и надо определить.
Как правило, если светлых значков на схеме намного больше, чем черных, то изучаемый аллельный ген является рецессивным. Если черных довольно много, то вероятнее всего изучаемый признак передается по доминантному типу наследования.
*Прочитав мою книгу «Как научиться решать задачи по генетике», вы без труда научитесь «читать» предложенные вам схемы и сможете решать подобного рода задания по представленному в книге алгоритму.
* А для закрепления этого материала в книге приводится подробный разбор некоторых конкретных заданий по предлагаемым генеалогическим схемам.
******************************************************************
У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).