САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Как решать задачи по генетике на сцепленное наследование

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru 

На этой странице своего блога я анонсирую свою новую платную книгу:

«Как решать задачи по генетике на сцепленное наследование».

В моей первой книге «Как  научиться решать задачи по генетике», основное внимание было уделено Менделевской генетике (взаимодействию аллельных генов). А эта книга по применению знаний хромосомной теории Томаса Моргана к решению задач по сцепленному наследованию неаллельных генов.

В теоретической части  я постарался заполнить тот пробел школьных учебников, который не позволяет учащимся с легкостью перейти от учения Менделя к  генетике  Моргана.

Да что там говорить и я бы сейчас, изучая генетику по школьным учебникам Общей биологии,  тоже бы запомнил, что закон Моргана — это будто бы кроссинговер.

На самом то деле всё наоборот: закон Моргана — это закон сцепленного наследования генов. Кроссинговер же, если он происходит, приводит к нарушению этого закона.

Только поняв, что  третий закон Менделя о независимом наследовании признаков, вовсе не является законом, мы сможем выстроить  логическую цепочку для понимания решения заданий по сцепленному наследованию.

Этот сборник может быть полезен:

1. Прежде всего, конечно, абитуриентам.  С каждым годом генетические задачи в экзаменационных вариантах ЕГЭ становятся всё сложнее. Уже встречаются задания, когда нужно самому догадаться, что решать предложенную задачу на дигенное наследование (дигибридное скрещивание) нужно не по Менделю, а с учетом сцепленного наследования генов  с кроссинговером (по Моргану).

2. Учителям и репетиторам по биологии, изучив теоретическую часть сборника, возможно, будет легче объяснять учащимся многие противоречивые моменты этого раздела генетики.

В практической части  сборника, я постарался подобрать такие  задания, что бы мое разъяснение их решений могло помочь вам в решении любых подобных заданий.

Итак, предлагаю Вашему вниманию  платную электронную книгу:

«Как решать задачи по генетике на сцепленное наследование»

* Ознакомившись с небольшой теоретической частью книги,  Вам этот раздел генетики не покажется сложным

*  Решения 31 задания общего методического плана, 30 задач из вариантов ЕГЭ прошлых лет и  29 задач по сцепленному наследованию с кроссинговером даются с полным разъяснением.

Книга в формате .pdf. Стоимость 400 рублей.

Напишите мне письмо boris.sadykov@gmail.com о желании сделать покупку. 

После моего ответа, что Вы приняли мудрое решение, Вы будете знать, что у меня есть Ваш адрес электронной почты, на который  я в тот же день (иногда в тот же час) после оплаты вышлю купленные материалы.

                                                           ОПЛАТИТЬ МОЖНО:

1.  На мою электронную карту Сбербанка

(карта привязана к телефону +7(927)32-32-052)

2. электронные кошельки:  

QIWI  +79273232052

Яндекс Деньги  41001493555269

 

3. На ТЕЛЕФОН (оператор МЕГАФОН — Поволжский филиал):  +7(927)32-32-052

*********************************************************************

Если возникнут вопросы по скачиванию и изучению материалов на вашем компьютере, обязательно напишите — без поддержки я Вас не оставлю. 

***********************************************************************

Задачи, решения которых подробно разбираются в этом сборнике

Задания методического характера

1. Генотип организма ААВb. Покажите, как могут располагаться эти гены на хромосомах, чтобы наследоваться по закону Моргана.

2. Запишите все варианты кроссоверных гамет, которые могут образоваться у организма с генотипом АС//ас ВЕ//bе.

3. Генотип организма А//a Bc//bC. Запишите геномы гамет этого организма, если рассматриваются два варианта сцепления генов (полное сцепление, неполное сцепление).

4. Определите вероятность образования гаметы abcd у генотипа AaBbccDd при сцеплении генов А и b без учета кроссинговера между ними?

5. У дигетерозиготного организма гамета с геномом Ab появляется с вероятностью 38%. Запишите генотип этого организма, геномы других гамет и их вероятности, а также расстояние между генами в Морганидах.

6. Если допустить, что гены А и В сцеплены и расстояние между ними составляет 18%, а ген С находится в другой группе сцепления, то какие гаметы и в каком количественном соотношении будет образовывать гетерозигота АаВвСс?

7. Изобразите положение генов в хромосомах и выпишите гаметы у зиготы AaBbCcDd, если между генами А и В наблюдается полное сцепление, а между генами С и D, расположенными в другой паре хромосом, идёт кроссинговер.

8. Расстояние между генами A и B, расположенными в одной группе сцепления, равно 8,4 морганиды. Определите вероятность образования гамет AB у дигетерозиготы, если одна из родительских особей имела генотип aaBB.

9. Напишите гаметы дигетерозиготной особи при несцепленном и сцепленном (с кроссинговером и без) наследовании.

10. Гены А и В в хромосомах дигетерозиготного гаметоцита 1-го порядка сцеплены. Сила сцепления между ними равна 10 морганидам. Какие типы гамет и в каком отношении образуются после мейоза? Ответ сопроводите схемой.

11. Гены А и В локализованы в одной паре гомологичных хромосом и абсолютно сцеплены. Какие типы гамет образуются у особей с генотипами: а) ААВВ; б) АаВb; в) ааbb?

12. Гены А и В локализованы в одной и той же аутосоме. а) Сколько и какие типы некроссоверных и кроссоверных гамет образуются у дигетерозиготной женщины, у которой доминантные гены находятся в одной хромосоме, а их рецессивные аллели — в другой? б) Сколько и какие типы некроссоверных и кроссоверных гамет образуются у дигетерозиготного мужчины, у которого доминантные гены находятся в одной хромосоме, а их рецессивные аллели -в другой?

13. В анализирующем скрещивании от дигетерозиготы АаВb были получены следующие количественные результаты фенотипических классов потомства: АВ – 903 особи, Аb – 101 особь, аВ – 98 особей и аb – 898 особей. Объясните расщепление.

14. Самка и самец дрозофилы гетерозиготны по генам А и В. У обоих животных эти гены находятся в одной аутосоме на расстоянии 10 морганид. Какой процент сперматозоидов и яйцеклеток имеют гены А и В?

15. Если расстояние между генами в группе сцепления составляет 12,6 морганид, то вероятность рекомбинации генов равна: а) 6,3%; б) 12,6%; в) 25,2% ; г) 87,4%.

16. Расстояние между генами А и В, расположенными в одной группе сцепления, равно 4,6 единицы кроссинговера. Определить, какие типы гамет и в каком процентном отношении образуют особи генотипа AB//ab.

17. Расстояние между генами В и С в генотипе A//a BC//bc 40 морганид. Определить пропорцию типов гамет АВС и AВc (в %)?

18. Генотип Drosophila melanogaster АD//ad. Гены расположены на расстоянии 16 морганид (М) друг от друга. Какие типы гамет и с какой вероятностью могут образовать мухи с таким генотипом?

19. Если расстояние между генами А и b 20 морганид, то какова будет пропорция генотипов AaBb и aabb в анализирующем скрещивании (в %)?

20. Если расстояние между генами А и b 20 морганид, то какова будет пропорция генотипов Ааbb и ааВb в анализирующем скрещивании?

21. Расстояние между генами A и B, расположенными в одной группе сцепления, равно 8,4 морганиды. Определите вероятность образования гамет AB у дигетерозиготы, если одна из родительских особей имела генотип aaBB.

22. Известно, что гены А и В расположены в одной хромосоме. В анализирующем скрещивании получено потомство: AaBb – 940, Aabb – 98, aaBb – 102, aabb – 860. Определите расстояние между генами А и В (в %)?

23. В первом поколении дигибридного анализирующего скрещивания получено четыре фенотипических класса потомков в соотношении: 15% АB, 35% Ab, 35% aB, 15% ab. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Дайте объяснение статистическому характеру расщепления.

24. Расстояние между генами, которые приводят к гемофилии и дальтонизму, составляет 10 морганид. Здоровая женщина имеет отца-гемофилика и мать-дальтоника. Какова вероятность образования в организме этой женщины яйцеклетки с генами гемофилии и дальтонизма?

25. В анализирующем скрещивании дрозофилы, дигетерозиготной по генам белых глаз и изрезанного края крыла, для двух самок, сходных по фенотипу, получено два разных результата (в процентах): AB:Ab:aB:ab = 41:9:9:41; AB:Ab:aB:ab = 9:41:41:9. Определите характер наследования этих признаков. Напишите генотипы гетерозиготных особей в обоих случаях; укажите, в чём различия их генотипов; определите примерное расстояние между указанными генами.

26. Самец и самка дрозофилы гетерозиготны по генам А и В. Оба доминантных гена находятся в одной аутосоме на расстоянии 12 морганид. Какой процент яйцеклеток и сперматозоидов будет содержать хромосому с двумя доминантными генами?

27. Расстояние между аутосомным геном ответственным за группу крови Лютеран и геном, от которого зависит растворимость некоторых белков крови, равно 13 морганид. Укажите процент некроссоверных гамет у дигетерозиготной особи.

28. У кукурузы гены, обусловливающие фертильность пыльцы и матовую поверхность листьев, локализованы в одной хромосоме. Нормальная фертильность (F) является доминантной по отношению к пониженной (f), а матовая поверхность листа (G) доминантна по отношению к глянцевой (g). При скрещивании гомозиготного растения, имеющего пониженную фертильность и матовую поверхность листьев, с гомозиготным растением, имеющим нормальную фертильность и глянцевую поверхность листьев, получили 52 гибрида F1, от переопыления которых получили 800 растений F2.
1. Сколько разных типов гамет может образовать растение F1?
2. Сколько растений F2 могут иметь оба доминантных признака?
3. Сколько разных генотипов может быть в F2?
4. Сколько растений F2 могут иметь пониженную фертильность и матовые листья?
5. Сколько растений F2 могут иметь оба признака в рецессивном состоянии?

29. Гены А и В относятся к одной группе сцепления и находятся на расстоянии 20 морганид. Напишите генотип, расположив гены в хромосомах, и выпишите гаметы, рассчитав их процентное соотношение для следующих организмов:А) гомозиготный рецессивный по одному признаку и гетерозиготный по другому. Б) дигетерозиготный организм. В) тригетерозиготрый организм, у которого гены А и В наследуется по аутосомному типу, а ген С сцеплен с полом.

30. Почему делается поправка при составлении карты хромосомы при двойном кроссинговере?

31 Скрестили цис- дигетерозиготу с цис- дигетерозиготой. Признаки наследуются сцепленно, процент кроссинговера равен 20%. Чему равен процент гомозиготности по одному из доминантных признаков?

Задачи на сцепленное наследование из вариантов ЕГЭ

1. При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зернами с растением, дающим морщинистые неокрашенные зерна, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зерна. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырех фенотипических групп во втором скрещивании.

2. Гены карликовости и скрученных листьев у кукурузы являются рецессивными и расположены в одной аутосоме. Какое потомство и в каком процентном соотношении можно ожидать от скрещивания гетерозиготного высокого растения с нормальными листьями и гомозиготного карликового растения с нормальными листьями?

3. У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метелка» (v). При проведении анализирующего скрещивания с растением, имеющим нормальные междоузлия и нормальную метелку, все потомство было похоже на одного из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой в потомстве оказалось 75% растений с нормальными междоузлиями и нормальными метелками, а 25% с укороченными междоузлиями и зачаточной метелкой. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется во втором случае.

4. У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метёлка» (v). При проведении анализирующего скрещивания дигетерозиготного растения, имеющего нормальные междоузлия и нормальную метёлку, получено потомство: 48% с нормальными междоузлиями и нормальной метёлкой, 48% с укороченными междоузлиями и зачаточной метёлкой, 2% с нормальными междоузлиями и зачаточной метёлкой, 2% с укороченными междоузлиями и нормальной метёлкой. Определите генотипы родителей и потомства. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

5. При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растений с морщинистыми неокрашенными семенами потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. В анализирующем скрещивании гибрида F1 получилось потомство двух фенотипических групп. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в скрещиваниях. Объясните появление двух фенотипических групп в F2. Какой закон наследственности проявляется в F1 и F2?

6. При анализирующем скрещивании кукурузы с нормальными междоузлиями (A) и нормальной метелкой (B) получили 11 растений с нормальными междоузлиями и нормальной метелкой, 39 растений — с нормальными междоузлиями и зачаточной метелкой, 41 — с укороченными междоузлиями и нормальной метелкой и 9 — с укороченными междоузлиями и зачаточной метелкой. Определите генотипы родителей, генотипы потомства. Составьте схему скрещивания задачи. Объясните результаты анализирующего скрещивания.

7. Гены карликовости и скрученных листьев у кукурузы являются рецессивными и расположены на расстоянии 18 морганид в одной аутосоме. Какое потомство и в каком процентном соотношении можно ожидать от скрещивания гетерозиготного высокого растения с нормальными листьями и гомозиготного карликового растения с нормальными листьями?

8. Гладкая форма семян кукурузы и наличие пигмента антоциана в семенах — доминантные признаки. Морщинистые семена и отсутствие пигмента в них — рецессивные признаки. Форма и цвет семян наследуются сцеплено. После скрещивания двух растений дигетерозиготного и гомозиготного по рецессивным аллелям, получены потомки с разными семенами: 4152 с окрашенными гладкими, 149 с окрашенными морщинистыми, 152 с неокрашенными гладкими, 4163 с неокрашенными морщинистыми. Определить расстояние между генами, детерминирующими эти признаки.

9. У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой формы (В) семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян также сцеплены. При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми семенами было получено 4002 семени коричневых гладких и 3998 семян белых морщинистых, а также 305 белых гладких и 300 коричневых морщинистых семян кукурузы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских растений кукурузы и её потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными от родителей признаками.

10. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 получены растения с гладкими окрашенными семенами, с морщинистыми неокрашенными, с морщинистыми окрашенными, с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырёх фенотипических групп особей в F2.

11. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными, 289 с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1, F2. Какой закон наследственности проявляется в F2? Объясните, на чём основан Ваш ответ.

12. У кукурузы доминантные гены коричневой окраски и гладкой формы семян сцеплены и локализованы в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян — в другой, гомологичной. При анализирующем скрещивании гетерозиготного растения (из F1) с чистосортным растением, дающим белые морщинистые семена, получено 4000 семян, похожих на родительские формы, 152 белых гладких и 149 коричневых морщинистых семян кукурузы. Какие из этих семян являются результатом кроссинговера и сколько процентов они составляют? Когда и в каких случаях (%) в клетках произошёл перекрест хромосом?

13. Скрестили дигетерозиготного самца мухи дрозофилы с серым телом и нормальными крыльями (дом.признаки) с самкой с черный телом и узкими крыльями (рец.признаки). Составьте схему решения задачи; определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков в F1 и F2, если доминантные и рецессивные признаки этих генов попарно сцеплены, а кроссинговер не происходит.

14. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

15. Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75% особей с серым телом и нормальными крыльями и 25% с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признаков.

16. У дрозофилы доминантные гены серой окраски тела и прямых крыльев сцеплены и локализованы в 1 аутосоме, а ген черной окраски и дуговидных крыльев в гомологичной хромосоме. При скрещивании дигетерозиготной дрозофилы с мухой у которой черное тело и дуговидные крылья в F1 получено следующее потомство: серых прямокрылых 1641, черных дугокрылых 1532, серых дугокрылых 1251, черных прямокрылых 1180. Определить процент кроссоверных и некроссоверных генов и расстояние между ними.

17. В результате скрещивания самки дрозофилы, которая имела генотип АаВb, с самцом, генотип которого ааbb, получили 360 мушек. Сколько из них теоретически должны отличаться по фенотипу от материнской особи, если доминирование генов А и В полное, наследуются они сцеплено и расстояние между ними составляет 10% перекреста?

18. Женщина унаследовала катаракту (А) от матери, полидактилию (В) от отца. Её муж нормален в отношении обоих признаков. Какова вероятность (%) рождения в этой семье ребенка с катарактой, если расстояние между аутосомными генами А и В равно 10 морганид?

19. Женщина, мать которой страдала дальтонизмом, а отец — гемофилией, вступает в брак с мужчиной, страдающим обоими заболеваниями. Определите вероятность рождения здоровых детей в этой семье. Гены гемофилии и дальтонизма рецессивные и локализованы в X-хромосоме.

20. У человека дальтонизм (d) и сумеречная слепота (с) наследуется сцеплено с Х-хромосомой. Кроссинговер между этими генами составляет 30%. Девушка с нормальным зрением (ее отец был дальтоником, мать страдала сумеречной слепотой), вышла замуж за здорового по обоим признакам мужчину. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых мальчиков?

21. У крыс темная окраска шерсти доминирует над светлой, розовый цвет глаз доминирует над красным. Оба признака сцеплены. В лаборатории от скрещивания розовоглазых темношерстных крыс с красноглазыми светлошерстными получено потомство: светлых красноглазых — 24, темных розовоглазых — 26, светлых розовоглазых — 24, темных красноглазых — 25. определите расстояние между генами.

22. У овса доминантными являются признаки раннеспелости и нормального роста. Признаки позднеспелости и гигантизма являются рецессивными. Определите генотипы и фенотипы растений, полученных от скрещивания дигетерозиготного растения с растением раннеспелого сорта, гетерозиготного по этому признаку, но гигантом. Гены роста и сроков созревания – сцеплены. Какой закон при этом проявляется?

23. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

24. У томатов высокий стебель доминирует над карликовым, шаровидная форма плода над грушевидной. Расстояние между генами, определяющими эти признаки равно 20%. Скрещено высокое растение с грушевидными плодами с карликовым растением, имеющим шаровидные плоды. Какого потомства и в каком соотношении следует ожидать от скрещивания гибридов F1 c карликовыми грушевидными?

25. У кукурузы матовые листья нормальной формы доминируют над блестящими надрезанными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы, имеющей матовые надрезанные листья, с растениями, имеющими блестящие нормальные листья, в F1 получили потомство с матовыми нормальными листьями. В результате анализирующего скрещивания (растений F1) получились следующие результаты: 630 растений с матовыми надрезанными листьями, 618 с блестящими нормальными, 207 с матовыми нормальными, 210 с блестящими надрезанными. Определить расстояние между генами и генотипы рекомбинантных особей.

26. Скрестили высокие растения томата с округлыми плодами и карликовые растения с грушевидными плодами. Гибриды первого поколения получились высокие с округлыми плодами. В анализирующем скрещивании этих гибридов получено четыре фенотипические группы: 40, 9, 10 и 44. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства каждой группы в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в потомстве.

27. Скрестили самку дрозофилы с короткими крыльями, с пятном на крыле и самца с нормальными крыльями, без пятна на крыле. Все полученные гибриды в Fимели нормальные крылья с пятном. Для анализирующего скрещивания взяли самца из F1. В полученном потомстве (F2) оказалось 50% особей с нормальными крыльями, без пятна на крыле и 50% с короткими крыльями, с пятном на крыле. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в двух скрещиваниях. Объясните формирование двух фенотипических групп во втором скрещивании.

28. Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А и В, составляет 5%, между генами А и С – 11%, между генами С и В – 6%. Перерисуйте предложенную схему хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Какое положение хромосомной теории наследственности определяет принцип расположения генов на хромосоме?

29 У человека между аллелями генов отсутствия потовых желёз и гемофилии типа А происходит кроссинговер. Не имеющая указанных заболеваний женщина, у отца которой была гемофилия, а у дигомозиготной матери – отсутствие потовых желез, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний, в этой семье родился ребёнок-гемофилик. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы и фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.

30. При скрещивании растения кукурузы с нормальными блестящими листьями и растения с надрезанными матовыми листьями всё потомство получилось с нормальными матовыми листьями. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы:128, 131, 40, 38. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы потомства в каждой группе. Объясните формирование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании.

Задачи на сцепленное наследование с кроссинговером

1. Дигетерозиготные родители страдают катарактой и полидактилией, оба получили катаракту от матери, а полидактилию от отцов. Каков прогноз рождения у них полностью здоровых детей, если известно, что расстояние между этими генами составляет 30 морганид?

2. У человека гены А и В локализованы в аутосоме и расстояние между ними 8 морганид. Какая вероятность рождения ребенка с генотипом и фенотипом матери, если ее генотип Аb//аВ, а генотип супруга аb//аb.

3. У бабочки-парусника ген, обуславливающий окраску тела, и ген, контролирующий наличие выступа на крыле, являются доминантными и расположены на расстоянии 6 морганид. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготной по обоим признакам самки и неокрашенного самца без выступа на крыле?

4. У кроликов рецессивный ген белой пятнистости (голландские кролики) сцеплен с рецессивным геном, обуславливающим длинный волосяной покров ангорского типа. Кроссинговер на этом участке составляет 14 %. Гомозиготного длинношерстного пятнистого кролика скрестили с особью дикого типа. Какие фенотипы, и в каком соотношении должны иметь место в случае возвратного скрещивания гибридов первого поколения с голландским длинношерстным кроликом?

5. У кроликов рецессивный ген белой пятнистости «голландского» типа (а) сцеплен с рецессивным геном, обуславливающим длинный шерстяной покров ангорского кролика (в). Величина кроссинговера между ними равна 14%. Гомозиготного по короткошерстности пятнистого кролика скрестили с ангорским кроликом дикого типа (не пятнистым). Обозначьте генотипы родителей и гибридов первого поколения. Какие фенотипы должны иметь место, если провести возвратное скрещивание гибридов F1 с «голландскими» ангорскими кроликами? Каково их соотношение среди 86 потомков при этом скрещивании?

6. У пшеницы доминантные признаки — восприимчивость к стеблевой ржавчине (А) и восприимчивость к мучнистой росе (В), рецессивные — устойчивость к СР (а) и устойчивость к МР (b). Наследование сцепленное. Кроссинговер 2%. Какие результаты ожидаются по фенотипу и генотипу в потомстве анализирующего скрещивания дигетерозиготы АВ//аb?

7. У человека ген резус фактора сцеплен с локусом определяющим форму эритроцитов и находится от него на расстоянии 3 морганид. Резусположительность и эллиптоцитоз являются доминантными признаками. Один из супругов гетерозиготен по обоим признакам, при этом резус положительный аллельный ген он унаследовал от матери, а эллиптоцитоз от отца. Второй супруг имеет отрицательный резус и нормальные эритроциты. Найти генотипы и фенотипы потомков.

8. Ген цветовой слепоты и ген ночной слепоты наследуются через Х хромосому и находятся на расстоянии 50 морганид друг от друга. Оба признака рецессивны. Определите вероятность рождения детей одновременно с обеими аномалиями в семье, где мать имела нормальное зрение, но ее мать страдала ночной слепотой, а отец цветовой слепотой, муж нормален в отношении обоих признаков.

9 . В результате скрещивания самок дрозофилы с серым телом и нормальными щетинками с самцами, имеющими желтое тело и расщепленные щетинки, получено потомство только с серым телом и нормальными щетинками. Затем самок первого поколения скрестили с самцами родительского поколения и получили многочисленное потомство, среди которого 3% особей имело серое тело и расщепленные щетинки или желтое тело и нормальные щетинки. Определите генотипы родителей и потомков, положение аллелей, расстояние между генами, детерминирующими цвет тела и форму щетинок.

10. Шесть петухов, гетерозиготных по сцепленным с полом генам карликовости (а) и серебристости (В), скрещивали с нормальными золотистыми курами. Всех петушков от этого скрещивания выбраковывали, а курочек в возрасте пяти месяцев классифицировали следующим образом:
F1 от петухов …………..№ 1, 3, 4 ……..№ 2, 5, 6
нормальных золотистых ..153 ……………..12
карликовых серебристых. 137 ……………..15
нормальных серебристых 13…………….. 164
карликовых золотистых…. 11 ……………..174
Всего …………………………………314 365
Чем вы объясните различия в результатах скрещиваний? Какова сила сцепления между генами а и В? Почему анализировали только курочек?

11. При скрещивании дигетерозиготного растения китайской примулы с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой и растения с красными цветками, круглой пыльцой в потомстве получилось: 51 растение с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; 15 – с фиолетовыми цветками, круглой пыльцой; 12 – с красными цветками, овальной пыльцой; 59 – с красными цветками, круглой пыльцой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

12. У кукурузы гены С и D наследуются сцеплено. Ген С обусловливает устойчивость к ржавчине, с — восприимчивость. Ген D — нормальные листья, ген д – узкие листья. От скрещивания гомозиготной линии по доминантным генам с гомозиготной линией по рецессивным генам получены гибриды F1 . При возвратном скрещивании с отцовской формой было получено 1000 растений, в том числе 40 кроссоверных. Определите их фенотип и расстояние между С и D в единицах кроссинговера.

13. Ген, обуславливающий группу крови системы AB0, и ген, влияющий на развитие ногтей, находится в одной аутосоме на расстоянии 10 морганид друг от друга. Женщина получила от отца доминантные гены, которые обуcловливают деформацию ногтей и группу крови А, а от матери — их рецессивные аллели. Её муж имеет нормальные ногти и нулевую группу крови. Какова вероятность рождения ребенка с фенотипическими признаками отца?Какова вероятность рождения ребенка с фенотипическими признаками матери? Какова вероятность рождения ребенка с деформированными ногтями и нулевой группой крови? Какова вероятность рождения ребенка с нормальными ногтями и группой крови А?

14. Ген цветовой слепоты и ген ночной слепоты локализованы в Х-хромосоме и находятся на расстоянии 34 морганид друг от друга. Оба признака рецессивны. Определите вероятность рождения детей с двумя аномалиями одновременно в семье, где жена дигетерозиготна и обе аномалии унаследовала от своего отца, а муж имеет обе формы слепоты?

15. Гены, что контролируют группу крови человека системы АВО и ген дефекта коленной чашечки располагаются в 9-й хромосоме. Кроссинговер между локусами этих генов составляет: мужчины 8%, женщины 14%. Мужчина дигетерозиготен по этому гену и имеет 2 группу крови, унаследовал от каждого из родителей доминантный и рецессивный ген. Он женат на здоровой женщине с 1 группой крови. Найти генотипы родителей и потомства и вероятность рождения детей с разными фенотипами.

16. У человека тремы и нарушение прикуса наследуются сцеплено, как аутосомно-доминантные признаки. Гены данных аномалий расположены в 3-й паре хромосом на расстоянии 12 морганид. Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье, где отец здоров и гомозиготен, а мать имеет обе аномалии, одну из которых она получила от одного родителя, а другую – от другого?

17. Определите процент кроссинговера у кур: курица белая без хохла, петух чёрный хохлатый. Гибриды F1 белые хохлатки. В F2 получено: белые хохлатые — 5005, белые без хохла — 2505, чёрные хохлатые — 2460, черные без хохла — 30.

18. Гены А и В относятся к одной группе сцепления, расстояние между генами 40 морганид. Оцените вероятность рождения гомозиготных по обоим генам детей в браке, где оба родителя дигетерозиготны, при этом женщина получила доминантные гены от отца, а мужчина получил один ген от матери, а другой от отца.

19. У дрозофилы ген жёлтой окраски тела и ген белоглазия сцеплены и находятся в X-хромосоме, при этом количество обычных и кроссоверных гамет образуется в равных частях. Соответствующие доминантные аллели дикого типа определяют серый цвет тела и красные глаза. В эксперименте скрещивали самок чистых линий дикого типа и рецессивных по обоим генам самцов (гетерогаметный пол). Затем гибриды первого поколения скрещивали между собой, при этом было получено 40 яиц. Рассчитайте, из скольких яиц появятся самцы с жёлтым телом и красными глазами.

20. Ген I, определяющий группу крови, находится в одной аутосоме с геном, влияющим на развитие коленной чашечки, на расстоянии 10 морганид. Мужчина с 3 группой крови и дефектом коленной чашечки (доминантный признак), у отца которого была первая группа крови и дефект коленной чашечки, а у матери — 3 группа и нормальная коленная чашечка, женился на женщине с 4 группой крови и нормальной коленной чашечкой. Определите вероятность (%) рождения у них ребёнка со 2 группой крови и дефектом развития коленной чашечки.

21. Классическая гемофилия и дальтонизм наследуются как рецессивные признаки, сцепленные с полом. Расстояние между генами — 9,8 морганид. а) Девушка, отец которой страдает одновременно гемофилией и дальтонизмом, а мать здорова и происходит из благополучной по этим заболеваниям семьи, выходит замуж за здорового мужчину. Определите вероятные фенотипы детей от этого брака. б) Женщина, мать которой страдала дальтонизмом, а отец гемофилией, вступает в брак с мужчиной, страдающим обоими заболеваниями. Определите вероятность рождения детей в этой семье одновременно с обеими аномалиями.

22. У кукурузы признаки желтых проростков (g) и блестящих листьев (i) наследуются сцеплено и являются рецессивными по отношению в зеленым проросткам и матовым листьям. От скрещивания гомозиготных растений кукурузы, имеющих желтые проростки и блестящие листья, с растениями, имеющие зеленые проростки и матовые листья, получили 124 гибрида в F1. От Fа получили 726 растений, в том числе 310 с признаками доминатной родительской формы, 287 — рецессивной родительской формы, 129 — кроссоверных по данным генам. Составьте схему скрещивания, выпишите кроссоверные и некроссоверные гаметы. Получите и проанализируйте гибриды Fа. Ответьте на следующие вопросы: 1.Какой % некроссоверных растений было среди гибридов Fа? 2.Сколько фенотипических классов было получено в Fа? 3.Сколько разных генотипов было в Fа? 4.Какой % растений имели в Fа желтые проростки и матовые листья? 5.Определите расстояние между генами g и i ?

23. В генетической лаборатории стало известно, что в одной хромосоме есть три гена a, b, c, также известны расстояния между этими генами: между a и b – 15 сМ, а между a и c – 25 сМ. Вычислите частоту появления двойных кроссоверов в случае этих трёх генов, ответ представьте в виде десятичной дроби с точностью до третьего знака.

24. У кукурузы ген, обуславливающий проявление рецессивного признака (укороченные междоузлия) и ген, обуславливающий рецессивный признак (зачаточная метелка) локализованы в 1 хромосоме. Расстояние между ними равно 4 % кроссинговера. При скрещивании линии, имеющей укороченные междоузлия и нормальную метелку, с линией, имеющей нормальные междоузлия и зачаточную метелку, в F1 было получено 20 растений, от скрещивания которых с линией-анализатором было получено 800 растений.
1-сколько растений имели оба признака в домин.состоянии?
2-сколько растений имели укороченные междоузлия и нормальную метелку?
3-какой % растений был с нормальными междоузлиями и недоразвитой метелкой?
4-сколько раст. будет иметь оба признака в доминантном сост-и?
5-какой % растений будет иметь оба признака в рецессивном состоянии?

25. У человека гены резус-фактора и эллиптоцитоза находятся в одной хромосоме на расстоянии 3-х морганид. Резус-положительность и эллиптоцитоз определяются доминантными генами. Резус-положительная женщина с нормальной формой эритроцитов выходит замуж за мужчину резус-отрицательного, с эллиптоцитозом. Известно, что отец женщины был резус-отрицательным, а мать резус-положительной. У мужчины страдал эллиптоцитозом лишь отец. Определите вероятность рождения в этой семье резус-отрицательных детей без эллиптоцитоза.

26. При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными плодами (b) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 – высоких с грушевидными плодами; 40 – карликовых с округлыми плодами; 14 – карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

27. При скрещивании коротконогих мышей, с мышами имеющими лишние пальцы на задних конечностях (полидактилия), получили гибриды дикого типа. Во втором поколении из 1045 мышей 43 мыши оказались коротконогие и с полидактилией. Напишите схему скрещивания. Определите возможное количество мышей дикого типа, и сколько среди них гомозигот?

28. У человека гены резус-фактора и эллиптоцитоза находятся в одной хромосоме на расстоянии 3 морганид. Резус-положительность и эллиптоцитоз определяются доминантными генами. Ген цветовой слепоты и ген ночной слепоты находятся в Х-хромосоме на расстоянии 50 морганид. Оба признака передаются по рецессивному типу. Резус-положительная женщина с нормальной формой эритроцитов и с нормальным зрением выходит замуж за мужчину резус-отрицательного с эллиптоцитозом и страдающего ночной слепотой. Известно, что отец женщины был резус-отрицательный и не различал цвета, а мать различала цвета нормально, но страдала ночной слепотой. У мужчины страдал эллиптоцитозом лишь отец, а мать тоже страдала ночной слепотой. Определите вероятность рождения в этой семье резус-отрицательных детей без других аномалий.

29. Гены А и В сцеплены на расстоянии 15 сантиморганид. Гибридное растение 1 получено при скрещивании растений ААbb и ааВВ, гибридное растение 2 получено при скрещивании растений ААВВ и ааbb. Укажите долю потомства с фенотипами А-В-, А-bb, ааВ-, ааbb.

*******************************************************************

Успешного Вам освоения купленных материалов. Если возникнут какие-то вопросы по книге, пишите в комментариях к этой статье, постараюсь на них ответить!

P.S. Оформление решений задач в этой книге заняло много времени (обозначения индексов сверху, снизу  — заколебали в прямом смысле, в глазах рябит). Когда закончил, жутко устал. Прощаясь, хотел написать: «Видит бог как я старался». Но как-то «бог» — это слишком интимно. Написал «Зуб даю — я старался». Жена увидела, ахнула: «зуб — не твое, вот если бы ты написал видит Бог…»

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
В. Решение генетических задачИ. Анонсы платных книг | задачи из ЕГЭзадачи по генетикезадачи с кроссинговеромзадачи с полным разъяснениемзакон Морганакроссинговерменделизмморганизмрепетитор биологии по Скайпусцепленное наследование генов | 18 комментариев
Отзывов (18)
  1. Таня

    Борис Фагимович, здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться с задачей.
    Гены А и В сцеплены на расстоянии 15 сантиморганид. Гибридное растение 1 получено при скрещивании растений ААbb и ааВВ, гибридное растение 2 получено при скрещивании растений ААВВ и ааbb. Укажите долю потомства с фенотипами А-В-, А-bb, ааВ-, ааbb.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Таня! Да, подобной задачи в моем сборнике, который Вы недавно купили, у меня нет. Поэтому я решил поместить решение этого задания в свой сборник по сцепленному наследованию.

      Ответить
  2. Татьяна

    Борис Фагимович, добрый день! Подскажите пожалуйста, есть ли в Ваших сборниках подобные задачи?
    У человека гены резус-фактора и эллиптоцитоза находятся в одной хромосоме на расстоянии 3 морганид. Резус-положительность и эллиптоцитоз определяются доминантными генами. Ген цветовой слепоты и ген ночной слепоты находятся в Х-хромосоме на расстоянии 50 морганид. Оба признака передаются по рецессивному типу. Резус-положительная женщина с нормальной формой эритроцитов и с нормальным зрением выходит замуж за мужчину резус-отрицательного с эллиптоцитозом и страдающего ночной слепотой. Известно, что отец женщины был резус-отрицательный и не различал цвета, а мать различала цвета нормально, но страдала ночной слепотой. У мужчины страдал эллиптоцитозом лишь отец, а мать тоже страдала ночной слепотой. Определите вероятность рождения в этой семье резус-отрицательных детей без других аномалий. Заранее Вас благодарю за ответ!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Татьяна! Условие этого задания как-будто бы компиляция из двух заданий моего сборника. Но в методическом плане задание выглядит интересным (здесь и сцепленное наследование с кроссинговером, и наследование, сцепленное с полом), поэтому решил разместить решение этого задания в моем сборнике.

      Ответить
  3. Анастасия

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Могу я приобрести вашу книгу, оплатив покупку переводом на сбербанк?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Анастасия! Спасибо за желание приобрести мою платную книгу. Да, можете оплачивать. Сразу после оплаты я увижу СМСку от Сбербанка и отправлю Вам файл купленной книги.

      Ответить
  4. Джан

    Здравствуйте, Борис Фагимович. Помогите пожалуйста найти ответ в задаче. При скрещивании особи, дигетерозиготной по генам A и В, с рецессивной гомозиготной получены 64% рекомбинантов, найти расстояние между генами А и В (в морганидах).

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Джан. Ваше задание составлено какими-то двоечниками. Ведь чисто теоретически даже 100% кроссинговер максимум к чему может привести, так это к образованию не более 50% рекомбинантных потомков (а в вашем задании их 64%). 100% нарушение сцепления между генами А и В в дигетерозиготе приводит к Менделевскому независимому наследованию, когда число рекомбинантных потомков и потомков от исходных не рекомбинантных гамет будет поровну (по 50%).

      Ответить
  5. Вера Геннадьевна

    Здравствуйте, Борис Фагимович. Спасибо вам, дорогой учитель! Несколько лет пользуюсь материалами вашего сайта, правда, бесплатными. Наверное, пришло время отблагодарить вас за ваши знания, ваш бесценный опыт. Я преклоняюсь перед вами, вы — мастер! Хочу купить книгу по решению задач на сцепленное наследование.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Вера Геннадьевна, спасибо за покупку моих платных материалов и такой восторженный отзыв о моей работе с блогом. Если уж мои «бесплатности» оказались Вам полезными, то и оплаченный материал пусть будет тоже полезным. Успехов Вам во всём!

      Ответить
  6. Наталья

    Здравствуйте, уважаемый Борис Фагимович!
    Меня зовут Наталья. Я начинающий репетитор по биологии. Спасибо Вам за Ваш блог, он помог и помогает мне лучше понять некоторые сложные вопросы в преподавании биологии.
    Хочу приобрести Вашу книгу «Как решать задачи по генетике на сцепленное наследование».

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Наталья! Большое спасибо за отзыв о моих статьях блога и за желание приобрести мою книгу по генетике на сцепленное наследование. Хочется надеяться, что книга окажется полезной Вам и Вашим ученикам. Успехов Вам во всём!

      Ответить
  7. Ольга Валерьевна

    Борис Фагимович, здравствуйте!
    Спасибо за книгу, уже читаю. Очень много важного! У меня всё же ещё будут к Вам вопросы о процентном расчете кроссоверных гамет…
    Неужели такого рода задания, как расчет двойного кроссинговера у тригетерозиготы можно ожидать в ЕГЭ 2019 ? Или Вы приводите эту информацию в своем учебнике для тех, кто поступает в ВУЗы, где прием ведется не только по результатам ЕГЭ, но и практикуется дополнительное собеседование?
    Я сама занимаюсь репетиторством. В 2018 году посещала курсы как бы «От экспертов». Ведут их те, кто приехал из Москвы от авторов тестов и по секрету привез типовые задания… Пугают очень. И самое ужасное, что непопадание в ключ ответа на вопросы Части 2 карается даже при верном ответе!
    Что делать? Как спасти детей от тупости такой системы?
    А еще беда с объяснением генетической задачам. У всех моих который год — 2 балла за задачи по генетике! Это значит, задача решена верно, но ответ «как-то не так оформлен». Я провела целую работу — собрала эти задачи с экзамена (сканы ответов мы с ребятами взяли на сайте результатов ЕГЭ), подняла всех знакомых биологов, те нашли ТРЕХ экспертов областного уровня — показали им… Двое сказали, что поставили бы максимальный балл и не знают причину снижения. А третий ответил, что задачи (как раз на сцепление, кукуруза и родословные), решены абсолютно верно! НО! Последняя фраза ответа не совпала с ключом! Фраза, объясняющая появление 4-х фенотипов была объяснена через появление кроссоверных гамет. И она не понравилась! Я уже в растерянности, как детям помочь… Извините за многословие, я может не по адресу… Душа болит! Выхода не нахожу никак. Спасибо за понимание!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Ольга Валерьевна, здравствуйте!
      Да, «душа болит» — это Вы верно заметили. Ужесточились не столько правила составления тестов, а критерии оценивания Части 2. Смотрите на блоге статью: «Откровения эксперта — как отвечать на вопросы ЕГЭ Части 2«. Да уж, если за один и тот же ответ одни эксперты поставят наибольший балл, а другие снизят из-за несоответствия стандарту ответа — это, конечно, никуда не годится.
      В моем сборнике по сцепленному наследованию, хотя и упоминается о тройном кроссинговере, но в ЕГЭ уж точно пока таких заданий не будет (по Демоверсиям на каждый год это всё можно отслеживать).
      Вот по взаимодействию неаллельных генов (комплементария, эпистаз, полимерия) не на следующий год, так в ближайшие годы, думаю, что задания появятся.

      Ответить
  8. Даша

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста. В книге «Как научиться решать задачи по генетике» в разделе на сцепленное наследование была задача № 8 про Конька-Горбунка и Сивку-Бурку. Их генотипы: Сивки-Бурки ав//ав, Конька-Горбунка Ав//аВ. При образовании гамет у Конька-Горбунка кроссинговер обеспечивает появление 20% новых рекомбинантных гамет. Правильно ли я поняла, что если бы Конька-Горбунка скрещивали с кобылицей с таким же генотипом, как и у него Ав//аВ, то особей, образованных от исходных некроссоверных гамет было бы не 80 процентов, а 64 процента?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Даша! Да, тогда особей, образованных от исходных некроссоверных гамет было 64%. Даша, но почему Вы свой вопрос поместили в комментариях к другой книге, где нет этой задачи?

      Ответить
  9. Ирина

    Здравствуйте, Борис Фагимович. Хотелось бы приобрести вашу книжечку по сцепленному наследованию, оплатить могу на карту сбербанка. Ваш номер карты актуален?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Ирина! Да, мой номер карты актуален. Беспокоиться не нужно, что деньги не дойдут (на просроченную карту невозможно осуществить перевод средств). Благодарю Вас за желание купить мой труд. Всего доброго!

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + 19 =