САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Изменения в ЕГЭ по биологии в 2017 году

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Наконец-то у меня появилась возможность дать вразумительный ответ на ваши многочисленные вопросы по поводу изменений в проведении ЕГЭ по биологии в 2017 году.

Давно муссируются слухи, что «значимым для выпускников 11 классов нововведением станет отказ от ТЕСТОВОЙ формы заданий итогового экзамена по трем дисциплинам: физики, химии, биологии. Такое основательное изменение формата экзаменов связано с попыткой уменьшить возможность интуитивного угадывания правильного ответа». (http://2017.wiki/ege-po-biologii-2017/).

Да-да, очень абсурдные слухи, что тестовая часть якобы будет удалена.

                                                             Плох ли был ЕГЭ в прежней форме?

Слухи подкреплялись тем, что еще с самого зарождения ЕГЭ,  как формы аттестации учащихся, позволяющей по результатам сдачи ЕГЭ быть зачисленными в ВУЗ, эту форму экзамена критиковали за то, что она, якобы, не сможет обеспечить нормальное получение знаний, приводя лишь к «натаскиванию» на зазубривание, а не понимание материала.

Но так могли думать лишь те, кто сам никогда  не преподавал в школе или в ВУЗе. Экзамен в форме ЕГЭ с самого начала включал кроме тестовых частей (назывались А и В), необходимых для проверки знаний учащимися огромной терминологической базы, еще и часть С с развернутыми ответами (оцениваемую в три раза дороже, чем часть А).

Поэтому, как бы много места не занимали тесты части А в экзаменационной работе, баллов, полученных за счет простого угадывания правильного ответа (а шанс угадать довольно большой — 25%), всё равно не хватало даже для прохождения барьера на тройку.

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) развеивает все слухи

26 августа 2016 года ФИПИ на своем официальном сайте  опубликовал проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов  ЕГЭ  2017 года.

Смотрим Кодификатор. В нем нет никаких изменений. Чтобы хорошо подготовиться к экзамену, надо, как и прежде, изучать биологию комплексно по следующим 7-ми блокам:

Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» контролирует материал о достижениях биологии, методах исследования, об основных уровнях организации живой природы.

Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие: знания о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.

Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов
и биотехнологии, а также выявляет уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по генетике.

В четвёртом блоке «Система и многообразие органического мира» проверяются: знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы и вирусах;
умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определённому систематическому таксону.

Пятый блок «Организм человека и его здоровье» направлен на определение уровня освоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека.

В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль: знаний о виде, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.

Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» содержит задания, направленные на проверку: знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости,
саморазвития и смены экосистем.

Но изменения в КИМ 2017 года по сравнению с КИМ 2016 года действительно есть

Эти изменения в основном касаются  оптимизации самой структуры экзаменационной работы:

1. Исключены задания в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа.
2. Сокращено общее количество заданий с 40 до 28.
3. Уменьшен максимальный первичный балл с 61  до 59.
4. Увеличена продолжительность экзаменационной работы с 180 до 210 минут.
5. В часть 1 включены новые типы заданий, которые существенно различаются по видам учебных действий: заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы, нахождение правильно указанных обозначений в рисунке, анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц со статистическими данными.

Новая структура КИМ ЕГЭ в 2017 году

Таким образом, каждый вариант КИМ экзаменационной работы теперь содержит всего 28 заданий и состоит из 2 частей, различающихся по форме и уровню сложности.

Часть 1 содержит 21 задание:

Больше всего заданий (7 заданий),  как  и прежде,   с выбором из готовых ответов. Это то, что ранее входило в часть А. Только теперь учащимся предлагается  выбрать не 1 верный ответ из 4-х предложенных, а 2-3  ответа из 5-7 предложенных.

Вот, собственно, в этом  и «таится» весь «сыр бор»  по поводу слухов о ликвидации из экзаменов тестовой части. Сокращена и изменена, как видим,  лишь бывшая часть А. Тестовых же заданий, относящихся ранее к части В, стало даже больше:

6 заданий  — на установление соответствия;
3 задания  – на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов, систематических таксонов;
2 задания  – на решение биологических задач по цитологии и генетике;
1 задание  – на дополнение недостающей информации в схеме;
1 задание – на дополнение недостающей информации в таблице;
1 задание – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме ((эти три последних типа заданий —  совсем новые для ЕГЭ, поэтому на способы ответа на них учащимся и репетиторам по биологии следует обратить особое внимание).

К заполнению  бланков ответов экзаменационной работы части 1 следует подходить очень и очень скрупулезно (не оставлять пропущенными ячейки), так как эта тестовая часть работы, как и прежде, оценивается «безжалостным» компьютером.

Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.

В этих заданиях, как и прежде,  ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы по-сути нацелены на выявление биологических талантов  — выпускников, имеющих очень высокий уровень биологической подготовки.

В таблице ниже показано как распределены задания из различных блоков Кодификатора в экзаменационной работке  в Части 1 и Части 2.

Как видим, все разделы биологии в Части 1 и в Части 2 любого варианта экзаменационной работы должны быть распределены  одинаково.  То есть, не должно быть никаких «перекосов» в плане того, что  в каком-то  варианте было бы , например,  много ботаники, а в другом много биологии человека.

В таблице ниже показано, какое максимальное количество первичных баллов можно получить теперь за первую  и вторую части экзаменационной работы.

Мы видим, что,  как и прежде, учащиеся имеют возможность получить большую долю в оценке (66%) именно за тестовую часть работы (это к ответу на вопрос, что мол с 2017 года тесты будут отменены).

                                                                                      Выводы

Сама стратегия в подготовке с сдаче ЕГЭ по биологии в 2017 году должна оставаться прежней. Учить биологию по различным школьным учебникам и справочным материалам необходимо в рамках всё тех же основных 7-ми разделов Кодификатора.

Поскольку, тестовая часть экзаменационной работы претерпела существенные изменения, то теперь же, «не откладывая в долгий ящик», следует очень внимательно изучить Демоверсию КИМ ЕГЭ 2017 года. Обратить особое внимание на правильность заполнения бланков ответов заданий, представленных в новой форме.

В целом, могу констатировать, что сдать экзамен по биологии в 2017 году будет существенно сложнее, чем раньше (отпала возможность получить совершенно «халявные» баллы за простое угадывание). Сложнее будет достичь как минимального порога, так и получить максимальное количество баллов. Но, главное, чтобы сами варианты экзаменационных работ по сложности не сильно отличались  друг от друга, чтобы  все абитуриенты были поставлены примерно в равные условия.

Много раз говорил о том, что школьная дисциплина биология «не резиновая» и составить совершенно новые задания для экзаменационных работ уже не представляется возможным  Поэтому, хотя тестовая часть экзаменационной работы и будет иметь другую структуру, но содержание их будет опираться на все 4419 заданий, составленные в прежние годы.

Эти задания, взятые из всех всех вариантов экзаменов прошлых лет и этого 2016 года опубликованы на сайте ФИПИ в разделе Открытого банка заданий. Сами задания и ответы на них вы можете купить  на моем блоге).

***********************************************************************************************

Успехов вам в изучении биологии, подготовке к экзаменам. У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу по этой статье, прошу обращаться  в комментариях.

 

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
а) ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭЕ. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | ЕГЭ по биологииновые тесты в 2017ответы на тесты ЕГЭ по биологииответы на тесты по биологииответы по биологии на вопросы Открытого банка заданий ФИПИответы по биологии на задания ФИПИОткрытый банк заданий ЕГЭрепетитор биологии по Скайпу | Отзывов (2)
Отзывов (2)
  1. Анна

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Сдаю ЕГЭ в 2017 году, но школу закончила несколько лет назад и почти всё нужно изучать заново. Начала ещё с лета читать учебники и конспектировать материал, но так как это очень большой объём боюсь просто не успеть хорошо подготовиться. Хочу изучать материал частями, чтобы параллельно решать тесты, но не знаю как это всё систематизировать. Подскажите, пожалуйста, в какой последовательности изучать теорию, темы, чтобы всё складывалось воедино и лучше запоминалось?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Анна! Думаю, что биологию надо повторять согласно следованию Разделов Кодификатора. Кодификатор составлен так, как следуют темы в руководстве Лернера «Биология», сборник заданий. Успехов.

      Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *