САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Подготовка в 2019 году к ЕГЭ по Скайпу. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Подготовка в 2019 году к ЕГЭ по Скайпу. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Организм как биологическая система 4

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

В этой последней статье разбираются некоторые ответы на вопросы открытого банка заданий ФИПИ ЕГЭ по биологии по разделу «Организм как биологическая система».

Представлены ответы лишь на те вопросы, которые вызывали затруднения у учащихся.

Понятно, что в основном это вопросы из разделов тестовых заданий части 2, но есть «заковыристые» вопросы и из части 1. 

Особенно сложными в этом разделе оказались задания по генетике, в которых требовалось определить хромосомный набор генома, его отличие от генотипа, число аллелей в гаметах, формулирование и применение закона чистоты гамет, соотношение потомков при моно- и дигибридном скрещиваниях.

Чтобы не допустить в дальнейшем подобных ошибок, как репетитор биологии по Скайпу, рекомендую перед началом изучения генетики повторить материал о мейозе, как особом типе деления клеток, поскольку он лежит в основе образования гамет и наследования признаков. И совсем не лишним, считаю, приобрести мою платную книжицу: «Как быстро научиться решать задачи по генетике».

Размножение растений при помощи специализированных гаплоидных клеток называют:
1) вегетативным
2) почкованием
3) дроблением
4) споровым.

Скрестили два дигетерозиготных растения тыквы с жёлтыми круглыми плодами. Определите соотношение фенотипов гибридов первого поколения при полном доминировании.
1) 1 : 1
2) 1 : 2 : 1
3) 3 : 1
4) 9 : 3 : 3 : 1.

В клеточной инженерии проводят исследования, связанные с:
1) введением генов человека в клетки бактерий
2) пересадкой генов от бактерий в клетки злаковых
3) пересадкой ядер из одних клеток в другие
4) перестройкой генотипа организма.

Установите соответствие между признаком растений и видом изменчивости, к которому его относят.
1. Мутационная
А) появление в отдельных соцветиях цветков с пятью лепестками вместо четырёх
В) появление единичных листьев, лишённых хлорофилла
Д) появление махровых цветков среди растений одного сорта
2. Модификационная
Б) усиление роста побегов в благоприятных условиях
Г) угнетение роста и развития побегов при сильном затенении.

Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, всё потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
1. В первом скрещивании участвовали растения с ребристыми и гладкими плодами, получилось всё потомство с гладкими плодами. Единообразие потомства по данному признаку – это первый закон Менделя, следовательно скрещивали гомозиготы АА х аа, получили Аа. Потомство было с гладкими плодами, следовательно А — гладкие плоды, а — ребристые.
Во втором скрещивании участвовали низкорослые и нормальные растения, получилось всё потомство нормальной высоты. Следовательно скрещивали гомозиготы BB х bb, получили Bb. Потомство было нормальной высоты, следовательно B — нормальный рост, b — карликовость.
2. В первом скрещивании участвовали низкорослые растения bb и нормальные растения B_. Поскольку в потомстве первого скрещивания были низкорослые растения bb, они должны были получить один ген b от матери, один от отца, следовательно, нормальное растение было Bb.
P1: ааbb x ААBb
G: ab AB,Ab
F1: AaBb Aabb — гладкие норм.высоты и гладкие низкорослые.
3. P2: aabb x aaBB
G: ab aB
F2: aaBb ребристые нормального роста.
В данном случае проявляется третий закон Менделя (закон независимого расщепления), который и позволил нам при решении рассматривать наследование признаков отдельно друг от друга.

Генетическая информация зиготы реализуется в процессе:
1) эволюции
2) онтогенеза
3) гаметогенеза
4) филогенеза.

Свойство организмов приобретать новые признаки – это:
1) идиоадаптация
2) дивергенция
3) наследственность
4) изменчивость.

Какую изменчивость иллюстрирует исчезновение зелёной окраски листьев при длительном отсутствии света?
1) комбинативную
2) генотипическую
3) модификационную
4) цитоплазматическую.

Гибриды, полученные путём отдалённой гибридизации, бесплодны, так как у них:
1) проявляются рецессивные мутации
2) невозможен процесс конъюгации в мейозе
3) нарушается процесс митотического деления
4) доминируют летальные мутации.

По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей, потомков обозначенных на схеме цифрами 2, 3, 8, и объясните их формирование.

1. Беглого взгляда достаточно, чтобы увидеть, что изучаемый признак носит рецессивный характер и передается только особям мужского пола. Значит, скорее всего этот признак сцеплен с Х хромосомой.
2. Генотипы родителей ХаY и XAXA. Дети: 2 — XAY и 3 — XAXa. Внук   8 — XaY.

Какие животные имеют прямое постэмбриональное развитие?
1) земноводные
2) бабочки
3) млекопитающие
4) плоские черви.

Увеличение числа хромосом, кратное гаплоидному набору, получают в селекции растений путём:
1) близкородственного скрещивания
2) гетерозиса
3) искусственного мутагенеза
4) искусственного отбора.

При скрещивании пёстрой хохлатой (В) курицы с таким же петухом было получено восемь цыплят: четыре цыплёнка пёстрых хохлатых, два – белых (а) хохлатых и два – чёрных хохлатых. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, объясните характер наследования признаков и появление особей с пёстрой окраской. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
1. Обозначим: А — черное оперение, а — белое оперение, Аа — пестрые; В — наличие хохла, b — без хохла.
2. Р: AaBB * AaBB. G: AB,aB и AB,aB. F: AABB, 2AaBB, aaBB — черные хохлатые, пестрые хохлатые, белые хохлатые в соотношении 1:2:1.
3. Пестрая окраска — это результат неполного доминирования. Закон расщепления.

С помощью генеалогического метода можно выяснить:
1) влияние среды на формирование признаков организма
2) влияние среды на развитие эмбриона человека
3) закономерности наследования признаков у человека
4) характер изменения хромосомного набора в клетках.

Какая теория обобщила знания о наследовании признаков у организмов?
1) эволюции
2) онтогенеза
3) клеточная
4) хромосомная.

При скрещивании двух растений ночной красавицы с розовыми и белыми (рецессивный признак) цветками получили 50% потомства с белыми цветками. Каковы генотипы родительских форм?
1) ВВ × bb
2) Вb × bb
3) ВВ × Вb
4) Вb × Вb.

Что позволяет преодолеть бесплодие потомков, полученных путём отдалённой гибридизации растений?
1) анализирующее скрещивание
2) образование гаплоидных спор
3) получение полиплоидов
4) массовый отбор.

Сущность гибридологического метода заключается в:
1) скрещивании особей, различающихся по нескольким признакам
2) изучении характера наследования альтернативных признаков
3) использовании генетических карт
4) применении массового отбора
5) количественном учёте фенотипических признаков потомков
6) подборе родителей по норме реакции признаков.

Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась.
1. Эктодерма
А) болевые рецепторы
Б) волосяной покров
Д) ногтевые пластинки
2. Мезодерма
В) лимфа и кровь
Г) жировая ткань

У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка с нормальным слухом, но дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и их соотношение. Какие закономерности наследственности проявляются в данном случае?
1. В – нормальный слух, b – глухота. XD – нормальное зрение, Xd – дальтонизм.
Генотип матери — bbXDX_. Генотип отца — BBXdY.
Поскольку у них родилась девочка-дальтоник с генотипом XdXd, то один аллель Xd она получила от отца, а второй Xd — от матери. Следовательно генотип матери bbXDXd.
2. P: bbXDXd * BBXdY
G: bXD,bXd BXd,BY
F: BbXDXd и BbXdXd все девочки с нормальным слухом (но половина дальтоники).
BbXDY,BbXdY все мальчики с нормальным слухом (но половина дальтоники).
3. Закон независимого наследования и наследование, сцепленное с полом.

Рождение голубоглазого ребёнка у кареглазых гетерозиготных родителей – пример изменчивости:
1) комбинативной
2) мутационной
3) модификационной
4) определённой.

При партеногенезе индивидуальное развитие начинается с:
1) дробления неоплодотворённой яйцеклетки
2) формирования гаструлы
3) дробления зиготы
4) образования однослойного зародыша.

Цитоплазматическая изменчивость связана с тем, что:
1) появляются новые аллели в аутосомах
2) ДНК митохондрий способна мутировать
3) нарушается мейотическое деление
4) образуются гаметы, неспособные к оплодотворению.

Верны ли следующие суждения об индивидуальном развитии организмов?
А. Период развития организма с момента образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек называют постэмбриональным.
Б. Явление, при котором в процессе эмбриогенеза один зачаток влияет на другой, определяя путь его развития, называется эмбриональной индукцией.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.

Чем характеризуется геномная мутация?
1) изменением нуклеотидной последовательности ДНК
2) утратой одной хромосомы в диплоидном наборе
3) кратным увеличением числа хромосом
4) изменением структуры синтезируемых белков
5) удвоением участка хромосомы
6) изменением числа хромосом в кариотипе.

Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются.
1. Энтодерма
А) кишечник
Г) лёгкие
2. Мезодерма
Б) кровь
В) почки
Д) хрящевая ткань
Е) сердечная мышца.

От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.
1. В первом скрещивании участвовали растения с усами и без усов и получено всё потомство с усами. Это первый закон Менделя — закон единообразия гибридов первого поколения. Значит, скрещивались две гомозиготы АА и аа. Полученное потомство Аа с усами, следовательно усатость доминирует: А – усы, а – нет усов.
В этом скрещивании участвовали растения с красными и белыми ягодами, а получили всё потомство с розовыми ягодами. Снова проявился закон единообразия гибридов первого поколения. Следовательно, скрещивались две гомозиготы BB и bb и получено розовое потомство Bb. Появление розового потомства — это пример неполного доминирования. Итак, BB – красные ягоды, Bb – розовые ягоды, bb – белые ягоды.
2. P1: AABB x aabb
G: AB ab
F1: AaBb усы, розовые ягоды
P2: aaBb x aaBB
G: aB, ab аB
F1: аaBB и аaBb — все с усами и 50% с красными ягодами, а 50% с розовыми.
3. В данном случае проявляется третий закон Менделя — закон независимого наследования признаков.

Для определения генотипа чёрного кролика (А) нужно скрестить его с крольчихой, генотип которой:
1) рецессивный
2) гетерозиготный
3) доминантный
4) дигетерозиготный.

Примером мутационной изменчивости является:
1) проявление гемофилии и дальтонизма
2) рождение голубоглазого ребёнка у кареглазых родителей
3) рождение разнояйцевых близнецов
4) различная масса тела у однояйцевых близнецов.
В результате мутационной изменчивости когда-то у человека появились аллели генов гемофилии и дальтонизма, а «проявление» их — это результат наследования, сцепленного с полом. Поэтому в этом задании нет правильного ответа. Правильный ответ «появление гемофилии и дальтонизма».

Женщина со светлыми (а) прямыми (b) волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим тёмные кудрявые волосы. Определите генотип их ребёнка, имеющего тёмные прямые волосы.
1) AaBb
2) Aabb
3) АaBB
4) ААBB.

Верны ли следующие суждения о характере питания разных организмов?
А. Организмы, неспособные сами синтезировать органические соединения из неорганических, относят к гетеротрофам.
Б. Организмы, способные к синтезу органических веществ за счёт энергии, выделяющейся при окислении неорганических веществ, относят к группе хемотрофов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.

Группа крови и резус-фактор – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные аллели i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвёртую (АВ) – два доминантных аллеля – IAIB. Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (r).
У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
1. Генотип дигетерозиготного отца IBi0Rr, дигомозиготной матери IAIАRR.
P: IBi0Rr x IAIАRR
G: IBR,IBr,i0R,i0r IAR
F1: IAIBRR, IAIBRr, IAi0RR, IAi0Rr — все резус-положительные, половина с IV группой крови, а половина со II группой крови.
3.Проявляется третий закон Менделя — закон независимого наследования признаков.

Случаи рождения детей с синдромом Дауна (имеют в генотипе 47 хромосом) – это результат нарушения процесса:
1) митоза
2) мейоза
3) амитоза
4) непрямого деления.

Гибридное потомство, полученное Г.Д. Карпеченко при скрещивании редьки и капусты, оказалось бесплодным вследствие:
1) отсутствия конъюгации хромосом у гибридов
2) кроссинговера между негомологичными хромосомами редьки и капусты
3) разного числа половых клеток у редьки и капусты
4) гомозиготности родительских форм.
Остается удивляться очередному перлу «тупизны» предложенного задания. Бедный академик Г.Д.Карпеченко, можно сказать теперь расстрелян дважды: в 1941 году Сталиным и вот теперь, посмертно, составителями этого «ценнейшего» задания. Заслуга академика Георгия Дмитриевича не в том, что «гибридное потомство, полученное им при скрещивании редьки и капусты, оказалось бесплодным» (за это он не получил бы звания академика). Как раз, наоборот, ему УДАЛОСЬ впервые получить ПЛОДОВИТОЕ гибридное потомство, применив с этой целью полиплоидию и преодолев нескрещиваемость.

Вирусы, в отличие от бактерий,
1) имеют клеточную стенку
2) адаптируются к среде
3) состоят только из нуклеиновой кислоты и белка
4) размножаются вегетативно
5) не имеют собственного обмена веществ
6) ведут только паразитический образ жизни.

Вирусы размножаются в:
1) полости тела
2) плазме крови
3) клетках организмов
4) межклеточной жидкости.

Установите соответствие между примером и типом изменчивости, которую он иллюстрирует.
1. Наследственная
Б) В потомстве одной пары ворон появился воронёнок с белой окраской.
Г) У пары овец с нормальной длиной конечностей родился один ягнёнок с короткими ногами.
2. Ненаследственная
А) При недостаточном содержании кальция в рационе кур-несушек яйца имеют тонкую скорлупу или она вообще отсутствует.
В) Белокочанная капуста при выращивании в жарких странах не образует кочана.
Д) Породы лошадей, завезённые в горные районы, где пища недостаточно питательна, становятся низкорослыми.

Животные-паразиты, в отличие от свободноживущих, имеют:
1) сложный цикл развития со сменой хозяев
2) хорошо развитые органы чувств
3) дифференцированные половые клетки
4) прямое развитие.

Среди перечисленных организмов укажите организмы-паразиты:
1) голые слизни
2) инфузории-туфельки
3) белые планарии
4) таёжные клещи.

Какой способ питания характерен для молочнокислых бактерий?
1) автотрофный
2) гетеротрофный
3) фототрофный
4) хемотрофный.

К какой группе организмов по способу питания относят бактерии гниения?
1) симбионтам
2) автотрофам
3) сапротрофам
4) хемотрофам.

У вирусов наследственная информация может содержаться в молекуле:
1) рибозы
2) белка
3) АДФ
4) РНК.
Причем РНК вирусов бывают двухцепочечными, а ДНК вирусов могут быть одноцепочечными.

В клетках организмов всех царств живой природы происходит:
1) фотосинтез
2) хемосинтез
3) образование кислорода
4) биосинтез белка.

Сероводородных бактерий по способу питания относят к:
1) фототрофам
2) хемотрофам
3) сапротрофам
4) гетеротрофам.

Автотротрофные организмы в качестве источника углерода для синтеза органических соединений используют:
1) органические вещества
2) углекислый газ
3) карбонат кальция
4) мел и известняки.

Свободный азот из атмосферы способны усваивать:
1) травянистые растения
2) микроорганизмы почвы
3) шляпочные грибы
4) почвенные животные.
Более правильным был бы ответ «некоторые почвенные бактерии», только они способны к азотфиксации. А понятие «микроорганизмы почв» включает и микроскопические почвенные грибы, которых почти столько же, сколько и бактерий, но грибы как эукариоты не способны к азотфиксации.

Синдром приобретённого иммунного дефицита вызывается:
1) вирусами
2) бактериями
3) простейшими
4) бактериофагами.
Синдром приобретённого иммунного дефицита (СПИД), то есть ослабленный иммунитет, можно обнаружить чуть ли не у каждого десятого современного человека. И причин этого заболевания множество: от загрязнения окружающей среды, а, значит, и нашей пищи, до расстройств нервной системы (а кто в современном мире может питаться экологически чистыми продуктами, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, быть защищенным от нервных стрессов?). Как итог научно-технического прогресса и появился этот пресловутый синдром приобретённого иммунного дефицита (СПИД). А сам вирус ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), якобы его вызывающий, ищут уже почти 40 лет и всё никак найти не могут. «А был ли мальчик»? Лечение же больных СПИДом страшно дорогими препаратами от несуществующего вируса ВИЧ — крупнейшая афера фармацевтических корпораций  конца ХХ века, плавно перекочевавшая и в век ХХI.

Вирус иммунодефицита поражает в организме человека:
1) нейроны
2) лимфоциты
3) капилляры
4) слизистые оболочки.
Действительно, синдром приобретённого иммунного дефицита (СПИД) выражается в ослаблении функции лейкоцитов, но «приобретение» этого синдрома не обязательно является следствием заражения вирусом (ВИЧ), которого может быть и не существует.

Вирусная ДНК может встраиваться в геном клетки-хозяина и функционировать как составная часть:
1) комплекса Гольджи
2) рибосомы
3) клеточного центра
4) хромосомы.

Вирусная ДНК встраивается в геном клетки-хозяина и обеспечивает:
1) дыхание
2) саморегуляцию
3) обмен веществ
4) самовоспроизведение.

К прокариотам относят:
1) хламидомонаду
2) эвглену зелёную
3) холерного вибриона
4) инфузорию.

Какое свойство характерно для вируса – возбудителя иммунодефицита человека?
1) обмен веществ
2) раздражимость
3) образование спор
4) неклеточное строение.
Для любого вируса характерно неклеточное строение.

Назовите группу организмов, к которой относят по строению клетки и способу питания туберкулёзную палочку:
1) эукариоты автотрофы
2) эукариоты гетеротрофы
3) прокариоты автотрофы
4) прокариоты гетеротрофы.

Назовите группу организмов, к которой относят по строению и способу питания кишечную палочку:
1) прокариоты хемотрофы
2) эукариоты автотрофы
3) прокариоты гетеротрофы
4) эукариоты гетеротрофы.

Бактерии гниения, преобразующие органические остатки в минеральные соединения, по способу питания:
1) хемотрофы
2) фототрофы
3) симбионты
4) гетеротрофы.

Для вирусов характерно наличие:
1) собственного обмена веществ
2) мембранных органоидов
3) генетической информации
4) клеточного строения.

Какое заболевание вызывает вирус?
1) холеру
2) грипп
3) туберкулёз
4) дизентерию.
Холерный вибрион (бактерия), туберкулезная палочка (палочка Коха — бактерия), дизентерийная палочка (бактерия), дизентерийная амеба (простейшее).

Вирусы, так же как и организмы всех царств живой природы, имеют:
1) немембранные органоиды
2) генетический аппарат
3) собственный обмен веществ
4) клеточное строение.

Вирусы в клетках хозяина способны к:
1) самовоспроизведению
2) дыханию
3) раздражимости
4) делению.

Заболевание человека, возбудителем которого является вирус:
1) туберкулëз
2) дизентерия
3) СПИД
4) малярия.
Туберкулезная палочка (бактерия), дизентерия (есть бактерия, вызывающая дизентерию, и есть простейшее — амеба, вызывающая дизентерию), малярия (малярийный плазмодий — споровик — простейшее). Вирус, вызывающий СПИД до сих пор достоверно не обнаружен.

Заболевание человека, возбудителем которого служит вирус:
1) воспаление лёгких
2) дизентерия
3) грипп
4) столбняк.
Воспаление легких — пневмония (пневмококк — бактерия), дизентерия (бактерии или простейшие), столбняк — столбнячная палочка (бактерия).

Бактериофагов относят к:
1) паразитам
2) хемотрофам
3) сапротрофам
4) симбионтам.

Хемотрофные организмы встречаются среди:
1) вирусов
2) бактерий
3) бактериофагов
4) лишайников.

**********************************************************************
У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
б) Разбор некоторых тестов из разных Разделов ЕГЭ ОБЗ ФИПИИ. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | варианты тестовых заданий ФИПИкапустно-редечный гибридКарпеченкоорганизм как биологическая системарепетитор биологии по Скайпутесты ЕГЭ по биологии | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять + три =