САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Задачи на сцепленное наследование

Главная - Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) - Задачи на сцепленное наследование

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Задачи на сцепленное наследование неаллельных генов по Т.Моргану, при сдаче ЕГЭ по биологии, оказываются сложными еще для бОльшего количества учащихся, чем задания по дигибридному скрещиванию неаллельных генов по Г.Менделю.

Снова подчеркну, что задачи на сцепленное наследование неаллельных генов ни в коем случае нельзя путать с задачами на анализирование закономерностей наследования признака, сцепленного с полом, то есть   признака организма, аллельные гены которого находятся только  в половых хромосомах X  или Y.

Закон  сцепленного  наследования  неаллельных генов   Т.Моргана  применяется  в задачах по генетике, где анализируется поведение как минимум ДВУХ  признаков,  гены которых находятся обязательно в одной  хромосоме  организма (как правило в аутосомах, но могут быть и в половых хромосомам),  При изучении наследования сцепленного с полом, может изучаться и один признак, но обязательно «сидящий» в половой хромосоме.

Хорошо бы уяснить и тов чем  закон  сцепленного наследования Т.Моргана является  противоположностью третьему закону независимого наследования признаков Г.Менделя, установленному им при дигибридном скрещивании.  

а) по третьему закону Менделя при дигибридном скрещивании во втором поколении от скрещивания дигетерозигот (AaBb x AaBb) друг с другом образуется каждым из родителей с равной вероятностью (25%) по четыре сорта гамет AB, Ab, aB, ab.

б) по закону сцепленного наследования Моргана  от скрещивания дигетерозигот (без кроссинговера) будет образовываться  с равной вероятностью (по 50%) всего по два сорта гамет. Только AB и ab или Ab и aB (в зависимости от того, какие аллели генов с какими являлись изначально  сцепленными АВ//ab или Ab//aB).

Итак,  в задачах на сцепленное наследование надо определить какое   потомство получится, если изучаемые признаки, находятся не в разных (как по Менделю), а в одной и той же паре гомологичных родительских хромосом, то есть относятся к одной группе сцепления.

     А в чем проблема то

Поскольку анализируемые признаки в этом типе заданий относятся к одной группе сцепления,  они и должны наследоваться по закону Моргана сцеплено или совместно. Да, действительно, чаще всего так и происходит, но как вы помните, при образовании половых клеток в профазе I мейоза может происходить кроссинговер (обмен равноценными  участками гомологичных хромосом).

Да, интересен русский язык: пишу «может происходить«, подразумевая, что может и не происходить!

Так вот, с какой вероятностью возможен кроссинговер между  данными  в задаче парами анализируемых признаков, то есть с какой вероятностью  произойдет   нарушение закона их сцепленного наследования, что приведет к образованию у дигетерозигот не только  пары основных нерекомбинантных гамет (как должно быть без кроссинговера), а дополнительно еще  пары кроссоверных гамет (тогда всего образуется тоже четыре сорта гамет как-будто по Менделю, но не в равном соотношении) — это и предстоит определить.

Обращаю ваше внимание еще и вот на что: а) как происходит кроссинговер; б) и к чему он приводит в итоге. Без глубокого понимания этого момента трудно разобраться с сутью решения задач на сцепленное наследование.

Фактически: а) кроссинговер происходит между аллельными генами; б) приводит это к образованию новых сочетаний неаллельных генов.

Для того, чтобы лучше разобраться в теме сцепленного  наследования, предлагаю к изучению свою платную книжку «Как быстро научиться решать задачи по генетике».

            Очень важно помнить  следующее правило Т.Моргана:

вероятность нарушения при мейозе сцепленного наследования (вследствие кроссинговера)  между неаллельными генами одной группы сцепления  прямо пропорциональна расстоянию между ними в хромосоме.

Я бы, как репетитор ЕГЭ по биологии, настоятельно рекомендовал это правило воспринимать в ранге закона, так как именно оно настолько универсально, что позволяет устанавливать генетические карты организмов и на нем построено решение почти всех задач по сцепленному наследованию. В последних учебниках биологии это правило даже не выделено курсивом?!

Таким образом, что получается? Чем дальше изучаемые гены находятся друг от друга в данной паре гомологичных хромосом, тем с большей вероятностью  при образовании половых клеток они будут наследоваться порознь, не совместно.

И  последнее, самое главное определение. Поскольку о расстоянии между неаллельными генами в хромосоме можно судить по частоте перекреста между ними, была введена единица измерения расстояния между генами: 1 сантиморган — сМ (более старый термин морганида). 1 сМ равен 1% перекреста.

Ниже приводятся решения некоторых задач на сцепленное наследование, часть из которых была взята из тестовых заданий  ЕГЭ  2010 — 2013 годов, но все же тем, кто хочет хорошо разобраться  с решением генетических задач предлагаю свою платную книжицу.                                                               

                                   Задача 1. На сцепленное наследование с кроссинговером

У человека гены А и В локализованы в аутосоме и растояние между ними 8 морганид. Какая вероятность рождения ребенка с генотипом и фенотипом матери, если ее генотип  Аb//аВ, а генотип  супруга  аb//аb.

Без кроссинговера генотип матери  способен образовать только такие гаметы как: Аb и аВ.

Поскольку указано расстояние между ними равное 8 морганидам, то это значит, что мы должны решать эту задачу с возможным протеканием кроссинговера. Кроссинговер обеспечит с вероятность 8% появление кроме основных гамет еще и рекомбинантных (кроссоверных) таких как АВ и аb.

Поскольку генотип отца  гомозиготен по обоим признакам, то он образует хоть без кроссинговера, хоть с кроссинговером всего один «сорт» гамет аb.

Таким образом, мы получим потомков:  Аb//аbаВ//аb по 46%, и АВ//аb,  аb//аb по 4%, то есть вероятность рождения ребенка гетерозиготного по обоим признакам как мать АаВb равна 4%.

                                        Задача 2. Про бабочек с кроссинговером

У бабочки-парусника ген, обуславливающий окраску тела, и ген, контролирующий наличие выступа на крыле, являются доминантными и расположены на расстоянии 6 морганид. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготной по обоим признакам самки и неокрашенного самца без выступа на крыле?

Сказано, что доминантные аллели разных генов  окраски тела самки бабочки (обозначим А) и формы края крыла (обозначим В) находятся в одной хромосоме. Так как ещё известно, что она гетерозиготна по обоим признакам, значит в другой, гомологичной этой хромосоме, у неё „сидят“ рецессивные аллели этих двух признаков аb. Про самца сказано, что он был с фенотипически рецессивным по  обоими изучаемым признакам.

Итак, нам известны генотипы самки и самца бабочки парусника: АВ//аb  и аb//аb. Самка без кроссинговера производит такие гаметы: АВ и аb (их будет образовываться при мейозе 94%). Самец — только аb (хоть с кроссинговером, хоть без кроссинговера — он ведь гомозиготный).

Кроссинговер обеспечит образование самкой при мейозе еще 6% вот таких рекомбинантных гамет: Аb и аВ.

Потомство: АВ//аb и аd//аb (47% цветных с выступом на крыле — как исходная самка и 47% неокрашенных без выступа — как исходный самец).

Аb//ab и аВ//аb (3% цветных без выступа и 3% неокрашенных с выступом на крыле).

                                        Задача 3. Разводим кроликов (с кроссинговером)

У кроликов рецессивный ген белой пятнистости (голландские кролики) сцеплен с рецессивным геном, обуславливающим длинный волосяной покров ангорского типа. Кроссинговер на этом участке составляет 14 %. Гомозиготного длинношерстного пятнистого кролика скрестили с особью дикого типа. Какие фенотипы, и в каком соотношении должны иметь место в случае возвратного скрещивания гибридов первого поколения с голландским длинношерстным кроликом?

Обозначим:

А — однотонный  окрас шерсти (дикий тип), В — нормальная (короткая)  длина шерсти (дикий тип);

а — пятнистый окрас (голландский кролик), b — длинная шерсть (ангора).

P: ab//ab    x    AB//AB

G:….ab…………….AB

В этом первом скрещивании мы видим, что возможный кроссинговер  при мейозе (образовании гамет) ни у одной из родительских форм (они обе дигомозиготы) не вызовет образования каких-либо новых рекомбинантных гамет: будут гаметы только ab и AB.

F1: .. AB//ab (все потомки в F1 получились дикого типа с однотонным окрасом и короткой шерстью, но уже дигетерозиготные). 

Возвратное (обратное скрещивание с одним из родителей) скрещивание полученного гибрида с пятнистым длинношерстным даст:

P: AB//ab    x     ab//ab

G: AB, ab………….ab  (такие гаметы  образуются без кроссинговера их 86%)

F2:  AB//ab, ab//ab, соответственно, таких однотонных короткошерстных и пятнистых длинношерстных  потомков будет рождаться по 43%.

В результате кроссинговера первый организм образует еще и такие рекомбинантные гаметы как: Ab и aB, поэтому появятся еще с вероятностью 14 % кролики вот с такими генотипами: Ab//ab и aB//ab, то есть однотонные с длинной шерстью и пятнистые с короткой шерстью по  7%.

                        Задача 4. Очень похожа на предыдущую, но «повторение — мать учения»

У кроликов ген рецессивный белой пятнистости «голландского» типа (а) сцеплен с рецессивным геном, обуславливающим длинный шерстяной покров ангорского кролика (в). Величина кроссинговера между ними равна 14%. Гомозиготного по короткошерстности пятнистого кролика скрестили с ангорским кроликом дикого типа (не пятнистым). Обозначьте генотипы родителей и гибридов первого поколения. Какие фенотипы должны иметь место, если провести возвратное скрещивание гибридов F1 с «голландскими» ангорскими кроликами? Каково их соотношение среди 86 потомков при этом скрещивании?

а) Р1: aB//aB * Ab//Ab
G: aB и Ab (от скрещивания в первом поколении дигомозиготных родительских форм образуются только такие реальные некроссоверные гаметы, так как кроссинговер в этом случае не может внести какого-либо разнообразия).
F1: Ab//aB — все одинаковые особи по генотипу, а по фенотипу, хотя они и стали дигетерозиготами — они все равно все как дикого типа: без пятен короткошерстные.

б) P2: Ab//aB * ab//ab
G: Ab,aB и ab (такие гаметы образуются без кроссинговера их 86%)
F2: Ab//ab, aB//ab, соответственно, таких однотонных длинношерстных и пятнистых короткошерстных потомков будет рождаться по 43%.
В результате кроссинговера первый организм образует еще и такие рекомбинантные гаметы как: AB и ab, поэтому появятся еще с вероятностью 14 % кролики вот с такими генотипами: AB//ab и ab//ab, то есть однотонные короткошерстные и пятнистые длинношерстные будет по 7%.

в) Поскольку нам дано общее количество потомков равное 86 особям (это 100%), то среди них однотонных длинношерстных и пятнистых короткошерстных (которых по 43%) может быть по 37 особей, а однотонных короткошерстных и пятнистых длинношерстных (которых по 7%) — будет по 6 особей.

                                Задача 5. Про кукурузу (с «бестолковым» кроссинговером)

Гены карликовости и скрученных листьев у кукурузы являются рецессивными и расположены на расстоянии 18 морганид в одной аутосоме. Какое потомство и в каком процентном соотношении можно ожидать от скрещивания гетерозиготного высокого растения с  нормальными листьями и гомозиготного карликового растения с нормальными листьями?

Так как указано расстояние между генами  18 морганид, значит надо решать эту задачу с учетом кроссинговера, то есть с учетом возможного образования рекомбинантных гамет в количестве 18% от общего количества гамет.

Обозначим аллельный ген, отвечающий за высокий рост кукурузы буквой А, аллельный ему ген карликовости — а. Аллельный ген нормальной формы листье буквой В, а аллельный ему ген скрученных листьев буквой в.

Применим немного другую форму записи генотипов родителей и полученного потомства, чем при независимом наследовании. То есть будем писать рядом не два аллельных гена, отвечающих за один признак, а два аллельных гена разных признаков, сцепленных в одной хромосоме.

Запись генотипа первого растения будет выглядеть так: ав//АВ (так как сказано, что оно гетерозиготно по обоим признакам и сцепленными являются рецессивные гены друг с другом, значит в другой гомологичной ей хромосоме будут сцеплены друг с другом доминантные аллели генов). Генотип второго растения: аВ//аВ.

P:    ав//АВ  х  аВ//аВ

G:   ав, АВ………аВ

F:  АаВВ, ааВв по 41% растений с такими генотипами. Это высокие растения с нормальными листьями и карликовые растения с нормальными листьями.

Так как в результате кроссинговера возможно еще образование кроссоверных гамет аВ, Ав, будет еще потомство с генотипами АаВв, ааВВ по 9%.  По фенотипу  это тоже  высокие растения с нормальными листьями и карликовые растения с нормальными листьями.

Таким образом, наличие кроссинговера обеспечило лишь появление дополнительных генотипов потомства, но не отразилось на фенотипах: по фенотипу будет 50% высоких растений  и 50%  карликовых растений и все растения с нормальными листьями.

            Задача 6. Про пшеницу устойчивую и восприимчивую к болезням (с кроссинговером)

У пшеницы доминантные признаки — восприимчивость к стеблевой ржавчине (А) и восприимчивость к мучнистой росе (В), рецессивные — устойчивость к СР (а) и устойчивость к МР (в). Наследование сцепленное. Кроссинговер 2%. Какие результаты ожидаются по фенотипу и генотипу в потомстве анализирующего скрещивания дигетерозиготы АВ//ав?

В этой задаче необходимо сразу обратить внимание на оформление условия. Как видим из последнего предложения, сцепленными генами в одной хромосоме у анализируемой особи являются доминантный аллель с доминантным и рецессивный аллель с рецессивным  АВ//ав. И указано, что  кроссинговер равен 2%, а это значит, что помимо таких основных гамет как  АВ и ab (которых будет 98%), еще 2% составят рекомбинантные гаметы Ab и aB.

Поскольку анализирующее скрещивание проводится с особью гомозиготной по рецессиву, то генотип дигомозиготы по рецессиву запишется так: аb//ab.

Далее надо внимательно отнестись к расписыванию  гамет и подсчету потомства, полученного от «нормальных» гамет и потомства, полученного от рекомбинантных гамет. Фактически нам надо получить  суммарный результат от двух случаев решений а) без кроссинговера и б) с кроссинговером:

а) Р: AB//ab  *  ab//ab

….G: AB,ab……..ab (если  при мейозе не было кроссинговера)

….F1: AaBb,aabb

то есть 1:1 (1 чувствительные  к СР и к МР : 1 устойчивые к СР и к МР), но так как таких потомков, получившихся от основных не рекомбинантных гамет не 100%, а 98%, то получим некроссоверных потомков, чувствительных к СР и МР  49% и устойчивых к СР и МР тоже 49%.

б) P: AB//ab  *  ab//ab

,,,,G: Ab,aB………ab  (так как  при мейозе происходил  кроссинговер)

….F1: Aаbb,aaBb,

то есть 1:1 (1 восприимчивые к СР, но устойчивые к МР :1 устойчивые к СР,  но восприимчивые к МР), но так как таких потомков, получившихся от рекомбинантных гамет было всего  2%, то получим кроссоверных потомков,  восприимчивых к СР, но устойчивых к МР 1% и устойчивых к СР, но восприимчивых к МР тоже 1%.

                                    Задача 7. Резус фактор, эллиптоцитоз с кроссинговером

у человека ген резус фактора сцеплен с локусом определяющим форму эритроцитов и находится от него на расстоянии 3 морганид. Резусположительность и эллиптоцитоз являются доминантными признаками. Один из супругов гетерозиготен по обоим признакам, при этом резус положительный аллельный ген он унаследовал от матери, а эллиптоцитоз от отца. Второй супруг имеет отрицательный резус и нормальные эритроциты. Найти генотипы и фенотипы потомков.

Обозначим: аллельный ген, отвечающий за аномальное строение эритроцитов (эллиптоцитоз) — А, а аллельный ему ген нормального строения эритроцитов — а. R — резус положительный фактор, r — резус отрицательный.

Если в данной задаче со вторым родителем все ясно, его генотип мог быть только ar//ar, в вот генотип первого мог бы быть и AR//ar, и Ar//aR, но так как сказано, что «резус положительность R он унаследовал от матери, а эллиптоцитоз А — от отца», то мы теперь можем однозначно знать и генотип этого супруга — он будет Ar//aR.

Очевидно, основное их потомство 97% будет с генотипами Ar//ar и aR//ar, то есть 48,5% резус отрицательных с эллиптоцитозом и 48,5% резус положительных без эллиптоцитоза.

Но за счет кроссинговера (нам же не случайно в задаче дали в условии, что эти признаки сцепленные и находятся на расстоянии 3 морганид  друг от друга — значит с вероятностью 3% возможно еще образование вот таких гамет как: AR и ar. Поэтому 3% будет еще потомков с генотипами AR//ar и ar//ar, то есть 1,5% резус положительных с эллиптоцитозом и 1,5% резус отрицательных с нормальным строением эритроцитов.

                 Задача 8. Наследование генов цветовой и ночной слепоты с кроссинговером

Ген цветовой слепоты и ген ночной слепоты наследуются через Х хромосому и находятся на расстоянии 50 морганид друг от друга. Оба признака рецессивны. Определите вероятность рождения детей одновременно с обеими аномалиями в семье, где мать имела нормальное зрение, но ее мать страдала ночной слепотой, а отец цветовой слепотой, муж нормален в отношении обоих признаков.

Обозначим: аллельные гены нормального видения ночью — А и отсутствие цветовой слепоты — D. Тогда аллельные гены ночной слепоты — а и наличие цветовой слепоты d.

В задаче придется писать эти аллели генов не по отдельности (они не аутосомные), а приписывать как индексы к Х хромосоме.

Главное правильно записать генотип дигетерозиготной матери (для этого в задании дается описание фенотипов ее родителей.

P: XaDXAd  *  XADY

G: XaD,XAd….. XAD,Y (это «нормальные» гаметы без кроссинговера)

F1 XADXaD,XADXAd все девочки здоровые по обоим признакам
XaDY, XAdY все мальчики больные лишь по одному из признаков.

Но, так как нам в задаче дано расстояние между генами равное 50 морганидам, то с вероятностью 50% за счет кроссинговера у матери появятся еще и такие кроссоверные (рекомбинантные) гаметы как: XAD,Xad, тогда возможно c вероятностью 25% рождение девочек с генотипами XADXAD,XADXad — все здоровые и с вероятностью 25% рождение мальчиков с генотипами XADY,XadY (мы видим, что половина из этих мальчиков с генотипом XadY являются фенотипически больными по обоим признакам).

Ответ: вероятность рождения детей в этой семье с обеими аномалиями равна 12,5%.

Задача 9. По количеству кроссоверных особей у дрозофил с разными признаками определить расстояние между неаллельными генами   

У дрозофилы доминантные гены серой окраски тела и прямых крыльев сцеплены и локализованы в 1 аутосоме, а ген черной окраски и дуговидных крыльев в гомологичной хромосоме. При скрещивании дигетерозиготной дрозофилы с мухой у которой черное тело и дуговидные крылья в F1 получено следующее потомство: серых прямокрылых 1641, черных дугокрылых 1532, серых дугокрылых  1251, черных прямокрылых  1180. Определить процент кроссоверных и некроссоверных генов и расстояние между ними.

Обозначим: А — серое тело, а — черное тело; В — прямые крылья, b — дуговидные крылья.

P: AB//ab  * ab//ab
G: AB,ab …..  ab
F1 AB//ab и ab//ab, то есть в норме без кроссинговера будут  потомки  только такие, как  родительские формы:  серые прямокрылые и черные дугокрылые (их по условию задачи 3173 особи из 5604, то есть всего их 56,6%.

Остальные: серые дугокрылые и черные прямокрылые могли появиться только за счет кроссинговера у первого родителя, образовавшего еще с вероятностью 43,4% такие кроссоверные (рекомбинантные) гаметы как Ab и aB.

Значит расстояние между генами A и B (или a и b) было равно 43,4 сантиморган.

                                    Задача 10. Когда условие кажется совсем простым

Расстояние между генами A и B, расположенными в одной группе сцепления, равно 8,4 морганиды. Определите вероятность образования гамет AB у дигетерозиготы, если одна из родительских особей имела генотип aaBB

Дигетерозигота (то есть особь с генотипом АаBb) могла получиться от скрещивания родительской особи ааBB (генотип которой нам дан в задаче) с другой родительской особью, имеющей обязательно генотип ААbb (иначе бы у нас не образовалась дигетерозиготная особь АаBb).

Без кроссинговера (то есть в норме) «наша» дигетерозигота состоит из хромосом, в одной из которых аллель А сцеплен с аллелем b (эта хромосома ей досталась от найденной нами родительской особи), а в другой хромосоме будут сцепленными a c B (доставшиеся от данной в задаче родительской особи). То есть генотип дигетерозиготы будет выглятель так Аb//aB.

То есть «наша» дигетерозигота при мейозе в норме будет образовывать только гаметы Ab и aB. Так как нам известно, что расстояние между изучаемыми генами  равно 8,4 морганиды (правильнее, конечно, писать 8,4 сантиморган, потому что длина всей хромосомы, принимаемой за 100% — это 1 морганида), то это значит, с вероятностью 8,4% дигетерозигота при мейозе будет образовывать в резутьтате кроссинговера кроме исходных гамет Ab и aB, еще и гаметы AB и ab (по 4,2% каждой).

Значит вероятность образования гамет АВ равна 4,2%.

                               Задача 11. Вот какая бывает интересная кукуруза

у кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метелка» (v). При проведении анализирующего скрещивания с растением, имеющим нормальные междоузлия и нормальную метелку,  все потомство было похоже на одного из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой в потомстве оказалось 75% растений с нормальными междоузлиями и нормальными метелками, а 25% с укороченными междоузлиями и зачаточной метелкой. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется во втором случае.

Обозначения нам даны в условии задачи, можно сразу приступить к составлению схемы решения. Для проведения  первого скрещивания, а именно анализирующего скрещивания, генотип одного из родителей был только гомозиготным по обоим рецессивным признакам, то есть bbvv. Растение же с нормальными междоузлиями и нормальной метелкой могло иметь  генотип B-V-.

Так как сказано, что при таком анализирующем скрещивании наблюдалось единообразное потомство, значит и генотип второго растения с доминантными признаками мог быть только дигомозиготным.

Р1: bbvv * BBVV
G: …bv…….BV
F1: BbVv — все потомство получилось с нормальными междоузлиями и нормальной метелкой.

P2: BbVv  *  BbVv — у таких дигетерозигот будет образовываться всего по два сорта гамет, а не четыре как при независимом наследовании при дигибридном скрещивании  по Менделю, так как в этой задаче речь идет о сцепленном наследовании по Моргану: рецессивный аллельный ген b находится в одной хромосоме с рецессивным аллельным геном v, значит и B c V находятся вместе в другой гомологичной хромосоме.

G: BV,bv…..BV,bv

F2: BBVV,2BbVv,bbvv  — то есть по фенотипу это и будет 75% и 25%   (75% нормальных и 25% дистрофичных).

                                           Задача 12. Опять про мух с кроссинговером

В результате скрещивания самки дрозофилы, которая имела генотип АаВb, с самцом, генотип которого ааbb, получили 360 мушек. Сколько из них теоретически должны отличаться по фенотипу от материнской особи, если доминирование генов А и В полное, наследуются они сцеплено и расстояние между ними составляет 10% перекреста?

Так как в задании сказано, что в генотипе самки дрозофилы АаВb доминантные гены АВ сцеплены друг с другом (соответственно сцепленными друг с другом будут и рецессивные аллели аb), для удобства оформления решения генотип самки запишем АВ//ab.

От скрещивания такой самки с дигомозиготным рецессивным самцом ab//ab без кроссинговера могут получиться мушки только с генотипами как у родителей АВ//ab (180 штук) и ab//ab (180 штук).

Так как часть мушек, а именно 10%, будут образованы рекомбинантными гаметами Ab и aB, то они будут иметь генотип отличный от материнского, а именно Ab//ab (18 штук) и aB//ab (18 штук).

Для тех, кто хочет быстро разобраться как надо решать задачи по генетике, могу предложить мою платную книгу.

***************************************

У кого будут вопросы по статье к репетитору биологии по Скайпу, кому необходимо платно решить задачи по генетике, обращайтесь  в комментарии или пишите на почту.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | гаметыгруппы сцепленияЗадачи на сцепленное наследованиекроссинговерполовые хромосомырепетитор ЕГЭ по биологиирепетитор по биологии по Скайпсантиморгансдача ЕГЭ по биологиисМсцепленное наследование признаков | Отзывов (102)
Отзывов (102)
  1. Ольга

    Подскажите пожалуйста ответ к этой задаче:
    Количество возможных вариантов гамет у особи с генотипом AABb

    Ответить
    • Борис Садыков

      Количество всевозможных гамет у особи определяется количеством альтернативных, гетерозиготных аллельных генов (n) в представленном генотипе по формуле 2 в степени n. В вашем примере только гены В и b находятся в гетерозиготном состоянии (а гены А в гомозиготном), поэтому количество возможных вариантов гамет у особи с генотипом AABb будет 2 в первой степени = 2 (это гаметы AB и Ab). Только причем здесь задачи на сцепленное наследование?

      Ответить
  2. Кирилл

    Здравствуйте, Борис Фагимович! «Какие типы гамет будет иметь организм DdPp если расстояние между D и р 50 морганид»? В замешательстве. Не подскажете, как решить?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Кирилл! Дигетерозигота при независимом наследовании по Менделю (когда изучаемые признаки находятся в разных парах гомологичных хромосом) образует с равной вероятностью по 25% 4-ре типа гамет: DP, Dp, dP,dp. Поскольку здесь указано расстояние между аллеями генов D и p, значит в этом задании речь идет о сцепленном наследовании по Моргану. Причем, в одной хромосоме сцепленными будут доминантный аллель гена D и рецессивный аллель гена р, значит в другой хромосоме аллель гена d-малое сцеплен с аллелем Р-большое. Поэтому организм с указанным генотипом будет образовывать в норме (без кроссинговера) всего два типа гамет Dp и dP. Но, поскольку, в этом задании указано еще и конкретное расстояние между генами в хромосоме 50 морганид (правильнее написать 50 сантиморган или 50 сМ), то при мейозе будут образованы еще и такие рекомбинантные (кроссоверные) гаметы как DP и dp. Из будет 25% или по 12,5% каждой. Тогда исходных не рекомбинантных гамет будет 75% (по 37,5% каждой).

      Ответить
      • Кирилл

        Почему если расстояние 50 морганид, то процент кроссоверных гамет в общем — 25% ?
        Я думал: 50 морганид=50% гамет DP и dp в сумме => по 25% каждой гаметы

        Ответить
        • Борис Садыков

          Потому, что лишь при 100% кроссинговере Моргановское сцепленное наследование стремится к Менделевскому независимому наследованию и будет по 25% всех типов гамет (50% исходных, не рекомбинантных и 50% рекомбинантных). Так происходит из-за того, что каждая из двух коньюгирующих гомологичных хромосом состоит из двух сестринских хроматид.

          Ответить
          • Кирилл

            Вот этот конкретный случай понятен на словах, а математически вообще не понятен
            У меня два очень волнующих вопроса:
            1) Если расстояние между D и p было бы 15 или 20 сМ, то с вероятностью 15% и 20%, соответственно, получились бы кроссоверные гаметы (по 7,5% и 10% каждой), так?
            2) В какой момент закономерность 1 сМ = 1% меняется и как в таких случаях считать? Неужели при расстоянии 49 сМ вероятность кроссоверных = 49% (по 24,5% каждой), а 51 сМ — что-то другое?
            P.S.
            В гугле действительно говорится, что закономерность 1 сМ = 1% действует только до 50 сМ. В то же время на сайте Дмитрия Позднякова сказано, что «При расстоянии между генами 50 морганид получается 50% «нормальных» гамет и 50% рекомбинантных, т.е. четыре типа гамет по 25% каждой – так же, как при независимом наследовании по третьему закону Менделя. Очень многие гены находятся друг от друга на расстоянии 50 морганид и более – по этим генам происходят «менделевские расщепления» (http://bio-faq.ru/bio/bio140.html) — что противоречит вашему ответу (12,5%).

            Ответить
            • Борис Садыков

              Кирилл, действительно, Вы подметили совершенно казусную ситуацию. Конечно, для 25 сМ, и для 50 сМ вероятность кроссинговера не может быть одинаковой. Очевидно, я был не прав и при расстоянии между генами 50 сМ и выше следует считать, что рекомбинантных гамет и исходных будет получаться поровну по 50%.

              Ответить
  3. Алена

    Здравствуйте, можете помочь с задачей. От скрещивания двух растений лука с красными луковицами номер 1 и номер 2 в F1 получилось 94 растений с красными и 28 с желтыми луковицами. Для выяснения генотипов растений номер 1 и номер 2 они были подвергнуты самоопылению. В результате самоопыления растения номер 1 получили 130 растений с красными, 42 — с желтыми и 61 — с белыми луковицами. А в результате самоопыления растения номер 2 получили 129 растений с красными и 40 с желтыми луковицами. Объясните результаты, определите генотипы исходных растений.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Алена.
      Во первых, это задание не на сцепленное наследование, а на эпистатическое действие генов (причем, это очень редкое условие на применение рецессивного эпистаза). Я решил Вашу задачу несмотря на то, что Вы предоставили мне НЕВЕРНОЕ условие, из-за чего я бился с нею целый час, пока не понял, что такое быть не может и не нашел в интернете условие этой задачи в Ростовском сборнике биолого-почвенного факультета. Теперь я исправил условие вашей задачи. В первом скрещивании желтых и красных не могло быть поровну (по 94 растения) как написали мне Вы. После оплаты 250 рублей (можно на мобильный +7927-32-32-052, можно на любой кошелек я напишу Вам полное решение задачи (по исправленному условию).

      Ответить
  4. Анна

    Здравствуйте, пожалуйста, помогите с решением задачи…
    Синдром дефекта ногтей и коленной чашечки детерминирован полностью доминантым аллелем аутосомного гена. На расстоянии 10 сантиморган от него находится локус групп крови системы АВО. Один из супругов имеет кровь 2 группы, другой — 3 группу. У супруга с кровью 2 группы есть дефект ногтей и коленной чашечки. Известно, что его отец имел кровь 1 группы и не имел этих аномалий, а мать с кровью 4 группы, имела оба дефекта. Супруг, имеющий кровь 3 группы, здоров и гомозиготен по обеим парам аллелей. Определить вероятность рождения в этой семье детей, страдающих дефектов ногтей и коленной чашечки. Кровь каких групп может быть у них?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Анна! Я написал платную книгу «Как быстро научиться решать задачи по генетике». В этой книге есть решение этой задачи с подробным объяснением.

      Ответить
  5. София

    Здравствуйте, составьте схему, пожалуйста…
    Какова последовательность действий селекционера при выведении сортов путем межлинейной гибридизации?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, София.
      Сначала надо получить множество разных чистых линий, например, линии A, B, C, D. Затем, производят всевозможные межлинейные скрещивания для выявления гибридов с наилучшими показателями, то есть таких гибридов, где будет наблюдаться явление гетерозиса. Например, хорошими могут оказаться гибриды AB и CD. В дальнейшем даже можно скрещивать такие гибриды между собой и получать двойные гибриды ABCD с еще большими проявлениями эффекта гетерозиса.

      Ответить
  6. Катерина

    Здравствуйте, Борис Фагимович!
    Прошу помочь мне разобраться с решением задачи. Заранее благодарю!
    У кукурузы доминантные гены коричневой окраски и гладкой формы семян сцеплены и локализованы в одной хромосоме, а рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы — в другой гомологичной хромосоме. Какое по генотипу и фенотипу потомство следует ожидать при скрещивании дигетерозиготного растения с белыми гладкими семенами с гомозиготным растением, имеющим тёмные гладкие семена. В мейозе происходит кроссинговер. Определите гаметы, вырабатываемые родителями, без кроссинговера и после кроссинговера.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Катерина! Обозначим: А — ген коричневой окраски, а-малое — аллельный ему ген белой окраски; В — ген гладкой формы семян, b — аллельный ему ген морщинистой формы. Поскольку сказано, что доминантные аллели генов находятся в одной хромосоме, а рецессивные в другой, то мы можем написать генотип дигетерозиготного растения AB//ab (и, конечно же, сразу видим, что в задании опечатка: дигетерозиготное растение AaBb никак не может быть «белым», оно может быть только коричневым). Поэтому далее решать это задание не имеет смысла.

      Ответить
  7. Сергей

    Здравствуйте, помогите, пожалуйста, с задачей.
    При скрещивании дигетерозиготных самок дрозофилы с рецессивными самцами получены следующие результаты:
    а) AB:Ab:aB:ab = 25%:25%:25%:25%;
    б) AB:Ab:aB:ab = 45%:5%:5%:45%;
    в) AB:Ab:aB:ab = 5%:45%:45%:5%.
    Определите, сцепленное или независимое наследование генов наблюдается для этих случаев. Покажите локализацию генов в хромосомах для каждого случая и определите расстояние между генами для сцепленного наследования.
    Я так понимаю, что а)независимое наследование (A/a; B/b); б)сцепленное (AB//ab; 10 морганид=>процент кроссинговера 10%); в)сцепленное (Ab//aB;10 морганид=>процент кроссинговера 10%). (1 морганид — 1% кроссинговера) Верно?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Сергей.
      Уже было недавно похожее задание с таким же не совсем некорректным условием. «При скрещивании дигетерозиготных самок дрозофилы с рецессивными самцами получены следующие РЕЗУЛЬТАТЫ: а) AB:Ab:aB:ab = 25%:25%:25%:25%; б) AB:Ab:aB:ab = 45%:5%:5%:45%; в) AB:Ab:aB:ab = 5%:45%:45%:5%». Результатами скрещивания являются ГЕНОТИПЫ образующегося потомства, а здесь представлены количественные соотношения гамет, образуемых самками. Действительно, эти соотношения гамет мы можем вычислить только на основе подсчета количества разнообразного по фенотипу потомства. Правильнее было бы в условии задачи написать «обнаружены следующие соотношения гамет самок».
      Да, Сергей, Вы правильно решили задачу. Только в пунктах б) и в) кроме основных гамет (исходных), которые Вы указываете, надо бы написать и рекомбинантные гаметы. Да, поскольку кроссинговер составляет 10%, то расстояние между генами А и В равно 10 морганид (правильнее было бы, конечно, писать 10 сантиморган, так как «морганидой» называется расстояние, равное всей хромосоме).

      Ответить
      • Сергей

        Спасибо Вам большое, Борис Фагимович!

        Ответить
  8. Светлана

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что значит изобразите схему сперматогенеза при количестве хромосом 2п=6?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана! А какое отношение имеет сперматогенез (это мейоз — мейотическое деление клеток, находящихся в мужских гонадах — семенниках) к решению генетических задач на сцепленное наследование? Самые общие схемы сперматогенеза и овогенеза есть в соответствующей главе любого учебника по общей биологии. Надо знать как называются фазы сперматогенеза, соответствующие определенным стадиям мейотического цикла. Схему мейоза с 3-мя парами хромосом (2n = 6) можно посмотреть, например, вот здесь. Это, конечно, упрощенная схема на примере 2n = 6 (представьте себе, что было бы, если бы изображали настоящую схему сперматогенеза человека с количеством хромосом 2n = 46).

      Ответить
  9. Елизавета

    Здравствуйте, Борис Фагимович. Ответьте пожалуйста на вопрос. Как будет наследоваться признак при:
    а) неравной вероятности образования всех типов гамет
    б) неравной вероятности встречи разных типов гамет

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Елизавета.
      а) при моногибридном скрещивании гетерозигот друг с другом расщепление не будет соответствовать 3:1, а при скрещивании гетерозиготы в рецессивной гомозиготой расщепление не будет соответствоать 1:1; при дигибридном скрещивании не будет расщепления 9:3:3:1;
      б) всё тоже самое, но еще и не будет равного соотношения в потомстве мужских и женских особей.

      Ответить
      • Елизавета

        Спасибо.

        Ответить
  10. Юлия

    Здравствуйте, Борис Фагимович, зашла случайно на Ваш сайт, не могли бы Вы помочь мне с решением задачи, пожалуйста!
    У человека рецессивный ген с обусловливает цветовую слепоту (протанопию), а рецессивный ген d—мышечную дистрофию Дюшена. Оба признака наследуются сцепленно с полом. По родословной одной многодетной семьи были получены следующие данные: здоровая женщина с нормальным зрением, отец которой страдал мышечной дистрофией, а мать — нарушением цветового зрения, вышла замуж за здорового мужчину с нормальным цветовым зрением. От этого брака родилось 8 мальчиков и 3 девочки. Из них 3 девочки и один мальчик были здоровы и имели нормальное зрение. Из остальных семи мальчиков 3 страдали мышечной дистрофией, 3 — цветовой слепотой и 1 — обоими заболеваниями. По этим данным была дана приблизительная (ввиду малочисленности материала) оценка расстояния между генами c и d. Укажите это расстояние.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Юлия! Мне нет смысла решать за Вас вашу задачу. Я занимаюсь обучением решению задач. Что толку, что я Вам её решу. Вы пока не разобрались, что эта задача на наследование сцепленное с полом, а не просто на сцепленное наследование по Моргану. Купите МОЮ КНИГУ, изучите решенные там задачи (есть задача почти копия вашей). Если и после этого будут проблемы с решением этой задачи, я Вам её решу с объяснением.

      Ответить
  11. Светлана

    Борис Фагимович, помогите с задачей! Два высокорослых растений томата с шаровидными плодами были опылены пыльцой низкорослого растения с грушевидными плодами. В 1 скрещивании получились все растения с высокорослыми шаровидными плодами. Во втором скрещивании таких же форм получилось расщепление: 5 высокорослых с шаровидными плодами, 32 высокорослых с грушевидными, 28 низкорослых с шаровидными 7 низкорослых с грушевидными. Очевидно, что в первом скрещивании участвуют родители с генотипами АВ//АВ и аb//аb и получаем всё потомство АВ//аb. Во втором скрещивании АВ//аb и аb//аb получаем некроссоверы АВ//аb и аb//аb, кроссоверы Аb//аb и аВ//аb. А в задаче наоборот, не могу понять?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Под вторым скрещиванием здесь подразумевается не как обычно то, что мы скрещиваем потомство от первого поколения, имеется в виду совсем отдельное скрещивание. Внимательнее вчитайтесь в самое начало условия вашей задачи «Два высокорослых растений томата с шаровидными плодами…» То есть во втором скрещивании опыляется второе растение (с таким же фенотипом как первое, но с другим генотипом). Исходя из результатов второго скрещивания мы и можем сделать вывод о генотипе этого второго растения. О том, что у него сцепленными являются аллели A с b и a с B, то есть его генотип не AB//ab как Вы пишите, a Ab//aB.

      Ответить
      • Светлана

        А как тогда писать гаметы в первом скрещивании?

        Ответить
        • Борис Садыков

          Поскольку в первом скрещивании получились все высокорослые шаровидные, значит генотипы родительских форм были AB//AB и ab//ab, а их гаметы соответственно AB и ab. (Вообще-то, Светлана, мне кажется, что этот вопрос задаете не Вы, а кто-то под Вашим емэйл вошел).

          Ответить
          • Светлана

            Борис Фагимович, это я задаю вопрос, что то давно не решала эти задачки. Всё верно и я так пишу, в первом поколении получаются АВ//аb, Затем скрещиваем АВ//аb и аb//аb, гаметы у этих особей некроссоверы АВ и аb, кроссоверы Аb и аВ так ведь? Если я не разберусь позвоню Вам в скайп, можно?

            Ответить
            • Борис Садыков

              Светлана, я же вам ответил ранее, что для второго скрещивания Вы берете совсем не те растения (вернее материнское растение совсем не это). Смотрите мой предыдущий ответ на этот Ваш вопрос от 13 октября в 22-18. Я же написал, что Вы не то материнское растение берете для второго скрещивания. Оно не даст Вам нужного в задании расщепления. Читайте условие задачи с самого начала очень внимательно, отключите свое трафаретное мышление и решайте то, что спрашивается. Зачем Вы берете для второго скрещивания растение, полученное в первом поколении? Где об этом говорится? Говорится о двух исходно взятых материнских растениях: одно не дало расщепления в потомкстве, а второе дало расщепление, по которому (этому расщеплению), мы делаем вывод, что генотип второго материнского растения был Ab//aB, а не AB//ab. Но я же переписываю второй раз одно и тоже…

              Ответить
  12. Женя

    Спасибо Вам огромное за ваши подробные объяснения каждой задачи, Вы мне очень помогли. Я раньше совсем ничего не понимала, как ни старалась. Желаю Вам всего хорошего :)

    Ответить
    • Борис Садыков

      Спасибо за комментарий. И Вам, Женя, всего самого наилучшего!

      Ответить
  13. Valeriya

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Не могли бы вы помочь решить задачу? Задача. Напишите гибриды следующих организмов, образуйте сорта гамет, определите генотипы гибридов F1:
    а) по первому признаку организм является доминантной гомозиготой, а по второму — гетерозиготой.
    б) по первому признаку организм является гетерозиготой, а по второму — рецессивной гомозиготой.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Валерия! Надо бы хоть чуть-чуть разбираться в генетических терминах. Ну какой толк будет от того, что я сейчас Вам напишу ответы? Ваше задание касается характеристики аллельных генов (генов, отвечающих за один и тот же признак). При чем здесь СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ???
      а) Генотип AABb, гаметы AB, Ab;
      б) Генотип Aabb, гаметы Ab, ab.
      Скрещивание AABb * Aabb —> F1: AABb, AAbb, AaBb, Aabb.

      Ответить
  14. anna

    Здравствуйте! Очень рада, что вы помогаете решать задачи!
    Моя задача состоит вот в чем:
    у томата высокий рост доминирует над низким, гладкий эндосперм — над шероховатым. Эти признаки сцеплены. От скрещивания высоких растений с гладким эндоспермом с низкими растениями с шероховатым получено расщепление: 218 высоких растений с гладким эндоспермом, 10 — высоких с шероховатым, 7 — низких с гладким, 199 — низких с шероховатым. Определите расстояние между генами. (распишите поподробнее задачу) заранее спасибо!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Анна. Я не «помогаю» решать задачи. Это моя работа. Оформление решения вашей задачи стоит 100 рублей.

      Ответить
  15. Алия

    Не совсем понимаю следующий момент. Если в задаче не указано сцеплены доминантные гены или рецессивные и не указан процент кроссинговера как узнать генотип родителя АВ//аb или Аb//аВ. Например: в рез-те анализ.скрещивания мух f1 с особью, имеющей черную окраску и зачаточные крылья, было получено 237 мух с серым телом и зачат.крыльями, 240 — с черным телом и норм.крыльями, 49 с черн.телом и зачат.крыльями и 47 с серым телом и норм.крыльями. Определить генотип гибридов F1. И вообще получается в разных задачах по-разному: в одних больше кроссоверных гамет, а в других — некроссоверных (зависит от расстояния)?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Во-первых, в задаче всегда всё четко прописано. Дается: 1) либо расстояние в хромосоме между изучаемыми сцепленными генами в морганидах (а по расстоянию мы находит процент кроссинговера и количество не обычного «не ожидаемого», в опыте потомства); 2) либо описаны фенотипы потомства с количественной характеристикой (каких фенотипов сколько штук получилось) как в задаче, представленной Вами.
      Здесь сказано, что в результате анализирующего скрещивания, то есть скрещивания мух, полученных в F1 с неизвестным генотипом с мухой ab//ab (а это и есть условие анализирующего скрещивания, что берется особь гомозиготная по рецессивным признакам), имеющей черную окраску и зачаточные крылья, было получено 237 мух с серым телом и зачат.крыльями, то есть с генотипом Aabb, 240 – с черным телом и норм.крыльями, а, значит, с генотипом aaBb, 49 с черн.телом и зачат.крыльями, то есть с генотипом aabb и 47 с серым телом и норм.крыльями, то есть с генотипом AaBb. Поэтому мы видим, что есть много потомства с генотипами Aabb и aaBb (оно и получено от некроссоверных гамет), значит исходно в анализируемых особях были сцепленными аллели А-больше с b-малым и аллели a-малое с B-большим. А малая доля потомства и получена в результате кроссинговера и объединения в одной гамете A c B и a c b.
      Во-вторых, ни в одной задаче не может быть, чтобы количество кроссоверных гамет было больше, чем некроссоверных (если где-то было так, как Вы пишите, то задача или составлена неверно, или решена неверно). Максимум к чему может привести стопроцентный кросссинговер — это к появлению такого же количества кроссовереных гамет, как исходных и всех гамет у дигетерозиготы будет по 25% (то есть при 100% кроссинговере задание на сцепленное наследование по Моргану «превратится» в Менделевское независимое наследование как при дигибридном скрещивании).

      Ответить
  16. Миланна

    Здравствуйте. Помогите пожалуйста с решением: У кукурузы ген g детерминирует желтую окраску проростков, а ген n признак блестящих листьев. Эти гены наследуются сцеплено и являются рецессивными по отношению к признакам зеленых проростков и матовых листьев, а расстояние между ними составляет 24 морганиды. Определите, сколько типов кроссоверных и некроссоверных гамет и в каком количестве продуцирует особь генотипа GN//gn и Gn//gN.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Милана, не совсем верно перепечатали (или была ошибка в задании) концовку последнего предложения. Спрашивается: «…в каком количестве продуцирует особь генотипа GN//gn и Gn//gN». Но представлены то здесь два разных генотипа, то есть две особи. Значит в этом задании два похожих задания. Приведу решение для первой указанной особи с генотипом GN//gn (а для второй, если это надо, решите сами по аналогии).
      Особь с генотипом GN//gn будет давать некроссоверные гаметы GN и gn 76% (по 38%) и кроссоверные гаметы Gn и gN 24% (по 12%).

      Ответить
  17. Ольга

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Не могли бы вы объяснить, почему делается поправка при составлении карты хромосомы на двойной кроссинговер ?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Ольга! Да, при изучении одновременно протекающего двойного (или тройного кроссинговера) не всегда расстояние между крайними генами в точности соответствует (а иногда и соответствует) сумме кроссинговеров этих генов с геном, находящимся между ними и приходится делать поправку. Это, видимо, зависит от расстояния между изучаемыми генами на хромосоме.

      Ответить
  18. Ivan

    Здравствуйте, подскажите какой процент и как его получить ! Черная окраска шерсти и висячее ухо у собак доминируют над коричневой окраской и стоячим ухом. Скрещивались чистопородные черные собаки с висячими ушами с собаками, имеющими коричневую окраску шерсти и стоячие уши. Гибриды скрещивались между собой. 1) Какая часть щенков F2 фенотипически должна быть похожа на гибрид F1? 2) Какая часть гибридов F2 должна быть полностью гомозиготна? 3) Какая часть щенков F2 должна быть с генотипом, подобным генотипу гибридов F1?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Иван!
      Эта задача не на сцепленное наследование по Моргану, а, наоборот, на независимое наследование друг от друга двух признаков, установленное Менделем при дигибридном скрещивании. В любом учебнике есть традиционная решетка Пеннета для скрещивания дигетерозигот друг с другом, которую надо построить и Вам для решения этой задачи. Разберитесь хорошенько с Менделевским примером на горохе по дигибридному скрещиванию. Замените окраску семян гороха на окраску шерсти собак (А и а), форму семян гороха на форму ушей (B и b).
      Из решетки Пеннета мы видим, что от скрещивания AaBb x AaBb во втором поколении получится 9 генотипических классов потомства: 1AABB, 2AABb, 1AAbb, 2AaBB, 4AaBb, 2Aabb, 1aaBB, 2aaBb, 1aabb и 4-ре фенотипических классов потомства: 9A-B-, 3A-bb, 3aaB-, 1aabb.
      Ответы: 1) 9/16 (9A-B-. Здесь вместо радикала «-«, может находиться как доминантный, так и рецессивный аллель); 2) 4/16 или 1/4 (1AABB, 1AAbb, 1aaBB, 1aabb); 3) 4/16 или 1/4 (4AaBb).

      Ответить
      • Ivan

        спасибо

        Ответить
  19. Anastasiia

    Борис Фагимович, можно Вас попросить взглянуть еще на одну задачку. Она не дает мне спокойно спать.
    В результате митотического деления клетки генотипа ABab одна из двух дочерних клеток оказалась гомозиготной по генам a и b. Объясните механизм ее возникновения и приведите схему.
    Я предположила, что так может происходить во время гаплоидизации (у аспергилла, например). Но мне кажется есть другой более ясный и логичный ответ. Заранее благодарна!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Анастасия, в этой задаче ясно написано: «В результате митотического деления клетки…», то есть речь идет о митозе. И далее: «одна из двух дочерних клеток оказалась гомозиготной по генам a и b» — следует читать так, что одна из двух дочерних клеток приобрела генотип ааbb. (Поэтому Ваше предположение о «гаплоидизации», возникающей при мейозе, здесь не подходит). В норме при митозе материнская клетка с генотипом ABab должна дать две дочерние клетки точно с такими же генотипами ABab и ABab. Это при нормальном митозе. Могу лишь предположить, что при нарушении митоза (например, в анафазу), не произойдет вовремя разделения двухроматидных хромосом на сестринские хроматиды и такие двухроматидные хромосомы окажутся в одной клетке.

      Ответить
      • Anastasiia

        Спасибо!

        Ответить
  20. Рейдж

    В задаче №8 указано расстояние в 50 морганид. Также дальше в объяснении вы говорите, что может пройти кроссинговер. Но ведь, если расстояние 50 морганид и более, то гены наследуются независимо.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Да, при расстоянии 50 морганид и более гены наследуются независимо, то есть всё будет как и при независимом наследовании по Менделю. А при независимом наследовании дигетерозигота AaBb с равной вероятностью по 25% дает 4-ре типа гамет (AB, Ab, aB, ab). Поэтому здесь останутся и исходные материнские (не рекомбинантные) гаметы XaD,XAd, и появятся новые рекомбинантные гаметы XAD,Xad и всех гамет (и «старых», и новых) будет по 25%.

      Ответить
  21. Виктория

    Добрый день, Борис Фагимович! Помогите разобраться с задачей. У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метелка» (v).При проведении анализирующего скрещивания дигетерозиготного растения, имеющего нормальное строение муждоузлий и нормальную метелку, получено потомство: 48% с нормальными междоузлиями и нормальной метелкой, 48% с укороченными междоузлиямии и зачаточной метелкой, 2% с укороченными междоузлиями и нормальной метелкой, 2% с нормальными междоузлиями и зачаточной метелкой, Определите генотип родителей, объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Виктория! Задача, похожая на вашу, подробно разбирается в моей платной книжке «Как быстро научиться решать задачи по генетике» (задача 5, стр. 40) Если возникнут вопросы по оформлению решения этой задачи после приобретения книги, тогда я помогу.

      Ответить
  22. Светлана

    Добрый день, Борис Фагимович! Проверьте, пожалуйста, решённую мною задачу, подскажите, если что не так. Задача следующего содержания: доминантные, аутосомные гены коричневой окраски и гладкой формы семян у кукурузы сцеплены и находятся в одной хромосоме на расстоянии 7 морганид. Рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян лежат в другой гомологичной хромосоме. Скрещено гетерозиготное растение по обоим признакам с коричневыми и гладкими семенами с гомозиготным по обоим рецессивным признакам растением. Какие из семян в потомстве являются результатом кроссинговера и сколько процентов от общего количества семян они составляют? Мой ответ:Результатом кроссинговера являются семена с коричневой окраской морщинистой формой (Аb//аb), и белой окраской гладкой формой (аВ//аb). Они составляют 14% от общего количества семян(7% коричневые морщинистые, 7% белые гладкие). Заранее благодарна.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Светлана, здравствуйте! Да, результатом кроссинговера являются семена коричневые морщинистые(Аb//аb), и белые гладкие (аВ//аb), но дальше Вы написали неверно. Все кроссоверные особи составляют 7% от общего количества семян (3,5% коричневые морщинистые и 3,5% белые гладкие).

      Ответить
      • Светлана

        Борис Фагимович, разбираюсь с задачей. В задаче было бы написано: гены окраски и формы семян находятся на расстоянии 7 морганид. А в задаче написаны конкретные признаки коричневая окраска и морщинистая форма, или это не имеет значения. 7 % кроссинговера и они приходятся по 3,5 % на коричневые морщинистые и белые гладкие.

        Ответить
        • Борис Садыков

          7% кроссинговера означает, что возможно образование 7% кроссоверных гамет, которые образуют 7% «необычных» генотипов потомства: 93% потомства будет от исходных некроссоверных гамет и 7% потомства от кроссоверных гамет. Значит рекомбинантного (кроссоверного) потомства всего 7% (по 3,5% каждого фенотипа).

          Ответить
          • Светлана

            Благодарю!

            Ответить
  23. Светлана

    День добрый, Борис Фагимович! Никак без вашей помощи! Подскажите, правильно ли я думаю? Задача следующего содержания: у кукурузы матовые листья нормальной формы доминируют над блестящими надрезанными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы, имеющей матовые надрезанные листья, с растениями имеющими, блестящие нормальные листья, в F1 получили потомство с матовыми нормальными листьями. В результате анализирующего скрещивания (растений F1) получились следующие результаты: 630 растений с матовыми надрезанными листьями, 618 с блестящими нормальными, 207 с матовыми нормальными, 210 с блестящими надрезанными. Определить расстояние между генами и генотипы рекомбинантных особей. Мои мысли: особи с матовыми надрезанными (Ав/ав) и блестящими нормальными листьями(аВ/ав)- некроссоверные, а особи с матовыми нормальными(АВ/ав) и блестящими нормальными листьями(ав/ав)-кроссоверные. (В задачах обычно наоборот) Расстояние между генами 25 морганид.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана! Вы абсолютно правильно решили эту задачу. Поскольку исходные родители были Аb//Ab и aB//aB, то их дигетерозиготное потомство в F1 было Ab//aB (с матовыми нормальными листьями). При анализирующем скрещивании Ab//aB * аb//ab в F2 получим без кроссинговера такие генотипы потомства: Ab//ab и aB//ab (630 растений с матовыми надрезанными листьями и 618 с блестящими нормальными). Вследствие кроссинговера образуется два новых «сорта» гамет AB и ab, поэтому добавится еще и такое потомство: AB//ab и ab//ab (207 с матовыми нормальными и 210 с блестящими надрезанными). И расстояние между генами Вы нашли правильно: 417 растений составляют 1/4 часть от всего количества проанализированных растений 1665 штук, поэтому ответ 25 сантиморган (до сих пор используют и запись, приведенную Вами, что в принципе не может быть верным, так как морганидой называется вся хромосома, состоящая из 100 сантиморганов).
      Светлана, обратите внимание: при записи генотипов при сцепленном наследовании между первой группой сцепления и второй группой сцепления лучше писать две косые палочки (их смысл то ведь не в простом разделении букв друг от друга. Первая «палочка» — это первая гомологичная хромосома со сцепленными генами в ней, написанными слева от нее. Вторая «палочка» — это вторая гомологичная ей хромосома со сцепленными генами в ней, написанными справа от нее).

      Ответить
      • Светлана

        Спасибо, Борис Фагимович! В таких задачах генотип я записываю как обыкновенная дробь, только с двумя чёрточками, так правильно? Показывая, таким образом, что гены сцеплены и находятся в одной хромосоме, те которые над чертой, в другой хромосоме те, которые под второй чертой. Здесь сложно изобразить. Я думаю, что вы меня поняли. Про хромосому поняла, не знала этого! У всех хромосом 100 сантиморганов, или это условная единица? Ещё раз благодарна!!!!

        Ответить
        • Борис Садыков

          Да, в печатном варианте мы и пишем две косые черты (две хромосомы), так как не получается напечатать обыкновенную дробь. Конечно, любая хромосома называется морганидой (а приставка «санти» — это всегда сотая часть числа).

          Ответить
          • Светлана

            Борис Фагимович! А правильно произносить -25 сантиморганид? Не 25 сантиморганов так? И в ЕГЭ указывать, например 25 сМ или 25 сантиморганид?

            Ответить
            • Борис Садыков

              Конечно, правильно «сантиморганид», а не «сантиморганов». В ЕГЭ можно указывать и морганид, и сМ, и сантиморганид.

              Ответить
  24. Анастасия

    У человека рецессивный ген h обусловливает гемофилию. Он лакализован в Х-хромосоме и является полулетальным. Здоровая женщина отец которой был болен гемофилией, вышла замуж за здорового юношу. У них было 7 детей. Сколько детей было здоровых? Сколько из них девочек? Сколько мальчиков гемофиликов?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Анастасия, я напишу Вам решение этой задачи, но разберитесь: что означает «сцепленное неследование» и «наследование, сцепленное с полом». Ваша задача на наследование, сцепленное с полом, изучается наследование всего одного признака. При сцепленном наследовании изучается наследование как минимум двух признаков.
      Генотип здоровой женщины был XHXh (она носительница гемофилии, так как сказано, что ее отец был гемофиликом). Ее здоровый юноша (муж) имел генотип XHY. Гаметы этой женщины XH, Xh. Гаметы мужа XH, Y. Генотипы детей были XHXH, XHXh (все здоровые девочки) и XHY, XhY (мальчики половина больных, половина здоровых). Значит из 7 детей по теории вероятности (хотя к такой маленькой выборке применять теорию вероятности безграничная глупость) могло быть 2 больных мальчика, а может быть и 1, а может быть и ни одного или все 7 мальчики и все больные. Совершенно бессмысленный вопрос!

      Ответить
  25. Екатерина

    Добрый день!
    Помогите с решением задачи. Рецессивные гены гемофилии и дальтонизма связаны с X-хромосомой. Какое потомство будет получено от брака муж¬чины, больного гемофилией, и женщины, больной дальтонизмом (гомозиготной по признаку отсутствия гемофилии)?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Екатерина, обратите внимание, что ваша задача больше подходит на решение задач просто «на наследование сцепленное с полом», а не на «сцепленное наследование» (несмотря на то, что аллели генов гемофилии h и дальтонизма d находятся в одной Х хромосоме, ничего ведь не говорится о их расстоянии, а, значит, задачу надо решать без всякого возможного кроссинговера между этими аалелями).
      Обозначим Хdh аллели генов, отвечающие за проявление дальтонизма и гемофилии, соответственно; XDH аллели этих генов, отвечающие за отсутствие болезней.
      P: генотип женщины XdHXdH * генотип мужчины XDhY
      G:………………………..XdH…………………………XDh, Y
      F1: генотип девочек XDhXdH — все здоровы (но носительницы рецессивных аллелей).
      генотип мальчиков XdHY — все дальтоники не страдающие гемофилией.

      Ответить
      • Екатерина

        Спасибо большое за пояснения!
        Буквально утром написала Вам, а потом уже сама решила задачу.
        Здорово, что есть такой сайт, еще раз спасибо.

        Ответить
  26. Таня

    Здравствуйте, скажите пожалуйста как решить задачу. Известно, что рецессивные гены гемофилии и дальтонизма находятся в X-хромосоме, расстояние между ними определено в 10 сантиморганид. Здоровая девушка, мать которой дальтоник, а отец-гемофилик, выходит замуж за мужчину, все родственники которого здоровы. Определить, какова вероятность появления в этой семье здоровых детей (мальчиков и девочек).

    Ответить
    • Борис Садыков

      Таня, эта задача под № 7 разбирается в моей платной книге «Как научиться решать задачи по генетике» в главе «Решение задач на наследование сцепленное с полом».

      Ответить
  27. Екатерина

    Помогите решить задачу. При скрещивании кур с белоснежным пухом (рецессивный признак) и гороховидным гребнем (доминантный признак) с петухом, имеющим кремовый пух и простой гребень, получены — 123 с кремовым пухом и гороховидным гребнем, 117 — с белоснежным пухом и простым гребнем. Определить генотипы родителей и потомства.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Екатерина, Вашу задачу не стоит решать вовсе. Такого задания существовать не может.
      Во-первых, эти два указанных признака цвет пуха и форма гребня у кур не являются сцепленными, то есть задачу следовало бы решать как на обычное дигибридное скрещивание, а у Вас она трактуется как на сцепленное наследование.
      Во-вторых, в условии напутано и с рецессивностью-доминантностью признаков. Белый цвет пуха на самом деле является доминантным по отношению к кремовому цвету пуха.
      И, наконец, в-третьих, от скрещивания курицы с генотипом AaBb (а ее генотип мог быть только такой, так как в потомстве есть особи с генотипом aabb) c петухом с генотипом aabb, должно получиться не два типа потомства, а четыре типа: AaBb, Aabb, aaBb, aabb примерно в равном соотношении.
      Что за источник, откуда взято условие этой задачи сразу с тремя казусами?
      Екатерина, если хотите хорошо разобраться с решением задач, приобретите мою платную книжицу «Как быстро научиться решать задачи по генетике».

      Ответить
  28. Маргарита

    Рахит, устойчивый к витамину D (гипофосфатемия), наследственная болезнь, обусловленная доминантным геном, находящимся в Х-хромосоме. В семье, где отец страдает этой болезнью, а мать здорова, имеются 3 сына и 3 дочери. Сколько среди них больных?
    А- рахит
    а-здоров
    Р: Х(А)Х(а) х Х(А)У
    G: Х(А),Х(а) х Х(А),У
    F1: Х(А)Х(А)здоровая девочка, Х(А)Х(а)здоровая девочка-носитель, Х(а)У здоровый мальчик, Х(А)У больной мальчик .

    Подскажите пожалуйста, правильно ли я решила задачу, и помогите ответить на вопрос поставленный в ней.
    Заранее, огромное спасибо.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Маргарита, во-первых, ваша задача не на сцепленное наследование (когда изучаются как минимум два признака, находящиеся в одной хромосоме и наследуемые сцеплено друг с другом), а на наследование сцепленное с полом (так как изучаемый единственный признак находится в половой хромосоме Х).
      Во-вторых, задача Вами решена совсем неверно. Как же можно было записать генотип матери гетерозиготным? Вы же правильно обозначили изучаемый признак большой буквой А, так как он доминантный. Генотип отца записали правильно ХАY, так как он больной. Но и мать с генотипом ХАХа Вы тоже наградили этой болезнью. То есть генотип здоровой матери мог быть только ХаХа.
      Поэтому все девочки в этой семье всегда будут только больными с генотипом ХАХа, а все мальчики всегда здоровы ХаY.
      А, наконец то я понял в чем ваше заблуждение. Вы эту задачу решили по аналогии с дальтонизмом или гемофилией (использовали слово «носительница»). Но дальтонизм и гемофилия действительно наследуются одинаково («сидят» в Х хромосоме и являются рецессивными признаками), а вот гипофосфатемия, сцепленная с полом, обусловлена доминантным аллелем.
      Маргарита, приобретите мою платную книжку «Как быстро научиться решать задачи по генетике» и будет Вам счастье.

      Ответить
  29. Мария

    Здравствуйте! Где только не просила помощи, везде тишина полнейшая! Поможете?
    У человека гены, контролирующие группы крови в системе AB0 и ген дефекта ногтей и коленной чашечки, локализованы в одной аутосоме. Частота кроссинговера между этими генами у женщин 14% у мужчин 8%. Группы крови в системе MN обусловлены геном аутосо¬мы. Определите вероятность различных фенотипов у будущих детей супружеских пар:
    а) жена с группой крови MN и II (у ее отца была I группа крови) с дефектом ногтей и коленной чашечки (ген унаследован от отца); у мужа группа крови М и IV;

    Ответить
    • Борис Садыков

      Мария, задача, подобная этой, подробно разбирается в моей платной книжке «Как быстро научиться решать задачи по генетике».

      Ответить
  30. Юлия

    какое потомство в первом и втором поколениях можно получить от скрещивания белоглазой длиннокрылой самки с красноглазым короткокрылым самцом,если у дрозофилы ген белого цвета глаз является рецессивным и находится в Х-хромосоме,а ген длинных крыльев наследуется по аутосомно-доминантному типу?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Юлия, ну какой толк будет от того, что решу вам эту задачу? Вы не разобрались даже с тем, к какому типу заданий она относится. Раз изучаемые признаки находятся в разных парах хромосом, то это обычное независимое дигибридное скрещивание по Менделю, а не сцепленное наследование по Моргану. Ну и что, что один из признаков находится в половых хромосомах? Этот признак является сцепленным с полом, но друг с другом то эти два изучаемые признака (цвет глаз и длина крыльев) никак не сцеплены — находятся в разных парах хромосом.
      Обозначим: А — длинные крылья, а — короткие. XВ — красный цвет глаз, Xb — белые глаза.
      P: AAXbXb * aaXBXB
      G: ..AXb……aXB
      F1: AaXBXb все мушки длиннокрылые красноглазые.

      P: ….AaXBXb….. *….. AaXBXb
      G: AXB,AXb,aXB,aXb….AXB,AXb,aXB,aXb, далее строим решетку Пеннета 4х4 и порлучим в
      F2: 9A-XB- : 3A-XbXb : 3 aaXB- : aaXbXb. То есть из 16 особей будет 9 длиннокрылых красноглазых,3 особи длиннокрылые белоглазые, 3 особи короткокрылые красноглазые и 1 особь короткокрылая белоглазая.

      Ответить
  31. Юлия

    гены цветовой слепоты и ген ночной слепоты локализированы в Х-хромосоме и наследуются по рецессивному типу.Опредетите вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье,где жена гетерозиготна по обоим признакам,а муж имеет обе формы слепоты.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Обозначим ген нормального видения в сумерках ХА, ген «ночной» слепоты (будто кто-то может видеть ночью), а правильнее выразиться ген «куриной» слепоты — Ха. Ген нормального цветового зрения XD, ген дальтонизма Xd.
      P: .XADXad. *. XadY
      G: XAD,Xad…..Xad,Y
      F: XADXad, XadXad, то есть 50% девочек в двумя аномалиями.
      XADY,XadY и 50% мальчиков с двумя аномалиями.

      Ответить
      • Вероника

        Борис Фагимович, скажите пожалуйста, а если в условии такой задачи еще упоминается что эти гены (дальтонизма и куриной слепоты) находятся на расстоянии друг от друга в 34 морганиды, и тогда получается, что половина мальчиков и девочек будут иметь ген дальтонизма, а другая половина ген ночной слепоты? Вопрос в задаче такой же, какой ответ в таком случае нужно писать, без кроссинговера, т.е 50% всех детей будут иметь обе аномалии, или 0 % при кроссинговере не будут иметь сразу обе аномалии? Заранее спасибо.

        Ответить
        • Борис Садыков

          Явно, что и не 0% и не 50%, а число 34 морганиды, показывает нам ВЕРОЯТНОСТЬ кроссинговера. 66% будет потомков от исходных родительских гамет, таких, какие они были при сцеплении и 34% потомков буду с иными признаками за счет кроссинговера. Поэтому за счет кроссинговера детей с двумя аномалиями будет не 50%, а на одну треть меньше, то есть примерно 33,4%.

          Ответить
  32. Ирина

    Здравствуйте! Спасибо за быстрый отклик. У меня к этим задачам спортивный интерес. Если скрещивают две дигетерозиготы и решать через решетку пеннета, то учитывать кроссоверные особи (получающиеся от слияния кроссоверных и не кроссоверных гамет, а также от слияния кроссоверных с кроссоверными гаметами) надо все равно исходя из 2% ?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Конечно, Ирина, в том то и дело, что решетка хотя и 4 х 4, но не обычная, а из-за неравного количества гамет (доля одних больше 25%, других меньше 25%). Поэтому соотношение потомков будет совсем другое, то есть не такое, как при независимом наследовании и надо очень много чего складывать и вычитать.

      Ответить
  33. Ольга

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Ещё одна задача поставила меня в затруднение. Боюсь без вашей помощи не обойтись!
    Среди большого числа нормальных растений кукурузы было обнаружено одно карликовое растение, которое скрестили с исходным нормальным растением. В первом поколении от этого скрещивания все растения оказались нормальными, а в F2 — 67 нормальных и 19 карликов. Как наследуется карликовость? Как объяснить появление исходного карликового растения? Какой результат вы ожидаете получить от самоопыления карликовых растений? Заранее спасибо!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Очевидно, аллельный ген карликового роста кукурузы рецессивен (обозначим а-малое) по отношению к аллелю нормального роста (А-большое), так как только в этом случае в популяции с нормальными растениями (у большинства из которых генотипы АА и Аа) «затешится» бедный карлик с генотипом аа.
      Р1: аа х АА
      G: a A
      F1: Aa. Почему мы в первом скрещивании карлика скрещиваем именно с АА растением? Так как только в этом случае получится единообразное первое поколение — все нормального роста (единообразие гибридов первого поколения — 1-й закон Менделя).
      Р2: Аа х Аа
      G: A,a и A,a
      F2: AA, 2Aa, aa — 2-й закон Менделя, закон расщепления признака у гибридов по фенотипу 3:1 (нормальные : карликовые). А числа 67 : 19 это примерно и будет 3:1.
      Оля, задание довольно простое, рекомендую купить мою книжку (за минусом того, что Вы мне уже посылали) и у Вас не будет возникать проблем с решением даже намного более сложных задач.

      Ответить
      • Ольга

        Спасибо огромное! Я подумаю над вашим предложением.

        Ответить
  34. Ольга

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Помогите мне, пожалуйста, разобраться с задачей.
    У кур встречается рецессивный сцепленный с полом летальный ген, который вызывает гибель цыплят ещё до вылупления. Нормальная самка, скрещенная с гетерозиготным по летальному гену самцом, дала 120 живых цыплят. Какое количество среди них самцов? Самок? Заранее спасибо!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Ольга!
      Эта задача не на сцепленное наследование, когда мы изучаем поведение по отношению друг к другу как минимум двух неаллельных генов, относящихся к одной группе сцепления, то есть находящихся в одной хромосоме. Эта задача на наследование, сцепленное с полом.
      Как решать задачи и на сцепленное наследование, и на наследование, сцепленное с полом и другие задачи для подготовки к ЕГЭ, описываются в моей платной книге «Как быстро научиться решать задачи по генетике».
      В вашем задании нужно проследить как скажется фенотипически наличие единственного изучаемого признака (гена смерти эмбрионов у кур), находящегося в половой Х хромосоме (то есть здесь не спрашивается ни о каком взаимодействии друг с другом разных неаллельных генов.
      Сказано, что ген летальности эмбрионов у кур рецессивен. Обозначим его а-малое. А раз он сцеплен с полом, то писать его будем как индекс при Х хромосоме, то есть Ха. Тогда аллельный ему ген нормального развития эмбрионов обозначим ХА. Помним, что у кур гетерогаметный (ХY) пол у самок, а гомогаметный ХХ — у самцов. Генотипы обоих родителей нам сразу же известны (и решать здесь, в принципе то, нечего). Генотип курицы может быть только ХАY, так как с генотипом ХаY курочки не родятся (умрут еще на стадии эмбрионов). Ну а генотип петуха ХАХа, так как сказано, что он гетерозиготен.
      P: ХАY x XAXa
      G: XA,Y x XA,Xa
      F1: XAXA, XAXa — петушки (все родятся). XAY, XaY — курочки (половина не родятся). Поэтому из 120 нормально вылупившихся цыплят (120 надо разделить не на 4 части, а на 3 части) будет всего 40 курочек и 80 петушков.
      Гонорар за решение этой задачи не обязательно платить цыплятами. Можно сделать перевод 200 рублей на мой МЕГАФОН +7(927)32-32-052, или купить мою книгу по решению генетических задач.

      Ответить
  35. Ольга Крашенинникова

    Борис Фагимович, добрый день!
    Совершенно случайно зашла на вас сайт, но нашла очень много интересного и полезного для себя!
    Стала решать задачу на сцепленное наследование про пшеницу с кроссинговером. И мне не совсем понятно, как получается 74,5% особей, восприимчивых к СР и МР. Не могли бы вы выслать более подробное объяснение?
    150 руб. за решение этой задачи перечислила на указанный в блоге телефон. Заранее спасибо!
    С уважением, Крашенинникова Ольга

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Ольга!
      Спасибо Вам за перевод.
      Решил объяснение этой задачи значительно расширить, так как возможно, что и другим не все в ней понятно было. Если остались вопросы, пожалуйста, спрашивайте.
      Всего наилучшего.

      Ответить
  36. надежда

    И снова здравствуйте! Разрешите потревожить Вас еще раз. Не встречала такого типа задач, но очень нужно решить:
    Популяция европейцев по системе групп крови резус содержит 85% резус положительных индивидуумов. Определите насыщенность популяции рецессивным аллелем.
    Хотела применить Закон Харди–Вайнберга, но подумала, что здесь что-то другое, более запутанное. Подскажите, пожалуйста, свое мнение.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Надежда! Вы правильно решили, что это задание на применение формулы Харди-Вайнберга (ничего «затутаннее» и не бывает), так что к этой рубрике на сцепленное наследование она не подходит.

      Ответить
  37. надежда

    Здравствуйте, Борис Фагимович!
    Не могли бы вы подсказать как решить подобную задачу (меня смущает наличие данных о кроссинговере у второй особи, которая является по условию дигомозиготой):
    У кукурузы гены, определяющие форму и окраску семян находятся в одной хромосоме (группы сцепления AB и ab). Гладкая форма доминирует над морщинистой, а окрашенные над неокрашенными. Дигетерозиготное растение скрещенно с морщинистым неокрашенным. У первого произошел кроссинговер по одной хроматиде с вероятностью 20%, а у второго по двум хроматидам с вероятностью 40%. Какова вероятность появления в F1 растений с окрашенными морщинистыми семенами?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Надежда!
      Вы совершенно правы, что при решении этой задачи информацию о кроссинговере у второго растения, являющегося дигомозиготой, мы не должны брать во внимание вовсе.
      Решая эту задачу с кроссинговером у первого растения, получим, что возможное число рекомбинантных растений с генотипом «окрашенные морщинистые» составит 10%.

      Ответить
      • надежда

        спасибо большое, я так и думала, смущала только лишняя цифра.

        Ответить
  38. Ирина

    Cпасибо Вам за решение задач! Я разобралась в Задачах на сцепленное наследование.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Ирина, а Вам спасибо за очень конкретный и лаконичный комментарий. Написав слово «Задачи» с большой буквы, Вы буквально вытащили наружу, стоящую перед Вами проблему и тем самым подчеркнули значимость для Вас моего разъяснения.
      Если еще столкнетесь с чем-то неясным для себя, постараюсь отвечать на Ваши вопросы в комментариях или по email.

      Ответить
      • Катерина

        Как оказывается — всё просто!=))

        Ответить
        • Борис Садыков

          Ну вот, спасибо, еще один человечек откликнулся.

          Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *