Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии biorepet-ufa.ru.
На этой странице моего блога можно ознакомиться с реальными вариантами заданий ЕГЭ по биологии, которые были предложены абитуриентам в 2025 году. Думаю, что эти задания будут интересны тем, кто не дожидаясь нового учебного года, уже сейчас летом начинает готовиться к сдаче будущих экзаменов через год в 2026 году.
Здесь представлены задания Части 1, Линий 15 — 17.
Линия 15.
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Человек задержал дыхание на короткое время, какие процессы при этом происходят?:
1) увеличение в крови концентрации СО2
2) раздражение рецепторов в сонных артериях
3) поступление сигнала в продолговатый мозг
4) сигнал идет к диафрагме
5) увеличение объема грудной клетки
6) газообмен в капиллярах легких
Решение:
1) увеличение в крови концентрации СО₂ — верно (при задержке дыхания прекращается выведение углекислого газа (CO₂) из легких; в то же время клетки продолжают его производить в процессе метаболизма, это приводит к накоплению CO₂ в крови (гиперкапния));
2) раздражение рецепторов в сонных артериях — верно (центральные (в продолговатом мозге) и периферические (в дуге аорты и в сонных артериях) хеморецепторы очень чувствительны к повышению концентрации CO₂ (и к снижению pH, которое оно вызывает); накопившийся CO₂ раздражает эти рецепторы);
3) поступление сигнала в продолговатый мозг — верно (сигналы от раздраженных хеморецепторов (особенно периферических в сонных артериях и аорте) передаются по нервным волокнам в дыхательный центр продолговатого мозга);
4) сигнал идет к диафрагме — неверно (этот пункт описывает следующее действие после задержки дыхания, когда организм пытается восстановить дыхание; во время самой задержки дыхания сигналы от дыхательного центра к диафрагме и межреберным мышцам подавляются или прекращаются, что и позволяет удерживать дыхание; как только концентрация CO₂ станет достаточно высокой, дыхательный центр пошлет сигнал к диафрагме, чтобы вызвать вдох);
5) увеличение объема грудной клетки — неверно (увеличение объема грудной клетки происходит во время вдоха, когда диафрагма сокращается и опускается, а межреберные мышцы поднимают ребра);
6) газообмен в капиллярах легких — неверно (спорно, но можно выбрать методом исключения, т. к. газообмен (диффузия O₂ из альвеол в кровь и CO₂ из крови в альвеолы) продолжается и во время задержки дыхания, так как кровь все равно течет через легочные капилляры, однако ключевой момент в вопросе — это процессы, специфично вызванные или измененные самой задержкой дыхания (накопление CO₂, реакция рецепторов и ЦНС); сам газообмен — это постоянный процесс, который не начинается и не усиливается из-за задержки дыхания).
Ответ: 123
2. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие вещества влияют на свертываемость крови в организме человека?
1) гемоглобин
2) фибриноген (находится в плазме крови)
3) соматотропин
4) протромбин (находится в плазме крови)
5) тромбопластин (образуется при разрушении тромбоцитов при ранении)
6) пепсин
Ответ: 245
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие органы относятся к эндокринной системе человека?
1) надпочечники
2) гипофиз
3) печень
4) селезенка
5) подмышечный лимфоузел
6) паращитовидные железы
Решение:
Неверные ответы:
3) печень — орган пищеварительной системы;
4) селезенка — орган иммунной системы;
5) подмышечный лимфоузел — орган иммунной системы.
Ответ: 126
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие рефлекторные центры расположены в отделе головного мозга человека, обозначенном на рисунке стрелкой? (Продолговатый мозг — центр защитных рефлексов и центр рефлекторной регуляции жизнедеятельности всех внутренних систем организма)
1) центр рвоты
2) речевой центр
3) слюноотделительный центр
4) центр терморегуляции
5) сосудодвигательный центр
6) центр аккомодации хрусталика
Решение:
Неверные ответы:
2) речевой центр — кора больших полушарий (зона Брока);
4) центр терморегуляции — в гипоталамусе;
6) центр аккомодации хрусталика — затылочная доля (а также ядро Перлиа — непарное ядро, которое является общим для обоих глазодвигательных нервов и осуществляет аккомодацию глаз).
Ответ: 135
5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие функции выполняет отдел головного мозга, обозначенный на рисунке (стрелка на рисунке показывает на гипоталамус — нижняя часть промежуточного мозга)
1) регулирование сердечных движений
2) дыхание
3) центр регуляции настроения (агрессии, страха, наслаждения)
4) терморегуляция
5) жажда и голод
6) координация движений
Решение:
Неверные ответы:
1) регулирование сердечных движений — продолговатый мозг;
2) дыхание — продолговатый мозг;
6) координация движений — мозжечок.
Ответ: 345
6. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие подписи верно отмечены на рисунке? (На рисунке показано строение нефрона)
1) артерия
2) вена
3) капсула
4) извитой каналец
5) мочеточник
6) сеть капилляров
Решение:
Неверные ответы:
1) артерия — вена (артерия обозначена цифрой 2, т. к. от нее идут артериолы);
2) вена — артерия;
5) мочеточник — собирательная трубочка.
Ответ: 346
7. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие органы относятся к половой системе?
1) яичники
2) матка
3) предстательная железа
4) надпочечники
5) молочная железа
6) тимус
Решение:
Неверные ответы:
4) надпочечники — эндокринная система;
5) молочная железа — некоторые авторы относят к системе покровов тела (т. к. молочные железы — видоизмененные потовые железы), но это спорно, можно выбрать методом исключения;
6) тимус — иммунная система.
Ответ: 123
8. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. При осуществлении глубокого выдоха (с усилием) у человека сокращаются (-ется):
1) наружные межреберные мышцы
2) внутренние межреберные мышцы
3) жевательные мышцы
4) косые мышцы живота
5) прямая мышцы живота
6) диафрагма
Решение:
Неверные ответы:
1) наружные межреберные мышцы — сокращаются на вдохе;
3) жевательные мышцы — не участвуют в дыхании;
6) диафрагма — сокращается на вдохе.
Ответ: 245
9. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К факторам гуморального иммунитета относятся(-ится): (Гуморальный иммунитет осуществляется веществами внутренней среды организма в отличие от клеточного иммунитета, связанного со специфическими клетками кровеносной и лимфатической системами)
1) макрофаги
2) антитела
3) нейтрофилы
4) лизоцим
5) цитотоксические лимфоциты (Т-киллеры)
6) интерфероны
Решение:
Неверные ответы (факторы клеточного иммунитета):
1) макрофаги;
3) нейтрофилы;
5) цитотоксические лимфоциты (Т-киллеры).
Ответ: 246
10. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие заболевания поражают органы дыхательной системы человека?
1) пневмония
2) бронхит
3) туберкулез
4) гастрит
5) гепатит
6) энцефалит
Решение:
Неверные ответы:
4) гастрит — воспаление слизистой желудка;
5) гепатит — воспаление печени;
6) энцефалит — воспаление оболочек головного мозга.
Ответ: 123
11. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие заболевания вызваны авитаминозом?
1) туберкулёз
2) микседема
3) куриная слепота
4) цинга
5) рахит
6) сахарный диабет
Решение:
3) куриная слепота — недостаток витамина А;
4) цинга — недостаток витамина C;
5) рахит — недостаток витамина D.
Ответ: 345
Линия 16.
1. Установите последовательность процессов иммунного ответа в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) контакт бактерии с мембраной фагоцита
2) переваривание бактерии
3) попадание бактерии в организм
4) слияние лизосом фагоцита с фагосомой (фагосома — пищеварительная вакуоль)
5) всасывание фагоцитом продуктов расщепления бактерии
6) фагоцитоз
Ответ: 316425
2. Установите последовательность структур сердечно-сосудистой системы человека, по которым мигрирует препарат, введенный в большую ягодичную мышцу. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) бедренная вена
2) лёгочная вена
3) правое предсердие
4) нижняя полая вена
5) лёгочная артерия
6) аорта
Решение:
Из ягодичной мышцы кровь собирается в бедренную вену (1), которая впадает в нижнюю полую вену (4), которая впадает в правое предсердие (3), откуда кровь по легочному стволу, а затем по легочной артерии (5) разносится по легкому, откуда собирается легочными венами (2) в левое предсердие. Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек, откуда потом выходит в аорту (6).
Ответ: 143526
3. Установите последовательность структур сердечно-сосудистой системы человека, по которым мигрирует лекарственный препарат, введенный в плечевую вену. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) верхняя полая вена
2) легочные вены
3) плечевая вена
4) легочные артерии
5) правое предсердие
6) аорта
Решение:
Плечевая вена (3) впадает в систему верхней полой вены (1), которая впадает в правое предсердие (5), откуда кровь по легочному стволу, а затем по легочной артерии (4) разносится по легкому, откуда собирается легочными венами (2) в левое предсердие. Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек, откуда потом выходит в аорту (6).
Ответ: 315426
4. Установите последовательность соподчинения структур, начиная с наибольшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сетчатка
2) глазное яблоко
3) палочка
4) родопсин
5) оболочка глаза
6) зрительный анализатор
Решение:
В данном задании пояснение не приведено, так как всё понятно из ответа.
Ответ: 625134
5. Установите последовательность процессов, происходящих в слуховом анализаторе Запишите соответствующую последовательность цифр. (любой анализатор начинается с периферического отдела — рецепторов, проводникового отдела и центрального отдела. Поэтому путь звуковой волны: наружное и среднее ухо не верно называть слуховым анализатором. Сам слуховой анализатор начинается с внутреннего уха — рецепторного отдела — волосковых клеток кортиева органа улитки)
1) вибрация барабанной перепонки
2) усиление звуковых колебаний слуховыми косточками
3) продвижение нервного импульса по слуховому нерву
4) анализ звуковой информации в головном мозге
5) прохождение звуковой волны по наружному слуховому проходу
6) восприятие звуковых колебаний волосковыми клетками улитки
Решение:
Прохождение звуковой волны по наружному слуховому проходу (5) вызывает вибрацию барабанной перепонки (1), что вызывает колебание слуховых косточек, усиливая звуковые колебания (2). Стремечко ударяет в овальное окно, вызывая движение эндолимфы в улитке и раздражая волосковые клетки кортиева органа (6). Сгенерированный импульс распространяется по слуховому нерву (3). Затем происходит анализ информации (4).
Ответ: 512634
6. Установите последовательность этапов транспорта кислорода в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр
1) транспорт воздуха через трахею
2) поступление кислорода в цитоплазму мышечного волокна
3) взаимодействие кислорода с гемоглобином
4) поступление воздуха в гортань
5) участие кислорода в окислительном фосфорилировании
6) транспорт кислорода из альвеол в крови
Решение:
При вдохе кислород поступает в дыхательные пути: носовую полость, носоглотку, ротоглотку, гортаноглотку, гортань (4), трахею (1), затем в альвеолы, откуда диффундирует в кровь (6), связываясь с гемоглобином (3). Из крови кислород разносится по тканям (2), поступает в клетки, участвует в третьем этапе энергетического обмена (5).
Ответ: 416325
7. Установите последовательность структур в организме человека, по которым транспортируется кислород из окружающей среды в большую ягодичную мышцу. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) левое предсердие
2) трахея
3) артериолы ягодичной мышцы
4) гортань
5) брюшная аорта
6) капилляры легких
Решение:
При вдохе кислород поступает в дыхательные пути: носовую полость, носоглотку, ротоглотку, гортаноглотку, гортань (4), трахею (2), затем в альвеолы, откуда диффундирует в кровь (6) капилляров легких. Кровь от легких уходит по легочным венам в левое предсердие (1), откуда в левый желудочек и затем в аорту (5), ветви которой доходят до ягодицы (3).
Ответ: 426153
8. Установите последовательность соподчинения структур организма человека, начиная с наименьшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) синаптический пузырек
2) центральная нервная система
3) нейрон
4) головной мозг
5) сосудодвигательный рефлекторный центр
6) продолговатый мозг
Решение:
Синаптический пузырек — мембранный пузырек с нейромедиатором внутри клетки (нейрона). Сосудодвигательный центр — группа нейронов в продолговатом мозге.
Ответ: 135642
9. Установите последовательность процессов регуляции уровня глюкозы в крови человека при голодании. Запишите соответствующую последовательность цифр
1) усиление распада гликогена в клетках печени
2) понижение уровня глюкозы в крови
3) синтез и секреция глюкагона клетками поджелудочной железы
4) взаимодействие глюкагона с рецепторами клеток печени
5) повышение уровня глюкозы в крови
6) секреция глюкозы из клеток печени в кровь
Решение:
При голодании уровень сахара в крови падает (2), что вызывает синтез и секрецию глюкагона клетками поджелудочной железы (3). Глюкагон взаимодействует со специфическими рецепторами (4) стимулирует усиление распада гликогена в клетках печени (1) до глюкозы, выходящей затем в кровь (6). Происходит повышение уровня глюкозы в крови (5).
Ответ: 234165
10. Установите последовательность поступления вдыхаемого кислорода к печени. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) гортань
2) трахея
3) лёгочные капилляры
4) левый желудочек
5) дуга аорты
6) печёночная артерия
Решение:
При вдохе кислород поступает в дыхательные пути: носовую полость, носоглотку, ротоглотку, гортаноглотку, гортань (1), трахею (2), затем в альвеолы, откуда диффундирует в кровь (3) капилляров легких. Кровь от легких уходит по легочным венам в левое предсердие, откуда в левый желудочек (4) и затем в аорту (5), при ветвлении которой попадает в печеночную артерию (6).
Ответ: 123456
Линия 17.
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)Микроэволюция завершается образованием новых популяций, подвидов, видов. (2)Видообразование может осуществляться при стабильности исходного ареала вида. (3) Видообразование происходит в случае быстрого изменения хромосомного набора особей. (4)Видообразование может быть связано с расширением ареала до размеров, препятствующих скрещиванию особей на разных границах ареала. (5)Видообразование может происходить в результате разрыва исходного ареала вида физическими преградами (горами, реками и др). (6)Образование трёх видов ландыша (на Дальнем Востоке, в Закавказье, Южной Европе) связано с наступлением ледника в четвертичном периоде и разрывом исходного ареала.
Решение:
В предложениях 1, 2, 3 не описаны особенности географического видообразования: 1 — характеристика любого варианта видообразования, 2 и 3 — экологическое видообразование.
Ответ: 456
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Жаба серая (обыкновенная). Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)Жаба серая является самой крупной жабой, обитающей в Европе. (2)Ядовитые железы расположены позади глаз. (3)Передвижение жабы по суше происходит посредством шагания. (4)Жаба серая постоянно живет на суше, а в воду (озера, канавы, медленные реки) входит только для размножения. (5)Перепонки на лапах у самцов окрашены в темно-серый цвет. (6)Полового созревания особи достигают на третьем-четвертом году жизни, а период размножения длится от трех до шести суток в апреле или мае в зависимости от прогревания воды в водоеме.
Решение:
В предложениях 3, 4, 6 не описан морфологический критерий: 3, 6 — физиологический, 4 — экологический.
Ответ: 125
3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания сравнительно-анатомических доказательств эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны
(1)У предка позвоночных животных произошла дупликация гена глобина, которая привела к формированию генов миоглобина и гемоглобина. (2)В свою очередь, у челюстноротых дуплицируется ген гемоглобина, из-за чего формируются гены альфа- и бета-цепей гемоглобина. (3)Независимое накопление мутаций в новодуплицированных генах приводит к их постепенной диверсификации (расхождению) и в конечном счете формированию новых генов. (4)Остатки тазового пояса конечностей у синего кита подтверждают его происхождение от наземных животных. (5)Появление трехпалой развитой конечности у современной лошади в результате нарушения генетической программы развития подтверждает происхождение лошадей от животных с многопалой конечностью. (6)В результате мутации у человека может возникать многососковость — явление, которое было характерно для предков приматов.
Решение:
В предложениях 1, 2, 3 описано генетическое доказательство эволюции.
Ответ: 456
4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Лиственница сибирская. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)Лиственница сибирская растет в хвойных лесах вместе с сосной обыкновенной, елью сибирской, реже образует чисто лиственничные леса. (2)Это растение светолюбиво, требовательно к высокой влажности почвы и воздуха. (3)Лиственница сибирская запасает множество химических веществ, в том числе смолы и танины; это обеспечивает особый запах лиственных лесов. (4)Лиственница сибирская выделяет смолу, смоляные ходы у деревьев трудно различимые. (5)Мужские шишки имеют бледно-желтый цвет; женские шишки — пурпурный. (6)Лиственница сибирская хорошо переносит условия города, поэтому ее часто используют для озеленения, в одиночных и групповых посадках.
Решение:
В предложениях 3, 4, 5 не описан экологический критерий: 3 — биохимический, 4 — морфологический/физиологический, 5 — морфологический.
Ответ: 126
5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания стабилизирующей формы естественного отбора. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)При адаптации к воздействию антибиотиков формируются устойчивые штаммы микроорганизмов. (2)В постоянно изменяющихся условиях среды норма реакции признаков постепенно смещается, изменяя внешний облик организмов. (3)При обитании в неизменных условиях вид сохраняет свои признаки в поколениях. (4)Гинкго и латимерия сохранились до настоящего времени как “живые ископаемые”. (5)При переселении вида в новые условия обитания он адаптируется к ним для обеспечения максимальной приспособленности потомства. (6)Виды арктических двустворчатых моллюсков морфологически почти не отличаются от близких к ним организмов из палеонтологической летописи.
Решение:
В предложениях 1, 2, 5 описана движущая форма отбора.
Ответ: 346
6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Кит синий. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)Синий кит — одно из самых крупных животных, когда-либо обитавших на Земле, длина некоторых особей достигает 33 метров. (2)У синего кита с твердого неба ротовой полости свешиваются роговые пластинки (китовый ус), которые имеют смолянисто-черный цвет. (3)На коже китов поселяются китовые вши и усоногие рачки. (4)Половая зрелость особей наступает в четыре-пять лет. (5)Синие киты размножаются каждые два года. (6)После рождения детенышей самки кормят их молоком семь месяцев.
Решение:
Физиологический критерий — особенности процессов жизнедеятельности:
4 — срок наступления половой зрелости;
5 — периодичность размножения;
6 — кормление детенышей.
Неверные ответы:
1 — морфологический критерий (размеры тела);
2 — морфологический критерий (строение китового уса);
3 — экологический критерий (биотические связи).
Ответ: 456
***********************************************************************
Я просто уверен, что даже такое небольшое количество «свежих» заданий ЕГЭ по биологии 2025 года окажутся полезными для подготовки к сдаче экзаменов в 2026 году.