Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии biorepet-ufa.ru.
На этой странице моего блога можно ознакомиться с реальными вариантами заданий ЕГЭ по биологии, которые были предложены абитуриентам в 2025 году. Думаю, что эти задания будут интересны тем, кто не дожидаясь нового учебного года, уже сейчас летом начинает готовиться к сдаче будущих экзаменов через год в 2026 году.
Линии 24-26.
1. На рисунках изображены сегмент окаменелости стебля и реконструкция растения, обитавшего около 340-310 млн лет назад.
Используя фрагмент “Геохронологической таблицы”, определите, в какой эре и в каком периоде произрастало данное растение. К какому отделу растений Вы бы отнесли данный организм? Какие черты строения сближают его с современными представителями этого отдела? В чем заключалась геологическая роль этих растений на Земле?
Решение:
1) эра — Палеозойская, период — Каменноугольный;
2) отдел — Хвощевидные (Хвощеобразные, Хвощи, Членистые);
3) членистый (ребристый) стебель;
4) мутовчатое ветвление (расположение боковых ветвей; редукция листьев);
5) наличие корневища (придаточных корней);
6) участвовали в образовании каменного угля.
2. На схеме изображен фрагмент анализатора. Определите тип анализатора. Какой отдел (какая часть) анализатора представлен(а) на схеме? Какие две функции выполняют структуры, обозначенные цифрой 1? Как называется полость, в которой находятся эти структуры?
Решение:
1) слуховой анализатор;
2) периферический (проводниковый) отдел; правильный ответ был бы периферический (рецепторные клетки кортиевого органа улитки) И проводниковый отделЫ (изображено начало слухового нерва) слухового анализатора. Вообще то у меня складывается впечатление, что составители этого задания сами считают ПУТЬ ПЕРЕДАЧИ ЗВУКОВОЙ волны от барабанной перепонки через слуховые косточки среднего уха — периферическим и проводниковым отделами слухового анализатора ???
3) передача колебаний (звуковой волны);
4) усиление колебаний (звуковой волны);
5) полость среднего уха (барабанная полость). Подвох данного задания в том, что оно акцентирует внимание учащегося цифрой 1 и стрелками на строении среднего уха, участвующем в передаче и усилении колебаний звуковой волны, а не на самом периферическом отделе слухового анализатора. Сам то слуховой анализатор — его периферический отдел начинается с рецепторных клеток улитки, передающих нервные импульсы на слуховой нерв — проводниковый отдел слухового анализатора.
3. У некоторых бромелиевых, например у тилландсии (Tillandsia utriculata), на листьях развиваются специальные трихомы. Известно, что тилландсия является эпифитом с редуцированной корневой системой, поселяющимся на деревьях в тропических лесах. В пластинках трихомы кутикула развита слабее, чем на эпидермисе. Предположите, какие функции выполняют трихомы у тилландсии. Почему трихомы данного типа отсутствуют у бромелиевых, которые растут на земле? Почему в условиях засушливого климата такие адаптации не помогли бы растению?
Решение:
1) трихомы позволяют поглощать (задерживать) влагу из воздуха
ИЛИ
1) трихомы впитывают влагу (дождевую воду) с пластинок;
2) трихомы препятствуют испарению влаги через устьица
ИЛИ
2) трихомы конденсируют влагу, испаряющуюся через устьица
ИЛИ
2) трихомы препятствуют нагреванию растения (отражают солнечные лучи);
3) наземные бромеливые впитывают влагу через корни
ИЛИ
3) наземные бромеливые не так сильно нагреваются солнцем;
4) в тропических лесах выпадает много осадков (часто происходят ливни)
ИЛИ
4) в засушливом климате почти не выпадает осадков;
5) трихомы не смогли бы впитывать влагу с поверхности растения
ИЛИ
5) устьица расположены на верхнем эпидермисе и лишь частично прикрыты пластинками трихом;
6) растение погибло бы от обезвоживания.
4. Рассмотрите филогенетическое древо млекопитающих. Какая форма эволюционного процесса привела к возникновению зубатых и усатых китов? Определите, какая из современных групп млекопитающих находится в ближайшем родстве с китообразными. Какие морфологические особенности сформировались у китов в связи с водным образом жизни? Укажите три признака.
Решение:
1) дивергенция (адаптивная радиация; параллельная эволюция);
2) гиппопотамы;
3) наличие хвостового плавника;
4) редукция задних конечностей;
5) видоизменение передних конечностей в ласты;
6) обтекаемая форма тела (ноздри, расположенные на темени);
7) формирование китового уса (цедильного аппарата);
8) толстый слой подкожной жировой клетчатки.
5. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. К какому типу относят животное? Как называются клетки, обозначенные буквами А и Б? Из каких зародышевых листков они формируются и какие функции выполняют?
Решение:
1) тип Стрекающие (Кишечнополостные);
2) А — стрекательная клетка (книдоцит);
3) клетка формируется из эктодермы;
4) поражение добычи (защита от врагов);
5) Б — пищеварительно-мускульная клетка
ИЛИ
5) пищеварительная;
6) клетка формируется из энтодермы;
7) внутриклеточное пищеварение ИЛИ
7) движение (изменение формы тела)
6. На рисунке изображен транспорт веществ, не требующий затрат АТФ. Дайте ему название. Через какие структуры мембраны клетки проходит вещество? Каким способом (как на рисунке 1 или 2) происходит транспорт молекулы глюкозы в клетку? Какой гормон способствует такому транспорту?
Решение:
1) 1 — простая диффузия;
2) 2 — облегченная диффузия;
3) при простой диффузии — через билипидный слой (двойной слой фосфолипидов);
4) при облегченной диффузии — через белок-канал;
5) глюкоза транспортируется путем облегченной диффузии;
6) инсулин (он активирует работу белок-канала).
7. Какая структура обозначена на рисунке цифрой 1? В результате какого деления и из какой исходной клетки она формируется? Какой набор хромосом для нее характерен? В каком процессе участвуют клетки 1, 2, 3? В чем его особенность у цветковых растений?
Решение:
1) 1 — спермий;
2) в результате митоза (так как генеративная клетка микроспоры уже гаплоидная);
3) из генеративной клетки пыльцевого зерна (из микроспоры);
4) гаплоидный (nc);
5) участвуют в (двойном) оплодотворении;
6) у цветковых двойное оплодотворение: один спермий сливается с яйцеклеткой (будет развиваться будущий зародыш семени), другой – с центральной клеткой (будет формироваться ткань эндосперма)
ИЛИ
6) у цветковых в результате двойного оплодотворения образуются зародыш и эндосперм.
8. Как называется структура фрагмента хлоропласта, обозначенного на рисунке вопросительным знаком? Как изменится значение рН в полости этой структуры, если растение долго находилось на свету? Ответ объясните. Почему изменений рН не будет, если светить на растение зелёным светодиодом?
Решение:
1) тилакоид (грана);
2) значение рН понизится (кислотность повысится)
ИЛИ
2) увеличится концентрация Н+ (протонов);
3) изменение рН происходит из-за движения электронов (работы электрон-транспортной цепи)
ИЛИ
3) за счёт энергии света (возбужденных электронов) происходит перекачивание протонов (ионов водорода, Н+) в полость (люмен) тилакоида
ИЛИ
3) изменение рН происходит из-за фотолиза воды на внутренней поверхности мембраны тилакоида;
4) хлорофилл не способен улавливать зелёный свет
ИЛИ
4) хлорофилл отражает зелёный свет.
9. Как называется цепь питания, изображенная на рисунке? Ответ поясните. К какой функциональной группе относится крот и какой трофический уровень он занимает? Укажите две причины улучшения свойств почвы в результате жизнедеятельности дождевых червей.
Решение:
1) детритная (цепь разложения);
2) начинается с мёртвой органики (нет продуцентов);
3) консумент (консумент II порядка);
4) третий трофический уровень;
5) улучшается структура почвы (улучшается аэрация; сохраняется влага);
6) уменьшается кислотность почвы;
7) органические вещества перемещаются в глубокие слои почвы (повышается плодородие почвы).
10. Назовите объект, изображенный на рисунке А. Что обозначено цифрами 1 и 2? Данный объект вызывает формирование жёлтых пятен на листьях растений (рисунок Б). Обесцвечивание листьев происходит из-за нарушения выработки хлорофилла. Объясните, почему при этом замедляется рост растения.
Решение:
1) А – вирус (вирус табачной мозаики);
2) 1 – генетический материал (нуклеиновая кислота, РНК);
3) 2 – капсид (капсомера, белки);
4) из-за недостатка хлорофилла фотосинтез менее эффективен (образуется меньше глюкозы);
5) вырабатывается (улавливается) меньше энергии (веществ) для роста.
11. Как называется цепь питания, изображённая на рисунке? Ответ поясните. Какой трофический уровень занимает хищная птица? Укажите не менее двух причин улучшения свойств почвы в результате жизнедеятельности дождевых червей.
Решение:
1) детритная (цепь разложения);
2) начинается с мёртвой органики (нет продуцентов);
3) четвёртый трофический уровень;
4) улучшается структура почвы (улучшается аэрация; сохраняется влага; разрыхляют почву);
5) уменьшается кислотность почвы;
6) перемещаются органические вещества в глубокие слои почвы (повышается плодородие почвы).
12. Рассмотрите рисунок двигательного нейрона. как называют отросток, обозначенный цифрой 1? Ответ поясните. Что образуют эти отростки в периферической нервной системе? С какими типами клеток (тканями) нейроны могут образовывать синапс? Приведите не менее двух примеров. Каким образом передается сигнал в синапсе?
Решение:
1) аксон;
2) покрыт миелиновой оболочкой (длинный; единичный отросток);
3) нервы (нервные волокна; корешки спинного мозга);
4) с оболочкой (эндотелием) сосудов, нервными клетками, мышечными клетками, секреторными клетками (указаны любые два);
5) за счет нейромедиатора (химических веществ)
ИЛИ
5) за счет электрического сигнала (тока; изменения потенциала).
13. Как называется клеточная структура, обозначенная на рисунке вопросительным знаком? Какой органоид (элементы органоидов) формируются в данной структуре? Какую функцию выполняет данный органоид? Где в клетке его можно обнаружить?
Решение:
1) ядрышко;
2) рибосомы (субъединицы рибосом);(Конечно, правильно только «субъединицы» рибосом, так как сама сборка рибосом происходит уже в цитоплазме клетки на ЭПС или в двумембранных органеллах клетки)
3) синтез белка (трансляция);
4) в цитоплазме;
5) на гранулярной (шероховатой) ЭПС;
6) в пластидах (митохондриях).
14. Как называется цепь питания, изображённая на рисунке? Ответ поясните. Какой трофический уровень занимает хищная птица? Для борьбы с насекомыми в экосистему вносился инсектицид в концентрации безвредной для хищных птиц. Почему при этом через некоторое время хищные птицы погибали от отравления инсектицидом? Ответ поясните. При ответе на вопрос считайте, что в экосистеме реализуется только данная цепь питания.
Решение:
1) пастбищная (цепь выедания);
2) начинается с продуцентов (с живой органики);
3) пятый трофический уровень;
4) хищные птицы находятся в конце пищевой цепочки (на высоком трофическом уровне)
ИЛИ
4) инсектицид попадает в организм и не выводится;
5) с увеличением трофического уровня происходит накопление (увеличение) концентрации инсектицида
ИЛИ
5) в организмах хищных птиц накапливается высокая концентрация пестицидов (хищные птицы получают большую дозу пестицидов).
15. Какая структура обозначена на рисунке под цифрой 2? В результате какого деления и из какой исходной клетки формируется данная структура? Какой набор хромосом для нее характерен? В каком процессе участвуют клетки 1, 2, 3? В чем его особенность у цветковых растений?
Решение:
1) 2 — яйцеклетка;
2) в результате митоза;
3) из макроспоры (из мегаспоры);
4) гаплоидный (nc);
5) участвуют в оплодотворении;
6) у цветковых двойное оплодотворение (один спермий сливается с яйцеклеткой, другой – с центральной клеткой)
ИЛИ
6) у цветковых в результате оплодотворения образуются зародыш и эндосперм.
16. На рисунке изображена поджелудочная железа человека. Какой цифрой обозначены клетки, секретирующие гормоны? Назовите два гормона поджелудочной железы, регулирующих углеводный обмен. Укажите функцию каждого из них. Как изменится интенсивность синтеза этих гормонов в поджелудочной железе, если вводить внутривенно их синтетические аналоги? Ответ поясните.
Решение:
1) клетки под номером 1;
2) инсулин;
3) понижает уровень глюкозы в крови (способствует синтезу гликогена; усиливает транспорт глюкозы из крови в клетки);
4) глюкагон;
5) повышает уровень глюкозы в крови (способствует распаду гликогена; усиливает транспорт глюкозы из клеток в кровь);
6) интенсивность синтеза гормонов уменьшится;
7) по принципу отрицательной обратной связи.
17. На рисунках представлена одинаковая стадия развития разных растений: 1 — папоротник; 2 — плаун; 3 — хвощ. Назовите изображённую стадию развития. Какую плоидность имеют клетки на данной стадии? Из какой исходной клетки и в результате какого деления образуется данная стадия споровых растений? Как называются клетки, образующиеся в половых органах на данной стадии? В результате какого деления они образовались?
Решение:
1) заросток (гаметофит);
2) клетки заростка гаплоидные;
3) клетки заростка образуются из споры;
4) в результате митоза;
5) гаметы (яйцеклетки и сперматозоиды, половые клетки);
6) гаметы образовались в результате митоза.
18. Тренер замерил частоту дыхания (частоту дыхательных движений, ЧДД) в покое у трёх спортсменов с одинаковыми ростом, возрастом и весом, после чего попросил их пробежать 3 км с одинаковой скоростью. На финише он снова замерил у них частоту дыхания. Через 5 минут после пробежки тренер провёл третий замер частоты дыхания у каждого. Результаты всех трёх замеров отражены в таблице.
ЧДД, число движений/мин |
ЧДД до пробежки |
ЧДД сразу после пробежки |
ЧДД через 5 мин. после пробежки |
Виктор |
20 |
52 |
32 |
Егор |
18 |
61 |
37 |
Дмитрий |
14 |
34 |
17 |
Кого из спортсменов можно считать более тренированным? Приведите два аргумента. За счёт каких физиологических изменений в работе лёгких в момент тренировки усиливается насыщение крови кислородом?
Решение:
1) более тренированным спортсменом является Дмитрий;
2) у него самая низкая ЧДД (частота дыхательных движений) в покое (после пробежки);
3) у него быстрее всего ЧДД возвращается в норму;
4) насыщение крови кислородом усиливается за счёт увеличения глубины дыхания (увеличения дыхательного объёма);
5) насыщение крови кислородом усиливается за счёт учащения дыхания (увеличения минутного объёма дыхания);
6) увеличение скорости кровотока в лёгких.
19. Известно, что строение коленного сустава различается у человека и человекообразных обезьян. Так, у человека кости коленного сустава расположены под углом, тогда как у шимпанзе расположены прямо. Почему, в отличие от шимпанзе, в процессе эволюции коленный сустав человека приобрел такое строение? Какие кости входят в его состав? На основании строения коленного сустава австралопитека предположите, был ли для него характерен обсуждаемый признак гоминидной триады. Ответ поясните.
Решение:
1) человек перешёл на прямохождение (бипедия; бипедализм; двуногое хождение; передвижение на двух ногах);
2) бедренная кость;
3) большая берцовая кость (большеберцовая кость);
4) надколенник (коленная чашечка);
5) для афарского австралопитека была характерна бипедия
ИЛИ
5) афарский австралопитек был двуногим существом (передвигался на двух ногах);
6) кости в коленном суставе австралопитека (афарского австралопитека) расположены под углом.
20. При миграции на большие расстояния бархатные гуси (Anser indicus) летают на большой высоте. Оказалось, что кривые насыщения кислородом гемоглобина у бархатного гуся и домашней утки различаются. В чем заключается особенность насыщения кислородом гемоглобина у бархатного гуся в сравнении с домашней уткой? Объясните физиологическое значение данной особенности. Известно, что температура вокруг внутренних органов у бархатных гусей снижается при длительном полёте. Предположите, каким образом это помогает им адаптироваться к длительному перелёту. Почему температура тела не снижается в области скелетной мускулатуры?
Решение:
1) гемоглобин бархатного гуся эффективнее связывает кислород;
2) на больших высотах понижено парциальное давление (концентрация) кислорода
ИЛИ
2) воздух на больших высотах более разрежен;
3) это позволяет гусю получать достаточное количество кислорода в полете;
4) при понижении температуры скорость химических реакций понижается
ИЛИ
4) при снижении температуры падает интенсивность метаболизма
ИЛИ
4) гуси меньше потребляют кислород
ИЛИ
4) снижается потребление питательных веществ;
5) скелетные мышцы генерируют тепло в процессе сокращения
ИЛИ
5) скелетные мышцы необходимы для полета и не должны остывать.
21. Известно, что у пустынных жуков дыхальца трахейной системы находятся на спинной стороне тела, открываясь в полость под надкрыльями, тогда как у всех других жуков они располагаются на нижней поверхности брюшка. какое физиологическое значение имеет такое расположение дыхалец у пустынных жуков? Почему у пустынных жуков сокращение брюшка для вентиляции дыхалец со сложенными крыльями происходит чаще?
Решение:
1) через трахеи происходит испарение влаги;
2) влага конденсируется на надкрыльях
ИЛИ
2) влага хуже испаряется из-под надкрыльев (крыльев);
3) экономится влага (вода);
4) газообмен происходит между использованным воздухом и полузамкнутой (недоступной; плохо доступной) полостью под крыльями (крыльями)
ИЛИ
4) использованный воздух застаивается под надкрыльями;
5) снижается эффективность газообмена;
6) для поддержания метаболических процессов (уровня газообмена) вентиляция трахей ускоряется (усиливается; учащается сокращение мускулатуры брюшка).
22. На графике показана зависимость поглощения углекислого газа от времени суток для двух наземных растений. Какие структуры обеспечивают поступление углекислого газа в организм наземных растений? Какой буквой на графике обозначено растение-суккулент, обитающее в пустыне? Ответ поясните, исходя из особенностей физиологии растений.
Решение:
1) устьица (замыкающие клетки устьиц; устьичные щели; чечевички);
2) буквой В;
3) растение не поглощает углекислый газ в дневное время суток;
4) днём растение сильно нагревается (температура воздуха высокая)
ИЛИ
4) ночью растение слабо нагревается;
5) через устьица испаряется вода (происходит транспирация);
6) устьица у растения закрыты днём для предотвращения потери воды
ИЛИ
6) устьица у растения открыты ночью для получения углекислого газа (так как ночью вода не испаряется).
23. Титикакский свистун (Telmatobius culeus) — это амфибия, населяющая высокогорное холодное озеро Титикака в Южной Америке (3800 метров над уровнем моря). У свистуна развиваются многочисленные складки на коже. В складках развивается густая капиллярная сеть сосудов. Как связано развитие и строение складок со средой обитания амфибии? Среди всех амфибий у свистунов самые маленькие эритроциты, однако их количество самое большое. Как можно объяснить данную физиологическую адаптацию? В озере постепенно распространяется гриб хитридиомицет, который развивается на коже свистунов, вызывая её ороговение. Почему при заражении грибком свистуны погибают? Ответ поясните.
Решение:
1) в холодной воде высокая растворимость кислорода
ИЛИ
1) в атмосферном воздухе недостаточно кислорода (атмосферный воздух разрежен; низкое парциальное давление кислорода);
2) свистун не способен эффективно осуществлять газообмен при помощи лёгких;
3) развитие складок (и густой капиллярной сети в них) приводит к увеличению эффективности газообмена;
4) маленькие эритроциты в большом количестве эффективнее переносят кислород, так как имеют большую суммарную площадь поверхности
ИЛИ
4) маленькие эритроциты в большом количестве имеют большее отношение площади поверхности к объёму;
5) свистуны погибают от удушья (от недостатка кислорода);
6) через ороговевшую кожу невозможен газообмен
ИЛИ
6) при ороговении уменьшается площадь для газообмена.
24. Известно, что скелетные мышцы могут использовать различные источники энергии для того, чтобы совершать сокращения. За счёт каких метаболических процессов в основном будут получать энергию мышцы спринтера (спортсмена, бегущего на короткие дистанции)? Какие продукты образуются в результате этих процессов? Почему у спортсмена, выполняющего длительные нагрузки, высокая доля красных мышц? Ответ поясните.
Решение:
1) за счёт анаэробного дыхания (гликолиза);
2) за счёт расхода АТФ (креатинфосфата), имеющегося в мышцах;
3) пируват (молочная кислота; лактат, АТФ)
ИЛИ
3) креатин (АТФ и креатин; АДФ и Фн);
4) в красных мышцах имеется (запасается) миоглобин;
5) миоглобин необходим для создания депо (запаса) кислорода в мышцах;
6) для обеспечения длительных нагрузок необходимы мышцы, в которых протекает аэробное окисление (аэробное дыхание; окислительное фосфорилирование).
25. Боталлов проток — это проток между артериями, который в норме существует в эмбриональном периоде и позволяет снизить интенсивность циркуляции крови в малом круге кровообращения, пока ребёнок не использует лёгкие при дыхании. В редких случаях проток остаётся у взрослого человека. Между какими сосудами формируется боталлов проток? Почему при наличии данной патологии левый желудочек должен работать более интенсивно? Известно, что наличие протока вызывает патологическое разрастание миокарда правого желудочка. Как можно объяснить данную патологию?
Решение:
1) между лёгочной артерией (лёгочным стволом) и аортой;
2) часть крови, выбрасываемой левым желудочком в аорту, попадает в лёгочный ствол
ИЛИ
2) часть крови из аорты попадает в малый круг кровообращения (лёгочные артерии);
3) снижается аортальный выброс (давление в аорте)
ИЛИ
3) меньше оксигенированной (насыщенной кислородом) крови попадает к органам (тканям);
4) левый желудочек работает интенсивнее, чтобы компенсировать низкий аортальный выброс (низкое давление);
5) в лёгочном стволе (лёгочных артериях) возрастает давление за счёт притока крови из аорты;
6) чтобы компенсировать давление (выталкивать кровь в лёгочный ствол) увеличивается стенка правого желудочка.
26. Боталлов проток — это проток между артериями, который в норме существует в эмбриональном периоде у человека и позволяет снизить интенсивность циркуляции крови плода в малом круге кровообращения, пока плод не использует лёгкие при дыхании. В редких случаях проток остаётся у взрослого человека. Между какими сосудами формируется боталлов проток? Почему при наличии данной патологии стенка левого желудочка разрастается (гипертрофируется)? Известно, что клиническим проявлением наличия боталлова протока у взрослого человека является одышка при физических нагрузках. Как можно объяснить данный симптом?
Решение:
1) между лёгочной артерией (лёгочным стволом) и аортой;
2) часть крови, выбрасываемой левым желудочком в аорту, попадает в лёгочный ствол
ИЛИ
2) часть крови из аорты попадает в малый круг кровообращения (лёгочные артерии);
3) снижается аортальный выброс (давление в аорте)
ИЛИ
3) меньше оксигенированной крови попадает к органам (тканям);
4) сердечный выброс увеличивается за счёт разрастания стенки левого желудочка
ИЛИ
4) чтобы увеличился выброс крови в аорту, стенка левого желудочка разрастается;
5) органы и ткани не получают достаточного количества кислорода;
6) частота и глубина дыхания увеличиваются для дополнительного насыщения крови кислородом.
27. Высокие концентрации солей в почве часто приводят к угнетению жизнедеятельности растений. Во-первых, избыток солей снижает способность корней растений поглощать воду. Во-вторых, высокие концентрации солей могут вызвать нарушение работы ферментов. Объясните причины по которым наблюдаются данные эффекты. Одним из способов приспособления растений к высокой солёности почв является накопление в цитоплазме и вакуолях клеток корня различных спиртов, сахаров и органических кислот. Как можно объяснить данный механизм?
Решение:
1) увеличивается осмотическое давление жидкости вокруг корня
ИЛИ
1) концентрация солей в почве выше, чем в клетках корня (среда вокруг корня становится гипертонична)
ИЛИ
1) вода движется в сторону более концентрированного раствора
ИЛИ
1) увеличиваются затраты энергии (АТФ) на создание градиента (разности концентраций растворённых веществ) в корне;
2) чем выше концентрация солей в почве, тем ниже скорость всасывания воды корнями (снижается корневое давление)
ИЛИ
2) вода покидает корень под действием осмотических сил;
3) высокая концентрация солей вызывает денатурацию (нарушение структуры) белков (ферментов)
ИЛИ
3) высокая солёность приводит к высаливанию белков (ферментов);
4) перечисленные соединения (спирты, сахара, органические кислоты) повышают осмотическое давление (концентрацию) цитоплазмы (вакуолей)
ИЛИ
4) перечисленные соединения (спирты, сахара, органические кислоты) делают клеточный сок более концентрированным (повышают осмотическое давление внутри клетки);
5) вода под действием осмотических сил (осмоса; по градиенту концентрации) поступает в клетки (без солей).
28. Мышечные волокна у позвоночных иннервируются двигательными нейронами. Одно волокно может иннервироваться только одним нейроном, при этом один нейрон может иннервировать несколько волокон. Один двигательный нейрон и волокна, которые он иннервирует, образуют двигательную единицу. Известно, что количество двигательных единиц в мышце зависит не только от ее размера, но и от характера движений, которые она выполняет. Количество мышечных волокон в двигательной единице будет меньше в нижней косой глазодвигательной или икроножной мышце? В какой из этих двух мышц количество двигательных единиц будет меньшим? Ответы поясните. Где в спинном мозге расположены тела и аксоны двигательных нейронов?
Решение:
1) количество мышечных волокон в двигательной единице будет меньшим в нижней косой глазодвигательной мышце;
2) глазодвигательная мышца совершает более точные (небольшие; резкие) движения
ИЛИ
2) сокращения глазодвигательной мышцы должны чётко (тонко) регулироваться;
3) количество двигательных единиц будет меньшим в икроножной мышце;
4) икроножная мышца совершает грубые (мощные) сокращения
ИЛИ
4) икроножная мышца при сокращении требует большого количества мышечных волокон;
5) тела расположены в (передних) рогах (сером веществе) спинного мозга;
6) аксоны расположены в передних корешках спинного мозга.
29. Тиреоидит Хашимото (болезнь Хашимото) — это аутоиммунное заболевание, в ходе которого организм вырабатывает антитела против белков, участвующих в синтезе тироксина. Как у пациента изменятся концентрации тироксина и тиреотропного гормона (ТТГ) при длительном заболевании тиреоидитом Хашимото? Ответ поясните. Одним из вариантов терапии заболеваний щитовидной железы является применение синтетических аналогов тироксина. Поможет ли данная терапия снять симптомы тиреоидита Хашимото? Ответ поясните.
Решение:
1) концентрация тироксина снизится;
2) концентрация тиреотропного гормона (ТТГ) повысится;
3) ферменты, синтезирующие тироксин, разрушаются;
4) при снижении концентрации тироксина синтез ТТГ активируется
ИЛИ
4) синтез ТТГ активируется для усиления синтеза тироксина
ИЛИ
4) синтез тиреотропного гормона не подавляется (ингибируется) высокими концентрациями тироксина;
5) да; поможет;
6) при болезни Хашимото нарушается синтез собственного тироксина
ИЛИ
6) дополнительный тироксин компенсирует снижение количества собственного тироксина вследствие развития болезни.
30. Полушники (Isoetes) — полуводные растения, которые могут жить как в наземных условиях, так и на дне пресноводных водоемов. Известно, что днем в водоемах, где растет полушник, активно фотосинтезируют водоросли. Полушник способен фиксировать (запасать) углекислый газ в виде малата (яблочной кислоты). Затем малат в клетках полушника распадается с выделением углекислого газа. Предположите, в какое время суток полушник активно накапливает малат в клетках. В какое время суток у полушника происходит активный распад малата? Ответы поясните. Почему при произрастании в наземных условиях накопления малата не происходит?
Решение:
1) накапливает малат ночью (в темное время суток);
2) ночью (в темное время суток) низкая конкуренция за растворенный в воде углекислый газ (в воде большое количество доступного углекислого газа);
3) разлагает (распадается) малат днем (в светлое время суток);
4) днем (в светлое время суток) активно протекает фотосинтез (для которого необходим углекислый газ);
5) в наземных условиях отсутствует конкуренция за углекислый газ (углекислый газ имеется в атмосфере в избытке)
ИЛИ
5) в наземных условиях (атмосфере) углекислый газ (СО2) не является лимитирующим (ограничивающим) фактором.
31. В старом руководстве для садоводов-любителей были приведены следующие утверждения:
1. «Клубень картофеля представляет собой корень с запасом питательных веществ»;
2. «Стручки зеленой фасоли собирают в средней степени зрелости»;
3. «Корневище осота необходимо уничтожать в почве путем его рубки на части лопатой».
4. «Ловчий аппарат венериной мухоловки представляет собой видоизмененный цветок, привлекающий мух».
Дайте аргументированные ответы, подтверждающие или опровергающие эти утверждения.
Решение:
1) утверждение 1 неверное, так как клубень картофеля представляет собой видоизменённый побег;
2) утверждение 2 неверное, так как растение фасоль имеет плод боб (стручок – это плод крестоцветных (капустных));
3) утверждение 3 неверное, так как при рубке корневища на части из почек формируются новые побеги (активизируется вегетативное размножение);
4) утверждение 4 неверное, так как ловчий аппарат венериной мухоловки – видоизменённый лист.
32. Известно, что у пустынных жуков дыхальца трахейной системы находятся на спинной стороне тела, открываясь в полость под надкрыльями. Какое физиологическое значение имеет такое расположение дыхалец? Как такое расположение дыхалец влияет на эффективность газообмена в момент, когда у жука сложены крылья? При интенсивных нагрузках у крупных пустынных жуков многие ткани и органы используют гликолиз в качестве основного метаболического пути. Как можно объяснить такую закономерность? Почему она почти не выражена у мелких жуков?
Решение:
1) через трахеи (дыхальца) происходит испарение влаги;
2) влага конденсируется на надкрыльях
ИЛИ
2) влага хуже испаряется из-под надкрыльев (крыльев);
3) экономится влага (вода);
4) снижает эффективность газообмена;
5) при интенсивных нагрузках используется много кислорода
6) низкая эффективность газообмена (неэффективный транспорт по трахеям) не обеспечивает организм кислородом;
7) мелким жукам необходимо меньше кислорода
ИЛИ
7) мелким жукам необходимо транспортировать газы по трахеям на меньшее расстояние.
33. После выхода книги Ч. Дарвина «Происхождение видов…» английский инженер Ф. Дженкин раскритиковал идею естественного отбора как движущей силы эволюции. Дженкин утверждал, что появившийся у особи удачный наследственный признак со временем исчезает; например, если один из родителей имеет признак А, то у его детей количественное выражение признака будет А/2, у внуков – А/4, у правнуков – А/8 и т.д. Каким представлением о наследовании признаков Ф. Дженкин руководствовался в своих расчётах? Почему Ч. Дарвин в своё время не мог найти аргументы в споре с Ф. Дженкином? Какая биологическая теория начала XX века помогла разрешить противоречие между Дженкином и Дарвином? Ответ поясните.
Решение:
1) представление о смешении (растворимости) признака в поколениях
ИЛИ 1) от родителя ребёнку передаётся только половина значения признаков;
2) во времена Дарвина не были известны механизмы наследственности (законы Менделя);
3) хромосомная теория наследственности (теория Моргана; синтетическая теория эволюции);
4) за хранение и передачу наследственной информации отвечают гены;
5) гены дискретны (неделимы; передаются целиком, не растворяясь);
6) гены расположены в хромосомах.
34. У плацентарных млекопитающих аминокислотные последовательности фермента гликолиза фосфофруктокиназы различаются. При сравнении аминокислотной последовательности этого фермента оказалось, что участок, формирующий активный центр, идентичен у всех плацентарных млекопитающих. Объясните этот факт. Какой тип отбора иллюстрирует данный пример? Ответ поясните. Почему при сравнении нуклеотидной последовательности, кодирующей активный центр фермента, замены всё же обнаруживаются? Какое свойство генетического кода иллюстрирует данный пример?
Решение:
1) фосфофруктокиназа выполняет одинаковую (консервативную) функцию у всех плацентарных млекопитающих
ИЛИ
1) при изменении активного центра фермента нарушается его функция (сродство к субстрату);
2) стабилизирующий отбор;
3) мутации, происходящие в активном центре, отсеивались естественным отбором;
4) в участке, кодирующем активный центр фермента, обнаруживаются замены (мутации), которые не меняют аминокислотную последовательность
ИЛИ
4) в участке, кодирующем активный центр фермента, накапливались синонимичные (не влияющие на фенотип) замены (мутации);
5) вырожденность (совершенно неподходящий термин «вырожденность», тем более когда существует замена этому термину «избыточность») генетического кода
ИЛИ
5) одной аминокислоте соответствует несколько кодонов (триплетов ДНК).
35. Известно, что в человеческой популяции мутация, позволяющая переваривать лактозу у взрослых людей, долгое время была нейтральной. Как формировалась положительная обратная связь между естественным отбором в пользу людей, обладающих данной мутацией, и появлением скотоводства? Как можно объяснить тот факт, что несколько различных мутаций начали распространяться в разных регионах параллельно друг другу?
Решение:
1) благодаря скотоводству сформировался новый питательный ресурс — молоко
ИЛИ
1) скотоводство привело к постоянному использованию молока человеком в течение всей жизни;
2) мутации, позволяющие человеку во взрослом состоянии переваривать молоко, дают большой рост приспособленности
ИЛИ
2) мутации, способствующие перевариванию молока у взрослых людей, повышают их вероятность выжить и оставить потомство;
3) такие мутации быстро распространяются в популяции
ИЛИ
3) такие мутации поддерживаются естественным отбором;
4) скотоводство возникло в разных регионах независимо друг от друга;
5) к одному фенотипическому эффекту могут приводить разные мутации.
36. Морской слон Mirounga angustirostris — это морское млекопитающее из отряда Ластоногие. В настоящее время численность морских слонов составляет более 100 000 особей. При исследовании морских слонов, проводимых после 2000-х годов, оказалось, что даже географически удалённые особи с генетической точки зрения очень близки. Руководствуясь данными, представленными на графике, укажите эволюционный фактор, который позволяет объяснить низкий уровень генетических различий? Ответ поясните. За счёт какого антропогенного воздействия проявился данный фактор? Какие эволюционные факторы будут приводить к постепенному повышению генетических различий между особями одной популяции морского слона?
Решение:
1) дрейф генов (эффект бутылочного горлышка);
2) современная популяция морских слонов сформировалась из небольшой группы особей
ИЛИ
2) численность морских слонов резко снизилась в период с 1835 по 1950 год;
3) в небольшой группе особей было невысокое генетическое разнообразие
ИЛИ
3) большая часть генетического разнообразия была утеряна
ИЛИ
3) в небольшой группе особей действие случайных факторов (эффективность дрейфа генов) выше;
4) морских слонов интенсивно отлавливали охотники;
5) мутационный процесс;
6) комбинативная изменчивость.
37. У плацентарных млекопитающих нуклеотидная и аминокислотная последовательности фермента сукцинатдегидрогеназы различаются. Однако при сравнении аминокислотной последовательности этого фермента оказалось, что участок, формирующий активный центр, идентичен у всех плацентарных млекопитающих. Какой тип отбора иллюстрирует данный пример? Ответ поясните. Почему при сравнении частот замен аминокислот в других участках фермента оказалось, что аминокислота цистеин почти никогда не заменяется?
Решение:
1) стабилизирующий отбор;
2) сукцинатдегидрогеназы выполняют одинаковую (консервативную) функцию у всех плацентарных млекопитающих;
ИЛИ
2) при изменении активного центра фермента нарушается его функция (сродство к субстрату);
3) мутации, происходящие в активном центре, отсеивались естественным отбором;
4) аминокислота цистеин участвует в формировании дисульфидных мостиков;
5) дисульфидные мостики стабилизируют третичную структуру белка (участвуют в её формировании)
ИЛИ
5) для выполнения функции ферментам необходимо поддерживать третичную структуру.
38. Известно, что масса сурков из семейства американских гоферов (Geomyidae) меняется в зависимости от географической широты их местообитания. Какую экологическую закономерность иллюстрирует данный график? Ответ поясните. Какой физический механизм лежит в основе данной закономерности?
Решение:
1) правило Бергмана;
2) выработка тепла животным пропорциональна массе (объему) животного;
3) потеря животным тепла пропорциональна площади поверхности его тела;
4) при увеличении размеров животного его объем растет быстрее, чем площадь поверхности его тела
ИЛИ
4) при увеличении размеров животного его объем растет пропорционально х3, а площадь поверхности — пропорционально х2
ИЛИ
4) небольшие животные имеют большое соотношение площади поверхности тела к объему;
5) в условиях низких температур окружающей среды за счет увеличения размеров тела животного поддерживается температура его тела даже при увеличенной теплопотере.
39. Экологическая пирамида численности может иметь вид прямой (правильной) или перевернутой пирамиды. Экологу нужно составить пирамиду численности для лесной экосистемы со следующими организмами: жук-короед, дятел, дуб, ястреб. Какой организм будет занимать первый ярус пирамиды? Ответ поясните. Какой из вариантов пирамид составил эколог? Ответ поясните. Какая доля энергии передается на следующий трофический уровень в экосистемах? Объясните, почему эта доля менее 100%?
Решение:
1) дуб;
2) дуб является продуцентом;
3) пирамиду В;
4) один дуб может прокормить (служить источником питания) большое число короедов;
5) 10% (правило Линдемана) ;
6) при протекании процессов обмена веществ часть энергии (90%) рассеивается в виде тепла
ИЛИ
6) организмы тратят энергию на жизнедеятельность (движение, дыхание). (А — пирамида биомассы экосистемы поля. В — пирамида биомассы озерной экосистемы).
40. Экологическая пирамида биомассы может иметь вид прямой (правильной) или перевёрнутой пирамиды. Экологу нужно составить пирамиду биомассы для океанической экосистемы со следующими компонентами: зоопланктон, рыбы, фитопланктон. Какая группа организмов будет занимать первый ярус пирамиды? Ответ поясните. Какой из вариантов пирамид эколог составит? Ответ поясните. Почему на следующий трофический уровень в пирамидах передаётся примерно 10% биомассы?
Решение:
1) фитопланктон;
2) фитопланктон является продуцентом
ИЛИ
2) фитопланктон преобразует энергию света и неорганические вещества в биомассу;
3) пирамиду Б;
4) для фитопланктона (зоопланктона) характерна малая биомасса (высокая скорость размножения; короткий жизненный цикл);
5) фитопланктон (зоопланктон) постоянно выедается зоопланктоном (рыбами)
ИЛИ
5) в каждый момент времени биомасса фитопланктона (зоопланктона) ниже, чем у зоопланктона (рыб);
6) при протекании процессов обмена веществ часть энергии рассеивается в виде тепла
ИЛИ
6) организмы тратят энергию на жизнедеятельность (движение; дыхание).
41. На схеме представлены филогенетическое дерево птиц из группы Древненёбных (Paleognathae), а также информация об их современных ареалах и местах ископаемых находок (для вымерших птиц). На основании представленных данных укажите название суперконтинента, на котором возникла группа древненёбных, и в каком порядке от него отделялись участки суши. Какая геологическая теория лежит в основе данных процессов? К какой группе доказательств эволюции можно отнести данный пример? Описанная закономерность наблюдается явно в распространении далеко не всех групп животных. Какие причины могут приводить к нарушению данной закономерности?
Решение:
1) Гондвана (на суперконтиненте Гондвана);
2) сначала отделились Африка и Мадагаскар;
3) после отделилась Новая Зеландия (Океания);
4) затем отделились Австралия и Южная Америка;
5) теория дрейфа континентов (теория движения литосферных плит);
6) биогеографические доказательства;
7) животные могут передвигаться на большие расстояния (покидать изначальный ареал)
ИЛИ
7) животные могут заселять одну территорию несколько раз
ИЛИ
7) животные могут полностью вымереть на определённой территории.
42. Ещё со времён Дарвина было известно, что для получения нового сорта или новой породы необходимо использовать дикого предка (дикий тип) организма. Если же вместо него использовать другие сорта (породы) или линии, в которых множество раз происходил инбридинг (близкородственное скрещивание), то желаемого эффекта селекционер может не достигнуть. Как можно объяснить данный факт? Почему, если в течение нескольких поколений скрещивать такую линию с диким типом, эффективность выведения нового сорта (породы) повысится?
Решение:
1) у дикого типа организма имеются разнообразные аллели по большинству генов
ИЛИ
1) для образования нового сорта (породы) необходимо генетическое разнообразие (внутривидовая изменчивость); разнообразие аллелей);
2) у инбредных линий (сортов, пород) большинство генов находится в гомозиготном состоянии
ИЛИ
2) при множественном инбридинге линия теряет изменчивость (становится генетически идентичной);
3) у инбредных линий (сортов, пород) отсутствует материал для отбора
ИЛИ
3) в инбредных линиях (сортах, породах) недостаточное для отбора (отсутствует) аллельное разнообразие;
4) при скрещивании с диким типом в генотипы инбредной линии (сорта, породы) поступят новые аллели
ИЛИ
4) благодаря скрещиванию с диким типом возникнет разнообразие аллелей;
5) в результате возникнет материал для отбора (селекции).
43. Ещё со времён Дарвина было известно, что для получения нового сорта или новой породы необходимо использовать дикого предка (дикий тип) организма. Если же вместо него использовать другие сорта (породы) или линии, в которых множество раз происходил инбридинг (близкородственное скрещивание), то желаемого эффекта селекционер может не достигнуть. Как можно объяснить данный факт? Почему даже в инбредных линиях спустя множество поколений постепенно повышается эффективность отбора (наследуемое и направленное изменение признака в поколениях)?
Решение:
1) у дикого типа организма имеются разнообразные аллели по большинству генов
ИЛИ
1) для образования нового сорта (породы) необходимо генетическое разнообразие (внутривидовая изменчивость);разнообразие аллелей);
2) у инбредных линий (сортов, пород) большинство генов находится в гомозиготном состоянии
ИЛИ
2) при множественном инбридинге линия теряет изменчивость (становится генетически идентичной);
3) у инбредных линий (сортов, пород) отсутствует материал для отбора
ИЛИ
3) в инбредных линиях (сортах, породах) недостаточное для отбора (отсутствует) аллельное разнообразие
4) за множество поколений произойдут мутации
ИЛИ
4) за множество поколений в результате мутационного процесса возникнет разнообразие аллелей
5) за множество поколений за счёт комбинаций генов возникнут новые признаки;
6) в результате возникнет материал для отбора.
44. Средний уровень гетерозиготности отражает долю генов, которые находятся в гетерозиготном состоянии для данной популяции. Известно, что средний уровень гетерозиготности у европейцев существенно ниже, чем у коренных жителей Африки. Какой эволюционный фактор привел к такому распределению гетерозиготности? Ответ поясните. Почему самые низкие значения гетерозиготности характерны для коренных американцев? При сравнении коренных американских и австралийских популяций они оказываются гомозиготны по разным генам. Как можно объяснить наблюдаемую закономерность?
Решение:
1) дрейф генов (эффект основателя, сериальный эффект основателя);
2) люди мигрировали на новые территории небольшими группами;
3) в небольших группах не было представлено всё разнообразие аллелей материнской (исходной) популяции (была низкая гетерозиготность)
ИЛИ
3) при миграции сохранялись не все аллели материнской популяции;
4) Америку последовательно заселили позже всего
ИЛИ
4) популяция, мигрировавшая в Америку, уже обладала низкой гетерозиготностью;
5) миграции в Австралию и Америку происходили независимо друг от друга
ИЛИ
5) люди параллельно заселяли Австралию и Америку;
ИЛИ
5) популяции, мигрировавшие в Австралию и Америку, имели различный генофонд;
6) при заселении терялись различные аллели (аллели разных генов).
45. Средний уровень гетерозиготности отражает долю генов, которые находятся в гетерозиготном состоянии для данной популяции. Известно, что средний уровень гетерозиготности у европейцев существенно ниже, чем у коренных жителей Африки; более того, у коренных американцев средний уровень гетерозиготности самый низкий из всех человеческих популяций. Какой эволюционный фактор привел к такому распределению гетерозиготности? Ответ поясните. За счет каких двух эволюционных факторов со временем наблюдаемые различия исчезают? Ответ поясните для каждого фактора.
Решение:
1) дрейф генов (эффект основателя; сериальный эффект основателя);
2) люди мигрировали на новые территории небольшими группами;
3) в небольших группах не было представлено всё разнообразие аллелей материнской (исходной) популяции (была низкая гетерозиготность)
ИЛИ
3) при миграции сохранялись сохранялись не все аллели материнской популяции;
4) мутационный процесс;
5) новые мутации повышают разнообразие аллелей в популяциях;
6) миграции (поток генов);
7) за счёт миграций (потока генов) в популяции попадают новые варианты аллелей.
46. За последние 70 лет наблюдений учёные зафиксировали рост среднегодовой температуры воздуха и океанов. За счёт какого антропогенного воздействия может расти среднегодовая температура? Ответ поясните. Почему океаны нагреваются в среднем медленнее, чем воздух на суше? Ответ поясните. Самыми продуктивными регионами в океанах являются неглубокие шельфовые зоны рядом с материками. Какая экологическая группа организмов обеспечивает основную первичную продукцию в океанах? Почему в шельфовых зонах продуктивность наибольшая? Назовите два фактора.
Решение:
1) за счёт выброса парниковых газов (CO2; СН4; фреонов) в атмосферу (сжигания топлива, вышедших из строя морозильных установок);
2) парниковые газы отражают с поверхности Земли инфракрасные лучи (препятствуют теплоотдаче)
ИЛИ
2) отражённые парниковыми газами лучи нагревают планету (температура нижних слоёв атмосферы растёт);
3) вода обладает более высокой удельной теплоёмкостью
ИЛИ
3) нужно больше энергии, чтобы нагреть единицу объёма воды;
4) фитопланктон (планктон; одноклеточные водоросли; микроводоросли);
5) в шельфовой зоне вода хорошо освещена
ИЛИ
5) в шельфовой зоне подходящая освещённость для фотосинтеза;
6) вода в шельфовой зоне хорошо прогревается (аэрируется);
7) в шельфовой зоне в воде большой сток органических веществ (биогенов)
ИЛИ
7) в шельфовой зоне вода хорошо перемешивается, доставляя в верхние слои органические вещества (биогены).
47. Возникновение новых признаков у организмов происходит за счет накопления мутаций. В эксперименте измерялось количество накопленных мутаций у кишечной палочки (Escherichia coli) в зависимости от времени после перемещения культуры в новую среду обитания. Почему количество мутаций растет линейно, в то время как приспособленность сначала резко возрастает, а затем скорость ее роста замедляется? Почему в аналогичном эксперименте с пекарскими дрожжами (Saccharomyces cerevisiae) потребовалось примерно вдвое больше времени (в поколениях) для аналогичного роста приспособленности? Ответ поясните, исходя из особенностей наследственного аппарата бактерий и дрожжей.
Решение:
1) скорость (частота) возникновения (накопления) мутаций постоянна;
2) сначала фиксируются мутации, дающие высокую приспособленность
ИЛИ
2) сначала распространяются (сохраняются) мутации, полезные для выживания
ИЛИ
2) бактерии, несущие полезные мутации, вытесняют все остальные варианты (другие генотипы)
ИЛИ
2) выживают мутантные особи, которые вытесняют всех остальных;
3) затем в них продолжают накапливаться мутации
ИЛИ
3) следующие мутации могут быть не настолько существенными (слабо повышать приспособленность);
4) дрожжи являются диплоидными организмами;
5) для проявления эффекта мутации (рецессивной мутации) необходимо, чтобы она перешла в гомозиготное состояние.(У дрожжей к тому же в два или более раз более низкая скорость размножения — время генерации, чем у бактерий).
***********************************************************************
Я просто уверен, что даже такое небольшое количество «свежих» заданий ЕГЭ по биологии 2025 года окажутся полезными для подготовки к сдаче экзаменов в 2026 году.