САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Что было в ЕГЭ по биологии в 2024 году (линии 24 и 25)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии  biorepet-ufa.ru.

На этой странице моего блога можно ознакомиться с реальными вариантами заданий  ЕГЭ по биологии, которые были предложены абитуриентам в 2024 году. Думаю, что эти задания будут интересны тем, кто не дожидаясь нового учебного года, уже сейчас летом начинает готовиться к сдаче будущих экзаменов через год  в 2025 году.

Здесь представлены задания Части 2, Линии 24 и 25

Линия 24.

1. На рисунке показано внутреннее строение семени томата (А) и семени тыквы (Б) в двух ракурсах. Назовите элементы строения семян, обозначенные цифрами 1, 2, 3. Сравните строение семян томата и тыквы: определите их сходства и различия. В каких структурах этих семян накапливаются питательные вещества?

Решение:
1) 1 — семенная кожура;
2) 2 — зародыш семени;
3) 3 — эндосперм;
сходства:
4) наличие зародыша
ИЛИ
4) две семядоли;
5) наличие семенной кожуры;
различия:
6) отсутствие (слабое развитие) эндосперма в семени тыквы;
7) питательные вещества накапливаются в зародыше (в семядолях) и в эндосперме.

2. Рассмотрите внутреннее строение зуба человека. Какие структуры зуба обозначены цифрами 1, 2, 3? Какие функции они выполняют?

Решение:
1) 1 — эмаль;
2) предохраняет зуб от стирания (проникновения микроорганизмов);
3) 2 — дентин;
4) составляет основу зуба (обеспечивает прочность);
5) 3 – пульпа;
6) кровеносные сосуды обеспечивают питание;
7) нервы обеспечивают чувствительность зуба.

3. Рассмотрите схемы 1 и 2, иллюстрирующие процессы видообразования. На какой схеме отражено географическое (аллопатрическое) видообразование? Ответ поясните. Как происходит этот процесс видообразования?

Решение:
1) 1 — географическое видообразование;
2) исходный ареал оказался разделён преградой;
3) возникает географическая изоляция;
4) обмен генов становится невозможным;
5) происходит накопление мутаций в каждой популяции;
6) возникает репродуктивная изоляция (особи из разных популяций теряют способность скрещиваться);
7) образуются новые виды.

4. На рисунках 1 и 2 изображены нефроны крысы и верблюда. На каком рисунке изображен нефрон верблюда. Ответ поясните с позиции процессов, происходящих в нефроне, и условий среды обитания животного.

Решение:
1) нефрон верблюда изображен на рисунке 2;
2) у верблюда в нефроне увеличен извитой каналец (петля Генле);
3) в извитом канальце происходит реабсорбция воды (обратное всасывание);
4) чем длиннее извитой каналец, тем больше воды; сохраняется в организме (обратно всасывается в кровь);
5) верблюд обитает в сухом (жарком) климате (доступ к воде ограничен).

5. Рассмотрите рисунки А-В, на которых стрелками обозначены растительные ткани, различающиеся своим местоположением, но относящиеся к одной группе. Назовите эту группу тканей. Назовите три особенности строения клеток этой группы тканей и особенность их жизнедеятельности. Что именно обеспечивает ткань, обозначенная стрелкой на рисунке Б?

Решение:
1) образовательные ткани (меристемы);
2) мелкие размеры (кубическая форма, итзодиаметрические, паренхимные);
3) тонкие клеточные оболочки(высокая растяжимостьклеточных стенок);
4) наличие провакуолей (мелких вакуолей)
ИЛИ 4) крупное ядро (высокое ядерно-цитоплазматическое отношение)
ИЛИ 4) преобладание пропластид (недифференцированных пластид);
5) способность к делению (быстро делятся);
6) рост стебля (корня, осевого органа) в толщину (образует слои ксилемы и флоэмы).

6. Рассмотрите цветущий побег лещины обыкновенной (орешника). Определите способ опыления. Какие особенности строения женских и мужских генеративных органов ему способствуют? Почему побеги лишены листьев? Однодомным или двудомным является это растение? Ответ обоснуйте.

Решение:
1) опыление ветром (ветроопыление);
2) Женские цветки  — выступающие рыльца (длинные пестики)
ИЛИ 2) в женских цветках околоцветник слаборазвит (отсутствует);
3) мужские цветки собраны в свисающие (разворачивающиеся) соцветия (серёжки)
ИЛИ 3)  мужские цветки имеют  длинные тычиночные нити;
4) листья мешают распространение пыльцы;
5) однодомное;
6) цветки  и  находятся на одном растении.

7. Определите типы темперамента у людей, обозначенных на рисунках цифрами 1 и 2. Какие три основных свойства нервной системы легли в основу классификации темпераментов по И.П. Павлову? Используя эти свойства, составьте описание темперамента человека, обозначенного цифрой 1.

Решение:
1) 1 — холерик; 2 — флегматик;
2) сила нервных процессов (возбуждения и торможения);
3) уравновешенность нервных процессов (возбуждения и торможения);
4) подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения);
темперамент человека, обозначенного цифрой 1:
5) сильный;
6) неуравновешенный (легко возбудимый);
7) подвижный.

8. Рассмотрите рисунки А-Г. На каком из них отображён безусловный рефлекс слюноотделения и отсутствует безразличный раздражитель? Где расположен рефлекторный центр безусловного слюноотделительного рефлекса? В чем различие между безусловным рефлексом и инстинктом? Перечислите по порядку элементы рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса, используя рисунок.

Решение:
1) на рисунке А;
2) продолговатый мозг;
3) различие в сложности (инстинкт — система безусловных рефлексов);
4) рецепторы глаза (сетчатка, глаз) (4) — зрительная зона в коре больших полушарий (Л1) — пищевой центр в коре больших полушарий (П1) — слюноотделительный центр (продолговатый мозг) (2) — слюнная железа (3).

9. На рисунке изображена блоха человеческая (Pulex irritans). К какому классу относят это животное? По каким признакам можно определить принадлежность блохи к этому классу? Укажите три признака. Какой цифрой обозначена грудь животного? Ответ поясните. Блохи — вторично бескрылые насекомые. Укажите причину такой особенности строения.

Решение:
1) класс — Насекомые;
2) три пары конечностей;
3) наличие головы, груди и брюшка;
4) одна пара усиков;
5) конечности состоят из пяти члеников;
6) грудь обозначена цифрой 2;
7) к сегментам груди прикреплены конечности (в груди три сегмента);
8) причина — паразитизм (приспособление к передвижению с помощью ног).

10. На графиках (А-В) отражена зависимость скорости (эффективности) фотосинтеза от экологических факторов: длины волны видимой части спектра света, количества углекислого газа, температуры. Определите, на каком графике отражена зависимость скорости фотосинтеза от температуры и на каком — от количества углекислого газа. Ответ обоснуйте.

Решение:
1) А — зависимость от температуры
2) все реакции фотосинтеза катализируются ферментами (белками);
3) при понижении температуры скорость химических реакций (фотосинтеза) снижается;
4) при повышении температуры выше определенного уровня (выше оптимальной) фермент (белок) денатурирует (теряет активность);
5) Б — зависимость от концентрации углекислого газа;
6) при определенной концентрации углекислого газа ферменты темновой фазы максимально задействованы
ИЛИ 6) при определенной концентрации углекислого газа скорость работы ферментов (рубиско) достигает максимума и остаётся постоянной.

11. Определите расы людей, изображенных на рисунках 1, 2, 3. Рассмотрите рисунок под номером 1. Назовите три признака с разными адаптивными значениями, которые сформировались у представителей данной расы в ходе эволюции. Объясните значение каждого из них.

Решение:
1) 1 — негроидная (негро-австралоидная), 2 — монголоидная (азиатско-американская), 3 — европеоидная (евразийская);
2) темный цвет кожи;
3) защита от избыточного воздействия ультрафиолетовых лучей (ожогов);
4) курчавые волосы;
5) защита головы (головного мозга) от теплового удара (перегрева);
6) пухлые губы / широкий нос;
7) увеличение площади теплоотдачи (эффективное охлаждение).

12. Рассмотрите кариограмму человека. Представителю какого пола принадлежит данная кариограмма? Ответ поясните. Какую наследственную патологию имеет данный организм? Приведите последовательность событий во время формирования половых клеток и оплодотворения, которые приводят к появлению данной патологии.

Решение:
1) мужского пола;
2) наличие в 23 паре У-хромосомы (внешне отличающейся от Х-хромосомы);
3) синдром Дауна
ИЛИ
3) трисомия по 21-ой хромосоме
ИЛИ
3) наличие лишней (третьей) 21-й хромосомы;
4) нерасхождение гомологичных хромосом в мейозе;
5) образование аномальной гаметы с одной лишней хромосомой;
6) слияние аномальной гаметы с нормальной гаметой (образование зиготы с лишней хромосомой).

13. На рисунках 1-3 изображены животные организмы. К какому типу и каким классам их относят? Укажите их образ жизни и конкретные места обитания.

Решение:
1)  тип — Плоские черви;
2) 1- класс Сосальщики;
3) паразиты, обитают в желчных протоках печени (в печени человека, коровы);
4) 2 — класс Ресничные черви;
5) свободноживущие (хищники), обитают в водоемах;
6) 3 — класс Ленточные черви;
7) паразиты, обитают в кишечнике (кишечнике человека).

14. Назовите клеточную структуру, изображенную на рисунке. Из какого вещества она состоит? Укажите особенность строения этой структуры и её функцию в клетке. Какие ещё структуры имеют схожее строение?

Решение:
1) центриоли клеточного центра (клеточный центр, центросома);
2) состоит из белка (тубулина);
3) состоит из (девяти триплетов) микротрубочек;
4) при делении клетки служит «организатором» нитей веретена деления (обеспечивает расхождение хромосом к полюсам клетки)
ИЛИ участвует в формировании цитоскелета
ИЛИ является центром организации микротрубочек;
5) базальные тельца органоидов движения (реснички, жгутики).

15. Определите тип и фазу деления клетки, изображенной на схеме. Ответ поясните. К какому царству относят клетку, процесс деления которой отображен на рисунке? Аргументируйте свой ответ.

Решение:
1) тип — мейоз;
2) фаза — телофаза I;
3) образуется два ядра (две клетки);
4) хромосомы двухроматидные;
5) набор хромосом в новых ядрах гаплоидный (гомологичные хромосомы отсутствуют);
6) царство Животные;
7) деление клетки происходит путём образования перетяжки (контрактильным кольцом)
ИЛИ 7) у клетки отсутствует клеточная стенка.

16. Определите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображенной на схеме. Ответ обоснуйте. Какое биологическое значение имеет этот тип деления клетки? Укажите два значения.

Решение:
1) тип — мейоз;
2) в клетке находится гаплоидный набор хромосом, а исходная клетка была диплоидна (в клетке находятся только негомологичные хромосомы);
3) фаза — профаза II;
4) оболочка ядра исчезает;
5) формируется веретено деления;
6) хромосомы обособленные (биваленты отсутствуют);
биологическое значение мейоза:
7) сохранение постоянства набора хромосом в ряду поколений;
8) образование новых комбинаций генов (комбинативная изменчивость).

Линия 25.

1. Какие свойства имеет по отдельности каждый из элементов системы «дыхательный центр — нервное волокно — диафрагма»? Используя понятие эмерджентности*, укажите, какое эмерджентное свойство проявляется благодаря совместному взаимодействию всех компонентов этой системы. Какой элемент указанной системы перестаёт функционировать под действием яда кобры, если известно, что нейротоксины яда блокируют работу нервно-мышечных синапсов? Ответ поясните.

*Эмерджентность — наличие у системы свойств, не присущих её компонентам по отдельности. Например, рассмотрим систему «топор». Топор состоит из рукояти, удобной для захвата, и «головы» с режущим краем. Эмерджентное свойство топора заключаются в способности рубить, но рукоять и «голова» сами по себе этим свойством не обладают.

Решение:
1) дыхательный центр обладает свойством возбудимости (генерирует электрические импульсы);
2) нервное волокно (нерв) обладает свойством проводимости (проводит импульс);
3) диафрагма обладает свойством сократимости (сокращается, расслабляется)
ИЛИ 3) диафрагма обладает свойствами возбудимости и сократимости;
4) эмерджентное свойство системы — обеспечение вдоха (и выдоха, дыхания)
ИЛИ 4) эмерджентное свойство системы — увеличение объема грудной клетки (уменьшение давления в грудной полости);
5) прекратится функционирование диафрагмы
ИЛИ 5) прекратится функционирование нервного волокна;
6) если нервно-мышечный синапс заблокирован, то мышца не получает сигнал от дыхательного центра (от нервной системы, от нерва).

2. У жирафа (Giraffa camelopardalis) ударный объем сердца значительно больше, чем у человека. Высокий ударный объем обеспечивается развитой мышечной стенкой сердца, достигающей 7,5 см в толщину. Почему у жирафов развита такая адаптация? Какое изменение в стенке сердца у человека происходит при длительном патологическом повышенном артериальном давлении? Ответ поясните. Чем обеспечивает эффективный отток крови от конечностей к сердцу по венам? Назовите не менее трёх факторов.

Решение:
1) у жирафа длиннее путь транспорта крови (длиннее сосуды, больше расстояние от сердца до органов);
2) развитая мышечная стенка сердца обеспечивает создание высокого артериального давления для транспорта крови к органам;
3) происходит утолщение мышечной стенки сердца (миокарда);
4) для сопротивления высокому давлению в сосудах;
5) низкое давление крови в венах;
6) присасывающая сила грудной клетки (низкое/отрицательное давление в грудной клетке);
7) сокращение скелетных мышц конечностей;
8) наличие клапанов в венах.

3. Нормальное артериальное давление в сонных артериях у человека составляет 120 мм рт. ст. в фазе систолы и 80 мм рт. ст. в фазе диастолы (120/80 мм рт. ст.). Однако в сонных артериях у жирафа (Giraffa camelopardalis) артериальное давление в норме составляет 220/180 мм рт. ст. Почему у жирафов в сонных артериях наблюдается такое высокое артериальное давление? Известно, что у жирафов в конечностях соединительная ткань вокруг капилляров имеет бо́льшую плотность, чем у человека. Укажите причину. Почему у людей при длительном патологически повышенном артериальном давлении может возникать отечность нижних конечностей?

Решение:
1) голова/мозг более удалены от сердца
ИЛИ 1) длина пути транспорта крови (сосудов) больше;
2) давление в сосудах ног у жирафа выше, чем у человека;
3) соединительная ткань жирафов имеет бо́льшую плотность, что предотвращает возникновение отеков
ИЛИ 3) для увеличения противодействия (компенсации) давления в сосудах
ИЛИ 3) чтобы капилляры не лопнули;
4) при повышенном давлении фильтрация крови (плазмы) из сосудов в межклеточное пространство повысится
ИЛИ 4) при повышенном давлении отток жидкости от нижних конечностей уменьшается (затрудняется)
ИЛИ 4) при повышенном давлении сердце перестает справляться с нагрузкой (эффективность работы сердца снижается);
5) в межклеточном пространстве будет скапливаться больше жидкости
ИЛИ 5) кровь застаивается в сосудах и проникает в межклеточное пространство.

4. При анализе размеров большого числа животных оказалось, что размер животного зачастую связан с тем, каким является вид: островным или материковым. Так, небольшие животные, например грызуны, мигрировавшие на острова, имеют тенденцию к увеличению в размерах. При этом крупные животные, мигрирующие на острова, например слоны, уменьшаются в размерах. Как можно объяснить данные закономерности с позиции взаимодействий в экосистеме острова?

Решение:
1) хищники не мигрируют вместе с небольшими животными на острова (на острове нет хищников)
ИЛИ 1) у мигрировавших грызунов на острове меньше конкурентов;
2) при исчезновении пресса хищников (конкурентов) размеры животного возрастают;
3) крупным животным необходима большая кормовая база;
4) размер острова ограничен (ограничена кормовая база);
5) размер крупных животных уменьшается из-за недостатка питательных веществ на острове.

5. В составе скелетных мышц по скорости сокращения выделяют быстрые (белые) и медленные (красные) мышечные волокна. Почти все мышцы состоят из комбинации быстрых и медленных волокон. В каких мышечных волокнах наблюдается более высокая концентрация белка миоглобина? Ответ поясните. В ходе каких процессов в мышечных волокнах образуется АТФ? Какие мышечные волокна преимущественно развиты в ногах у спринтера (бегуна на короткие дистанции)? Ответ поясните

Решение:
1) в медленных мышечных волокнах в большем количестве запасается миоглобин;
2) миоглобин обеспечивает запас кислорода в мышцах
ИЛИ 2) миоглобин придает мышцам характерную красную окраску;
3) медленные волокна обеспечивают длительную работу при постоянном наличии кислорода;
4) АТФ образуется в результате аэробного окисления глюкозы;
5) АТФ образуется в ходе молочнокислого брожения (гликолиза, бескислородного этапа энергетического обмена)
6) у спринтера в ногах будут преимущественно развиты быстрые мышечные волокна;
7) мышцы его ног испытывают кратковременную нагрузку (совершают непродолжительную работу).

6. Статолиты — крахмальные структуры лейкопластов, позволяющие растению определять направление силы тяжести. Какое свойство роста корня обусловливают статолиты? В чём оно заключается? Почему при длительном выращивании растения в темноте его корни начинают расти хаотично? Почему при помещении растения на питательную среду с сахарозой в условиях полной темноты его корни сохраняют способность к однонаправленному росту?

Решение:
1) геотропизм (гравитропизм);
2) рост корня по направлению силы тяжести (к центру Земли);
3) при длительном выращивании в темноте растение расходует крахмал для метаболических потребностей (не накапливается крахмал при фотосинтезе);
4) статолиты уменьшаются в размере (расщепляются);
5) растение поглощает вещества из питательной среды;
6) статолиты (крахмал) не расходуются на метаболические потребности.

7. Растение резуховидку Таля (Arabidopsis thaliana) выращивали в космосе. На рост растений и его направление влияют крахмальные клеточные структуры — статолиты. Как различается скорость роста корня этого растения в условиях космоса и на Земле? Объясните наблюдаемое различие. Почему при длительном выращивании растения в темноте корень переставал расти вниз?

Решение:
1) скорость роста корня в космосе меньше, чем на Земле;
2) статолиты работают в условиях гравитации (определяют направление силы тяжести);
3) в космосе растения находятся в состоянии невесомости;
4) при длительном выращивании в темноте растение расходует крахмал для метаболических потребностей (не накапливается крахмал при фотосинтезе);
5) статолиты уменьшаются в размере (расщепляются).

8. Если сравнить сердца у китообразных и наземных млекопитающих, то окажется, что у многих китов правый желудочек развит существенно лучше левого, тогда как у наземных млекопитающих левый желудочек заметно толще правого. Как можно объяснить данную закономерность? При погружении у китообразных снижается общее потребление кислорода за счет уменьшения кровоснабжения скелетных мышц. Как при этом изменяется частота сердечных сокращений? За счет каких адаптаций и процессов в скелетной мускулатуре продолжает вырабатываться АТФ во время погружения?

Решение:
1) у китов лучше развита капиллярная система легких (больше легкие)
ИЛИ
1) разветвленная капиллярная сеть легких обеспечивает сильное сопротивление току крови
ИЛИ
1) вода сильнее воздуха сжимает легкие грудной клетки китообразных;
2) увеличенная стенка правого желудочка позволяет развивать достаточное для газообмена давление в сосудах;
3) при нырянии у китообразных снижается частота сердечных сокращений;
4) в скелетных мышцах имеется запас кислорода, связанный с миоглобином;
5) в скелетных мышцах происходит выработка АТФ за счет аэробных процессов (клеточного дыхания);
6) в скелетных мышцах происходит выработка АТФ за счет молочнокислого брожения (анаэробных процессов, гликолиза).

9. В основе терморегуляции теплокровных животных лежит поддержание равновесия между двумя противоположными процессами: теплопродукцией (образованием тепла) и теплоотдачей (рассеиванием тепла). Нарушение этого равновесия может привести к гибели животного. Как будут изменяться уровни теплопродукции и теплоотдачи у собаки при повышении от 0°C до 40°C температуры окружающей среды? Какие биохимические и физиологические механизмы в организме собаки обеспечивают достаточный уровень теплопродукции в холодных условиях? Какое животное будет переносить температуру среды выше 40°C с бóльшими энергетическими затратами: собака или лягушка? Ответ поясните.

Решение:
1) теплопродукция будет уменьшаться, теплоотдача будет увеличиваться (должны быть указаны оба изменения);
2) в холодных условиях увеличивается скорость (интенсивность) метаболизма (обмена веществ, превращение энергии, энергетического обмена, выработки АТФ);
3) появляется дрожание (интенсивное сокращение скелетных мышц);
4) энергетические затраты собаки будут больше;
5) энергия будет тратиться на удаление избытка тепла (на теплоотдачу, противостояние нагреванию).

10. Известно, что двоякодышащие рыбы способны дышать как атмосферным воздухом, так и кислородом, растворенным в воде. При этом различные двоякодышащие рыбы могут населять реки и стоячие водоёмы. Предположите, какие из перечисленных двоякодышащих рыб: рогозуб (Neoceratodus), протоптер (Protopterus), чешуйчатник (Lepidosiren) — обитают в стоячих тёплых водоёмах. Ответ поясните. Как при этом они получают кислород? Известно, что при переходе на лёгочное дыхание у двоякодышащих рыб кислородная ёмкость крови (количество кислорода, переносимое единицей объёма крови) может возрастать на 50%. Укажите два физиологических изменения в крови, которые приводят к повышению кислородной ёмкости.

Решение:
1) в стоячих водоёмах обитают протоптер и чешуйчатник;
2) в таких водоёмах сравнительно низкая растворимость кислорода (низкая концентрация кислорода);
3) данные рыбы получают кислород при помощи лёгочного дыхания;
4) увеличение количества эритроцитов в крови;
5) увеличение количества гемоглобина в эритроците ИЛИ увеличение сродства гемоглобина к кислороду.

11. Белокровые — семейство морских рыб из отряда окунеобразных, представители которых населяют антарктические воды. Известно, что у представителей всего семейства полностью отсутствует гемоглобин, поэтому кровь имеет характерный беловатый цвет. Как связана утрата гемоглобина с растворимостью кислорода и уровнем метаболизма рыб в холодной воде? Сердечный выброс у представителей семейства в среднем составляет 80 (мл·кг)/мин., тогда как у других рыб он в среднем составляет 30 (мл·кг)/мин. Как и почему у представителей семейства изменяется сердечный выброс? Почему у представителей белокровых рыб в липидах мембран преобладают ненасыщенные жирные кислоты?

Решение:
1) растворимость кислорода в холодной воде выше, чем в тёплой;
2) в плазме крови у белокровых рыб будет растворяться больше кислорода, чем у рыб из теплых водоемов;
3) в холодной воде метаболические потребности рыб снижаются (уровень метаболизма рыб ниже);
4) сердечный выброс увеличивается за счет увеличения объема камер сердца (за счёт увеличения частоты сердечных сокращений);
5) сердечный выброс увеличивается для компенсации низкой концентрации кислорода (сниженной кислородной емкости крови) ИЛИ сердечный выброс увеличивается для повышения интенсивности газообмена;
6) ненасыщенные жирные кислоты имеют более низкую температуру замерзания/плавления (сохраняют жидкое состояние при низких температурах);
7) низкая температура замерзания липидов обеспечивает текучесть (пластичность, функциональную активность) мембран при низких температурах.

12. У некоторых рыб развиваются специфические выросты в жаберной полости, густо снабженные кровеносными сосудами. Например, такие выросты можно обнаружить у сома (Saccobranchus). Предположите, почему возникают такие выросты. В каком климате обитают данные рыбы? Ответ поясните. Зачастую сходные адаптации можно обнаружить у рыб, которые обитают в загрязнённых органическими веществами водоёмах. Как можно объяснить такое сходство?

Решение:
1) выросты возникают для увеличения площади (поверхности) газообмена
ИЛИ 1) дыхательные выросты возникают для компенсации недостатка кислорода;
2) в условиях тёплого (тропического) климата;
3) при повышении температуры воды растворимость кислорода (воздуха) в ней снижается;
4) органические вещества способствуют росту микроорганизмов
ИЛИ 4) в загрязненных органическими веществами водоёмах повышается интенсивность дыхания (гниения);
5) в результате уменьшается количество растворенного в воде кислорода.

13. Растение резуховидку Таля (Arabidopsis thaliana) поместили в специальную темную камеру и светили на нее зеленым светодиодом. Оказалось, что в течение недели растение погибло. Как можно объяснить результаты опыта? Светодиодами каких цветов необходимо освещать растение для того, чтобы оно не погибло? Ответ поясните, используйте прилагаемый график. Какие фотосинтетические пигменты, кроме хлорофилла, известны у высших растений?

Решение:
1) молекула хлорофилла плохо поглощает (не поглощает) зеленый свет (энергия зеленого света не поглощается хлорофиллом);
2) растение не может фотосинтезировать (образовывать органические вещества);
3) для поддержания жизнедеятельности растения его необходимо освещать светодиодами синего и красного цветов;
4) энергия данных спектров света хорошо поглощается (улавливается) хлорофиллом;
5) каротиноиды (каротины, ксантофиллы).

14. При резком подъеме на большую высоту в область с низким парциальным давлением кислорода у человека может возникать респираторный алкалоз. При респираторном алкалозе значение водородного показателя крови (рН) увеличивается. Почему возникает респираторный алкалоз? Ответ поясните с позиции процесса регуляции дыхания и биохимических процессов, происходящих в плазме крови человека.

Решение:
1) при понижении парциального давления кислорода учащается дыхание;
2) дыхание учащается для компенсации кислородного дефицита;
3) при учащении дыхания из организма выводится больше углекислого газа;
4) углекислый газ образуется из угольной кислоты, которая содержит протоны;
5) при выделении углекислого газа уменьшается количество протонов (ионов водорода) в плазме крови;
6) при уменьшении количества протонов (ионов водорода) водородный показатель (рН) возрастает.

Допускается ответ в виде уравнения реакции буферной системы крови с указанием, в какую сторону смещается химическое равновесие при уменьшении концентрации углекислого газа: Н++ НСО3 ↔ Н2СО3 ↔ СО2 + Н2О или СО2 + Н2О ↔ Н+ НСО3. При этом пункты 4, 5 считаются верными.

15. Известно, что соотношение толщины мозгового вещества почки к корковому может сильно варьировать у разных животных. У каких грызунов — пустынных или равнинных — отмечается большее соотношение мозгового вещества к корковому и более концентрированная моча? Объясните наблюдаемую закономерность с позиции строения нефронов. Предположите, каково соотношение толщины мозгового вещества почки к корковому у бобров по сравнению с другими грызунами умеренных широт. Ответ поясните.

Решение:
1) у пустынных грызунов;
2) обратное всасывание (реабсорбция) воды происходит в извитых канальцах нефрона (в петле Генле);
3) мозговое вещество почки преимущественно состоит из извитых канальцев (из петель Генле);
4) увеличенное соотношение мозгового вещества к корковому означает увеличение длины петли Генле (извитого канальца) в нефроне и увеличение интенсивности реабсорбции;
ИЛИ
2) кортикальные нефроны создают менее концентрированную мочу, чем юкстамедуллярные (реабсорбируют меньше воды, чем юкстамедуллярные);
3) кортикальные нефроны занимают большую часть коркового вещества, а юкстамедуллярные имеют канальцы, глубоко заходящие в мозговое вещество;
4) чем больше развито мозговое вещество, тем выше доля юкстамедуллярных нефронов, что увеличивает реабсорбцию;
5) у бобров соотношение будет ниже, чем у грызунов умеренных широт (у грызунов соотношение будет больше);
6) бобры много времени проводят в пресной воде и не испытывают недостатка воды.

16. В эпидермисе листьев мятлика лугового (Poa pratensis) и некоторых других злаков имеются особые пузыревидные клетки, которые располагаются в районе центральной жилки. Пузыревидные клетки принимают участие в сворачивании листьев. В каких условиях происходит сворачивание листьев у мятлика? Каким образом в этом процессе участвуют пузыревидные клетки? Укажите два значения сворачивания листьев у мятлика лугового (считайте, что большинство устьиц находится на верхней стороне листа). Ответ поясните.

Решение:
1) листья сворачиваются в жаркую погоду (при засухе);
2) пузыревидные клетки теряют тургор (воду), уменьшаются в объеме;
3) свёрнутый лист меньше нагревается
ИЛИ 3) при сворачивании уменьшается площадь листа;
4) свёрнутый лист теряет меньше воды
ИЛИ 4) при сворачивании испарение через устьица происходит через полость, образованную завёрнутыми краями листа;
5) при сворачивании меньшее количество пигментов возбуждается (активизируется);
6) это защищает лист от выгорания.

17. Растение традесканцию поместили в специальную тёмную камеру и светили на неё зелёным светодиодом. В течение недели растение погибало. В то же время красная водоросль порфира (Porphyra) в сходных условиях успешно продолжала расти. Как можно объяснить результаты опыта? Светодиодами какого цвета необходимо освещать лист традесканции для того, чтобы она росла более активно? Ответ поясните.

Решение:
1) лист традесканции (хлорофилл) плохо поглощает зелёный свет (световая энергия зеленого света не поглощается хлорофиллом);
ИЛИ 1) традесканция (хлорофилл) поглощает свет только синего и красного спектров для фотосинтеза;
2) красная водоросль (порфира) способна поглощать зелёный свет для фотосинтеза;
3) из-за отсутствия фотосинтеза (синтеза органических веществ) традесканция погибала
ИЛИ 3) благодаря фотосинтезу (синтезу органических веществ) порфира выживала (продолжала расти);
4) традесканцию необходимо освещать синим (или красным) светом;

***********************************************************************

Я просто уверен, что даже такое небольшое количество «свежих» заданий ЕГЭ по биологии 2024 года окажутся полезными для подготовки к сдаче экзаменов в 2025 году.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | безусловный рефлексбелые быстрые мышцыболезнь Даунаветроопылениевсе вариантывсе задания ЕГЭ по биологии в 2024 годугеографическое видообразованиегеотропизмдвоякодышащие рыбыЕГЭ биология 2024 годзадания ФИПИ для Линий 24 и 25клеточный центркрасные медленные мышцымеристемымиоглобиннефрон верблюдаоднодольное растениереспираторный алкалозстатолиты лейкопластовтеплоотдачатеплопродукциятипы темпераментатрисомия по 21-ой паре хромосомусловный рефлексфлегматикхолерикцентриолиэмерджентность | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + восемь =