САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Задачи на дигибридное скрещивание

Главная - Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) - Задачи на дигибридное скрещивание

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

В предыдущей статье  мы   говорили о заданиях линии С6 в целом. Начиная с этого поста будут разбираться  конкретные задачи по генетике, которые входили в тестовые задания прошлых лет.

Иметь хорошее представление  о такой биологической дисциплине как генетика  — наука о  наследственности и изменчивости —  просто необходимо для жизни. Тем более, что  генетика в нашей стране имеет такую многострадальную историю…

Подумать только, Россия из лидирующей страны в области изучения генетики в начале ХХ века, превращается  в дремучего монстра по вытравливанию из сознания людей даже просто генетической терминологии начиная с конца  30-х до середины  50-х годов.

Разве можно простить режиму умерщвление пытками и голодом величайшего генетика, благороднейшего служителя  народу и науке, создателя Всесоюзного института растениеводства в Ленинграде, академика Николая Ивановича Вавилова (1887 — 1943).

Начнем разбор реальных заданий линии С6 с задач на дигибридное скрещивание, которые требуют знания законов Менделя по   наследованию признаков двух пар аллельных генов (но являющихся по отношению друг к другу неаллельными), находящимися в разных парах гомологичных хромосом, поэтому наследуемых независимо друг от друга.

Самое удивительное, что уровень сложности этих заданий очень различается,  в чем  мы с вами сейчас и убедимся на примерах решения нескольких заданий.

Изучая далее материал этой статьи, благодаря моим подробным объяснениям, надеюсь, что и более сложные задания для вас окажутся понятными. А для более успешного освоения задач по генетике предлагаю вашему вниманию свою платную книжку «Как быстро научиться решать задачи по генетике».

                    Задача 1. Про свиней на дигибридное скрещивание (самая простая)

У свиней черная окраска шерсти (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) — над короткой (в). Гены не сцеплены.Какое потомство может быть получено при скрещивании черного с длинной щетиной дигетерозиготного самца с гомозиготной черной самкой с короткой щетиной. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, фенотипы потомства и их соотношение.

Сначала   хочу немного  обратить ваше внимание на  такие моменты:

Во-первых, почему  эта задача на дигибридное скрещивание? В задании требуется определить распределение в наследовании двух признаков: окраски шерсти (А или а) и длины (В или в). Причем указано, что гены не сцеплены, то есть изучаемые признаки находятся в разных парах гомологичных хромосом и наследуются независимо друг от друга по закону Менделя. Это значит, что потомство будет образовываться от всех возможных случайных сочетаний гамет, образуемых самцом и самкой.

Во-вторых, именно эта задача на дигибридное скрещивание является самой простой из такого типа заданий. В  ней заранее оговаривается, что изучаемые признаки  не сцеплены. К  тому же, мы сразу можем (без анализа всевозможных сочетаний  рождения потомства)  по данному фенотипу родителей записать их генотип.

Решение:

1) генотипы родителей:

самец АаВb — так как про самца сказано в условии задачи, что он дигетерозиготен, то есть гетерозиготен по обоим изучаемым признакам, то в записи его генотипа по каждому признаку присутствуют: А — доминантный черный цвет шерсти и а — рецессивный рыжий цвет шерсти; В — доминантная длинная щетина и b — рецессивная короткая;

самка ААbb — так как про неё  сказано, что она гомозиготна по цвету шерсти, которая у неё тоже черная, значит записываем только АА, а про длину шерсти не сказано гомозиготна она или гетерозиготна, так как эта информация была бы лишняя !!! (и так понятно, что если у самки шерсть короткая, то она может быть тоже только гомозиготной по этому рецессивному признаку bb).

Конечно, такие длинные рассуждения по поводу записи  генотипа родителей по данному в условии задачи их фенотипу вам приводить не обязательно. Главное, что первым пунктом вы должны указать правильно, ни в коем случае не ошибившись, генотипы обоих родителей.

2) гаметы:

дигетерозиготный самец будет производить с равной вероятностью четыре сорта сперматозоидов  АВ, Аb, аВ, аb (по закону чистоты гамет, как следствие  мейоза,  каждая гамета может иметь только один аллель любого гена. А так как изучается наследование сразу двух признаков, то в каждую гамету мы вписываем по одному аллельному гену каждого изучаемого признака);

дигомозиготная самка (ААbb — как мы выяснили у неё именно такой генотип) будет иметь все одинаковые яйцеклетки — Аb.

3) потомство:

так как все однотипные яйцеклетки самки Аb могут быть оплодотворены любыми четырьмя видами сперматозоидов АВ, Аb, аВ и аb с равной вероятностью, то возможно рождение потомков с такими

четырьмя генотипамиААВb, ААbb, АаВb и Ааbb в соотношении 1 : 1 : 1 : 1 (25%, 25%, 25%, 25%)

и двумя     фенотипами:  А-В-   — черные длинношерстные — 50% и А-bb  — черные короткошерстные — 50% (пробелами записаны те места, где совершенно без разницы для проявления фенотипа какой второй доминантный или рецессивный ген  в этих парах аллельных генов может присутствовать).

Итак, мы полностью ответили на вопросы задания: решение составлено по стандартной схеме (родители, гаметы, потомство), определены генотипы родителей и потомства, определены фенотипы потомства и определено возможное соотношение генотипов и фенотипов потомства.

  Задача 2. Про растение дурман  на  дигибридное скрещивание, но с более сложным условием.

Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (b), скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.

Обратите внимание, что в этом задании мы уже не можем сразу однозначно ответить на вопрос о генотипе родителей, а значит и сразу расписать полную информацию о гаметах, ими производимых. Это возможно сделать только внимательно проанализировав информацию о фенотипах потомства.

В ответе еще придется не забыть обязательно указать характер наследования признаков (независимо наследуются признаки или сцеплено). В предыдущем то  задании это было дано.

Решение:

1)  определим сначала пусть и неоднозначно возможные генотипы родителей

Р:     А — bb (пурп., гладк.)   и    А — В —  (пурп., колюч.)

2) также пока неоднозначно выписываем информацию о производимых ими гаметах

G:            Аb,  — b              и           АВ,  А -,  — В,  — —

3) запишем исходя из известного фенотипа потомства их возможные  генотипы

F1   А — В —  (пурп.,колюч.)         А — bb  (пурп., гладк.)

…….ааВ —   (белые, колюч.)        ааbb  (белые, гладк.)

   Теперь,  самые главные сведения, которые мы можем извлечь из всего вышеизложенного:

       а) так как среди потомства есть растения с гладкими коробочками (а это рецессивный признак), то генотипы обоих родителей  обязательно должны иметь ген b. То есть мы уже можем и в генотип второго родителя вписать b (маленькое): А-Вb;

      б) так как среди потомства есть растения с белыми цветками (а это рецессивный признак), то генотипы обоих родителей должны иметь ген а (маленькое);

4) только теперь мы можем уже полностью выписать генотипы обоих родителей: ..…        ………………….. Ааbb      и               АаВb   и   производимые ими………………………………………….

гаметы:     ….    Аb, аb     и         АВ, Аb, аВ, аb

5) поскольку по условию задачи в потомстве были обнаружены все возможные сочетания признаков растений:

………….«с пурпурными цветками и колючими коробочками,

…………..с пурпурными цветками и гладкими коробочками,

…………..с белыми цветками  и     колючими коробочками,

…………..с белыми цветками  и      гладкими коробочками»,

то это возможно лишь при независимом наследовании признаков;

6) поскольку мы определили, что признаки не сцеплены и наследуются независимо друг от друга, то необходимо  произвести  все возможные сочетания скрещиваний имеющихся гамет. Удобнее всего произвести запись используя решетку Пеннета. В нашей задаче она будет, слава богу, не классическая   (4 х 4 = 16), а  всего 2 х 4 = 8:

 G:              АВ                        Аb                        аВ                      аb

Аb            ААВb                    ААbb                     АаВb                  Ааbb

…………..пурп.колюч        пурп.гладк             пурп.колюч          пурп.гладк

ав           АаВb                     Ааbb                     ааВb                   ааbb

………….пурп.колюч        пурп.гладк              бел.колюч             бел.гладк

7) распределение  в потомстве будет

по генотипу:    1 ААВb : 1 ААbb : 2 АаВb : 2 Ааbb : 1 ааВb : 1 ааbb

по фенотипу:   3/8 — пурпурные колючие (А-Вb);

…………………..3/8 — пурпурные гладкие (А-bb);

…………………..1/8 — белые колючие (ааВb);

…………………..1/8 — белые гладкие (ааbb).

          Задача 3. Совсем простая, если разбираться в смысле генетической терминологии 

От скрещивания 2-х сортов ячменя, у одного из которых колос двурядный плотный, а у другого — многордный рыхлый, получили гибриды F1, с двурядным рыхлым колосом. Какие результаты по фенотипу и генотипу получатся в возвратных скрещиваниях, если наследование признаков независимое? Составьте схемы скрещиваний.

Поскольку сказано, что скрещивали сорта ячменя (да чего угодно, «фигурирует» слово сорт), значит речь идет о гомозиготных организмах по обоим изучаемым признакам. А какие признаки здесь рассматриваются:

а) форма колоса и  б) его качество. Да еще и сказано, что наследование признаков независимое, значит мы можем применить  выкладки, следуемые из 3-го закона Менделя для дигибридного скрещивания.

Также сказано и то, какими признаками обладали гибриды в F1 . Они были с двурядным рыхлым колосом — значит эти признаки и являются доминантными над многорядностью и плотностью колоса. Поэтому мы можем теперь  вводить обозначения аллелей генов этих двух изучаемых признаков и не ошибемся в правильности использования больших и малых букв алфавита.

Обозначим:

аллельный ген двурядного колоса А, а многорядного — а;
аллельный ген рыхлого колоса В, а плотного — b,
тогда генотипы исходных двух сортов ячменя будут выглядеть так: ААbb и aaBB. От их скрещивания   в F1  получатся гибриды: AaBb.

Ну а теперь уж провести возвратные скрещивания гибридов AaBb с каждой из исходных родительских форм по отдельности с AAbb, а потом и с aaBB, уверен, ни для кого не составит труда, не правда ли?

                                  Задача 4. «Не рыжий, вовсе я не рыжий, не рыжий я, а  золотой»

Женщина с карими глазами и рыжими волосами вышла замуж за мужчину с не рыжими волосами и голубыми глазами. Известно, что у отца женщины глаза были карие, а у матери — голубые, у обоих — рыжие волосы. У отца мужчины были не рыжие волосы и голубые глаза, у матери — карие глаза и рыжие волосы. Какими являются генотипы всех указанных людей? Какими могут быть глаза и волосы у детей этих супругов?

Аллельный ген, ответственный за проявление карего цвета глаз обозначим А (это всем хорошо известно, что карий цвет глаз доминирует над голубым цветом), а аллельный ему ген голубых глаз, соответственно, будет а. Обязательно одна и та же буква алфавита, так как это один признак — цвет глаз.

Аллельный ген не рыжих волос (цвет волос — второй изучаемый признак) обозначим В, так как он доминирует над аллелем, отвечающим за проявление рыжей окраски волос — b.

Генотип женщины с карими глазами и рыжими волосами мы можем записать сначала неполностью, а так А-bb. Но так как сказано, что её отец был кареглазый с рыжими волосами, то есть с генотипом А-bb, а мать её была голубоглазая и тоже с рыжими волосами (ааbb), то второй аллель женщины при А мог быть только а, то есть её генотип будет Ааbb.

Генотип голубоглазого мужчины с не рыжими волосами можно сначала записать так: ааB-. Но так как у его матери были волосы рыжие, то есть bb, то второй аллельный ген при В у мужчины мог быть только b. Таким орбразом, генотип мужчины запишется aaBb. Генотипы его родителей: отца — aaB-; матери — А-bb.

Дети от брака анализируемых супругов Ааbb x aaBb (а гаметы соответственно: Ab, ab и aB, ab) будут с равновероятными генотипами AaBb, Aabb, aaBb, aabb или по фенотипу: кареглазые не рыжие, кареглазые рыжие, голубоглазые не рыжие, голубоглазые рыжие в соотношении 1:1:1:1.

                                             Задача 5.  Когда чистить зубы бесполезно

Потемнение эмали зубов определяется двумя доминантными генами, один из которых находится в аутосоме, второй в Х-хромосоме. В семье родителей, которые имеют темные зубы, родились девочка и мальчик с нормальным цветом зубов. Определить вероятность рождения следующего ребенка без аномалии, если темные зубы матери определены геном сцепленным с Х-хромосомой, а темные зубы отца — аутосомным геном. Определить генотип здоровых детей.

Хотя эта задача не самая тривиальная по условию, но   все же это простая задача на «обычное» дигибридное скрещивание. Почему же тогда пишу «обычное» в кавычках?  Потому что на самом деле не совсем обычное. Признак то изучается как-будто один (цвет эмали зубов), но за проявление цвета эмали   зубов отвечают разные пары аллельных генов, к тому же они несцепленные, поэтому к этой задаче полностью применимы условия обычного дигибридного скрещивания.

Введем обозначения: пусть А — аутосомный аллельный ген, ответственный за потемнение зубов, тогда а — аутосомный аллельный ген белых зубов. ХВ — другой аллельный ген, сцепленный с полом, ответственный за потемнение зубов, тогда Xb —  аллельный ему ген белых зубов.

Сказано, что темные зубы у матери связаны с наличием аллеля ХВ, а темные зубы отца — с аутомным геном А. Тогда предварительно генотипы родителей матери и отца буду выглядеть так:   ааХВХ-   и   АXbY.

Поскольку у них родились и девочка, и мальчик с белыми зубами, то есть с генотипами ааХbXb и ааXbY, то у отца недостающий аллельный ген при А мог быть только а, а у матери  при ХВ — только Хb.

Итак, мы нашли полностью генотипы родителей — это aaXBXb    и  AaXbY.

Мать образует два  «сорта» яйцеклеток: aXB и аХb.

Отец образует четыре «сорта» сперматозоидов: AXbaXbAY, aY.

У них могут родиться девочки со следующими генотипами:

AaXBXbAaXbXbaaXBXb, aaXbXb. то есть на 3 с темными зубами, одна с белыми.

И мальчики с такими генотипами: AaXBY,AaXbY,aaXBY,aaXbY, тоже на 3 мальчика с темными зубами, один мальчик с белыми.

Таким образом, вероятность рождения в такой семье детей с белыми зубами равна одной четверти или 25%.

            Задача 6.  Самая, самая распространенная: на цвет глаз у правшей и левшей

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой над леворукостью, причем гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше, какое потомство в отношении указанных признаков можно ожидать в такой семье? Рассмотрите случай когда юноша гетерозиготен по обоим признакам.

Эта задача на самое  обычное  дигибридное скрещивание по Менделю,  так как нам предлагается проследить закономерности наследования  не одного, а одновременно двух признаков, находящихся к тому же как раз в разных парах гомологичных хромосом  (так как по условию задачи сказано, что они наследуются не сцеплено).

Поэтому нам   нужно пользоваться для обозначения генотипов этих признаков двумя разными буквами алфавита. Как всегда, обозначим большими буквами доминантные признаки, а маленькими буквами – рецессивные. Пусть буквой  А большое и  а малое обозначим аллели ответственные за цвет глаз, а буквой В большое и b малое аллели преимущественного владения  правой или левой рукой.

Тогда генотипы людей с разными признаками будут выглядеть так: А- карие глаза; аа голубые глаза. В- правша; bb левша.

Как  выглядят генотипы родителей: про генотип юноши сказано, что он гетерозиготен по обоим признакам, значит его генотип будет АаВb. Генотип его супруги, наоборот,  дигомозиготен по обоим рецессивным признакам аавв.

Итак, мы выяснили генотипы родителей и можем составить схему решения задачи:

P(генотипы родителей):     ♀аabb          х           ♂AaВb

G (гаметы)             матери:   аb;    отца:         AB, Ab, aB,ab 

F (генотипы детей): от случайных сочетаний гамет возможно всего 4 равновероятных  генотипа:  АаВb,  Aabb,  aaBb,  ааbb. 

Или по фенотипу будут дети  1 карегл.правша : 1кареглаз.левша : 1 голубогл.правша : 1голубогл.левша.  

Ответ: в этой семье вероятность рождения голубоглазых левшей с генотипом ааbb равна одной четвертой или 25%.

                                          Задача 7. Про кровь и пигментацию кожи

У людей резус отрицательность и альбинизм — рецессивные признаки. А резус положительность и нормальная пигментация — доминантные. Резус положительная мать с нормальной пигментацией вышла замуж за резус отрицательного альбиноса. Какова вероятность рождения альбиноса с резус отрицательной кровью?

Обозначим:

А — аллельный ген нормальной пигментации кожи; а — аллельный ген альбинизма.

R — аллельный ген резус положительной крови; r — аллельный ген резус отрицательной крови;

Мать фенотипически имеет оба признака доминантные, но тогда у неё неизвестны вторые аллели обоих генов, так как они могут быть и рецессивными. То есть её генотип сначала можем записать так: A-R-. Генотип отца только ааrr.

Тогда мы видим, от родителей с такими генотипами может родиться альбинос с резус отрицательной кровью только в том случае, если мать гетерозиготная АаRr по обоим признакам.

P:.AaRr      x    ♂   aarr
G: AR, aR, Ar, ar………….ar
F1:  AaRr, Aarr, aaRr, aarr, то есть  1:1:1:1 по генотипу и 1:1:1:1 по фенотипу: 1 c нормальной кожей резус положительный : 1 с нормальной кожей резус отрицательный : 1 альбинос резус положительный : 1 альбинос резус отрицательный.

Таким образом, вероятность появления детей альбиносов с резус отрицательной кровью равна 25%.

Задача 8. Про норок с разной длиной и окраской шерсти, но с неполным доминированием.

У норок длина шерсти и её окрас наследуются независимо. От скрещивания дигомозиготных короткошерстных темных норок с дигомозиготными длинношерстными белыми рождаются короткошерстные норки со светлой окраской меха и черным крестом на спине (кохинуровые норки). При скрещивании гибридов F1 между собой получили 64 норки.Определите, сколько среди них было длинношерстных кохинуровых норок, если расщепление соответствовало теоретически ожидаемому.

В этом задании, главное, понять не только то,  что она на дигибридное скрещивание, но и то, что один из признаков (цвет шерсти) наследуется по типу неполного доминирования.

Если с наследованием длины шерсти разобраться просто (поскольку от скрещивания гомозиготных короткошерстных с гомозиготными длинношерстными все особи получаются короткошерстными, значит это и есть доминантный признак), то надо знать, что признак «коринуховости» появляется при промежуточном наследовании (неполное доминирование) от скрещивания норок со светлым и темным мехом.

Обозначим: А — темная окраска шерсти, а — светлая (белая) окраска шерсти. Тогда особи с генотипом Аа будут иметь коринуховую окраску шерсти. В — короткая шерсть, b — длинная шерсть.

Решение:
P1: AABB * aabb
G: AB……..ab
F1: AaBb — все коринуховые короткошерстные.

P2: AaBb * AaBb

Надо построить решетку Пеннета 4х4 с гаметами по вертикали и горизонтали (AB,Ab,aB,ab). Получим обычное Менделевское независимое наследование. Только в двух из 16 ячеек мы будем иметь генотипы Aabb коринуховых длинношерстных норок. Значит из 64 родившихся особей теоретически их будет 8 штук.

   Задача 9. Один из указанных признаков довольно «экзотический», но какая простая задача

У человека способность ощущать вкус фенилтиомочевины (ФТМ) является доминантным признаком, а темный цвет волос доминирует над светлым. Не ощущающий вкуса ФТМ брюнет, отец которого был блондином, женился на ощущающей вкус ФТМ блондинке, мать которой не ощущала вкуса ФТМ.
Какова вероятность рождения от этого брака блондина, не способного ощущать вкус ФТМ. Что более вероятно в этом браке: рождение брюнета, не способного ощущать вкус ФТМ или блондина, способного ощущать этот вкус?

 Обозначим: А — ощущающий вкус  ФТМ, а — не ощущающий; В — темный цвет волос, b — светлые волосы.

Известно, что мужчина не способен ощущать вкус  ФТМ, значит, он гомозиготен по этому признак (аа). И так как он брюнет, но отец его был блондином, значит, этот мужчина по цвету волос является гетерозиготным (Вb) и его генотип будет: ааBb.

Известно, что его жена блондинка, значит она гомозигота по этом признаку (bb), а так как ее мать не ощущала вкуса ФТМ, то по этому признаку генотип женщины является гетерозиготным (Аа). Значит генотип женщины: Aabb.

P: aaBb…. х ….Aabb
G: aB,ab… …. Ab,ab
F: AaBb,  Aabb, aaBb, aabb

Всех возможных сочетаний потомков в этом браке по 25%.

        Задача 10. Какая большая должна быть семья, чтобы найти генотипы потомства.

Известно, что ген вьющихся волос доминирует над геном гладких, а ген, обуславливающий нормальную пигментацию, над геном альбинизма. У родителей, имеющих нормальную пигментацию кожи и вьющиеся волосы, родился альбинос с гладкими волосами. Какова вероятность рождения детей с вьющимися волосами.

Обозначим: А — вьющиеся волосы, а — гладкие; В — нормальная пигментация кожи, b — альбинизм.

Чтобы в этой семье мог появиться ребенок альбинос аа с гладкими волосами bb, оба родителя были дигетерозиготными.

P: AaBb x AaBb

Это самое обычное дигибридное скрещивание по Менделю (когда изучаются все возможные генотипы и фенотипы образующихся потомков). Надо построить решетку Пеннета 4 гаметы х 4 гаметы и получится 16 клеточек генотипов потомков. Эти 16 генотипов можно сгруппировать в 4 фенотипических класса:

9A-B-: 3A-bb: 3aaB-: 1aabb (где черточки, как вы помните  означают фенотипический радикал и могут представлять собой как доминантный аллель  данного гена, так и рецессивный).

Итак, получим на 9 детей с вьющимися волосами и нормальной пигментацией кожи будет приходиться 3 ребенка альбиноса с вьющимися волосами, 3 ребенка с гладкими волосами и нормальной кожей и 1 ребенок альбинос с гладкими волосами.

Значит, вероятность рождения детей с вьющимися  волосами будет равна (9 + 3)/16 или 12/16, или 3/4, то есть 75%.

     Задача 11. Дигибридное скрещивание, но один из признаков с неполным доминированием.

Родители имеют II(A) и III(В) группы крови. У них родился ребенок с I(0) группой крови и больной серповидно-клеточной анемией (наследование аутосомное с неполным доминированием, не сцепленное с группами крови). Определите вероятность рождения больных детей с III группой крови. 

Обозначим аллельный ген, ответственный за проявление анемии а-малое, а норму — А.

В гомозиготном состоянии аа болезнь протекает очень тяжело и люди с таким генотипом не доживают до времени вступления в брак. Но, так как у родителей в данной задаче родился анемичный ребенок с генотипом  аа, значит они оба были по этому признаку гетерозиготными Аа.

И по группам крови они оба гетерозиготы (АО и ВО), так как их ребенок с первой группой крови ОО.

Поскольку от скрещивания АО х ВО вероятность рождения ребенка с третье группой крови ВО равна 1/4 и от скрещивания Аа х Аа вероятность появления анемичного ребенка с генотипом аа равна 1/4, то, чтобы найти вероятность, рождения анемичных детей с третьей группой крови, надо эти две величины вероятностей перемножить и мы получим ответ: 1/16 или 6,25%.

                                      Задача 12. Какой бывает «дурманящий» дурман.

Растение дурман с пурпурными цветками(А) и гладкими коробочками(в) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение и характер наследования признаков.

Поскольку ничего не сказано о расстоянии между генами, ответственных за проявление изучаемых признаков, значит в задании речь идет о независимом наследовании по Менделю.

Итак, обозначим: А — пурпурные цветки, а — белые; В — колючие коробочки, b — гладкие коробочки.

Как от родителей с пурпурными цветками могло появиться потомство с белыми цветками? Только в том случае, если обе родительские формы по данному признаку являются гетерозиготными (Аа).

Понятно, что генотип первого родителя мог быть только Ааbb. Генотип второго — пока запишем АаВ- (то есть второй аллель в генотипе этого растения с колючими коробочками мог быть как В, так и b). Теперь снова обратим внимание на фенотипы потомства. Так как среди потомства были растения не только с колючими (BB или Bb), но и с гладкими коробочками (то есть с генотипом bb), то понятно, что генотип второго родителя мог быть только гетерозиготным по обоим признакам AaBb.

P:… Aabb….*… AaBb

G:. Ab,ab…….AB,Ab,aB,ab

F: AABb,AAbb,2AaBb,2Aabb,aaBb,aabb, то есть по генотипу получается соотношение 1:1:2:2:1:1.

Задача 13. Самая распространенная, но согласитесь, есть своя «изюминка».

У голубоглазого темноволосого отца и кареглазой светловолосой матери 4 детей, каждый из которых отличается от другого по одному из данных признаков. Определить генотип и фенотип родителей и детей, если светловолосость и голубоглазость рецессивные признаки.

Обозначим: А — карие глаза, а — голубые; В — темные волосы, b — светлые волосы.

Сначала запишем возможные генотипы родителей. Генотип отца мог быть: ааВ-. Генотип матери: А-bb (прочерки означают — радикал, то есть то, что вторые аллели у родителей с такими фенотипами могли быть любые).

Поскольку все четверо детей отличаются друг от друга фенотипически, то это возможно только в том случае, если родители образуют по два сорта гамет (2 х 2 = 4). Поэтому генотипы родителей будут aaBb и Aabb.

P: aaBb * Aabb

G:aB,ab…Ab,ab

F1: AaBb, Aabb, aaBb, aabb (кареглазый темноволосый, кареглазый светловолосый, голубоглазый темноволосый, голубоглазый светловолосый).

________________________________________________________________________

Да, теперь вы сами видите какие неравноценные по сложности могут быть задания. Несправедливо, да несправедливо, отвечаю я, как репетитор ЕГЭ по биологии. Нужна удача, да нужна удача!

Но согласитесь, что удача окажется полезной лишь для тех, кто реально «в теме». Без знания законов наследственности Грегора Менделя невозможно решить и первое задание, поэтому вывод может быть один: «учиться, учиться и учиться».

В следующей статье репетитора биологии по Скайп разберем задачи на сцепленное наследование, которые правильно решают еще меньшее количество учащихся.

Для тех, кто хочет быстро разобраться как надо решать задачи по генетике, могу предложить мою платную книжицу.

***************************************

У кого будут вопросы по решению представленных генетических задач к репетитору биологии по Скайпу, обращайтесь в комментариях. Можете написать Вашу задачу. Задачи решаю платно.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | аллельные геныгаметыгенетикагенотипгетерозиготностьгомозиготностьдигибридное скрещиваниеЗадания линии С6задачи на дигибридное скрещиваниенеаллельные генынезависимое наследование признаковрепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиирешетка Пеннетасочетание гаметфенотип потомствахарактер наследования признаков | Отзывов (65)
Отзывов (65)
  1. Алена

    Здравствуйте, помогите пожалуйста в решении задачи!!!
    Скрещивая растения левкоя с фиолетовыми цветками с растением, имеющим белые цветки, садовод обнаружил в первом поколении 102 растения с фиолетовыми, 109 с красными, 231 с кремовыми и 420 с белыми цветками. От самоопыления родительского белоцветкового растения все растения оказались с белыми цветками. При самоопылении родительского растения с фиолетовыми цветками в F1 обнаружилось расщепление в отношении: 27/64 с фиолетовыми : 9/64 с красными : 12/64 с кремовыми : 16/64 с бе­лыми цветками. Объясните расщепления. Как наследуется окраска цветков у левкоев? Определите генотипы всех растений, использованных в скрещиваниях.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Алена! Как было бы просто, если бы эта задача была (как Вы подумали) на дигибридное скрещивание! Это задание из разряда взаимодействия неаллельных генов, отвечающих за один признак. К тому же, для решения этой задачи надо хорошо разобраться и с комплементарным, и с эпистатическим взаимодействием генов (оба эти типа взаимодействий «засунули» в эту задачу). У меня на блоге продается книжица «Задачи по генетике на взаимодействие неаллельных генов«. В ней не только приводится подробное разъяснение решения этой задачи, но есть и вводная часть. Во введении я постарался в доступной форме изложить материал по всем типам взаимодействия неаллельных генов.

      Ответить
  2. Александра

    Здравствуйте. Помогите пожалуйста с задачей. Белозерный сорт овса скрещивался с чернозерным. Гибриды оказались чернозерными. При скрещивании гибридов между собой получились примерно 3000 черных, 752 серых и 250 белых. Сколько черных зерен среди потомства второго поколения полностью гомозиготны.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Александра! Эта задача не на дигибридное скрещивание (где же здесь два изучаемых признака, признак один — цвет зерна овса). Но при моногибридном скрещивании мы должны были бы получить от скрещивания гибридов во втором поколении всего два фенотипа потомства в соотношении 3:1. Здесь же мы видим соотношение потомства, близкое к 12:3:1. Читайте мою статью в каком случае возможно такое соотношение фенотипов в потомстве от скрещивания гибридов между собой (это доминантный эпистаз).

      Ответить
  3. Нина

    Уважаемый преподаватель! Вы делаете качественный ресурс, наверняка востребованный. Небольшое уточнение по поводу интерпретации ответов (задачи на дигибридное скрещивание): получаете, например, вероятность рождения с таким-то признаком [Вы считаете в СЕМЬЕ?] 25%, а ведь это вероятность рождения для каждого ребёнка рассчитана, а не % от всех детей с таким признаком в данной семье.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Нина!
      Извините, но я не понял в чем заключается Ваше дополнение? Да, действительно, 25% — это теоретически рассчитанная вероятность рождения ребёнка с таким-то фенотипом в данной семье. Может быть Ваше замечание касается какой-то конкретной задачи?

      Ответить
  4. елена

    Решите, пожалуйста, задачу. У здоровой голубоглазой матери родители которой были голубоглазыми и здоровыми и больного дальтонизмом кареглазого отца гомозиготного по цвету глаз родились 2 дочери и 2 сына. Составьте схему решения задачи и объясните результат.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Обозначим аллели признаков: А — карий цвет глаз, а — голубой; ХD — нормальное цветовое зрение, Хd — дальтонизм. В этом задании придется рассматривать два варианта решения. Генотип отца мы можем сразу записать однозначно, так как он гомозиготен по цвету карих глаз и дальтоник ААХd. А генотип матери может быть aaXDXD, так и aaXDXd — в обоих случаях она голубоглазая и имеет нормальное цветовое зрение, но во втором случае является носительницей дальтонизма. Почему это так? Из задания нам известно, что её оба родителя имели нормальное цветовое зрение, значит от своего папы она могла унаследовать только XD, а от мамы как XD так и Xd.
      Первый вариант решения задачи.
      P: aaXDXD .*. AAXdY
      G: aXD …….AXd,AY
      F1: AaXDXd — все девочки кареглазые, с нормальным цветовым зрением. AaXDY — все мальчики кареглазые с нормальным цветовым зрением.
      Второй вариант решения задачи.
      P: aaXDXd… * ..AAXdy
      G: aXD,aXd…….AXd,AY
      F: AaXDXd,AaXdXd — все девочки кареглазые, но 50% дальтоники, а 50% с нормальным цветовым зрением.
      AaXDY, AaXdY — все мальчики кареглазые, но 50% дальтоники, а 50% с нормальным цветовым зрением.

      Ответить
  5. Юлия

    Добрый вечер, Борис Фагимович!
    Помогите пожалуйста с решением! У лошадей рост и окрас шерсти наследуются независимо. От скрещивания дигомозиготных высоких гнедых (рыжих) лошадей с дигомозиготными низкими альбиносами рождаются высокие жеребята с золотисто-желтым окрасе туловища при почти белых гриве и хвосте (окрас «паламино»). При скрещивании гибридов F1 между собой получили 32 жеребенка. Определите, сколько среди них было низких гнедых жеребят, если расщепление соответствовало теоретически ожидаемому.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Юлия!
      Сначала мы должны понять как наследуются признаки в этом задании на дигибридное скрещивание. Мы видим, что по первому признаку (рост лошадей) аллельные гены роста взаимодействуют по типу полного доминирования (от скрещивания высоких с низкими всё потомство получается высокорослым). А вот по второму признаку (окраска шерсти) здесь наблюдается неполное доминирование гнедой (рыжей) окраски над альбиносами, так как потомство от гнедых с альбиносами имеет иной окрас шерсти, чем у родителей: паламино.
      Введем обозначения: А — высокие, а — низкие; В — гнедые, b — альбиносы (Bb — паламино).
      Р: AaBb…….. x…. AaBb
      G: AB,Ab,aB,ab….AB,Ab,aB,ab. Далее надо построить решетку Пеннета 4х4 и проанализировать расщепление по генотипу (именно по генотипу, а не по фенотипу), которое будет 4:2:2:2:2:1:1:1:1 или 4/16 АаВb, 2/16 ААВb, 2/16 АаВВ, 2/16 Ааbb, 2/16 ааВb, 1/16 ААbb, 1/16 ААВВ, 1/16 ааВВ, 1/16 ааbb. Низкие гнедые жеребята — это особи с генотипом aaBB и их, как мы видим, всего 1 особь из 16. Значит из потомства в 32 жеребенка искомых особей будет 2.
      Оплатить 100 рублей за решение этой задачи можно здесь.

      Ответить
  6. Ольга

    Здравствуйте, Борис Фагимович!! Помогите, пожалуйста, двум молодым специалистам разобраться в задаче по генетике:
    От скрещивания двух зеленых растений кукурузы было получено 78 зеленых и 24 белых растения (альбиносы). При самоопылении одного из исходных зеленых растений получили 318 зеленых и 102 белых растений, а при самоопылении другого исходного зеленого растения — 274 зеленых и 208 белых. Каковы генотипы исходных зеленых растений? Объясните результаты скрещивания.
    Заранее благодарим.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Ольга! Как же так: сразу двое молодых специалистов умудрились эту задачу поместить к статье на дигибридное скрешивание? Изучается один признак — цвет. Поскольку видим, что задание невозможно решить как на обычное моногибридное скрещивание, ищем какие-либо подсказки. Самым «необычным» выглядит расщепление 274 к 208. Именно расщепление 274 к 208 очень близко к соотношению 9:7. А мы знаем, что такое расщепление бывает при комплементарном взаимодействии генов.
      Как проявляется комплементария в данном случае? Обозначим: буквой А первый ген, ответственный за проявление зеленой окраски, а — аллельный ему ген белой окраски; буквой В — второй ген, ответственный за проявление зеленой окраски, b — аллельный ему ген белой окраски. Понятно, что при комплементарии ни ген А, ни ген В в отдельности не обеспечат проявления зеленой окраски, а для этого необходимо их совместное нахождение в генотипе одного организма.
      P: AABb …x… AaBb (зеленая кукуруза х зеленая кукуруза)
      G: AB,Ab…..AB,Ab,aB,ab
      F: AABB,AABb,AaBB,AaBb,AABb,AAbb,AaBb,Aabb — только два генотипа из 8-ми (AAbb,Aabb) обеспечат белую окраску, то есть 25% (что очень близко к полученному в задаче соотношению 78:24).
      P: AABb x AABb (самоопыление у первого растения)
      G: AB,Ab…AB,Ab
      F: AABB,AaBb,AABb,AAbb (только последний генотип из четырех дает белые растения, то есть соотношение 3:1, что близко к 318:102).
      P: AaBb……x…… AaBb (самоопыление у второго растения)
      G: AB,Ab,aB,ab…..AB,Ab,aB,ab
      F: Строим решетку Пеннета как для обычного дигибридного скрещивания (4х4) и получим 9A-B-: 3A-bb: 3aaB-: aabb или 9 зеленых : 7 белым (274 : 208).

      Ответить
  7. Зена

    Здравствуйте. Я не могу решить задачу, буду благодарна, если вы окажете помощь.
    Любитель голубей скрестил черного самца с мохнатыми ногами с такой же самкой и получил потомство – 15 птенцов: 8 черных с мохнатыми ногами, 2 бурых с мохнатыми ногами, 4 черных с голыми ногами и 1 бурого с голыми ногами. Гены двух признаков не сцеплены. Определите:
    1) генотипы родителей,
    2) генотипы потомков,
    3) закономерность наследования признаков.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Зена. Это самая обыкновенная задача на дигибридное скрещивание, когда в потомстве от скрещивания дигетерозигот мы получаем расщепление 9:3:3:1 (3-й закон Менделя). Вас может быть смутило расщепление в этой задаче 8:2:4:1? Так Мендель то, чтобы выявить статистически доказанный закон независимого наследования признаков, получил потомство от 8 тысяч скрещиваний (для получения репрезентативной выборки), а ваш любитель голубей получил потомство от одной пары голубей — 15 особей.
      Итак, если мы обозначим А — аллельный ген черной окраски оперения, а — аллельный ему ген бурой окраски; В — мохнатые ноги, b — голые ноги, то
      1) генотипы обоих дигетерозиготных родителей будут AaBb.
      2) 8 птенцов будут иметь генотипы A-B- (черточка означает «радикал», то есть в этом месте после А может быть любой аллель как А — большое, так и а-малое; а после В может быть как В — большое, так и b — малое). 2 птенца будут иметь ганотипы aaB-. 4 птенца — с генотипами A-bb и 1 птенец с генотипом aabb.
      3) 3-й закон Менделя — закон независимого наследования признаков: если при дигибридном скрещивании два изучаемых признака находятся в разных парах гомологичных хромосом, то они наследуются независимо друг от друга.

      Ответить
  8. Антон

    Здравствуйте, уважаемый Борис Фагимович! От всех школьников, студентов и не только хочу выразить Вам огромную благодарность за то, что помогаете нам. Ваши советы, решения очень помогают.
    Вот и я сейчас прошу помощи в решении задачи.
    При скрещивании полосатых кур с розовидным гребнем с черными петушками, также имеющими розовидный гребень, в потомстве получено 20 полосатых петушком и 20 черных курочек. при этом 15 петушков и 15 курочек имеют розовидный гребень, а 5 петушков и 5 курочек имеют листовидный гребень. Определите генотипы родителей и потомков.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Антон!
      Вероятно сложность в решении Вами этого задания связана с тем, что эта задача не просто на дигибридное скрещивание: а) поскольку окрас оперения наследуется по разному у разных полов, значит этот признак сцеплен с полом; б) и, к сведению, наследование всех форм гребня у кур-петухов (розовидный, гороховидный, ореховидный, листовидный) происходит по особому типу комплементарного взаимодействия генов (кооперация), так как за формирование этих четырех фенотипов отвечает две пары генов. А вот за формирование только розовидного и листовидного гребня отвечает одна пара аллельных аутосомных (а не сцепленных с полом) генов.
      Обозначим: А — аллельный ген, отвечающий за проявление розовидного гребня, а а-малое — аллельный ему ген, отвечающий за проявление листовидного гребня; ХВ — аллель полосатого оперения, Хb — аллель, отвечающий за черный цвет оперения. Помним, что у птиц женский пол гетерогаметный, а мужской — гомогаметный.
      P: курица AaXBY…… *..петух AaXbXb
      G: ….AXB,AY,aXB,aY………..AXb,aXb
      F1: AAXbY, 2AaXbY, aaXbY — курочки все черные, 3/4 с розовидным гребнем, а 1/4 — с листовидным.
      AAXBXb,2AaXBXb,aaXBXb — петушки все полосатые, 3/4 с розовидным гребнем, а 1/4 — с листовидным.

      Ответить
  9. Катя

    У человека карий цвет глаз доминирует над голубым (а), а способность лучше владеть правой рукой – над леворукостью (в), причем гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Мать – кареглазая правша, гетерозиготная по обоим признакам, отец – кареглазый левша. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье правшей с карими глазами.
    прошу помогите! спасибо заранее!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Обозначим: А — карие глаза, а — голубые. В — правша, b — левша. Генотип матери нам известен — она дигетерозигота AaBb, а отец может быть AAbb (гомозиготен) или Aabb (гетерозиготен по цвету глаз), поэтому надо решать как две задачи.
      1.P: AaBb….. x.. AAbb
      G: AB,Ab,aB,ab……Ab
      F1: AABb,AAbb,AaBb,Aabb (то есть в этом случае вероятность рождения правшей с карими глазами 50% — это генотипы AABb и AaBb).
      2.P: AaBb….. x.. Aаbb
      G: AB,Ab,aB,ab….Ab,ab
      F1: AABb,AAbb,AaBb,Aabb,AaBb,Aabb,aaBb,aabb (а в этом случае вероятность рождения правшей с карими глазами примерно 38% — это генотипы AABb и 2AaBb).

      Ответить
  10. Алёна

    Здравствуйте Борис Фагимович!
    Помогите пожалуйста решить задачу.
    У свиней белая щетина доминирует над чёрной, а наличие серёжек — над их отсутствием. определить генотип белого хряка с серёжками: если при спаривании его с любыми свиноматками рождается белое потомство с серёжками; если при спаривании другого такого хряка с чёрными свиноматками без серёжек рождается 50% белых поросят с серёжками и 50% чёрных поросят с серёжками.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте Алена!
      Таких составителей заданий — гнать бы надо подальше от составления задач. У свиней на самом деле окраска шетины связана с эпистатическим взаимодействием неаллельных генов (то есть за окраску отвечает не одна пара аллельных генов, а две пары https://biorepet-ufa.ru/osnovy-genetiki/vzaimodejstvie-neallelnyx-genov.html). Ну да ладно, раз составлена такая задача будем ее решать.
      Обозначим А — аллельный ген, отвечающий за проявление белой щетины, а — аллельный ему ген черной щетины. В — наличие сережек, b — отсутствие сережек.
      Генотип первого белого хряка с сережками может быть записан так A-B- (то есть это могут быть особи с генотипами: AABB – дигомозиготные по обоим доминантным признакам, AABb, AaBB — гомозиготные по одному признаку и гетерозиготные по другому признаку или дигетерозиготные АaBb).
      Но раз в вопросе говорится о том, что при спаривании его с любыми свиноматками (то есть даже и с особями, имеющими рецессивные признаки, например, дигомозиготой по рецессиву aabb) все равно рождаются только белые потомки с серёжками, а, значит, с генотипами A-B- (то есть ни у кого из потомков не встретятся гаметы aa или bb вместе), значит генотип первого хряка был однозначно только дигомозиготным по доминантным признакам AABB.
      Про второго хряка сказано, что по фенотипу он был такой же белый с сережками, но раз при скрещивании его с черными свиноматками без сережек (то есть с генотипом aabb) рождаются и белые поросята с сережками (A-B-), и черные поросята с сережками (aaB-), причем в соотношении 1:1, значит генотип второго хряка мог быть только AaBB.
      P: aabb * AaBB
      G: ab…….AB,aB
      F: AaBb, aaBb – белые поросята с сережками и черные поросята с сережками по 50%.

      Ответить
  11. Вячеслав

    Я хотел бы спросить на счет 7 задачи. В условии мать: резус положит(дом)норм.пигмент(дом), а отец резус положит(дом)альбинос(рец) и в решении написанно, что его генотип *ааrr* а не *ааRr* не могу понять почему

    Ответить
    • Борис Садыков

      Вячеслав, спасибо, что указали на мою ошибку. Эта задача решена мною исходя из условия, что фенотипически отец имел резус отрицательную кровь. Если бы он имел резус положительную кровь, то задание имело бы не одно возможное решение, а несколько. Конечно у меня была ошибка в условии задания, которую я благодаря Вам теперь исправил.

      Ответить
  12. Дарья

    Здравствуйте! Будьте любезны мне помочь.
    1 Задача.
    Белый цветок опылили пыльцой красного(домин.признак)
    Найдите генотипы родительский форм F1 F2
    2 Задача.
    Рыжая кошка скрещивается с чёрным котом (доминантный признак)
    Найти генотипы родителей и их потомства F1.Рассмотрите несколько вариантов
    Огромное Спасибо!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Даша, я решаю задачи не бесплатно.
      Задача 1. Даша, разберитесь хоть чуть-чуть, что значит моно- и дигибридное скрещивание. Зачем простейшее задание на моногибридное скрещивание Вы помещаете в комментарии к дигибридному скрещиванию? Конечно в вопросе вашей задачи сделана опечатка. Надо изменить вопрос: «Найдите генотипы родительских форм Р1 и Р2». Обозначим А — аллельный ген, ответственный за проявление красной окраски цветков. а — аллельный ему ген,ответственный за проявление белой окраски.
      Р1: аа х АА (генотип этого родителя может быть гомозиготным)
      G:..a…..A
      F1: Aa — все потомство будет единоообразным и по генотипу (Аа), и по фенотипу (все красные).
      P2: aa x Aa (генотип второго родителя может быть и гетерозиготным)
      G:..a…A,a
      F2: Aa,aa будет расщепление в потомстве 1:1 и по генотипу, и по фенотипу (красные:белые).

      Задача 2. Даша, откуда эти Ваши «неправильные» задания? Черная и рыжая окраска шерсти у кошек — это признак, сцепленный с полом, а именно с половой хромосомой Х. Смотрите статью на этом блоге «Сцепленное с полом наследование» в категории «Решение генетических задач», задача № 2. Ну раз требуется несколько вариантов решения, давайте решим ее неправильно как не сцепленную с полом. Обозначим (снова пишу, что это неверно, пусть будет на совести составителей задания): А — черный цвет шерсти, а — рыжий (на самом то деле все наоборот: доминирует рыжий аллель над черным и эти аллели «сидят в Х хромосоме).
      1. P: BB x bb
      G:….B….b
      F: Bb — все котята черные.
      2. P: Bb x bb
      G:…B,b….b
      F: Bb, bb — черные и рыжие котята в соотношении 1:1.
      Я потратил почти полчаса и совсем не возражаю получить 250 рублей на свой мобильный.

      Ответить
  13. Мика

    Здравствуйте уважаемый админ! Я благодарна вам за создание такого сайта. Я учусь на фельдшера и у меня экзамен по биологии и там задачи на генетику… Я на этом сайте могу решить и проверить все задачи правильно ли я решила и если есть ошибки? то я могу исправить себя. Спасибо вам огромное. с/у Мика…

    Ответить
    • Борис Садыков

      Мика, спасибо. Желаю, чтобы учеба и будущая работа были Вам только в радость!

      Ответить
  14. альфир

    У людей темный цвет волос и карие глаза наследуются как доминантные признаки, а светлый цвет волос и голубые глаза — рецессивные признаки. Определите признаки, вид скрещивания, вероятность рождения детей с голубыми глазами и светлыми волосами в семье, где оба родителя гетерозиготны по обоим парам признаков?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Обозначим А — темный цвет волос, а — светлые волосы. В — карие глаза, b — голубые глаза.
      Нам из условия задания сразу известен генотип обоих родителей — они дигетерозиготны (AaBb).
      P: ….AaBb… *… AaBb
      G: AB,Ab,aB,ab.. AB,Ab,aB,ab
      Далее, чтобы найти генотипы и фенотипы всех возможных потомков надо построить обычную решетку Пеннета 4 х 4 для дигибридного скрещивания, в 16 клеточках которой мы получим следующее соотношение фенотипов: 9A-B- : 3A-bb : 3aaB- : 1aabb. Прочерк в записях означает, что второй аллельный ген следующий за доминантным А или B может быть любой, соответственно А или а (после А), В или b (после В). Таким образом, из 16 потомком (а для нормальной статистики их должно быть несколько тысяч, что возможно лишь при изучении потомства у растений, поэтому не иначе как «тупыми» подобные задачи на дигибридное скрещивание про потомство у людей или животных не назовешь) на 9 детей темноволосых кареглазых будет приходиться 3 ребенка темноволосых голубоглазых, 3 ребенка светловолосых кареглазых и 1 ребенок светловолосый голубоглазый (или 6,25%).

      Ответить
  15. Анастасия

    Здравствуйте Борис Фагимович ! Помогите пожалуйста с решением задачи: У отца 1 группа крови, у матери 2 группа крови, какие группы крови будут у детей?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Анастасия, Ваша задача не на дигибридное скрещивание, а на определение группы крови. Если бы вы посмотрели соответствующую статью на этом блоге, в которой все подробно расписано, то у вас не возникло бы такого простого вопроса.
      1 группа имеет генотип ОО, 2 группа АА или АО. Если мать гомозиготная, то АА * ОО и все дети будут со 2 группой АО. Если мать гетерозиготная АО, то АО * ОО и могут быть дети как с 1 группой ОО, так и со 2 гуппой АО.

      Ответить
  16. Ирина

    Здравствуйте! Помогите пожалуйста. У собак черная окраска шерсти(А) доминирует на коричневой, а висячие уши(В) — над стоячими. Скрещивали двух черных собак с висячими ушами и получили двух щенков: черного с висячими ушами и коричневого со стоячими ушами. 1.Сколько типов гамет образуется у каждого из родителей? 2.Сколько разных фенотипов может получиться от такого скрещивания? 3.Сколько разных генотипов может получиться от такого скрещивания? 4. Оцените вероятность получения в потомстве щенка с висячими ушами.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Ирина.
      В данном задании совершенно очевидно, чтобы получить потомство с рецессивными признаками, родительские генотипы должны быть только дигетерозиготными.
      P: …AaBb….. *… AaBb
      G: AB,Ab,aB,ab….AB,Ab,aB,ab
      F1: 9A-B-,3A-bb,3aaB-,aabb
      1. По 4 типа гамет AB,Ab,aB,ab.
      2. 4 фенотипа 9 особей из 16 будут A-B- — черными с висячими ушами, 3 особи A-bb — черные со стоячими ушами,3 особи aaB- — коричневые с висячими ушами и 1 особь из 16 aabb коричневая со стоячими ушами.
      3. 9 разных генотипов
      1AABB:2AABb:1AAbb:2AaBB:4AaBb:2Aabb:1aaBB:2aaBb:1aabb.
      4. Это 12 особей из 16, значит 75%.

      Ответить
      • katerina

        Здравствуйте, не могли бы Вы мне помочь с задачей?
        Ха — золотистая окраска, ХА — серебряная. От скрещивания курочки серебряной окраски с петушком такого же фенотипа часть цыплят курочек была золотой окраски. Вопросы: 1. Сколько типов гамет у петуха? 2.Сколько разных фенотипов в потомстве? 3. Какова вероятность получить золотого петушка? 4. Какова вероятность в F1 золотых цыплят курочек? 5. Какова вероятность цыпленка с генотипом матери курицы? Вероятность выразить в %.

        Ответить
        • Борис Садыков

          Следует помнить, что у птиц гомогаметный ХХ пол мужской, а гетерогаметный XY — женский.
          Поскольку по условию задачи сказано, что в потомстве от скрещивания серебряных родителей появилась часть цыплят золотой окраски, значит генотип петуха был гетерозиготным (XAXa).
          P:.XAY. * XAXa
          G: XA,Y…XA,Xa
          F1: XAY,XaY,XAXA,XAXa
          Ответы: 1. Два типа гамет XA и Xa;
          2. Два фенотипа: серебряные курочки и петушки и золотые курочки;
          3. 0%;
          4. Среди всех родившихся цыплят вероятность рождения золотых купрочек с генотипом XaY равна 25%;
          5. Цыплят с генотипом матери XAY 25% от количества всех цыплят.

          Ответить
  17. Анастасия

    Здравствуйте Борис Фагимович!
    Не могли бы вы помочь с заданием? Муж и жена имеют вьющиеся темные волосы. У них родился ребенок с кудрявыми светлыми волосами. Каковы возможные генотипы родителей?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Анастасия!
      Обозначим аллельный ген, ответственный за проявление кудрявых волос — А, аллельный ему ген, ответственный за проявление гладких волос — а. В — темные волосы, b — светлые волосы.
      По форме волос генотипы родителей были гетерозиготны Аа (волнистые волосы могут быть только при неполном доминировании А над а). В этом случае их ребенок мог родиться с кудрявыми волосами с генотипом АА.
      По цвету волос они тоже могли быть только гетерозиготами Bb, поскольку их ребенок имел светлые волосы с генотипом bb.
      Итак, генотипы обои родители одинаковые AaBb, а генотип ребенка AAbb.

      Ответить
  18. Екатерина

    Помогите, пожалуйста, в решении задачи.
    У человека ген карих глаз(А) доминирует над голубым цветом глаз, а ген цветовой слепоты рецессивный(дальтонизм-d) и сцеплен с Х хромосомой. Кареглазая женщина с норм. зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с норм. зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и определите их пол.
    Заранее спасибо.

    Ответить
    • Борис Садыков

      P: AaXDXd * aaXDY (У кареглазой женщины второй аллель а-малое, так как ее отец был голубоглазым. И при Х хромосоме тоже второй аллель d-малое, так ее отец был дальтоник).
      G: AXD,AXd,aXD,aXd…..aXD,aY
      F: AaXDXD, AаXDXd, aaXDXD,aaXDXd — девочки,
      AaXDY, AаXdY, aaXDY,aaXdY — мальчики.
      Дальтоник с карими глазами только один из восьми детей AаXdY мальчик. Вероятность его рождения равна 12,5%.

      Ответить
  19. Елена

    Доброго времени суток. Хотелось бы попросить у вас помощи в решении данной задачи.
    У совы рыжая пятнистость рецессивна по отношению к серой, а ген ночного зрения полностью подавляет ген дневного зрения. Оба гена расположены в негомологических хромосомах. Какие могут быть генотипы родителей, если в потомстве всегда оказываются совы с ночным зрением, но из них половина серых и половина рыжих?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Обозначим А аллельный ген, отвечающий за проявление серой пятнистости; а — ген рыжей пятнистости. В — ген ночного зрения; b — ген дневного зрения.
      Чтобы потомство было A-B- и aaB- , генотипы родителей могли быть только AaBb и aaBB.

      Ответить
  20. Сергей

    Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, решение задачи.
    При скрещивании томатов с красными вытянутыми и жёлтыми круглыми плодами в потомстве первого поколения получено по 25% возможных сочетаний признаков. Каким будет потомство второго поколения, если скрестить красные круглые и красные вытянутые гибриды (красный цвет и круглая форма доминируют). Заранее спасибо.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Обозначим А — аллельный ген, отвечающий за проявление красного цвета плодов томатов; а — желтый цвет. В — круглые плоды, b — вытянутые плоды.
      Чтобы в потомстве получилось 4 вида разнообразных фенотипов по 25%, каждый из родителей должен образовывать по 2 сорта гамет.
      Р: Aabb..*..aaBb
      G: Ab,ab….aB,ab
      F1: AaBb,Aabb,aaBb,aabb.
      P2:..AaBb…*….Aabb
      G:AB,Ab,aB,ab….Ab,ab
      F2: AABb,AAbb,2AaBb,2Aabb,aaBb,aabb или 3A-B-:3A-bb:1aaBb:1aabb (то есть 37,5 красных круглых, 37,5 красных вытянутых, 12,5% желтых круглых и 12,5% желтых вытянутых.

      Ответить
  21. Дар'я

    Здравствуйте, помогите пожалуйста:
    Скрещивается растение томата, гомозиготное по признакам высокого стебля красной окраски плодов с гладкой кожурой, с карликовым растением, имеющим желтые опушенные плоды. Укажите генотипы родительских растений. Определите генотип и фенотип потомства. Какая часть F2 от этого скрещивания будет иметь желтые опушенные плоды и карликовый рост? Какая часть F2 — красные гладкие плоды и высокий стебель? Какая часть F2 будет гомозиготна по всем трем признакам?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Обозначим: А — высокий стебель, а — карлик. В — красные плоды, b — желтые плоды. С — гладкая кожура, с — опушенные.
      P1: AABBCC x aabbcc
      G: ..ABC……..abc
      F1: AaBbCc — все высокие, красноплодные с гладкой кожурой.
      P2: AaBbCc x AaBbCc
      G: далее надо построить решетку Пеннета 8 гамет х 8 гамет получится 64 клеточки, куда надо вписать 64 получившихся генотипа. Лучше это делать на двух листах формата А4, а лучше на ватмане размером со стол, а лучше вообще не делать, так как только больной ум может придумать такое задание для таких же больных…
      Очевидно, что желтые опушенные плоды и карликовый рост будут иметь 1/64 часть всех растений. Красные гладкие плоды и высокий стебель будут иметь 36 растения из 64. Гомозиготными по всем трем признакам будет всего два растения из 64 — это растение с генотипом AABBCC и растение с генотипом aabbcc.

      Ответить
  22. Анастасия

    Здравствуйте, Борис Фагимович! помогите пожалуйста решить задачу.
    У человека умение лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью,а близорукость над нормальным зрением. Мужчина и женщина, оба правши, страдающие близорукостью, вступили в брак. У них родилось трое детей:близорукий правша,близорукий левша и правша с нормальным зрением.Каковы генотипы родителей?
    Заранее спасибо!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Анастасия!
      Обозначим: А — аллель, отвечающий за свойство быть правшой, а — левша. В — аллель, отвечающий за проявление близорукости, b — нормальное зрение.
      Сначала запишем генотипы родителей не полностью, а только исходя из информации о их фенотипах. Женщина: А-В-. Мужчина А-В-. «Черточки» означают, что вторые аллели генов могут быть любыми и А и а, и В и b.
      Запишем теперь, что нам известно о генотипах детей, исходя из описания их фенотипов: правша близорукий А-В-, левша близорукий ааВ-, правша с норм.зрением А-bb.
      Теперь мы видим, что оба родителя хотя и были правши, но так как у них есть ребенок левша (аа), то они оба обязательно по этому признаку являются гетерозиготными Аа. Так же мы видим, что ребенок с нормальным зрением с генотипом bb мог появиться, если они были оба гетерозиготными и по признаку зрения, то есть Bb.
      Итак, генотипы родителей были AaBb * AaBb, а генотипы детей — AaBb, aaBb, Aabb.

      Ответить
  23. Мария

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Помогите пожалуйста решить задачу.
    У человека описаны 2 формы глухонемоты, которые определяются рецессивными аутосомными не сцепленными генами.
    а) какова вероятность рождения детей глухонемыми в семье, где мать и отец страдают одной и той же формой глухонемоты и являются гетерозиготными по второму гену?
    б) какова вероятность рождения детей глухонемыми в семье, где мать и отец страдают разными формами глухонемоты и одновременно являются гетерозиготными по другому гену глухонемоты?
    в) Сколько типов гамет продуцирует отец и первой семьи?
    г) Сколько генотипов имеют дети от первого брака?
    д) сколько типов гамет продуцируют во втором случае?
    е) Сколько и какие генотипы им.дети от родителей во втором случае?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Обозначим а — аллельный ген, ответственный за проявление первой формы глухонемоты; b — аллельный ген, ответственный за проявление второй формы глухонемоты.
      а) P: aaBb * aaBb
      G: aB,ab…..aB,ab
      F: aaBB, 2aaBb, aabb все 100% глухонемые.
      б) P: aaBb * Aabb
      G: aB,ab…..Ab,ab
      F: AaBb,Aabb,aaBb,aabb — 75% глухонемые. в) 2 гаметы; г) 3 генотипа; д) 4 типа гамет (но разных 3 типа); е) 4 генотипа: AaBb,Aabb,aaBb,aabb.

      Ответить
  24. Алина

    Здравствуйте, Борис Фагимович, не могли бы вы мне помочь решить задачи:
    1. Сколько и какие типы гамет образует организм генотипа АаВbCcDd?
    2. Муж и жена имеют вьющиеся (А) и темные (В) волосы. У них родился ребенок с вьющимися (А) и светлыми (В)волосами. Каковы возможные генотипы родителей?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Алина!
      1. Сколько бы не было записано признаков (разных букв) в анализируемом генотипе, количество гамет всегда определяется по формуле 2 в степени, равной количеству гетерозиготных аллелей. В этой задаче все записанные разные признаки (их 4) являются гетерозиготными. Значит организм с данным генотипом при мейозе и образовании половых клеток образует 2 в 4 степени = 16 видов разных гамет: ABCD,ABCd,ABcD,ABcd, AbCD,AbCd,AbcD,Abcd, aBCD,aBCd,aBcD,aBcd, abCD,abCd,abcD,abcd.
      2. Здесь в условии задачи явно напутали. Если В — ген темных волос, то b — ген светлых волос (а у Вас после «светлыми» снова написано «(В)». Так как у родителей с доминантными признаками родился ребенок со светлыми волосами, то есть с генотипом bb, значит по этому признаку оба темноволосых родителя были гетерозиготными Вb. А вот по первому признаку — форме волос, родители могли быть как гомозиготными, так и гетерозиготными, то есть AABb или AaBb.

      Ответить
  25. дима

    Помогите пожалуйста.Задача: Фенилкетонурия (неспособность усвоения аминокислоты фенилаланина) и одна из форм a-гаммаглобулинонемии швейцарского типа, которая обычно ведёт к смерти до шестимесячного возраста, наблюдаются как аутосомные рецессивные признаки. Успехи современной медицины позволяют снять тяжёлые последствия нарушения обмена фенилаланина.
    Определите вероятность рождения детей, больных фенилкетонурией, и шансы на спасение новорождённых в семье, где оба родителя гетерозиготны по обеим парам признаков. Заранее большое спасибо!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Обозначим а — заболевание фенилкетонурией, А — норма, нет заболевания этой болезнью. b — гаммаглобулинонемия, В — норма.
      Р: …..AaBb…… *……. AaBb
      G: AB,Ab,aB,ab…….АВ,Ab,aB,ab
      Далее надо построить типичную для дигибридного скрещивания решетку Пеннета 4х4, анализ которой показывает, что организмы распределятся по следующим 4-м фенотипическим классам.
      F: 9A-B-, 3A-bb, 3aaB-, aabb , то есть больных фенилкетонурией родится 3/16 (это дети с генотипом 3aaB-) и они будут жить. А 4/16 или 25% (это 1/16 часть детей с генотипом ааbb плюс 3/16 с генотипом 3A-bb) не родится вовсе, так как они погибнут еще в шестимесячном возрасте от гаммаглобулинонемии.

      Ответить
  26. Анастасия

    Здравствуйте! Помогите пожалуйста! Задача на дигибридное скрещевание! 25% жёлтых гладких семян, 25% зелёных гладких семян, 25% жёлтых морщинистых семян, 25% зелёных морщинистых семян! найти: Р

    Ответить
    • Борис Садыков

      Обозначим: А — желтый цвет семян, а — зеленый; В — гладкие семена, b — морщинистые. Поскольку при скрещивании были получены все возможные четыре сочетания признаков в потомстве, причем в равном соотношении (по 25%), то это возможно в случае, когда один родитель дигетерозигота (он будет образовывать четыре сорта гамет в равном количестве), а второй гомозиготный по рецессивным признакам (он должен образовывать всего один сорт гамет).
      P:… AaBb … * aabb
      G: AB,Ab,aB,ab…..ab
      F: AaBb, Aabb, aaBb, aabb как видите, всех разнообразных по фенотипу и генотипу потомков поровну (по 25%).
      Эта задача имеет и второе решение, когда оба родителя образуют по два сорта гамет (тоже будет 4 разнообразных потомка). При этом генотипы родителей должны быть такими Aabb и aaBb.

      Ответить
  27. Denis

    Здраствуйте Борис Фагимович не могли бы вы мне помочь с задачей — Блондин с кучравыми волосами (гомозиготное состояние) женился на брюнетке с прямыми волосами (с прямыми волосами) определить возможны варианты их детей

    Ответить
    • Борис Садыков

      Денис, почему в скобках во втором случае переписаны предыдущие два слова? Предположу, что и во вторых скобках должна быть информация о состоянии аллелей признака «женился на брюнетке с прямыми волосами (гомозиготное состояние)». Если это так, то обозначив аллельный ген, отвечающий за темный цвет волос — А, за светлые волосы — а; аллельный ген, отвечающий за курчавые волосы В, за прямые — b, получим генотипы родителей:
      генотип отца ааВВ, генотип матери — ААbb.
      P: AAbb * aaBB
      G: .Ab…….aB
      F: AaBb. Если условие записано верно, что все дети будут брюнетами с курчавыми волосами.

      Ответить
  28. Сергей

    Здравствуйте Борис Фагимович!
    Помогите пожалуйста решить задачу,(я её не могу решить уже месяц).
    Вот она:
    Спрогнозируйте вероятность рождения ребёнка с кудрявыми, рыжими волосами в семье, где оба родителя имеют волнистые, тёмные волосы,а у их матерей — волнистые, рыжие волосы. Учтите, что у человека ген кудрявых волос доминирует над геном прямых волос, а гетерозиготы имеют волнистые волосы. Ген, который определяет рыжий цвет волос рецеcсивный по отношению к гену тёмного цвета волос.
    Очень прошу помогите.Заранее спасибо, буду ждать ответа.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Обозначим форму волос буквами А и а, тогда генотипы людей по форме волос будут: с кудрявыми волосами АА, волнистыми Аа, прямыми аа. Цвет волос обозначим буквами В и b, тогда генотипы темноволосых людей будут ВВ или Вb, а рыжеволосых только bb.
      Сразу мы можем записать генотипы родителей АаВ_ и АаВ_, но так как сказано, что их матери рыжеволосые, то вместо пропусков мы имеем право написать b и b.
      Итак, генотипы родителей АаВb и АаВb. Чтобы найти все варианты возможного потомства, надо составить классическую решетку Пеннета по поиску F2 при дигибридном скрещивании. Только в одной клеточке из 16 при двух вместе А больших будут находиться две b маленькие: ААbb (это генотип ребенка с кудрявыми рыжими волосами).

      Ответ: вероятность рождения в этой семье ребенка в кудрявыми рыжими волосами с генотипом AAbb равна 1/16 или 6,25%.

      Ответить
      • Сергей

        Огромное спасибо, разобрался! Даже не знаю как вас благодарить?!

        Ответить
        • Борис Садыков

          Сергей, за помощь в РЕШЕНИИ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ “беру” благодарность не ТОЛЬКО “борзыми щенками”, можно проще: пополнить счет на моем мобильном телефоне. Условия оговариваются на странице “Обучение по Skype”.

          Ответить
  29. Катерина

    Хочу привести краткое,но,надеюсь,верное оформление второй задачи=)
    P ♀ Ааbb x ♂АаВb
    G Аb аb АВ Ab aB ab
    F1 ААВb,Ааbb,ААbb,АаВb
    АаВb,ааbb,Ааbb,ааВb
    Ответ:1)генотипы родителей:Ааbb,АаВb
    2)генотипы потомства:1ААВb:1ААbb:2АаBb:2Ааbb:1ааВb:1ааbb
    3)соотношение фенотипов:пурпурные колючие=37,5%
    пурпурные гладкие=37,5%
    белые колючие=12,5%
    белые гладкие=12,5%
    P.S.генотипы сместились=)первые две — первого организма, последние четыре — второго организма…=)
    я могу на экзамене такой ответ предоставить или этого не достаточно?)

    Ответить
    • Борис Садыков

      Да, Катерина, решение правильное, только надо учесть, что с 2012 года изменены требования к оформлению решений задач по генетике: уже недостаточно для получения 3 баллов только предоставления одной схемы решения. Необходимо давать полное письменное пояснение всех производимых действий: что, почему, откуда и как.

      Меня очень смутила первая часть Вашего постскриптума. Что там в оформлении «сместилось»? Пишите явно о гаметах, которые всегда гаплоидные, но, видимо, НЕЧАЯННО, «обозвали» их «генотипами», которые всегда диплоидные. За такую «чудовищную ошибку», обнаруженную экспертами при проверке Вашей работы, Вам за идеально решенную и правильно оформленную задачу, могут поставить 0 баллов.
      Видите, насколько надо быть внимательным при написании любого генетического термина!!!

      Ответить
      • Катерина

        ой,какая ужасная ошибка…=))конечно я имела ввиду гаметы…=)я хотела,чтобы под каждым генотипом родителей были строго их гаметы,а они сместились=)растерялась,что вы поймёте меня неправильно…поторопилась и написала чушь…=)это вообще моя частая ошибка…тороплюсь=)

        Ещё вопросик…Иногда в задания С6 просят обосновать какое-либо явление,а иногда ничего не просят…так вот когда НЕ просят,стоит ли объяснять какой закон я использовала при составлении схемы и решения задачи?

        Ответить
        • Борис Садыков

          Катя — мне то абсолютно было понятно, что Вы имели ввиду «гаметы», а нечаянно написали «генотипы» (склоняли то Вы далее существительные женского рода: «первые две», а не «первых два», если бы действительно имели ввиду генотипы). Я ВЫПЯТИЛ Ваш этот ляп, только для того, чтобы показать на этом примере недопустимость терминологических описок в будущем на экзаменах!

          По второму вопросу. Если Вы обоснуете то, чего Вас в задании и не просят (а не просят в том случае, если из условия задания это и так очевидно), то за это Вам ничего не будет. А, если не обоснуете то, что просят, то это как минимум потеря одного балла.

          Ответить
          • Катерина

            =))…Я Вас поняла…не просят — значит не надо…=)))
            …Если бы Вы не указали на мою оплошность, мало ли, кто-нибудь так же как я мог ошибиться в терминологии…а каждый балл очень ценен=)

            Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *