Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
Вот и закончились выпускные и вступительные экзамены 2021 года (второго «ковидного» года).
Да, уж, непростое испытание выпало на долю абитуриентов и в этом году. Угроза заболеть и пропустить экзамены, масочный режим при проведении экзаменов — это ли не дополнительные потрясения …
Но всё проходит. Вот и закрыта вступительная страничка истории 2021 года.
В этой статье обращаюсь к вам, будущим абитуриентам 2022 года и вашим преподавателям биологии. Уже вышел проект Демоверсии 2022 года из которого ясно, что больших изменений в составлении КИМов по биологии в 2022 году не будет..
Для более плодотворной подготовки к экзаменам в 2022 году хорошо бы знать те пробелы в знаниях, которые были выявлены при анализе результатов экзаменационных работ абитуриентов 2021 года.
Такой скрупулезный анализ результатов сдачи экзаменов по биологии в 2021 году снова дан В.С. Рохловым, Р.А. Петросовой в Методических рекомендациях для учителей. ФИПИ, Москва 2021
Как и в прошлые три года этими авторами сделан подробнейший анализ результатов сдачи экзаменов в 2021 году. Но, кроме этого в этом же Методическом пособии авторы подробно описывают свои рекомендации как готовиться к экзаменам абитуриентам для достижения максимального результата при сдаче ЕГЭ в 2022 году. Эти рекомендации я поместил в следующую статью.
В этой моей статье, посвященной анализу основных ошибок при сдаче ЕГЭ по биологии в 2021 году нет никаких глобальных схем и диаграмм и нет сведений о тех экзаменационных вопросах с которыми большинство учащихся справились. Обсуждаются в основном те задания, с которыми смогли справиться немногие. Да и снова без моих замечаний в адрес авторов-составителей КИМов по биологии в 2021 году в этой статье не обошлось.
Экзаменационная работа по биологии в 2021 году включала как и в прежние годы много вопросов из ОБЗ ФИПИ из тех же 7-ми содержательных блоков, представленных в Кодификаторе.
Блок 1. Биология как наука. Методы научного познания
Ниже приводятся примеры заданий этого блока, по которым получены самые низкие результаты.
Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
……………Признаки живого Примеры
………………..Эволюция Филогенез рода Человек
…………………….? Миграция деревенских ласточек как реакция на уменьшение длины светового дня
…….Ответ: Раздражимость
Вообще-то не существует определенного стандартного перечня признаков живого. Поэтому не удивительно, что не ответили на вопрос данной таблицы 85% экзаменуемых. Я был бы в их числе, потому что с моей точки зрения здесь должен быть более правильным ответ «Ритмичность». Но авторы этих методических рекомендаций делают вывод, что у участников экзамена не сформированы знания о признаках живого, поэтому они не смогли соотнести конкретный пример с соответствующим признаком.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
………….Частнонаучные методы Применение методов
……..Анализирующее скрещивание Определение чистопородности собаки
…………………………..? Кратное увеличение числа хромосом у гибрида
Ответ: полиплоидизация; полиплоидия
С данным заданием справились только 25% участников экзамена, значит задания по методам биологических исследований также вызывают затруднения, на что неоднократно обращалось внимание в методических рекомендациях и прошлых лет.
Блок 2. Клетка как биологическая система
В Части 1 этого блока
казусными оказались ответы на задания линии 4, где требовалось выбрать «выпадающие характеристики», а не правильные ответы. Задания такого рода требуют внимательности к прочтению самого условия задания, поскольку часто участники выбирали как правильные не «выпадающие» дистракторы, а сами правильные ответы.
Далее авторы Методических рекомендаций пишут, что чаще всего ошибочные ответы в этом блоке заданий были связаны с несформированностью понятий «гомологичные хромосомы» и «сестринские хромосомы» (опять вставляю «свои пять копеек» — термина «сестринские хромосомы» существовать не может, а есть термин «сестринские хроматиды»), «строение молекулы ДНК». Поэтому оказалось, что третья часть участников считают, что перед началом деления каждая хромосома состоит из четырех молекул ДНК, очевидно, не различая понятий «молекула ДНК» и «цепи ДНК».
Так, задание базового уровня (линия 3) на определение числа молекул ДНК по числу хромосом в клетке выполнили только около половины участников. Вот пример такого задания.
Сколько молекул ДНК содержится в ядре клетки перед началом митоза, если в исходной клетке содержится 104 хромосомы? В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ: 208
Снова учащиеся затруднялись ответить на вопрос о числе половых хромосом в соматической клетке (независимо сколько аутосом в соматической клетке, половых хромосом всегда две). Это задание выполнили только 35% экзаменуемых, хотя это задание «сидит» в ОБЗ ФИПИ уже на протяжении 4-х лет.
А вот с заданиями повышенного уровня сложности линии 5 (по энергетическому и пластическому обмену, фазам фотосинтеза, строению и функциям частей и органоидов клетки). больше половины участников справились.
Но задание на установление взаимосвязи строения и функций органических веществ клетки выполнили только 20% участников.
Многие участники посчитали ядро двумембранным органоидом, а не отдельной структурой клетки.
Так ведь и правильно, что «многие участники посчитали ядро двумембранным органоидом клетки». Я не встречал ни одного пособия по биологии, где бы ядро наряду с митохондриями и хлоропластами не относили бы к особым двумембранным структурам клетки — пластам. Откуда же участники экзамена могли знать, что у составителей тестов другое мнение? Очень надеюсь, что поданные апелляции учащимися по неадекватной проверке этого задания были удовлетворены.
Вот из-за такого довольно редко встречающегося теперь «головотяпства» составителей некоторых заданий, и продолжают ругать ЕГЭ как не оправдавшей себя форме оценке знаний учащихся. Я же, как репетитор ЕГЭ по биологии с 12-летним стажем (и 50-летним опытом любви к биологии), в целом считаю, что подготовка и сдача ЕГЭ по биологии на хорошо и отлично обеспечивают учащимся получения на порядок более полных знаний о жизни, чем давало предшествующее школьное биологическое образование.
А рассусоливания некоторых журналистов в прессе и телеведущих по поводу того, что ЕГЭ направлено лишь на зубрежку материала, не дающего полноценных знаний, считаю, если не провокацией, то по меньшей мере дилетантством.
В этой же линии 5 почти 80% учащихся (в вопросе на соответствие) образование воды в результате окисления отнесли к процессу фотосинтеза, а не к энергетическому обмену.
Задания линии 19 на определение последовательности выполнили 40% участников.
Несколько выше оказались результаты за задания линии 20 на дополнение таблицы. С этими заданиями справились 50% участников. Они продемонстрировали не только знание учебного материала, но и умения устанавливать соответствие между признаками и органоидами клетки, определять последовательность процессов на клеточном уровне, анализировать и дополнять недостающую информацию в таблице.
В части 2 содержание этого блока
проверялось отдельными заданиями в линиях 22, 23 или 24, а также во всех вариантах линии 27. Эти задания были выполнены лишь участниками с хорошей и отличной подготовкой.
В линии 22 предлагалось задание по взаимосвязи строения и функций органоидов клетки. И хотя его выполнили всего 35% учащихся, составители этих методических рекомендаций посчитали, что полученные результаты свидетельствуют о хорошем уровне подготовки обучающихся по данной теме.
По-прежнему сложным для учащихся оказывается задание линии 23 с изображением фазы деления клетки. Справились с этим заданием на 3 балла только 6% экзаменуемых.
В линии 24 были предложены 2 задания, предполагающие анализ текста на тему химического состава клетки и биосинтез белка. Задания выполнили около 30% экзаменуемых.
Линия 27 традиционно была посвящена проверке умений применять знания по цитологии в новой ситуации при решении задач с использованием таблицы генетического кода, определять хромосомный набор клеток гаметофита и спорофита растений, число хромосом и число молекул ДНК в разных фазах деления клетки.
С этими заданиями справились от 25 до 34% участников ЕГЭ 2021 г. Однако результаты выполнения по двум сюжетам существенно различаются. Так, задания на генетический код и матричный синтез в среднем выполнили 24% участников, а на определение числа хромосом и молекул ДНК в разных фазах деления клетки около 30%. Хотя в предыдущие годы результаты были противоположные.
Введение понятий о 5′- и 3′-концах в молекулах ДНК и РНК существенно понизило уровень выполнения заданий с этим сюжетом.
Могу с уверенность объяснить почему это так. Сами задания этой линии 27 были СУЩЕСТВЕННО усложнены (без объявления об этом заранее) ещё на экзаменах в 2019 году. В 2020 году к таким новым заданиям учителя и учащиеся уже должны были быть готовы. Но, видимо, довольно низкий уровень ответов на эти задания в 2019 году, вынудил авторов-составителей каждое задание линии 27 в 2020 году предвосхищать фразой-подсказкой: «Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца».
Лишь учащихся, глубоко разобравшихся в том, как составлены эти задания по-новому (что у синтезируемой молекулы РНК левый конец 5′ и она транскрибируется по матричной цепи ДНК с 3′ концом слева) эта «крылатая» фраза могла и не сбить с толку. Большинство же, буквально восприняв эту фразу «Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца», синтез РНК начинали с той цепи ДНК, у которой слева находился 5′ конец.
Что же сетовать теперь о низком уровне ответов на задания линии 27 по биосинтезу белка, если сами задания этой линии составляются не всегда корректно.
В целом по блоку «Клетка как биологическая система» к числу слабо сформированных у участников ЕГЭ 2021 г. знаний и умений можно отнести:
1) знания особенностей строения хромосом, хромосомного набора клеток, молекул ДНК;
2) знания об изменении числа хромосом и числа молекул ДНК в разных фазах жизненного цикла клетки, фазах митоза и мейоза;
3) умения устанавливать взаимосвязи между строением и функциями неорганических и органических веществ клетки;
4) умения устанавливать соответствие между характеристиками и фазами деления клетки, определять число хромосом и молекул ДНК в клетках в разных фазах митоза и мейоза.
Блок 3. Организм как биологическая система
Данный блок в экзаменационной работе представлен 6–7 заданиями: на базовом уровне в линиях 6, 7; на повышенном уровне в линиях 8, 19 или 20; на высоком уровне в линиях 22 или 24, 28.
В части 1
задания базового уровня линий 6 и 7, где предлагались задачи на моногибридное или дигибридное скрещивание, анализ родословных с определением вероятности проявления признака у потомков, оказались под силу 65% учащихся.
В линии 7 на множественный выбор проверялись знания генетической терминологии, характеристик онтогенеза, основ селекции и биотехнологии. С этими заданиями тоже справились более половины учащихся.
Довольно низкий результат получен лишь за задание линии 7, рассмотренной ниже.
Все приведённые ниже утверждения, кроме двух, являются положениями хромосомной теории наследственности. Определите два утверждения, «выпадающих» из общего списка.
1) Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно.
2) В результате сочетания генов возникает комбинативная изменчивость.
3) Сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера.
4) Неаллельные гены наследуются независимо друг от друга.
5) Каждый ген в хромосоме занимает определённый локус.
Согласен, что учащиеся должны хорошо знать все пункты хромосомной теории наследственности Т.Моргана. А для этого надо помнить лишь самое главное, что эта теория появилась на основе изучения сцепленного наследования генов. То есть генов, находящихся в одной хромосоме, которые в норме 1) наследуются совместно, но 2) вследствие кроссинговера это сцепление может нарушаться. А так же помнить, что именно изучение сцепленного наследования школой Моргана на опытах с мушкой дрозофилой впервые обеспечило 3) картирование хромосом (каждый ген в хромосоме занимает определенный локус).
Таким образом, этим «сакраментальным» знаниям удовлетворяют пункты 1), 3) и 5).
Хотя одна из форм комбинативной изменчивости пункт 2), обеспечивающей генотипическую изменчивости и связана с кроссинговером, но само понятие форм изменчивости не входит в понятия хромосомной теории Т.Моргана. Ну и пункт 4) — это почти дословная интерпретация третьего «закона» Менделя.
А теперь только представьте как обидно было получить за это задание 0 баллов в результате невнимательного прочтения самого условия задания: выбрать неверные ответы.
Задания повышенного уровня сложности линий 8, 19, 20 выполнили примерно 50% участников.
Наиболее высокие результат получены на задания по теме «Воспроизведение организмов. Способы размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных». Экзаменуемые продемонстрировали умения устанавливать соответствие между конкретными организмами и типами их размножения, характеристиками и способами размножения, зародышевыми листками и органами, которые из них формируются, а также устанавливать последовательность процессов эмбрионального развития, сравнивать и анализировать виды изменчивости.
Более низкие результаты получены по теме «Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование».
В части 2
знания по онтогенезу, генетике и селекции проверялись в заданиях линий 22 и 28.
В линии 22 были предложены задания по следующим темам: «Селекция, ее задачи и практическое значение. Методы селекции» (33% выполнения); «Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики» (36%), «Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека» (19%).
В линии 28 традиционно предлагались генетические задачи на дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков. Средний результат выполнения генетических задач составил 30,6%, при этом 3 балла получили от 15% до 26% экзаменуемых, что свидетельствует о сформированности у участников ЕГЭ с хорошей и отличной подготовкой умений решать сложные генетические задачи. В целом можно отметить, что решению генетических задач уделяется большое внимание при подготовке к экзамену, обучающиеся знакомы с алгоритмом решения, умеют анализировать условие задания и делать выводы, что приводит к хорошим результатам.
Блок 4. Система и многообразие органического мира»
Данный блок в каждом варианте был представлен от 4 до 5 заданий: базового уровня в линиях 9, 11; повышенного уровня (линия 10); высокого уровня (линия 22 или 23, или 24, или 25).
Участники ЕГЭ 2021 г. продемонстрировали знания характеристик организмов царств бактерий, грибов, растений и животных, основных систематических (таксономических) категорий, умение устанавливать последовательность таксонов биологических объектов.
Следует отметить, что наблюдается незначительная разница в ответах на задания по разным темам. Так, например, по теме «Царство грибов» средний результат составил 80%; по теме «Царство растений» – 71%, Самый низкий результат получен по теме «Хордовые животные» – 52%. Приведем пример такого задания.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. По каким признакам млекопитающих относят к типу Хордовые? (52%)
1) волосяной покров
2) жаберные щели в глотке у эмбриона
3) нервная система трубчатого типа
4) четырёхкамерное сердце
5) расположение сердца на брюшной стороне
6) постэмбриональное развитие без метаморфоза (пункты 1, 4 и 6 бесспорно являются признаками класса млекопитающие, но они не являются характеристиками всего типа Хордовых).
На повышенном уровне в таких заданиях линии 10 участники экзамена затруднились определить по рисунку мальпигиевы сосуды насекомых, неверно определили тип ткани, из которой формируются корневые волоски (вместо покровной указана проводящая ткань), путают понятия основного и промежуточного хозяина паразитов.
Затруднения вызвали также задания на установление соответствия по темам: строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма; царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе; хордовые животные, характеристика основных классов.
В части 2
В линии 23 предлагались задания на анализ изображения биологических объектов – растений и животных. Результат выполнения составил 21%, а максимальные 3 балла получили лишь 8% участников экзамена. При выполнении таких задания участники правильно определяли изображенный объект, но затруднялись дать правильное обоснование, указать характерные признаки.
Наиболее низкие результаты получены за задание с изображением зародыша млекопитающих. В условии задания требовалось по рисунку определить зародыш и плаценту, указать их значение. Данный биологический объект представлен во всех допущенных к использованию учебниках в разделах «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Однако небольшой процент выполнения говорит о том, что на рисунок в процессе освоения программы не было обращено должного внимания.
В линии 24 на анализ биологической информации предложенные задания выполнили на максимальные 3 балла лишь 9% участников. Наиболее серьезное затруднение вызвал текст «Моллюски», в нем нашли и исправили все ошибки только 4% экзаменуемых.
В линии 25 предлагались задания различного содержания в нескольких вариантах. С заданиями этой линии справились 10% участников. Однако за отдельные задания максимальные 3 балла получили не более 2%. Задания этой линии выполнены хуже, чем задания остальных линий части 2 по этому блоку. Низкие результаты получены на следующие задания:
– особенности газообмена в жабрах рыб (3 балла – 1%);
– инстинктивное поведение животных (3 балла – 3%);
– особенности кровеносной и дыхательной систем ракообразных и насекомых (3 балла – 1%);
– особенности терморегуляции насекомых (3 балла – 3%);
– особенности листопада и функция пробки в процессе (3 балла – 2%).
Приведем пример одного из задания этой линии, имеющего наиболее низкий результат – 3 балла – менее 1% экзаменуемых.
У морских костистых рыб, в отличие от пресноводных, капиллярные клубочки нефронов развиты слабо и моча выделяется в небольшом количестве. Пресноводные рыбы выделяют 50–300 мл мочи на 1 кг массы тела в сутки, тогда как морские – только 0,5–20 мл. Чем объясняются такие особенности анатомии и физиологии морских костистых рыб? Ответ поясните.
Ответ на это задание требовал применения не только биологических знаний, но и базовых химических знаний. В ответе необходимо было указать на особенности концентрации солей в морской воде и значительные потери воды у морских рыб через кожу и жабры. Кроме того, требовалось сравнить особенности клубочкового аппарата почек (чем меньше капиллярных клубочков, тем меньше образуется мочи и меньше воды выделяется через почки с мочой). Полное обоснование могли дать единицы (мне вообще удивительно, что нашлись хотя бы эти «единицы», которые смогли дать ПОЛНОЕ обоснование на это очень специфичное задание).
При ответе на такие задания недостаточно только фактических знаний. У подавляющего большинства обучающихся они не становятся системными, так как слабо сформировано умение применять имеющиеся знания для анализа и объяснения биологических явлений (да этому трудно научиться и за всю жизнь). Именно на это следует обратить внимание в процессе изучения биологии.
Много ещё чего здесь можно навыдумывать. Но раньше в ЕГЭ не существовало заданий, на которые смогли бы ответить только единицы. Поэтому я делаю такой же вывод как и в прошлом году, что в принципе не должно быть в КИМах таких заданий, ответить на которые строго попав в ключи, задуманные авторами-составителями, просто невозможно.
Блок 5. Человек и его здоровье
В заданиях этого блока проверялись знания о строении и функционировании организма человека, нейрогуморальной регуляции физиологических процессов, санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.
Данный блок представлен в каждом варианте 5–6 заданиями: базового уровня в линиях 1, 12 или 21; повышенного уровня в линиях 13, 14, 20; высокого уровня сложности в линии 22, или 23, или 24, или 25.
В части 1
задания базового уровня (линии 1, 12) не вызвали особых затруднений. Их выполнили 70% участников. Однако отдельные задания линий 1 и 12 выполнены хуже. Например, задание на дополнение схемы в линии 1, где требовалось указать наличие радужки в средней оболочке глаза человека, выполнили и получили 1 балл только 22% участников.
Серьезные ошибки допускали экзаменуемые при выполнении ряда заданий линии 12. Так, к эндокринной системе печень отнесли 15% участников, селезенку – 23%. Считают гормоны биокатализаторами 37%, а спинной мозг ответственным за высшую нервную деятельность 38% участников. Отметили гибель фагоцитов при свертывании крови 18% участников. Такие ошибки свидетельствуют о несформированности базовых знаний у четверти участников экзамена.
Данный блок широко представлен заданиями базового уровня в линии 21, выполнение которых составило 65%. Участники продемонстрировали умения анализировать графики, диаграммы и табличные данные, делать правильные выводы
Задания повышенной сложности были представлены в линиях 13, 14, в отдельных вариантах в линии 20. Средний результат составил 45%.
Однако ряд заданий этих линий выполнен хуже, средний результат оказался ниже 24%. За задания на установление соответствия максимальные 2 балла получили не более 30% экзаменуемых. Так, например, задания на установление соответствия по теме «Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения» выполнили только 26%, по теме «Анализаторы. Строение органов чувств» – 22% участников. Задания на установление последовательности по теме «Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция организма» – тоже всего 22% экзаменуемых. Приведем пример задания.
Установите соответствие между характеристиками и структурами глазного яблока человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРУКТУРЫ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА
А) имеет отверстие – зрачок (1) 1) радужка
Б) преломляет лучи света (2) 2) роговица
В) является частью сосудистой оболочки (1)
Г) обладает прозрачностью (2)
Д) регулирует размер зрачка (1)
Е) имеет мышцы (1)
Слабо усвоенными оказались также знания на установление последовательности прохождения луча света через оптическую систему глаза, нервного импульса по рефлекторной дуге.
Систематически наиболее низкие результаты получают участники за задания по темам «Анализаторы. Строение органов чувств» и «Высшая нервная деятельность».
В части 2
каждого варианта по блоку предлагалось 1–2 задания высокого уровня сложности (линии 22, или 23, или 24, или 25). С заданиями линии 22 участники справились достаточно хорошо и получили высокие результаты (28% выполнения). Задания линии 24 также не вызвали особых затруднений, их выполнение составило в среднем 42%.
В линии 23 участники экзамена продемонстрировали умения распознавать на рисунках анатомические объекты, описывать их. В то же время максимальное количество баллов (3) получили не более 5%. Так, за задание, в котором требовалось назвать структуры кости взрослого человека и указать их функции, 3 балла получили 3% экзаменуемых.
Наиболее низкие результаты по сравнению с заданиями других линий части 2 получены по заданию линии 25. Максимальные 3 балла получили только 2%. Так проблемными оказались задания, где требовалось объяснить:
– особенности венозного кровотока (3 балла – 3%);
– химический состав кости после ее прокаливания (3 балла – 2%);
– особенности регуляции выделения секретина (3 балла – 0%) (так мы можем дойти до того, что на некоторые задания ЕГЭ по биологии в школе невозможно будет ответить и после изучения биологии в ВУЗе).
Приведем пример задания, на которое 3 балла получили только 0,4% участников.
Основная функция лёгких – снабжение организма кислородом. Какие иные функции в организме человека выполняют эти парные органы? Приведите не менее трёх функций. Ответ поясните.
В ответе необходимо было привести три-четыре функции и, что немаловажно, дать пояснение. Участники, как правило, указывали функции (выделительная, защитная, терморегуляторная, участие в образовании звуков), но затруднялись пояснить конкретное участие легких при выполнении этих функций. Этим и объясняются низкие результаты.
Как правило, задания части 2 выполняют лишь хорошо подготовленные участники. У них имеется достаточный багаж фактологических знаний, но часто отсутствуют умения применить полученные знания на практике, анализировать предложенную ситуацию и давать аргументированный ответ.
Кроме того, материал по физиологии отдельных органов и систем органов человека усвоен хуже анатомического, что и проявляется при выполнении заданий части 2.
.Блок 6. Эволюция живой природы
Данный блок был представлен в каждом варианте в среднем 5 заданиями: 1 задание базового уровня (линия 15), 2 – повышенного уровня (линии 16, 19 или 20), 1–2 задания высокого уровня (линии 23 или 24, 26).
В линии 15 самые низкие результаты получены по теме «Движущие силы эволюции» — около 50%.
В заданиях повышенного уровня линии 16 предлагалось установить соответствие между эволюционными процессами и их характеристиками, а в заданиях линии 19 – последовательность эволюционных процессов, видообразования, возникновения жизни на Земле, ароморфозов в развития органического мира. Средние результаты составили 50% и 60% соответственно.
Участники продемонстрировали знания о виде и его критериях, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, а также умения анализировать текст и определять по описанию необходимый критерий вида или направление эволюции, исправлять неверные суждения, объяснять основные пути и направления эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.
Лишь отдельные задания были выполнены плохо. Вот примеры этих заданий.
16. Установите соответствие между ароморфозами и классами животных: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. (19% выполнения)
АРОМОРФОЗЫ КЛАССЫ ЖИВОТНЫХ
А) киль (1) 1) Птицы
Б) трёхкамерное сердце (2) 2) Земноводные
В) конечности рычажного типа (2) 3) Пресмыкающиеся
Г) два круга кровообращения (2)
Д) плотные яйцевые оболочки (3)
Е) грудная клетка (3)
Странно, даже трудно предположить из-за чего этот тест мог вызвать затруднения?
19. Установите последовательность условий, которые способствовали зарождению жизни на Земле согласно теории А.И. Опарина. (24% выполнения)
1) формирование первичной атмосферы Земли (1)
2) образование биополимеров (белков, нуклеиновых кислот и др.) (3)
3) появление автотрофных микроорганизмов (5)
4) абиогенный синтез первых простых органических веществ (2)
5) появление пробионтов (4)
Для более осмысленного понимания эволюционных процессов необходимо на конкретных примерах учебного материала по разделам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» рассмотреть основные положения теории эволюции и теорию естественного отбора. Обучающиеся, зная основные факторы эволюции, не умеют применить их для объяснения конкретных ситуаций.
В части 2
вопросы эволюции были представлены в отдельных заданиях линий 23, 24 и 26. Максимальные 3 балла в линии 23 получили от 7% до 10% участников. Такие довольно низкие результаты свидетельствуют о недостаточной сформированности знаний о палеонтологических доказательствах эволюции, умений работать с геохронологической таблицей, определять ископаемые объекты и характеризовать их.
В линии 24 предлагалось всего 2 задания по теме «Вид, его критерии. Способы видообразования». Максимальные 3 балла получили 10% учащихся. Наименьшие результаты получены по заданиям линии 26. Максимальные 3 балла получили менее 1% участников. Приведем пример такого задания.
Коэволюция – это сопряжённая эволюция двух видов организмов, находящихся друг с другом в тесных пищевых или иных экологических отношениях. Предположим, что у растения в результате его эволюции образовались жёсткие листья с плотным покровом, препятствующим поеданию насекомыми. Назовите не менее четырёх адаптаций, которые могут возникнуть у насекомых, питающихся листьями этого растения, вследствие их коэволюционного развития.
При ответе на этот вопрос требовалось указать:
1) появление у насекомых мощного ротового аппарата;
2) синтез ферментов, разрушающих покровы листьев;
3) переход на питание молодыми листьями;
4) переход на питание иными частями растения.
В целом следует отметить, что участники ЕГЭ успешно справились с заданиями по данному содержательному блоку. Большинство из них продемонстрировало знания процессов микро- и макроэволюции, направлений и путей эволюции, доказательств эволюции живой природы, ее результатов.
Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности
В части 1
предлагались задания базового уровня в линиях 1, 17 или 21, на повышенном уровне задания в линиях 18, 19 или 20.
Задания части 1 базового и повышенного уровней по всем линиям не вызвали особых затруднений.
Учащиеся продемонстрировали знания:
-об экологических факторах, компонентах экосистем, трофических уровнях, сукцессиях экосистем;
-о круговороте веществ в биосфере; -показали умения устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах;
-выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем;
-сравнивать естественные и искусственные экосистемы;
-устанавливать последовательность смены экосистем; -определять последствия деятельности человека в биосфере.
Лишь отдельные задания вызвали затруднения. Например, задание базового уровня линии 1, где требовалось дополнить схему и указать хищничество как пример полезно-вредных биотических связей, выполнили и получили 1 балл только 47% участников
Задания линии 21 на анализ информации, представленной в графической или табличной форме, как и в предыдущие годы, оказались вполне доступными для выполнения. Большинство участников (76%) продемонстрировало умения анализировать результаты биологических экспериментов или наблюдений и делать правильные выводы.
В части 2
предлагалось 1 задание высокого уровня сложности в линиях 22, или 23, или 24, или 26.
Наибольшее затруднение вызвало задание линии 23, за которое 3 балла получили только 0,9% участников. На рисунках были представлены анатомические срезы листа и стебля, по которым требовалось определить экологическую группу растений. На поперечном срезе достаточно хорошо были видны крупные клетки воздухоносной ткани (могу предположить, что на черно-белых рисунках заданий КИМов ЕГЭ клетки воздухоносной ткани были видны не «достаточно хорошо»), по которым можно сделать вывод об обитании этих растений в водной среде.
Таким образом, имея хорошие знания основного содержания раздела «Экология» и раздела «Растения», участники экзамена не смогли проанализировать рисунки и установить взаимосвязь между анатомическим строением органов и образом жизни растений. Это свидетельствует об отсутствии умений применять имеющиеся знания в новой ситуации, анализировать нестандартное изображение биологического объекта и делать выводы.
В отличие от предыдущего задания линии 23, за задание линии 26 высокого уровня сложности выполнили на максимальные 3 балла 7% экзаменуемых.
Особое затруднение вызвало только задание, в котором требовалось объяснить, почему при использовании ядохимикатов для борьбы с сельскохозяйственными насекомыми-вредителями чаще погибают в первую очередь именно хищники, а не травоядные животные. Его выполнили на 3 балла только 2% учащихся..
Можно утверждать, что на уроках биологии обучающимся недостаточно изучить теоретический материал и овладеть основными понятиями, необходимо научиться анализировать и прогнозировать экологические ситуации, а также применять теоретические знания для их объяснения.
Несмотря на низкие результаты по отдельным заданиям, в целом можно сделать вывод, что важнейшие знания и большинство умений по блоку «Экосистемы и присущие им закономерности» у основной части участников экзамена сформированы.
Анализ результатов сдачи ЕГЭ по биологии в 2021 году показал,
что по основным умениям и способам действий низкие результаты получены по следующим вопросам.
1. Знать и понимать: методы научного познания (34%); строение и признаки бактерий и вирусов (27%); сущность обмена веществ и превращения энергии в клетке (24%), сущность действия движущего и стабилизирующего отбора, видообразования (24%); особенности высшей нервной деятельности человека (10%).
2. Уметь: объяснять роль биологических теорий, законов (39%); выявлять взаимосвязи организмов и окружающей среды (4%), приспособления организмов к среде обитания (11%), взаимосвязи организмов в экосистеме (12%); сравнивать биологические объекты, процессы обмена веществ и делать выводы на основе сравнения (12–13%); анализировать эволюцию организмов, происхождение разных групп организмов и делать выводы (25%), результаты биологических экспериментов (3,7%).
В целом участники экзамена овладели:
– содержанием биологического образования, отраженным в федеральном компоненте государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования 2004 г. (базовый и профильный уровни);
– набором основных предметных и метапредметных умений и видов деятельности.
Однако бОльшая часть участников экзамена не овладела в полной мере умением применить знания для объяснения конкретных биологических процессов и явлений, затрудняется в определении биологических объектов, в обосновании своего выбора, в умении анализировать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов.
Умение сравнивать биологические объекты, процессы, явления сформированы только у участников групп с хорошей и отличной подготовкой. Вызвали затруднения отдельные задания с рисунком, на установление соответствия между объектами.
Низкие результаты получены по темам:
-дыхание человека;
-нервная система человека;
-внутреннее строение насекомых;
—фотосинтез.
Проблемными оказались задания на установление последовательности, например процессов мейоза, митоза, кровообращения.
Сравнивая результаты по всем линиям части 2, нужно отметить, что знания об особенностях строения организмов разных царств, работать с текстом, находить ошибки и исправлять их, решать сложные задачи по цитологии и генетике сформированы хорошо у многих участников.
В то же время знания эволюционных и экологических закономерностей, умения обосновывать методы биологических исследований, анализировать нестандартные ситуации, аргументировать ответ сформированы слабее.
Далее, значительная часть рассматриваемых Методических рекомендаций посвящена тому, как достичь максимального результата при сдаче ЕГЭ в 2022 году. Анализу этой части Методических рекомендаций посвящена следующая статья.
*******************************************************
У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).