САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Задания на наследование сцепленное с полом

Главная - Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) - Задания на наследование сцепленное с полом

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора ЕГЭ по биологии по Скайп biorepet-ufa.ru.

Как отмечалось ранее, генетические задачи на изучение наследования признаков сцепленных  с полом, помещенные в задания линии С6  ЕГЭ по биологии, решаются учащимися более успешно, чем задачи на сцепленное наследование.

Тем не менее, в этой статье мы разберем с вами несколько конкретных примеров таких заданий. Но непосредственно перед решением   задач, как репетитор ЕГЭ по биологии, настоятельно советую обратить ваше внимание   на интерпретацию таких двух   генетических терминов, как гомогаметность и гетерогаметность, значение которых следует учитывать  при  решении задач по наследованию признаков сцепленных с полом.

Как же вообще, в связи с наличием этих терминов,  можно интерпретировать «закон чистоты гамет»? Мы же знаем, что гаметы всегда только чистые, в них может быть только по одному аллелю  любого гена, а тут вдруг какие-то  «гомо-«,  какие-то «гетеро-» ?

Никакого противоречия здесь нет. Гаметы — всегда гаметы! Это половые клетки с половинным от соматических клеток набором любых хромосом: аутосом плюс пара  половых хромосом. Они всегда чистые, так как несут по одной гомологичной хромосоме, а, значит, и  по одному аллелю любого гена.

Но если, как мы помним, каждой аутосомной хромосоме в соматической клетке организма всегда соответствует гомологичная ей (идентичная по набору признаков) хромосома, то этого нельзя сказать о паре половых хромосом. В клетках одного из организмов (мужском или женском в зависимости от вида организма) эта пара хромосом может быть как гомологична (ХХ), так и  не гомологична друг другу (ХУ).

Итак, тот пол организма,  соматические клетки которого содержат одинаковую пару половых хромосом и Х) называют «гомогаметным» (он ведь образует только одинаковые гаметы), а если пара половых хромосом разная и У) —  «гетерогаметным» (то есть, из-за разных половых хромосом такой организм будет образовывать два типа гамет).

Таким образом, терминами  «гомогаметность» и «гетерогаметность» дается характеристика не самим гаметам, а полу (мужскому или женскому) организма, имея в виду  пару их половых хромосом в соматических клетках. В моей платной книге «Как быстро научиться решать задачи по генетике» этот вопрос разбирается подробнее.

При решении генетических задач по определению наследования признаков находящихся в половых хромосомах у разных организмов необходимо обязательно знать, что у человека и многих других животных гетерогаметным (ХУ) является мужской пол, а гомогаметным (ХХ) — женский, а у птиц и бабочек  —  наоборот.

А вот так наследуется ген  дальтонизма у человека, сцепленный с Х хромосомой.

Кто хочет хорошо разобраться с решениями генетических задач, предлагаю свою платную книжки «Как быстро научиться решать задачи по генетике«. А ниже будут рассмотрены несколько задач с подробными решениями.

Примеры заданий ЕГЭ линии С6 различных лет на определение наследования, сцепленного с полом 

                                        Задача 1. Как наследуется дальтонизм 

Составьте схему, иллюстрирующую текст, приведенный ниже, показав генотипы и характер наследования дальтонизма.

Если женщина, страдающая цветовой слепотой, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, то у их детей наблюдается очень своеобразная картина перекрестного наследования: все дочери от такого брака получат признак отца, то есть они имеют нормальное зрение, а все сыновья, получая признак матери, страдают цветовой слепотой (d — дальтонизм, сцепленный с Х-хромосомой). В том же случае, когда наоборот, отец является дальтоником, а мать имеет нормальное зрение, все дети оказываются нормальными. В отдельных браках, где мать и отец обладают нормальным зрением половина сыновей может оказаться пораженными цветовой слепотой. В основном наличие цветовой слепоты чаще встречается у мужчин.

Внимательно прочитав условие задания, мы видим, что и в этой задаче, как и положено для заданий С2 — С6, нам следует вывести ответы из  не менее трех отдельных положений. Но я, как вероятно, очень дотошный репетитор ЕГЭ по биологии, обращал ваше внимание на то, что в задачах по генетике не бывает ни одной фразы лишней, не используемой для решения задания.

Так вот, прежде чем приступить к составлению схем скрещивания, мы должны проанализировать, а зачем авторы задачи в конце привели фразу: «В основном наличие цветовой слепоты чаще встречается у мужчин»?

Это сделано для того, чтобы кто и забыл, что у человека и большинства других животных гомогаметный пол — женский и записывается (ХХ), а гетерогаметный — мужской (ХY), могут по этой фразе правильно записать схему скрещивания, сопоставив её с информацией выше о том, что «d — дальтонизм сцеплен с Х хромосомой».

Действительно, отчего же   дальтониками рождаются чаще мальчики, чем девочки? Поскольку сказано, что ген дальтонизма сцеплен с Х хромосомой и он к тому же рецессивный (так как в условии задания обозначен как «d» маленькая), то у особей какого пола он будет проявляться чаще?

Конечно же у  гетерогаметного пола, у которого всего одна Х половая хромосома, а вторая Y, так как достаточно для проявления болезни, чтобы только одна Х хромосома имела локус с «больным» геном «d«.

 А чтобы болезнь проявилась у гомогаметного пола ХХ,  ген дальтонизма « должен присутствовать в обеих Х половых хромосомах.

Поэтому теперь, вспомнив, что у людей гомогаметный пол женский, а гетерогаметный мужской, можно приступить к составлению схем решений этого задания. Не схемы, а именно схем, так как  нам предлагается по сути в этом задании решить сразу три задачи:

1). В первом решении генотип мужчины нам известен сразу это ХDY, так как сказано, что он не страдал цветовой слепотой. А вот чтобы определиться с генотипом женщины, нам помогает фраза, что все их дети мужского пола страдали дальтонизмом, то есть их генотип ХdY.

Поскольку у мальчиков Х хромосома от матери, от отца только Y, и нет в этом браке здоровых мальчиков, то генотип их матери мог быть только гомозиготен по гену дальтонизма ХdХd (то есть обе Х с локусами «d»).

А вот девочки как раз то все будут рождаться здоровыми (но носительницами дальтонизма), так как у всех у них генотип будет ХDXd (одна ХD  от отца, а другая Xd —  от матери).

Итак, сама запись решения этого первого случая будет выглядеть так (на первом месте записывают как правило генотип матери):

          Р:                      ♀ ХdХd         х        ♂ ХDY

    Гаметы:      все только  Хd               ХD    и   Y

          F1                ХDXd— все здоровые девочки (но носительницы дальтонизма)

                              ХdY — все больные мальчики

2). А вот для второго случая, мы сразу можем написать генотипы обоих родителей. Так как от больного цветовой слепотой отца ХdY рождаются и девочки, и мальчики всегда здоровые, то это возможно, если генотип матери будет только гомозиготен  ХDХD (то есть не будет иметь ни одной Хd).

          P                      ♀ XDXD          х       ♂ XdY

     Гаметы         все только  ХD           Хd и  Y

         F1                   ХDXd — все здоровые девочки (но носительницы дальтонизма)

                                 ХDY — все здоровые мальчики

3). А вот как это возможно, когда и мать, и отец (ХDY) обладают нормальным зрением, а половина их мальчиков будут дальтоники, а девочки получается, что все тоже как и родители здоровые, поскольку про них ничего не говорится вовсе. Значит в этом случае материнский организм является обязательно гетерозиготным (XDXd).

          P                    ♀ ХDXd    х    ♂ ХDY

    Гаметы:              ХD и  Хd         ХD и Y

         F1                  ХDXd   и   ХDХD  — все девочки здоровые, но половина — носительницы

                               ХdY  и    ХDY  —  половина мальчиков больных, а половина здоровых.

         Задача 2. Когда изучаемые признаки находятся и в половых хромосомах (ген недостатка фосфора), и в аутосомах (близорукость)

 У человека недостаток фосфора в крови, вызывающий специфическую форму рахита, зависит от доминантного гена (А), сцепленного с полом, а близорукость — от доминантного аутосомного гена (В). Здоровая женщина, гетерозиготная по гену близорукости, вступает в брак с мужчиной, который страдает рахитом, но имеет нормальное зрение. Оцените вероятность рождения ребенка без этих недостатков.

 В условии задачи сказано,  что ген, вызывающий специфическую форму рахита является доминантным и сцеплен с полом, то есть находится в Х или Y хромосоме. Если бы он находился в Y хромосоме, то от этой болезни страдали бы только мужчины, потому что у людей гетерогаметный пол XY мужской, а женский — гомогаметный ХХ. Так как это не оговаривается, значит ген рахита «сидит» в Х хромосоме.

Обозначим ХА аллельный ген рахита, Ха — норма; В — аллельный ген, отвечающий за близорукость, b — нормальное зрение.

Решение:

P:      ХаХаBb     х      ХАYbb

G:     XaB, Xab         XAb, Yb

F1:    XAXaBb   и   XAXabb — две рахитичные девочки: близорукая и не близорукая 1:1.

XaYBb   и    XaYbb — два не рахитичных мальчика: близорукий и не близорукий 1:1.

Ответ: вероятность рождения в этой семье ребенка полностью без недостатков равна 25% (это могут быть только мальчики).

                               Задача 3. Виандоты и леггорны (серебро и золото) — это все о курицах

Серебристую курицу из породы виандот скрестили с золотистым (коричневым) петухом породы леггорн. Определите численное соотношение расщепления гибридов по генотипу и фенотипу (по полу и окраске птиц). Ген серебристой окраски доминирует над геном золотистой окраски и находится в Х-хромосоме. Генетическая формула определения пола у птиц иная, чем у млекопитающих: у курицы — ХУ, у петуха ХХ.

Обозначим аллель гена серебристой окраски ХС (обратите внимание, что С-большое, так как сказано, что это доминантный аллель); а аллель гена золотой (коричневой) окраски Хз (з-малое, так как рецессивный аллель).

Тогда генотипы   курочки и петуха будут:  ♀ ХСY     х    ♂ ХзХз

……………………………..Гаметы:               ХС  и  Y               Хз

Ответ:  генотипы гибридного потомства будут  ХзY и ХСХз. Это золотистые курочки и серебристые петушки в соотношении 1:1 по фенотипу.

                            Задача 4. Как можно определить пол у цыплят заранее

у кур гены, влияющие на окраску оперения, локализованы в Х-хромосоме. У одной из пород кур ген серебристого оперения (А) доминирует над геном золотистого оперения (а). С каким генотипом следует подбирать кур и петухов, чтобы определять пол цыплят по оперению?

Курочки с генотипом ХАY — имеют серебристую окраску оперения, а ХаY — золотистую.   Петушки ХАХА и ХАХа — серебристые, а ХаХа — золотистые.  Значит для скрещивания нам надо брать только золотых петухов (их генотип определяется однозначно — они могут быть только гомозиготными  ХаХа и серебристых курочек (у курочек,  как мы видим, любая окраска определяется однозначно лишь определенным генотипом).

Решение:

P:       XAY  х   ХаХа

G:     XA,  Y    и    Xa

F1: ХаY — золотые — только курочки, а    ХАХа  серебристые — только петушки.

Ответ: чтобы по оперению цыплят можно было бы определять их пол заранее, надо для скрещивания брать серебристых курочек и золотых петушков.

                             Задача 5. Ген, вызывающий гибель не вылупившихся цыплят

У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (Хa), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. При скрещивании гетерозиготного по этому признаку самца с самкой появилось потомство (у птиц гетерогаметный пол — женский). Составьте схему скрещивания и определите генотипы родителей, возможного потомства и соотношение по полу выживших цыплят. 

Так как по условию задачи нам напоминают, что у птиц гетерогаметный пол женский, то генотип курочки будет ХAY (если бы она развивалась из зиготы ХаY, то по условию задачи она бы умерла еще не родившись на стадии эмбриона). А про генотип петуха написано в условии,  что он был гетерозиготным по этому летальному гену, значит ХAXa.

         P               ♀ XAY        x        ♂ XAXa

Гаметы            ХA   и   Y            ХA   и    Xa

        F1             ХAY   и    ХаY  — это генотипы курочек, половина из них умрет не родившись

                         ХAХA   и   ХAXa — петушки, родятся все особи.

Поэтому соотношение по полу выживших цыплят будет 2/3 — петушки, 1/3 — курочки.                                          

                           Задача 6. Как догадаться сцеплен ли изучаемый признак с полом

При скрещивании белых кур с полосатыми петухами получили полосатых петушков и курочек. При скрещивании этого потомства между собой в F2 получено: 303 полосатых петушка и 306 полосатых и белых курочек . Объясните результаты . Сколько белых курочек было в F2

С чего надо начать рассуждение? Так как в F2 петушки оказались только полосатые а курочки разные, то мы должны сделать вывод, что аллели окраски «сидят» в половых хромосомах.

Поскольку в F1 все особи получились полосатыми, значит это доминантный аллель над белым аллелем.

Еще надо помнить, что гомогаметный пол у птиц мужской, а гетерогаметный — женский.

Итак, обозначим XA — аллель полосатого оперения, Xa — аллель белого оперения.

P1: ХаY * XAXA
G: Xa, Y и XA
F1: XAY (полосатые курочки) и XAXa (полосатые петушки)

Р2: XAY * XAXa
G: XA,Y и XA,Xa
F2: XAY, XaY (курочки полосатые : белые = 1 1, то есть примерно по 153 шт.); XAXA, XAXa (петушки все полосатые).

Задача 7. Все очень просто, но не спешите с выводом.

У здоровой женщины есть брат дальтоник. Может ли у нее родиться сын с цветовой слепотой? Какова теоретическая вероятность этого события?

Так как сказано, что у женщины брат дальтоник, то есть имеет генотип ХdY, (а хромосому Xd он унаследовал от матери), то их мать была: а) или дальтоником с генотипом XdXd, или б) только носителем гена дальтонизма, то есть XDXd. Поэтому в задаче надо рассмотреть оба эти варианта.

Итак, рассмотрим вариант а)

Наша здоровая женщина будет обязательно иметь  в генотипе одну хромосому Xd, доставшуюся ей от метери, а вторую XD (раз она здорова), доставшуюся ей от её отца. Поэтому, имея генотип  XDXd у ней  с вероятностью 50% могут родиться как здоровые мальчики, так и дальтоники.

вариант б)

Если мать  имела гетерозиготный генотип XDXd, то генотип нашей здоровой женщины мог и не содержать рецессивного аллеля  вовсе, а быть XDXD, тогда в этом случае вероятность рождения у нее сына дальтоника равна О.

Поэтому, на основании условия задачи мы может сделать вывод, что в целом вероятность рождения сына дальтоника равна 25%.

Задача 8. Когда не сразу можно понять какой признак сцеплен с полом, а какой находится в аутосоме.

При скрещивании рябой курицы без хохолка и рябого хохлатого петуха в потомстве все петухи были рябыми хохлатыми, половина кур рябая с хохолком, а половина – коричневая с хохолком. При скрещивании коричневой курицы с её отцом всё потомство имело хохолок, половина из них была рябая, половина – коричневая независимо от пола. От рябой курицы первого поколения и её брата были получены потомки с хохолком и без хохолка в отношении 3:1 независимо от пола. Как наследуются признаки окраски и хохлатости? Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения? Какое потомство можно ожидать при скрещивании коричневой курицы первого поколения с одним из её братьев?

Исходя из условия задачи делаем вывод, что такой  цвет оперения у кур как рябая окраска и коричневая окраска является признаком, сцепленным с полом (с половой хромосомой Х),  а наличие (отсутствие) хохолка — аутосомным признаком.

Обозначим:  А — с хохолком, а — без хохолка; ХB — рябое оперение, Хb — коричневое оперение.  Помним, что у птиц в отличие от большинства других животных гомогаметным полом ХХ является мужской пол, а гетерогаметным ХY — женский.

Генотипы родителей: курицы аaXBY, петуха AАXBX(генотип петуха обязательно гомозиготен по наличию хохолка АА, так как все петушки в потомстве получились хохлатыми Аа и гетерозиготен по цвету оперения XBXb , так как половина курочек получились рябыми XBY, а половина коричневыми XbY).

Генотипы гибридов 1 поколения: AaXBY, AaXbY — курочки; AaXBXB, AaXBXb — петушки.

При скрещивании коричневой курицы первого поколения с генотипом AaXbY с петухом, например, с генотипом AaXBXB получим такое потомствоAAXBXb, 2AaXBXb, aaXBXb — петушки; AAXBY, 2AaXBY, aaXBY -курочки.

___________________________________________________________________________________

Опять, скажете, несправедливо. Кому достанется вариант с задачей подобной первой, состоящей фактически из решения трех заданий, только на одно оформление потратит на 10-15 минут больше, чем те, кому достанется вариант с другими заданиями. Да, несправедливо. Но ничего не поделаешь, так устроен весь мир: черное и белое, цветное и серое, удача и неудача.

Но, повторяюсь, знания основ генетики в объеме школьной программы совершенно необходимы для правильного решения даже самых простых задач. А как репетитору ЕГЭ по биологии с немалым стажем мне хорошо известны такие факты вопиющей несправедливости, когда ученик, желающий знать биологию, может оказаться в классе, где преподавание биологии  в целом поставлено из рук вон плохо. Что уж говорить о генетике, изучить которую самостоятельно бывает очень и очень трудно.

Для тех, кто хочет быстро разобраться как надо решать задачи по генетике, могу предложить мою платную книжицу.

                                                             ***************************************

У кого будут вопросы по решению генетических задач к репетитору  биологии по Скайпу, кому необходимо платно решить задачи с пояснениями обращайтесь  в комментарии .  

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | аллельные геныаутосомыгаметыгетерогаметностьгомогаметностьженский ползакон чистоты гаметмужской полнаследование сцепленное с поломполовые клеткиполовые хромосомыполовые хромосомы ХУполовые хромосомы ХХрепетитор по биологии по Скайпсоматические клетки | Отзывов (12)
Отзывов (12)
  1. Анастасия Григорьева

    Уважаемый коллега!
    Обращаюсь к Вам, так как встретила противоречие в предлагаемых решениях задач по генетике от разных авторов. Помогите, пожалуйста, разобраться!
    В стандартной задаче на наследование дальтонизма в F1 рождаются 2 здоровые дочери (одна из них — носитель), здоровый сын и больной сын. Требуется найти вероятность рождения больного сына.
    Вопрос мой в следующем: вероятность больного РЕБЁНКА здесь 25%, как и положено. Но вероятность больного именно СЫНА некоторые авторы разумно предлагают высчитывать из вероятности наследования дальтонизма среди СЫНОВЕЙ, а не детей вообще. И тогда она составляет 50%. На мой взгляд, это более грамотный подход.
    Буду очень благодарна Вам за совет, с какой позиции лучше преподносить этот случай на ЕГЭ и как правильнее рассказывать детям.
    С Уважением, Анастасия.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Уважаемая, Анастасия! Здравый смысл подсказывает, что здесь, бесспорно, надо рассчитывать вероятность только СРЕДИ сыновей. Раз указано «среди сыновей», то ответ должен быть 50%. Но это не факт, что у авторов-составителей этой задачи не был задуман как правильный ответ 25%, потому что это Ваш вопрос уже задавали мне неоднократно.

      Ответить
      • Анастасия

        Благодарю за ответ!
        Думаю, что буду рекомендовать детям отвечать в ЕГЭ про эту вероятность и 25% (из всех потомков), и 50% (среди сыновей). Потому что не хотелось бы, чтобы из-за абсурдного несоответствия критериям оценки ответа умный ребёнок потерял баллы.

        Ответить
        • Борис Садыков

          Да, Анастасия, Вы правы, приняв Соломоново решение.

          Ответить
  2. Акбар

    Здравствуйте, Борис Фагимович. Помогите, пожалуйста, решить задачу на наследование, сцепленное с полом.
    Мужчина, страдающий дальтонизмом (цветовая слепота) и глухотой, женился на женщине, нормальной по зрению и хорошо слышащей. у них родился сын глухой и дальтоник и дочь-дальтоник, но с хорошим слухом.
    Определите вероятность рождения в этой семье дочери и обеими аномалиями, если известно, что дальтонизм и глухота передаются как рецессивные признаки, но дальтонизм сцеплен с X-хромосомой, а глухота-аутосомный признак.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Акбар. Это задание на дигибридное скрещивание (но один из изучаемых признаков находится не в аутосомах, а является сцепленным с Х-хромосомой).
      Введем обозначения аллелей признаков: А — хороший слух, а — глухота; XD — нормальное цветовое зрение, Xd — дальтонизм.
      Генотип глухого мужчины дальтоника мы можем записать сразу, исходя их характеристики его фенотипа aaXdY. Генотип женщины сначала запишем не полностью, а то, что нам известно из характеристики её фенотипа A-XD- («-» радикал означает, что на этом месте нам пока не известно какой будет второй аллельный ген). Генотип глухого сына дальтоника мог быть только как у отца aaXdY. Генотип дочери-дальтоника с хорошим слухом AаXdXd (хотя она хорошо слышит, но по данному признаку является гетерозиготой, так как аллель а-малое ей достанется от отца). Поскольку у дочери-дальтоника один из аллелей дальтонизма Xd достался от матери, а глухому сыны от матери достался аллель а-малое, то нам теперь известен полностью и генотип матери AaXDXd.
      P: …AaXDXd…. x…. aaXdY
      G: AXD,AXd,aXD,aXd……aXd,aY
      F: AaXDXd,AaXdXd,aaXDXd,aaXdXd — генотипы всех возможных девочек; AaXDY,AaXdY,aaXDY,aaXdY — генотипы мальчиков. Генотип дочери с обеими аномалиями aaXdXd. Вероятность рождения девочки с таким генотипом будет 1/8 часть или 12,5%.

      Ответить
  3. Дарья

    Извините, но у вас по-моему неправильно в последней задаче, т.к. генотип гибридов 1-го поколения АаХВХВ не может получиться из генотипов родителей.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Дарья, большое спасибо за замечание. Но обязательно посмотрите эту задачу снова, так как «опечатка» у меня была не там, где Вы заметили, а в написании генотипа исходной курицы ааХВY (а было ааXbY).

      Ответить
  4. Маргарита

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Не могли бы Вы помочь мне разобраться в одной задаче:
    Синдром ОФД (оро-фацио-дигитальный синдром или рото-лице-пальцевой синдром) приводит к гибели эмбрионов мужского пола и характеризуется множественными пороками развития. У гетерозиготных женщин признаки ОФД выражены слабо. Женщина со слабо выраженными признаками синдрома имеет здоровую дочь. Две первые беременности закончились спонтанными выкидышами плодов мужского пола. Каков генотип женщины? Генотипы погибших эмбрионов? Какова вероятность рождения у этой женщины второй здоровой дочери?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Маргарита! Решение задач – это моя оплачиваемая работа. Решение этой задачи требует времени на оформление. Я решу Вашу задачу при оплате 80 рублей (можно на мой мобильный или электронные кошельки, как Вам удобно).
      Поскольку в условии задачи сказано, что от ОФД гибнут эмбрионы мужского пола (а женские, значит, не гибнут), можно сделать вывод, что это заболевание является сцепленным с полом. Раз и у гетерозиготных женщин этот синдром тоже проявляется (пусть даже в слабой форме) — делаем вывод, что аллельный ген данного заболевания сцеплен с Х хромосомой и является не полностью доминантным над
      нормальным аллелем.
      Обозначим ХА — синдром; Ха — отсутствие синдрома.
      Генотип женщины ХАХа. Генотип мужчины может быть только ХаY (так как XAY гибнут еще не родившись).
      Генотип здоровой дочери от такого брака ХаХа. Генотипы погибших эмбрионов ХАY.
      Поскольку гетерозиготная женщина с равной вероятностью образует гаметы ХА и Ха, то вероятность рождения здоровой дочери с генотипом ХаХа равна 50%.

      Ответить
  5. Христиан

    Спасибо вы очень хорошо обьяснили задачи :)

    Ответить
  6. Константин Герц

    Битый год самостоятельно пытался разобраться в дебрях генетики и только сейчас наткнулся на толковое руководство. Респект репетитору.

    Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *