САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Занятия по биологии и генетике 2018 год boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Занятия по биологии и генетике 2018 год boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Задания на наследование сцепленное с полом

Главная - Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) - Задания на наследование сцепленное с полом

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора ЕГЭ по биологии по Скайп biorepet-ufa.ru.

Как отмечалось ранее, генетические задачи на изучение наследования признаков сцепленных  с полом, помещенные в задания линии С6  ЕГЭ по биологии, решаются учащимися более успешно, чем задачи на сцепленное наследование.

Тем не менее, в этой статье мы разберем с вами несколько конкретных примеров таких заданий. Но непосредственно перед решением   задач, как репетитор ЕГЭ по биологии, настоятельно советую обратить ваше внимание   на интерпретацию таких двух   генетических терминов, как гомогаметность и гетерогаметность, значение которых следует учитывать  при  решении задач по наследованию признаков сцепленных с полом.

Как же вообще, в связи с наличием этих терминов,  можно интерпретировать «закон чистоты гамет»? Мы же знаем, что гаметы всегда только чистые, в них может быть только по одному аллелю  любого гена, а тут вдруг какие-то  «гомо-«,  какие-то «гетеро-» ?

Никакого противоречия здесь нет. Гаметы — всегда гаметы! Это половые клетки с половинным от соматических клеток набором любых хромосом: аутосом плюс пара  половых хромосом. Они всегда чистые, так как несут по одной гомологичной хромосоме, а, значит, и  по одному аллелю любого гена.

Но если, как мы помним, каждой аутосомной хромосоме в соматической клетке организма всегда соответствует гомологичная ей (идентичная по набору признаков) хромосома, то этого нельзя сказать о паре половых хромосом. В клетках одного из организмов (мужском или женском в зависимости от вида организма) эта пара хромосом может быть как гомологична (ХХ), так и  не гомологична друг другу (ХУ).

Итак, тот пол организма,  соматические клетки которого содержат одинаковую пару половых хромосом и Х) называют «гомогаметным» (он ведь образует только одинаковые гаметы), а если пара половых хромосом разная и У) —  «гетерогаметным» (то есть, из-за разных половых хромосом такой организм будет образовывать два типа гамет).

Таким образом, терминами  «гомогаметность» и «гетерогаметность» дается характеристика не самим гаметам, а полу (мужскому или женскому) организма, имея в виду  пару их половых хромосом в соматических клетках.

В моей платной книге:

 «Решение задач на наследование, сцепленное с полом»  

этот вопрос разбирается подробнее.

При решении генетических задач по определению наследования признаков находящихся в половых хромосомах у разных организмов необходимо обязательно знать, что у человека и многих других животных гетерогаметным (ХУ) является мужской пол, а гомогаметным (ХХ) — женский, а у птиц и бабочек  —  наоборот.

А вот так наследуется ген  дальтонизма у человека, сцепленный с Х хромосомой.

                 Для тех, кто хочет хорошо разобраться как надо решать задачи по генетике на наследование, сцепленное с полом,

предлагаю мою платную книгу.

                                                             ***************************************

У кого будут вопросы по решению генетических задач к репетитору  биологии по Скайпу, кому необходимо платно решить задачи с пояснениями обращайтесь  в комментарии .  

Репетитор по биологии

Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.

Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | аллельные геныаутосомыгаметыгетерогаметностьгомогаметностьженский ползакон чистоты гаметмужской полнаследование сцепленное с поломполовые клеткиполовые хромосомыполовые хромосомы ХУполовые хромосомы ХХрепетитор по биологии по Скайпсоматические клетки | 6 комментариев
Отзывов (6)
  1. Константин Герц

    Битый год самостоятельно пытался разобраться в дебрях генетики и только сейчас наткнулся на толковое руководство. Респект репетитору.

    Ответить
  2. Христиан

    Спасибо вы очень хорошо обьяснили задачи 🙂

    Ответить
  3. Анастасия Григорьева

    Уважаемый коллега!
    Обращаюсь к Вам, так как встретила противоречие в предлагаемых решениях задач по генетике от разных авторов. Помогите, пожалуйста, разобраться!
    В стандартной задаче на наследование дальтонизма в F1 рождаются 2 здоровые дочери (одна из них — носитель), здоровый сын и больной сын. Требуется найти вероятность рождения больного сына.
    Вопрос мой в следующем: вероятность больного РЕБЁНКА здесь 25%, как и положено. Но вероятность больного именно СЫНА некоторые авторы разумно предлагают высчитывать из вероятности наследования дальтонизма среди СЫНОВЕЙ, а не детей вообще. И тогда она составляет 50%. На мой взгляд, это более грамотный подход.
    Буду очень благодарна Вам за совет, с какой позиции лучше преподносить этот случай на ЕГЭ и как правильнее рассказывать детям.
    С Уважением, Анастасия.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Уважаемая, Анастасия! Здравый смысл подсказывает, что здесь, бесспорно, надо рассчитывать вероятность только СРЕДИ сыновей. Раз указано «среди сыновей», то ответ должен быть 50%. Но это не факт, что у авторов-составителей этой задачи не был задуман как правильный ответ 25%, потому что этот Ваш вопрос уже задавали мне неоднократно.

      Ответить
      • Анастасия

        Благодарю за ответ!
        Думаю, что буду рекомендовать детям отвечать в ЕГЭ про эту вероятность и 25% (из всех потомков), и 50% (среди сыновей). Потому что не хотелось бы, чтобы из-за абсурдного несоответствия критериям оценки ответа умный ребёнок потерял баллы.

        Ответить
        • Борис Садыков

          Да, Анастасия, Вы правы, приняв Соломоново решение.

          Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + 4 =