Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора по биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
Как отмечалось ранее, генетические задачи на изучение наследования признаков сцепленных с полом, помещенные в задания линии С6 ЕГЭ по биологии, решаются учащимися более успешно, чем задачи на сцепленное наследование.
Тем не менее, в этой статье мы разберем с вами несколько конкретных примеров таких заданий. Но непосредственно перед решением задач, как репетитор ЕГЭ по биологии, настоятельно советую обратить ваше внимание на интерпретацию таких двух генетических терминов, как гомогаметность и гетерогаметность, значение которых следует учитывать при решении задач по наследованию признаков сцепленных с полом.
Как же вообще, в связи с наличием этих терминов, можно интерпретировать «закон чистоты гамет»? Мы же знаем, что гаметы всегда только чистые, в них может быть только по одному аллелю любого гена, а тут вдруг какие-то «гомо-«, какие-то «гетеро-» ?
Никакого противоречия здесь нет. Гаметы — всегда гаметы! Это половые клетки с половинным от соматических клеток набором любых хромосом: аутосом плюс пара половых хромосом. Они всегда чистые, так как несут по одной гомологичной хромосоме, а, значит, и по одному аллелю любого гена.
Но если, как мы помним, каждой аутосомной хромосоме в соматической клетке организма всегда соответствует гомологичная ей (идентичная по набору признаков) хромосома, то этого нельзя сказать о паре половых хромосом. В клетках одного из организмов (мужском или женском в зависимости от вида организма) эта пара хромосом может быть как гомологична (ХХ), так и не гомологична друг другу (ХУ).
Итак, тот пол организма, соматические клетки которого содержат одинаковую пару половых хромосом (Х и Х) называют «гомогаметным» (он ведь образует только одинаковые гаметы), а если пара половых хромосом разная (Х и У) — «гетерогаметным» (то есть, из-за разных половых хромосом такой организм будет образовывать два типа гамет).
Таким образом, терминами «гомогаметность» и «гетерогаметность» дается характеристика не самим гаметам, а полу (мужскому или женскому) организма, имея в виду пару их половых хромосом в соматических клетках.
В моей платной книге:
«Решение задач на наследование, сцепленное с полом»
этот вопрос разбирается подробнее.
При решении генетических задач по определению наследования признаков находящихся в половых хромосомах у разных организмов необходимо обязательно знать, что у человека и многих других животных гетерогаметным (ХУ) является мужской пол, а гомогаметным (ХХ) — женский, а у птиц и бабочек — наоборот.
А вот так наследуется ген дальтонизма у человека, сцепленный с Х хромосомой.
Для тех, кто хочет хорошо разобраться как надо решать задачи по генетике на наследование, сцепленное с полом,
***************************************
У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу,обращайтесь в комментарии. У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА). .
Битый год самостоятельно пытался разобраться в дебрях генетики и только сейчас наткнулся на толковое руководство. Респект репетитору.
Спасибо вы очень хорошо обьяснили задачи 🙂
Уважаемый коллега!
Обращаюсь к Вам, так как встретила противоречие в предлагаемых решениях задач по генетике от разных авторов. Помогите, пожалуйста, разобраться!
В стандартной задаче на наследование дальтонизма в F1 рождаются 2 здоровые дочери (одна из них — носитель), здоровый сын и больной сын. Требуется найти вероятность рождения больного сына.
Вопрос мой в следующем: вероятность больного РЕБЁНКА здесь 25%, как и положено. Но вероятность больного именно СЫНА некоторые авторы разумно предлагают высчитывать из вероятности наследования дальтонизма среди СЫНОВЕЙ, а не детей вообще. И тогда она составляет 50%. На мой взгляд, это более грамотный подход.
Буду очень благодарна Вам за совет, с какой позиции лучше преподносить этот случай на ЕГЭ и как правильнее рассказывать детям.
С Уважением, Анастасия.
Уважаемая, Анастасия! Здравый смысл подсказывает, что здесь, бесспорно, надо рассчитывать вероятность только СРЕДИ сыновей. Раз указано «среди сыновей», то ответ должен быть 50%. Но это не факт, что у авторов-составителей этой задачи не был задуман как правильный ответ 25%, потому что этот Ваш вопрос уже задавали мне неоднократно.
Благодарю за ответ!
Думаю, что буду рекомендовать детям отвечать в ЕГЭ про эту вероятность и 25% (из всех потомков), и 50% (среди сыновей). Потому что не хотелось бы, чтобы из-за абсурдного несоответствия критериям оценки ответа умный ребёнок потерял баллы.
Да, Анастасия, Вы правы, приняв Соломоново решение.