Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии biorepet-ufa.ru.
На этой странице моего блога можно ознакомиться с реальными вариантами заданий ЕГЭ по биологии, которые были предложены абитуриентам в 2025 году. Думаю, что эти задания будут интересны тем, кто не дожидаясь нового учебного года, уже сейчас летом начинает готовиться к сдаче будущих экзаменов через год в 2026 году.
Здесь представлены задания Части 1, Линий 18 — 21.
Линия 18.
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для сохранения видового разнообразия необходимо
1) уничтожать хищных животных
2) проводить селекцию высокоурожайных сортов растений
3) создавать заповедники (самый строгий вид охраняемой природной территории)
4) организовывать национальные парки (это открыты для посещения и отдыха зоны, но туризм в них исключительно тематический)
5) проводить распашку целинных земель
6) сохранять природный ландшафт
Решение:
Неверные ответы:
1) уничтожать хищных животных — снижает видовое разнообразие;
2) проводить селекцию высокоурожайных сортов растений — не приводит к появлению новых видов;
5) проводить распашку целинных земель — снижает видовое разнообразие.
Ответ: 346
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Почему дубрава является устойчивой экосистемой?
1) сбалансированный круговорот веществ
2) осуществляется круговорот энергии
3) разветвленные цепи (питания)
4) большое видовое разнообразие
5) преобладает монокультура
6) есть продуценты
Решение:
Неверные ответы:
2) осуществляется круговорот энергии — характеристика всех экосистем, важная характеристика устойчивых экосистем — сбалансированный круговорот;
5) преобладает монокультура — признак неустойчивости (характерно для агроценозов);
6) есть продуценты — характерно для любой экосистемы, как для устойчивой, так и для неустойчивой.
Ответ: 134
3. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие цепи питания из предложенных относят к детритным?
1) растительный опад → дождевой червь → полевой воробей → ястреб перепелятник
2) пшеница → клоп черепашка → обыкновенный перепел → рыжая лисица
3) мелкие водоросли → головастик → личинка стрекозы → жук плавунец
4) навоз → жук навозник → ящерица круглоголовка → песчаный варан
5) донный ил → сенная палочка → инфузория-туфелька → беззубка
6) красный клевер → муха пчеловидка → серая жаба → черный коршун
Решение:
Детритная цепь — цепь разложения, начинающаяся с мертвого опада. Под п. 2, 3, 6 — цепи выедания (пастбищные).
Ответ: 145
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких участках земной поверхности можно наблюдать вторичную сукцессию?
1) песчаные дюны
2) лесные вырубки
3) горные хребты
4) заброшенные сельскохозяйственные угодья
5) новообразованный вулканический остров
6) участки степи после пожара
Решение:
Вторичная сукцессия возникает на месте ранее существовавшей экосистемы. Неверные ответы: п. 1, 3, 5 — первичные сукцессии, начинающиеся на безжизненных территориях.
Ответ: 246
5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Естественная экосистема, в отличие от агроценоза, характеризуется:
1) наличием цепей питания
2) большим видовым разнообразием
3) использованием солнечной энергии
4) устойчивостью и саморегуляцией
5) сбалансированным круговоротом веществ
6) наличием консументов, продуцентов и редуцентов
Решение:
Неверные ответы: п. 1, 3, 6 (характерно как для биогеоценоза, так и для агроценоза).
Ответ: 245
6. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примерами использования организмами продуктов выделения либо мертвых остатков других организмов в биоценозе является
1) использование муравьями хвои для постройки надземной части муравейника
2) распространение муравьями семян лесных трав
3) использование дятлом дупла дерева для гнездования
4) использование корольками мха, пуха, шерсти для строительства гнезда
5) строительство вороной гнезда из сухих веток, травы и перьев
6) распространение свиристелями семян рябины
Решение:
Верные ответы:
1) использование муравьями хвои для постройки надземной части муравейника — хвоя — мертвые вегетативные органы;
4) использование корольками мха, пуха, шерсти для строительства гнезда — использование частей покровов животных;
5) строительство вороной гнезда из сухих веток, травы и перьев — используются мертвые вегетативные органы растений и покровы животных.
Ответ: 145
7. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных процессов относят к биогеохимическому циклу углерода?
1) выделение газа растениями в процессе фотосинтеза
2) фиксация атмосферных газов клубеньковыми бактериями
3) фиксация газа в процессе фотосинтеза
4) выделение углекислого газа животными
5) использование человеком ископаемого топлива
6) образование атмосферных газов во время грозы
Решение:
Неверные ответы:
1) выделение газа растениями в процессе фотосинтеза — выделяют кислород;
2) фиксация атмосферных газов клубеньковыми бактериями — фиксируют азот;
6) образование атмосферных газов во время грозы — образуется озон.
Ответ: 345
Линия 19.
1. Установите соответствие между характеристикой и круговоротом углерода и азота: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ЭЛЕМЕНТ |
А) дыхание в митохондриях | 1) углерод |
Б) выделение аммиака при распаде белков | 2) азот |
В) фиксация атмосферного газа клубеньковыми бактериями | |
Г) сжигание метана | |
Д) фотосинтез | |
Е) денитрификация |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение:
А — 1; дыхание в митохондриях связано с выделением CO₂, что является частью круговорота углерода.
Б — 2; выделение аммиака при распаде белков — процесс круговорота азота, так как аммиак (NH₃) — азотсодержащее соединение.
В — 2; фиксация атмосферного азота клубеньковыми бактериями — ключевой этап круговорота азота, преобразующий N₂ в доступные для растений формы.
Г — 1; сжигание метана (CH₄) приводит к выделению CO₂, участвуя в круговороте углерода.
Д — 1; фотосинтез — процесс усвоения CO₂ растениями, основной этап круговорота углерода.
Е — 2; денитрификация — завершающая стадия круговорота азота, при которой нитраты преобразуются в атмосферный N₂.
Ответ: 122112
2. Установите соответствие между морфологическими особенностями человека и факторами антропогенеза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ | ФАКТОР |
А) противопоставление большого пальца кисти остальным | 1) трудовая деятельность |
Б) чашеобразная форма таза | 2) прямохождение |
В) большой объем головного мозга | |
Г) сводчатая стопа | |
Д) развитые мелкие мышцы кисти | |
Е) изгибы позвоночника |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение:
А — 1; противопоставление большого пальца кисти — результат трудовой деятельности, позволяющий совершать хватательные движения и использовать орудия труда.
Б — 2; чашеобразная форма таза связана с прямохождением, так как обеспечивает поддержку внутренних органов и устойчивость при движении на двух ногах.
В — 1; большой объем головного мозга развился в результате трудовой деятельности, которая требовала сложного мышления и решения задач.
Г — 2; сводчатая стопа является приспособлением к прямохождению, выполняет амортизирующую функцию при ходьбе.
Д — 1; развитые мелкие мышцы кисти сформировались благодаря трудовой деятельности, обеспечивая точные и сложные движения.
Е — 2; изгибы позвоночника сформировались как адаптация к прямохождению, обеспечивая амортизацию при ходьбе и беге.
Ответ: 121212
3. Установите соответствие между эволюционными процессами и формами естественного отбора: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ФОРМЫ |
А) увеличение в промышленных районах числа темных бабочек по сравнению со светлыми | 1) движущий |
Б) возникновение у насекомых-вредителей устойчивости к ядохимикатам | 2) стабилизирующий |
В) сохранение размеров ушной раковины у зайцев в течение многих поколений | |
Г) уменьшение размеров тела крабов в помутневших водах | |
Д) сохранение древнего голосеменного растения гинкго двулопастного | |
Е) сохранение реликтового животного (кистеперой рыбы) |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение:
А — 1; увеличение числа темных бабочек в промышленных районах — пример движущего отбора, так как происходит сдвиг признака в сторону лучшей приспособленности к изменившейся среде.
Б — 1; возникновение устойчивости к ядохимикатам у насекомых — движущий отбор, так как он направлен на закрепление нового полезного признака.
В — 2; сохранение размеров ушной раковины у зайцев — стабилизирующий отбор, так как поддерживается оптимальный признак, уже закрепившийся в популяции.
Г — 1; уменьшение размеров тела крабов в помутневших водах — движущий отбор, так как это адаптация к новым условиям среды.
Д — 2; сохранение древнего голосеменного растения — стабилизирующий отбор, так как поддерживается существующий признак без значительных изменений.
Е — 2; сохранение реликтового животного (кистеперой рыбы) — стабилизирующий отбор, так как вид сохраняет свои древние признаки в стабильных условиях.
Ответ: 112122
4. Установите соответствие между примерами и формами взаимоотношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРИМЕРЫ |
ФОРМЫ |
А) орхидеи и деревья, на которых они растут |
1) комменсализм |
Б) спорынья, образующая склероции на пшенице |
2) паразитизм |
В) репейник, прилипший к шерсти собаки |
|
Г) акулы и рыбы-прилипалы |
|
Д) вошь на шерсти обезьян |
|
Е) плоский червь и моллюск |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение:
А — 1; орхидеи и деревья, на которых они растут — комменсализм (орхидеи используют дерево как опору, не причиняя ему вреда);
Б — 2; спорынья, которая образует склероции на пшенице — паразитизм (гриб питается за счет растения-хозяина, нанося ему вред);
В — 1; репейник, прилипший к шерсти собаки — комменсализм (растение использует животное для распространения семян без вреда для него);
Г — 1; акулы и рыбы-прилипалы — комменсализм (рыба-прилипала получает защиту и транспорт, не влияя на акулу);
Д — 2; вошь на шерсти обезьян — паразитизм (вошь питается кровью хозяина, причиняя ему вред);
Е — 2; плоский червь и моллюск — паразитизм (червь использует моллюска как промежуточного хозяина, нанося ему вред).
Ответ: 121122
5. Установите соответствие между признаками организмов и представителями приматов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ |
ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
А) преобладание мозгового отдела черепа |
1) человек разумный |
Б) крупные клыки |
2) шимпанзе обыкновенный |
В) S-образный позвоночник |
|
Г) развитая мелкая моторика пальцев |
|
Д) плоская стопа |
|
Е) чашеобразная форма таза |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение:
А) преобладание мозгового отдела черепа над лицевым — признак человека (крупный мозг, маленькие челюсти);
Б) крупные клыки — признак шимпанзе;
В) S-образный позвоночник — признак человека, адаптация к прямохождению (амортизация при ходьбе);
Г) развитая мелкая моторика пальцев — признак человека (моторика обеспечивает возможность трудовой деятельности);
Д) плоская стопа — признак шимпанзе (у человека стопа сводчатая);
Е) чашеобразная форма таза — признак человека (у шимпанзе таз узкий, стаканообразный).
Ответ: 121121
6. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ДОКАЗАТЕЛЬСТВА |
А) остаток третьего века у человека | 1) рудименты |
Б) оформленная трехпалая конечность у лошади | 2) атавизмы |
В) густой волосяной покров у младенца | |
Г) зубы у голубя | |
Д) хвост у человека | |
Е) нефункциональные ушные мышцы у человека |
Решение:
Рудименты — структуры, утратившие в ходе эволюции свое основное значение, неразвитые по сравнению с предковым состоянием; имеются у всех представителей вида. Атавизмы — структуры, появляющиеся лишь у некоторых представителей вида; признаки, свойственные далеким предкам представителей данного вида.
А) остаток третьего века у человека — в норме есть у всех представителей вида, рудимент
Б) оформленная трехпалая конечность у лошади — в норме у лошадей отсутствует, атавизм
В) густой волосяной покров у младенца — в норме у младенцев отсутствует, атавизм
Г) зубы у голубя — зубы в норме у птиц отсутствуют, атавизм
Д) хвост у человека — хвосты в норме у людей отсутствуют, атавизм
Е) нефункциональные ушные мышцы у человека — в норме есть у всех представителей вида, рудимент
Ответ: 122221
7. Установите соответствие между характеристиками организмов и функциональными группами в экосистеме, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ГРУППЫ |
А) преобразуют энергию солнца в энергию химических связей органических веществ | 1) редуценты |
Б) образуют первичную продукцию | 2) продуценты |
В) являются первым звеном пастбищных цепей питания | |
Г) вызывают разложение органических остатков | |
Д) минерализуют органические вещества |
Решение:
А — 2; преобразование энергии солнца в энергию химических связей — функция продуцентов (например, растений, водорослей, цианобактерий).
Б — 2; образование первичной продукции характерно для продуцентов, которые создают органическое вещество из неорганического.
В — 2; первое звено пастбищных цепей питания — это всегда продуценты, служащие пищей для консументов.
Г — 1; разложение органических остатков осуществляют редуценты (бактерии и грибы), разрушая сложные органические вещества до простых соединений.
Д — 1; минерализация органических веществ — процесс, выполняемый редуцентами, возвращающими неорганические вещества в круговорот.
Ответ: 22211
8. Установите соответствие между характеристиками и примерами пищевых цепей и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРИМЕРЫ | ТИПЫ ЦЕПЕЙ |
А) клевер — бабочка — лягушка — уж | 1) пастбищные |
Б) жук навозник в качестве второго звена | 2) детритные |
В) опад — дождевой червь — сойка — ястреб | |
Г) фитопланктон — мелкие рачки — рыбы -морские млекопитающие | |
Д) личинка комнатной мухи в качестве консумента I порядка | |
Е) хламидомонада — дафния — мальки рыб — глохидий |
Решение:
А — 1; клевер — бабочка — лягушка — уж — пастбищная цепь (начинается с живого растения и включает последовательность хищников);
Б — 2; жук навозник в качестве второго звена — детритная цепь (разложение органических остатков);
В — 2; опад — дождевой червь — сойка — ястреб — детритная цепь (начинается с мертвого органического вещества);
Г — 1; фитопланктон — мелкие рачки — рыбы — морские млекопитающие — пастбищная цепь (основана на живых продуцентах);
Д — 2; личинка комнатной мухи в качестве консумента I порядка — детритная цепь (питается разлагающейся органикой);
Е — 1; хламидомонада — дафния — мальки рыб — глохидий (личинка беззубки) — пастбищная цепь (начинается с живых водорослей).
Линия 20.
1. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Трофический уровень | Тип питания | Функциональная группа |
А | Б | В |
Список элементов:
1) плотоядное
2) растительноядное
3) консумент I порядка
4) консумент II порядка
5) первый
6) второй
7) третий
8) редуцент
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение:
Если по второй картинке:
А — 6; второй — на рисунке показан череп растительноядного животного, которое занимает второй трофический уровень в цепи питания, так как питается непосредственно растениями (продуцентами 1-го уровня). Это видно по строению зубов: наличие плоских коренных зубов для перетирания растительной пищи и отсутствие острых клыков, характерных для хищников;
Б — 2; растительноядное — тип питания животного, что подтверждается анатомическими особенностями его зубной системы: широкие моляры с плоской жевательной поверхностью, приспособленные для перемалывания жесткой растительной клетчатки, и слабо развитые или отсутствующие клыки;
В — 3; консумент I порядка — животное является первичным потребителем в пищевой цепи, что соответствует его растительноядному типу питания и анатомическим адаптациям (развитые резцы для срезания растений и сложные коренные зубы для их перетирания).
Ответ: 623
2. Эколог составлял цепь питания, в которую входили: фитопланктон, килька, косатка, пингвин. В соответствии с данными заполните таблицу:
Функциональная группа |
Трофический уровень |
Пример |
Консумент I порядка |
(Б) |
Килька |
(А) |
Первый |
Фитопланктон |
Консумент III порядка |
Четвертый |
(В) |
Список элементов:
1) Второй
2) Редуцент
3) Косатка
4) Третий
5) Консумент II порядка
6) Пингвин
7) Зоопланктон
8) Продуцент
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение:
А — 8; продуцент — фитопланктон является производителем органического вещества (первый трофический уровень);
Б — 1; второй — килька как консумент I порядка занимает второй трофический уровень, питаясь фитопланктоном;
В — 3; косатка — консумент III порядка (четвертый трофический уровень), питающийся пингвинами и другими морскими животными.
Ответ: 813
3. Рассмотрите рисунок “Внешнее строение животного”. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка
Среда обитания |
Характеристика среды |
Вид адаптации |
А |
Б |
В |
Список элементов:
1) резкие колебания температуры
2) предостерегающая окраска
3) водная
4) высокая плотность
5) пассивная защита
6) наземно-воздушная
7) маскировка
8) резкие колебания прозрачности
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение:
На рисунке изображен морской (А — 3) конёк-тряпичник, который имеет причудливую форму тела, позволяющую ему маскироваться (В — 7) на фоне постоянно движущегося фона. Он обитает в прибрежной зоне, где растут водоросли, которые постоянно двигаются из-за волн. Его выросты поддерживаются водой за счет ее высокой плотности (Б — 4),
Ответ: 347
4. Рассмотрите рисунки конечностей птиц разных отрядов. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Тип приспособленности |
Уровень эволюционных изменений |
Путь достижения биологического прогресса |
А |
Б |
В |
Список элементов:
1) общая дегенерация
2) дивергенция
3) морфологическая
4) идиоадаптация
5) этологическая
6) микроэволюционный
7) физиологическая
8) макроэволюционный
Решение:
А — 3; морфологическая — на рисунке показаны различные формы лап птиц, что демонстрирует морфологические приспособления к разным средам обитания и способам питания (перепонки у водоплавающих, когти у хищных и т.д.);
Б — 8; макроэволюционный — различия в строении конечностей птиц отражают крупные эволюционные изменения на уровне целых групп организмов, формирующих новые таксоны;
В — 4; идиоадаптация — частные приспособления отдельных групп птиц к конкретным условиям существования, что является путем достижения биологического прогресса через специализацию.
Ответ: 384
5. Рассмотрите рисунок «Направленный эволюционный фактор». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Направленный эволюционный фактор | Характеристика | Пример |
А | Б | В |
Список элементов:
1) транслокация хромосом у растений семейства Заразиховые
2) высокая частота аллеля серповидно-клеточной анемии в популяциях с высокой заболеваемостью малярией
3) повышенная частота вредного аллеля гиперплазии хряща в островной популяции
4) изменения частот аллелей, ведущие к повышению приспособленности популяции
5) дрейф генов
6) естественный отбор
7) случайное изменение частот аллелей в популяции
8) мутационный процесс
Решение:
А — 6; естественный отбор — направленный эволюционный фактор, который приводит к изменению частот аллелей в популяции в сторону повышения приспособленности организмов к условиям среды;
Б — 4; изменения частот аллелей, ведущие к повышению приспособленности популяции — характеристика естественного отбора, который сохраняет полезные признаки и устраняет вредные;
В — 2; высокая частота аллеля серповидно-клеточной анемии в популяциях с высокой заболеваемостью малярией — классический пример действия естественного отбора, когда гетерозиготное состояние по этому аллелю обеспечивает устойчивость к малярии.
Ответ: 642
6. Рассмотрите график «Форма естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Форма естественного отбора | Характеристика формы отбора | Пример, её иллюстрирующий |
А | Б | В |
Список элементов:
1) дизруптивный
2) стабилизирующий
3) движущий
4) поддержание среднего значения признака
5) формирование новых приспособлений к изменившимся условиям среды
6) сохранение организмов с двумя крайними отклонениями от среднего значения признака
7) существование реликтовых форм растений
8) формирование популяций мышей, устойчивых к определенному яду
Решение:
А — 3; движущий — форма естественного отбора, которая приводит к постепенному изменению среднего значения признака в популяции в ответ на изменения условий среды;
Б — 5; формирование новых приспособлений к изменившимся условиям среды — характеристика движущего отбора, когда преимущество получают особи с новыми полезными признаками;
В — 8; формирование популяций мышей, устойчивых к определенному яду — классический пример действия движущего отбора, когда под давлением новых условий (применение яда) выживают и размножаются особи с устойчивостью к нему.
Ответ: 358
Линия 21.
1. Проанализируйте график зависимости активности фермента от значения pH среды (по оси х отложено значение pH среды, а по оси у скорость ферментативной реакции). Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) Слабокислая среда оптимальная для всех исследуемых ферментов.
2) При повышении рН среды до 14 произойдет денатурация всех ферментов.
3) Наибольшая активность трипсина наблюдается в слабощелочной среде.
4) Амилаза активна при близких к нейтральным значениям рН (при РН близких к 7, она ЕЩЁ активна, но эта активность низкая по сравнению с активностью при рН 5).
5) Пепсин входит в состав желудочного сока.
Решение:
Неверные ответы:
1) Слабокислая среда оптимальная для всех исследуемых ферментов. — Не оптимальна ни для одного из приведенных.
2) При повышении рН среды до 14 произойдет денатурация всех ферментов. — Нет данных.
5) Пепсин входит в состав желудочного сока. — Нет данных.
Ответ: 34
2. Проанализируйте таблицу «Численность обезьян, зараженных паразитическими червями». Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) В исследованной популяции обезьян среди паразитических червей наиболее представлены виды типа Круглые черви.
2) Устойчивость обезьян к плоским червям выше, чем к круглым.
3) Вред, наносимый популяции круглыми червями, наиболее заметен.
4) Червями Trichuris заражено менее 80% исследованных обезьян.
5) Все обезьяны в популяции заражены паразитами.
Решение:
Неверные ответы:
2) Устойчивость обезьян к плоским червям выше, чем к круглым. — В таблице представлена только численность обезьян, зараженных червями, об устойчивости мы не можем сделать вывод;
3) Вред, наносимый популяции круглыми червями, наиболее заметен. — Нельзя сделать вывод о вреде популяции только по данным таблицы;
5) Все обезьяны в популяции заражены паразитами. — Нельзя сделать такой вывод только по данным таблицы.
Ответ: 14
3. Проанализируйте таблицу «Показатели функциональных различий дыхательной и сердечно-сосудистой систем юношей с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП) и здоровых сверстников». Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) Частота сердечных сокращений зависит от жизненной емкости легких.
2) Минимальные различия в работе дыхательной системы между юношами двух групп отмечаются по минутной вентиляции легких.
3) Частота дыхания у юношей с ДЦП на 25% ниже, чему здоровых юношей.
4) Жизненная емкость легких у юношей, страдающих ДЦП, ниже, чем у здоровых юношей.
5) Чем более активный образ жизни ведут юноши, тем выше показатели дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
Решение:
Неверные варианты:
1) Частота сердечных сокращений зависит от жизненной емкости легких. — Такую зависимость нельзя установить по данным таблицы;
3) Частота дыхания у юношей с ДЦП на 25% ниже, чему здоровых юношей. — Наоборот, у юношей с ДЦП частота дыхания выше, чем у здоровых юношей;
5) Чем более активный образ жизни ведут юноши, тем выше показатели дыхательной и сердечно-сосудистой системы. — Нельзя сделать такой вывод, так как об этом нет данных в таблице.
Ответ: 24
4. Проанализируйте таблицу диаграмму “Температурные границы выживания и оптимальные зоны роста прокариот”. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
I. Психрофилы: 1 — облигатные; 2 — факультативные. II. Мезофилы. III. Термофилы: 3 — термотолерантные; 4 — факультативные; 5 — облигатные; 6 — экстремальные. Жирной линией выделены оптимальные температурные зоны роста.
1) Оптимальная зона роста психрофилов находится в диапазоне от -10°С до +35°С.
2) От мезофилов невозможно избавиться пастеризацией.
3) Среди термофилов существуют виды, для которых оптимальной температурой является 35-40°С.
4) Только психрофилы способны выживать при отрицательных значениях температуры.
5) Облигатные термофилы способны переживать кипячение воды.
Решение:
Не подходят варианты:
1) Оптимальная зона роста психрофилов находится в диапазоне от -10°С до +35°С. — Диапазон -10°С до +35°С показывает температурную границу выживания, а не оптимальную температурную зону роста;
2) От мезофилов невозможно избавиться пастеризацией. — Нельзя сделать такой вывод, так как об этом нет данных в диаграмме;
5) Облигатные термофилы способны переживать кипячение воды. — Нельзя сделать такой вывод, так как об этом нет данных в диаграмме.
5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примерами использования организмами продуктов выделения либо мертвых остатков других организмов в биоценозе является
1) использование муравьями хвои для постройки надземной части муравейника
2) распространение муравьями семян лесных трав
3) использование дятлом дупла дерева для гнездования
4) использование корольками мха, пуха, шерсти для строительства гнезда
5) строительство вороной гнезда из сухих веток, травы и перьев
6) распространение свиристелями семян рябины
Решение:
Верные ответы:
1) использование муравьями хвои для постройки надземной части муравейника — хвоя — мертвые вегетативные органы;
4) использование корольками мха, пуха, шерсти для строительства гнезда — использование частей покровов животных;
5) строительство вороной гнезда из сухих веток, травы и перьев — используются мертвые вегетативные органы растений и покровы животных.
Ответ: 145
***********************************************************************
Я просто уверен, что даже такое небольшое количество «свежих» заданий ЕГЭ по биологии 2025 года окажутся полезными для подготовки к сдаче экзаменов в 2026 году.