САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Что было в ЕГЭ по биологии в 2025 году линии 22 — 23

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии  biorepet-ufa.ru.

На этой странице моего блога можно ознакомиться с реальными вариантами заданий  ЕГЭ по биологии, которые были предложены абитуриентам в 2025 году. Думаю, что эти задания будут интересны тем, кто не дожидаясь нового учебного года, уже сейчас летом начинает готовиться к сдаче будущих экзаменов через год  в 2026 году.

Линии 22 — 23.

1. Экспериментатор изучал способность собак к дрессировке. Для этого он подсчитывал, сколько повторений потребуется собакам разных пород для уверенного выполнения команды «лежать». Результаты эксперимента представлены на диаграмме.

Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой), а какая — зависимой (изменяющейся)? Почему в этом эксперименте сложно поставить отрицательный контроль*? С какой целью в группы должны быть подобраны собаки одного возраста?

*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

Решение:
1) независимая переменная (задаваемая экспериментатором) — порода собаки; зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) — скорость усвоения команды (количество повторений для устойчивого выполнения команды) (должны быть указаны обе переменные);
2) любая здоровая собака способна к дрессировке
ИЛИ
2) беспородные собаки значительно отличаются друг от друга по всем характеристикам;
3) собаки разных возрастов имеют различную скорость обучения (способность к дрессировке);
4) зависимость скорости усвоения команды от породы не удастся установить в явном виде.

2. Экспериментатор изучал способность собак к дрессировке. Для этого он подсчитывал, сколько повторений потребуется собакам разных пород для уверенного выполнения команды «лежать». Результаты эксперимента представлены на диаграмме.

Можно ли из этого эксперимента сделать вывод, что одни породы собак лучше дрессируемы, чем другие? Обоснуйте свою точку зрения. Предположите, как изменятся результаты эксперимента, если во время обучения в помещение войдёт ассистент с другой собакой. Ответ аргументируйте.

Решение:
1) нельзя
2) в данном эксперименте оценивается скорость усвоения (обучения) только одной команды («лежать»)
ИЛИ
2) дрессируемость подразумевает способность к обучению многим (различным) командам (звуковым, жестовым и проч.)
ИЛИ
1) можно;
2) некоторым породам необходимо меньше времени, чтобы выучить команду;
3) скорость усвоения команды снизится (для всех пород)
ИЛИ
3) увеличится количество повторений для уверенного выполнения команды (для всех пород);
4) другая собака — новый (сильный) раздражитель
ИЛИ
4) собака будет отвлекаться на другое животное;
5) у подопытных собак наступит внешнее торможение, они перестанут реагировать на команды (будут реже реагировать).

3. Для установления влияния никотина на внутриутробное развитие плода экспериментатор поил беременных самок крыс водопроводной водой с добавлением никотина. Результаты эксперимента представлены на диаграммах.

В качестве отрицательного контроля экспериментатор поил животных отфильтрованной водой. Можно ли считать такой контроль адекватным? Предложите свой вариант отрицательного контроля.

*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

Решение:
1) нет, так как фильтрация изменяет состав воды
ИЛИ
1) нет, так как состав отфильтрованной воды отличается от водопроводной;
2) зависимость между результатами эксперимента (диаметр плаценты, длина тела, вес эмбриона) и потреблением никотина не удастся установить в явном виде;
3) следует использовать ту же воду, что и в опытной группе, но не добавлять никотин
ИЛИ
3) нужно поить крыс водопроводной водой без добавления никотина;
4) остальные параметры (температура воды, условия содержания животных, доступ животных к воде) оставить без изменения.

4. Для установления влияния никотина на внутриутробное развитие плода экспериментатор поил беременных самок крыс водопроводной водой с добавлением никотина. Результаты эксперимента представлены на диаграммах.

Как связан диаметр плаценты с длиной и весом эмбриона? Ответ поясните. У каких млекопитающих отсутствует данный орган? Как в этом происходит питание эмбриона?

Решение:
1) плацента — орган, обеспечивающий питание плода (контакт организма матери и плода);
2) чем лучше развита плацента (больше её диаметр), тем больше питательных веществ и кислорода поступает к плоду (и наоборот);
3) длина и вес плода зависят от поступающих питательных веществ и кислорода;
4) у первозверей (однопроходных);
5) в яйце имеется запас питательных веществ (желток).

5. Для установления влияния никотина на внутриутробное развитие плода экспериментатор поил беременных самок крыс водопроводной водой с добавлением никотина. Результаты эксперимента представлены на диаграммах.

Сформулируйте нулевую гипотезу для данного эксперимента. Объясните, почему эксперимент проводили с крысами одного возраста. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что половина крыс родила 6-8 крысят, а другая половина — 12-14?

*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

Решение:
1) нулевая гипотеза — никотин (концентрация никотина) не оказывает влияния на внутриутробное развитие плода (диаметр плаценты, длину и вес эмбрионов)
ИЛИ
1) внутриутробное развитие плода (диаметр плаценты, длина и вес эмбриона) не зависит от наличия никотина (концентрации никотина) в воде;
2) крысы разных возрастов могут иметь разные репродуктивные характеристики (различный уровень обмена веществ)
ИЛИ
2) внутриутробное развитие плода (диаметр плаценты, длина и вес эмбриона) может зависеть от возраста матери;
3) чем больше крысят в приплоде, тем меньше эмбрионы по размеру (длине) и массе (весу)
ИЛИ
3) чем больше потомства, тем меньше диаметр плаценты каждого эмбриона;
4) зависимость между внутриутробным развитием плода (диаметром плаценты, длиной и весом эмбрионов) и никотином (концентрацией никотина) в воде не удается установить в явном виде.

6. Для установления влияния никотина на внутриутробное развитие плода экспериментатор поил беременных самок крыс водопроводной водой с добавлением никотина. Результаты эксперимента представлены на диаграммах.

Какие функции выполняет плацента в организме крыс? Объясните влияние никотина на характеристики плаценты и эмбрионов, если известно, что никотин приводит к временному сужению сосудов. Почему, если ввести в кровь самки белковый токсин с большой молекулярной массой, то он не окажется в крови плода?

Решение:
1) плацента обеспечивает жизнедеятельность (питание; дыхание; выделение) плода;
2) сужение сосудов плаценты уменьшает её размер;
3) сужение сосудов плаценты приводит к ухудшению транспорта веществ между организмом матери и плода (уменьшению длины и веса эмбриона);
4) кровь матери и кровь плода в плаценте не смешиваются;
5) плацента обеспечивает избирательный транспорт (проходят низкомолекулярные питательные вещества, газы, антитела)
ИЛИ
5) через плаценту не проходят микроорганизмы, лекарства, многие яды (плацентарный барьер), вещества с большой молекулярной массой.

7. Экспериментатор изучал особенности физиологии зелёной игуаны. Для этого он провёл эксперимент на группе животных: помещал их в герметичные камеры с возможностью регулировки температуры и измерял концентрацию кислорода и концентрацию углекислого газа непосредственно вблизи животного при помощи датчиков. Схема эксперимента изображена на рисунке.

Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой), а какая — зависимой (изменяющейся)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо ставить такой контроль?

*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

Решение:
1) независимая переменная (задаваемая экспериментатором) — температура в камере; зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) — концентрация углекислого газа / кислорода (состав воздуха) вблизи игуаны (в камере);
2) игуан необходимо поместить в камеры с постоянной (физиологически оптимальной) температурой;
3) остальные параметры (вид игуан, объём камеры, состав подаваемой воздушной смеси и т.д.) оставить без изменений;
4) отрицательный контроль позволяет установить, действительно ли температура окружающей среды влияет на концентрацию углекислого газа/кислорода вблизи животного (в камере)
ИЛИ
4) данный эксперимент позволяет проверить, насколько изменения в газовом составе вблизи игуаны (в камере) обусловлены факторами, не связанными с изменением температуры в камере.

8. Экспериментатор изучал особенности физиологии зелёной игуаны. Для этого он провёл эксперимент на группе животных: помещал их в герметичные камеры с возможностью регулировки температуры и измерял концентрацию кислорода и концентрацию углекислого газа непосредственно вблизи животного при помощи датчиков. Схема эксперимента изображена на рисунке.

Предположите, какой из перечисленных объектов исследования может показать сходные результаты с полученными у игуан в данном эксперименте: приозёрная полёвка, чёрная синица, остромордая лягушка. Ответ поясните. Какие физиологические процессы будут изменяться у этих животных при понижении температуры окружающей среды? Укажите три изменения.

Решение:
1) остромордая лягушка;
2) остромордая лягушка холоднокровное (пойкилотермное, эктотермное) животное;
3) с понижением температуры окружающей среды замедляется обмен веществ (скорость биохимических процессов);
4) с понижением температуры окружающей среды снижается частота дыхательных движений (интенсивность газообмена);
5) с понижением температуры окружающей среды снижается частота сердечных сокращений.

9. Группа добровольцев участвовала в эксперименте по изучению физиологии питания. Вначале у добровольцев оценивали колебания в уровне глюкозы в крови в течение дня, а затем они переходили на диету, подразумевающую дробное питание. Результаты приведены на графике ниже.

Сформулируйте две *нулевые гипотезы для данного эксперимента. Объясните, почему в эксперименте до и после перехода на диету участвовала одна и та же группа добровольцев. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если до перехода на диету в день взятия образцов для анализа каждый из добровольцев принимал пищу, различающуюся по составу, в разных количествах?

*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

Решение:
1) нулевая гипотеза 1 — средний уровень глюкозы в крови не зависит от типа питания (диеты);
2) нулевая гипотеза 2 — средний уровень глюкозы в крови не зависит от времени (взятия крови);
3) у разных людей (групп) уровень глюкозы в крови может по-разному изменяться в зависимости от питания (приёма пищи, времени суток);
4) пища, различная по составу и принимаемая в разных количествах, может вызывать разные изменения в уровне глюкозы в крови;
5) зависимость между средним уровнем глюкозы в крови и типом питания (временем) не удастся установить в явном виде.

10. Группа добровольцев участвовала в эксперименте по изучению физиологии питания. Вначале у добровольцев оценивали колебания в уровне глюкозы в крови в течение дня, а затем они переходили на диету, подразумевающую дробное питание. Результаты приведены на графике ниже.

Предположите, кривая под каким номером соответствует результатам добровольцев до перехода на дробное питание. Ответ поясните. Как происходит метаболизм глюкозы в мышцах млекопитающих при нормальном количестве и недостатке кислорода? Какое количество АТФ при этом выделяется из расчёта на одну молекулу глюкозы.

Решение:
1) номер 1;
2) наблюдается три пика подъёма уровня глюкозы в течение суток, что соответствует трёхразовому питанию;
3) при нормальном количестве кислорода глюкоза окисляется до углекислого газа и воды;
4) при нормальном количестве кислорода выделяется около 30 (принимать значение от 30 до 38) молекул АТФ;
5) при дефиците (недостатке) кислорода глюкоза окисляется до молочной кислоты (ПВК, пировиноградной кислоты);
6) при дефиците (недостатке) кислорода выделяется 2 молекулы АТФ.

11. Экспериментатор исследовал эффективность двух вакцин против туберкулеза — заболевания, вызываемого спорообразующими туберкулезными палочками. Одной группе мышей вводили вакцину 1, другой — вакцину 2. Затем обе группы мышей заражали туберкулезными палочками и через несколько недель подсчитывали их количество в лёгких. Результаты представлены на диаграмме.

Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного эксперимента. Объясните, почему в эксперименте необходимо использовать мышей одной линии. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что экспериментальные группы мышей содержались в помещениях с разной температурой?

*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

Решение:
1) количество туберкулёзных палочек не зависит от вакцинации
ИЛИ
1) количество туберкулёзных палочек не зависит от типа вводимой вакцины;
2) мыши разных линий могут иметь различный ответ на вакцинацию;
3) различная температура может оказать влияние на иммунный ответ у мышей;
4) зависимость между количеством туберкулёзных палочек в лёгких и вакцинацией (типом введённой вакцины) не удастся установить в явном виде.

12. Экспериментатор исследовал эффективность двух вакцин против туберкулеза — заболевания, вызываемого спорообразующими туберкулезными палочками. Одной группе мышей вводили вакцину 1, другой — вакцину 2. Затем обе группы мышей заражали туберкулезными палочками и через несколько недель подсчитывали их количество в лёгких. Результаты представлены на диаграмме.

По результатам эксперимента оцените и сравните эффективность исследованных вакцин против туберкулёза. Ответ поясните. Туберкулёзные палочки проникают в лёгочные макрофаги и приводят к их гибели с образованием очагов распадающейся ткани. Затем эти участки превращаются в гранулёмы — капсулы с макрофагами и соединительной тканью, в которых продолжают жить бактерии. Как эти процессы должны отразиться на физиологии здорового лёгкого?

Решение:
1) обе исследуемые вакцины эффективны против туберкулёза;
2) обе исследованные вакцины приводят к снижению количества туберкулёзных палочек в лёгких;
3) вакцина 2 эффективнее, чем вакцина 1;
4) вакцина 2 приводит к бо́льшему снижению количества туберкулёзных палочек (по сравнению с вакциной 1);
5) часть альвеол (ацинусов) разрушается (замещается соединительной тканью);
6) эффективность газообмена в лёгком снизится (снизится жизненная ёмкость лёгких).

13. Экспериментатор изучал реакцию пчел на три различных запаха. Для этого пчел, которых до этого кормили сахарным сиропом, поместили в камеру, где находились три емкости с сахарным сиропом, пропитанным различными запахами. Результаты приведены на графике.

Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой), а какая — зависимой (изменяющейся)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо ставить такой контроль?

*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

Решение:
1) независимая переменная (задаваемая экспериментатором) — запах (количество подкреплений); зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) — доля пчел, отреагировавших на запах
ИЛИ
1) независимая переменная (задаваемая экспериментатором) — количество подкреплений (повторений); зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) — доля пчел, отреагировавших на запах;
2) не пропитывать сахар запахами;
3) остальные параметры (вид пчел, объем камеры, наличие сахарного сиропа и т. д.) оставить без изменений;
4) отрицательный контроль позволяет установить, действительно ли пчелы реагируют на запах
ИЛИ
4) данный эксперимент позволяет проверить, насколько реакция пчел обусловлена факторами, не связанными с запахами.

14. Экспериментатор изучал реакцию пчел на три различных запаха. Для этого пчел, которых до этого кормили сахарным сиропом, поместили в камеру, где находились три емкости с сахарным сиропом, пропитанным различными запахами. Результаты приведены на графике.

Как изменятся результаты эксперимента, если вместо пчёл использовать блох? Ответ поясните. Какую роль играет обоняние в жизни насекомых? Приведите два примера.

Решение:
1) у блох не будет формироваться положительной реакции на запахи (цветов, спирта);
2) блохи питаются кровью (не восприимчивы к запаху цветов);
3) внутривидовое общение (поиск половых партнёров, особей своей семьи);
4) межвидовое общение (поиск пищи, хозяина, жертвы; обнаружение хищника);
5) поиск места для откладывания яиц.

15. Экспериментатор изучал реакцию пчел на три различных запаха. Для этого пчел, которых до этого кормили сахарным сиропом, поместили в камеру, где находились три емкости с сахарным сиропом, пропитанным различными запахами. Результаты приведены на графике.

Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного эксперимента. Объясните, почему эксперимент проводили с пчелами одного вида. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если экспериментатор во время эксперимента пролил сироп внутри камеры?

*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

Решение:
1) нулевая гипотеза — формирование пищевого рефлекса (положительной реакции) у пчёл не зависит от запаха условного (типа условного раздражителя)
ИЛИ
1) нулевая гипотеза формирование пищевого условного рефлекса (положительной реакции) у пчёл не зависит от количества подкреплений (повторений);
2) пчёлы разных видов могут иметь различную скорость образования условных рефлексов (разные предпочтения по запахам; специфичные для вида реакции на запахи);
3) наличие сиропа в свободном доступе нарушит формирование условного рефлекса;
4) зависимость между скоростью формирования пищевого условного рефлекса (количеством повторов) и запахом условного раздражителя не удастся установить в явном виде.

16. Экспериментатор изучал реакцию пчел на три различных запаха. Для этого пчел, которых до этого кормили сахарным сиропом, поместили в камеру, где находились три емкости с сахарным сиропом, пропитанным различными запахами. Результаты приведены на графике.

В какой последовательности в эксперименте предъявляли раздражители? Почему на разные условные раздражители реакция пчёл различается? Какой ещё орган чувств используют пчёлы для поиска цветов? Укажите одну особенность строения или функционирования этого органа чувств.

Решение:
1) сначала предъявляется условный раздражитель (определённый запах);
2) затем предъявляется безусловный раздражитель (подкрепление; сахарный сироп);
3) у пчёл лучше развиты рецепторы, улавливающие молекулы веществ, синтезируемых природными медоносами (клевером, тысячелистником)
ИЛИ
3) пчёлы уже были знакомы с запахами цветов до эксперимента (бутиловый спирт почувствовали впервые)
ИЛИ
3) у пчёл быстрее эффективнее обрабатывается информация о запахе определённых молекул (цветов);
4) глаза;
5) состоят из фасеток (омматидиев; имеют фасеточное строение)
ИЛИ
5) обеспечивают мозаичное зрение
ИЛИ
5) способны видеть в ультрафиолетовом спектре
ИЛИ
5) способны видеть поляризованный свет.

17. Экспериментатор изучал особенности физиологии и поведения шмелей и пчел. Для этого их помещали в герметичные прозрачные камеры с возможностью регулировки температуры, ставили на насекомых магнитные метки и при помощи датчиков регистрировали скорость и продолжительность полета (без посадки). Затем высчитывали дальность полета. Результаты представлены на графике.

Сформулируйте две нулевые гипотезы* для данного эксперимента. Объясните, почему эксперимент проводили в камерах с искусственным освещением

*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

Решение:
1) нулевая гипотеза 1 — дальность полёта насекомых (число пролетевших более 1000 м) не зависит от температуры;
2) нулевая гипотеза 2 — дальность полёта насекомых (число пролетевших более 1000 м) не зависит от их вида;
3) в камерах с естественным освещением на насекомых, кроме температуры, могут оказывать влияние дополнительные факторы (интенсивность света, положение солнца и т. д.)
ИЛИ
3) отсутствие освещения в камере может повлиять на дальность полёта насекомых;
4) зависимость между дальностью полёта и температурой не удастся установить в явном виде.

18. Экспериментатор изучал особенности физиологии и поведения шмелей и пчел. Для этого их помещали в герметичные прозрачные камеры с возможностью регулировки температуры, ставили на насекомых магнитные метки и при помощи датчиков регистрировали скорость и продолжительность полета (без посадки). Затем высчитывали дальность полета. Результаты представлены на графике.

Объясните результаты, полученные в диапазоне от 12°С до 24°С, сделайте вывод. Какова экологическая роль шмелей, какие адаптации они имеют для ее выполнения? Назовите не менее двух адаптаций.

Решение:
1) шмель и пчёлы (насекомые) — холоднокровные (пойкилотермные; эктотермные) животные;
2) с повышением температуры окружающей среды ускоряется обмен веществ (синтез АТФ; метаболизм);
3) с повышением температуры (от 17° C до 24° C) дальность полёта возрастает
ИЛИ
3) с повышением температуры (от 17° C до 24° C) увеличивается численность насекомых, пролетевших без остановки более 1000 м;
4) шмели — опылители;
5) длинный хоботок, позволяющий собирать нектар с многих видов растений;
6) многочисленные щетинки, волоски, на которых скапливается пыльца.

19. Экспериментатор изучал популяционный состав и прирост биомассы в опытных рыболовных прудах, в которые вносили аммиачную селитру в течение пяти месяцев — с апреля по август. Определение всех исследуемых параметров проводили в начале сентября. Результаты исследования приведены в таблице.

Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой), а какая — зависимой (изменяющейся)? Объясните, как в данном эксперименте был поставлен отрицательный контроль*? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?

*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

Решение:
1) независимая переменная (задаваемая экспериментатором) — внесение (количество) аммиачной селитры: зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) — исследуемые параметры (биомасса зоопланктона, вес карпа, рыбопродуктивность пруда; популяционный состав и прирост биомассы в прудах);
2) в воду не вносили аммиачную селитру;
3) остальные параметры (тип пруда, сроки и способы наблюдения. вид рыбы) оставили без изменений;
4) данный эксперимент позволяет установить, действительно ли исследуемые параметры (биомасса зоопланктона, вес карпа, рыбопродуктивность пруда; популяционный состав и прирост биомассы в прудах) зависят от внесения (количества) аммиачной селитры
ИЛИ
4) данный эксперимент позволяет проверить, насколько изменения в исследуемых параметрах обусловлены факторами, не связанными с внесением (количеством) аммиачной селитры.

20. Экспериментатор изучал популяционный состав и прирост биомассы в опытных рыболовных прудах, в которые вносили аммиачную селитру в течение пяти месяцев — с апреля по август. Определение всех исследуемых параметров проводили в начале сентября. Результаты исследования приведены в таблице.

Как изменяется биомасса зоопланктона в эксперименте при внесении аммиачной селитры в различных количествах? Поясните наблюдаемые изменения биомассы зоопланктона при внесении 6 ц/га селитры.

Решение:
1) при внесении 6 ц/га селитры происходит рост биомассы зоопланктона (биомасса увеличивается);
2) при внесении 10 ц/га селитры происходит снижение биомассы зоопланктона (биомасса уменьшается);
3) селитра — источник азота, необходимого фитопланктону (водорослям) для синтеза аминокислот (белка; азотистых оснований; нуклеиновых кислот);
4) происходит увеличение биомассы фитопланктона (водорослей);
5) зоопланктон питается фитопланктоном.

21. Сахарный диабет может быть обусловлен несколькими причинами. Диабет первого тина (инсулинозависимый) связан с аутоиммунным разрушением клеток, вырабатывающих инсулин. Причиной диабета второго типа (инсулинонезависимого) является потеря способности клеток организма отвечать вырабатываемый инсулин и транспортировать глюкозу внутрь клеток. Экспериментатор изучал особенности обмена веществ у здоровых и больных сахарным диабетом крыс. Для этого он однократно вводил животным глюкозу и измерял уровень инсулина в крови. Результаты приведены на графике.

Сформулируйте нулевую гипотезу для данного эксперимента. Объясните, почему необходимо, чтобы и больные, и здоровые животные были одной линии. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что для оценки уровня инсулина в одной группе кровь брали из хвостовой вены, а в другой — из бедренной артерии?

*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

Решение:
1) нулевая гипотеза — уровень инсулина в крови не зависит от физиологического состояния животного (больное/здоровое)
ИЛИ
1) нулевая гипотеза — уровень инсулина в крови не зависит от введения глюкозы
ИЛИ
1) нулевая гипотеза — уровень инсулина не зависит от времени наблюдения после введения глюкозы;
2) крысы разных линий могут иметь разный уровень метаболизма (ответ на введение глюкозы);
3) в артериальной и венозной крови уровень инсулина может быть различным
ИЛИ
3) уровень инсулина зависит от сосуда, из которого была взята кровь;
4) зависимость между уровнем инсулина и физиологическим состоянием животных (введением глюкозы, временем после введения глюкозы) не удастся установить в явном виде.

22. Сахарный диабет может быть обусловлен несколькими причинами. Диабет первого тина (инсулинозависимый) связан с аутоиммунным разрушением клеток, вырабатывающих инсулин. Причиной диабета второго типа (инсулинонезависимого) является потеря способности клеток организма отвечать вырабатываемый инсулин и транспортировать глюкозу внутрь клеток. Экспериментатор изучал особенности обмена веществ у здоровых и больных сахарным диабетом крыс. Для этого он однократно вводил животным глюкозу и измерял уровень инсулина в крови. Результаты приведены на графике.

В чём, по данным эксперимента, заключается отличие больных животных от здоровых до введения глюкозы? Модель какого типа сахарного диабета использована в данном эксперименте? Ответ поясните. Где располагаются и как называются клетки, вырабатывающие инсулин? Как отделы вегетативной нервной системы обеспечивают регуляцию инсулина?

Решение:
1) у животных с сахарным диабетом уровень инсулина повышен до введения глюкозы;
2) диабет второго типа;
3) так как высокий уровень инсулина по сравнению со здоровыми животными (при диабете первого типа инсулин не вырабатывается);
4) в поджелудочной железе;
5) бета-клетки (островки Лангерганса);
6) симпатическая нервная система подавляет синтез инсулина (активирует синтез глюкагона);
7) парасимпатическая нервная система активирует синтез инсулина.

23. Экспериментатор изучал особенности обмена веществ у здоровых и больных сахарным диабетом крыс. Для этого он однократно вводил животным глюкозу и изучал уровень инсулина в крови. Результаты приведены на графике.

Почему отрицательный контроль*, в котором экспериментатор вводил крысам смесь аминокислот, не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант отрицательного контроля.

*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

Решение:
1) раствор аминокислот может оказывать воздействие на выработку инсулина (уровень инсулина в крови);
2) зависимость между уровнем инсулина и физиологическим состоянием животных (здоровое/больное) не удастся установить в явном виде
ИЛИ
2) зависимость между введением глюкозы и уровнем инсулина не удастся установить в явном виде;
3) следует ввести животным растворитель, в котором была растворена глюкоза (физиологический раствор);
4) остальные параметры (объем жидкости, вид, пол, физиологическое состояние животных и т. д.) оставить прежними.

24. Экспериментатор изучал особенности обмена веществ у здоровых и больных сахарным диабетом крыс. Для этого он однократно вводил животным глюкозу и изучал уровень инсулина в крови. Результаты приведены на графике.

Укажите два различия в физиологическом ответе здоровых и больных животных на введение глюкозы в эксперименте. Какова роль инсулина в организме на клеточном уровне? К чему приводит недостаток на клеточном уровне? Как это сказывается на работе выделительной системы?

Решение:
1) у здоровых животных уровень инсулина повышается сразу после введения глюкозы (на три минуты) (у больных животных уровень инсулина повышается с задержкой)
ИЛИ
1) у здоровых животных уровень инсулина резко повышается после введения глюкозы, а затем резко падает (у больных животных уровень инсулина повышается и понижается плавно);
2) у здоровых животных дважды повышается уровень инсулина после введения глюкозы, у больных — один раз
ИЛИ
2) у здоровых животных максимальный уровень инсулина выше, чем у больных (и наоборот)
ИЛИ
2) у больных крыс колебания (изменения) уровня инсулина меньше (имеют меньшую амплитуду);
3) инсулин обеспечивает транспорт глюкозы внутрь клеток;
4) при недостатке инсулина клетки не могут использовать глюкозу (страдают от недостатка энергии);
5) повышение концентрации глюкозы в крови (недостаток инсулина) изменяет осмотическое давление ИЛИ
5) повышение концентрации глюкозы в крови нарушает (снижает) реабсорбцию (вторичное всасывание) в нефронах
ИЛИ
5) повышение концентрации глюкозы в крови (недостаток инсулина) увеличивает количество выделяемой мочи.

25. Экспериментатор изучал развитие устойчивости популяции рыжего таракана (Blattella germanica) к инсектициду хлорпирифосу. Результаты эксперимента приведены на диаграмме.

Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного эксперимента. Объясните, почему в эксперименте использовали инсектицид одного и того же производителя. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если во время проведения эксперимента тараканы несколько раз попадали в зону радиоактивного излучения?

*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

Решение:
1) нулевая гипотеза: доля устойчивых (к инсектициду) особей не зависит от срока наблюдения (применения инсектицида; времени использования инсектицида);
2) инсектициды разных производителей могут иметь разные действующие вещества (разные примеси; разные добавочные компоненты; оказывать разные эффекты);
3) в зоне радиоактивного загрязнения вероятность мутаций выше;
4) это может повлиять на скорость появления у тараканов устойчивости к инсектициду;
4) зависимость между долей устойчивых к инсектициду особей и сроком наблюдения (применением инсектицида; временем использования инсектицида) не удастся установить в явном виде.

26. Экспериментатор изучал развитие устойчивости популяции рыжего таракана (Blattella germanica) к инсектициду хлорпирифосу. Результаты эксперимента приведены на диаграмме.

Какие изменения в популяции тараканов произошли в первые 2,5 года наблюдения? Какую форму естественного отбора наблюдали в данном эксперименте? Ответ поясните. Назовите две биологические особенности тараканов, которые позволяют им занимать лидирующие места по численности среди мировых популяций животных.

Решение:
1) с началом применения инсектицида доля устойчивых тараканов резко выросла (сначала снизилась, а потом выросла);
2) движущий отбор;
3) выжили и размножились только устойчивые к инсектициду тараканы
ИЛИ
3) в популяции возник и закрепился новый фенотип (фенотип устойчивости к инсектициду)
ИЛИ
3) сместилось (изменилось) среднее значение устойчивости к инсектициду в популяции;
4) неприхотливость к условиям обитания
ИЛИ
4) широкий спектр питания (всеядность)
ИЛИ
4) ассоциированный с человеком (синантропный) образ жизни;
5) высокая скорость размножения (возможен партеногенез; быстрая смена поколений)
ИЛИ
5) быстрое появление адаптаций к условиям окружающей среды (устойчивости к ядам)
ИЛИ
5) высокая численность (плотность) популяций (высокая эффективность естественного отбора).

27. Экспериментатор изучал влияние никотина на мышечные клетки сердечной ткани (кардиомиоциты). Для этого он добавлял к культуре клеток кардиомиоцитов никотин в различной концентрации и оценивал уровень выработки клетками белка каспазы-3, который обеспечивает запрограммированную клеточную гибель (апоптоз). Результаты приведены на диаграмме.

Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой), а какая — зависимой (изменяющейся)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо ставить такой контроль?

*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

Решение:
1) независимая переменная (задаваемая экспериментатором) — концентрация никотина; зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) — уровень каспазы-3;
2) клетки необходимо выращивать в среде без добавления никотина (в физиологическом растворе);
3) остальные параметры (тип клеток, их концентрация, условия выращивания и т. д.) оставить без изменений;
4) отрицательный контроль позволяет установить, действительно ли никотин оказывает влияние на концентрацию каспазы-3
ИЛИ
4) данный эксперимент позволяет проверить, насколько изменения в уровне каспазы-3 обусловлены факторами, не связанными с концентрацией никотина.

28. Экспериментатор изучал влияние никотина на мышечные клетки сердечной ткани (кардиомиоциты). Для этого он добавлял к культуре клеток кардиомиоцитов никотин в различной концентрации и оценивал уровень выработки клетками белка каспазы-3, который обеспечивает запрограммированную клеточную гибель (апоптоз). Результаты приведены на диаграмме.

Можно ли, используя данные этого эксперимента, сделать вывод, что никотин следует использовать для активации клеточной гибели (апоптоза) в опухолевых клетках? Каковы особенности строения и физиологии кардиомиоцитов? Укажите три особенности.

Решение:
1) нет, нельзя;
2) в эксперименте не был изучен эффект никотина на опухолевые клетки;
3) имеют поперечную исчерченность;
4) соединяются друг с другом (при помощи вставочных дисков);
5) многоядерность (синцитиальное строение);
6) низкая утомляемость;
7) способность генерировать и проводить электрический импульс.

***********************************************************************

Я просто уверен, что даже такое небольшое количество «свежих» заданий ЕГЭ по биологии 2025 года окажутся полезными для подготовки к сдаче экзаменов в 2026 году.

 

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | ЕГЭ биология 2025 годЕГЭ по биологии в 2025 году линии 22-23 | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + 9 =