Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
Любые поворотные моменты в нашей жизни каждому даются не легко. Для выпускников школ, задумывающихся о дальнейшем образовании, одиннадцатый класс — период крупных испытаний в жизни. Ведь необходимо суметь совместить свою, так скажем «романтическую» энергию, с полноценной учебой по подготовке к сдаче как обязательных экзаменов, так и дополнительных, позволивших в дальнейшем обучаться выбранной профессии.
В помощь сдающим ЕГЭ сотрудниками ФИПИ (Федерального Института Педагогических Измерений) ежегодно по всем предметам выпускаются [urlspan]демонстрационные варианты КИМов[/urlspan] (контрольных измерительных материалов). Несмотря на то, что в каких-то конкретных демонстрационных заданиях не могут быть полностью отражены все возможные темы кодификатора, я постараюсь объяснить как наиболее полно можно использовать их для подготовки к экзаменам.
В этом посте мы подробно разберем как правильно готовиться, используя демонстрационный вариант КИМов единого государственного экзамена 2013 года по биологии по части А. Этими же рекомендациями вы можете воспользоваться и при подготовке к экзаменам по реальным тестам ЕГЭ по биологии прошлых лет.
Казалось бы, что может быть проще тестовых заданий части А
Этот блог тестовых заданий самый объемный, включает 36 вопросов, основная цель которых определить знания биологической терминологии (примерно 1000 наименований), биологических теорий, законов, закономерностей и процессов (около 100). Как известно, эти задания основаны на выборе одного правильного ответа из четырех предложенных. Разве здесь можно порекомендовать что-либо при подготовке в плане более полноценного использования предложенных материалов? Оказывается можно.
Я писал ранее, что вопросы тестов во многом уже повторяются. Ведь каждый год в 16 вариантов тестов, подготовленных для четырех часовых поясов нашей страны (по 4 варианта для каждого пояса), сотрудники ФИПИ вынуждены помещать все разделы кодификатора. Но до бесконечности «изобретать» новые тесты из конечного объема информации школьной программы просто невозможно. А все-таки нужно, чтобы тесты заданий части А хоть как то отличались. Они и отличаются, но чаще не по сути содержания, а по оформлению. А что это значит?
Как из старых тестов делаются «новые»
1. Часто в старом вопросе чтобы он «выглядел» по новому, может добавиться частица «не». Варианты ответов при этом предлагаются те же без изменений, но правильным то теперь будет другой ответ.
2. Можно перефразировать вопрос к имеющимся старым вариантам ответов. Таким образом, варианты ответов опять вам знакомые и если вы запомнили прошлый раз правильный ответ чисто механически, то можете выбрать его снова, но он уже будет неверным.
3. Сам вопрос может быть без изменений, но к нему предлагаются другие варианты ответов (но такой тест по сути уже можно считать и новым).
Какой следует из этого вывод
Использовать для подготовки демонстрационные тесты и варианты заданий прошлых лет по части А несколько иначе. Не ограничиваться поиском правильного ответа, а знать к чему относятся и неправильные ответы в каждом конкретном тесте. В этой статье мы и разберем с вами как использовать варианты заданий части А демонстрационных материалов ЕГЭ 2013 по биологии для более продуктивной подготовки.
Часть I
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А36) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A1 Генеалогический метод используют для
1) получения генных и геномных мутаций
2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека
3) исследования наследственности и изменчивости человека
4) изучения этапов эволюции органического мира
Скрытый подвох этого вопроса может быть в том, что термин «генеалогия» в целом как наука о родстве имеет широкое применение в биологии. Ученые выясняют генеалогическое древо животных и растительных организмов. Поэтому можно легко влипнуть и выбрать как правильный ответ 4).
В этом же вопросе говорится не о генеалогии вообще, а лишь об использовании «генеалогического метода». Этот термин, как вы помните, в школьном курсе общей биологии относится к генетике человека, прослеживанию наследственных признаков на основе его родословной — 3)
Генные и геномные мутации — 1) возникают под воздействием факторов мутагенеза. А изучением влияния воспитания на онтогенез человека — 2) занимаются общая и возрастная психологии.
A2 Вывод о родстве растений и животных можно сделать на основании
1) хромосомной теории
2) закона сцепленного наследования
3) теории гена
4) клеточной теории
Здесь нужно выбрать, по мнению авторов, ответ 4). Хотя и ответы 1) и 3), в принципе, тоже являются подтверждением родства растений и животных, но на более глубоком уровне знаний. Ответ 2) отвечает на вопрос о наследовании неаллельных генов, находящихся в одной группе сцепления.
A3 Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке?
1) хлоропласт
2) митохондрия
3) рибосома
4) эндоплазматическая сеть
Здесь правильный ответ 4), хотя как-то с трудом представляется ЭПС отдельным клеточным органоидом. Это система каналов, пронизывающих фактически всю цитоплазму клетки (как трубы под землей пронизывают всю систему крупного мегаполиса);
1) хлоропласты есть только в растительных клетках и обеспечивают в них процесс фотосинтеза: создание углеводов — органических веществ из неорганических; 2) в митохондриях всех клеток эукариот происходит третий кислородный этап расщепления органических веществ с образованием большого количества молекул АТФ; 3) на рибосомах (в рибосомах) происходит уникальнейший процесс сборки из отдельных аминокислот молекул белков.
A4 Что характерно для соматических клеток позвоночных животных?
1) имеют диплоидный набор хромосом
2) при слиянии образуют зиготу
3) участвуют в половом размножении
4) имеют одинаковую форму
Правильный ответ 1). Вообще соматические клетки всех многоклеточных организмов и одноклеточных эукариот имеют диплоидный набор хромосом. Диплоидность возникла с переходом от прокариотической формы существования жизни к эукариотической.
2) это гаметы или гаплоидные половые клетки многоклеточных организмов при слиянии образуют диплоидную зиготу, а диплоидные соматические клетки в естественных условиях не сливаются; 3) этот ответ тоже относится к половым гаплоидным клеткам гаметам; 4) нет, форма соматических клеток даже у самых примитивных двухслойных кишечнополостных (гидра) уже различная.
A5 К неклеточным формам жизни относятся
1) бактериофаги
2) цианобактерии
3) простейшие
4) лишайники
1) бактериофаги, так как этим специфическим термином называются вирусы, заражающие бактерий. Другие же вирусы, заражающие растительные или животные организмы, так и называются: вирусы растений, вирусы человека и животных.
2) цианобактерии — это многоклеточные нитчатые бактериальные организмы, способные к фотосинтезу, относящиеся к прокариотическому типу клеточной организации; 3) простейшие — это одноклеточные эукариотические организмы царства животных; 4) лишайники — им нет места среди отдельных царств организмов, так как это симбиотические системы, состоящие из грибного компонента (царство грибы) и одноклеточных водорослей (царство растения).
А6 Изображённый на рисунке организм размножается (здесь помещен рисунок амебы)
1) делением надвое
2) с помощью гамет
3) почкованием
4) спорами
1) делением надвое; 2) гамет не образуют; 3) почкованием размножаются одноклеточные грибы дрожжи, могут и кишечнополостные; 4) спорами размножаются низшие растения — водоросли и высшие споровые растения мхи и папоротниковидные.
А7 Промежуточный характер наследования признака проявляется при
1) сцеплении генов
2) неполном доминировании
3) независимом расщеплении
4) множественном действии генов
2) при неполном доминировании. Промежуточный характер наследования возможен по одному какому то признаку, а термином «неполное доминирование» как раз и характеризуют одно из возможных взаимодействий аллельных генов (наряду с доминированием, кодоминированием и множественным аллелизмом);
1) сцепленными являются гены, находящиеся в одной хромосоме и отвечают за множество разных признаков; 3) термином «независимое расщепление» характеризуют механизм наследования разных генов, находящихся обязательно в разных парах гомологичных хромосом (третий закон Менделя); 4) множественное действие генов или множественный аллелизм тоже характеризует взаимодействие аллельных генов, когда за проявление какого-то определенного признака отвечает более чем одна пара аллельных генов.
А8 Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных растений гороха (Аа)?
1) 1:1
2) 3: 1
3) 1:1:1:1
4) 9:3:3:1
2) по второму закону Менделя при скрещивании гетерозигот (Аа х Аа) наблюдается расщепление признака 1:2:1 по генотипу (АА:2Аа:аа) и 3:1 по фенотипу (на три желтозерных растения будет приходиться одно зеленозерное);
1) расщепление 1:1 мы можем наблюдать от скрещивания гетерозиготы с гомозиготой по рецессиву (Аа х аа) — анализирующее скрещивание; 3) расщепление 1:1:1:1 мы можем получить при дигибридном скрещивании дигетерозиготы (АаВb) с гомозиготой по рецессиву (aabb); 4) такое расщепление 9:3:3:1 наблюдается по фенотипу при дигибридном скрещивании организмов с дигетерозиготными генотипами AaBb x AaBb.
А9 Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание хромосом при оплодотворении?
1) определённой
2) фенотипической
3) мутационной
4) комбинативной
Вот и еще одна ошибка авторов-составителей в этом варианте официальных тестов ФИПИ! Вопрос должен звучать «Причиной какого вида изменчивости является случайное распределение хромосом по гаметам при мейозе?» или «Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание гамет при оплодотворении?» Так как «случайно распределяются хромосомы» в ядрах гамет при мейозе и «случайно сочетаются друг с другом гаметы» при оплодотворении для образования зиготы.
Уже не один раз указывал, как даже в учебниках «лепят в одну кучу» совершенно различные процессы. Здесь «совместили» несовместимое. Такой процесс как мейоз (один из способов деления ядра клетки, приводящий к образованию гаплоидных половых клеток гамет) с процессом оплодотворения — процессом слияния двух гамет и образования зиготы, будущего нового организма.
К счастью, ответом на оба эти вопроса является ответ 4) комбинативная изменчивость. Виды комбинативной изменчивости: а) кроссинговер; б) случайное распределение хромосом при мейозе; в) случайное сочетание гамет при оплодотворении — приводились в моей статье ранее. Все эти виды комбинативной изменчивости, наряду с 3) мутационной изменчивостью, являются формами наследственной изменчивости
1) определенная изменчивость — один из вариантов ненаследственной изменчивости; 2) фенотипическая изменчивость — тоже форма ненаследственной изменчивости.
А10 Какой признак у грибов и растений является сходным?
1) наличие хитина в клеточной стенке
2) автотрофное питание
3) неограниченный рост
4) наличие плодового тела
3) неограниченный рост в течение всей жизни — общий признак у грибов и растений;
1) у грибов действительно в клеточной стенки есть хитин, а у растений — целлюлоза (клетчатка); 2) автотрофное питание присуще только растениям и некоторым бактериям, но все грибы — гетеротрофы; 4) у грибов есть плодовое тело — шляпка на ножке (в шляпке созревают споры).
А11 Побег — вегетативный орган, образованный
1) стеблем с листьями и почками
2) верхушкой стебля
3) междоузлиями и узлами
4) зачаточными листьями
1) побегом называется вегетативный орган растений, образованный стеблем с листьями, вегетативными и генеративными почками
А12 Почему папоротники относят к высшим растениям?
1) они обитают в наземно-воздушной среде
2) их организм состоит из тканей и органов
3) их организм — скопление клеток — слоевище
4) в их цикле развития бесполое поколение сменяется половым
2) их организм состоит из тканей и органов (кстати, мхи более примитивные, чем папоротниковидные и тоже уже относятся к высшим растениям на основании наличия тканей и органов);
1) папоротники действительно обитают в наземно-воздушной среде, но в этой среде обитают и многие водоросли, которые относятся к низшим растениями; 3) у многих многоклеточных водорослей тело представлено талломом (слоевищем) — это низшие растения; 4) действительно в цикле развития папоротников как и всех других растений, начиная с низших многоклеточных водорослей, бесполое поколение сменяется половым.
А13 Пресноводную гидру относят к типу Кишечнополостные, так как она
1) питается плавающими животными
2) имеет два слоя клеток: эктодерму и энтодерму
3) обитает в пресном водоёме
4) реагирует на действие раздражителей
2) все организмы типа кишечнополостные имеют двухслойное строение тела эктодерму и энтодерму, между которыми находится неклеточная мезоглея. (Не путать мезоглею кишечнополостных с мезодермой — третим зародышевым листком, появившимся у эволюционно более совершенных трехслойных животных начиная с типа плоских червей).
1) даже одноклеточная амеба может питаться другими более мелкими плавающими одноклеточными простейшими; 3) в пресных водоемах много кто обитает кроме пресноводной гидры; 4) на действие раздражителей реагируют и клетки простейших.
А14 Особенность внешнего покрова пресмыкающихся — наличие
1) однослойного эпидермиса
2) роговых чешуй
3) хитинового покрова
4) кожных желез
2) наличие роговых чешуй. Этим пресмыкающиеся — первые истинно сухопутные организмы, отличаются от «голых» земноводных.
1) однослойный эпидермис есть у беспозвоночных животных и растений. Внутренние органы позвоночных выстланы однослойным эпителием, что не одно и тоже, что наружный эпидермис внешних покровов; 3) хитиновый покров характерен для беспозвоночных животных типа членистоногие; 4) кожные железы у пресмыкающихся, наоборот, в отличие от рыб и земноводных, отсутствуют.
А15 Функцию всасывания питательных веществ в пищеварительной системе человека выполняют
1) мышечные клетки
2) эпителиальные клетки
3) железы желудка
4) кровеносные сосуды
2) эпителиальные клетки кишечника; 1) мышечные клетки отвечают за разного вида сокращения и совершение работы; 3) железы желудка выделяют пищеварительные соки; 4) по кровеносным сосудам питательные вещества, продукты обмена, кислород и углекислый газ циркулируют по организму.
А16 Цифрой 4 обозначена на рисунке суставная
1) впадина
2) сумка
3) головка
4) прослойка хряща
Странные обозначения даны на схеме, не соответствующие в двух случаях приведенным ответам (может быть специально так сделали, чтобы запутать)
3) головка на схеме обозначена цифрой 4 — это правильный ответ;
1) впадина — на схеме не обозначена никакой цифрой, она располагается ниже, чем 4) прослойка хряща, обозначенный на схеме цифрой 3; 2) сумка — в основном школьном учебнике Колесова с соавт. на подобной схеме под суставной сумкой обозначена область ближе к краю сустава на схеме темного цвета, то, что на других схемах называется «связками» (то есть близко к тому, что здесь обозначено цифрой 2, но намного правее);
Так, в воздух: обозначения разных «цифирек», черных стрелочек от них, непонятно где заканчивающихся на схемах суставов в разных пособиях порой сильно отличаются. Где проходит граница окончания связок, а где уже то пространство на схеме, которое считать сумкой, разобрать трудно. Так зачем такие неудачные, мягко говоря, схемы совать в тестовые вопросы экзаменов, спрашивается?! Я вот сейчас обложился учебниками и вижу все это несоответствие в обозначениях, а что бы я делал на экзамене? Другое дело, что в конкретном то вопросе, кто знает хоть самое основное в строении сустава, не перепутает суставную головку с суставной впадиной.
А17 Препараты, приготовленные из ослабленных микробов или их ядов
1) лечебные сыворотки
2) антитела
3) вакцины
4) антибиотики
3) называются вакцинами (синонимом термину вакцинация является слово прививка). Прививки вакцины того или иного заболевания — это превентивная (предупредительная) мера, позволяющая организму выработать иммунную защиту к данной инфекции.
1) лечебные сыворотки — препараты с готовыми антителами, используют для лечения уже заболевшего человека; 2) антитела (не путать с антигенами) — белки иммуноглобулины. вырабатываемые лимфоидными клетками для защиты от проникшей в организм инфекции (антигенов); 4) антибиотиками раньше называли только химические вещества, образуемые микроорганизмами, которые обладают способностью подавлять рост или даже разрушать бактерии и другие микроорганизмы. Сейчас этот термин трактуется гораздо шире и под антибиотиками подразумевают не только вещества природного происхождения, полученные из микробов, растительных и животных тканей, но и полученные синтетическим путем.
А18 Гуморальная функция поджелудочной железы проявляется в выделении в кровь
1) глюкозы
2) инсулина
3) адреналина
4) тироксина
2) инсулин — гормон поджелудочной железы, регулирующий содержание глюкозы в крови; 1) глюкоза — углевод (гексоза — шестиуглеродная молекула); 3) адреналин — основной гормонов мозгового вещества надпочечников, гормон стресса; 4) тироксин — гормон щитовидной железы. Недостаток выработки тироксина в детском возрасте вызывает кретинизм, а во взрослом организме — микседему. Избыток тироксина приводит к базедовой болезни.
А19 Одна из причин близорукости
1) нарушение в зрительной зоне коры больших полушарий
2) повреждение зрительного нерва
3) помутнение хрусталика
4) уменьшение способности хрусталика изменять кривизну
4) да, это одна из возможных причин близорукости, когда изображение предмета форусируется перед сетчаткой, а не на ней; 1) нарушение в зрительной зоне коры больших полушарий, как и 2) повреждение зрительного нерва могут привести к потере зрения; 3) помутнение хрусталика — катаракта, вызывает различную степень расстройства зрения.
А 20 Совокупность факторов внешней среды, в которой обитают особи вида — критерий
1) экологический
2) географический
3) физиологический
4) морфологический
Правильный ответ 1) экологический критерий вида. Но так как этот критерий трактуется довольно широко, и как место вида в природных сообществах организмов, и его специализация по способам питания, то экологический критерий путают с 2) географическим критерием, под которым понимается весь ареал (территория) распространения вида и с 3) физиологическим критерием, основывающемся на том, что особи одного вида имеют сходный ритуал поведения при спаривании, сходные сроки и процессы размножения; 4) морфологический критерий — позволяет различать разные виды по внешним и внутренним признакам.
А21 Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает
1) мутационная изменчивость
2) географическая изоляция
3) борьба за существование
4) искусственный отбор
1) мутационная изменчивость как одна из основных форм наследственной изменчивости; 2) географическая изоляция части популяции и 3) борьба за существование являются факторами эволюции, способствующими видообразованию; 4) про искусственный отбор, осуществляемый человеком, можно сказать, что он, наоборот, не увеличивает неоднородность популяции, а снижает ее, отбирая чистые линии (гомозиготы) потомков по определенным признакам.
А22 Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством
1) происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных
2) приспособленности организмов к среде обитания
3) индивидуального развития растений и животных
4) влияния окружающей среды на развитие организмов
1) правильный ответ, так как жизнь многоклеточного организма начинается с зиготы (оплодотворенной яйцеклетки), в генотипе которой уже заложены все признаки будущего многоклеточного организма; 2) приспособленность организмов к среде обитания обеспечивается естественным отбором; 3) индивидуальное развитие или онтогенез — развитие отдельного организма от зарождения до смерти; 4) экологические факторы окружающей среды действительно могут влиять на развитие организма.
А23 К атавизмам человека относят появление
1) хвостовых позвонков
2) диафрагмы
3) дифференцированных зубов
4) шестипалой конечности
Путают сам термин «атавизмы» с «рудиментами». Рудимент, рудиментарный (остаточный), «родной»: в норме есть у всех людей. Атавизм — архи редко (очень редко) обнаруживаемый признак лишь у отдельных представителей.
1) правильный ответ, так как очень очень редко, но наблюдается рождение людей с хвостиком; 2) диафрагма «досталась» нам от пресмыкающихся — первых настоящих сухопутных животных с более совершенной дыхательной системой, чем у земноводных; 3) считают, что дифференцированность зубов на резцы, клыки и коренные «досталась» млекопитающим еще от вымерших рептилий; 4) шестипалость у человека — это мутация, видимо появившаяся не в столь далеком историческом прошлом людей, так как это доминантный признак по отношению в пятипалой конечности (но шестипалые люди до сих пор, и слава богу, встречаются крайне редко).
А24 Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения.
1) гриб и водоросль в лишайнике
2) культурные и сорные растения
3) хищник и жертва
4) плотоядные и растительноядные животные
2) типичный ответ на вопрос о конкуренции; 1) это тесные симбиотические взаимоотношения; 3) хищничество; 4) это пример консументного трофического звена: растительноядные животные — консументы первого порядка, плотоядные животные — могут быть консументами второго, третьего и четвертого порядков.
А25 Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?
1) использование паразитических организмов
2) поддержание высокой влажности
3) внесение органических удобрений
4) уничтожение сорняков гербицидами
1) «бьем паразита паразитом» — биологический метод борьбы; 2) регулирование влажности посевов относится к физическим факторам; 3) и 4) относятся к химическим факторам.
А26 Глобальной экологической проблемой считают расширение озоновых дыр, так как
1) происходит убыль веществ из биосферы
2) повышается температура земной поверхности
3) изменяется газовый состав атмосферы
4) в биосферу поступает больше ультрафиолетовых лучей
Отвечая на этот вопрос, важно понять, что именно в нем спрашивается: не причина образования озоновых дыр 3), а экологические последствия от них 4); 1) и 2) — нет сведений, что это происходило бы в существенных размерах.
А27 В каких органоидах клетки сосредоточено большое разнообразие ферментов, участвующих в расщеплении биополимеров до мономеров?
1) в лизосомах
2) в рибосомах
3) в митохондриях
4) в хлоропластах
1) лизосомы — это как раз те органеллы клетки, где накапливаются белки-ферменты; 2) рибосомы — место сборки белковых молекул; 3) митохондрии — энергетический и дыхательный центр клетки; 4) в хлоропластах растений осуществляется фотосинтез.
А28 В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 20% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?
1) 30% 2) 40% 3) 60% 4) 80%
Подобные задания выполняются в одно действие: от 50% отнимаем 20%, получим 1) 30%. Это одно и тоже как выполняют большинство, рассуждая: если нуклеотидов с тимидиловым азотистым основанием 20%, то нуклеотидов с адениловым азотистым основанием тоже 20% (так как они комплементарны). На долю Г + Ц остается 100% — 40% = 60%, а так как Г = Ц, то 60% : 2 = 30%. Согласитесь, что первое решение «изящнее», так как сумма любых двух некомплементарных нуклеотидов в ДНК равна 50%.
А29 Благодаря оплодотворению и мейозу
1) поддерживается постоянное число хромосом в поколениях
2) снижается вероятность проявления мутаций в потомстве
3) изменяется число хромосом из поколения в поколение
4) сохраняется фенотип особей в популяциях вида
Правильнее этот вопрос надо записать так: «Благодаря мейозу и оплодотворению«, потому что после оплодотворения мейоз наступит ох как не скоро; 1) мейоз — как способ образования гаплоидных половых клеток гамет, обеспечивает восстановление снова диплоидного состояния клеток будущего организма после оплодотворения; 2) это может быть обеспечено лишь здоровым образом жизни родителей перед зачатием; 3) если бы сливались диплоидные клетки, прошедшие митоз; 4) фенотип особей популяции мог бы долгое время сохраняться постоянным лишь при бесполом размножении и неизменных внешних факторах среды.
А30 Частота нарушения сцепления между генами зависит от
1) структуры хромосомы
2) расстояния между ними
3) числа групп сцепления
4) доминантности или рецессивности генов
2) в норме гены, относящиеся к одной группе сцепления (находящиеся в одной хромосоме), наследуются сцепленно (совместно), но из-за возможного кроссинговера может происходить нарушение сцепления и вероятность этого тем выше, чем дальше гены находятся друг от друга в хромосоме; 1) большее влияние окажет не структура хромосомы, а ее величина; 3) число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом в капиотип данного организма; 4) эти два термина относятся лишь к характеристике взаимодействия аллельных генов, отвечающих за один и тот же признак, а сцепленными являются, наоборпот, неаллельные гены одной хромосомы.
А31 Межлинейная гибридизация в селекции растений способствует
1) получению чистой линии
2) проявлению эффекта гетерозиса
3) получению полиплоидов
4) проявлениию мутантных генов
2) гетерозисом и называется явление усиления жизненной силы гибридов, полученных от скрещивания разных линий (сортов) растений; 1) чистые линии получают, наоборот, не привнося в них ни в коем случае чужих генов; 3) полиплоидия — одна из форм геномных мутаций, вызывается в основном действием химических или физических факторов среды; 4) проявлению мутантных генов (мутантные гены в основном это рецессивные гены, которые смогут проявиться лишь при увеличении частоты их накопления в популяции) будут способствовать значительные изменения условий внешней среды.
А32 Сколько видов растений в приведённом списке: покрытосеменные, клевер красный, клевер ползучий, двудольные, бобовые, крестоцветные, сурепка обыкновенная, редька дикая, берёза, ландыш?
1) 7
2) 2
3) 6
4) 4
4) мы должны помнить, что название вида всегда состоит из двух слов: первое слово — это название рода к которому данный вид принадлежит, а второе слово — его видовой эпитет. Покрытосеменные — это название целого отдела растений. Двудольные — это класс. Бобовые и крестоцветные — это названия двух семейств. Береза и ландыш — названия двух родов.
АЗЗ Сходство нервной и мышечной тканей состоит в том, что они обладают свойством
1) сократимости
2) проводимости
3) возбудимости
4) раздражимости
Как хочется, ну очень хочется видя такие задания, просто… Раздражимость или возбудимость есть общее свойство всех живых образований — реагировать на различного рода раздражения. Интересно, каким местом думали составители этого задания, включая синонимические термины в два разных ответа.
Как вы можете увидеть в приводимых ответах в конце теста, правильный ответ по задумке авторов это ответ 3). А как вы можете «продуктивно» поучиться по видео разбору этой демонстрационной версии ЕГЭ по биологии 2013 г. на сайте «ЕГЭ портал. Мы знаем о ЕГЭ все!» учителем биологии Анной Майстренко? В ее разборе правильный ответ 4).
Итак, правильный ответ 3) (или 4) возбудимостью (или раздражимостью) обладают и мышечная, и нервная ткани; 1) это свойства мышечной ткани; 2) проводимостью обладает только нервная ткань.
A34 Часть зрительного анализатора, преобразующая световые раздражения в нервные импульсы, — это
1) белочная оболочка
2) палочки и колбочки
3) зрительная зона коры
4) стекловидное тело
2) сетчатка, на которой расположены специализированные клетки палочки и колбочки; 1) белочная оболочка (склера) — наружная оболочка глаза; 3) анализирует информацию; 4) внутренняя часть глазного яблока.
A35 Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается
1) в верхних слоях атмосферы
2) в глубинах океанов
3) в верхних слоях литосферы
4) на границах трёх сред обитания
4); 1) верхние слои атмосферы вообще не попадают в зону биосферы — там жизни нет; 2) в глубинах океанов жизнь обнаружена, но очевидно, что ее там мало; 3) верх литосферы, особенно самый верх — почва — буквально «кишит» жизнью микроорганизмов.
A36 Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?
А. У человека на определённом этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами эволюции.
Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2) верно только Б; Очень «коварными» могут быть вопросы А36. Например, как этот вопрос. Если мы его поймем так, что, являются ли утверждения А и Б доказательствами эволюции? То ответим, что «да», оба ответа бесспорно являются доказательствами эволюции и выберем ответ 3), что верны оба эти суждения.
Но, хотя ответ А и является доказательством эволюции, но примеры в нем представленные, относятся к эмбриологическим доказательствам эволюции, а не палеонтологическим. Попробуйте ка на экзамене обратить внимание на эту казуистику «высшего пилотажа». Пусть подобные тесты останутся на совести их составителей, но я бы ни за что не включал такие тесты «с двойным» прочтением в экзаменационные задания.
________________________________________________________
У кого будут вопросы по статье к репетитору биологии по Скайпу, прошу писать в комментариях.
У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).
Сколько микротрубочек входит в состав жгутиков, центриолей?
Жгутиками обладают некоторые клетки эукариотических организмов и прокариотических. Центриоли есть в большинстве клеткок эукариот, поэтому будем отвечать на вопрос: сколько микротрубочек входит в состав жгутиков эукариот.
Жгутик представляет собой тонкий вырост на поверхности клетки, одетый трёхслойной клеточной мембраной и содержащий аксонему — совокупность микротрубочек. Аксонема образует 9х2+2 конфигурацию, то есть она состоит из 9 пар периферических дублетов и двух центральных микротрубочек, то есть всего 20 микротрубочек.
Центриоли принимают участие в делении ядра клетки — равномерном распределении хромосом к полюсам клетки. Центриоль построена из цилиндрических микротрубочек (образованных белком тубулином), располагающихся по окружности в виде девяти триплетов микротрубочек (значит всего 27 микротрубочек).
Определите последовательность процессов, характерных для географического видообразования:
1) формирование популяции с новым генофондом
2) появление географической преграды между особями популяции
3) естественный отбор особей с приспособительными к данным условиям признаками
4) появление особей с новыми признаками в изолированной популяции
Помогите, пожалуйста.
2) появление географической преграды между особями популяции; 4) появление особей с новыми признаками в изолированной популяции; 3) естественный отбор особей с приспособительными к данным условиям признаками; 1) формирование популяции с новым генофондом
Здравствуйте, Борис Фагимович!
Мне очень нужна Ваша помощь! Я никак не могу понять, что такое конъюгация и кроссинговер и как эти процессы влияют на гены. Искренне надеюсь на Вашу помощь!
Здравствуйте, Лика! Коньюгация и кроссинговер происходят между гомологичными хромосомами в профазу первого мейотического (рудукционного) деления ядра клетки. При митозе этих процессов не происходит. Коньюгация — это лишь переплетение гомологичных двухроматидных хромосом (то есть хромосом, состоящих из двух сестринских хроматид). Коньюгация сама по себе может ничем и не закончиться, а может и привести к кроссинговеру — обмену некоторыми идентичными участками сестринских хроматид, что обеспечит новое сочетание генов в хромосомах.
Здравствуйте, Борис Фагимович!
Процессы спирализации, кроссинговера происходят как в мейозе так и в митозе?
Здравствуйте, Евгений! Спирализация хромосом конечно же предшествует и митозу, и мейозу (начинается в периоде G2 интерфазы и продолжается в профазе). А вот кроссинговер может происходить только при мейозе, когда коньюгируют сблизившиеся гомологичные хромосомы в профазе мейоза 1.
Добрый вечер.
Известно, что у всех млекопитающих 7 позвонков в шейном отделе.
В одной книге прочитал, что есть исключение — ленивец и ламантин.
Это правда? Тогда сколько у них позвонков в шейном отделе позвоночника?
Добрый вечер, Андрей!
Действительно обнаружено, что у ленивцев и ламантин число позвонков в шейном отделе не равно 7, как у всех других млекопитающих. У ламантин — 6 позвонков. А у разных видов ленивцев количество позвонков различно: 6,8,9,10.
Верно ли утверждение :
Тела нейронов образуют серое вещество мозга, а отростки нейронов — белое.
Да, верно. Серое вещество и спинного, и головного мозга образовано телами нейронов, а белое вещество (проводящие пути) — отростками нейронов.