САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: учащимся и репетиторам по биологии
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: учащимся и репетиторам по биологии

Как готовиться по демонстрационным вариантам КИМов. Часть 2.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Предыдущий пост был посвящен разбору Демонстрационного варианта КИМов ЕГЭ по биологии части 1, которая включала 36 вопросов заданий А, оцениваемых максимально одним баллом.

Часть 2 содержит 8 заданий (В1 — В8), правильный ответ на которые принесет в вашу копилку по два балла. В первых 3-х  из них надо выбрать три верные ответа их шести предложенных.

Следующие 4 задания — на соответствие определенных биологических понятий с характеристиками их определяющими. Раньше таких заданий было 3.

И лишь одно последнее задание — на установление последовательности осуществления во времени определенных  биологических процессов, явлений, объектов. Это новшество в тестовые задания части В введено с прошлого года. До этого таких заданий было два, но, поскольку именно эти задания  «грешили» некорректностью в постановке вопросов, то их теперь и сократили.

Это очень хорошо, так как  часто трудно четко определиться с выбором «правильной» последовательности протекания биологических событий во времени (некоторые из которых происходят одновременно). Фактически надо было угадать, какую последовательность событий имели в виду авторы-составители данного задания, чтобы получить за этот  ответ максимальное количество баллов.

Как говорилось ранее, многие тестовые задания уже довольно часто повторяются немного в измененном виде, поэтому отвечая на задания части В, где это возможно, я буду стараться давать  ответы и на «несуществующие» конкретно в данном тесте вопросы.

Часть 2 (В)

Ответом к заданиям этой части (B1—B8) является последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В заданиях B1-B3 выберите три верных ответа из шести. 

В1 Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

1) образование двух ядер
2) расхождение гомологичных хромосом
3) образование метафазной пластинки
4) сближение гомологичных хромосом
5) обмен участками гомологичных хромосом
6) спирализация хромосом

Это один из часто повторяющихся вопросов в тестовых заданиях ЕГЭ по биологии. Связано это с тем, что процессы, происходящие в профазе I мейоза важно знать вам не только для сдачи экзамена, но, главное, они важны для жизни  того поколения детей, которое вы призведете на свет.  Так как мейоз — способ образования половых клеток (гамет), то аномальное протекание этого процесс  никак не отразится отрицательно на вашем здоровье, но может привести к генетическим уродствам ваших детей.

Именно в профазу I мейоза, осуществляется самое большое «таинство» природы: кроссинговер — обмен некоторыми идентичными участками у гомологичных хромосом. Представляете, этот обмен должен произойти с точностью до нуклеотида. Оторвавшиеся  кусочки одной хроматиды должны быть строго одинакового размера с кусочками, оторвавшимися от  гомологичной хроматиды и встроиться строго в определенное место.

Поэтому ничто не должно препятствовать нормальному протеканию этого процесса: ни химические вещества (некоторые виды лекарственных препаратов, тяжелые металлы, наркотические вещества, алкоголь), ни физические факторы внешней среды (радиоактивное излучение даже в малых дозах), ни какие-либо стрессовые ситуации.

1) образованием двух ядер завершается телофаза I и телофаза II мейоза; 2) расхождение гомологичных хромосом происходит в анафазу I мейоза; 3) метафазной пластинкой при мейозе является выстраивание по экватору клетки тетрад (бивалентов) хромосом в метафазу I.

Вот мы назвали все процессы этого вопроса, которые не происходят в профазу ! мейоза. Значит оставшиеся три ответа и будут правильными: 4, 5, 6. Причем, раз такая последовательность дана в ответах к этому демоварианту тестов, то только такую последовательность компьютер засчитает как правильную и оценит вас  на максимальные 2 балла.

Обратите внимание, если эти же цифры вы расположите по-другому (например, по порядку следования этих процессов друг за другом во времени 6, 4, 5, то есть как надо располагать, если бы это был вопрос В8), то вам такой ответ зачтется как неверный. Если бы проверял человек, то ответ  6,4,5 был бы более правильным, чем 4,5,6. Но части А и В проверяет компьютер. Если ему «приказали», что верно 4,5,6, то 6,4,5 он зачтет как неверный ответ.

В2 У насекомых с неполным превращением

1) три стадии развития
2) внешнее оплодотворение
3) личинка похожа на кольчатого червя
4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) личинка превращается во взрослое насекомое

Все насекомые по способу  развития делятся на две группы: с метаморфозом или с полным превращением  (непрямое развитие) или без метаморфоза, с неполным  превращением (прямое развитие). Ответы: 1, 4, 6 — правильные,   3, 5 — относятся к развитию насекомых с полным превращением, а ответ 2 вообще не является характеристикой организмов класса насекомые.

В3 Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?

1) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
2) образование корней у папоротникообразных
3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
4) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
5) защита семян в плодах у покрытосеменных растений
6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

Ароморфозами называются усложнения строения и функций организмов, носящие самый общий характер и возникающие на уровне не ниже класса. Поэтому правильными ответами в этом задании будут: 1, 2, 5. А ответы 3, 4, 6 — все относятся к другой форме биологического прогресса — идиоадаптации.

При выполнении заданий B4—B7 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В4 Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят.

……….ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ……………………………………………………………….ОТДЕЛ                                                                      
A) не выносят засушливых условий…………………………………………….1) Папоротниковидные
Б) жизненная форма — деревья и кустарники………………………………2) Голосеменные
B) яйцеклетка созревает в семязачатке
Г) образуют мелкую сухую пыльцу
Д) в цикле развития присутствует заросток

А Б В Г Д
 1  2 2 1

В5 Установите соответствие между функцией нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет.

……..ФУНКЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ……………………………..ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

A) направляет импульсы к скелетным мышцам……………………..1) соматическая
Б) иннервирует гладкую мускулатуру органов……………………….2) вегетативная
B) обеспечивает перемещение тела в пространстве
Г) регулирует работу сердца
Д) регулирует работу пищеварительных желёз

А Б В Г Д
 1 2 2

В6 Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

…………..ХАРАКТЕРИСТИКА………………………………………………….ВИД ОБМЕНА

A) окисление органических веществ……………………………………1) пластический
Б) образование полимеров из мономеров…………………………..2) энергетический
B) расщепление АТФ
Г) запасание энергии в клетке
Д) репликация ДНК
Е) окислительное фосфорилирование

А Б В Г Д Е
 2 1 1 2

В7 Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.

…..ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ…………………………………ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

A) являются первым звеном в цепи питания…………………………..1) продуценты
Б) синтезируют органические вещества из………………………………2) редуценты
….неорганических
B) используют энергию солнечного света
Г) питаются готовыми органическими веществами
Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы
Е) разлагают органические вещества до минеральных

А Б В Г Д Е
 1  1 1 2 2

В задании B8 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности в таблицу.

В8 Укажите последовательность процессов географического видообразования.

1) распространение признака в популяции
2) появление мутаций в новых условиях жизни
3) пространственная изоляция популяций
4) отбор особей с полезными изменениями
5) образование нового вида

1  5

__________________________________________________________________________

У кого будут вопросы по статье к репетитору биологии по Скайпу — прошу в комментарии.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
в) Демоварианты тестовых заданий. | демоварианты КИМов часть 2ЕГЭ по биологиирепетитор биологии по Скайпу | 17 комментариев
Отзывов (17)
  1. tadalafil 20 mg

    Hi! I’ve been following your website for some time now and finally got the bravery to go ahead and give you a shout out from Huffman Tx! Just wanted to say keep up the fantastic job!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Спасибо, что «наконец набрались храбрости» и написали такое светлое напутствие моему блогу. Но продолжать в «том же духе» уже давно не получается. Блогу почти 10 лет и самое важное в методическом плане для разъяснения того, «как устроена жизнь», было высказано мною в первые годы. А в последующем я добросовестно отвечаю на вопросы, присланные в комментариях, публикую эти ответы в отдельных статьях. Но раз в году, как можно видеть из архивов статей на блоге, делаю обязательно обзор тех ошибок, которые допустили абитуриенты при сдаче экзаменов и отвечаю на новые тесты, добавленные в открытый банк заданий (ОБЗ) ФИПИ после экзаменов.

      Ответить
  2. Сialis

    I was suggested this blog by my cousin. I’m not sure whether this post is written by him as nobody else know such detailed about my difficulty. You are
    wonderful! Thanks!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Спасибо за отзыв. Рад, что материалы моего блога оказались для Вас полезными.

      Ответить
  3. tadalafil cialis from india

    There is certainly a great deal to find out about this subject. I love all of the points you made.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Благодарю за положительный отзыв о моей работе.

      Ответить
  4. Ghostwriter for Homework Assignments

    I like the helpful information you supply for your articles. I will bookmark your weblog and check once more here frequently. I’m slightly certain I will learn plenty of new stuff proper here! Best of luck for the following!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Спасибо за поддержку. Рад, что на моем блоге Вы находите что-то полезное для себя. Успехов Вам во всём.

      Ответить
  5. specadieta.com

    Hello, I check your blogs on a regular basis. Your writing style is witty, keep it up!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Карина! Спасибо на добром слове!

      Ответить
  6. Илья

    Статья хорошая ! Но у меня вопрос: разве в анафазе II расходятся гомологичные хромосомы ? Насколько я помню уроки биологии гомологичные хромосомы расходятся к полюсам во время анафазы I, а во время второй анафазы к полюсам клетки расходятся хроматиды ! ))

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Илья!
      Свой ответ в задании В1 я исправил. Большое спасибо, что заметили ошибку. Конечно же Вы правы, при мейозе: «во время второй анафазы к полюсам клетки расходятся хроматиды !», что собственно и происходит при митозе. А, поскольку, в анафазу I мейоза расходятся к полюсам клетки гомологичные (двухроматидные) хромосомы, то и происходит редукционное деление ядра (в двух дочерних клетках после мейоза I содержание хромосом становится в два раза меньше относительно диплоидного количества хромосом в исходной материнской клетке).

      Ответить
  7. Timur

    Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, разобраться с таким вопросом.
    Установите последовательность развития папоротников, начиная со взрослого организма.
    1) развитие на нижней стороне заростка мужских и женских гамет;
    2) образование на нижней стороне листа папоротника спорангиев со спорами;
    3) передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды, оплодотворение;
    4) прорастание споры и развитие из нее маленькой зеленой пластинки;
    5) развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение папоротника.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Тимур, здравствуйте! Раз уж Вы завсегдатай моего блога, то прочтите статью «Чередование поколений» в категории «Общая биология». Там есть схема развития мхов и папоротников. Вообще статья нужна для осознанного ответа на новые вопросы заданий линии С5 (в этом году, судя по Демонстрационному варианту тестов, в С5 вместо задания по молекулярной биологии будет как раз задание, связанное с чередованием поколений у растений: на каком этапе развития в каких частях растений каков набор хромосом). На всякий случай, если «лень» будет заглянуть в статью: 2),4),1),3),5). «Зеленая пластинка» в ответе 4) это и есть «заросток» у папоротников (термин, приведенный в ответе 1).

      Ответить
    • Agen Judi Online Terpercaya

      First of all I want to say awesome blog! I had a quick question in which I’d like to ask if you don’t mind. I was interested to find out how you center yourself and clear your thoughts before writing. I’ve had a difficult time clearing my mind in getting my thoughts out. I truly do take pleasure in writing however it just seems like the first 10 to 15 minutes are wasted just trying to figure out how to begin. Any ideas or tips? Many thanks!

      Ответить
      • Борис Садыков

        Пишешь о том, что кажется важным на данный момент. Сначала это просто какой-то ошеломительный «рой» мыслей. Потом желание донести их до слушателя позволяет всё как-то более менее сгруппировать, выделить что-то более важное, чтобы была максимальная польза от прочитанного.

        Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + 8 =