Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
Предыдущий пост был посвящен разбору Демонстрационного варианта КИМов ЕГЭ по биологии части 1, которая включала 36 вопросов заданий А, оцениваемых максимально одним баллом.
Часть 2 содержит 8 заданий (В1 — В8), правильный ответ на которые принесет в вашу копилку по два балла. В первых 3-х из них надо выбрать три верные ответа их шести предложенных.
Следующие 4 задания — на соответствие определенных биологических понятий с характеристиками их определяющими. Раньше таких заданий было 3.
И лишь одно последнее задание — на установление последовательности осуществления во времени определенных биологических процессов, явлений, объектов. Это новшество в тестовые задания части В введено с прошлого года. До этого таких заданий было два, но, поскольку именно эти задания «грешили» некорректностью в постановке вопросов, то их теперь и сократили.
Это очень хорошо, так как часто трудно четко определиться с выбором «правильной» последовательности протекания биологических событий во времени (некоторые из которых происходят одновременно). Фактически надо было угадать, какую последовательность событий имели в виду авторы-составители данного задания, чтобы получить за этот ответ максимальное количество баллов.
Как говорилось ранее, многие тестовые задания уже довольно часто повторяются немного в измененном виде, поэтому отвечая на задания части В, где это возможно, я буду стараться давать ответы и на «несуществующие» конкретно в данном тесте вопросы.
Часть 2 (В)
Ответом к заданиям этой части (B1—B8) является последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В заданиях B1-B3 выберите три верных ответа из шести.
В1 Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?
1) образование двух ядер
2) расхождение гомологичных хромосом
3) образование метафазной пластинки
4) сближение гомологичных хромосом
5) обмен участками гомологичных хромосом
6) спирализация хромосом
Это один из часто повторяющихся вопросов в тестовых заданиях ЕГЭ по биологии. Связано это с тем, что процессы, происходящие в профазе I мейоза важно знать вам не только для сдачи экзамена, но, главное, они важны для жизни того поколения детей, которое вы призведете на свет. Так как мейоз — способ образования половых клеток (гамет), то аномальное протекание этого процесс никак не отразится отрицательно на вашем здоровье, но может привести к генетическим уродствам ваших детей.
Именно в профазу I мейоза, осуществляется самое большое «таинство» природы: кроссинговер — обмен некоторыми идентичными участками у гомологичных хромосом. Представляете, этот обмен должен произойти с точностью до нуклеотида. Оторвавшиеся кусочки одной хроматиды должны быть строго одинакового размера с кусочками, оторвавшимися от гомологичной хроматиды и встроиться строго в определенное место.
Поэтому ничто не должно препятствовать нормальному протеканию этого процесса: ни химические вещества (некоторые виды лекарственных препаратов, тяжелые металлы, наркотические вещества, алкоголь), ни физические факторы внешней среды (радиоактивное излучение даже в малых дозах), ни какие-либо стрессовые ситуации.
1) образованием двух ядер завершается телофаза I и телофаза II мейоза; 2) расхождение гомологичных хромосом происходит в анафазу I мейоза; 3) метафазной пластинкой при мейозе является выстраивание по экватору клетки тетрад (бивалентов) хромосом в метафазу I.
Вот мы назвали все процессы этого вопроса, которые не происходят в профазу ! мейоза. Значит оставшиеся три ответа и будут правильными: 4, 5, 6. Причем, раз такая последовательность дана в ответах к этому демоварианту тестов, то только такую последовательность компьютер засчитает как правильную и оценит вас на максимальные 2 балла.
Обратите внимание, если эти же цифры вы расположите по-другому (например, по порядку следования этих процессов друг за другом во времени 6, 4, 5, то есть как надо располагать, если бы это был вопрос В8), то вам такой ответ зачтется как неверный. Если бы проверял человек, то ответ 6,4,5 был бы более правильным, чем 4,5,6. Но части А и В проверяет компьютер. Если ему «приказали», что верно 4,5,6, то 6,4,5 он зачтет как неверный ответ.
В2 У насекомых с неполным превращением
1) три стадии развития
2) внешнее оплодотворение
3) личинка похожа на кольчатого червя
4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) личинка превращается во взрослое насекомое
Все насекомые по способу развития делятся на две группы: с метаморфозом или с полным превращением (непрямое развитие) или без метаморфоза, с неполным превращением (прямое развитие). Ответы: 1, 4, 6 — правильные, 3, 5 — относятся к развитию насекомых с полным превращением, а ответ 2 вообще не является характеристикой организмов класса насекомые.
В3 Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?
1) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
2) образование корней у папоротникообразных
3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
4) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
5) защита семян в плодах у покрытосеменных растений
6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате
Ароморфозами называются усложнения строения и функций организмов, носящие самый общий характер и возникающие на уровне не ниже класса. Поэтому правильными ответами в этом задании будут: 1, 2, 5. А ответы 3, 4, 6 — все относятся к другой форме биологического прогресса — идиоадаптации.
При выполнении заданий B4—B7 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В4 Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят.
……….ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ……………………………………………………………….ОТДЕЛ
A) не выносят засушливых условий…………………………………………….1) Папоротниковидные
Б) жизненная форма — деревья и кустарники………………………………2) Голосеменные
B) яйцеклетка созревает в семязачатке
Г) образуют мелкую сухую пыльцу
Д) в цикле развития присутствует заросток
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 2 | 2 | 1 |
В5 Установите соответствие между функцией нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет.
……..ФУНКЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ……………………………..ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
A) направляет импульсы к скелетным мышцам……………………..1) соматическая
Б) иннервирует гладкую мускулатуру органов……………………….2) вегетативная
B) обеспечивает перемещение тела в пространстве
Г) регулирует работу сердца
Д) регулирует работу пищеварительных желёз
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
В6 Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.
…………..ХАРАКТЕРИСТИКА………………………………………………….ВИД ОБМЕНА
A) окисление органических веществ……………………………………1) пластический
Б) образование полимеров из мономеров…………………………..2) энергетический
B) расщепление АТФ
Г) запасание энергии в клетке
Д) репликация ДНК
Е) окислительное фосфорилирование
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
В7 Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.
…..ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ…………………………………ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
A) являются первым звеном в цепи питания…………………………..1) продуценты
Б) синтезируют органические вещества из………………………………2) редуценты
….неорганических
B) используют энергию солнечного света
Г) питаются готовыми органическими веществами
Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы
Е) разлагают органические вещества до минеральных
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
В задании B8 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности в таблицу.
В8 Укажите последовательность процессов географического видообразования.
1) распространение признака в популяции
2) появление мутаций в новых условиях жизни
3) пространственная изоляция популяций
4) отбор особей с полезными изменениями
5) образование нового вида
3 | 2 | 4 | 1 | 5 |
__________________________________________________________________________
У кого будут вопросы по статье к репетитору биологии по Скайпу — прошу в комментарии.
Привет! Я уже некоторое время слежу за вашим сайтом и, наконец, набрался храбрости, чтобы сказать, продолжайте в том же духе!
Спасибо, что «наконец набрались храбрости» и написали такое светлое напутствие моему блогу. Но продолжать в «том же духе» уже давно не получается. Блогу почти 10 лет и самое важное в методическом плане для разъяснения того, «как устроена жизнь», было высказано мною в первые годы. А в последующем я добросовестно отвечаю на вопросы, присланные в комментариях, публикую эти ответы в отдельных статьях. Но раз в году, как можно видеть из архивов статей на блоге, делаю обязательно обзор тех ошибок, которые допустили абитуриенты при сдаче экзаменов и отвечаю на новые тесты, добавленные в открытый банк заданий (ОБЗ) ФИПИ после экзаменов.
Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, разобраться с таким вопросом.
Установите последовательность развития папоротников, начиная со взрослого организма.
1) развитие на нижней стороне заростка мужских и женских гамет;
2) образование на нижней стороне листа папоротника спорангиев со спорами;
3) передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды, оплодотворение;
4) прорастание споры и развитие из нее маленькой зеленой пластинки;
5) развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение папоротника.
Тимур, здравствуйте! Раз уж Вы завсегдатай моего блога, то прочтите статью «Чередование поколений» в категории «Общая биология». Там есть схема развития мхов и папоротников. Вообще статья нужна для осознанного ответа на многие вопросы контрольных вариантов ЕГЭ Части 2: на каком этапе развития в каких частях растений каков набор хромосом. На всякий случай, если «лень» будет заглянуть в статью: 2),4),1),3),5). «Зеленая пластинка» в ответе 4) это и есть «заросток» у папоротников (термин, приведенный в ответе 1).
Прежде всего, я хочу сказать, что это потрясающий блог! У меня был небольшой вопрос, который я хотел бы задать, если вы не возражаете. Мне было интересно узнать, как вы сосредотачиваетесь и очищаете свои мысли, прежде чем писать. Мне было трудно очистить свой разум, чтобы высказать свои мысли. Я действительно получаю удовольствие от написания, однако кажется, что первые 10-15 минут потрачены впустую, просто пытаясь понять, с чего начать. Есть какие-нибудь идеи или советы? Большое спасибо!
Пишешь о том, что кажется важным на данный момент. Сначала это просто какой-то ошеломительный «рой» мыслей. Потом желание донести их до слушателя позволяет всё как-то более менее сгруппировать, выделить что-то более важное, чтобы была максимальная польза от прочитанного.
Статья хорошая ! Но у меня вопрос: разве в анафазе II расходятся гомологичные хромосомы ? Насколько я помню уроки биологии гомологичные хромосомы расходятся к полюсам во время анафазы I, а во время второй анафазы к полюсам клетки расходятся хроматиды ! ))
Здравствуйте, Илья!
Свой ответ в задании В1 я исправил. Большое спасибо, что заметили ошибку. Конечно же Вы правы, при мейозе: «во время второй анафазы к полюсам клетки расходятся хроматиды !», что собственно и происходит при митозе. А, поскольку, в анафазу I мейоза расходятся к полюсам клетки гомологичные (двухроматидные) хромосомы, то и происходит редукционное деление ядра (в двух дочерних клетках после мейоза I содержание хромосом становится в два раза меньше относительно диплоидного количества хромосом в исходной материнской клетке).