САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Отвечаем на задания С1

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора  биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Начиная с этого поста будем разбирать, какие шесть разделов группы заданий С ожидают вашего наиболее пристального рассмотрения и осмысления.

С1 — здесь представлены задания, предусматривающие применение ваших знаний к практическим ситуациям. Как репетитор ЕГЭ по биологии, должен обязательно подчеркнуть, что  эти задания могут касаться  любых разделов биологии.

Вот некоторые примеры заданий С1

Все эти задания из реальных  тестов  ЕГЭ по биологии  предыдущих лет. Желательно сначала самостоятельно ответить на эти вопросы, лучше письменно, а затем сравнить ваши ответы с ответами в конце поста:

1. На поверхности почвы иногда можно увидеть большое количество дождевых червей. Объясните при каких метеорологических условиях это происходит и почему?

2. Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?

3. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?

4. Кровеносная система насекомых не связана с транспортом газов. Как же они транспортируются по телу животных?

5. Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах?

6. Что такое условный рефлекс и какова его роль в жизни животного?

7. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, одинаковые молекулы и-РНК, необходимый набор аминокислот и все виды т-РНК, при этом создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?

8. Объясните, почему при выращивании бобовых растений не требуется подкормка азотными удобрениями?

9. Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника ?

10. В чем проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека?

11. Почему появились у растений ткани и генеративные органы?

12. Чем объясняется гибель семян в кипяченой воде?

13. Каково значение аккомодации?

14. Почему только взаимосвязь всех частей анализатора является необходимым условием его функционирования?

15. Почему при боковом зрении не воспринимается цвет предметов? Ответ поясните.

16. Как развивается яйцеклетка после оплодотворения?

17. Почему семенники и яичники относятся к железам смешанной секреции?

18. От чего зависит промежуточный характер наследования признака?

19. Какова структура вестибулярного анализатора? Классификация вкусовых рецепторов и их локализация.

20. Каково значение борьбы с шумом?

21. Какие меры первой помощи нельзя предпринимать при обморожениях 2-3 степени и почему? Что необходимо сделать?

22. Какова роль растений в экосистемах?

23. Известно, что хвост самца японского петуха декоративной породы достигает 10 метров. Поясните, как эта порода была выведена человеком. Почему птицы с такой длиной хвоста не встречаются в природе?

24. При подмораживании клубни картофеля приобретают сладковатый вкус. В чем причина?

25. Объясните с биологической точки зрения тот факт, что человек, который несет горячий чай в чашке из дорогого фарфора, не отпускает ее и терпит боль.

26. Почему весной не рекомендуется посещать пригородные леса?

27. У одного американского ковбоя в момент перестрелки с бандитами была пробита грудная клетка с двух сторон. Хотя оба легких остались невредимыми, ковбой все же умер от удушья. Почему?

28. Почему при плохом обонянии не чувствуется вкус еды.

29. Чем отличается опыт от наблюдения?

30. Почему на глубине 2000 м под водой — животных не разрывает давление?

31. Почему для расщепления жиров необходимо их предварительное эмульгирование?

32.Наследственные (врожденные) и не наследственные болезни, роль среды в их проявлении?

                                                                 ОТВЕТЫ:

                                                                        1.

1) обычно много  дождевых червей  на поверхности почвы можно наблюдать после сильного, длительного  дождя;

2) дождевые  черви — это аэробные организмы, они и не имеют специализированной дыхательной системы, дышат всей поверхностью тела кислородом воздуха, поэтому выползают на поверхность почвы, когда их норки затоплены водой.

                                                                        2.

1) грибы-микоризообразователи — это симбионты древесных и кустарниковых жизненных форм растений. Они выполняют на корнях этих растений роль корневых волосков;

2) микоризные грибы улучшают минеральное питание (в основном поглощение фосфора) и способствуют большему взасыванию воды.

                                                                        3.

Вода и минеральные вещества передвигаются от корней к стеблю и листьям растения по сосудам (восходящий ксилемный ток) за счет:

1) сосущей силы корней, возникающей из-за транспирации  — испарения воды листьями;

2) корневого давления, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень (диффузия) из-за разницы концентрации веществ в клетках корня и окружающей среде.

                                                                        4.

1) транспорт газов у насекомых осуществляется через специализированные органы дыхания — трахеи  (система длинных тонких трубочек, которые окружают все органы и ткани);

2) в трахеи поступает О2 из воздуха и передается  клеткам тела насекомого, а из клеток в трахеи выделяется СО2, поэтому нет необходимости участия кровеносной системы в транспорте газов.

                                                                        5.

1) хемосинтезирующими организмами  являются лишь незначительная часть видов прокариот (бактерий). Эти бактерии  способны как и растения сами создавать органические вещества из неорганических. Но в отличие от растений  фототрофов, использующих для жизни солнечную энергию, эти бактерии являются хемотрофными организмами (способны использовать для жизни энергию окисления неорганических веществ);

2) хемоситезирующие бактерии, являясь как и растения автотрофными организмами, выполняют в экосистемах роль продуцентов — создателей первичного органического вещества, то есть являются первым звеном в цепи питания.

                                                                       6.

1) условные рефлексы — это рефлексы, приобретаемые животными или человеком в течение жизни на базе безусловных и не передаются по наследству;

2) с помощью условных рефлексов происходит адаптация организма к конкретным  условиям существования.

                                                                       7.

1) биологической матрицей, то есть первичной информацией  для синтеза молекул белка являются молекулы и-РНК, а рибосомы — лишь место сборки белковой молекулы;

2) поскольку и-РНК в проводимом опыте одинаковые —  это значит, что все они несут информацию об одной и той же первичной структуре (последовательности аминокислотных звеньев) белковой молекулы.

                                                                       8.

1) бобовые растения способны вступать в симбиотические отношения с клубеньковыми бактериями. На корнях бобовых растений образуются клубеньки (вздутия), в которых в большом количестве размножаются бактерии;

2) клубеньковые бактерии — это азотфиксаторы. Они способны усваивать за счет продуктов фотосинтеза растения молекулярный  азот из воздуха и переводить его в доступные для питания растения формы. Поэтому при эффективном симбиозе высокая урожайность бобовых достигается и без применения азотных удобрений.

                                                                      9.

1) в кишечнике человека в норме развиваются полезные кишечные бактерии. Прием антибиотиков может резко снизить численность полезных бактерий;

2) нарушатся процессы расщепления клетчатки и усвоения воды.

                                                                     10.

Лейкоциты — это бесцветные амебообразные клетки крови. Они участвуют  в поддержании иммунитета, причем их роль в защите организма проявляется двояким образом:

1) лейкоциты участвуют в выработке на своей поверхности особых белков иммуноглобулинов, являющихся антителами, узнающими и обезвреживающими чужеродные антигены;

2) лейкоциты являются и фагоцитами, так как они способны поглощать и переваривать чужеродные вещества и клетки.

                                                                     11.

1. Вода — плотная, однородная среда. Поэтому низшие растения водоросли не нуждаются ни в прочных механических тканях (для придания устойчивости тела в пространстве), ни в покровных (предохраняющих испарение воды и защиту от прямых солнечных лучей и перепадов температур), ни в проводящих (воду и минеральные вещества они могут поглощать всей поверхностью таллома). Поэтому выход растений на сушу и освоение ими почвенно-воздушной среды с разными параметрами водного и температурного режимов стал возможен только при условии развития всех видов тканей.

2. Появление специализированных органов полового размножения (генеративных органов) архегониев и антеридиев у мхов, папоротниковидных и голосеменных растений и цветков у покрытосеменных растений явилось результатом совершенствования приспособленности к выживанию, в существовании строгого чередования поколений: спорофита и гаметофита.

                                                                     12.

1. В воде семена набухают, зародыш “просыпается” и начинается его рост. Для обеспечения зародыша энергией необходимо окисление органических запасных веществ семени. Этот процесс требует присутствия кислорода.

2. Кипяченая воды не содержит кислорода.

                                                                     13.

1. Аккомодация – изменение кривизны хрусталика за счет работы цилиарной мышцы при рассматривании предметов вблизи и на расстоянии.
2. Аккомодация необходима для того, чтобы сфокусировать изображение предмета строго на сетчатке глаза (а не перед сетчаткой как при близорукости – миопия, или за сетчаткой как при дальнозоркости – гиперметропия).

                                                                     14.

1. Любой анализатор состоит из трех основных частей: рецептора, проводящих нервных путей и центра в коре больших полушарий головного мозга.
При помощи рецептора осуществляется превращение энергии действующего раздражителя в нервный импульс.
2. Проводящие нервные пути осуществляют передачу нервных импульсов в кору головного мозга. Эти импульсы, достигнув коры головного мозга, подвергаются там определенной обработке, приводящей к формированию соответствующего “образа” раздражителя. Поэтому только качественная взаимосвязь всех частей анализатора и обеспечит возложенную на него функцию.

                                                                      15.

1. На сетчатке глаза расположены рецепторные клетки двух типов: палочки и колбочки. Колбочки отвечают за цветовое зрение и располагаются в основном ближе к центру сетчатки. Палочки ответственны за восприятие освещенности (то есть черно-белое восприятие, помогающее нам не наталкиваться на предметы даже в сумеречное время).
2. Палочки располагаются на сетчатке в основном по ее периферии, поэтому боковым зрением мы не сможем четко охарактеризовать цвет предмета.

                                                                      16.

1. Оплодотворенная яйцеклетка превращается в зиготу. Зигота претерпевает быстрые деления (клетки не успевают расти, поэтому эта стадия называется дроблением). Затем формируется однослойный многоклеточный зародыш – бластула.
2. Затем – двухслойный зародыш – гаструла, трехслойный – нейрула.

                                                                      17.

1. Семенники и яичники – это железы смешанной секреции как и поджелудочная железа, поскольку способны образовывать и гормоны, поступающие в кровь, и вещества, выделяющиеся наружу.

2. Яичники выделяют во внешнюю среду яйцеклетки, а в кровь такие гормоны как эстроген и прогестерон. Семенники выделяют во внешнюю среду сперматозоиды, а в кровь – андрогены.

                                                                      18.

1. Промежуточный характер наследования какого-либо признака проявляется в том случае, когда один из аллельных генов (обозначаемый большой буквой, например, А) не полностью доминирует над вторым аллельным ему геном (обозначаемым малой буквой – а). В результате этого гетерозиготные особи с генотипом Аа фенотипически не будут похожими на родительские особи.

2. Например, от скрещивания растений ночной красавицы с красными цветами (с генотипом АА) с растением с белыми цветами (с генотипом аа) в первом поколении все гетерозиготы Аа будут фенотипически розовыми. Тогда во втором поколении от скрещивания розовых гетерозигот друг с другом мы получим совпадение расщепления признака по фенотипу и генотипу: 1:2:1.

                                                                       19.

1. Вестибулярный анализатор состоит из отолитового аппарата и трех полукружных каналов в полости внутреннего уха.
2. Вкусовые рецепторы реагируют на 4 типа веществ: а) кисло-соленое (боковая часть языка); б) сладкое (кончик языка); в) горькое (корень языка); г) острое (болевые рецепторы).

                                                                       20.

1) Шумовое загрязнение – это звуки, воспринимаемые человеком в качестве помехи. В зависимости от уровня и деятельности шумовое загрязнение способно наносить ущерб здоровью человека и является одной из проблем экологии города и производственных помещений.
2) У человека может нарушаться сон, может снижаться продуктивность умственной деятельности, ухудшаться слуха, поэтому борьба с шумом уменьшит все эти неблагоприятные последствия.

                                                                       21.

1. При обморожении 2-3 степени (это средняя и сильная степень обморожения) ни в коем случае нельзя растирать пораженный участок. Вообще не нужно производить какие-либо действия, приводящие к быстрой смене температуры болезненного места.
2. Необходимо аккуратно, стараясь не причинять дополнительно боли, наложить на больное место какую-либо согревающую повязку (платок, шарф, бинт) и непременно доставить больного как можно скорее в больницу.

                                                                        22.

1. Роль растений в экосистемах, а фактически и их всеобщая биосферная роль определяется тем, что в трофических цепях (цепях питания) они являются продуцентами. Создавая органические вещества из СО2 воздуха и воды, растения не тратят никаких энергетических органических ресурсов планеты, а осуществляют этот процесс, называемый фотосинтезом, лишь за счет энергии солнечного излучения. Все остальные организмы всех экосистем: консументы и редуценты – существуют лишь благодаря фотосинтетической деятельности растений.

2. Побочным продуктом фотосинтеза является выделяющийся в атмосферу кислород. Когда то кислородная атмосфера, обеспечив создание озонового экрана, способствовала развитию жизни на суше. С появлением кислорода в атмосфере эволюция живых существ на Земле шла в направлении совершенствования аэробного способа существования, как более энергетически выгодного пути развития по сравнению с анаэробным существованием.

                                                                        23.

1. Хвост самца японского петуха достигает 10 метров, благодаря искусственному отбору, производимому человеком по своему желанию (своей прихоти). Как человек мог вывести такую породу? Вероятно он обнаружил в какой-либо популяции кур особь, имеющую мутацию в гене, отвечающем за формирование длины хвоста (мог осуществить и искусственно мутагенез).

2. В естественных условиях данная мутация как бесполезная или даже вредная для размножения популяции (такой петух будет больше следить за своим роскошным достоянием вместо того, чтобы осуществить свое прямое природное предназначение – ухаживание за курами) исчезнет вместе со смертью данной особи. Но в искусственных условиях, производя принудительные (направленные) скрещивания можно не только закрепить, но и усилить данный признак, используя возможности проявления кумулятивного действия генов.

                                                                        24.

1.В клубнях картофеля запасено много безвкусного крахмала. Крахмал – это полисахарид, состоящий из мономеров – молекул глюкозы.

2. При замораживании часть крахмала расщепляется до глюкозы, которая и обеспечивает сладковатый вкус картофеля.

                                                                        25.

1. Реакция на боль – это безусловный рефлекс. И если бы чашка не обладала для нас какой-то материальной или духовной ценностью (высокая стоимость или добрая память), то мы бы тут же избавились от причины боли.

2. В данном же случае наша боль от потери “дорогого фарфора” обеспечит возбуждение той зоны коры головного мозга, которая отвечает за выработку условного рефлекса. Это приведет к торможению возбуждения зоны, вызывающей проявление безусловного рефлекса.

                                                                        26.

1. Весной наблюдается пик размножения клещей.

2. Клещи являются переносчиками опасного заболевания для человека – энцефалита. Вспышки развития самого энцефалита бывают не каждый год и обычно население бывает предупрежденным заранее о предполагаемой вспышке инфекции, переносимой клещами.

                                                                         27.

1. Вдох и выдох обусловливаются согласованной работой межреберных мышц и диафрагмы. Только благодаря этому возможно поступление воздуха в легкие и выход его из легких. А ранение могло нарушить этот процесс.

2. При таком ранении у ковбоя несомненно была пробита и плевральная полость, в результате чего атмосферное давление сжимает легкие и человек не может их расправить. Как бы он ни пытался вдохнуть, воздух у него не мог попасть в легкие, отсюда и удушье.

                                                                        28.

1.  Если  простуда и нос заложен, то мы не сможем почувствовать вкус еды. Все покажется пресным. На самом же деле вкусовые сосочки действуют, но невозможность воспринять запах вызывает снижение и вкусовых ощущений.

2.  Анализ вкуса, осуществляемый в нижней части теменной доли коры головного мозга, находится также под влиянием обонятельной информации, обрабатываемой в соседней височной доле. Многие утонченные оттенки вкуса обязаны своим существованием обонянию.

29.

По образному выражению И.П.Павлова «… наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет». Наблюдает человек (при этом может и описывать увиденное) непосредственно то, что есть в данный момент в природе. Опыт же (или эксперимент) им заранее планируется и может быть воспроизведен множество раз для верификации или подтверждения выдвинутой гипотезы.

30.

Вопрос не совсем корректный. «Разорвать», если бы имелось в виду разорвать изнутри, а животных на глубине давление должно было бы расплющить, сжать.

Основное «приспособление» животных к обитанию даже на больших глубинах, где давление воды действительно огромное, в том, что все живое примерно на 70% состоит из воды (а вода, как известно, почти несжимаема и при больших  давлениях). Поэтому внутри тела у животных, даже на большой глубине, давление будет таким же как и снаружи.

31.

Известно, что жиры в воде не растворимы. А процесс эмульгирования  — это лишь смешение их с водосодержащей жидкостью и создание эмульсии. Этот процесс происходит под действием желчи.Только такое эмульгированное состояние жиров обеспечивает  взаимодействие их с липазой — ферментом, расщепляющим жиры. Липаза вырабатывается поджелудочной железой и поступает (как и желчь печени) в двенадцатиперстную кишку.

32.

Врожденные или наследственные заболевания, связанные с генотипом организма, имеются в нем еще при оплодотворении. Внешняя среда, как правило, не окажет влияния на их проявление (человек будет болеть даже находясь в идеальных условиях, но ряд наследственных заболеваний все же медики научились контролировать правильным питанием и уходом за больными). Не наследственные заболевания — это те, которыми заболевает организм под воздействием условий внешней среды.

                                                                        ****************************************

У кого есть вопросы по  статье к репетитору ЕГЭ по биологии по Скайпу,   замечания, пожелания — прошу в комментарии.

                                                             

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | азотфиксаторыанализаторыбезусловный рефлексбиологическая матрицабластулагастррулагрибы-микоризообразователижелезы смешанной секрециизадания части С1зародыш семенииммунитетискусственный отборкишечные бактерииклубеньковые бактериинейрулапалочки и колбочкиполовые железыпромежуточный характер наследованиярасщепление клетчаткирепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиирибосомыусловные рефлексыфагоцитыФотосинтезхемосинтезирующие организмы | Отзывов (10)
Отзывов (10)
  1. Надя

    Добрый день! Помогите ответить на вопрос как можно проще (в интернете есть ответ, но почему-то для меня это просто набор слов).
    Каково значение закона гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Надя, здравствуйте! Ответу на Ваш вопрос я посвятил маленькую заметку на своем блоге. Вряд ли смогу ответить еще короче, так как короче — это и будет сама формулировка закона, которая для всех (а не только для Вас) выглядит как набор слов.

      Ответить
      • Надя

        Спасибо большое! В статье очень все доступно и просто объяснено.

        Ответить
        • Борис Садыков

          Надя, очень рад, что Вам теперь этот вопрос не кажется непонятным. Желаю, чтобы завтра на экзамене Вам не досталось ни одного «не берущегося» или не корректно составленного вопроса и Вы смогли бы ответить на максимально возможное количество баллов.

          Ответить
  2. София

    Почему на засеянном поле пшеницы растения, растущие в середине поля имеют стебли более низкие, а по краю более высокие. Что это за явление? Дайте объяснение этому явлению.

    Ответить
    • Борис Садыков

      На «поле», как пишут составители этого вопроса, мы этого явления не увидим вовсе (поле — это какая-то уж очень безразмерная величина). А вот если засеять семенами пшеницы небольшую делянку, ограниченную дорожками (на которых ничего не будет расти), то мы четко увидим, что растения с краю делянки будут значительно превосходить по высоте и толщине колоса те растения, которые будут расти в середине делянки. Это связано с борьбой за существование. Растения в середине имеют меньшую площадь питания и поэтому испытывают наибольшую конкуренцию друг с другом по сравнению с крайними растениями.

      Ответить
  3. Алексей

    Есть еще интересная гипотеза, объясняющая происхождение многоклеточности путем целлюляризации, то есть от одной многоядерной клетки, в которой затем образуются более мелкие клетки по числу ядер (Хаджи, 1944).

    Ответить
  4. Борис Садыков

    Здравствуйте, Станислав! Вы отвечаете как всегда правильно (пройдитесь по тексту снова. Я исправил лишь некоторые недочеты в ответе: не «Миллер», а Мюллер. Клетки вольвокса не имели ресничек, поэтому исправил «реснички» на жгутики). Других гипотез происхождения многоклеточности мне неизхвестно. Вообще мне неинтересно всё то, что никогда не может быть доказанным. И между этими двумя гипотезами по-сути то нет никакой существенной разницы. Как отплясывал подвыпивший лектор в кинокомедии «Новогодняя ночь»: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — науке это неизвестно».

    Ответить
  5. Алексей

    Здравствуйте, Борис Фагимович.
    Вопрос: является ли хвоя голосеменных ароморфозом? И если является, то почему.
    Спасибо.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Алексей. Конечно же хвоя не является ароморфозом голосеменных (это идиоадаптация) как и, например, преобразование листьев кактусов в колючки. А к ароморфозам у голосеменных относятся:
      а) появление семязачатков, в которых развивается женский гаметофит и пыльцевых зерен, которые образуют мужской гаметофит. В результате голосеменные не нуждаются в капельно-жидкой воде для оплодотворенимя; б) появление семени, в состав которого входит дифференцированный зародыш и эндосперм (эндосперм содержит питательные вещества для развития зародыша).

      Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *