САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Занятия по биологии и генетике 2018 год boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Занятия по биологии и генетике 2018 год boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Дигибридное скрещивание

Главная - В. Решение генетических задач - Дигибридное скрещивание

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора  биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

В этой статье мы продолжим обсуждение решений задач по генетике.

Если прошлые статьи  были посвящены   задачам на моногибридное скрещивание (первым двум законам Менделя), то логично  в этом посте уделить внимание задачам на третий закон Менделя (то есть задачам на дигибридное скрещивание).

В чем принципиальное отличие постановки опытов по дигибридному скрещиванию и интерпретации их результатов  по сравнению с опытами на моногибридное скрещивание?.

При изучении  моногибридного  скрещивания мы обсуждали  «поведение» только аллельных генов. При дигибридном скрещивании мы уже имеем дело не только с аллелями генов какого-либо одного признака, но и с неаллельными им генами другого признака.

В плане «поведения» аллельных генов здесь никаких отличий от моногибридного скрещивания нет. Работают те же два первых закона Менделя. А вот  относительно «поведения» неаллельных генов двух признаков по отношению друг к другу, Мендель установил новую закономерность (третий закон). Этот 3-й закон гласит: «признаки наследуются независимо друг от друга».

Так то оно так, только с большой прибольшой оговоркой. Эти изучаемые признаки должны обязательно находиться  в разных парах гомологичных хромосом. Только тогда они действительно будут наследоваться «независимо друг от друга».

Поэтому собственно то 3-й закон Менделя (в отличие от первых двух его законов)  нельзя считать законом в полном смысле. Этот закон справедлив лишь для признаков, находящихся в разных парах гомологичных хромосом (то есть носит частных характер). А вся последующая генетика Т.Моргана основана,  наоборот, на изучении признаков, находящихся в одной паре гомологичных хромосом и наследуемых не независимо (по Менделю), а сцепленно.

В моей книге «Как научиться решать задачи по генетике« подробно разбираются решения задач на дигибридное скрещивание, условия которых вы можете прочитать ниже.

Задача 1. Какие гаметы образует дигетерозигота, если неаллельные гены расположены в разных хромосомах? (указать их процентное отношение)

Задача 2. Как определить количество гамет, образуемых гетерозиготами по более, чем одному изучаемому признаку 

Задача 3.  Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родились двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой., если у человека владение преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть преимущественно левой рукой, а карий цвет глаз доминирует над голубым и эти признаки не сцеплены друг с другом.

Задача 4. Глаукома взрослых наследуется нескольким путями. Одна форма определяется доминантным аутосомным геном, другая – рецессивным тоже аутосомным несцепленным с предыдущим геном. Какова вероятность рождения ребенка с аномалией в случае, если оба родителя гетерозиготны по обеим парам патологических генов.

Задача 5. Близорукость и наличие веснушек наследуются как аутосомно-доминантные признаки. Мужчина с нормальным зрением и веснушками, причем у его отца не было веснушек, а у матери имелись, женился на женщине без веснушек, но страдающей близорукостью. У нее на протяжении нескольких поколений родственники страдали близорукостью. Рождение каких детей следует ожидать у этой пары?

Задача 6.  В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с вьющимися волосами в семье, если известно, что ген вьющихся волос доминирует над геном гладких, глухота – признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах.

Задача 7.  Плечо-лопаточно-лицевая форма миопатии  (атрофия мышц) и близорукость наследуются как аутосомно-доминантные признаки. Мать и отец гетерозиготны по обеим признакам. Какова вероятность рождения здоровых детей в этой семье?

Задача 8. Галактоземия (неспособность усваивать молочный сахар) наследуется как аутосомно-доминантный признак, отсутствие малых коренных зубов тоже как доминантный аутосомный признак. Жена прошла лечение по галактоземии и была фенотипически здорова, но у нее отсутствовали малые коренные зубы. Муж здоров. У них родился ребенок, страдающий галактоземией, аномалии развития зубов нет. Определите вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями.

Задача 9.  Скрещивая сорт пшеницы безостый красноколосый с остистым белоколосым, получили растения в F1, оказавшиеся безостыми красноколосыми. Что отличается по фенотипу и генотипу в анализируемом скрещивании, если наследование признаков независимое?

Задача 10.  При скрещивании двух растений ириса, имеющих фиолетовый цвет цветков и высокий рост стеблей, получили расщепление: от одного растения по цвету (розовые), а от другого – по росту (низкие). Гибриды размножали самоопылением. Рассчитайте соотношение генотипов и фенотипов цветков по цвету и росту во втором поколении .

Задача 11.  Исcледователь скрещивал мух дрозофил, имеющих черное тело с особями имеющими зачаточные крылья. В 1-ом поколении все мухи имели серое тело и нормальные крылья, а во втором произошло расщепление: 273 мухи — с серым телом и нормальными крыльями, 92 — с серым телом и зачаточными крыльями, 90 — с черным телом и нормальными крыльями и 31 — с черным телом и зачаточными крыльями. Запишите схемы скрещивания F1 и F2 и объясните результаты скрещиваний.

Решения этих задач подробно разбираются в моей первой книге «Как научиться решать задачи по генетике«.

Далее приводятся условия  задач на дигибридное скрещивание, решения которых подробно разбираются в моей другой книге «Как решать задачи на дигибридное скрещивание«

Задача 1. Рецессивные гены (а, с) определяют проявление таких заболеваний у человека как глухота и альбинизм. Родители имеют нормальный слух. Мать брюнетка, отец альбинос. Родились три однояйцевые близнеца больные по двум признакам. Какова вероятность того что следующий ребенок будет иметь оба заболевания?

Задача 2. Каков генотип здоровой женщины, если отец гемофилик,  а мать альбинос? Может ли быть мужчина гемофиликом и альбиносом?

Задача 3. У пшеницы безостость «А» доминирует над остистостью «а», а красная окраска «В» колоса доминирует над «b» белой. Определите фенотип и гибридизацию в следующих скрещиваниях: а) ААbb × ааВВ б) АаВb × Ааbb в) АаВВ × ааbb г) АаВb × ааbb д) АаВb× АаВb (последний расчертить с помощью решетки Пеннета).

Задача 4. Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень С, и голые ноги d, с дигетерозиготной курицей с гребнем и оперёнными ногами. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого поколения, вероятность появления потомков с признаками родителей.

Задача 5. У малины красные плоды и колючий стебель — это доминантные признаки. А желтые плоды и гладкий стебель — рецессивные. В результате скрещивания гетерозиготных по обеим признакам растений с растениями, имеющими жёлтые плоды и гладкий стебель получено 100 потомков. Сколько из них будет иметь жёлтые плоды и колючий стебель?

Задача 6. При скрещивании растений львиного зева с красными пилорическими (правильными) цветками с растениями, имеющими жёлтые зигоморфные (неправильные) цветки, в F1 все растения имели розовые зигоморфные цветки. От скрещивания гибридов F1 с растениями, имевшими жёлтые пилорические цветки, получили 39 растений с розовыми зигоморфными цветками, 44 с розовыми пилорическими, 42 с жёлтыми зигоморфными и 40 с жёлтыми пилорическими цветками. Почему среди потомков не появились растения с красными цветками? Какое скрещивание следует поставить, чтобы получить такие растения?

Задача 7. У нормальных родителей родился глухонемой ребёнок-альбинос.  Определить генотипы родителей, если известно, что глухонемота и альбинизм являются рецессивными признаками.

Задача 8. У крупного рогатого скота ген безрогости доминирует над геном рогатости, ген черной масти над геном красной масти. Скрестили гетерозиготного по обоим генам быка с такой же коровою. Какова вероятность рождения безрогих красных телят?

Задача 9. У человека праворукость доминирует над леворукостью, кареглазость над голубоглазостью. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей – кареглазый левша и голубоглазый правша. От второго брака этого же мужчины с кареглазой левшой родилось 9 кареглазых детей, оказавшихся правшами. Определите генотип мужчины и обеих женщин.

Задача 10. У голубоглазого темноволосого отца и кареглазой светловолосой матери 4 детей. Каждый ребёнок отличается от другого по одному из данных признаков. Назвать генотипы родителей и детей, учитывая, что тёмные волосы и тёмные глаза являются доминантными признаками.

Задача 11. В семье, где оба родителя имели карие глаза и один был в веснушках, а другой без них, родился ребенок с голубыми глазами, без веснушек, а второй с карими глазами и с веснушками. Какова вероятность появления голубоглазых детей с веснушками? Известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых, а ген наличия веснушек доминирует над их отсутствием.

Задача 12. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а чалая окраска шерсти формируется как промежуточный признак при скрещивании белых и рыжих животных. Определите вероятность рождения телят (в процентах), похожими на родителей от скрещивания гетерозиготного комолого чалого быка с белой рогатой коровой.

Задача 13. Близорукий (доминантный признак) левша (рецессивный признак) вступает в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. От этого брака родился мальчик — левша с нормальным зрением. Восстановите генотипы всех членов семьи. Ответ проиллюстрируйте составлением решетки Пеннета.

Задача 14. У человека чёрные волосы доминантны по отношению к рыжим, а резус-фактор — наследственный доминантный признак. Гены обоих признаков находятся на аутосомах и не сцеплены. Рыжеволосый резус-отрицательный мужчина женился на резус-положительной брюнетке. От этого брака родились темноволосый резус-положительный сын и рыжеволосая резус-отрицательная девочка. Обозначив ген цвета волос «А», а ген резус-фактора Rh+ или Rh — , ответьте на вопросы: 1. Каков генотип отца? 2. Каков генотип матери? 3. Каков генотип дочери? 4. Каков генотип сына? 5. Какова вероятность (в процентах) того, что следующим ребенком в этой семье будет рыжеволосый резус-отрицательный мальчик?

Задача 15. У земляники красная окраска ягод не полностью доминирует над белой, а нормальная чашечка- над листовой.У дигетерозиготы ягоды розовые с промежуточной чашечкой. Определите генотипы родителей и проанализируйте скрещивание, если в F2 получено 9 фенотипических классов в соотношении 4:2:2:2:2:1:1:1:1.

Задача 16. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген чёрного цвета шерсти над красным. Обе пары генов не сцеплены. В племсовхозе в течение года скрещивались чёрные комолые коровы с чёрным комолым быком. Было получено 896 голов молодняка, из них 535 телят было чёрных комолых и 161 — красных комолых. Сколько было рогатых телят и какая часть из них красного цвета?

Задача 17. От скрещивания устойчивого к головне остистого ячменя с восприимчивым к головне фуркатным ячменем получили гибриды первого поколения, устойчивые к головне с фуркатным колосом. Что ожидают по фенотипу и генотипу в анализирующем скрещивании, если наследование признаков независимое.

***************************************

Кому необходимо платно решить задачи с пояснениями, обращайтесь в комментарии 

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
В. Решение генетических задач | анализирующее скрещиваниеатрофия мышцблизорукостьгалактоземиягетерозиготаглаукома доминантнаяглаукома рецессивнаягомозиготадигибридное скрещиваниелеворукостьмиопатияправорукостьрепетитор по биологиитретий закон Менделя | Отзывов (33)
Отзывов (33)
  1. Даша

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста «Жена прошла лечение по галактоземии и была фенотипически здорова». Правильно ли я поняла из решения в книге, что если её смогли вылечить, то у неё был рецессивный «здоровый» ген, то есть а-малое?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Даша! Данная задача была решена исходя из условия именно этой задачи, что галактоземия носит «аутосомно-доминантный» характер. Но нигде, кроме этого задания, я не встречал, что галактоземия является доминантным признаком. Считаю, что составители этой задачи вообще ошиблись с условием. Поэтому, Даша, не запоминайте это неверное условие. Исходя из того, что галактоземия это всё же рецессивный признак, то генетически больными галактоземией с вытекающими последствиями (катаракта, цирроз печени) будут только люди с генотипом аа. Но, если таким людям соблюдать с раннего возраста диету (не потреблять молоко и любые другие продукты с галактозой), то они могут быть фенотипически здоровы, то есть у них не будет ни катаракты, ни цирроза печени.

      Ответить
      • Даша

        Спасибо. Там ещё в следующей задаче я не понимаю условия. «При скрещивании двух растений ириса, имеющих фиолетовый цвет цветков и высокий рост стеблей, получили расщепление: от одного растения по цвету (розовые), а от другого – по росту (низкие). Гибриды размножали самоопылением. Рассчитайте соотношение генотипов и фенотипов цветков по цвету и росту во втором поколении».
        Почему сказано, что расщепление в потомстве получилось из-за того или иного цветка, если рецессивный признак может проявиться только если оба родителя несут рецессивный ген. Уточню свой вопрос: «Генотип фиолетового растения с низким стеблем будет записываться так: ААbb (так как оно получено от второго растения, давшего расщепление по росту стебля, а значит не дававшего расщепления по окраске цветков).» Почему получено «от второго растения»? Оно по условию получено при скрещивании двух растений?
        Или два первых цветка скрещивали не между собой, а с кем-то «левым»?

        Ответить
        • Борис Садыков

          Ну вот, Даша, пока Вы формулировали свои вопросы, Вы сами на них и ответили. Да, задача, можно сказать, казуистическая в своей постановке. Конечно же авторы перемудрили с условием. Но с самого начала нам уже должно быть ясно одно (мне это было понятно сразу), что первые два растения по условию задачи скрещивались НЕ между собой, а каждый скрещивался с таким же как он сам.

          Ответить
  2. Татьяна

    Уважаемый Борис Фагимович, здравствуйте. У меня к Вам и вопрос, и просьба. Существуют ли конкретные требования к оформлению решения задачи в экзаменационной задаче? Например, нужно ли в схеме скрещивания указывать фенотипы родителей и потомства? Или же можно указать в ответе? Обязательно ли показывать вертикальными двойными чёрточками взаимодействие неаллельных генов? Если Вам нетрудно, покажите на любом примере, как Вы учите оформлять решение экзаменационной задачи. Спасибо.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Татьяна! Ваш вопрос немного не по адресу. Я же не работаю в ФИПИ и не разрабатываю никакие формы. Мне известно лишь то, что уже на протяжении последних 3-х лет требования к оформлению задач по генетике изменились. Теперь нужно отвечать не так кратко как раньше (строка вводимых обозначений аллелей признаков, строка с генотипами и фенотипами скрещиваемых родителей, строка с их гаметами и строка с генотипами и фенотипами получившегося потомства), а требуются и небольшие объяснительные комментарии того, почему и что учащийся предполагает осуществить тем или иным действием.
      Никакого «своего» трафаретного оформления задачи у меня не существует. Оформляем задачи так же, как решены у меня задачи на блоге и в моих платных пособиях. Я обучаю учеников тому, как научиться понимать к какому типу взаимодействия генов относится та или иная задача. То есть моя основная миссия — научить учащихся решать задачи по генетике. А вертикальные «двойные черточки» — это ведь символическое обозначение гомологичных хромосом. И такое обозначение является удобным при решении задачи на сцепленное наследование.

      Ответить
  3. Мария

    Здраствуйте. Очень нужна помощь в решении задачи.
    Ген Cm, что детерминирует у человека светлый цвет волоса, это рецессивный по отношению к гену темного волоса CD, но в свою очередь, доминирует над геном, что приводит к рыжему волосу Cl. Какой цвет волоса может быть у детей, если муж блондин, жена брюнетка, а мама мужа и жены с рыжим волосом? Помогите, срочно.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Мария!
      Задачи решаю платно — это моя работа. Ваша задача без объяснения (только ответ) стоит 100 рублей, с объяснением — 200 рублей. Можно оплатить на телефон +7(929)-32-32-052 или любые другие способы оплаты. Решение пришлю на адрес Вашей электронной почты сразу после оплаты.

      Ответить
  4. Alex Roff

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Вы самый замечательный человек, с которым я был когда-либо знаком! У Вас большой талант объяснять сложный материал простым языком — это просто какой то дар свыше!!! С вашей помощью я поступил в рязанский мед. и моей благодарности к ВАМ нет предела!!! Вот одна загвоздка, не могу решить задачу, помогите, пожалуйста.
    У кукурузы ген, обуславливающий проявление рецессивного признака (укороченные междоузлия) и ген, обуславливающий рецессивный признак (зачаточная метелка) локализованны в 1 хромосоме. Расстояние между ними равно 4 % кроссинговера. При скрещивании линии, имеющей укороченные междоузлия и нормальную метелку, с линией, имеющей нормальные междоузлия и зачаточную метелку, в F1 было получено 20 растений, от скрещивания которых с линией-анализатором было получено 800 растений.
    1-сколько растений имели оба признака в домин.состоянии?
    2-сколько растений имели укороченные междоузлия и нормальную метелку?
    3-какой % растений был с нормальными межд-ми и недаразвит.метелкой?
    4-сколько раст. будет иметь оба признака в доминантном сост-и?
    5-какой % растений будет иметь оба признака в рецессивном состоянии?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Alex!
      Поздравляю с поступлением в выбранный Вами ВУЗ!
      Чтобы решилась Ваша задача, надо иметь четкое представление по сцепленному наследованию(см. книгу «Как решать задачи по генетике на сцепленное наследование»), а не только по дигибридному скрещиванию.
      Если правильно сразу записать генотипы родительских форм кукурузы, а они должны быть дигомозиготными, так как сказано, что скрещивали определенные линии (тоже самое, если бы было написано «сорта» — все равно «чистые», то есть гомозиготные по изучаемым признакам), то задача легко решается.
      Обозначим: А — нормальная длина междоузлий (междоузлия норма); а — междоузлия короткие. В- метелки норма; b — метелки зачаточные.
      P: aB//aB * Ab//Ab
      G: aB……..Ab
      F1: Ab//aB
      a) 96% потомков в F2 от скрещивания Ab//aB * ab//ab будут иметь генотипы Ab//ab и aB//ab (по 48%).
      б) 4% потомков от скрещивания Ab//aB * ab//ab будут иметь за счет кроссинговера генотипы АB//ab и ab//ab (по 2%).
      1. 16
      2. 384
      3. 48%
      4. Написан тот же вопрос, что и в 1.
      5. 2%

      Ответить
  5. Светлана

    Борис Фагимович! День добрый. Каков генотип или генотипы у дигомозиготы?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана! ААВВ, AAbb, aaBB, aabb.

      Ответить
      • Светлана

        Спасибо, Борис Фагимович! Забыла про ААВВ и аавв.

        Ответить
  6. Kseniya1103

    Помогите пожалуйста с задачей!Ну совсем запуталась.
    У томатов красный цвет плодов доминирует над желтым, а двугнездность над одногнездостью.Признаки наследуются независимо.При самоопылении двух растений томата с красными двугнездными плодами одно из них дало только растения с красными, а от второго растения было получено 24 растения с красными двугнездными и 10 растений с красными одногнездными плодами. Можно ли определить генотипы исходных родительских растений? Какие скрещивания необходимо поставить для проверки вашего предложения?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Ксения, задание какое-то странное. Есть двугнездные (двухкамерные) и многогнездные (многокамерные томаты). К тому же не хватает части предложения: «…одно из них дало только растения с красными». Здесь дальше должна быть информация о втором признаке: какие красные? Двугнездные, одногнездные в каком соотношении? В таком виде задачу не решить.

      Ответить
  7. Гузель

    Помогите решить задачу,пожалуйста!
    У человека гены резус-фактора и эллиптоцитоза находятся в одной хромосоме на расстоянии 3-х морганид. Резус-положительность и эллиптоцитоз определяются доминантными генами.
    Резус-положительная женщина с нормальной формой эритроцитов выходит замуж за мужчину резус-отрицательного ,с эллиптоцитозом. Известно, что отец женщины был резус-отрицательным, а мать резус-положительной. У мужчины страдал эллиптоцитозом лишь отец. Определите вероятность рождения в этой семье резус-отрицательных детей без эллиптоцитоза.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Обозначим буквами R – резус-положительный, r – резус-отрицательный. А – эллиптоцитоз, а – нормальная форма эритроцитов. Тогда генотипы родителей будут
      P: женщина aaRr x мужчина Aarr (женщина гетерозигота по резус-фактору, так как её отец был резус-отрицательным, а мужчина гетерозиготен по эллипсоидной форме эритроцитов, так как его мать не страдала этим заболеванием).
      G: aR, ar и Ar, ar
      Информация о том, что гены сцеплены и расстояние между ними равно 3-м морганидам, то есть с вероятностью 3% кроме исходных гамет могли бы образовываться рекомбинантные, нам ничего дополнительно не дает, так как у кроссоверных гамет состав генов будет тем же aR, ar и Ar, ar.
      F: AaRr, aaRr, Aarr, aarr.
      Ответ: с вероятностью 25% в данной семье возможно рождение ребенка резус-отрицательного без эллиптоцитоза с генотипом rraa.

      Ответить
  8. Светлана

    Борис Фагимович! День добрый. Помогите разобраться.При скрещивании кукурузы с фиолетовыми семенами с жёлтосемянными растениями все потомки имели фиолетовые семена. Какой тип наследования наблюдается в этом случае? 1. неполное доминирование 2. полное доминирование 3. множественный аллелизм 4. дигенное наследование. Правильный ответ 2. Мне непонятен термин дигенное наследование. В инете покопалась, так ничего для себя не выяснила. Догадываюсь что это из дигибридного скрещивания. Так?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Дигенное наследование — синоним дигибридному скрещиванию, как моногенное — моногибридному скрещиванию.

      Ответить
      • Светлана

        Премного благодарна!!!!!!

        Ответить
  9. Людмила

    Добрый день, Борис Фагимович! Пожалуйста, помогите разобраться…
    Задача: Преждевременное поседение и облысение наследуется у мужчин, как доминантный признак. Облысение у женщин наследуется, как рецессивный признак. Норма по наличию пигмента окраски волос наследуется и у мужчин, и у женщин, как рецессивный признак. В семье, где дедушка гомозиготный по обоим признакам, рано поседел и полысел, а бабушка долго была жгучей брюнеткой, но с рано поредевшими волосами, родился сын, рано поседевший и полысевший. Сын женился на рыжей девушке не склонной к поседению и с пышными волосами. От этого брака родилось несколько детей. С какой вероятностью в этой семье могут родиться девочки, склонные к раннему поседению и облысению.
    Поседение у мужчин (АА, Аа), норма и у мужчин, и у женщин (аа); облысение у мужчин (ВВ, Вв), облысение у женщин (вв), следовательно норма у женщин (ВВ, Вв).
    Решаю:
    ААВВ (дед) * аавв (бабушка)
    Получается АаВв (сын)
    Далее
    АаВв (сын) * аавв (девушка, с рыжими волосами, пышными волосами), так её генотип обозначили в правильном ответе. Я же решила, что она ааВВ или ааВв.
    Я не понимаю, почему, если в условии сказано, что девушка с пышными волосами, я должна была её отметить, как девушку облысевшую. Я запуталась и расстроилась.
    Спасибо.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Людмила, здравствуйте. Не стоит какое-то непутевое задание, чтобы из-за него расстраиваться. Ошибки в задачах — это не редкость. Вы решаете правильно.

      Ответить
      • Людмила

        Спасибо:)
        Скажите, а вот между ааВВ и ааВв, что стоит выбрать? или стоит рассматривать два варианта? есть ли какое-то правило на этот счет?
        Например, помню задачу про гемофилию, где в условии было сказано, что женщина здорова (т.е XDXD), но ведь и XDXd здоровая женщина, просто носительница. Так и чесались руки рассмотреть два варианта, но не было бы это ошибкой?

        Ответить
        • Борис Садыков

          Когда речь идет об аутосомных признаках, то следует рассматривать оба варианта. А вот с заданиями на гемофилию — всё решается однозначно: здоровая имеет генотип только XHXH, женщина с генотипом XHXh называется носительницей (хотя сама она фенотипически тоже здоровая) и больная XhXh.

          Ответить
  10. Максим

    Помогите пожалуйста , просто я в этой теме как то не очень понимаю
    1. У собак чёрный цвет шерсти доминирует над коричневым . Каковы возможные генотипы чёрных и коричневых животных ? Можно ли ожидать рождения чёрных щенков от скрещивания коричневых собак ?
    2. У человека веснушки — доминирующий признак . В семье оба родителя имеют веснушки , а у их дочери их нет . Может ли в этой семье родиться ребёнок с веснушками ?
    3.Носительница гемофилии (рецессивный ген, локализован в Х-хромосоме) вышла замуж за здорового мужчину . Какие могут родиться дети ?
    ЗАРАНЕЕ , БОЛЬШОЕ СПАСИБО !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Максим, Вы в «этой теме» не то что «не очень понимаете», а не понимаете НИЧЕГО. И не будет никакого толка от того, что я Вам решу эти конкретные три задания. Почему Вы простейшие задачи на МОНОгибридное скрещивание (проще просто невозможно сочинить условия, чем ваши эти задачи) помещаете в раздел по ДИгибридному скрещиванию? Читайте 16 страничек моей платной книжки «Как научиться решать задачи по генетике» и разберитесь самостоятельно с самыми азами генетики.

      Ответить
  11. Лидия.

    помогите еще здесь.)
    У льна наследование окраски венчика происходит по типу комплементарного взаимодействия генов. Аллель А обуславливает окрашенный венчик, аллель а-неокрашенный, аллель В-голубой, в-розовый.
    10 гибридных растений,имеющих генотип АаВв,были скрещены с растениями,имеющими генотип аавв.Было получено 80 растений.
    1.Сколько растений имели голубую окраску венчика?
    2.сколько разных генотипов могут обусловить белую окраску венчика.
    3.сколько растений имели (FB) имели голубую окраску венчика.
    4.сколько растений имели розовую окраску венчика
    5.сколько растений с белым венчиком были двойными гомозиготами

    Ответить
    • Борис Садыков

      Лидия, почему Вы задачу по комплементарному взаимодействию генов (изучается один признак: цвет венчика) помещаете в комментарии к статье на дигибридное скрещивание? Чтобы разбираться в таких заданиях хорошо бы купить мою книгу «Задачи по генетике на взаимодействие неаллельных генов».
      Поскольку это задание на комплементарное взаимодействие генов, то голубой цвет (В) или розовый цвет (b) проявятся только в присутствии в генотипе аллеля А. Если вместо А находится аллель а, то цветки будут без окраски — белые.

      P: AaBb (эти растения с голубым венчиком) * aabb (эти растения белые)
      G: AB,Ab,aB,ab………………………………….ab
      F1: AaBb, Aabb, aaBb, aabb — соотношение по генотипу 1:1:1:1, а по фенотипу 1:1:2 (1голубые:1розовые:2 белые)

      1. 20
      2. 2
      3. Что такое «FB» ?
      4. 20
      5. 20

      Ответить
  12. Лидия.

    у собак черная окраска шерсти (В) доминирует над коричневой (в).Было проведено анализирующее скрещивание черной гетерозиготной суки с рецессивным самцом. Она ощенилась 6 щенками.
    1.сколько типов гамет может образовать животное F1?
    2.сколько тиов гамет может образовать животное с рецессивными признаками?
    3.сколько разных генотипов могло быть получено от этого скрещивания?
    4.сколько разных фенотипов могло быть получено от этого скрещивания?
    5.сколько щенков могли иметь коричневую окраску?

    Ответить
    • Борис Садыков

      P: Bb * bb
      G: B,b…b
      F1: Bb, bb
      1. а) два типа гамет: B и b, если черный щенок с генотипом Bb,
      б) один тип гамет: только b, если коричневый щенок с генотипом bb.
      2. Щенок с рецессивными генами — это коричневый щенок, будет давать только один тип гамет b.
      3. Два генотипа.
      4. Два фенотипа.
      5. Три щенка из шести, так как расщепление 1:1.

      Ответить
  13. Ольга

    Борис Фагимович! Вот у меня вопрос по пятой задаче. Вы в книжке пишите: по условиям задачи, оба признака — близорукости и веснушек — доминантны. Но не понимаю, почему веснушки доминанты? Ведь если они были у отца, а у матери не были, а у сына были — это ведь не знаичт, что они доминанты? Ведь веснушки могут быть рецессив, а отец — носитель, и тогда в результате может получиться рецессивный веснушкобольной. Нет?

    Ответить
    • Ольга

      ай, все поняла) там ведь в условиях это указано! вопрос снят))
      а вот по восьмой вопрос — почему генотип жены как Аа, если она проходила лечение по галактоземии, и фенотипически здорова? Почему вторая именно рецессивная а?

      Ответить
      • Борис Садыков

        Оля, с галактоземией не всё так просто. В большинстве руководств вообще указывается, что это заболевание носит аутосомно-рецессивный характер. Здесь, видимо, как с близорукостью (есть разные формы близорукости: одна наследуется по доминантному типу, другая — по рецессивному).
        В этой задаче галактоземия доминантная и вряд ли, если бы женщина обладала генотипом АА, она даже после прохождения курса лечения могла стать «фенотипически здоровой». Поэтому, вероятнее всего, она гетерозигота…
        Вообще эта задача очень нетипичная с точки зрения наследования галактоземии.

        Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *