САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Дигибридное скрещивание

Главная - В. Решение генетических задач - Дигибридное скрещивание

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора  биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

В этой статье мы продолжим обсуждение решений задач по генетике.

Если прошлые статьи  были посвящены   задачам на моногибридное скрещивание (первым двум законам Менделя), то логично  в этом посте уделить внимание задачам на третий закон Менделя (то есть задачам на дигибридное скрещивание).

В чем принципиальное отличие постановки опытов по дигибридному скрещиванию и интерпретации их результатов  по сравнению с опытами на моногибридное скрещивание?.

При изучении  моногибридного  скрещивания мы обсуждали  «поведение» только аллельных генов. При дигибридном скрещивании мы уже имеем дело не только с аллелями генов какого-либо одного признака, но и с неаллельными им генами другого признака.

В плане «поведения» аллельных генов здесь никаких отличий от моногибридного скрещивания нет. Работают те же два первых закона Менделя. А вот  относительно «поведения» неаллельных генов двух признаков по отношению друг к другу, Мендель установил новую закономерность (третий закон). Этот 3-й закон гласит: «признаки наследуются независимо друг от друга».

Так то оно так, только с большой прибольшой оговоркой. Эти изучаемые признаки должны обязательно находиться  в разных парах гомологичных хромосом. Только тогда они действительно будут наследоваться «независимо друг от друга».

Поэтому собственно то 3-й закон Менделя (в отличие от первых двух его законов)  нельзя считать законом в полном смысле. Этот закон справедлив лишь для признаков, находящихся в разных парах гомологичных хромосом (то есть носит частных характер). А вся последующая генетика Т.Моргана основана,  наоборот, на изучении признаков, находящихся в одной паре гомологичных хромосом и наследуемых не независимо (по Менделю), а сцепленно.

В моей книге «Как научиться решать задачи по генетике« подробно разбираются решения задач на дигибридное скрещивание, условия которых вы можете прочитать ниже.

Задача 1. Какие гаметы образует дигетерозигота, если неаллельные гены расположены в разных хромосомах? (указать их процентное отношение)

Задача 2. Как определить количество гамет, образуемых гетерозиготами по более, чем одному изучаемому признаку 

Задача 3.  Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родились двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой., если у человека владение преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть преимущественно левой рукой, а карий цвет глаз доминирует над голубым и эти признаки не сцеплены друг с другом.

Задача 4. Глаукома взрослых наследуется нескольким путями. Одна форма определяется доминантным аутосомным геном, другая – рецессивным тоже аутосомным несцепленным с предыдущим геном. Какова вероятность рождения ребенка с аномалией в случае, если оба родителя гетерозиготны по обеим парам патологических генов.

Задача 5. Близорукость и наличие веснушек наследуются как аутосомно-доминантные признаки. Мужчина с нормальным зрением и веснушками, причем у его отца не было веснушек, а у матери имелись, женился на женщине без веснушек, но страдающей близорукостью. У нее на протяжении нескольких поколений родственники страдали близорукостью. Рождение каких детей следует ожидать у этой пары?

 Задача 6.  В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с вьющимися волосами в семье, если известно, что ген вьющихся волос доминирует над геном гладких, глухота – признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах.

Задача 7.  Плечо-лопаточно-лицевая форма миопатии  (атрофия мышц) и близорукость наследуются как аутосомно-доминантные признаки. Мать и отец гетерозиготны по обеим признакам. Какова вероятность рождения здоровых детей в этой семье?

Задача 8. Галактоземия (неспособность усваивать молочный сахар) наследуется как аутосомно-доминантный признак, отсутствие малых коренных зубов тоже как доминантный аутосомный признак. Жена прошла лечение по галактоземии и была фенотипически здорова, но у нее отсутствовали малые коренные зубы. Муж здоров. У них родился ребенок, страдающий галактоземией, аномалии развития зубов нет. Определите вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями.

Задача 9.  Скрещивая сорт пшеницы безостый красноколосый с остистым белоколосым, получили растения в F1, оказавшиеся безостыми красноколосыми. Что отличается по фенотипу и генотипу в анализируемом скрещивании, если наследование признаков независимое?

Задача 10.  При скрещивании двух растений ириса, имеющих фиолетовый цвет цветков и высокий рост стеблей, получили расщепление: от одного растения по цвету (розовые), а от другого – по росту (низкие). Гибриды размножали самоопылением. Рассчитайте соотношение генотипов и фенотипов цветков по цвету и росту во втором поколении .

Задача 11.  Исcледователь скрещивал мух дрозофил, имеющих черное тело с особями имеющими зачаточные крылья. В 1-ом поколении все мухи имели серое тело и нормальные крылья, а во втором произошло расщепление: 273 мухи — с серым телом и нормальными крыльями, 92 — с серым телом и зачаточными крыльями, 90 — с черным телом и нормальными крыльями и 31 — с черным телом и зачаточными крыльями. Запишите схемы скрещивания F1 и F2 и объясните результаты скрещиваний.

Решения этих задач подробно разбираются в моей платной книге «Как научиться решать задачи по генетике«.

Далее приводятся некоторые простые и не очень простые задачи на дигибридное скрещивание с решениями

Задача 1. Рецессивные гены (а, с) определяют проявление таких заболеваний у человека как глухота и альбинизм. Родители имеют нормальный слух. Мать брюнетка, отец альбинос. Родились три однояйцевые близнеца больные по двум признакам. Какова вероятность того что следующий ребенок будет иметь оба заболевания?

Поскольку у родителей с нормальным слухом появился ребенок (три однояйцевых близнеца, да хоть десять — генетически это один ребенок) с двумя аномалиями, то есть с генотипом аасс,  значит генотип и мамы, и папы по гену слуха был  гетерозиготным Аа. По гену цвета папа альбинос, значит точно сс, а мама обязательно гетерозигота Сс , так как их близнецы получились сс.

Итак: P:  AaCc ..  ..x     Aacc

G:    AC,Ac,aC,ac……..Ac,ac

F1: 1AACc:1AAcc:1aaCc:2Aacc:2AaCc:1aacc.

Как мы видим у родителей с такими генотипами вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями равна всего 1/8 или 12,5%.

Задача 2. Каков генотип здоровой женщины, если отец гемофилик,  а мать альбинос? Может ли быть мужчина гемофиликом и альбиносом?

Известно, что ген гемофилии сцеплен с половой Х хромосомой и является рецессивным. Обозначим этот аллель Хh. Альбинизм тоже рецессивный признак, но аутосомный. Обозначим аллель альбинизма а.

Если у здоровой женщины отец был гемофиликом AAXhY, (но не был альбиносом), а мать была альбиносом (и не была гемофиликом), то есть ее генотип был aaXHXH, то генотип женщины был дигетерозиготным (гетерозиготным по обоим признакам) AaXHXh. (Оба ее родителя обязательно имели генотипы гомозиготные по обоим признакам, иначе их дочь могла бы быть гемофиликом или альбиносом).

Конечно мужчина может быть гемофиликом и альбиносом одновременно. Генотип такого мужчины будет aaXhY.

Задача 3. У пшеницы безостость «А» доминирует над остистостью «а», а красная окраска «В» колоса доминирует над «b» белой. Определите фенотип и гибридизацию в следующих скрещиваниях: а) ААbb × ааВВ б) АаВb × Ааbb в) АаВВ × ааbb г) АаВb × ааbb д) АаВb× АаВb (последний расчертить с помощью решетки Пеннета).

а) Р: ААbb × ааВВ

G: ……Ab …….aB

F1 AaBb (безостые, красные)

б) Р:АаВв       ×        Аавв

G: AB,Ab,aB,ab……  …Ab,ab

F1: AABb,2AaBb;  AAbb,2Aabb;  aaBb;  aabb — на 3 особи безостые красные будет приходиться 3 особи безостые белые, 1 особь остистая красная и 1 особь остистая белая.

b) АаВВ.. ×.. аавв

G: AB,aB……. ab

F1: AaBb,aaBb — безостая красная и остистая красная в соотношении 1:1.

г)     АаВb….. ×….. ааbb

G: AB,Ab,aB,ab…… ab

F1: AaBb,Aabb,aaBb,aabb — безостая красная, безостая белая, остистая красная и остистая белая в соотношении 1:1:1:1.

д) АаВb × АаВb

Это самое обычное дигибридное скрещивание.  Когда оба родителя являются дигетерозиготами они дают по четыре сорта гамет и надо построить решетку Пеннета 4х4. По горизонтали отложить гаметы одного родителя, а по вертикали те же самые в том же порядке (для удобства расчетов) — другого.

Вот эти гаметы: AB,Ab,aB,ab.

В 16 клеточек вписать генотипы потомства (в этом редакторе нет функции построения таблицы). Табличка будет самая традиционная — в любом учебнике она есть. Характеризует третий закон Менделя о независимом наследовании признаков (но только в том случае, если изучаемые признаки находятся в разных парах гомологичных хромосом.

Подставьте вместо слов желтые, зеленые, гладкие, морщинистые семена гороха слова безостые, красные, остистые, белые и вы получите соотношение потомков 9:3:3:1,  а именно 9 безостых красных:3 безостые белые:3 остистые красные:1остистый белый.

Задача 4. Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень С, и голые ноги d, с дигетерозиготной курицей с гребнем и оперёнными ногами. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого поколения, вероятность появления потомков с признаками родителей

Итак, обозначения нам даны в условии задачи. С — есть гребень, с — без гребня; D — оперенные ноги, d -голые ноги.

Генотип петуха ССdd, генотип курицы СсDd

P: CCdd  x  CcDd

G:  Cd……СD, Cd, cD, cd

F1: CCDd — с гребнем и оперенными ногами, CCdd —  с гребнем и голыми ногами, CcDd — с гребнем и оперенными ногами, Ccdd -с гребнем и голыми ногами

Ответ: вероятность фенотипов потомков быть похожими на родителей составляет по  50%.

Задача 5. У малины красные плоды и колючий стебель — это доминантные признаки. А желтые плоды и гладкий стебель — рецессивные. В результате скрещивания гетерозиготных по обеим признакам растений с растениями, имеющими жёлтые плоды и гладкий стебель получено 100 потомков. Сколько из них будет иметь жёлтые плоды и колючий стебель?

Обозначим:  А — красные плоды, а — желтые плоды;

В — колючий стебель, b — гладкий стебель

Генотипы растений, участвующие в скрещивании из условия задачи запишутся так:

P: …..AaBbx aabb

G: AB,Ab,aB,ab ab

F: AaBb (красн.колючие), Aabb(красн.гладкие), aaBb(желт.колючие), aabb(желт. гладкие). Так как расщепление по фенотипу 1:1:1:1, значит желтых колючих будет 25% или 25 штук из 100 штук.

Задача 6. При скрещивании растений львиного зева с красными пилорическими (правильными) цветками с растениями, имеющими жёлтые зигоморфные (неправильные) цветки, в F1 все растения имели розовые зигоморфные цветки. От скрещивания гибридов F1 с растениями, имевшими жёлтые пилорические цветки, получили 39 растений с розовыми зигоморфными цветками, 44 с розовыми пилорическими, 42 с жёлтыми зигоморфными и 40 с жёлтыми пилорическими цветками. Почему среди потомков не появились растения с красными цветками? Какое скрещивание следует поставить, чтобы получить такие растения?

В чем особенность этой задачи на дигибридное скрещивание? В том, что по цвету цветков львиного зева взаимодействие аллелей идет по принципу неполного доминирования «красный на желтый дают розовый цвет».

Обозначим: А — красный цвет цветков, а — желтый цвет цветков.

В — зигоморфные цветки (доминантен над пилорическими, так как при скрещивании пилорических с зигоморфными получились все зигоморфные), b — пилорические цветки.

P: AAbb x aaBB

G: Ab …….aB

F1: AaBb — все розовые (Аа) зигоморфные (Вb)
P: ……AaBb ….x…. aabb

G: AB,Ab,aB,ab.….. ab

F2: AaBb, Aabb, aaBb, aabb – розовые зигоморфные, розовые пилорические, желтые зигоморфные, желтые пилорические в соотношении 1 : 1 : 1 : 1 (цифры в условии задачи близки к этому расщеплению).
Нет красных цветков, так как нет организма, где встретились бы месте А и А.

Чтобы получить растения с красными цветками, надо было бы наше гибридное растение, полученное в F1 скрестить с растением с красными цветками (АА) или с розовыми (Аа).

Задача 7. У нормальных родителей родился глухонемой ребёнок-альбинос.  Определить генотипы родителей, если известно, что глухонемота и альбинизм являются рецессивными признаками.

Обозначим: А — нормальная речь и слух, а — глухонемой;

В — нормальный цвет, b — альбинос

Чтобы от родителей фенотипически нормальных мог появиться глухонемой ребенок альбинос (значит его генотип должен быть aabb), то обязательно каждый родитель должен иметь в своем генотипе эти рецессивные аллели.

Значит генотип каждого из нормальных не альбиносных родителей был AaBb (с вероятностью всего 1/16 у них мог появиться этот бедолага с двумя заболеваниями сразу).

Задача 8. У крупного рогатого скота ген безрогости доминирует над геном рогатости, ген черной масти над геном красной масти. Скрестили гетерозиготного по обоим генам быка с такой же коровою. Какова вероятность рождения безрогих красных телят?

Обозначим :  А — безрогие,  а — рогатые; В — черная масть,  b — красная масть.

P: AaBb x AaBb,

далее чертим обычную решетку Пеннета 4 х 4 для скрещивания двух дигетерозигот (гетерозигот по двум признакам).

По вертикали и по горизонтали этой решетки вписываем по четыре одни и тех же гаметы:  AB, Ab, aB, ab (желательно в одном порядке, чтобы потом удобнее было рассмотреть все возможные результаты скрещивания гамет женских и мужских друг с другом).

Сгруппировав результаты 16 генотипов, получим расщепление по фенотипу: 9A-B-, 3A-bb, 3aaB-, aabb, то есть на 9 безрогих черных будет приходиться 3 безрогих красных, 3 рогатых черных и одна особь безрогая красная. Значит вероятность рождения безрогих красных равна 3/16 или 18,75%.

Задача 9. У человека праворукость доминирует над леворукостью, кареглазость над голубоглазостью. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей – кареглазый левша и голубоглазый правша. От второго брака этого же мужчины с кареглазой левшой родилось 9 кареглазых детей, оказавшихся правшами. Определите генотип мужчины и обеих женщин.

Обозначим: А — кареглазость, а — голубоглазость. В — праворукость, b — левша.

Генотип голубоглазого правши ааВ- (пока не знаем какой второй аллель). Кареглазая правша имеет генотип А-В- (пока не знаем какие вторые аллели по обоим признакам).

Их дети: кареглазый левша имеет генотип Ааbb (хотя он и кареглазый, но второй аллель по цвету глаз у него рецессивный а-малое от голубоглазого отца) и, так как он левша, то свои две bb малые он получил от каждого родителя.

Значит мы можем теперь точно записать генотип мужчины ааBb и записать второй аллель в генотипе его первой жены А-Bb.

Их второй ребенок — голубоглазый правша имеет генотип ааВ-, поэтому мы можем теперь записать полностью генотип матери: AaBb.

Так как у этого же мужчины ааВb в браке с кареглазой левшой с генотипом А-bb были все дети кареглазые правши АаВb, значит и по аллелям цвета глаз вторая жена была обязательно гомозиготна ААbb.

Задача 10. У голубоглазого темноволосого отца и кареглазой светловолосой матери 4 детей. Каждый ребёнок отличается от другого по одному из данных признаков. Назвать генотипы родителей и детей, учитывая, что тёмные волосы и тёмные глаза являются доминантными признаками

Обозначим: А — карий цвет глаз; а — голубой цвет глаз.

В — темный цвет волос; b — светлые волосы.

Тогда, каковы могут быть генотипы родителей? Про отца сказано, что по фенотипу он голубоглазый, значит генотип его по этому признаку будет записываться как аа. По цвету волос он темноволосый, значит может быть по генотипу как ВВ, так и Bb.

Мать — кареглазая, значит по данному признаку она генотипически АА или Аа, а по цвету волос только bb.

Мы видим, что если бы генотипы родителей были дигомозиготными:  папа ааВВ и мама ААbb, то у них все дети были бы с генотипами только АаВb и фенотипически только кареглазые с темными волосами.

Если бы один из родителей был гетерозиготен, то у них могло бы появиться только два различных типа потомства.

Четыре разных ребенка могут родиться только в семье родителей с гетерозиготными генотипами:

P: мать Aabb * отец aaBb

G:… Ab,ab……………aB,ab

F: AaBb, Aabb, aaBb, aabb то есть по фенотипу карий темнов., карий светловолосый, голубоглазый темнов., голубоглазый светловолосый.

Задача 11. В семье, где оба родителя имели карие глаза и один был в веснушках, а другой без них, родился ребенок с голубыми глазами, без веснушек, а второй с карими глазами и с веснушками. Какова вероятность появления голубоглазых детей с веснушками? Известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых, а ген наличия веснушек доминирует над их отсутствием.

Обозначим аллельный ген кареглазости А, голубоглазости — а; наличие веснушек В, из отсутствие — b.

Понятно, что генотип голубоглазого ребенка без веснушек будет записываться только так aabb, то есть дигетерозигота по обоим рецессивным признакам. Тогда его кареглазые родители по аллелям цвета глаз обязательно были оба гетерозиготными, то есть Аа (иначе у них никогда не появился бы голубоглазый ребенок). Генотип родителя с веснушками тоже был гетерозиготным по этому признаку, то есть Bb по той же причине. А генотип родителя без веснушек понятно, что мог быть только bb. Итак, имеем:

P:….. AaBb…..x….. Aabb

G: AB,Ab,aB,ab…….Ab,ab

F: AABb, 2AaBb, AAbb, 2Aabb, aaBb, aabb или по фенотипу 3/8 кареглазые с веснушками, 3/8 кареглазые без веснушек, 1/8 голубоглазые с веснушками и 1/8 голубоглазые без веснушек.

Ответ: вероятность появления в этой семье голубоглазого ребенка с веснушками равна 12,5%.

Задача 12. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а чалая окраска шерсти формируется как промежуточный признак при скрещивании белых и рыжих животных. Определите вероятность рождения телят (в процентах), похожими на родителей от скрещивания гетерозиготного комолого чалого быка с белой рогатой коровой.

Обозначим: ген комолости (безрогости) — А, тогда аллельный ему ген рогатости — а.

Ген, ответственный за проявление рыжей масти — В, белой масти — b. По условию задачи аллель В не полностью доминирует над аллелем b и организмы с генотипом Bb будут иметь чалую окраску.

P: бык AaBb * корова aabb

G: AB,Ab,aB,ab………….ab

F1: AaBb, Aabb, aaBb, aabb — очевидно 50% от всех возможных родившихся телят будут похожи на родителей (это телята комолые чалые с генотипом AaBb 25% и телята белые рогатые с генотипом aabb 25%).

Задача 13. Близорукий (доминантный признак) левша (рецессивный признак) вступает в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. От этого брака родился мальчик — левша с нормальным зрением. Восстановите генотипы всех членов семьи. Ответ проиллюстрируйте составлением решетки Пеннета.

Обозначим: А — близорукость, а — нормальное зрение. В — праворукость, b — леворукость.

Как решают такие задачи? Сначала запишем генотипы родителей таким образом, что неизвестные на данный момент аллели генов будут иметь прочерки.

Итак, сразу пишем генотип отца близорукого левши в таком виде А-bb, а генотип жены ааВ-. Но так как сказано, что у них есть ребенок с генотипом aabb, мы видим, что из двух его аллелей по признаку зрения одну а-малую он взял от матери, а вторую то значит от отца.

Поэтому генотип отца мог быть только Aabb. Теперь смотрим на второй признак владение рукой, у сына две bb, одна от отца, а вторая от матери. Теперь мы можем записать и генотип матери полностью aaBb.

Р: .aaBb.. *.. Aabb
G: aB,ab……Ab,ab
F: AaBb, Aabb, aaBb, aabb

Значит в этой семье также равновероятно могут родиться дети кроме левши с нормальным зрением aabb, еще и правши близорукие AaBb, левши близорукие Aabb и правши с нормальным зрением aaBb.

Задача 14. У человека чёрные волосы доминантны по отношению к рыжим, а резус-фактор — наследственный доминантный признак. Гены обоих признаков находятся на аутосомах и не сцеплены. Рыжеволосый резус-отрицательный мужчина женился на резус-положительной брюнетке. От этого брака родились темноволосый резус-положительный сын и рыжеволосая резус-отрицательная девочка. Обозначив ген цвета волос «А», а ген резус-фактора Rh+ или Rh — , ответьте на вопросы: 1. Каков генотип отца? 2. Каков генотип матери? 3. Каков генотип дочери? 4. Каков генотип сына? 5. Какова вероятность (в процентах) того, что следующим ребенком в этой семье будет рыжеволосый резус-отрицательный мальчик?

1. Генотип отца aaRh-Rh-
2. Генотип матери AaRh+Rh-
3. Генотип дочери aaRh-Rh-
4. Генотип сына AaRh+Rh-
5. Вероятность того, что следующим ребенком в этой семье будет рыжеволосый резус-отрицательный мальчик равна 12,5%.

Задача 15. У земляники красная окраска ягод не полностью доминирует над белой, а нормальная чашечка- над листовой.У дигетерозиготы ягоды розовые с промежуточной чашечкой. Определите генотипы родителей и проанализируйте скрещивание, если в F2 получено 9 фенотипических классов в соотношении 4:2:2:2:2:1:1:1:1.

При неполном доминировании (хоть при моногибридном скрещивании, хоть при дигибридном) соотношение во втором поколении  от скрещивания гетерозигот по фенотипу и генотипу совпадают. При моногибридном — это 1:2:1 (три генотипических или фенотипических класса), а при дигибридном — это 1:2:1:2:4:2:1:2:1 (что тоже самое: 4:2:2:2:2:1:1:1:1).

Итак, чтобы получилось такое расщепление в F2, генотипы родительских форм были дигетерозиготными AaBb  и AaBb.

Задача 16. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген чёрного цвета шерсти над красным. Обе пары генов не сцеплены. В племсовхозе в течение года скрещивались чёрные комолые коровы с чёрным комолым быком. Было получено 896 голов молодняка, из них 535 телят было чёрных комолых и 161 — красных комолых. Сколько было рогатых телят и какая часть из них красного цвета?

В этой задаче на дигибридное скрещивание (изучается одновременно наследование двух признаков: наличие-отсутствие рогов и цвет шерсти)  для нас ключевыми должны быть фразы о несцепленности изучаемых признаков (значит наследуемых независимо друг от друга по 3-му закону Менделя) и сами числовые соотношения фенотипов потомства.

Обозначим: А —  ген комолости (безрогости), а-малое — ген рогатости.  В — черная масть, b — красная.

Поскольку от скрещивания организмов с доминантными признаками (черные комолые коровы с черным комолым быком) в потомстве оказались кроме основного количества телят с доминантными признаками (черные комолые), еще и красные, а спрашивается еще и о количестве рогатых, значит генотипы родителей и коров и быка были дигетерозиготными AaBb.

Понятно, что каждый из производителей формируют по 4 сорта гамет: AB,Ab,aB,ab и AB,Ab,aB,ab. Построив решетку Пеннета 4Х4, получим 16 ячеек с  генотипами потомства, которые группируются в 4 фенотипических класса9А-В-: 3A-bb: 3aaB-: 1aabb.

Здесь 9 частей — это комолые черные телята — их как раз 535 штук из 896 (что составляет примерно 9/16 частей), 3 части — комолые красные (их 161 шт.). Значит остальные телята рогатые. Всего рогатых телят будет 896 — 535 — 161 = 200 штук. Из них примерно 150 штук будет рогатых черных 3ааB- и примерно 50 с генотипом aabb — рогатых красных.

Задача 17. От скрещивания устойчивого к головне остистого ячменя с восприимчивым к головне фуркатным ячменем получили гибриды первого поколения, устойчивые к головне с фуркатным колосом. Что ожидают по фенотипу и генотипу в анализирующем скрещивании, если наследование признаков независимое.

Эта задача на обычное дигибридное скрещивание, так как сказано, что наследование признаков независимое. Поскольку сказано, что от скрещивания устойчивого к головне остистого ячменя с восприимчивым к головне фуркатным ячменем получили гибриды первого поколения, значит в опыте исходные родительские формы были сортами (или чистыми линиями). Так как в первом поколении получены растения, устойчивые к головне с фуркатным колосом, значит эти два признака и являются доминантными.

Обозначим: А — устойчивость к головне, а — восприимчивость к головне; В — фуркатный (безостый) ячмень, b — наличие остей.
Р1: AAbb * aaBB
G: …Ab……..aB
F1: AaBb единообразие гибридов первого поколения, все устойчивые к головне с фуркатным колосом.
Анализирующее скрещивание — это скрещивание с гомозиготным по рецессивным признакам организмом.
P2: AaBb …..*…….aabb
G: AB,Ab,aB,ab……ab
F2: AaBb, Aabb, aaBb,aabb – как мы видим расщепление по генотипу и фенотипу 1:1:1:1 . 25% особей устойчивых к головне с фуркатным колосом, 25% особей устойчивых к головне с наличием остей, 25% особей восприимчивых к головне с фуркатным колосом и 25% особей восприимчивых к головне с наличием остей.

***************************************

У кого будут вопросы по решению генетических задач к репетитору биологии по Скайпу, кому необходимо платно решить задачи с пояснениями, обращайтесь в комментарии или можно связаться по почте boris.sadykov@gmail.com.  

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
В. Решение генетических задач | анализирующее скрещиваниеатрофия мышцблизорукостьгалактоземиягетерозиготаглаукома доминантнаяглаукома рецессивнаягомозиготадигибридное скрещиваниелеворукостьмиопатияправорукостьрепетитор по биологиитретий закон Менделя | Отзывов (38)
Отзывов (38)
  1. Мария

    Здраствуйте. Очень нужна помощь в решении задачи.
    Ген Cm, что детерминирует у человека светлый цвет волоса, это рецессивный по отношению к гену темного волоса CD, но в свою очередь, доминирует над геном, что приводит к рыжему волосу Cl. Какой цвет волоса может быть у детей, если муж блондин, жена брюнетка, а мама мужа и жены с рыжим волосом? Помогите, срочно.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Мария!
      Задачи решаю платно — это моя работа. Ваша задача без объяснения (только ответ) стоит 100 рублей, с объяснением — 200 рублей. Можно оплатить на телефон +7(929)-32-32-052 или любые другие способы оплаты. Решение пришлю на адрес Вашей электронной почты сразу после оплаты.

      Ответить
  2. Рахат

    От скрещивания красных рогатых коров с желтым комолом быком было получено: 7 желтых комолых телят,6 желтых рогатых, 8 красных комолых, 5 красных рогатых. Что можно сказать на основе этих данных о наследовании у этой породы желтой и красной масти? Комолости? Каковы предполагаемые генотипы исходных животных? Помогите.

    Ответить
    • Борис Садыков

      На основании фенотипов родителей и расщепления признаков в потомстве примерно 1:1:1:1, мы можем сделать вывод, что это анализирующее скрещивание и генотип коровы с доминантными аллелями признаков дигетерозиготен, а генотип быка — рецессивная дигомозигота. Введем обозначения аллелей генов. А — красная масть, а — желтая; В — рогатые, b — комолые (безрогие).
      P: AaBb.. x ….. aabb
      G: AB,Ab,aB,ab…… ab
      F: AaBb, Aabb, aaBb, aabb.

      Ответить
  3. Светлана

    Борис Фагимович! День добрый. Каков генотип или генотипы у дигомозиготы?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана! ААВВ, AAbb, aaBB, aabb.

      Ответить
      • Светлана

        Спасибо, Борис Фагимович! Забыла про ААВВ и аавв.

        Ответить
  4. Kseniya1103

    Помогите пожалуйста с задачей!Ну совсем запуталась.
    У томатов красный цвет плодов доминирует над желтым, а двугнездность над одногнездостью.Признаки наследуются независимо.При самоопылении двух растений томата с красными двугнездными плодами одно из них дало только растения с красными, а от второго растения было получено 24 растения с красными двугнездными и 10 растений с красными одногнездными плодами. Можно ли определить генотипы исходных родительских растений? Какие скрещивания необходимо поставить для проверки вашего предложения?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Ксения, задание какое-то странное. Есть двугнездные (двухкамерные) и многогнездные (многокамерные томаты). К тому же не хватает части предложения: «…одно из них дало только растения с красными». Здесь дальше должна быть информация о втором признаке: какие красные? Двугнездные, одногнездные в каком соотношении? В таком виде задачу не решить.

      Ответить
      • Kseniya1103

        При самоопылении двух растений томата с красными двугнездными плодами одно из них дало только растения с красными двугнездными плодами, а от второго было получено 24 растения растения с красными двугнездными плодами и 10 растений с красными многогнездными плодами.
        Вот как записана задача.И потом вопросы

        Ответить
        • Борис Садыков

          Ксения, опять произошла путаница в условии задачи! Теперь Вы правильно пишите «многогнездные», а первый то раз в этом месте у Вас было написано «одногнездные»? У меня сейчас совсем нет времени решать даже нормально присланные задания, а Вы второй раз присылаете задание с явно неверным условием.

          Ответить
          • Kseniya1103

            Задача, которую я вам отправила 2-ой раз, это задача из моего билета. А первая — это подобная задача, которую я нашла в интернете.
            Просто она очень запутанная, и я не могу её решить, поэтому я попросила помощи. Извините, я не сама задачи придумывала.

            Ответить
            • Борис Садыков

              Ксения, и в интернете, и в билете вам, к сожалению, попались задачи с ошибками в условии, поэтому я ничем не могу помочь.

              Ответить
      • Людмила

        А мне кажется. можно. Может, я конечно и ошибаюсь, но если в поколении у одного растения получились растения одногнездные (допустим bb), то генотипы родителей по двугнездности-одногнездности будут гетерозиготны (Bb). Если у первого и второго растения не выщепились «желтые томаты» (допустим, аа), то исходные родители были гомозиготны (ААBb) или один из родителей АаBb. Единственное, я не уверена с опылением??? Спасибо, если прокомментируете мои соображения.

        Ответить
        • Борис Садыков

          Людмила, мне неизвестны «одногнездные» (однокамерные) томаты, поэтому не могу комментировать то, чего, вероятно, и не существует.

          Ответить
  5. Светлана

    Борис Фагимович! День добрый. Помогите разобраться.При скрещивании кукурузы с фиолетовыми семенами с жёлтосемянными растениями все потомки имели фиолетовые семена. Какой тип наследования наблюдается в этом случае? 1. неполное доминирование 2. полное доминирование 3. множественный аллелизм 4. дигенное наследование. Правильный ответ 2. Мне непонятен термин дигенное наследование. В инете покопалась, так ничего для себя не выяснила. Догадываюсь что это из дигибридного скрещивания. Так?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Дигенное наследование — синоним дигибридному скрещиванию, как моногенное — моногибридному скрещиванию.

      Ответить
      • Светлана

        Премного благодарна!!!!!!

        Ответить
  6. Людмила

    Добрый день, Борис Фагимович! Пожалуйста, помогите разобраться…
    Задача: Преждевременное поседение и облысение наследуется у мужчин, как доминантный признак. Облысение у женщин наследуется, как рецессивный признак. Норма по наличию пигмента окраски волос наследуется и у мужчин, и у женщин, как рецессивный признак. В семье, где дедушка гомозиготный по обоим признакам, рано поседел и полысел, а бабушка долго была жгучей брюнеткой, но с рано поредевшими волосами, родился сын, рано поседевший и полысевший. Сын женился на рыжей девушке не склонной к поседению и с пышными волосами. От этого брака родилось несколько детей. С какой вероятностью в этой семье могут родиться девочки, склонные к раннему поседению и облысению.
    Поседение у мужчин (АА, Аа), норма и у мужчин, и у женщин (аа); облысение у мужчин (ВВ, Вв), облысение у женщин (вв), следовательно норма у женщин (ВВ, Вв).
    Решаю:
    ААВВ (дед) * аавв (бабушка)
    Получается АаВв (сын)
    Далее
    АаВв (сын) * аавв (девушка, с рыжими волосами, пышными волосами), так её генотип обозначили в правильном ответе. Я же решила, что она ааВВ или ааВв.
    Я не понимаю, почему, если в условии сказано, что девушка с пышными волосами, я должна была её отметить, как девушку облысевшую. Я запуталась и расстроилась.
    Спасибо.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Людмила, здравствуйте. Не стоит какое-то непутевое задание, чтобы из-за него расстраиваться. Ошибки в задачах — это не редкость. Вы решаете правильно.

      Ответить
      • Людмила

        Спасибо:)
        Скажите, а вот между ааВВ и ааВв, что стоит выбрать? или стоит рассматривать два варианта? есть ли какое-то правило на этот счет?
        Например, помню задачу про гемофилию, где в условии было сказано, что женщина здорова (т.е XDXD), но ведь и XDXd здоровая женщина, просто носительница. Так и чесались руки рассмотреть два варианта, но не было бы это ошибкой?

        Ответить
        • Борис Садыков

          Когда речь идет об аутосомных признаках, то следует рассматривать оба варианта. А вот с заданиями на гемофилию — всё решается однозначно: здоровая имеет генотип только XHXH, женщина с генотипом XHXh называется носительницей (хотя сама она фенотипически тоже здоровая) и больная XhXh.

          Ответить
  7. Максим

    Помогите пожалуйста , просто я в этой теме как то не очень понимаю
    1. У собак чёрный цвет шерсти доминирует над коричневым . Каковы возможные генотипы чёрных и коричневых животных ? Можно ли ожидать рождения чёрных щенков от скрещивания коричневых собак ?
    2. У человека веснушки — доминирующий признак . В семье оба родителя имеют веснушки , а у их дочери их нет . Может ли в этой семье родиться ребёнок с веснушками ?
    3.Носительница гемофилии (рецессивный ген, локализован в Х-хромосоме) вышла замуж за здорового мужчину . Какие могут родиться дети ?
    ЗАРАНЕЕ , БОЛЬШОЕ СПАСИБО !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Максим, Вы в «этой теме» не то что «не очень понимаете», а не понимаете НИЧЕГО. И не будет никакого толка от того, что я Вам решу эти конкретные три задания. Почему Вы простейшие задачи на МОНОгибридное скрещивание (проще просто невозможно сочинить условия, чем ваши эти задачи) помещаете в раздел по ДИгибридному скрещиванию? Читайте 16 страничек моей платной книжки «Как быстро научиться решать задачи по генетике» и разберитесь самостоятельно с самыми азами генетики.

      Ответить
  8. Alex Roff

    Здравствуйте,Борис Фагимович!
    Вы самый замечательный человек,с которым я был когда-либо знаком!
    Ваш талант может по праву считать себя Божьей помощью и даром свыше!!!
    С вашей помощью я удачно поступил в рязанский мед.
    и моей благодарности к ВАМ нет предела!!!
    Вот одна загвоздка,не могу решить задачу
    помогит,а я уж Вас отблагодарю,как смогу…
    У кукурузы ген,обуславливающий проявление рецессивного признака (укороченные междоузлия) и ген, обуславливающий рецессивный признак (зачаточная метелка) локализованны в 1 хромосоме.Расстояние между ними равено 4 % кроссинговера. При скрещивании линии, имеющей укороченные междоузлия и нормальную метелку, с линией, имеющей нормальные междоузлия и зачаточную метелку, в Ф1 было получено 20 растений,от скрещивания которых с линией-анализатором было получено 800 растений.
    1-сколько растений имели оба признака в домин.состоянии?
    2-сколько растений имели укороченные междоузлия и нормальную метелку?
    3-какой % растений был с нормальными межд-ми и недаразвит.метелкой?
    4-сколько раст. будет иметь оба признака в доминантном сост-и?
    5-какой % растений будет иметь оба признака в рецессивном состоянии?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Alex!
      Поздравляю с поступлением в выбранный Вами ВУЗ!
      Чтобы решилась Ваша задача, надо иметь четкое представление по сцепленному наследованию(см. книгу «Как быстро научиться решать задачи по генетике»), а не только по дигибридному скрещиванию.
      Если правильно сразу записать генотипы родительских форм кукурузы, а они должны быть дигомозиготными, так как сказано, что скрещивали определенные линии (тоже самое, если бы было написано «сорта» — все равно «чистые», то есть гомозиготные по изучаемым признакам), то задача легко решается.
      Обозначим: А — нормальная длина междоузлий (междоузлия норма); а — междоузлия короткие. В- метелки норма; b — метелки зачаточные.
      P: aB//aB * Ab//Ab
      G: aB……..Ab
      F1: Ab//aB
      a) 96% потомков в F2 от скрещивания Ab//aB * ab//ab
      будут иметь генотипы Ab//ab и aB//ab (по 48%).
      б) 4% потомков от скрещивания Ab//aB * ab//ab
      будут иметь за счет кроссинговера генотипы АB//ab и ab//ab (по 2%)
      1. 16
      2. 384
      3. 48%
      4. Написан тот же вопрос, что и в 1.
      5. 2%
      Alex, в благодарность можете купить мою книгу «Как быстро научиться решать задачи по генетике» — она все равно Вам пригодится при учебе в меде.

      Ответить
  9. Лидия.

    помогите еще здесь.)
    У льна наследование окраски венчика происходит по типу комплементарного взаимодействия генов. Аллель А обуславливает окрашенный венчик, аллель а-неокрашенный, аллель В-голубой, в-розовый.
    10 гибридных растений,имеющих генотип АаВв,были скрещены с растениями,имеющими генотип аавв.Было получено 80 растений.
    1.Сколько растений имели голубую окраску венчика?
    2.сколько разных генотипов могут обусловить белую окраску венчика.
    3.сколько растений имели (FB) имели голубую окраску венчика.
    4.сколько растений имели розовую окраску венчика
    5.сколько растений с белым венчиком были двойными гомозиготами

    Ответить
    • Борис Садыков

      Поскольку это задание на комплементарное взаимодействие генов, то голубой цвет (В) или розовый цвет (b) проявятся только в присутствии в генотипе аллеля А. Если вместо А находится аллель а, то цветки без окраски — белые.

      P: AaBb (эти растения с голубым венчиком) * aabb (эти растения белые)
      G: AB,Ab,aB,ab………………………………….ab
      F1: AaBb, Aabb, aaBb, aabb — соотношение по генотипу 1:1:1:1, а по фенотипу 1:1:2 (1голубые:1розовые:2 белые)

      1. 20
      2. 2
      3. Что такое «FB» ?
      4. 20
      5. 20

      Лидия! «Спасибо» маловато будет, так как решаю задачи платно. 200 рублей на мой мобильный за три задачи будет как раз!

      Ответить
  10. Лидия.

    спасибо огромное..!!

    Ответить
  11. Лидия.

    у собак черная окраска шерсти (В) доминирует над коричневой (в).Было проведено анализирующее скрещивание черной гетерозиготной суки с рецессивным самцом. Она ощенилась 6 щенками.
    1.сколько типов гамет может образовать животное F1?
    2.сколько тиов гамет может образовать животное с рецессивными признаками?
    3.сколько разных генотипов могло быть получено от этого скрещивания?
    4.сколько разных фенотипов могло быть получено от этого скрещивания?
    5.сколько щенков могли иметь коричневую окраску?

    Ответить
    • Борис Садыков

      P: Bb * bb
      G: B,b…b
      F1: Bb, bb
      1. а) два типа гамет: B и b, если черный щенок с генотипом Bb,
      б) один тип гамет: только b, если коричневый щенок с генотипом bb.
      2. Щенок с рецессивными генами — это коричневый щенок, будет давать только один тип гамет b.
      3. Два генотипа.
      4. Два фенотипа.
      5. Три щенка из шести, так как расщепление 1:1.

      Ответить
  12. Лидия.

    Две пары альтернативных признаков у гороха: желтая окраска-зеленая окраска семян и гладкие-морщинистые семена — наследуются независимо. Желтая окраска семян явл-ся доминантной по отношению к зеленой, а гладкая форма семян доминантна по отношению к морщинистой. Скрещивали гомозиготное растение с желтой окраской и морщинистой формой семян с растениями, имеющими зеленые гладкие семена. Было получено 11 растений F1, которые в рез-те самоопыления дали 96 растений F2.

    1.сколько типов гамет может образовать растение F1?
    2.сколько типов гамет может образовать растение F2 имеющие зеленые морщинистые семена?
    3.сколько таких растений в F2?
    4.сколько разных генотипов ообразуется в F2
    5.сколько растений F2 имели желтые гладкие семена

    Ответить
    • Борис Садыков

      Обозначим: А — желтые семена; а — зеленые.
      В — гладкие; b — морщинистые.
      P: AAbb * aaBB
      G: Ab……aB
      F1: AaBb
      1. AB,Ab,aB,ab — четыре типа гамет;
      2. aabb — зеленые морщинистые дадут только один тип гамет ab;
      3. Их будет одна шестнадцатая часть, то есть 96:16 = 6 штук;
      4. Девять разных генотипов в таком соотношении как: 1AABB:2AABb:2AaBB:4AaBb:1AAbb:2Aabb:1aaBB:2aaBb:1aabb
      5. Желтых гладких с фенотипом A-B- 9/16, то есть 54 штуки.

      Ответить
  13. Ольга

    Борис Фагимович! Вот у меня вопрос по пятой задаче. Вы в книжке пишите: по условиям задачи, оба признака — близорукости и веснушек — доминантны. Но не понимаю, почему веснушки доминанты? Ведь если они были у отца, а у матери не были, а у сына были — это ведь не знаичт, что они доминанты? Ведь веснушки могут быть рецессив, а отец — носитель, и тогда в результате может получиться рецессивный веснушкобольной. Нет?

    Ответить
    • Ольга

      ай, все поняла) там ведь в условиях это указано! вопрос снят))
      а вот по восьмой вопрос — почему генотип жены как Аа, если она проходила лечение по галактоземии, и фенотипически здорова? Почему вторая именно рецессивная а?

      Ответить
      • Борис Садыков

        Оля, с галактоземией не всё так просто. В большинстве руководств вообще указывается, что это заболевание носит аутосомно-рецессивный характер. Здесь, видимо, как с близорукостью (есть разные формы близорукости: одна наследуется по доминантному типу, другая — по рецессивному).
        В этой задаче галактоземия доминантная и вряд ли, если бы женщина обладала генотипом АА, она даже после прохождения курса лечения могла стать «фенотипически здоровой». Поэтому, вероятнее всего, она гетерозигота…
        Вообще эта задача очень нетипичная с точки зрения наследования галактоземии.

        Ответить
  14. Гузель

    Помогите решить задачу,пожалуйста!
    У человека гены резус-фактора и эллиптоцитоза находятся в одной хромосоме на расстоянии 3-х морганид. Резус-положительность и эллиптоцитоз определяются доминантными генами.
    Резус-положительная женщина с нормальной формой эритроцитов выходит замуж за мужчину резус-отрицательного ,с эллиптоцитозом. Известно, что отец женщины был резус-отрицательным, а мать резус-положительной. У мужчины страдал эллиптоцитозом лишь отец. Определите вероятность рождения в этой семье резус-отрицательных детей без эллиптоцитоза.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Обозначим буквами R – резус-положительный, r – резус-отрицательный. А – эллиптоцитоз, а – нормальная форма эритроцитов. Тогда генотипы родителей будут
      P: женщина aaRr x мужчина Aarr (женщина гетерозигота по резус-фактору, так как её отец был резус-отрицательным, а мужчина гетерозиготен по эллипсоидной форме эритроцитов, так как его мать не страдала этим заболеванием).
      G: aR, ar и Ar, ar
      Информация о том, что гены сцеплены и расстояние между ними равно 3-м морганидам, то есть с вероятностью 3% кроме исходных гамет могли бы образовываться рекомбинантные, нам ничего дополнительно не дает, так как у кроссоверных гамет состав генов будет тем же aR, ar и Ar, ar.
      F: AaRr, aaRr, Aarr, aarr.
      Ответ: с вероятностью 25% в данной семье возможно рождение ребенка резус-отрицательного без эллиптоцитоза с генотипом rraa.

      Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *