САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: старшеклассникам и репетиторам
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: старшеклассникам и репетиторам

Первый шаг в генетику с Менделем

Главная - Б. Основы генетики - Первый шаг в генетику с Менделем

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

По названию  статьи понятно, что сегодня мы  с вами обсудим самую сокровенную сторону жизни. Конечно речь пойдет о наследственности.

Да, насчет «сокровенной стороны» я может быть несколько перегнул.   Наше познание тайн живой природы постоянно расширяется и некогда даже самые сокровенные  стороны бытия превращаются со временем в прописные истины.

                 Почему потомки похожи на родителей

Этот вопрос волновал человека всегда. Почему потомки похожи на своих родителей, как происходит наследование признаков, имеется в виду не только в человеческом обществе, но и в мире живого вообще.

Да, вопрос то волновал, но когда Грегор Мендель в 1865 году смог разрешить эту проблему, открыл основные генетические законы наследственности — оказалось, что он на целых 35 лет опередил время.

Весь ученый мир тогда ещё не дорос до понимания этих законов, преподнесенных Менделем буквально на «блюдечке с золотой каемочкой».

Да что там «с каемочкой»,  не «с каемочкой» даже, а на золотом блюде! Но, тем не менее, Мендель надолго незаслуженно оставался простым «открывателем гороховых законов.»

                                               Рождение генетики

Рождение генетики как науки о наследственности и изменчивости датируется лишь 1900 годом, когда одновременно в трех странах мира Корренс, Чермак и де Фриз «переоткрыли» законы Менделя.

Де Фриз писал, что гений Менделя заключался в том, что проводя свои многолетние испытания, Мендель как-будто бы должен был знать заранее результаты, к которым они должны привести — так тщательно с точки зрения математической статистики  все  было спланировано. Ну что же, нам остается только преклониться пред гениальностью  Менделя.

И еще один интересный с моей точки зрения репетитора по биологии факт: все трое из перечисленных ученых оказались порядочными людьми и ни один из них не присвоил себе пальму первенства.

                               Далее в  моей платной книге «Как научиться решать задачи по генетике»

* последовательно разберем все три закона Менделя. Постараюсь преподнести материал так, чтобы он был интересен  даже тем, кому не очень то полюбилась генетика на уроках в школе.

* Подчеркну те моменты в понимании новых для вас терминов,  на которые следует обратить внимание в первую очередь.

* Не удивляйтесь, когда прочтете о той ошибке, которую я обнаружил  в формулировке второго закона Менделя. Ошибке, которая десятилетиями переписывается во всех учебниках. Ошибке, которая не позволяет многим быстро освоиться с новым предметом и  навсегда научиться «разговаривать» с генетикой «на ты». 

                                               Кому будет интересно мое разъяснение

—  законов Менделя (по моногибридному и независимому дигибридному скрещиваниям);

теории Моргана по зависимому или сцепленному наследованию  без кроссинговера или с кроссинговером;

наследования признаков, сцепленных с полом;

— заданий по составлению родословных;

— подробный разбор решений конкретных задач по всем этим темам — вот ссылка на анонс моей платной книги «Как быстро научиться решать задачи по генетике«.

              Все это  позволит вам получить четкое представление о том, что:

1. Первые два  закона  Менделя имеют отношение  лишь к  наследованию аллельных генов, то есть парных генов, отвечающих за один признак и находящихся в идентичных участках гомологичных  хромосом диплоидной клетки.

2. Универсальность первых двух законов Менделя, установленных при моногибридном скрещивании, относится только к взаимодействию  аллельных генов, а третий закон, установленный при дигибридном скрещивании,    для неаллельных генов имеет ограничения.

3. Менделевское независимое наследования признаков в «корне» отличается  от сцепленного наследования признаков по  Моргану.

4. Сцепленное наследование признаков по Моргану (изучается как минимум  два признака) и наследование, сцепленное с полом (может изучаться  один  признак или более одного) — это совсем не одно и то же.

5. Задачи на составление родословных имеют свой четкий алгоритм решения.

6. Решать задачи по генетике — это даже очень интересно.

                                                             ***************************************

У кого будут вопросы по статье к репетитору биологии по Скайпу, обращайтесь в комментариях. Можете написать Вашу задачу. Задачи решаю платно.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Б. Основы генетики | аллельные генывторой закон Менделягенетикагенотипгибридыде Фриздигибридное скрещиваниедоминантный признакдоминированиеживые организмыжизньКорренсМендельмоногибридное скрещиваниеМорганнаследование признаковнеаллельные геныпервый закон Менделярасщепление по генотипурасщепление по фенотипурепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиирецессивный признактретий закон МенделяфенотипЧермакчистые линии | 11 комментариев
Отзывов (11)
  1. Надежда

    Борис Фагимович, добрый день. Не смогли бы Вы доступно объяснить механизм определения пола у дрозофилы.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Надежда!
      Пол у всех организмов определяется последней парой половых хромосом. У каких-то организмов мужские особи имеют XY хромосомы или XX хромосомы, или даже одну X хромосому (без второй хромосомы, то есть их генотип записывают ХО). Тогда их женские особи имеют, соответственно, XX хромосомы или XY хромосомы, или ХХ хромосомы У дрозофил (как и у человека) гомологичные половые хромосомы ХХ у самок, а у самцов половые хромосомы не гомологичные ХY. Про такие организмы говорят, что у них самки гомогаметные, а самцы гетерогаметные. То есть самки не могут дать разнообразия гамет (все их гаметы из половых хромосом содержат только Х хромосому), а самцы дают два типа гамет: с половой хромосомой Х или с половой хромосомой Y. Значит у организмов с гетерогаметным мужским полом, самцы отвечают за пол будущего поколения (девочки или мальчики родятся у людей, самцы или самки появятся у мушек дрозофил).
      Надежда, я понимаю, что ни на йоту не удовлетворил Ваших надежд, так как изложил как в любом пособии по генетике, потому что мне не понятно, что здесь вообще может быть непонятного. Природой так задумано.
      Всего доброго!

      Ответить
      • Надежда

        Доброе утро, Борис Фагимович. Спасибо за ответ. Согласна, что именно так информация изложена во всех школьных учебниках. Просто и доступно для понимания. Но вот конкретное задание 22 линии из ЕГЭ:
        «Известно, что и у дрозофилы, и у человека мужской пол определяется хромосомами XY, а женский — XX. При этом при генотипе ХХY дрозофила будет самкой, а человек — мужчиной. Объясните этот феномен».
        И пояснение там же: » 1) У человека пол определяется наличием Y-хромосомы, если она есть — будет мужчина, если нет — женщина.
        2) У дрозофил пол определяется количеством X-хромосом в геноме, наличие Y-хромосомы при определении пола роли не играет».
        Именно со вторым пунктом пояснения не понятно. Где здесь «собака зарыта»?

        Ответить
        • Борис Садыков

          Надежда, здравствуйте! Вам не нужно было «ходить вокруг да около». Сразу бы написали, что Вас не удовлетворяют ответы в ключах ЕГЭ по вопросу различий в формировании пола у человека и дрозофилы. Считаю, что пояснений, опубликованных на сайте Гущина и приведенных в Вашем вопросе вполне достаточно, чтобы принять их для объяснения школьникам как данность. Дальнейшие же разъяснения Натальей Евгеньевной Баштанник уводят далеко «в дебри» и совершенно не вписываются в школьную программу. Тем более, что это может быть так, как она расписывает, а может быть и не так, поскольку кроме хромосомной теории определения пола (Корренс, 1907), существует и балансовая теория определения пола (Бриджес, 1922), связанная с аутосомами.
          Пояснения в ключах основываются на хромосомной теории определения пола. Что мол дело в том, что у дрозофил в Y-хромосоме очень мало генов, и это гены, которые отвечают за развитие сперматозоидов у взрослого самца. Напротив, у человека в коротком плече Y-хромосомы лежит ген S, который играет важнейшую роль в определении пола. Он кодирует белок, который переключает организм с женского пути развития на мужской. Этот ген есть и у других млекопитающих, а у дрозофилы его нет, поэтому у дрозофил организм с генотипом ХХУ будет самкой.

          Ответить
          • Надежда

            Борис Фагимович, спасибо большое. У Вас как всегда — четко и ясно!

            Ответить
  2. Марина

    Здравствуйте, Борис Фагимович. Извините за такой (возможно дурацкий) вопрос, но на уроке ученик спросил: «Как ген, определяющий карий цвет глаз, «знает», что именно ему надо синтезировать белок, а при этом с гена зеленых глаз ничего не синтезируется? Спасибо.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Генотип организма — сложная система взаимодействия генов. Мы уже довольно много знаем о некоторых возможных типах взаимодействий генов. Для аллельных генов возможными типами взаимодействий являются: доминирование, неполное доминирование, кодоминировыание, множественный аллелизм. Для неаллельных генов: комплементария, эпистаз, полимерия. Причем, выявляя определенный тип взаимодействия генов по итогу, то есть, по тому фенотипу, который сформируется — мы может и не знать полностью всей подоплеки запуска механизма тех или иных биохимических реакций. Но, проводя четкие генетические эксперименты по гибридологическому скрещиванию, мы можем делать выводы, например, о доминировании одних аллелей генов над другими. Сам ген ничего «знать» не может. Он либо работает при определенных сочетаниях с другими генами и благоприятными для его работы условиями внешней среды (то есть, обеспечит проявление определенного признака), либо не работает. Аллель зеленого цвета глаз «не работает» в присутствии аллеля, ответственного за проявление карего цвета глаз (поэтому мы и делаем вывод, что он по отношению к аллелю карего цвета является рецессивным). Но этот же самый аллель зеленых глаз окажется доминантным по отношению к аллелю голубых (серых) глаз.

      Ответить
  3. Светлана

    День добрый Борис Фагимович! Какую часть информации в среднем получает ребёнок от своей бабушки 50% или 25%? Я думаю 25

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана! Да, Вы правы, от мамы с папой ребенок получает ровно по 50% генетической информации, а от бабушек-дедушек(их же четыре), значит по 25%.

      Ответить
  4. Bulat

    Кожица плодов томатов может быть гладкой и опушённой (a). Выберите генотипы родительских растений, у которых доминантные фенотипы.
    1) Аа,аа 2) Аа,Аа 3) А,а 4) АА,аа
    Я считаю что 2

    Ответить
    • Борис Садыков

      Булат, Вы правильно ответили.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − тринадцать =