САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Первый шаг в генетику с Менделем

Главная - Б. Основы генетики - Первый шаг в генетику с Менделем

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

По названию  статьи понятно, что сегодня мы  с вами обсудим самую сокровенную сторону жизни. Конечно речь пойдет о наследственности.

Да, насчет «сокровенной стороны» я может быть несколько перегнул.   Наше познание тайн живой природы постоянно расширяется и некогда даже самые сокровенные  стороны бытия превращаются со временем в прописные истины.

                 Почему потомки похожи на родителей

Этот вопрос волновал человека всегда. Почему потомки похожи на своих родителей, как происходит наследование признаков, имеется в виду не только в человеческом обществе, но и в мире живого вообще.

Да, вопрос то волновал, но когда Грегор Мендель в 1865 году смог разрешить эту проблему, открыл основные генетические законы наследственности — оказалось, что он на целых 35 лет опередил время.

Весь ученый мир тогда ещё не дорос до понимания этих законов, преподнесенных Менделем буквально на «блюдечке с золотой каемочкой».

Да что там «с каемочкой»,  не «с каемочкой» даже, а на золотом блюде! Но, тем не менее, Мендель надолго незаслуженно оставался простым «открывателем гороховых законов.»

                                               Рождение генетики

Рождение генетики как науки о наследственности и изменчивости датируется лишь 1900 годом, когда одновременно в трех странах мира Корренс, Чермак и де Фриз «переоткрыли» законы Менделя.

Де Фриз писал, что гений Менделя заключался в том, что проводя свои многолетние испытания, Мендель как-будто бы должен был знать заранее результаты, к которым они должны привести — так тщательно с точки зрения математической статистики  все  было спланировано. Ну что же, нам остается только преклониться пред гениальностью  Менделя.

И еще один интересный с моей точки зрения репетитора по биологии факт: все трое из перечисленных ученых оказались порядочными людьми и ни один из них не присвоил себе пальму первенства.

                               Далее в  моей платной книге «Как научиться решать задачи по генетике»

* последовательно разберем все три закона Менделя. Постараюсь преподнести материал так, чтобы он был интересен  даже тем, кому не очень то полюбилась генетика на уроках в школе.

* Подчеркну те моменты в понимании новых для вас терминов,  на которые следует обратить внимание в первую очередь.

* Не удивляйтесь, когда прочтете о той ошибке, которую я обнаружил  в формулировке второго закона Менделя. Ошибке, которая десятилетиями переписывается во всех учебниках. Ошибке, которая не позволяет многим быстро освоиться с новым предметом и  навсегда научиться «разговаривать» с генетикой «на ты». 

                                               Кому будет интересно мое разъяснение

—  законов Менделя (по моногибридному и независимому дигибридному скрещиваниям);

теории Моргана по зависимому или сцепленному наследованию  без кроссинговера или с кроссинговером;

наследования признаков, сцепленных с полом;

— заданий по составлению родословных;

— подробный разбор решений конкретных задач по всем этим темам — вот ссылка на анонс моей платной книги «Как быстро научиться решать задачи по генетике«.

              Все это  позволит вам получить четкое представление о том, что:

1. Первые два  закона  Менделя имеют отношение  лишь к  наследованию аллельных генов, то есть парных генов, отвечающих за один признак и находящихся в идентичных участках гомологичных  хромосом диплоидной клетки.

2. Универсальность первых двух законов Менделя, установленных при моногибридном скрещивании, относится только к взаимодействию  аллельных генов, а третий закон, установленный при дигибридном скрещивании,    для неаллельных генов имеет ограничения.

3. Менделевское независимое наследования признаков в «корне» отличается  от сцепленного наследования признаков по  Моргану.

4. Сцепленное наследование признаков по Моргану (изучается как минимум  два признака) и наследование, сцепленное с полом (может изучаться  один  признак или более одного) — это совсем не одно и то же.

5. Задачи на составление родословных имеют свой четкий алгоритм решения.

6. Решать задачи по генетике — это даже очень интересно.

                                                             ***************************************

У кого будут вопросы по статье к репетитору биологии по Скайпу, обращайтесь в комментариях. Можете написать Вашу задачу. Задачи решаю платно.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Б. Основы генетики | аллельные генывторой закон Менделягенетикагенотипгибридыде Фриздигибридное скрещиваниедоминантный признакдоминированиеживые организмыжизньКорренсМендельмоногибридное скрещиваниеМорганнаследование признаковнеаллельные геныпервый закон Менделяпервый шаг в генетикурасщеплениерасщепление по генотипурасщепление по фенотипурепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиирецессивный признактретий закон МенделяфенотипЧермакчистые линии | Отзывов (4)
Отзывов (4)
  1. Светлана

    День добрый Борис Фагимович! Какую часть информации в среднем получает ребёнок от своей бабушки 50% или 25%? Я думаю 25

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана! Да, Вы правы, от мамы с папой ребенок получает ровно по 50% генетической информации, а от бабушек-дедушек(их же четыре), значит по 25%.

      Ответить
  2. Bulat

    Кожица плодов томатов может быть гладкой и опушённой (a). Выберите генотипы родительских растений, у которых доминантные фенотипы.
    1) Аа,аа 2) Аа,Аа 3) А,а 4) АА,аа
    Я считаю что 2

    Ответить
    • Борис Садыков

      Булат, Вы правильно ответили.

      Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *