Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
По названию статьи понятно, что сегодня мы с вами обсудим самую сокровенную сторону жизни. Конечно речь пойдет о наследственности.
Да, насчет «сокровенной стороны» я может быть несколько перегнул. Наше познание тайн живой природы постоянно расширяется и некогда даже самые сокровенные стороны бытия превращаются со временем в прописные истины.
Почему потомки похожи на родителей
Этот вопрос волновал человека всегда. Почему потомки похожи на своих родителей, как происходит наследование признаков, имеется в виду не только в человеческом обществе, но и в мире живого вообще.
Да, вопрос то волновал, но когда Грегор Мендель в 1865 году смог разрешить эту проблему, открыл основные генетические законы наследственности — оказалось, что он на целых 35 лет опередил время.
Весь ученый мир тогда ещё не дорос до понимания этих законов, преподнесенных Менделем буквально на «блюдечке с золотой каемочкой».
Да что там «с каемочкой», не «с каемочкой» даже, а на золотом блюде! Но, тем не менее, Мендель надолго незаслуженно оставался простым «открывателем гороховых законов.»
Рождение генетики
Рождение генетики как науки о наследственности и изменчивости датируется лишь 1900 годом, когда одновременно в трех странах мира Корренс, Чермак и де Фриз «переоткрыли» законы Менделя.
Де Фриз писал, что гений Менделя заключался в том, что проводя свои многолетние испытания, Мендель как-будто бы должен был знать заранее результаты, к которым они должны привести — так тщательно с точки зрения математической статистики все было спланировано. Ну что же, нам остается только преклониться пред гениальностью Менделя.
И еще один интересный с моей точки зрения репетитора по биологии факт: все трое из перечисленных ученых оказались порядочными людьми и ни один из них не присвоил себе пальму первенства.
Далее в моей платной книге «Как научиться решать задачи по генетике»
* последовательно разберем все три закона Менделя. Постараюсь преподнести материал так, чтобы он был интересен даже тем, кому не очень то полюбилась генетика на уроках в школе.
* Подчеркну те моменты в понимании новых для вас терминов, на которые следует обратить внимание в первую очередь.
* Не удивляйтесь, когда прочтете о той ошибке, которую я обнаружил в формулировке второго закона Менделя. Ошибке, которая десятилетиями переписывается во всех учебниках. Ошибке, которая не позволяет многим быстро освоиться с новым предметом и навсегда научиться «разговаривать» с генетикой «на ты».
Кому будет интересно мое разъяснение
— законов Менделя (по моногибридному и независимому дигибридному скрещиваниям);
—теории Моргана по зависимому или сцепленному наследованию без кроссинговера или с кроссинговером;
— наследования признаков, сцепленных с полом;
— заданий по составлению родословных;
— подробный разбор решений конкретных задач по всем этим темам — вот ссылка на анонс моей платной книги «Как быстро научиться решать задачи по генетике«.
Все это позволит вам получить четкое представление о том, что:
1. Первые два закона Менделя имеют отношение лишь к наследованию аллельных генов, то есть парных генов, отвечающих за один признак и находящихся в идентичных участках гомологичных хромосом диплоидной клетки.
2. Универсальность первых двух законов Менделя, установленных при моногибридном скрещивании, относится только к взаимодействию аллельных генов, а третий закон, установленный при дигибридном скрещивании, для неаллельных генов имеет ограничения.
3. Менделевское независимое наследования признаков в «корне» отличается от сцепленного наследования признаков по Моргану.
4. Сцепленное наследование признаков по Моргану (изучается как минимум два признака) и наследование, сцепленное с полом (может изучаться один признак или более одного) — это совсем не одно и то же.
5. Задачи на составление родословных имеют свой четкий алгоритм решения.
6. Решать задачи по генетике — это даже очень интересно.
******************************************************************
У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).
Борис Фагимович, добрый день. Не смогли бы Вы доступно объяснить механизм определения пола у дрозофилы.
Здравствуйте, Надежда!
Пол у всех организмов определяется последней парой половых хромосом. У каких-то организмов мужские особи имеют XY хромосомы или XX хромосомы, или даже одну X хромосому (без второй хромосомы, то есть их генотип записывают ХО). Тогда их женские особи имеют, соответственно, XX хромосомы или XY хромосомы, или ХХ хромосомы У дрозофил (как и у человека) гомологичные половые хромосомы ХХ у самок, а у самцов половые хромосомы не гомологичные ХY. Про такие организмы говорят, что у них самки гомогаметные, а самцы гетерогаметные. То есть самки не могут дать разнообразия гамет (все их гаметы из половых хромосом содержат только Х хромосому), а самцы дают два типа гамет: с половой хромосомой Х или с половой хромосомой Y. Значит у организмов с гетерогаметным мужским полом, самцы отвечают за пол будущего поколения (девочки или мальчики родятся у людей, самцы или самки появятся у мушек дрозофил).
Надежда, я понимаю, что ни на йоту не удовлетворил Ваших надежд, так как изложил как в любом пособии по генетике, потому что мне не понятно, что здесь вообще может быть непонятного. Природой так задумано.
Всего доброго!
Доброе утро, Борис Фагимович. Спасибо за ответ. Согласна, что именно так информация изложена во всех школьных учебниках. Просто и доступно для понимания. Но вот конкретное задание 22 линии из ЕГЭ:
«Известно, что и у дрозофилы, и у человека мужской пол определяется хромосомами XY, а женский — XX. При этом при генотипе ХХY дрозофила будет самкой, а человек — мужчиной. Объясните этот феномен».
И пояснение там же: » 1) У человека пол определяется наличием Y-хромосомы, если она есть — будет мужчина, если нет — женщина.
2) У дрозофил пол определяется количеством X-хромосом в геноме, наличие Y-хромосомы при определении пола роли не играет».
Именно со вторым пунктом пояснения не понятно. Где здесь «собака зарыта»?
Надежда, здравствуйте! Вам не нужно было «ходить вокруг да около». Сразу бы написали, что Вас не удовлетворяют ответы в ключах ЕГЭ по вопросу различий в формировании пола у человека и дрозофилы. Считаю, что пояснений, опубликованных на сайте Гущина и приведенных в Вашем вопросе вполне достаточно, чтобы принять их для объяснения школьникам как данность. Дальнейшие же разъяснения Натальей Евгеньевной Баштанник уводят далеко «в дебри» и совершенно не вписываются в школьную программу. Тем более, что это может быть так, как она расписывает, а может быть и не так, поскольку кроме хромосомной теории определения пола (Корренс, 1907), существует и балансовая теория определения пола (Бриджес, 1922), связанная с аутосомами.
Пояснения в ключах основываются на хромосомной теории определения пола. Что мол дело в том, что у дрозофил в Y-хромосоме очень мало генов, и это гены, которые отвечают за развитие сперматозоидов у взрослого самца. Напротив, у человека в коротком плече Y-хромосомы лежит ген S, который играет важнейшую роль в определении пола. Он кодирует белок, который переключает организм с женского пути развития на мужской. Этот ген есть и у других млекопитающих, а у дрозофилы его нет, поэтому у дрозофил организм с генотипом ХХУ будет самкой.
Борис Фагимович, спасибо большое. У Вас как всегда — четко и ясно!
Здравствуйте! В этом задании требуется знать, что пол у дрозофилы определяется немного нестандартно, а именно — в соответствии с балансовой теорией Бриджеса.
Спасибо, Михаил за дополнение. Видимо уже в каких-то школьных учебниках такое разъяснение определения пола у дрозофил приводится, но я не встречал.
Здравствуйте, Борис Фагимович. Извините за такой (возможно дурацкий) вопрос, но на уроке ученик спросил: «Как ген, определяющий карий цвет глаз, «знает», что именно ему надо синтезировать белок, а при этом с гена зеленых глаз ничего не синтезируется? Спасибо.
Генотип организма — сложная система взаимодействия генов. Мы уже довольно много знаем о некоторых возможных типах взаимодействий генов. Для аллельных генов возможными типами взаимодействий являются: доминирование, неполное доминирование, кодоминировыание, множественный аллелизм. Для неаллельных генов: комплементария, эпистаз, полимерия. Причем, выявляя определенный тип взаимодействия генов по итогу, то есть, по тому фенотипу, который сформируется — мы может и не знать полностью всей подоплеки запуска механизма тех или иных биохимических реакций. Но, проводя четкие генетические эксперименты по гибридологическому скрещиванию, мы можем делать выводы, например, о доминировании одних аллелей генов над другими. Сам ген ничего «знать» не может. Он либо работает при определенных сочетаниях с другими генами и благоприятными для его работы условиями внешней среды (то есть, обеспечит проявление определенного признака), либо не работает. Аллель зеленого цвета глаз «не работает» в присутствии аллеля, ответственного за проявление карего цвета глаз (поэтому мы и делаем вывод, что он по отношению к аллелю карего цвета является рецессивным). Но этот же самый аллель зеленых глаз окажется доминантным по отношению к аллелю голубых (серых) глаз.
День добрый Борис Фагимович! Какую часть информации в среднем получает ребёнок от своей бабушки 50% или 25%? Я думаю 25
Здравствуйте, Светлана! Да, Вы правы, от мамы с папой ребенок получает по 50% генетической информации, а от бабушек-дедушек(их же четыре), значит по 25%.
Кожица плодов томатов может быть гладкой и опушённой (a). Выберите генотипы родительских растений, у которых доминантные фенотипы.
1) Аа,аа 2) Аа,Аа 3) А,а 4) АА,аа
Я считаю что 2
Булат, Вы правильно ответили.