САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Ошибки в тестах ЕГЭ по биологии

Главная - Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) - Ошибки в тестах ЕГЭ по биологии

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Данная статья обращена к тем из вас, кто готовясь к сдаче ЕГЭ по биологии, не довольствуется печатными изданиями тестовых заданий прошлых лет, а проверяет уровень своей подготовки по электронным тестам на различных сайтах в интернет. Так вот, от чего мне, репетитору по биологии, хотелось бы вас предостеречь.

Да, тестироваться по таким электронным тестам вроде бы очень удобно. Ткнул в  соответствующий «кружочек» и быстро получил информацию об уровне своей подготовленности. Все было бы хорошо, если бы сами эти задания составлялись без ошибок. И речь здесь пойдет больше не о каких-то неправильных, некорректно составленных заданиях (что, к сожалению, встречается и в официальных изданиях ФИПИ, и в реальных тестах разных лет), а больше о «механических» ошибках, не выверенных заданий составителями этих сайтов.

В этих электронных тестах доходит до абсурда. Вопрос теста  хороший.  Сами ответы к нему подобраны правильно. Но отвечая на такой тест, в итоге, ответив на него правильно, ваш результат будет оценен как неверный из-за недобросовестности администраторов таких сайтов. Часто по тестам этих сайтов быстрого  самоконтроля знаний учащихся  «гуляют»  одни и те же ошибки.

Зачем составлять новые тесты. Легче просто скопировать их с другого ресурса. И вот так ошибка, допущенная кем-то однажды, становится растиражированной во многих местах интернета.

В этой статье приведу лишь некоторые из примеров таких  «горе» заданий, которые попадались мне в неизменном виде на разных ресурсах по несколько раз.

  Смысловые ошибки не связанные с опечатками в тексте

Самой распространенной ошибкой такого рода являются задания по теории эволюции. Например, в заданиях В, при выборе трех правильных пунктов из шести предложенных, есть такой вопрос.

К факторам эволюции относят 1) кроссинговер; 2) мутационный процесс; 3) модификационную изменчивость; 4) изоляцию; 5) многообразие видов; 6) естественный отбор. 

Правильные ответы, по мнению составителей, 2,4,6. На самом же деле, здесь можно выделить только два ответа явно неверные — это 3) модификационная изменчивость (как вообще не наследуемая форма изменчивости по своему определению) и  5) многообразие видов (являющееся следствием активного эволюционного процесса, а никак  не одним из самих факторов эволюции).

Выбор, как правильный ответ, пункта 6) совершенно не согласуется с общей логикой выбора ответов из предложенных. Так как, чаще всего термин «естественный отбор« в учебниках рассматривается (и совершенно справедливо, как было и по Ч.Дарвину) не как один из факторов эволюции, а как движущая сила эволюции или как направляющий фактор эволюции (то есть стоит   над всеми факторами эволюции).

Почему пишу «не согласуется с общей логикой выбора ответов из предложенных», так как выбрать, как правильный ответ,  пункт 2) мутационный процесс и при этом не считать верным и пункт 1) кроссинговер (оба эти явления наравне относятся к элементарным факторам эволюции, являясь формами наследственной изменчивости), не представляется возможным.

Кстати, этот, явно ошибочно составленный  тест, «кочует» из реальных Демонстрационных материалов КИМ ЕГЭ 2010 года.

Совершенно никуда не годится, когда существуют в тестах ошибки по основам основ жизни — генетике, знания которой не всем  даются  легко. Такие ошибки могут совершенно выбить некоторых учащихся  «из колеи». Например, в заданиях А есть такой вопрос.

Ген, вызывающий сахарный диабет, рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых родителей родился ребенок с сахарным диабетом. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка? 1) 15%;2) 25%; 3) 50%; 4) 75%.

У авторов-составителей правильный ответ 3) 50%

Обозначив аллельный ген А-большое нормальное состояние крови (так как по условию задания известно, что это доминантный признак), аллельный ему ген а-малое наличие диабета (так как это рецессивный признак), имеем, генотип организма диабетика аа.

Как от двух здоровых родителей может родиться диабетик? Только в том случае, если они оба гетерозиготы, то есть  кроме аллеля А-большое обязательно каждый из них имеет и а-малое. Итак, имеем генотип родителей   Аа.

Вспомним второй закон Менделя. От скрещивания двух гетерозигот Аа х Аа в потомстве наблюдается расщепление 1:2:1 по генотипу (1АА:2Аа:1аа). Поэтому расщепление по фенотипу будет 3:1  (то есть на 75% здоровых детей родится 25% больных диабетом). Значит правильный ответ в этом задании 4) 75%.

      Ошибки, связанные с  неправильным названием терминов в вопросе задания

1. Листья тропических растений имеют отдельный слой    1) эти растения вечнозеленые; 2) эти растения листопадные; 3) старые и больные листья должны сбрасываться; 4) отделительный слой есть во всех листьях растений

Так сразу и не поймешь, что за «отдельный» слой наличествует в листьях тропических растений. Из ответа 4)  становится понятным, что речь в вопросе идет об отделительном слое, образующемся в черешках любых листьев перед их опадением.

Только, если, так называемые «листопадные» растения умеренных широт сбрасывают листья за счет образования отделительного слоя, строго сезонно каждую осень, то у «вечнозеленых» тропических растений каждый лист «работает» дольше и сбрасываются они тоже за счет образования отделительного слоя в черешках листьев, но постепенно по мере старения, а не  одновременно.

Поэтому в этом тесте и подбор самих ответов не выдерживает никакой критики. Как можно выбрать один правильный ответ из четырех, если они являются все верными?

2. Какое из перечисленных явлений не характеризует биологический процесс? 1) Экологическое разнообразие; 2) забота о потомстве; 3) широкий ареал распространения; 4) высокая численность  особей популяции.

Так вот, бесспорно, что эти все четыре ответа как раз то и характеризуют  «биологический процесс». Видимо, в вопросе вместо слова «процесс»  авторы имели в виду термин «прогресс» и тогда,  действительно,  можно указать  правильным  один ответ из четырех:  2) забота о потомстве.

3. Есть вопрос, где используется термин симпатическая нервная система, которая наряду с парасимпатической нервной системой являются  частями автономной (вегетативной) нервной системы, а судя по ответам задания авторы имели в виду соматическую нервную систему.

4. Назовите основные положения систематической теории эволюции. Очевидно в вопросе речь идет о синтетической теории эволюции.

5. Какой закон Менделя объясняет расхождение хромосом к полюсам клетки случайным образом в анафазе I митоза. Но не существует никакой  анафазы I митоза. Имелось в виду в анафазе I мейоза (это третий  закон Менделя о независимом наследовании признаков, который и основывается на случайном распределении гомологичных хромосом  в делящемся ядре клетки  в анафазе I мейоза). 

    Ошибки, связанные с  неправильно названным термином в ответах задания

Приспособленность летучей мыши к ловле насекомых с помощью издаваемых ими ультразвуков — это результат 1) действия движущих сил эволюции; 2) проявления законов наследственности; 3) проявления модификационной изменчивости; 4) действия антропогенных факторов.

У авторов теста правильный ответ 1). Но нет такого определения как движущие силы эволюции вовсе. Есть одна движущая силаестественный отбор, который неправильно называть и одним из факторов эволюции (см. выше).

 Ошибки, связанные с  неправильно указанным ответом  

С каким из путей биологического прогресса связано возникновение в эволюции полового процесса 1) идиоадаптация; 2) мутация; 3)  дегенерация; 4) ароморфоз.

Понятно, что возникновение полового процесса в эволюции живых систем на Земле — это один из самых крупный   4) ароморфозов, произошедших при переходе от одноклеточной формы жизни к многоклеточной. И вот этот самый тест, с якобы правильным ответом 3) дегенерация, «гуляет» по страничкам инета.

Сколько молекул АТФ образуется на третьем кислородном этапе окислительного фосфоринирования Мало того, что в самом вопросе сделана опечатка «фосфоринирования» вместо «фосфорилирования,  ответом в тесте названо  34 молекулы АТФ вместо правильного ответа 36 молекул АТФ.

В ядре оплодотворенной яйцеклетки содержится 16 хромосом. Сколько хромосом содержится в ядре клеток печени  Вместо правильного ответа 16 хромосом (жизнь этого организма началась с оплодотворенной яйцеклетки — зиготы. И раз зигота имела в своем ядре 16 хромосом, то и любые диплоидные соматические клетки данного будущего организма тоже будут иметь в ядре 16 хромосом) указан ответ 8 хромосом (8 хромосом будут иметь только ядра гаплоидных половых клеток этого организма — его гаметы).

Какие признаки характерны только для животных. Как правильный ответ в тесте выбран «гетеротрофный способ питания». Но понятно же, что гетеротрофный тип питания и у всего царста грибов, и большинства бактерий.

Получением гибридов на основе соединения клеток разных организмов занимается. Выбран ответ «микробиология» вместо клеточная инженерия.

Расщепление по фенотипу при дигибридном скрещивании. Как правильный ответ указано «3:1» вместо 9:3:3:1.

У какого из указанных растений плод семянка.   Указан ответ «у кукурузы» (у которой плод зерновка) вместо правильного ответа  у подсолнечника.

В чем различие между естественным отбором и искусственным. «Искусственный отбор» — направляющий фактор эволюции, вместо естественный отбор.

Какие из организмов могут быть паразитами. Указан ответ «вирусы», но среди представителей всех царств живого (бактерии, грибы, растения, животные) тоже есть паразиты.

Конкуренция — это отношения между: как правильный ответ выбрано «хищник и жертва» вместо виды со сходными потребностями.

Элементарным материалом для эволюции служат: в тесте выбрано «модификации фенотипов» вместо мутации генов.

Немембранный компонент клетки. Выбран ответ «ядро» (которое является не только не «немембранным» компонентом, а даже двумембранным) вместо рибосомы.

Клетка растений отличается от клетки животных. Указан как правильный  ответ «наличием клеточных включений» вместо правильного ответа «наличием целлюлозной оболочки» (включения то в клетках животных могут быть, а вот целлюлозной оболочки нет).

Указать вещества, выполняющие строительную функцию. Как правильный указан ответ «нуклеиновые кислоты и вода» вместо липиды, полисахариды и белки.

Сколько спермиев участвует в оплодотворении у цветковых растений. Как правильный ответ указано «1 спермий» вместо 2 спермия (поэтому то оплодотворение у цветковых растений и называется «двойным», что кроме диплоидных клеток зародыша семени формируются триплоидные клетки эндосперма).

Какова роль лишайников в природе. Как правильный указан ответ «основной источник кислорода» вместо почвообразование и разрушение горных пород.

Как называют группу растений, объединяющую родственные виды. Указан экологический термин  «популяция» вместо термина систематики род.

В процессе дыхания масса растений «не изменяется» вместо уменьшается.

_________________________________________________________________________________________

Для чего я вообще поместил  на страницах своего блога эту статью? Конечно же при подготовке к сдаче ЕГЭ надо использовать все доступные способы. Но самое важное — необходимо  иметь прочные верные знания по существу всех биологических  процессов, изучаемых в школе. Тогда никакие ошибки в тестовых заданиях не смогут вас выбить из колеи.

  ***************************************

У кого есть вопросы по  статье к репетитору биологии по Скайпу,  замечания, пожелания — прошу в комментарии.

 

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | ошибки в тестах ЕГЭ по биологирепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологиитесты ЕГЭ по биологиитесты по биологии | Отзывов (12)
Отзывов (12)
  1. Светлана

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Не совсем по теме, но если возможно, ответьте, пожалуйста.
    Можете порекомендовать учебник биологии для школы (дочь сейчас в 8-м)? Нашим учебником страшно разочарованы, т.к. в нем имеется переизбыток терминов, зачастую необъясненных. Очень сложно для восприятия, непонятна суть описываемого процесса. От школьного урока пользы, к сожалению, нет. Дочь собирается продолжать образование в колледже, возможно нужно будет сдавать биологию в 9 классе, а обучение идет очень туго.
    Или все правильно: учебник — это набор терминов, которые нужно уяснить самостоятельно? Либо — отказаться от образования вообще?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана! Конечно же, учебник не доложен быть лишь набором терминов. Даже в справочниках кое-что дается с разъяснением. А уж школьный учебник должен быть с подробным объяснением любого описываемого явления. Светлана, к сожалению, Вы не указали авторов вашего учебника (как я могу судить, есть в нем «переизбыток терминов» или нет). Вообще-то, в курсе «Биология.Человек» знать нужно очень и очень много терминов и всевозможных процессов. Жизнь вообще «устроена» намного сложнее, чем неживая материя. А класс Млекопитающие — это венец творения природы (человек, к тому же, еще и наделен сознанием). Мне не попадалось плохих учебников по биологии человека. Все три, которые есть у меня, хороши по-своему. Это учебники: 1. Сонин Н.И., Сапин М.Р. 2. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. 3. Под ред. академика Батуева А.С.

      Ответить
  2. Светлана

    Борис Фагимович, день добрый! Вы знакомились с проектом экзаменационной модели для проведения ЕГЭ по биологии 2016? Я скачала его из инета. Так вот, вопрос у меня из 2 части этого проекта. Вопрос 21, нарисован мозг земноводного. В ответах читаем, что это мозг костной рыбы, Посмотрите пожалуйста, может я ошибаюсь и ответ всё таки мозг костной рыбы?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана! Спасибо за вопрос. Благодаря Вам я только что ознакомился с неофициальной демоверсией ЕГЭ по биологии 2016. Как и Вы, я тоже считаю, что на рисунке изображен мозг земноводных (передний мозг уже большой по сравнению с тем, каким изображают передний мозг рыб; мозжечок, наоборот, здесь маленький как у земноводных, а у рыб он должен бы выглядеть крупнее). Да и вообще сам ответ “ни в какие ворота не укладывается”: нигде, никогда, ни в каких школьных учебниках и пособиях для абитуриентов не сравнивается мозг класса Костных и класса Хрящевых рыб. Даже, если бы на этом рисунке и был изображен мозг рыб, кто бы мог определить его принадлежность к Костным или Хрящевым рыбам?
      Ответы к вопросу 5 подобраны плохо, так как ответ 1 (кроме ответа 4) тоже является правильным. Ответ 1 – это и есть первое положение хромосомной теории наследственности. Авторы вопроса “схитрили”, написав вместо “хромосома” (как в хромосомной теории Моргана) “ДНК” (о самих молекулах ДНК в хромосомной теории Моргана действительно не говорится). На таких тонкостях знания этой теории может быть и стоит заострять внимание на экзамене по генетике в ВУЗе, но никак уж не для проверки знаний школьников.

      Ответить
      • Светлана

        И я тоже в растерянности с этим мозгом, во всех учебниках по зоологии это мозг земноводных. Что то в 1 вопросе также можно ответить 1 и 3. Будем надеяться что в официальных версиях всё будет в норме… Спасибо Борис Фагимович!

        Ответить
        • Борис Садыков

          Да, Светлана, согласен с Вами, что тест не корректный. Ответ 3 тоже подходит. Хотя термин «клеточная инженерия» в основном подразумевает реконструкцию новой жизнеспособной клетки из отдельных фрагментов разных клеток, или объединение целых клеток, принадлежавших различным видам (вплоть до царств) организмов, но сама клеточная инженерия используется не только для решения теоретических проблем в биотехнологии, но находит широкое применение на практике в методике культивирования клеток и тканей.
          Светлана, это Вам большое спасибо, что и летом продолжаете дискутировать на моем блоге. Всегда рад отвечать на Ваши вопросы и замечания.

          Ответить
          • Светлана

            Борис Фагимович, хочу разобраться с этим вопросом. Конечно, я ответила 1. И всё же, на одном известном сайте для подготовки к ЕГЭ читаю, что клеточная инженерия занимается: пересадкой клеточных ядер, клонированием животных, выращиванием целого организма из одной или нескольких соматических клеток, культурой клеток, получением гибридных клеток. Ещё могу привести пример из пособия, довольно известного автора, где написано: «методы клеточной инженерии связаны с культивированием отдельных клеток в питательных средах, где они образуют клеточные культуры, это даёт возможность с помощью клеточных культур получать ценные вещества, например культура клеток женьшеня». По этой информации выходит, что культура клеток и тканей является частью клеточной инженерии. Поправьте меня, Борис Фагимович, если я не права!

            Ответить
            • Борис Садыков

              Светлана, Вы настолько правы, что благодаря этому вашему подробному разъяснению, уж не обессудьте, я исправил свой предыдущий комментарий.

              Ответить
  3. Антон

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Так как эта статья посвящена ошибкам в ЕГЭ, то я бы хотел задать вам вопрос по поводу биологических формулировок. Занимаясь подготовкой к экзамену по сборнику, которому прилагаются тематические тесты к каждому разделу, я немного был смущен ответами на те вопросы, которые даются в разделе генетики. Объясните пожалуйста: синдром Дауна является хромосомной мутацией или геномной? При ответе на вопрос я указал, что это геномная мутация, исходя из того, что причиной этого синдрома является трисомия по 21 паре хромосом, то есть проявление анеуплоидии, которая наряду с полиплоидией относится к геномным мутациям. Составители считают, что синдром Дауна вызван хромосомной мутацией. Как быть?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Антон, ну что я могу Вам сказать. Вы абсолютно правильно разобрались с темой форм мутаций и синдромом Дауна. Конечно же он должен относиться к анеуплоидным ГЕНОМНЫМ мутациям. Тесты составляются обыкновенными людьми, а всем людям свойственно ошибаться. Доктор медицинских наук, профессор Малышева, ведущая передачу о здоровье на первом канале, «обозвала» дрожжи бактериями (назвать эукаритных организмов прокариотами — за это же кол надо ставить в школе), а она и медицинский закончила с красным дипломом и две диссертации (каандидатскую и докторскую) благополучно защитила…

      Ответить
  4. Алина

    Здравствуйте, Борис Фагимович!
    Почему в учебнике незаменимыми названы одни аминокислоты, а в Википедии — другие? В учебнике приведено 9: валин, изолейцин, лейцин, лизин, метионин, треонин, триптофан, фенилаланин, тирозин), а в Википедии 8 (без тирозина) + 2 (необходимых для детей): аргинин и гистидин. Так, сколько по-настоящему незаменимо? 8, 9 или все 10? Встречалось как-то в тестах, но там, конечно, легко определить, ибо только одно число похоже на правду. И всё же? Вдруг будут варианты: 170, 20, 10, 8?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Алина, особых противоречий здесь нет. Для взрослых в норме 8 аминокислот являются незаменимыми. Для детей 10. Тирозин не относится к незаменимым в прямом смысле, так как образуется из фенилаланина. И вот только у людей, страдающих фенилкетонурией, которым нельзя потреблять продукты, содержащие фенилаланин, тирозин тоже «превратится» в незаменимую аминокислоту, которую надо получать с продуктами, богатыми тирозином: арахис, мясо, ракообразные, рыба, семена тыквы, соя, творог, яйца. Если авторы тестов предложат для части А ответы и 8, и 10, то они будут неправы (так как и то и другое верно).

      Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *