САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Занятия по биологии и генетике 2018 год boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Занятия по биологии и генетике 2018 год boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Решаем задания линии С6

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Вот мы и добрались до последнего задания С6.

Это задание на  решение генетической задачки (задачи). Для одних —  действительно «задачки»,  кто хорошо разобрался в школьном материале по генетике и кому достанется на экзамене тест уж с очень тривиальным условием задачи.

Для других  — задание линии С6 может оказаться непосильной «задачей» или из-за пробелов в знаниях школьного материала по генетике, или из-за самого задания, оказавшегося в большой степени оригинальным (не встречаемым по какой-либо причине вами ранее).

Как репетитор ЕГЭ по биологии, постараюсь в этой короткой статье так рассказать о выполнении задания С6, чтобы оно действительно выглядело для вас лишь «задачкой».

Кто хочет быстро научиться решать задачи по генетике, рекомендую свою платную книжку.

Сначала немного о том,

Стоит ли вообще «корячиться»,

уметь хорошо разбираться в курсе генетики для того, чтобы смочь решить генетическую задачу и за это получить максимум «всего» три балла?

Во-первых, знать генетику и уметь решать задачи — это, поверьте, очень интересно. Во-вторых же, речь то идет в выполнении задания С6, конечно, не о трех баллах. Почему это так:

За все 36 заданий А вы получаете максимум 36 баллов, за 8 заданий В  еще 16 баллов и за 6 заданий С — 17 баллов. То есть всего как-будто максимум 69 баллов. Но в действительности же ваши работы оцениваются  исходя не только  из набранных вами 69 баллов, но из  100 !

Откуда же вы набираете  почти третью часть всех баллов дополнительно?

После проверки всех тестовых заданий вашего варианта, каждый ваш ответ умножается еще на средне-взвешенный коэффициент. Этот коэффициент становится тем выше, чем меньшее количество  тестируемых смогли ответить на данный вопрос.

Значит, чем сложнее вопрос на который смогли ответить лично вы и не смогло ответить большинство «ваших конкурентов», тем реально большее количество баллов вы за него получите!

Все задания части С оказываются довольно сложными для большинства сдающих, а справляются с С6 — задачей по генетике — лишь совсем немногие.

Надеюсь, «убедительная речь прокурора» — репетитора ЕГЭ по биологии подвигнет вас всерьез отнестись к повторению материалов по генетике, чтобы задание С6 не вызвало бы никаких затруднений.

На что важно обратить внимание при решении задания С6 и подготовке к ним:

1. Как я уже  говорил ранее, все условия задачи по генетике прописываются в задании очень четко:

1) не дается ничего лишнего;

2) все что дается в условии является достаточным, чтобы начать рассуждать и составлять схему решения задачи и строго необходимым для использования при решении задания;

3) если у вас задача «решилась» без использования каких-то данных из условия задания, то совершенно точно, что задача будет решена неверно.

2. Строго придерживаться общей схемы оформления задания, что позволит проверяющим объективно выставить заслуженный  вами балл. В схеме обязательно должны присутствовать такие четыре позиции:

1) генотипы и фенотипы родителей;

2) расписаны гаметы, производимые каждым из родителей;

3) генотипы и фенотипы потомства;

4) расчет соотношений различных генотипов и фенотипов  в потомстве (в общем тот окончательный ответ, который требуется по условию задачи).

К тому же, начиная с 2012 года, вводится дополнительное требование к оформлению генетических задач.

Кроме общей схемы решения задачи, необходимо: а) подробно расписывать  весь ход рассуждений и б) указать к какому типу  взаимодействий генов относится задача.

Почему я, как репетитор ЕГЭ по биологии, советую вам   все правильно оформлять? Даже не решив задание до конца, но расписав правильно 1-3 пункты, проверяющие смогут увидеть ход ваших рассуждений, что вы, по крайней мере, приступили к решению задачи и вы сможете получить за неполное, но правильное частичное решение задания  1-2 балла. Так стоит ли терять  их  из-за неправильного оформления?

3. Какие темы по генетике затронуты в предлагаемых к решению задачах:

1) на дигибридное скрещивание, что предполагает знание закона Грегора Менделя по независимому наследованию признаков, находящихся в разных парах гомологичных хромосом;

2) на сцепленное наследование признаков, установленное школой Томаса Моргана. Как вы помните, эти изучаемые признаки, наоборот,  должны находиться в одной и той же паре гомологичных хромосом, чтобы наследоваться сцеплено;

3) на наследование сцепленное с полом;

4) на анализ родословных;

5) на определение групп крови и резус-фактора.

Из анализа работ предыдущих лет следует, что лучше всего из предлагаемых заданий  решаются задачи: а) на дигибридное скрещивание, даже если они и не совсем стандартные, когда  одна из пар изучаемых признаков находится не в аутосомах, а в половых хромосомах (то есть является сцепленной с полом) и б) на наследование сцепленное с полом.

Понятно, что приступить даже к решению этих заданий могут лишь учащиеся, хорошо разобравшиеся во всех законах Менделя., имеющие четкие представления о доминантных и рецессивных признаках, об аллельных генах, о законе чистоты гамет, об анализирующем скрещивании, о гетерогаметности и гомогаметности.

Если в задании — человек и другие млекопитающие животные, то гетерогаметными являются организмы мужского пола — у них половые хромосомы ХУ, а  женский пол является гомогаметным — ХХ, а  если птицы или бабочки — то гетерогаметными, наоборот,  являются организмы женского пола — они ХУ, а мужские — гомогаметные  ХХ.

Значительно меньшее количество учащихся справляются с задачами по сцепленному наследованию признаков, находящихся в аутосомах. Чтобы лучше разобраться, я снова настоятельно советую обратить ваше внимание на сравнение закона Менделя по независимому наследованию признаков с законом Моргана о сцепленном наследовании.

Дополнительное внимание вам следует уделить и решению задач на анализ родословных и определение групп крови и резус-фактора, так как эти задачи также вызывают большие затруднения, хотя разобраться в них совсем не сложно.

Некоторые конкретные примеры  заданий С6 по различным разделам генетики с   подробным разбором будут описаны в следующих постах.

А тех, кто хочет быстро научиться решать задачи по генетике, ждет моя платная книжка. В ней  связаны воедино все необходимые  генетические термины и рассматриваются задачи с подробным разъяснением.

                                                     ***************************************

У кого будут вопросы по решению генетических задач к репетитору  биологии по Скайпу, кому необходимо платно  решить задачи с пояснениями обращайтесь в Skape, можно  связаться по email.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | анализ родословныхгенотип и фенотип потомствагенотип и фенотип родителейгетерогаметностьгруппы кровидигибридное скрещиваниеЗадания линии С6закон чистоты гаметнаследование сцепленное с поломрезус-факторрепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиисцепленное наследование | Отзывов (15)
Отзывов (15)
  1. Артем

    Еще одну задачку, помогите решить! Пожалуйста.
    Растение гомозиготное по трем парам рецессивных генов, имеет высоту 32 см, а гомозиготное по доминантным аллелям этих генов имеет высоту 50 см. Принимаем, что влияние отдельных доминантных генов на рост во всех случаях одинаково и их действие суммируется. В F2 от скрещивания этих растений получено 192 потомка. Сколько из них будет иметь генетически обусловленный рост в 44 см?

    Ответить
  2. Светлана

    День добрый, Борис Фагимович! Помогите разобраться с задачей из ЕГЭ по биологии 2014 года досрочная волна 3 вариант. При скрещивании растения душистого горошка с усиками и яркими цветками и растения без усиков и бледными цветками в F1 все растения были с усиками и яркими цветками. От скрещивания гибрида F1 с растением с усиками и яркими цветками были получены растения с двумя фенотипами с усиками и яркими цветками и с усиками и бледными цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства. Какие законы наследственности проявляются? Я решаю задачу как на дигибридное скрещивание и считаю, что я права! Но, нашла в интернете решение этой задачи, там она решена как на сцепленное наследование. И ещё в пояснениях написано, что гены определяющие яркие цветки и наличие усиков это гены локализованные в одной хромосоме и наследуются сцепленно.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана!
      Действительно, Светлана, эта задача решается и как на обычное дигибридное скрещивание (никаких противоречий не обнаруживается), и может быть решена как на сцепленное наследование. Поэтому, если в условии задачи специально не оговорено, что изучаемые признаки являются сцепленными, то такую задачу с неоднозначным решением ни в коем случае нельзя включать в варианты тестовых заданий ЕГЭ.

      Ответить
  3. Алексей

    Здравствуйте, прочитал вашу тему и ваши комментарии, с решением задач связался недавно, а учитель в них «не шарит», вот так… Я просто напишу то, что я использую при решении задач, а вы ответьте, пожалуйста, что упускаю…
    Р: рассуждения по задачи+описание(болен, не болен, ну и пол)
    G: гаметы под полом
    F1:решетка Пеннета и кто чем болен, рассчитал с какой вероятностью.
    Ответ:полный ответ.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Алексей. Да, Вы правильно поняли, что под разъяснением решения задачи по генетике подразумевается лишь небольшое добавление к нему словесного описания самого решения. Добавление таких слов как «фенотипы» организмов (это то, что в задачах обычно дается, внешние признаки). Исходя их фенотипов, вводим буквенные обозначения самих аллелей генов, отвечающих за доминантный и рецессивный признак. Исходя из нами же введенных обозначений аллельных генов, рассуждаем, почему мы можем обозначить генотипы родителей (а это уже отражение состояния диплоидных клеток, то есть пишем рядом два аллеля определенного признака) так-то или так-то. Это берется из условия задачи, что кто-то из родителей может быть гомозиготным, а кто-то гетерозиготным. И в самой схеме решения задачи надо и под генотипами родительских особей, и под генотипами полученного потомства подписать словами их «портреты» — фенотипы. Да, в конце еще и сам ответ записать в виде предложения о том, что, например, расщепление по генотипу у потомства оказалось таким-то, а по фенотипу таким-то.

      Ответить
  4. Дмитрий

    Здравствуйте, Борис Фагимович. В задачах последним вопросом стоит «Какой закон проявляется в данном случае». Стоит ли писать кроме закона независимого наследования ещё и закон чистоты гамет (я, конечно же, про задачи на моно и дигибридное скрещивание). Заранее спасибо.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Дмитрий! Без закона чистоты гамет не работали бы ни закон независимого наследования двух признаков (при дигибридном скрещивании), ни законы единообразия гибридов первого поколения и расщепления (при моногибридном скрещивании). Поэтому в подобных заданиях закон чистоты гамет можно не указывать (если о нем не спрашивается напрямую).

      Ответить
  5. Custodian Of Midnight

    Здравствуйте!
    Мне в одном из КИМов попалась любопытная задача. Точный текст привести не могу, там проводилось скрещивание растений гороха с нормальным/низким стеблем и жёлтыми/зелёными семенами. В задаче было указано ТОЧНОЕ количество потомков F1 по фенотипам (к примеру, 2401 особь с жёлтыми горошинами и нормальным стеблем, 1523 с жёлтыми горошинами и карликовым стеблем, 1200 с зелёными горошинами и нормальным стеблем и 1009 с зелёными горошинами и карликовым стеблем — точные цифры не помню, но они не подчинялись никакому соотношению).
    Вы пишете, что в задаче не может быть ничего лишнего, но я могу определить генотипы родителей и потомков, не используя эти числа. Это значит, я решаю неверно? Но как тогда использовать эти данные???

    Ответить
    • Борис Садыков

      Да, Вы решаете неверно, раз не используете эти числа. Это задание на сцепленное наследование с кроссинговером. Посмотрите решение такой задачи в моей платной книге «Как решать задачи по генетике на сцепленное наследование» во втором разделе «Задачи на сцепленное наследование из вариантов ЕГЭ».

      Ответить
      • Custodian Of Midnight

        Спасибо Вам огромное!

        Ответить
  6. Настя

    Как связаны понятия ген, генотип, геном и фенотип?)Очень буду вам признательна.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Настя, если Вы хотите хорошо разобраться с этими генетическими терминами и быстро научиться решать задачи по генетике, приобретите мою платную книжку «Как научиться решать задачи по генетике«.

      Ответить
  7. Антон

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Я бы хотел задать вопрос по генетике. В задачнике попался такой вопрос:
    «При скрещивании гороха посевного с генотипами ААbb и ааBB проявится закон:
    а) сцепленного наследования
    б) расщепления
    в) независимого наследования
    г) доминирования.»
    В задачнике ответ г). Странно, но доминирование — это первый закон Менделя о единообразии гибридов, а тут наблюдается комбинация из родительских признаков.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Да, Антон, все верно. Правильный ответ г). От скрещивания двух чистых линий гороха (и нет никакой разницы моногибридное это скрещивание или дигибридное) в первом поколении наблюдается ЕДИНООБРАЗИЕ ГИБРИДОВ вследствие доминирования одного аллельного гена над другим аллельным ему геном.
      P: ААbb * ааBB
      G:. Ab…..aB
      F1: AaBb — поскольку А большое доминирует над а, B большое доминирует над b, в F1 все особи будут и генотипически, и фенотипически одинаковыми.
      А вот уже закон независимого наследования проявится во втором поколении от скрещивания этих дигетерозигот AaBb друг с другом, причем лишь в том случае, если эти два изучаемых признака A и B «сидят» в разных парах гомологичных хромосом.

      Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *