САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Решаем задания линии С6

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Вот мы и добрались до последнего задания С6.

Это задание на  решение генетической задачки (задачи). Для одних —  действительно «задачки»,  кто хорошо разобрался в школьном материале по генетике и кому достанется на экзамене тест уж с очень тривиальным условием задачи.

Для других  — задание линии С6 может оказаться непосильной «задачей» или из-за пробелов в знаниях школьного материала по генетике, или из-за самого задания, оказавшегося в большой степени оригинальным (не встречаемым по какой-либо причине вами ранее).

Как репетитор ЕГЭ по биологии, постараюсь в этой короткой статье так рассказать о выполнении задания С6, чтобы оно действительно выглядело для вас лишь «задачкой».

Кто хочет быстро научиться решать задачи по генетике, рекомендую свою платную книжку.

Сначала немного о том,

Стоит ли вообще «корячиться»,

уметь хорошо разбираться в курсе генетики для того, чтобы смочь решить генетическую задачу и за это получить максимум «всего» три балла?

Во-первых, знать генетику и уметь решать задачи — это, поверьте, очень интересно. Во-вторых же, речь то идет в выполнении задания С6, конечно, не о трех баллах. Почему это так:

За все 36 заданий А вы получаете максимум 36 баллов, за 8 заданий В  еще 16 баллов и за 6 заданий С — 17 баллов. То есть всего как-будто максимум 69 баллов. Но в действительности же ваши работы оцениваются  исходя не только  из набранных вами 69 баллов, но из  100 !

Откуда же вы набираете  почти третью часть всех баллов дополнительно?

После проверки всех тестовых заданий вашего варианта, каждый ваш ответ умножается еще на средне-взвешенный коэффициент. Этот коэффициент становится тем выше, чем меньшее количество  тестируемых смогли ответить на данный вопрос.

Значит, чем сложнее вопрос на который смогли ответить лично вы и не смогло ответить большинство «ваших конкурентов», тем реально большее количество баллов вы за него получите!

Все задания части С оказываются довольно сложными для большинства сдающих, а справляются с С6 — задачей по генетике — лишь совсем немногие.

Надеюсь, «убедительная речь прокурора» — репетитора ЕГЭ по биологии подвигнет вас всерьез отнестись к повторению материалов по генетике, чтобы задание С6 не вызвало бы никаких затруднений.

На что важно обратить внимание при решении задания С6 и подготовке к ним:

1. Как я уже  говорил ранее, все условия задачи по генетике прописываются в задании очень четко:

1) не дается ничего лишнего;

2) все что дается в условии является достаточным, чтобы начать рассуждать и составлять схему решения задачи и строго необходимым для использования при решении задания;

3) если у вас задача «решилась» без использования каких-то данных из условия задания, то совершенно точно, что задача будет решена неверно.

2. Строго придерживаться общей схемы оформления задания, что позволит проверяющим объективно выставить заслуженный  вами балл. В схеме обязательно должны присутствовать такие четыре позиции:

1) генотипы и фенотипы родителей;

2) расписаны гаметы, производимые каждым из родителей;

3) генотипы и фенотипы потомства;

4) расчет соотношений различных генотипов и фенотипов  в потомстве (в общем тот окончательный ответ, который требуется по условию задачи).

К тому же, начиная с 2012 года, вводится дополнительное требование к оформлению генетических задач.

Кроме общей схемы решения задачи, необходимо: а) подробно расписывать  весь ход рассуждений и б) указать к какому типу  взаимодействий генов относится задача.

Почему я, как репетитор ЕГЭ по биологии, советую вам   все правильно оформлять? Даже не решив задание до конца, но расписав правильно 1-3 пункты, проверяющие смогут увидеть ход ваших рассуждений, что вы, по крайней мере, приступили к решению задачи и вы сможете получить за неполное, но правильное частичное решение задания  1-2 балла. Так стоит ли терять  их  из-за неправильного оформления?

3. Какие темы по генетике затронуты в предлагаемых к решению задачах:

1) на дигибридное скрещивание, что предполагает знание закона Грегора Менделя по независимому наследованию признаков, находящихся в разных парах гомологичных хромосом;

2) на сцепленное наследование признаков, установленное школой Томаса Моргана. Как вы помните, эти изучаемые признаки, наоборот,  должны находиться в одной и той же паре гомологичных хромосом, чтобы наследоваться сцеплено;

3) на наследование сцепленное с полом;

4) на анализ родословных;

5) на определение групп крови и резус-фактора.

Из анализа работ предыдущих лет следует, что лучше всего из предлагаемых заданий  решаются задачи: а) на дигибридное скрещивание, даже если они и не совсем стандартные, когда  одна из пар изучаемых признаков находится не в аутосомах, а в половых хромосомах (то есть является сцепленной с полом) и б) на наследование сцепленное с полом.

Понятно, что приступить даже к решению этих заданий могут лишь учащиеся, хорошо разобравшиеся во всех законах Менделя., имеющие четкие представления о доминантных и рецессивных признаках, об аллельных генах, о законе чистоты гамет, об анализирующем скрещивании, о гетерогаметности и гомогаметности.

Если в задании — человек и другие млекопитающие животные, то гетерогаметными являются организмы мужского пола — у них половые хромосомы ХУ, а  женский пол является гомогаметным — ХХ, а  если птицы или бабочки — то гетерогаметными, наоборот,  являются организмы женского пола — они ХУ, а мужские — гомогаметные  ХХ.

Значительно меньшее количество учащихся справляются с задачами по сцепленному наследованию признаков, находящихся в аутосомах. Чтобы лучше разобраться, я снова настоятельно советую обратить ваше внимание на сравнение закона Менделя по независимому наследованию признаков с законом Моргана о сцепленном наследовании.

Дополнительное внимание вам следует уделить и решению задач на анализ родословных и определение групп крови и резус-фактора, так как эти задачи также вызывают большие затруднения, хотя разобраться в них совсем не сложно.

Некоторые конкретные примеры  заданий С6 по различным разделам генетики с   подробным разбором будут описаны в следующих постах.

А тех, кто хочет быстро научиться решать задачи по генетике, ждет моя платная книжка. В ней  связаны воедино все необходимые  генетические термины и рассматриваются задачи с подробным разъяснением.

                                                     ***************************************

У кого будут вопросы по решению генетических задач к репетитору  биологии по Скайпу, кому необходимо платно  решить задачи с пояснениями обращайтесь в Skape, можно  связаться по email.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | анализ родословныхгенотип и фенотип потомствагенотип и фенотип родителейгетерогаметностьгруппы кровидигибридное скрещиваниеЗадания линии С6закон чистоты гаметнаследование сцепленное с поломрезус-факторрепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиисцепленное наследование | Отзывов (44)
Отзывов (44)
  1. Михаил

    У человека тремы и нарушение прикуса наследуются сцеплено, как аутосомно-доминантные признаки. Гены данных аномалий расположены в 3-й паре хромосом на расстоянии 12 морганид. Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье, где отец здоров и гомозиготен, а мать имеет обе аномалии, одну из которых она получила от одного родителя, а другую – от другого?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Обозначим буквой А — ген, ответственный по проявление тремы (щель между передними зубами), тогда аллельный ему ген нормального расположения зубов — а-малое; буквой В — ген, ответственный за нарушение прикуса, тогда аллельный ему ген нормального прикуса — b-малое. Нас не должно интересовать, что они именно в 3-й паре хромосом (да хоть в 13-й, лишь бы не в 23-й), так как, главное, сказано, что они аутосомные, доминантные и наследуются сцеплено. А вот информация о расстоянии между ними в 12 морганид обеспечивает то, что благодаря кроссинговеру 12% потомства будут получены от новых рекомбинантных (необычных, не исходных родительских) гамет.
      Сказано, что отец здоров, значит его генотип может быть только ab//ab (совсем не стоило авторам задачи указывать, что он гомозиготен). Больная мать — дигетерозиготна Ab//aB, так как сказано, что свои «больные» аллели генов она унаследовала от разных родителей (значит вторые аллели у ней здоровые).
      P: Ab//aB * ab//ab
      G: Ab,aB…….ab (таких материнских гамет по 44%)
      G: AB,ab…….ab (таких материнских гамет по 6%).
      F: Ab//ab, aB//ab — 44% детей с аномалией тремы, 44% детей с аномалией нарушения прикуса.
      AB//ab, ab//ab — 6% детей с обеими аномалиями, 6% — без аномалий.

      Ответить
  2. Михаил

    НЕ поможете?
    Одна из форм дальтонизма (нарушение цветовосприятия) — рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. Неспособность различать вкус фенилтиокарбоната (ФТК) -рецессивный аутосомный признак. Здоровые мужчина и женщина, воспринимающие вкус ФТК, имеют сына дальтоника и дочь, не способную воспринимать вкус ФТК. Чему равна вероятность рождения в этой семье здорового мальчика, воспринимающего вкус ФТК?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Обозначим ген нормального цветового зрения ХD, а аллеьльный ему ген дальтонизма Xd; ген, отвечающий за восприятие вкуса ФТК — А, а аллельный ему ген, отвечающий за неспособность воспринимать вкус ФТК — а-малое. Генотип здорового мужчины AaXDY — он обязательно должен быть гетерозиготен по аутосомному признаку, так как его больная дочь по данному признаку имеет генотип аа. Генотип здоровой матери мог быть только дигетерозиготным AaXDXd, так как её дочь имеет генотип аа, а дальтоник сын — XdY.
      P: ……..AaXDXd ………*………… AaXDY
      G: AXD,AXd,aXD,aXd………AXD,AY,aXD,aY
      F: мальчики AAXDY, AAXdY, AaXDY, AaXdY, AaXDY, AaXdY, aaXDY, aaXdY. Среди мальчиков здоровых, способных воспринимать вкус ФТК 3/8 — это мальчики с генотипами AAXDY и 2AaXDY. Так как вероятность рождения мальчиков и девочек по 50%, то верояность рождения здорового мальчика, воспринимающего вкус ФТК равна 3/16 или 8,75%.

      Ответить
  3. Артем

    Еще одну задачку, помогите решить! Пожалуйста.
    Растение гомозиготное по трем парам рецессивных генов, имеет высоту 32 см, а гомозиготное по доминантным аллелям этих генов имеет высоту 50 см. Принимаем, что влияние отдельных доминантных генов на рост во всех случаях одинаково и их действие суммируется. В F2 от скрещивания этих растений получено 192 потомка. Сколько из них будет иметь генетически обусловленный рост в 44 см?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Артем, решение этой «задачки» дано в ответе на вопрос Светы.

      Ответить
  4. Артем

    Помогите с задачкой. Подагра определяется доминантным аутосомным геном. Пенетрантность гена у мужчин составляет 20%, а у женщин она равна нулю. Какова вероятность заболевания подагрой в семье гетерозиготных родителей? Какова вероятность заболевания подагрой в семье, где один из родителей гетерозиготен, а другой нормален по анализируемому признаку?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Обозначим аллельный ген, ответственный за проявление подагры — А, отсутствие подагры — а. Из условия задания известно, что подагра наследуется не только по принципу неполного доминирования, но в гетерозиготном состоянии у женщин вообще не проявляется, а проявляется лишь у 20% мужчин. Поэтому лишь люди с генотипом АА — все подагрики, с генотипом Аа — подагра будет только у 20% мужчин, люди с генотипом аа — здоровые.
      1. P: Aa.. *.. Aa
      G: ..a,a……a,a
      F: AA, 2Aa, aa. 1/4 + (1/2 x 20% : 100% : 2) (второе слагаемое делим еще на 2, так как гетерозиготные женщины не болеют) = 0,3 (или 30%).
      2. P: Aa.. *.. aa
      G: ..A,a…….a
      F: Aa, aa. 1/2 x 20% : 100% : 2 = 0,05 (или 5%).

      Ответить
  5. Алиса

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Не поможете с решением задачи. Оба родителя имеют II группу крови и легкую форму талассемии. У них родился ребенок с I группой крови, страдающий тяжелой формой талассемии. Талассемия наследуется как аутосомный признак с неполным доминированием, несцепленный с группой крови. Определите вероятность рождения здоровых детей с IV группой крови.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Алиса! Обозначим аллельный ген, ответственный за проявление талассемии Т, отсутствие талассемии — t. Поскольку сказано, что талассемия наследуется с неполным доминированием, тяжелобольные люди будут иметь генотип ТТ, люди с легкой формой заболевания — Тt, здоровые — tt.
      Оба родителя со второй группой крови и легкой формой талассемии имели дигетерозиготный генотип АОТt (иначе бы у них не родился ребенок с 1-й группой крови с тяжелой формой талассемии, то есть с генотипом ООТТ). Как мы видим, у родителей со второй группой крови (хоть гомозигот АА. хоть гетерозигот АО) не может быть ни одного ребенка с четвертой группой крови, то есть с генотипом АВ. Здоровых же детей (без относительно группы крови) в таком браке может быть 25%.
      P: Tt…*…Tt
      G: T, t…..T, t
      F1: TT, 2Tt, tt.
      Но спрашивается то определить вероятность рождения здоровых детей с 4-й группой крови, поэтому ответом в этом задании будет ответ О%.

      Ответить
  6. Светлана

    Борис Фагимович, день добрый! Помогите с задачей, пожалуйста. Гомозиготную по обоим признакам серую муху дрозофилу с нормальными крыльями скрестили с чёрным самцом с зачаточными крыльями.От скрещивания было получено многочисленное потомство. Гены этих признаков сцеплены и наследуются вместе определите генотипы F1 и F2. Как произошло бы расщепление если бы признаки не были сцеплены?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана!
      У дрозофил серый цвет тела доминирует над черным, а нормальная форма крыльев доминирует над зачаточными крыльями. Обозначим А и а аллели генов, отвечающие за серый и черный цвет, соответственно; B и b — нормальные и зачаточные крылья. Для задач на сцепленное наследование удобно использовать такую форму записи генотипов родителей: P1: самка AB//AB x самец ab//ab. F1: AB//ab (всё потомство дигетерозиготное). От скрещивания этих дигетерозигот P2: AB//ab х AB//ab в F2 получим: AB//AB, 2AB//ab, ab//ab.
      Если бы признаки не были сцепленными, то это было бы обычное дигибридное Менделевское скрещивание на независимое наследование друг от друга этих двух признаков. P1: AABB x aabb, тогда F1: AaBb. P2: AaBb x AaBb, тогда F2: 9A-B-:3A-bb:3aaB-:aabb.

      Ответить
      • Светлана

        Это расщепление получается если скрещиваем некроссоверные гаметы? А почему кроссоверные не берём в расчёт?

        Ответить
        • Борис Садыков

          Если в задании нет ни слова о кроссинговере откуда же могут взяться кроссоверные гаметы? Здесь две задачи в одной. Первую задачу решаем исходя из закона Моргана о сцепленном наследовании (появление кроссоверных гамет — это исключение из закона Моргана и если требуется их найти, то в задании указывается расстояние между генами). Вторую задачу решаем если эти гены находятся в разных парах гомологичных хромосом и наследуются независимо друг от друга по третьему закону Менделя.

          Ответить
          • Светлана

            Поняла, спасибо!

            Ответить
  7. Светлана

    День добрый, Борис Фагимович! Помогите разобраться с задачей из ЕГЭ по биологии 2014 года досрочная волна 3 вариант. При скрещивании растения душистого горошка с усиками и яркими цветками и растения без усиков и бледными цветками в F1 все растения были с усиками и яркими цветками. От скрещивания гибрида F1 с растением с усиками и яркими цветками были получены растения с двумя фенотипами с усиками и яркими цветками и с усиками и бледными цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства. Какие законы наследственности проявляются? Я решаю задачу как на дигибридное скрещивание и считаю, что я права! Но, нашла в интернете решение этой задачи, там она решена как на сцепленное наследование. И ещё в пояснениях написано, что гены определяющие яркие цветки и наличие усиков это гены локализованные в одной хромосоме и наследуются сцепленно.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана!
      Действительно, Светлана, эта задача решается и как на обычное дигибридное скрещивание (никаких противоречий не обнаруживается), и может быть решена как на сцепленное наследование. Поэтому, если в условии задачи специально не оговорено, что изучаемые признаки являются сцепленными, то такую задачу с неоднозначным решением ни в коем случае нельзя включать в варианты тестовых заданий ЕГЭ.

      Ответить
  8. Алексей

    Здравствуйте, прочитал вашу тему и ваши комментарии, с решением задач связался недавно, а учитель в них «не шарит», вот так… Я просто напишу то, что я использую при решении задач, а вы ответьте, пожалуйста, что упускаю…
    Р: рассуждения по задачи+описание(болен, не болен, ну и пол)
    G: гаметы под полом
    F1:решетка Пеннета и кто чем болен, рассчитал с какой вероятностью.
    Ответ:полный ответ.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Алексей. Да, Вы правильно поняли, что под разъяснением решения задачи по генетике подразумевается лишь небольшое добавление к нему словесного описания самого решения. Добавление таких слов как «фенотипы» организмов (это то, что в задачах обычно дается, внешние признаки). Исходя их фенотипов, вводим буквенные обозначения самих аллелей генов, отвечающих за доминантный и рецессивный признак. Исходя из нами же введенных обозначений аллельных генов, рассуждаем, почему мы можем обозначить генотипы родителей (а это уже отражение состояния диплоидных клеток, то есть пишем рядом два аллеля определенного признака) так-то или так-то. Это берется из условия задачи, что кто-то из родителей может быть гомозиготным, а кто-то гетерозиготным. И в самой схеме решения задачи надо и под генотипами родительских особей, и под генотипами полученного потомства подписать словами их «портреты» — фенотипы. Да, в конце еще и сам ответ записать в виде предложения о том, что, например, расщепление по генотипу у потомства оказалось таким-то, а по фенотипу таким-то.

      Ответить
  9. Дмитрий

    Здравствуйте, Борис Фагимович. В задачах последним вопросом стоит «Какой закон проявляется в данном случае». Стоит ли писать кроме закона независимого наследования ещё и закон чистоты гамет (я, конечно же, про задачи на моно и дигибридное скрещивание). Заранее спасибо.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Дмитрий! Без закона чистоты гамет не работали бы ни закон независимого наследования двух признаков (при дигибридном скрещивании), ни законы единообразия гибридов первого поколения и расщепления (при моногибридном скрещивании). Поэтому в подобных заданиях закон чистоты гамет можно не указывать (если о нем не спрашивается напрямую).

      Ответить
  10. Анастасия

    Здравствуйте, помогите решить, пожалуйста! Синдром Марфана наследуется как аутосомно-доминантный признак с пенетрантностью 30%. Резус-отрицательность – аутосомно-рецессивный признак с полной пенетрантностью. Определите вероятность рождения в семье, где оба родителя гетерозиготны:
    а) резус-положительного здорового ребенка;
    б) резус-положительного больного ребенка.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Анастасия.
      Обозначим буквой А — аллельный ген, ответственный за проявление синдрома Марфана, а — нет болезни. R — резус-положительный, r — резус-отрицательный.
      P: ..AaRr….. x… AaRr
      G: AR,Ar,aR,ar….AR,Ar,aR,ar.
      Далее надо построить обычную решетку Пеннета 4х4 для дигибридного скрещивания и мы получим такое расщепление признаков по фенотипу: 9A-R- : 3A-rr : 3aaR- : 1aarr.
      Всего резус-положительных потомков здесь будет 12/16 — это дети с фенотипами 9A-R- и 3aaR- или 75%. В группе 3aaR- нет больных, а это четвертая часть от 75% или 19%. В оставшейся группе 9A-R- (75% — 19% = 56%) тоже не все окажутся больными, так как пенетрантность составляет 30%. 30% от 56% составит 17%.
      б) резус-положительных детей с болезнью Марфана может быть 17%;
      а) резус-положительных здоровых 75%-17% = 58%.

      Ответить
      • Анастасия

        Почему АА- 100% больные, почему не берем с пенетрантностью тоже?

        Ответить
        • Борис Садыков

          Анастасия (Антон, Антоний), исправил решение задачи. Так следует решать задачи, исходя из всяческих руководств. Хотя я по-прежнему не соглашаюсь с ними и, исходя из определения пенетрантности, считаю, что для доминантного признака её следует рассчитывать только для гетерозигот.

          Ответить
  11. Антон

    Здравствуйте! Помогите еще раз, пожалуйста, вроде как обычная задача на моногибридное скрещивание, но есть какой то подвох. При скрещивании двух белозерных растений кукурузы F1 получилось белозерное, а в F2 получено 138 белых семян и 39 пурпурных. К какому типу наследования относится этот случай? Определите генотипы всех форм.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Антон!
      Видим, что расщепление во втором поколении оказалось близким (вообще то не таким и близким) к соотношению 13:3. А такое соотношение характерно для эпистатического проявления взаимодействия неаллельных генов. Смотрите табличку в статье «Неаллельные взаимодействия генов».
      Обозначим: А — аллельный ген, ответственный за проявление пурпурной окраски семян кукурузы, а — аллель отсутствия окраски (не окрашенные, белые семена); I — ген-подавитель окраски.
      P: AAII x aaii
      G: AI……ai
      F1: AaIi (все белозерные)
      P2: AaIi x AaIi. Строим обычную решетку Пеннета 4х4 как для дигибридного скрещивания и получим такое соотношение генотипов и фенотипов (9A-I- + 3aaI- + 1aaii) : 3A-ii или 13 белозерных к 3 пурпурным.
      Таким образом, это задание на проявление доминантного эпистаза.

      Ответить
      • антоний

        В условии говорится, что оба родителя белозерные.

        Ответить
        • Борис Садыков

          Антоний (Антон, Анастасия), учите хорошенько тему «Неаллельные взаимодействия генов». Данная задача на эпистатическое взаимодействие неаллельных генов. В присутствии гена-подавителя I признак (в данном случае окраска) не проявляется, поэтому организмы с генотипом А-II и A-Ii будут фенотипически белозерными.

          Ответить
  12. Антон

    Здравствуйте, помогите пожалуйста. Разобраться не могу: сахарный диабет обусловлен рецессивным аутосомным геном с пенетрантностью у женщин 90%, у мужчин – 70%. Определите вероятность рождения здоровых и больных детей в семье, где оба родителя являлись гетерозиготными носителями гена.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Антон.
      Обозначим: А — нет болезни, а — диабет. Генотипы родителей Аа. Генотипы потомства АА, 2Аа, аа. При 100% пенетрантности (100% фенотипическом проявлении заболевания) соотношение больных (с генотипом аа) и здоровых (с генотипами АА и Аа) было бы 25% к 75%. Но так как сказано, что не у всех генетически больных людей болезнь проявляется, реально болеющих будет меньше. По теории вероятности из 25% болеющих половина мальчики — 12,5% с 70% пенетрантностью, то есть 8,75%, а половина девочки — 12,5% с 90% пенетрантностью или 11,25%. Значит соотношение больных детей к здоровым в этой семье будет 20% к 80%.
      Задание до невероятия «глупое»! Рассуждать о вероятностном распределении фенотипов потомства можно лишь при выборке 500-1000 экземпляров. Мендель не поленился (ох как не поленился!), проводя статистический анализ на результатах скрещивания 8000 экземпляров для каждого отдельного опыта. О какой статистике можно говорить по потомству детей в одной семье? Да хоть все 8-10 детей в семье матери-героини могут оказаться с одинаковым генотипом по данному признаку.

      Ответить
      • Антон

        Вот снова неправильно(((
        Там нужно как то вероятности переумножить 0,75*0,9*0,5

        Ответить
        • Борис Садыков

          Что значит «снова неправильно»?. Вероятности перемножаются, а проценты складываются. Задача решена в процентах. Зачем же Вы спрашиваете меня как решить задачу, если знаете как правильно её решать?

          Ответить
  13. Александра

    Здравствуйте, помогите разобраться с этой задачей, пожалуйста! Дедушка мальчика со стороны матери имеет группу крови АВ, а остальные бабушки и дедушка имеют группу крови 0. Какова вероятность для данного мальчика иметь группу крови А, В, АВ и 0?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Александра. Мама мальчика может иметь группы крови с генотипами АО или ВО, а папа только ОО. Поэтому генотип мальчика АО и ОО или ВО и ОО, то есть вероятность иметь группу крови А = 25%, В = 25%, О — 50%, АВ — 0%.

      Ответить
  14. Custodian Of Midnight

    Здравствуйте!
    Мне в одном из КИМов попалась любопытная задача. Точный текст привести не могу, там проводилось скрещивание растений гороха с нормальным/низким стеблем и жёлтыми/зелёными семенами. В задаче было указано ТОЧНОЕ количество потомков F1 по фенотипам (к примеру, 2401 особь с жёлтыми горошинами и нормальным стеблем, 1523 с жёлтыми горошинами и карликовым стеблем, 1200 с зелёными горошинами и нормальным стеблем и 1009 с зелёными горошинами и карликовым стеблем — точные цифры не помню, но они не подчинялись никакому соотношению).
    Вы пишете, что в задаче не может быть ничего лишнего, но я могу определить генотипы родителей и потомков, не используя эти числа. Это значит, я решаю неверно? Но как тогда использовать эти данные???

    Ответить
    • Борис Садыков

      Да, Вы решаете неверно, раз не используете эти числа. Это задание на сцепленное наследование с кроссинговером. Посмотрите мое решение в комментариях на вопрос Натальи от 28 мая 2014 года в статье на сцепленное наследование.

      Ответить
      • Custodian Of Midnight

        Спасибо Вам огромное!

        Ответить
  15. Dasha

    Здравствуйте, наткнулась вот на такую задачу в C6 и никак не могу её решить, объясните пожалуйста.
    Под действием мутагена у мужчины в гаметогенезе в клетках не разошлись половые хромосомы. Какие типы гамет будут образовываться у этого мужчины? Какие кариотипы могут возникнуть при оплодотворении нормальной яйцеклетки сперматозоидом данного мужчины?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Даша!
      Генотип мужчины записывается так: 2А+XY (где А — это аутосомы, а X и Y — это пара половых хромосом). Поскольку при гаметогенезе (то есть при мейозе) половые хромосомы не расходятся, то будут образовываться сперматозоиды с геномом А+XY и А+0. При оплодотворении нормальных яйцеклеток с геномом А+Х такими сперматозоидами будут образовываться организмы с такими генотипами (кариотапами): 2А+2XY и 2A+X.

      Ответить
  16. Настя

    Как связаны понятия ген, генотип, геном и фенотип?)Очень буду вам признательна.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Настя, если Вы хотите хорошо разобраться с этими генетическими терминами и быстро научиться решать задачи по генетике, приобретите мою платную книжку (ссылка на покупку справа в сайдбаре). Можно оплатить на мой телефон +7(927)32-32-052, написать мне на почту об оплате и я вышлю на Ваш адрес файл книги .pdf.

      Ответить
  17. Антон

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Я бы хотел задать вопрос по генетике. В задачнике попался такой вопрос:
    «При скрещивании гороха посевного с генотипами ААbb и ааBB проявится закон:
    а) сцепленного наследования
    б) расщепления
    в) независимого наследования
    г) доминирования.»
    В задачнике ответ г). Странно, но доминирование — это первый закон Менделя о единообразии гибридов, а тут наблюдается комбинация из родительских признаков.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Да, Антон, все верно. Правильный ответ г). От скрещивания двух чистых линий гороха (и нет никакой разницы моногибридное это скрещивание или дигибридное) в первом поколении наблюдается ЕДИНООБРАЗИЕ ГИБРИДОВ вследствие доминирования одного аллельного гена над другим аллельным ему геном.
      P: ААbb * ааBB
      G:. Ab…..aB
      F1: AaBb — поскольку А большое доминирует над а, B большое доминирует над b, в F1 все особи будут и генотипически, и фенотипически одинаковыми.
      А вот уже закон независимого наследования проявится во втором поколении от скрещивания этих дигетерозигот AaBb друг с другом, причем лишь в том случае, если эти два изучаемых признака A и B «сидят» в разных парах гомологичных хромосом.

      Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *