САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Что нас ждет в заданиях С2

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора ЕГЭ по биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

В предыдущем посте мы говорили о нюансах в подготовке правильных ответов на задания С1 группы заданий С. Поэтому сейчас логично перейти к ознакомлению с тем,

Как  правильно отвечать  на задания  С2

Как репетитор ЕГЭ по биологии, могу констатировать, что эти задания линии С2 могут быть двоякого рода: 1)  задания, контролирующие ваше умение анализировать готовый биологический текст, находить и исправлять в нем ошибочную информацию и 2)  задания, выявляющие ваши способности при работе с рисунками, схемами из всех возможных содержательных биологических блоков.

Сначала поговорим по первому роду заданий С2, где

  Вам предлагаются готовые тексты

Эти тексты содержат  как правильные, так и заведомо неверные биологические утверждения и важно не просто перечислить номера предложений в которых допущены ошибки, но, главное, правильно исправить их. Так как без исправления самих ошибок (только с правильным указанием номеров неверных предложений) баллы вовсе не начисляются.

То есть, вы получаете 0 баллов, если вообще ничего не ответите и те же 0 баллов, если даже укажете правильно все неверные предложения без соответствующего анализа ваших ответов! Мне, как репетитору ЕГЭ по биологии, такая оценка ваших знаний не кажется   верной. Более того, при проверке вашей работы еще учитывается и степень полноты,   ответа.  Максимально возможное количество баллов равно 3.

По статистическим данным с  заданиями по готовым текстам справляется в среднем лишь третья часть всех экзаменуемых.

Самые же низкие результаты получены в ответах на задания, требующие находить и исправлять ошибки в текстах по экологии, биосфере и теории эволюции. Их правильно выполняют лишь15% экзаменуемых. А это как раз те биологические темы, которые отличаются не столько конкретикой, а являются больше областью теоретической биологии.

Поэтому так важно научиться не только правильно запомнить и анализировать  биологическую информацию, но и уметь самостоятельно делать теоретические обобщения, чему я, как репетитор ЕГЭ по биологии, и стараюсь обучить своих учеников.

                                                  Задания с рисунками и схемами

Эти задания части С2 также часто вызывают затруднения.  Причиной здесь может быть не только слабое знание материала, но и «недостаток» воображения.

Рисунки и схемы  приводятся в тестовых заданиях С2, как правило, из учебников. Но в учебниках то мы привыкли видеть их в цветном изображении, запомнили их такими.

В тестовых же заданиях, даже если это прямые ксерокопии тех же рисунков и схем, их черно-белое изображение может просто «сбить с толку» и быть не всегда достаточно качественным.

Не удивительно, что трудными для выполнения являлись задания с рисунками по разделу «Растения», требующие сравнения разных типов плодов, где изображение в цвете, мне, как репетитору ЕГЭ по биологии, кажется, было бы просто необходимо.

Но по разделу «Растения» много ошибок бывает  допущено и по определению типов соцветий, выявлению различных структур листа и описанию их функций, и по установлению систематической принадлежности изображенных растений — а это уж больше связано с пренебрежительным отношением к усвоению данного материала.

Сложными оказались задания и по общей биологии на определение по рисунку  фаз деления клетки (разбору этого вопроса у меня был посвящен отдельный пост), описанию зародышевых листков  и формируемых из них тканей и органов,  клеточных структур и их функций.

                                          Примеры заданий С2 с готовым текстом:

1. Найти предложения с неверными ответами  и аргументированно исправить их

1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. Продуценты усваивают произведенную первичную продукцию и передают ее далее по цепи питания. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

Ошибки допущены в предложениях:

1)  2 — первым звеном пищевой цепи биогеоценоза  являются продуценты;

2) 3 — консументы — это организмы  использующие для жизни готовые органические вещества и не способные к  фотосинтезу. У продуцентов на свету накапливается энергия, усвоенная ими в процессе фотосинтеза;

3)  4 — продуценты производят первичную продукцию, являясь первым звеном в цепи питания, а консументы усваивают эту продукцию, передавая ее далее по цепи питания.

2. Найти предложения с неверными ответами  и аргументированно исправить их

1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатых червей состоит из отдельных сегментов. 4. Полость тела у них отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой. 6. Кислород поступает в тело большинства кольчатых червей через всю поверхность тела. 

Ошибки допущены в предложениях:

1) 2 — кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему;

2) 4 — у них имеется вторичная полость тела, образованная мезодермой — целом;

3) 5 — нервная система кольчатых червей  представлена окологлоточным кольцом и брюшной нервной цепочкой.

3. Найти предложения с неверными ответами  и аргументированно исправить их

1. Насекомые — самый многочисленный класс членистоногих. 2. К ним относят разнообразных бабочек, жуков, мух, комаров, клещей , пчел и других животных. 3. Их тело состоит из головы, груди и брюшка. 4. На голове у всех насекомых расположены: пара простых глаз, пара усиков, ротовые органы. 5. У многих насекомых хорошо развиты крылья, они имеют по четыре пары ног. 6. Большинство насекомых занимают наземно-воздушную среду обитания, но имеются насекомые, живущие в воде.

Ошибки допущены в предложениях:

1) 2 — клещи относятся не к классу насекомых, а классу паукообразных;

2) 4 — у насекомых имеются не простые, а сложные (фасеточные) глаза:

3) 5 — у насекомых не четыре, а три пары ног.

Ну вот, как репетитор ЕГЭ по биологии по Скайпу, мне кажется с ответами на задания линии С2 более менее разобрались? Какую же информацию надеются  от вас получить  разработчики тестовых задания по биологии в  заданиях линии С3? Об этом — в следующем посте.

                                                              *************************************************

У кого есть вопросы по  статье к репетитору ЕГЭ по биологии по Скайпу,  замечания, пожелания — прошу в комментарии, у меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
в) ЕГЭ по биологии до Рохлова (до 2018 года)Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | готовый биологический текстрепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиирисункисхемытестовые задания ЕГЭ по биологии С2 | 2 комментария
Отзывов (2)
  1. Timur

    Помогите, пожалуйста, разобраться с таким заданием.
    Не могу ничего в Интернете найти.
    http://savepic.org/3341917.png

    Ответить
    • Борис Садыков

      1. На рисунке изображено семя однодольного растения в разрезе.
      2. 2 — это семядоля зародыша; 3 — зачаточные стебелек, листок, почечка; 4 — зачаточный корешок.
      3. 1 — это эндосперм — будушее питание для прорастающего зародыша.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × три =