САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: учащимся и репетиторам по биологии
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: учащимся и репетиторам по биологии

Как достичь максимального результата при сдаче ЕГЭ в 2022 году

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Данная моя статья тоже является усечённым вариантом (по сути плагиатом), составленным по Методическим рекомендациям по биологии  Рохловым  В.С. и Петросовой Р.А. ФИПИ 2021 год.

В этих рекомендациях кроме  глубокого анализ результатов сдачи экзаменов по биологии в 2021 году, большое внимание авторами уделено тому,

как готовиться к экзаменам абитуриентам для достижения максимального результата при сдаче ЕГЭ по биологии в 2022 году.

Я вижу в этих рекомендациях некий тактический ход. С приходом нового председателя комиссии и новых членов комиссии по составлению  КИМов ЕГЭ по биологии в 2018 году, сдать Часть 2 по биологии  из года в год становится всё труднее. И задания в некоторых вариантах попадаются уровня олимпиадных, и  критерии проверки этих заданий таковы,  что незначительное отклонение ответов от ключей не позволяет экспертам оценивать задание в 3 балла. Так вот. авторы этого методического пособия полагают, что их рекомендации по подготовке к экзаменам должны помочь учащимся научиться отвечать на составленные ими задания Части 2 КИМов по биологии в 2022 году.

Авторы рекомендаций поясняют, что В КИМ ЕГЭ 2022 г. в линиях 2, 21, 22, 25, 26  будут представлены задания поискового, контекстного характера.  Умение отвечать на них напрямую связано с изучением научных биологических теорий (об этом авторы подробно написали в своем прошлогоднем послании), например клеточной, хромосомной, эволюционной, рефлекторной, теории иммунитета.

Знакомство с биологическими теориями должно  позволить ученикам вместе с учителем, опираясь на историю создания в контексте имевшегося на тот момент научного знания, осмыслить творческий поиск ученых, которые и привели к появлению научной теории в биологии, а также определить ее место в общей системе естественнонаучной картины мира (да если все уроки в школе в старших классах заменить на уроки биологии и тогда трудно представить как ученикам вместе с учителем осмыслить весь творческий поиск ученых, создателей этого десятка основных биологических теорий).

Главным недостатком в преподавании биологии является то, что многие учителя биологии крайне неэффективно используют или вообще не используют имеющийся у них арсенал современных средств обучения. Отдельно следует отметить полное отсутствие на уроках натуральных объектов, которые заменяются различными аудиовизуальными средствами, что представляется недопустимым, так как у обучающихся искажаются представления об объектах живой природы.

Приведем пример задания линии 23, которое выполняли участники ЕГЭ 2021 г. В задании проверялись умения работать с изображением объекта, определять и описывать его.

На рисунках изображены отпечатки листа, семени и реконструкция вымершего растения, обитавшего 350–285 млн лет назад.

Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каких периодах обитал данный организм. Это растение имеет признаки двух отделов, последовательно сформировавшихся в ходе эволюции. Назовите эти отделы. Какие черты внешнего строения позволяют отнести изображенное растение к этим отделам? Как называют группу вымерших растений, имевших такие признаки?

Важнейшим условием успешного выполнения этого и подобных заданий является узнавание (определение) изображенного объекта. Без отработанных на уроках, во время лабораторных и практических работ, умений выполнение задания становится затруднительным.

Отметим, что в перечень учебного оборудования для кабинетов биологии включен набор палеонтологи-ческих муляжей с отпечатками ископаемых растений и животных (см. приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания…). Но можно предположить, что на уроках биологии при изучении темы «Возникновение и развитие жизни на Земле» многим обучающимся данный набор не демонстрировался и практическая работа с ним не проводилась, хотя подобные задания используются в ЕГЭ с 2018 г. Да что Вы говорите, уважаемые авторы Методических рекомендаций, «есть приказ Министерства просвещения» — и Вы действительно считаете  достаточно приказа, чтобы  «по мановению волшебной палочки» во всех школах нашей необъятной Родины  появились МУЛЯЖИ с отпечатками ископаемых растений и животных. Да не с Луны же Вы прилетели? Одно дело Министерству издавать приказы, а совсем другое — реально жить.

Практика использования рисунков (изображений) в заданиях ЕГЭ будет продолжена. Так, в 2022 г. участники экзамена встретятся с изображениями объектов (их частей) в следующих заданиях линий: 5, 7, 9, 12, 20, 21, 22, 23, 25, 26. Очевидно, что при разработке поурочных материалов необходимо использовать перечень необходимых средств обучения, чтобы учащиеся смогли ознакомиться не только с изображениями объектов, но и различными коллекциями, влажными и остеологическими препаратами, гербариями, микропрепаратами и т.д. (О каких «различных коллекциях» с остеологическими  препаратами скелетов Вы говорите?  Сколько же времени нужно, чтобы они появились во многих школах? Да и появятся ли когда-либо вообще, сколько им места нужно в кабинетах биологии, если и микроскопы то не во всех школах имеются?).

Хотя результаты на экзаменах зависят от множества факторов, но основным лимитирующим фактором является время.

Именно оно диктует правила отбора учебного материала для повторения и его последовательность. За много лет процедуры ЕГЭ всем хорошо известны структура КИМ и ее содержательное наполнение, которое определяется  кодификатором и спецификацией. Поэтому необходимо соотносить учебный материал с содержанием этих документов.

Рассмотрим конкретный пример организации повторения учебного материала.

Повторение рекомендуется начинать с клеточной теории – исторически первой, с которой связано возникновение биологии как самостоятельной науки, на фундаменте которой выросла комплексная специальная наука о клетке – цитология. В школьном курсе биологии основные положения клеточной теории сформулированы в готовом виде и, по большому счету, никак не связаны в дальнейшем со строением клетки и ее органоидов, материалом по эмбриологии, физиологии, биологии развития, эволюции, хотя  присутствует в них по умолчанию (сейчас будет всего очень и очень много, но всё необходимо и логично обосновывается).

Между тем выявление исторических истоков и возможностей самой клеточной теории, использование продуктивных методов обучения (процесс, в котором имеет место поисковая, творческая, познавательная деятельность учащихся) – важные резервы повышения качества биологического образования, придания знаниям и умениям обучающихся системного характера, совмещения усвоения знаний с деятельностью по их приобретению, осмыслению и применению.

Отдельно следует выделить интегрирующую роль клеточной теории. Изучение химического состава клетки, обмена веществ, структурно-функциональной организации, развития клетки, формирование тканей и многоклеточного организма базируется на положениях клеточной теории. Вместе с тем становлению современной клеточной теории в значительной степени способствовали открытия в области химии, физики, технологии, теории управления (кибернетики).

В свою очередь, развитие клеточной теории легло в основу формирования генетических закономерностей и основ эволюционной теории. В результате такой междисциплинарной научной интеграции формируется единство принципов причинности, системности и историзма.

Однако в реальности повторение содержания учебного материала по цитологии и используемые методы обучения биологии нередко представляют собой механическое слияние учебной информации, которую требуется заучить и воспроизвести. В результате, клеточная теория у большинства обучающихся ассоциируется с обобщенным образом «минимальной» клетки, которую учитель вместе с учениками наполняет конкретным содержанием при изучении растений, животных, грибов, бактерий.

В результате целью изучения цитологии становится запоминание клеточных структур и их функций, различий между прокариотической и эукариотической клетками, растительной и животной клетками. Обучающиеся с хорошей памятью запоминают учебный материал и могут его воспроизвести. Они отвечают на конкретные задания, в которых необходимо охарактеризовать клеточные органоиды, стадии процессов фотосинтеза и энергетического обмена, фазы митоза и мейоза и т.д. При этом на вопросы, где требуется обобщение учебного материала из разных тем, отвечают правильно и набирают 3 балла не более 2–4% экзаменуемых (да потому что способными к обобщению материала из разных тем могут лишь учащиеся — будущие ученые, а их и рождается не более 3%) .

Приведем примеры таких заданий.

Какие ароморфозы в строении клетки обеспечили появление одноклеточных эукариотических организмов в процессе эволюции органического мира? Обоснуйте их значение.
Какое значение имело появление фотосинтеза в эволюции жизни на Земле? Ответ поясните.

При ответе на последний вопрос большинство участников ЕГЭ указало появление кислорода и озонового экрана, выход организмов на сушу. Лишь единицы обосновали переход на кислородный путь обмена веществ, усложнение клетки и появление многоклеточности.

Чтобы отказаться от такого механистического подхода к пониманию клеточной теории и основ цитологии, следует начать формировать у обучающихся холистический (целостный) подход, подразумевающий объяснение механизма координации деятельности клетки, позволяющий связать воедино важнейшие процессы её жизнедеятельности для обеспечения функционирования клетки в целом.

Важно показать, что клеточная теория – основа для структурирования знаний о процессах жизни и эволюции, что именно в клетке осуществляются основные реакции обмена веществ, а каждый физиологический процесс имеет свою материальную физико-химическую основу. Развивая представление о клеточной теории, следует увязать роль клетки как основы индивидуального развития многоклеточного организма, носителя наследственных структур (хромосом, генов), равномерное распределение которых обеспечивает передачу наследственных признаков из поколения в поколение.

Заключительной проекцией должна стать идея непрерывности клеточного цикла, которая является одной из ключевых предпосылок эволюции живой природы. Клеточный уровень жизни определил развитие других форм и уровней биологической организации природы, о которых подробно пойдет речь при изучении следующих тем курса «Общая биология».

Выстроенная таким образом система изучения клеточной теории позволит глубже понять организацию и функционирование растительного и животного организмов, осмыслить и понять суть рефлекторной теории (строение и взаимодействие нейронов), теории иммунитета, показать роль различных видов лейкоцитов и их взаимодействий во внутренней среде организма человека.

Конкретизация положений клеточной теории в процессе изучения биологии должна происходить в нескольких направлениях:
– таксономическом (при разработке этого направления следует выйти на модель «минимально функциональных» клеток организмов прокариот и разных царств эукариот);
– морфологическом (это направление должно обеспечить движение от единой модели клеточной организации к разнообразию клеток: клеток-организмов, клеток-колоний, клеток растительных и животных тканей);
– физиологическом и биохимическом (переход от общего обзора функций к системному рассмотрению процессов в клетке и организме в их взаимосвязях);
– генетическом (движение от общей идеи о клетке как носителе генетической информации к понятию «хромосома», а от нее к понятию «ген»);
– эмбриологическому (от половых клеток к многоклеточному эмбриону, от увеличения числа клеток в начале процесса до их развития в зародышевые листки, далее в ткани и органы);
– эволюционном (движение по этапам эволюции жизни, появление самой клетки и ее развитие, усложнение и появление многоклеточности, роль клеток в микроэволюционных процессах).

Все изложенное выше позволяет заключить, что клеточная теория представляет собой стержень, вокруг которого может быть собран учебный материал по цитологии, молекулярной биологии, систематики, физиологии и эмбриологии, эволюции и генетике и который придает целостное единство их трактовке и пониманию.

Аналогичным образом следует организовать изучение синтетической теории эволюции

и одновременно организовать повторение содержания разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные».

При изучении вопросов антропогенеза

следует предварительно организовать повторение материала по разделу «Человек и его здоровье». Освоив содержание одной темы или раздела, осмыслив внутренние связи, заложенные между понятиями, можно перейти к изучению следующих разделов и тем курса «Биология». При этом необходимо постоянно возвращаться к системообразующим теориям и законам, развивая их и наполняя новым содержанием.

Для успешного освоения учебного материала рекомендуется составление кратких схем и обобщающих таблиц, опорных конспектов, которые позволят систематизировать учебный материал и лучше его понять и запомнить. При этом многие схемы, таблицы, конспекты могут составлять сами обучающиеся, развивая метапредметные умения и навыки и прорабатывая изученный материал.

Промежуточный контроль можно осуществлять, используя задания из открытого банка ФИПИ.

Для контроля можно использовать все типы заданий, представленных в банке, а не только соответствующие актуальной экзаменационной модели ЕГЭ. Так задания с выбором одного верного ответа, которые в настоящее время отсутствуют в вариантах ЕГЭ, можно рекомендовать обучающимся для самоконтроля в качестве домашнего задания, а на уроках использовать другие формы заданий.

Задания с развернутым ответом лучше использовать на уроках при проработке проблемных вопросов. Коллективное обсуждение, дискуссия в процессе поиска правильного решения, выстраивание логической последовательности ответа будут способствовать не только лучшему усвоению и пониманию учебного материала, но и развитию у школьников умений анализировать предложенную информацию, объяснять, аргументировать свой ответ. Постоянный тренинг с последующим обсуждением проблемных заданий даст положительный эффект при подготовке к ЕГЭ.

Экзаменационная модель ЕГЭ 2022 г. по биологии ориентирована на оценку сформированности у обучающихся основ целостной научной картины мира и включает в себя требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы базового и углубленного уровней (эту бы модель ЕГЭ 2022 года применить к вузовскому 4-6-летнему педагогическому образованию. Редкий выпускник биофака может иметь  представление «целостной научной картины мира»).

Обновленная модель КИМ ЕГЭ 2022 г. по биологии опирается на методологию научного познания (будут оцениваться не только фактические знания по биологии, но и понимание обучающимися процесса их получения, способность интерпретировать, интегрировать и использовать их) и акцентирует практическую ориентированность заданий, которые предполагают проверку умений применять имеющиеся знания в различных жизненных ситуациях и объяснять разнообразные процессы и явления живой природы.

С учетом современных тенденций развития биологического образования в содержание экзаменационной работы включены задания на проверку предусмотренных программой прикладных знаний по биотехнологии, молекулярной биологии, цитологии, селекции организмов, охраны природы, а также физиологии человека, животных, растений, грибов и микроорганизмов.

В экзаменационную модель ЕГЭ 2022 г. включена новая линия 2 заданий (часть 1 работы), а в части 2 – видоизменена линия 22.

Пример задания линии 2
Экспериментатор поместил зерновки пшеницы в сушильный шкаф. Как при этом изменятся концентрация солей и количество воды в клетках семян?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
……………………Концентрация солей                                                Количество воды
……………………………….?…………………………………………………………..?

Пример задания линии 22
Экспериментатор решил исследовать изменения, происходящие с эритроцитами, помещёнными в растворы с различной концентрацией хлорида натрия (NaCl). Перед началом эксперимента он выяснил, что концентрация NaCl в плазме крови составляет 0,9%. В рамках эксперимента он распределил кровь по двум пробиркам, в каждую из которых добавил растворы NaCl с различной концентрацией в соотношении 1:1 (на 1 мл крови – 1 мл раствора NaCl). По результатам наблюдений экспериментатор сделал рисунки эритроцитов А и Б. Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какие изменения произошли с эритроцитом в пробирке Б? Объясните данное явление. Раствор какой концентрации NaCl был добавлен в пробирку на рис. А, а какой – в пробирку на рис. Б?

Задания линий 2 и 22 направлены на проверку умений, связанных с экспериментальной деятельностью: определять контролируемые параметры эксперимента или способов повышения надежности эксперимен-тального метода; объяснять механизмы контроля параметров эксперимента или реальные биологические закономерности, выявленные в ходе экспериментальной или практической детальности в области биологии.

Линии 5 и 6 экзаменационной работы 2022 г. будут дополнены мини-тестами с рисунками (например, часть модуля «Клетка и организм как биологическая система»).
Примеры заданий линий 5 и 6 (мини-тест). Из Демоверсии 2022 года

5. Каким номером на рисунке обозначена фаза мейоза, нарушение механизмов которой может привести к появлению трисомии у потомков?
Ответ: ___________________.

6. Установите соответствие между признаками и фазами мейоза, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

………………..ПРИЗНАКИ                                                                                    ФАЗЫ МЕЙОЗА

А) Формируется два гаплоидных ядра.                                                                      1)   1
Б) Происходит кроссинговер.                                                                                      2)   2
В) Начинает формироваться веретено деления.                                                      3)   3
Г) В экваториальной плоскости выстраиваются биваленты.                                   4)   4
Д) Происходит конъюгация хромосом.
Е) Укорачиваются нити веретена деления.

Иные заявленные изменения в перспективную модель КИМ ЕГЭ на основе ФГОС планируется вносить в 2023–2024 гг. с учетом результатов ЕГЭ 2022 г. (Вот неугомонные, может быть стоит взять передышку, и  погодить немного с внесением новых изменений. Эти бы успеть переварить).

*******************************************************

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
а) Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по биологииИ. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | ЕГЭ по биологии в 2022 годукак готовиться к сдаче ЕГЭ в 2022 годукодификаторМетодические рекомендации Рохлова в 2022 годурепетитор биологии по Скайпу | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − восемь =