САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Занятия по биологии и генетике 2018 год boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Занятия по биологии и генетике 2018 год boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Основные ошибки при сдаче ЕГЭ по биологии в 2017 году

Главная - Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) - Основные ошибки при сдаче ЕГЭ по биологии в 2017 году

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Вот и закончились все перипетии выпускных и вступительных экзаменов 2017 года. Сколько сил отдано в конкурентной борьбе за поступление на бюджетные места в выбранный ВУЗ. Сколько «чертыханий» брошено в сторону ФИПИ осенью 2016 года из-за изменений в составлении КИМов. Все прошло…

Вам, будущим абитуриентам, можно сказать,повезло. Вышел проект Демоверсии 2018 из которого ясно, что новых изменений в составлении КИМов не будет.

Конечно, для более целенаправленной, плодотворной, качественной подготовки к экзаменам в 2018 году важно знать узкие места, пробелы в знаниях, выявленные в подготовке к сдаче экзаменов абитуриентами 2017 года.

Такой  анализ результатов сдачи экзаменов по биологии в 2017 году дан В.С. Рохловым, Р.А. Петросовой, Т.В. Мазяркиной в Методических рекомендациях для учителей. ФИПИ, Москва 2017. Но анализ, проведенный этими авторами, такой подробный, что изучение его целиком может занять несколько часов у самых добросовестных учителей и репетиторов. Да и вряд ли кто из будущих абитуриентов будут изучать полностью этот скрупулезно выверенный, титанический труд авторов.

Для упрощения восприятия видения картины результатов сдачи экзамена по биологии абитуриентами в 2017 году, в этой моей статье нет сведений о тех экзаменационных вопросах с которыми большинство учащихся справились, а обсуждаются лишь те задания с которыми смогли справиться немногие.

Экзаменационная работа включала в себя вопросы из тех же 7-ми содержательных блоков, представленных в Кодификаторе.

Блок 1. «Биология как наука. Методы научного познания». Задания этого блока контролировали учебный материал о методах биологических исследований, основных уровнях организации живой природы, общих признаках биологических систем.

Блок 2. «Клетка как биологическая система» содержал задания, проверявшие знания о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток и генетическом коде, а также умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.

Блок 3. «Организм как биологическая система». Задания по этому блоку предусматривали контроль усвоения знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов и биотехнологии, а также выявляли уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по генетике.

Блок 4. «Система и многообразие органического мира» представляли задания, проверявшие знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы и вирусах, а также умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определенному систематическому таксону.

Блок 5. «Организм человека и его здоровье». Задания этого блока были направлены на определение уровня освоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, лежащих в основе формирования гигиенических норм и правил здорового образа жизни, а также умений применять эти знания в различных ситуациях, для обоснования взаимосвязи органов и систем органов человека, роли нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности.

Блок 6. «Эволюция живой природы» включал в себя задания, направленные на контроль знаний о виде, движущих силах, путях, направлениях и результатах эволюции органического мира, а также умений объяснять роль ароморфозов в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.

Блок 7. «Экосистемы и присущие им закономерности» представляли задания,направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере и умений устанавливать причинно-следственные связи в экосистемах, выявлять условия устойчивости, саморазвития и смены экосистем.

Каждый вариант экзаменационной работы содержал 28 заданий и состоял из 2-х частей.

Часть 1 содержала 21 задание, из них:

7 заданий с множественным выбором (с рисунком или без него);
6 – на установление соответствия (с рисунком или без него);
3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;
2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике;
1 – на дополнение недостающей информации в схеме;
1 – на дополнение недостающей информации в таблице;
1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Часть 2 состояла из 7 заданий с развернутым ответом:

1 задание на два элемента ответа и 6 заданий на три и более элементов.

Анализ ответов экзаменуемых, проведенный в Методических рекомендациях для учителей Рохловым В.С. с соавторами позволил определить круг проблем, затруднений и типичных ошибок экзаменуемых при освоении курса биологии.

Блок 1. Биология как наука. Методы научного познания.

По каким же заданиям этого блога получены низкие результаты?

— методы, применяемые в клеточной инженерии;

— методы, используемые в селекции крупного рогатого скота;

— у каких организмов совпадают клеточный и организменный уровни организации живого

Блок 2. Клетка как биологическая система.

В части 1 очень низкие результаты получены в заданиях, где предлагались задачи на определение хромосомного набора соматических и половых клеток, нуклеотидного состава ДНК.
Участники затруднились определить число хромосом в соматической клетке организма по хромосомному набору половой клетки, число аутосом в половой клетке, число Х-хромосом в половой клетке мужчины.

Пример задания:
«Сколько половых хромосом содержит соматическая клетка мухи дрозофилы, если в этой клетке содержится 8 хромосом?». Ответ: 2.

(Это задание «кочует» из сборника заданий тестов Г.И.Лернера с 2009 года и давно сидит в ОБЗ ФИПИ).

Плохо выполняются задания, направленные на проверку знаний процессов обмена веществ в клетке, деления клетки, характеристик клеток организмов различных царств живой природы.
Участники затруднились определить характеристики процесса биосинтеза белка, энергетического обмена, овогенеза.

Смогли правильно определить процессы, происходящие в разные фазы митоза и мейоза, только 28%
участников; установили соответствие процессов с фазами фотосинтеза 21% экзаменуемых; правильно соотнесли характеристики прокариотической и эукариотической клеток, растительной, животной и бактериальной клеток 28% участников.

Пример такого задания:

Установите соответствие между характеристиками и фазами деления клетки:

ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) обмен участками хромосом (3)
Б) выстраивание хромосом по экватору клетки (1)
В) формирование веретена деления (1)
Г) набор хромосом и число молекул ДНК в клетке – 4n4c (2)
Д) деление центромер хромосом (2)

ФАЗЫ ДЕЛЕНИЯ

1) метафаза митоза
2) анафаза митоза
3) профаза I мейоза

Низкие результаты объясняются несформированностью умений устанавливать соответствие между характеристиками процессов, происходящих в клетке, и соответствующими фазами деления клетки.

Очень низкие результаты получены на задания, в которых требовалось определить последовательность процессов в мейозе и в энергетическом обмене.

Низкий результат получен на задание, в котором требовалось проанализировать схему овогенеза и заполнить в таблице недостающую информацию.

Задания на соответствие оказались самыми сложными, что свидетельствует о слабо сформированных умениях устанавливать взаимосвязи между строением и функций органоидов клетки, процессами обмена веществ, типом деления клетки.

В части 2 этого блока наибольшее затруднение вызвали задания с изображением фаз митоза или мейоза, где требовалось определить тип и фазу деления, а также обосновать свой выбор. Если фазу и тип деления клетки учащимся и удавалось определить, то объяснить и обосновать свой выбор смогли лишь 4% экзаменуемых.

А в задании, где необходимо было определить профазу митоза, экзаменуемые не смогли объяснить, почему рисунок соответствует митозу, не указали наличие гомологичных хромосом и отсутствие их конъюгации,  справились с заданием лишь 2% участников.

Аналогичные результаты получены и по другим заданиям, где требовалось определить по рисункам фазы мейоза.

За задания линии 7, где традиционно проверяются умения применять учащимися знания в новой ситуации при решении задач по цитологии на определение числа хромосом и молекул ДНК в разных
фазах митоза и мейоза, хромосомного набора клеток гаметофита и спорофита растений,
максимальные 3 балла получили менее 5%.

(Странно, что так мало абитуриентов отвечают на эти вопросы правильно. Эти тесты почти без изменений встречаются в КИМах и помещены в ОБЗ ФИПИ  на протяжении последних трех лет).

Пример такого задания:
«Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор
и число молекул ДНК в клетке семязачатка при образовании макроспоры в конце мейоза I и мейоза II. Объясните результаты в каждом случае».

(Это тестовое задание именно в таком виде было в КИМах ЕГЭ еще в 2014 году).

Резюмируя результаты анализа проверки знаний учащимися по данному блоку, к числу слабо сформированных знаний и умений можно отнести:

1) знания характеристик фаз митоза и мейоза, процессов метаболизма клетки;

2) умения определять число хромосом и ДНК в клетках в разных фазах митоза и мейоза;

3) устанавливать соответствие между характеристиками обмена веществ и конкретными процессами;

4) определять по рисунку фазы деления, обосновывать и объяснять свой выбор.

Блок 3. Организм как биологическая система.

Какие же проблемы выявлены в знаниях и умениях по тематике данного блока?

В части 1 в линии 6 сложными оказались задачи на определение фенотипического расщепления в анализирующем скрещивании дигетерозиготы, на определение фенотипов и генотипов потомства при неполном доминировании при скрещивании гетерозигот, на определение числа генотипов
в анализирующем скрещивании особи с генотипом АаВВ.

(Очевидно, что у учащихся просто нет четкого представления о том, что такое анализирующее скрещивание. Каков бы ни был генотип первой анализируемой особи, генотип второй особи всегда должен быть гомозиготен по рецессиву).

В линии 8 проверялись элементы содержания по теме «Разнообразие организмов.Воспроизведение организмов. Онтогенез».

Пример задания, оказавшегося наиболее сложным в этой линии

Установите соответствие между характеристиками и организмами:

ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) преобладание в жизненном цикле гаплоидного поколения  (2)
Б) обновление наследственного материала путём конъюгации (1)
В) отсутствие оплодотворения (1)
Г) образование множества гамет путём митоза  (2)
Д) образование зооспор  (2)

ОРГАНИЗМЫ

1) инфузория-туфелька
2) хламидомонада

В линии 20 трудности вызвало задание, где необходимо было дополнить таблицу и определить признаки генной, хромосомной, геномной мутации.

По части 2 этого блока авторы Методических рекомендаций отмечают положительную динамику в овладении выпускниками умениями решать задачи по генетике. Но задачи на сцепленное наследование генов с объяснением причин полученного фенотипического расщепления, как правило, выполняются хуже, чем задачи на независимое наследование признаков и анализ родословных.

Блок 4. Система и многообразие органического мира.

В этом блоке по целому ряду заданий результаты оказались ниже заявленного уровня сложности. Так, слабо сформированными оказались умения сопоставлять папоротники и голосеменные, корень и побег, круглых, кольчатых, плоских червей, брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Максимальные 2 балла получили менее 8% участников.
Традиционно задания этой линии выполняются лучше по позвоночным животным, чем по растениям и беспозвоночным животным.

Пример задания, на которое ответили всего 7% экзаменуемых.

Установите соответствие между признаками и типами червей, для которых они характерны:
ПРИЗНАКИ
А) наличие первичной полости тела (1)
Б) наличие только продольных мышц (1)
В) наличие брюшной нервной цепочки (3)
Г) наличие кровеносной системы (3)
Д) тело листовидной или лентовидной формы (2)
Е) заполнение промежутков между органами соединительной тканью (паренхимой)(2)

ТИПЫ ЧЕРВЕЙ

1) Круглые черви
2) Плоские черви
3) Кольчатые черви

В части 2 этого блока самыми сложными оказались тексты с описанием строения, жизнедеятельности, образа жизни моллюсков, плоских червей и млекопитающих. Найти и исправить все три ошибочных суждения смогли только 1–3% участников.

Блок 5. Организм человека и его здоровье.

В части 1 с помощью заданий линии 13 проверялись не только знания, но и умения сопоставлять
особенности строения и функционирования органов организма человека. Низкие результаты (ниже 30%) получены на отдельные задания, в которых требовалось сопоставить и соотнести функции печени и поджелудочной железы, рисунки с изображением типов тканей с их характеристиками, конкретные примеры костей с их признаками.

Пример задания, за которое 2 балла получили только 16% экзаменуемых.

Установите соответствие между характеристиками и слоями кожи:

ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) наличие мышечных волокон (1)
Б) защита от ультрафиолетовых лучей (2)
В) расположение потовых желёз (1)
Г) расположение рецепторов(2)
Д) выработка меланина (2)
Е) образование ногтевых пластин (2)

СЛОИ КОЖИ

1) дерма
2) эпидермис

Традиционно знания нервной системы, в частности вегетативной нервной системы, усваиваются значительно хуже, чем строение и функционирование других систем органов человека.

В части 2 приведем пример задания с наиболее низкими результатами.

Почему большая кровопотеря опасна для жизни человека? Ответ поясните.

1. В первую очередь произойдет падение артериального давления и снижение притока крови к сердцу. Это вызовет наступление кислородного голодания головного мозга, что приведет к нарушению работы центральной нервной системы с последующим нарушением функционирования организма в целом и смертельному исходу.

2. Кровь снабжает все клетки организма кислородом и питательными веществами и выводит из организма вредные продукты обмена веществ и углекислый газ. Большие кровопотери приведут к нарушению всех процессов обмена веществ.

Участники указывали только одну из перечисленных причин, поэтому максимальные 2 балла получили только 8%.

За задание, в котором было предложено по изображению внутреннего строения уха назвать его структуры и указать их функции, 3 балла получили только 3% экзаменуемых.

Большие затруднения вызвали и задания, в которых проверялись знания нервной и гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека: условно- и безусловнорефлекторная регуляция выделения желудочного сока, отличие гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности человека от нервной.

Пример такого задания, за которое только 3% получили максимальные 3 балла:

Согласованная работа всех систем органов человека обеспечивается благодаря нервной и гуморальной регуляции. Чем отличается гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека от нервной? Приведите четыре отличия.

1. Разные носители сигнала. Гуморальная регуляция («гумор» в переводе «жидкость») осуществляется с помощью химических веществ (в основном гормонов). Нервная — с помощью нервных импульсов.
2. Разные способы доставки сигнала. Гормоны передаются через кровь, а нервные импульсы передаются по нервным волокнам.
3. Различное действие сигналов. Сигнал при гуморальной регуляции поступает ко всем органам и тканям и ответ является генерализованным, а при нервной.- ответ локален, четко адресован.
4. Различная скорость воздействия. При гуморальной регуляции ответная реакция наступает медленнее и продолжается более длительное время по сравнению с нервной регуляцией.

Блок 6. Эволюция живой природы.

Этот блог содержит задания, направленные на контроль знаний: о виде, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы, идиоадаптации в эволюции растительного и животного мира.

Задания на установление соответствия между примерами проявления дивергенции и конвергенции
у организмов, морфологическими характеристиками человека и шимпанзе, формами естественного отбора, признаками ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации у конкретных групп организмов вызвали наибольшие затруднения.

Примеры заданий, за которые 2 балла получили толь ко 9% учащихся.

Установите соответствие между ароморфозами и типами животных, для которых они характерны:
АРОМОРФОЗЫ
А) вторичная полость тела (1)
Б) дифференцированная пищеварительная трубка (1)
В) выделительная система (1)
Г) кровеносная система (1)
Д) брюшная нервная цепочка (1)
Е) наличие паренхимы между органами (2)

ТИПЫ ЖИВОТНЫХ

1) Кольчатые черви
2) Плоские черви

Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались:

ОРГАНЫ ЖИВОТНЫХ
А) конечности пчелы и кузнечика (1)
Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина (2)
В) крылья птицы и бабочки (2)
Г) передние конечности крота и насекомого медведки (2)
Д) конечности зайца и кошки (1)
Е) глаза кальмара и собаки (2)

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

1) дивергенция
2) конвергенция.

(Ранее, когда для этих же  примеров органов животных  нужно было подобрать,  какие из них являются гомологичными, а какие аналогичными, ошибок было меньше. Нетрудно запомнить, что гомологичные  органы возникают в результате  дивергенции, а аналогичные – в результате конвергенции).

Столь низкие результаты по освоению основных понятий эволюционного учения объяснить, видимо, можно тем, что заучивание материала осуществляется без должного осмысливания.

Например, в одном из заданий линии 23 максимальные 3 балла получили менее 3% участников.

Вот это задание.

Какие особенности строения скелета позвоночного животного, изображённого на рисунке, доказывают его наземное происхождение? Приведите доказательства. С какой группой современных позвоночных животных у него проявляется сходство во внешнем строении? Как называется эволюционный процесс, в результате которого сформировалось это сходство? Ответ обоснуйте.

1. Грудные плавники кита имеют сходное строение с конечностями  наземных животных. Они состоят из пояса конечности и свободной конечности (состоящей из трех отделов: плеча, предплечья, кисти).

2. Видны рудиментарные кости тазового пояса, свидетельствующие о наличии у предков задних конечностей.

3. По форме тела и строению плавников киты похожи на .рыб.

4. Эволюционный процесс, обеспечивший такое сходство китов с рыбами, называется конвергенцией. Конвергенция — это формирование сходных признаков у неродственных групп организмов, обитающих в одинаковых условиях.

(Основной ошибкой учащихся при ответе на этот вопрос было перечисление всех признаков млекопитающих и вместо названия эволюционного процесса был указан один из путей биологического прогресса – ароморфоз).

Такие ответы свидетельствуют о том, что у участников имеется определенная сумма теоретических знаний, но слабо сформированы умения находить критерии для сравнения организмов и делать выводы на основе таких сравнений, а тем более анализировать имеющиеся данные и объяснять происхождение разных групп организмов, применять теоретические знания для объяснения биологических явлений.

Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности.

Этот блог содержит задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.

При общих высоких результатах выполнения заданий по экологии, отдельные вопросы вызвали затруднения. Пример одного из таких заданий.

Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах, к которым их относят:

ОРГАНИЗМЫ
А) спирогира (1)
Б) серобактерии (1)
В) мукор (3)
Г) пресноводная гидра (2)
Д) ламинария (1)
Е) бактерии гниения (3)

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

1) продуценты
2) консументы
3) редуценты

Низкий результат выполнения задания объясняется в большей степени незнанием роли конкретных организмов в биоценозе, а не незнанием характеристик функциональных групп.

Вот еще задание с низкими результатами.

Установите последовательность этапов круговорота азота в природе, начиная со свободного азота атмосферы.
1) поглощение атмосферного азота бактериями (1)
2) превращение свободного азота в связанные формы (2)
3) потребление связанного азота животными (4)
4) денитрификация связанного азота бактериями (5)
5) усвоение соединений азота растениями (3)

Как и в предыдущие годы, задания на знание круговорота веществ в биосфере вызывают наибольшие затруднения. Изучению данного содержания следует уделить большее внимание.

В задании, где требовалось охарактеризовать приспособленность растений к жизни в тундре, полных правильных ответов оказалось только 1%.

Затруднения вызвали задания, в которых необходимо было объяснить значение ярусности в биоценозе; почему каменный уголь относят к биогенным веществам и невосполнимым природным ресурсам, а также назвать условия его образования.

В части 2,

как и в предыдущие годы, предлагалось 7 заданий (линии 22–28), из них одно задание повышенного уровня (линия 22) и 6 заданий высокого уровня сложности. При анализе результатов выполнения заданий с развернутым ответом части 2 учитывалось, что элементы содержания считаются освоенными, а умения – сформированными, если процент выполнения задания, проверяющего данный элемент содержания или умения, равен или выше 50%.

Анализ показал, что задания линий 22, 24, 27, 28 выполнены значительно лучше, чем задания линий 23, 25, 26.

В задании линии 23 требовалось проанализировать рисунок, определить изображенный объект, обосновать и привести характерные признаки объекта.

В заданиях линий 25 ( материал основной школы) и 26 (материал средней школы) необходимо было продемонстрировать умения анализировать и объяснять биологические процессы и явления, аргументировать и приводить доказательства. Именно эти умения оказались менее сформированными, чем умения анализировать и исправлять ошибки в тексте (линия 24), решать задачи по цитологии (линия 27) и генетике (линия 28).

Анализ результатов выполнения заданий с развернутым ответом позволяет сделать вывод, что задания части 2 хорошо дифференцируют учащихся по уровню подготовки.

А подводя итог проведенному анализу заданий Части 1, авторы Методического пособия констатируют: несмотря на то, что в этом 2017 году была предложена новая модель КИМ ЕГЭ по биологии, экзаменуемые показали высокие результаты при выполнении большинства модернизированных заданий части 1.

Анализ ответов экзаменуемых позволил авторам пособия определить круг проблем, связанных с освоением определенных элементов содержания, выявлением затруднений и типичных ошибок, повторяющихся из года в год:

— особенности обмена веществ и превращения энергии, стадии энергетического обмена,фотосинтез, хемосинтез;
— хромосомный набор соматических и половых клеток;
— фазы митоза и мейоза;
— закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости;
— онтогенез растений и животных, циклы развития основных отделов растений;
— основные признаки царств, типов, отделов, классов живой природы, особенности строения
растений и животных;
— строение сенсорных систем, нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности организма человека, особенности вегетативной нервной системы, высшей нервной деятельности человека;
— внутренняя среда организма человека, иммунитет, обмен веществ и превращение энергии в организме человека;
— признаки различия и родства человека и животных;
— приспособленность организмов к среде обитания;
— направления и пути эволюции, основные ароморфозы и идиоадаптации в развитии
растений и животных;
— экосистема и ее компоненты, экологические факторы, роль растений и животных в биоценозах;
— функции живого вещества планеты;
— круговороты азота, кислорода, углерода, фосфора в природе;
— глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека.

*******************************************************

Для получения максимальных баллов выпускникам 2018 года при подготовке к экзамену не следует
забывать о заданиях прошлых лет с выбором одного правильного ответа, поскольку модернизированные вопросы строятся на их базе. При верной организации работы учителей с подобными заданиями можно успешно проводить текущий контроль знаний.

В контрольных измерительных материалах ЕГЭ по биологии 2018 г. изменений по структуре и типам заданий не будет.

Вот на такой позитивной ноте заканчиваю свой обзор Методических рекомендаций В.С. Рохлова, Р.А. Петросовой, Т.В. Мазяркиной по анализу результатов сдачи экзаменов по биологии в 2017 году.

Репетитор по биологии

Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.

Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | анадиз ошибок сдачи ЕГЭ по биологии в 2017 годукодификаторрепетитор биологии по Скайпу | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × два =