Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора ЕГЭ по биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
В этом посте поговорим о том, какой информацией вам необходимо обладать, чтобы хорошо ответить на задания С3.
Вопросы данной линии предполагают проверку ваших умений обобщать и применять знания по таким разделам биологии как:
1) многообразие живого на планете и
2) процессы жизнедеятельности, протекающие на организменном уровне, у представителей различных царств живой природы и человека.
В вопросах о многообразии жизни особенное внимание разработчики тестовых заданий уделяют оценке знаний наиболее важных свойств типов и классов позвоночных животных и покрытосеменных (цветковых) растений как наиболее эволюционно продвинутых организмов основных царств живой природы.
Главное здесь, как репетитор ЕГЭ по биологии, прошу обратить ваше внимание в ответах на признаки, являющиеся ароморфозами, способствовавшими в процессе эволюции повышению уровня организации и приводящими к изменениям жизнедеятельности организмов. То есть, необходимо знание всех тех признаков организмов, которые способствовали освоению ими новых сред обитания.
В вопросах о процессах жизнедеятельности, протекающих на организменном уровне значительные трудности в предыдущие годы вызвали задания:
1) на применение физиологических знаний для обоснования процессов жизнедеятельности, происходящих в растениях, у животных и человека;
2) по особенностям строения и жизнедеятельности растений, лишайников, грибов и бактерий и их роли в природе;
3) о приспособленности разных растений к среде обитания и возможных причинах их распространения в различных природных зонах;
4) о преимуществах семенного размножения растений перед споровым и вегетативным;
5) о видоизменениях у цветковых растений;
6) на умения сравнивать культурные растения и домашних животных с их предками.
Вот некоторые примеры заданий линии С3
1. Какие признаки характерны для кишечнополостных?
1) все кишечнополостные — это многоклеточные двухслойные животные (их тело состоит их наружного слоя клеток — эктодермы и внутреннего слоя — энтодермы);
2) кишечнополостные так названы, так как под слоем энтодермы имеют кишечную или гастральную полость, где происходит переваривание и всасывание пищи;
3) для всех представителей типа кишечнополостные характерна лучевая симметрия тела;
4) кишечнополостные — хищные животные. Для обездвиживания и захвата добычи они имеют специальные стрекательные клетки с ядом и щупальца;
5) для медуз характерно развитие с чередованием поколений: плавающая форма медузы образует половые клетки — это половое поколение, неподвижная форма медузы (полип) — бесполое поколение.
2. Какие особенности строения характерны для представителей типа Хордовые?
1) у представителей типа Хордовые впервые в эволюции появляется внутренний осевой скелет, у более примитивных форм он представлен хордой, а потом сформировался позвоночник;
2) центральная нервная система хордовых трубчатого типа расположена на спинной стороне над хордой, а не на брюшной стороне как у беспозвоночных;
3) сердце находится на брюшной стороне, кровеносная система замкнутого типа;
4) дыхание жаберное или легкие, причем у всех представителей с легочным дыханием в эмбриогенезе сохраняются жаберные щели.
3. В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?
1) у представителей класса рыбы сердце двухкамерное, а у класса земноводные — трехкамерное (два предсердия и желудочек);
2) у земноводных впервые в эволюции позвоночных появляется второй малый легочный круг кровообращения;
3) в желудочке сердца земноводных содержится смешанная кровь, а у рыб в сердце кровь венозная.
4. Назовите не менее трех признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.
1) для представителей класса пресмыкающихся как наземных животных характерно внутреннее оплодотворение;
2) наличие в яйце большого запаса питательных веществ и амниотической полости (амнион — своеобразный внутренний «прудик» для развивающегося зародыша, источник воды и воздуха);
3) наличие довольно прочных яйцевых оболочек.
5. Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий (не менее четырех особенностей).
1) бактерии — прокариотные (доядерные) организмы, не имеющие не только ядра и других двухмембранных органелл (пластид и митохондрий), но не имеющие даже никаких самостоятельных мембранных органелл (их мембранные мезосомы — это впячивания внутрь клетки наружной плазматической мембраны. Аналогом ядра в их клетках — источником генетической информации является нуклеоид — одна молекула ДНК, замкнутая в кольцо;
2) по способу питания и получения энергии бактерии могут быть как гетеротрофами, так и автотрофами (фототрофами и хемотрофами);
3) обладают высокой скоростью размножения в основном путем простого деления (хотя для некоторых форм известен и примитивный половой процесс — коньюгация);
4) бактерии способны жить как аэробные организмы (используя кислород для окончательного разложения органических веществ) или как анаэробы (без доступа кислорода воздуха);
5) бактерии обладают быстрой способностью приспосабливаться к новым пищевым субстратам за счет мутирования или передачи генетической информации путем переноса плазмид. Поэтому роль бактерий в природе как редуцентов (особенно их способность разлагать не встречающиеся в природе, а искусственно созданные человеком новые органические вещества) невозможно переоценить.
6. Почему грибы нельзя отнести ни к растениям, ни к животным, а выделяют в особое царство органического мира? Приведите не менее четырех признаков.
Поскольку некоторые приhttps://www.biorepet-ufa.ru/biology/ekologiya-i-carstva-zhivogo-na-zemle.htmlзнаки сходны у грибов с растениями, некоторые признаки сближают грибы с животными организмами, а есть у грибов и свойственные только им признаки, грибы были отнесены к самостоятельному царству организмов:
1) грибы как и растения способны расти всю жизнь за счет апикального (верхушечного) роста, не способны к передвижению, имеют прочную регидную клеточную стенку (но эта стенка состоит не из целлюлозы как у растений, а из хитина — вещества, из которого состоят покровы некоторых животных);
2) но их нельзя отнести к растениям, так как грибы не имеют хлорофилла и хлоропластов и не способны к фотосинтезу, а по способу питания и получения энергии они относятся как и животные к гетеротрофным организмам;
3) грибы нельзя считать и животными организмами (хотя они и гетеротрофы и запасным питательным веществом в их клетках как и в клетках животных является гликоген), так как животные способны к передвижению, активному поиску и захвату добычи и являются в экологических цепях питания консументами, а грибы — редуцентами;
4) из многоклеточных организмов только грибы имеют тело, состоящее из тонких, переплетающихся клеток — гиф, образующих мицелий (или грибницу) и способны к внеклеточному «пищеварению».
7. Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.
1) передвижение воды и минеральных веществ осуществляется от корней вверх к побегу по мертвым сосудам, расположенным в древесине (ксилемный ток);
2) передвижение продуктов фотосинтеза — органических веществ от побега к корням осуществляется по живым ситовидным трубкам, расположенным в лубе (флоэмный ток);
3) вода и минеральные вещества от корней по стеблю к листьям и генеративным органам передвигаются в результате корневого давления и сосущей силы, возникающей за счет транспирации воды через устьица;
4) органические вещества перемещаются из фотосинтезирующих клеток за счет разницы концентрации этих веществ в различных клетках.
8. Каковы функции пищеварительной системы человека?
1) механическая обработка пищи;
2) химическая обработка пищи пищеварительными ферментами;
3) всасывание питательных веществ, минеральных солей и воды в кровь и лимфу;
4) передвижение пищи и удаление непереваренных остатков.
9. Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека?
1) гиподинамия может вызвать застой венозной крови в нижних конечностях, что вызывает ослабление работы клапанов в венах и расширение сосудов;
2) понижается обмен веществ в целом, что может привести к накоплению жировой ткани, к избыточному увеличению массы тела;
3) может произойти ослабление мышц, увеличиться нагрузка на сердце, суставы и снижение выносливости организма в целом.
10. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.
1) от охлаждения тела организм предохраняет подкожная жировая клетчатка;
2) от перегревания тела организм защищают потовые железы кожи. Пот, испаряясь охлаждает поверхность тела;
3) а волосы на голове защищают организм и от охлаждения, и от чрезмерного перегрева.
11. Какие существуют 3 примера эмбриологических доказательств эволюции.
1. При половом размножении развитие всех организмов происходит из одной единственной клетки – оплодотворенной яйцеклетки.
2. У всех классов позвоночных животных (рыб, амфибий, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих) наблюдается значительное сходство зародышей на определённых стадиях развития: одинаковая форма тела, зачатки жаберных дуг и жаберных щелей, хорда, имеется хвост, один круг кровообращения (это так называемый закон зародышевого сходства Карла Максимовича Бэра).
3. По мере развития сходство между зародышами различных систематических групп постепенно уменьшается, и начинают преобладать черты, свойственные их классам, отрядам, семействам, родам и, наконец, видам.
12. Какова форма, количество слоев клеток и строение бластулы?
Бластулой называется ранняя стадия развития зародыша любого многоклеточного организма (ей предшествует морула). Бластула возникает в результате быстрых делений (дроблений) зиготы и представляет собой полый, заполненный жидкостью однослойный эмбрион шарообразной формы.
13. Что расположено в полости трубчатой кости взрослого человека? К какому виду тканей принадлежит и каким веществом богато содержимое этой полости?
В полости трубчатой кости взрослого человека расположен желтый костный мозг, который принадлежит к соединительной ткани. Клетки желтого костного мозга богаты жиром. У детей же отсутствует желтый костный мозг (есть только красный).
14. Какого пола человек, образующий гаметы 22А+Х и 22А + Y? Почему?
Как известно, у человека в соматических клетках 46 штук хромосом: 44 аутосомы (А) и 2 половые хромосомы (ХХ у женщин и ХY – у мужчин). А в гаметах (половых клетках) половинный набор хромосом 23 штуки. Так как у людей женский организм гомогаметный (ХХ), то все женские гаметы (яйцеклетки) будут только одного типа 22А+Х. Мужской организм у людей гетерогаметный (XY), значит он будет образовывать два типа сперматозоидов 22А+Х и 22А+Y.
15. Почему не смыкаются стенки альвеолярных пузырьков?
1. Когда рождается ребенок, его специально хлопают по попе, чтобы он всплакнул (всхлипнул, вскрикнул). Так в его легкие впервые попадает воздух, заполняющий все пространство альвеолярных пузырьков. В дальнейшем, даже при попытках полного выдоха, воздух в альвеолах остается всегда, что препятствует их слипанию.
2. Хотя альвеолы представляют собой тонкостенные пузырьки, но все же их перегородки имеют элементы соединительной ткани (эластичные коллагеновые волокна).
3. К тому же изнутри альвеолы выстланы поверхностно-активным веществом (сурфактантом), которое тоже препятствует их смыканию.
16. Укажите не менее 3 особенностей строения цветка подсолнечника, способствующих опылению насекомыми.
1. Сначала надо указать причину, почему подсолнечник, имея трубчатые обоеполые цветки не способен к самоопылению. У подсолнечника пыльца в пыльниках созревает раньше, чем рыльце пестика будет готово к ее восприятию.
2. Хотя у подсолнечника цветки мелкие, но они собраны в огромные соцветия – корзинки. Крайние язычковые цветки имеют очень яркие желтые лепестки для привлечения насекомых.
3. Выделение нектара нектарниками цветков подсолнечника тоже служит привлечению насекомых.
17. Деятельность каких 4 систем органов регулирует блуждающий нерв?
Блуждающий нерв, являясь частью парасимпатической вегетативной нервной системы, иннервирует – отвечает за деятельность таких систем органов как:
1. Дыхательной системы (бронхи и альвеолы легких);
2. Пищеварительной системы (пищевод, желудок, тонкий кишечник, верхняя часть толстого кишечника);
3. Кровеносной системы (сердце) и кроветворного органа (селезенка);
4. Желез внутренней (надпочечники) и смешанной секреции (поджелудочная железа).
18. Опишите путь, который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену на левой руке, если он должен воздействовать на головной мозг.
1. Лекарственный препарат, введенный в вену левой (правой) руки, попадет в верхнюю полую вену, впадающую в правое предсердие сердца, а из него — в правый желудочек.
2. Из правого желудочка препарат с венозной кровью поступит в артерию малого легочного круга кровообращения, пройдет через альвеолы легких и по легочной вене поступит в левое предсердие, а затем в левый желудочек.
3.Далее лекарственный препарат по большому кругу кровообращения из левого желудочка попадет в аорту, затем в сонную артерию, а из нее поступит в капилляры сосудов, снабжающих кислородом и питательными веществами головной мозг и окажет воздействие на нейроны мозга.
********************************************
У кого есть вопросы по статье к репетитору ЕГЭ по биологии по Скайпу, замечания, пожелания — прошу в комментарии, у меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).
Как называются 2 части пыльника?
Пыльник состоит из двух половинок — тек. Каждая тека содержит по два микроспорангия (или два пыльцевых гнезда).
Пыльцевые гнезда — это то же самое, что пыльцевые мешки?
Да, Максим.
Здравствуйте, Борис Фагимович! Скажите,правильно ли я отвечаю на этот вопрос? Объясните, в чём заключается нейрогуморальная регуляция дыхания?
1) Нервная регуляция, или рефлекторная регуляция, заключается в том, что вдох рефлекторно сменяет выдох. При вдохе объем лёгких увеличивается и возникают нервные импульсы, которые идут в центр непроизвольного дыхания, расположенный в продолговатом мозге. Здесь происходит торможение центра вдоха и рефлекторное возбуждение центра выдоха. По нейронам импульс идёт в лёгкие, вызывая выдох. При уменьшении объема легких импульсы от центра выдоха прекращаются, центр вдоха растормаживается, начинается вдох.
2) Гуморальная регуляция состоит в том, что избыток углекислого газа возбуждает центр дыхания, расположенный в продолговатом мозге. Это ведёт к увеличению частоты дыхания.
Здравствуйте, Станислав! Немного пришлось подкорректировать пункт первый вашего ответа. Но в него следует ещё обязательно добавить и описание возможности сознательного регулирования дыхания за счет центров, расположенных в коре больших полушарий головного мозга, ведь человек может и произвольно (по своему желанию) на некоторое время задержать дыхание, изменить его ритм и глубину. По второму пункту: на дыхательный центр значительное влияние оказывает не только изменение концентрации СО2, но и гормон адреналин, способеный непосредственно влиять на дыхательный центр стимулируя дыхательные движения. Подобное действие оказывает и молочная кислота, образующаяся во время работы мышц. Она, как и углекислый газ, раздражает хеморецепторы в кровеносных сосудах, что также приводит к увеличению частоты и глубины дыхания.
Здравствуйте, Борис Фагимович! Скажите, пожалуйста, правильно ли я отвечаю на такой вопрос? Какие формы хозяйственной деятельности человека в промышленных странах нарушают жизнь естественных наземных экосистем?
1) Сельское хозяйство. Человек создает большое количество агроценозов. Расширение их площади ведет к уменьшению площади естественных биогеоценозов, следовательно, меняется видовой состав организмов.
2) Промышленность. В результате выброса в атмосферу опасных соединений (диоксид серы, монооксид азота, «лисий хвост», тяжёлые металлы и т.д) происходит загрязнение почвы и водоемов. Вредные вещества, накапливаясь в тканях растений и животных, вызывают снижение их жизнеспособности и гибель.
3) Создание карьеров и шахт. Можно заметить, как изменится окружающая среда после того, как будет создан карьер или шахта. Резко снижается численность растений. Животные мигрируют с этих территорий. Территория, можно сказать, «опустынивается».
4) Отстраивая города или деревни, человек сильно меняет ландшафт местности, а это, безусловно, истребляет растения и животных.
А угадайте «с трех раз», Станислав, правильно ли Вы отвечаете на вопрос? Как всегда всё верно. Обратите внимание, чуть-чуть подредактировал ваш текст.
При скрещивании дигетерозиготного растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми (а) неокрашенными (в) семенами в потомстве получено расщепление по фенотипу: 100 растений с гладкими окрашенными семенами, 1500 с морщинистыми окрашенными, 110 с морщинистыми неокрашенными и 1490 с гладкими неокрашенными. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Обьясните формирование четырых фенотипических групп. Заранее спасибо.
Светлана, задачи, подобные этой, у меня на блоге разбираются. У Вас задача на сцепленное наследование с кроссинговером. Конечно, такие задачи у меня «сидят» или в разделе по ЕГЭ С6 по решению генетических задач (почему Вы разместили свой комментарий здесь в линии С3?), или в разделе на сцепленное наследование. Пользуйтесь «МЕНЮ» вверху блога (страница «СОДЕРЖАНИЕ»).
Почему мы в этом задании делаем вывод, что оно не на Менделевское независимое наследование двух признаков, а на Моргановское сцепленное наследование? Так как по Менделю при анализирующем дигибридном скрещивании мы должны были бы получить примерное равенство фенотипов всех возможных потомков 1:1:1:1. Здесь же мы четко видим, что двух фенотипов — «львиная» доля (с генотипами Aabb и aaBb), а двух других (с генотипами AaBb и aabb) — мало. Значит у исходного дигетерозиготного родителя аллели генов A и b находились в одной гомологичной хромосоме (и наследовались, естественно, совместно), а аллели генов a и B — в другой гомологичной хромосоме и наследовались тоже совместно. Но благодаря кроссинговеру появлялись и такие сочетания этих аллелей генов в гаметах как AB и ab.
P: Ab//aB * ab//ab (здесь «//» палочки означают гомологичные хромосомы)
G: Ab,aB…..ab (без кроссинговера и таких гамет большинство)
F: Aabb и aaBb — потомство от некроссоверных, нерекомбинантных (или исходных) родительских гамет. 1490 с гладкими неокрашенными и 1500 с морщинистыми окрашенными.
G: AB,ab…..ab (кроссоверные, рекомбинантные гаметы, их образуется немного, что зависит от расстояния между исходными аллелями генов A и b в одной гомологичной хромосоме или, что тоже самое a и B — в другой).
F: AaBb и aabb — потомство от кроссоверных (рекомбинантных) гамет. 100 растений с гладкими окрашенными семенами и 110 с морщинистыми неокрашенными.
Светлана, думаю пополнить мой мобильный +7(927)32-32-052 на 100 рублей за мой добросовестный ответ Вам не составит труда, но я бы посоветовал Вам прислать 480 рублей и я пошлю на Ваш адрес электронной почты n-bugaeva@list.ru свою замечательную книжку «Как научиться решать задачи по генетике», которая (судя по отзывам) уже многим помогла «разговаривать с генетикой на ТЫ». А это важно не только для сдачи ЕГЭ, но и быть вполне счастливым на занятиях по генетике в ВУЗе (куда Вы непременно поступите).
какой путь пройдет лекарственный препарат,введенный в вену правой руки,если он должен воздействовать на головной мозг?
заранее спасибо)
Правое предсердие, правый желудочек, легочная артерия, легкие, легочная вена, левое предсердие, левый желудочек, аорта, две сонные и две позвоночные артерии, головной мозг.
Скажите, пожалуйста, один круг кровообращения имеется у ланцетника или австралийского рогозуба?
И еще, для каких растений характерны однополые цветки? (в учебниках дается очень мало примеров)
Спасибо.
У ланцетника, как самого первого представителя типа Хордовые, один круг кровообращения. Далее, у всех хрящевых и почти всех костных рыб — тоже один круг кровообращения. Австралийский рогозуб относится к двоякодышащим рыбам: кроме жаберного дыхания они могут дышать при помощи легкого (образованного из плавательного пузыря). Поэтому у рогозуба появляется второй или малый легочный круг кровообращения.
Однополые цветки у кукурузы, огурца, тыквы, ольхи, березы, некоторых бобовых.
Назовите 4 видоизменения эпидермиса кожи млекопитающих.
Думаю, что это волосы, роговые образования(когти, ногти, копыта).
А какие еще 2 видоизменения есть?
А почему еще два? Вы же назвали уже три: шерсть, когти (ногти), копыта. Еще и рога растут кое у кого.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в
которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Передние корешки спинного мозга включают в себя отростки
чувствительных нейронов. 2. Задние корешки состоят из отростков
двигательных нейронов. 3. При слиянии передних и задних корешков
образуется спинномозговой нерв. 4. Общее количество спинномозговых
нервов — 31 пара. 5. Спинной мозг имеет полость, заполненную лимфой.
1. Передние корешки спинного мозга состоят из отростков двигательных нейронов.
2. Задние корешки спинного мозга включают в себя отростки чувствительных нейронов.
5. Спинной мозг имеет узкий центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью.
Перечислите четыре типа стеблей в зависимости от расположения в пространстве
Прямостоячие, стелющиеся (ползучие), лазающие (цепляющиеся), вьющиеся.