САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Проблемы с ответами на задания С4

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора ЕГЭ по биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Сразу хочу оговориться почему этот пост называется «Проблемы…» 

 Задания линии С4 касаются проверки знаний по таким двум содержательным блокам как: «Эволюция органического мира» и

«Экосистемы и присущие им закономерности».

Как вы сами хорошо понимаете, эти темы требуют от вас умения обобщать и применять знания о биологических системах.

Восьмилетний опыт проведения в стране ЕГЭ по биологии в такой форме показывает, что по теме «Экосистемы» лишь около 10% участников смогли ответить на три балла. А по  теме «Эволюция» и того меньше —  на три балла смогли ответить только 5% сдающих. И мне, как репетитору ЕГЭ по биологии, эти результаты не кажутся странными.

Особые затруднения вызвали у выпускников ответы на следующие группы вопросов:

1. Выявление причин приспособленности организмов к окружающей среде.

2. Обоснование общности происхождения органического мира и родства объектов живой природы.

3. Сравнительно-анатомические, палеонтологические и эмбриологические доказательства эволюции.

4. Установление причинно-следственных связей между движущей силой, направлениями и результатами эволюции и применение знаний эволюционных закономерностей в новой ситуации.

5. Применение знаний структурно-функциональной организации экосистем.

6. Определение биотических факторов среды, сдерживающих рост численности популяций животных в природе.

7. Объяснение роли биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе.

Понятно, что  знание  основных слабых сторон большинства учащихся в подготовке к ЕГЭ по биологии, тех вопросов, которые вызвали наибольшие затруднения в предыдущие годы, позволит вам более эффективно готовиться к сдаче  экзамена.

Ниже рассматриваются по одному примеру вопросов с ответами из реальных заданий линии  С4  тестов предыдущих лет по каждой из перечисленных выше проблемных групп 

1. Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трех признаков.

Класс Птицы — единственный класс позвоночных животных, освоивших в совершенстве для жизни не только наземную, но и воздушную среду обитания благодаря ароморфозам, протекающим по следующим направлениям:

1) особенности строения  органов и их функции, связанные непосредственно с полетом. Это наличие полостей в костях, превращение передних конечностей в крылья с совершенным перьевым покровом, быстрое переваривание пищи, отсутствие мочевого пузыря для облегчения веса тела, острота зрения;

2) особенности, обеспечившие высокий уровень обмена веществ и теплокровность. Это 4-камерное сердце,  наличие воздушных мешков, обеспечивающих так называемое двойное дыхание, потребление большого количества пищи;

3) высокоразвитая центральная нервная система, обеспечивающая сложное поведение птиц, необходимое при дальних перелетах и заботе о потомстве.

2. Генетический код у любых организмов всех царств живой природы (и даже у вирусов) универсален. Почему же организмы отличаются друг от друга?

1) генетический код — это система кодирования последовательностью нуклеотидов молекул ДНК последовательность аминокислотных звеньев при синтезе белков (их первичной структуры);

2) эта система кодирования является  одинаковой (универсальной) у организмов всех царств живой природы: определенной тройке нуклеотидов информационной РНК при синтезе белковой молекулы соответствует строго определенная аминокислота;

3) единство генетического кода у всех живых организмов — самое верное доказательство единства их родства и происхождения;

4) организмы значительно отличаются друг от друга самой генетической информацией, заложенной в ДНК их клеток — генотипом: количеством нитей ДНК, их молекулярной массой, связанной с количеством нуклеотидов, входящих в их состав, различной последовательностью нуклеотидов в молекулах ДНК организмов разных видов. Чем дальше стоят друг от друга организмы различных систематических групп в эволюционном древе жизни, тем бОльшими отличиями в строении своих молекул ДНК они обладают.

3. Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последовательности развития животного мира.

1) зигота диплоидная, имеет двойной набор хромосом (2n) и образуется после оплодотворения гаплоидной  яйцеклетки (1n) гаплоидным  сперматозоидом (1n). Фактически зигота  — это стадия жизни многоклеточного животного, соответствующая организму одноклеточного животного;

2) бластула — это не дифференцированные группы клеток быстро дробящейся зиготы. Эта стадия жизни эмбриогенеза многоклеточного животного эволюционно соответствует известным ныне колониальным формам жизни (вольвокс, гониум);

3) когда  не дифференцированные однородные клетки бластулы приходят в движение, одна часть клеток перемещается внутрь бластулы, а другая остается снаружи — образуется двухслойная гаструла, состоящая уже из двух слоев дифференцированных клеток эктодермы и энтодермы. Эта стадия эмбриогенеза многоклеточных соответствует первым многоклеточным двухслойным животным типа Кишечнополостные (гидра).

4. В промышленных районах Англии с конца XIX и начала XX веков произошло увеличение числа бабочек березовой пяденицы с темной окраской крыльев по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.

1) известно по условию задания, что в генофонде популяции бабочки березовой пяденицы имеются гены,  ответственные как за светлую,  так и темную окраску крылышек;

2) с развитием промышленности в Англии и загрязнением копотью стволов деревьев, птицам легче было находить и склевывать бабочек со светлой окраской крыльев, тем самым увеличивая в процентном отношении в популяции бабочек  долю особей, несущих гены, ответственные за проявление темной окраски крыльев;

3) такое довольно быстрое  изменение окраски крылышек в популяции бабочек березовой пяденицы — пример проявления движущей формы естественного отбора.

5. В небольшом водоеме,  образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоем считать экосистемой? Приведите не менее трех доказательств.

Названный временный природный водоем нельзя называть экосистемой (если под термином экосистема понимать биогеоценоз) по следующим причинам:

1) в нем отсутствует главное первое звено любой природной экосистемы — продуценты (производители органической продукции), поскольку не указаны ни растения-фототрофы, ни бактерии-хемотрофы;

2) все приводимые в задании организмы — это представители одноклеточных и многоклеточных животных, являющихся в экологических цепях питания консументами — потребителями готовых органических веществ;

3) нет в списке  и редуцентов (бактерий и грибов), замыкающих биологический круговорот веществ;

4) систему, в которой отсутствует замкнутый круговорот веществ нельзя считать экосистемой.

6. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?

1) увеличение растительной биомассы в данной экосистеме леса;

2) сокращение численности хищников — врагов для голого слизня ( например, жаб и ежей);

3) сокращение численности болезнетворных микроорганизмов и организмов, являющихся паразитами для слизня.

7.  Чем определяется устойчивость естественных экосистем?

1) чем большее количество видов организмов обитает в данной экосистеме, тем труднее ее вывести из состояния равновесия;

2) наибольшим числом звеньев в цепи питания;

3) эти два признака  являются основными для поддержания  саморегуляции и самовосстановления экосистемы, а значит и определяют ее устойчивость к каким-то неблагоприятным биотическим, абиотическим или антропогенным факторам среды и стабильность  существования во времени.

8. что произойдет если грибы исчезнут с планеты?

1) основная роль грибов  в природе (в экологических цепях питания) быть редуцентами —разлагателями всех органических остатков, поскольку под термином «грибы» в широком смысле слова следует понимать все микроскопические почвенные грибы (а не только те, что образуют плодовые тела на поверхности почвы). В 1 г почвы (правильнее в 1 куб.см) находится 15 км грибного мицелия. Величина кажется невообразимо большой, но это так, потому что нити (грибница) очень тонкие.

2) почвенное плодородие, наличие гумуса, как раз и связано с наличием грибов и бактерий в почве.

3) велика роль грибов и как микоризообразователей на корнях кустарниковых и древесных форм растений, где они, выполняя роль корневых волосков, обеспечивают снабжение растения водой и минеральными веществами.

                                                          **********************************************

У кого есть вопросы по  статье к репетитору ЕГЭ по биологии по Скайпу, замечания, пожелания — прошу в комментарии, у меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
в) ЕГЭ по биологии до Рохлова (до 2018 года)Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | доказательства эволюциипроблемы с ответами на задания С4репетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологииструктурно-функциональная организация экосистемэволюция органического мираэкосистемы и присущие им закономерности | 8 комментариев
Отзывов (8)
  1. Norma

    А нам в университете объясняли, что термин двойное дыхание некорректен в современной биологии. Нужно использовать термин непрерывное дыхание.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Норма, спасибо за комментарий. Но, к сожалению, очень много устаревших понятий используется в учебниках школьной биологии. Учебники отстают от научных веяний на 20-30 лет, а экзаменационные тесты для абитуриентов составляются по школьным учебникам (а иначе то и не должно быть).

      Ответить
  2. Дмитрий

    Здравствуйте, Борис Фагимович!
    Встретил такой вопрос: «По­че­му в хо­лод­ных ре­ги­о­нах чаще встре­ча­ют­ся тем­но­окра­шен­ные реп­ти­лии, а в южных рай­о­нах — свет­ло­окра­шен­ные?»
    В ответах упоминалось правило Глогера (у животных в холодном климате более интенсивная пигментация). Какой правильный ответ, и каким образом нужно строить рассуждение — это правило я в учебниках не встречал (или я просто пропустил его?).

    Ответить
    • Борис Садыков

      Максим, совсем наоборот, правило Глогера гласит, что гомойотермные (это теплокровные животные с постоянной температурой тела, а их только два класса: птицы и млекопитающие) животные, обитающие в условиях более тёплого климата, окрашены ярче, чем те, которые обитают в условиях более холодного климата (в незначительной степени из пойкилотермных животных это правило распространяется и на беспозвоночных животных, например, насекомых).
      На рептилий же, как холоднокровных (пойкилотермных) позвоночных животных, это правило не распространяется. Им, наоборот, в более северных широтах выгоднее иметь более темные покровы тела, чтобы успевать прогреваться и быть активными даже при незначительной солнечной инсоляции (темная поверхность тела поглощает больше солнечных лучей, чем светлая).

      Ответить
  3. Timur

    Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет, концентрация углекислого газа, воду, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для фотосинтеза?

    Ответить
    • Борис Садыков

      1. Есть факторы, от которых зависит какой-либо процесс. Скорость фотосинтеза, например, зависит от таких факторов как свет, концентрация углекислого газа, наличие воды, температура.
      2. Если какие-либо из этих факторов будут находиться не в оптимальных для фотосинтеза значениях, то тогда они не обеспечат протекание интенсивности фотосинтеза должным образом, то есть будут тормозить (или лимитировать) процесс.
      3. При недостатке света и воды в световой фазе фотосинтеза не сможет вырабатываться АТФ. При недостатке углекислого газа нарушится работа цикла Кальвина по её фиксации и образованию глюкозы в темновой фазе фотосинтеза. При низких или высоких значениях температуры ферменты, обеспечивающие протекание биохимических процессов фотосинтеза, не работают.

      Ответить
  4. Андрей

    Сравните биогеоценозы смешанного леса и пресного водоема. Какой биогеоценоз наиболее устойчив и почему?

    Ответить
    • Борис Садыков

      1. Из сравниваемых двух биогеоценозов экосистема смешанного леса будет обладать большей устойчивостью по сравнению с экосистемой пресного водоема.
      2. Вообще из природных экосистем (биогеоценозов) всегда большей устойчивостью будет обладать та система, которая представлена большим видовым разнообразием.
      3. Биогеоценоз смешанного леса охватывает жизнедеятельность организмов, живущих в наземно-воздушной и почвенной среде. Чтобы нанести ощутимый вред такой экосистеме надо уж очень сильно «постараться». В пресный же водоем достаточно попадания не таких уж высоких доз ядохимикатов или удобрений, которые могут вызвать резкие сдвиги в условиях существования водных организмов.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × три =