Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии biorepet-ufa.ru.
На этой странице моего блога можно ознакомиться с реальными вариантами заданий ЕГЭ по биологии, которые были предложены абитуриентам в 2024 году. Думаю, что эти задания будут интересны тем, кто не дожидаясь нового учебного года, уже сейчас летом начинает готовиться к сдаче будущих экзаменов через год в 2025 году.
Здесь представлены задания Части 1, Линии 1-6.
Линия 1.
1. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод |
Применение метода |
Полиплоидизация |
Получение кратно увеличенного набора хромосом в клетках |
? |
Ответ: кариотипирование ИЛИ цитогенетический
2. Рассмотрите таблицу «Биология — комплексная наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Раздел биологии |
Объект изучения/Область исследования |
Селекция |
Выведение новых сортов растений и пород животных |
? |
Историческое и эволюционное становление человека разумного как вида |
Ответ: антропология
3. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живого». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровень организации |
Иллюстрация уровня |
Организменный |
|
? |
|
Ответ: молекулярный
4. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Метод |
Применение метода |
Генеалогический |
Изучение наследования какого-либо признака у человека в ряду поколений |
? |
Близкородственное скрещивание |
Ответ: инбридинг / гибридизация
5. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Метод |
Применение метода |
Биохимический |
Анализ содержания химических соединений в клетках различных организмов |
? |
Разделение органоидов клетки по массе |
Ответ: центрифугирование
6. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живого» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень организации живого |
Иллюстрация |
Организменный |
|
? |
|
Ответ: популяционный / популяционно-видовой / видовой
7. Рассмотрите таблицу «Биология — комплексная наука» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии |
Иллюстрация раздела |
Биотехнология |
|
? |
|
Ответ: экология
Конечно же на втором рисунке верхняя стрелка от СО2, отражающая процесс фотосинтеза у растений, должна быть направлена в другую сторону.
Линия 2.
1. В исследовании измерялись физиологические эффекты у спортсмена после пробежки в быстром темпе 3 км. Как изменились количество крови в сосудах желудка и в сосудах скелетных мышц? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Количество крови в сосудах желудка |
Количество крови в сосудах скелетных мышц |
|
|
Пояснение: Во время пробежки происходит перераспределение кровотока во всём организме. В пищеварительную систему снижается поступление крови в пользу органов, требующих активных энергетических затрат (скелетные мышцы).
Ответ: 21
2. В эксперименте исследователь вводил лабораторным мышам тироксин. Как при этом изменилась ЧСС и интенсивность обмена веществ?
Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
ЧСС (частота сердечных сокращений) |
Интенсивность обмена веществ |
|
|
Пояснение: Тироксин является гормоном, активирующим метаболизм — под его воздействием повышается интенсивность обмен веществ и, как следствие, повышается частота сердечных сокращений (ЧСС)
Ответ: 11
3. Экспериментатор ввел инсулин подопытному животному. Как при этом изменилось содержание гликогена в печени и глюкозы в крови? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Содержание гликогена в печени |
Содержание глюкозы в крови |
|
|
Пояснение: Инсулин снижает уровень глюкозы в крови, усиливая поступление глюкозы в ткани. Из поглощенной глюкозы синтезируется гликоген.
Ответ: 12
4.Исследователь изучал физиологические изменения в организме спортсмена после нагрузки в восстановительном периоде. Как изменится артериальное давление и скорость нервного импульса в нейронах спортсмена в этом периоде? Для каждой величина определите соответствующий характер ее изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Артериальное давление |
Скорость нервного импульса |
|
|
Пояснение:Во время восстановительного процесса после интенсивной физической нагрузки артериальное давление будет снижаться. На скорость проведения нервного импульса физическая нагрузка не оказывает воздействия.
Ответ: 23
5.Экспериментатор проводил упражнение с гантелей. Как при сгибании руки изменится диаметр трехглавой и двуглавой мышцы плеча? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Диаметр двуглавой мышцы |
Диаметр трехглавой мышцы |
|
|
Пояснение:При сгибании руки двуглавая мышца (бицепс) плеча сокращается, утолщается, диаметр увеличивается. Трехглавая мышца (трицепс) плеча при этом расслабляется, ее диаметр сокращается относительно предыдущего состояния (разгибания руки).
Ответ: 12
6. В эксперименте исследователь определял важнейшие физические параметры крови, движущейся по сосудам большого круга кровообращения человека. Как изменились давление крови и ее линейная скорость при движении в направлении от аорты до капилляров скелетных мышц? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения.
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Давление крови |
Линейная скорость крови |
|
|
Пояснение Давление и линейная скорость крови снижаются в процессе продвижения по сосудам большого круга кровообращения.
Ответ: 22
7. Экспериментатор исследовал состав выдыхаемого воздуха у человека во время выполнения физических упражнений. Как в выдыхаемом воздухе изменились концентрации кислорода и азота относительно атмосферного воздуха? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Концентрация кислорода |
Концентрация азота |
|
|
Пояснение При выполнении физических упражнений клетки организма потребляют больше кислорода, поэтому его концентрация в выдыхаемом воздухе понижается. Молекулярный азот воздуха не поглощается клетками, поэтому его концентрация не изменится.
Ответ: 23
8. Испытуемый задержал дыхание на 10 секунд. Как к концу этого времени изменились количество эритроцитов и количество тромбоцитов в его крови? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Количество эритроцитов |
Количество тромбоцитов |
Пояснение Кратковременная гипоксия не приведёт к значимым изменениям уровня кислорода в крови, поэтому количество форменных элементов крови не изменится.
Ответ: 33
9. В исследовании ученый измерял параметры тела кузнечика по мере линек личинки. Как изменились в процессе развития личинок площадь хитинового покрова и количество сегментов в грудном отделе? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Площадь хитинового покрова | Количество сегментов в грудном отделе |
Пояснение Площадь хитинового покрова увеличивается с каждой линькой, поскольку происходит процесс роста организма — образуется новый хитиновый покров, соответствующий увеличенным размерам тела. Количество сегментов у насекомых (3) остаётся постоянным на протяжении всей жизни.
Ответ: 13
10. В исследовании ученый измерял параметры кожи человека при различной освещенности. Как при увеличении времени пребывания на солнце изменится толщина эпидермиса и количество меланина в нем? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Толщина эпидермиса |
Количество меланина |
Пояснение Толщина эпидермиса не изменяется под действием солнечных лучей. Количество меланина увеличивается под действие ультрафиолетового излучения.
Ответ: 31
Линия 3.
1. В молекуле иРНК на долю нуклеотидов с урацилом приходится 24%. Определите долю (в %) нуклеотидов с аденином на матричной цепи молекулы ДНК. В ответе запишите только соответствующее число.
Пояснение: Так как РНК синтезируется на матричной цепи ДНК, доля нуклеотидов РНК с урацилом равна доле нуклеотидов с аденином на матричной цепи молекулы ДНК (аденин комплементарен урацилу).
Ответ: 24
2. На матричной цепи некоторой молекулы ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 15%. Определите долю нуклеотидов с урацилом на цепи молекулы тРНК, которая была синтезирована с данной ДНК. В ответе запишите только соответствующее число.
Пояснение:Так как РНК синтезируется на матричной цепи ДНК, доля нуклеотидов РНК с урацилом равна доле нуклеотидов с аденином на матричной цепи молекулы ДНК (аденин комплементарен урацилу).
Ответ: 15
3. Хромосомный набор соматической клетки кролика равен 44. Какое количество аутосом содержит нейрон кролика? В ответе напишите только соответствующее число.
Пояснение: Соматическая клетка содержит диплоидный набор хромосом. Нейроны являются соматическими клетками значит, тоже содержат 44 хромосомы, из которых 42 являются аутосомами, а 2 половыми хромосомами (Х и Y).
Ответ: 42
4. В красной смородине в результате митоза образуется пыльцевое зерно, клетки которого содержат по 8 хромосом. Сколько хромосом в микроспоре?
Пояснение: Пыльцевое зерно является мужским гаметофитом покрытосеменных, содержит гаплоидный набор хромосом (n). Микроспора также является гаплоидной клеткой, значит, содержит 8 хромосом.
Ответ: 8
Линия 4.
1. Сколько разных генотипов потомков получится в моногибридном анализирующем скрещивании гетерозиготной самки дрозофилы с серой окраской тела? Ответ запишите в виде числа.
Пояснение: Схема скрещивания: Аа х аа. Возможные генотипы потомства: Аа, аа (2 разных фенотипа).
Ответ: 2
2. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании гетерозиготных организмов дрозофил с нормальными крыльями при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке убывания.
Пояснение: В потомстве, полученном при скрещивании гетерозигот, наблюдается расщепление по фенотипу 3:1, по генотипу — 1:2:1 (закон расщепления Менделя).
Ответ: 31
3. Какова вероятность получения (в %) гетерозиготного потомства в моногибридном скрещивании гетерозиготных особей высокорослого гороха? Ответ запишите в виде числа.
Пояснение: Схема скрещивания: Аа х Аа. Возможные генотипы потомства: АА, 2Аа, аа. Из них гетерозиготны: Аа (50%).
Ответ: 50
4. Определите вероятность (в %) получения потомков с промежуточным проявлением признака в моногибридном скрещивании между собой гетерозиготных растений львиного зева с розовой окраской лепестков венчика при неполном доминировании признака. Ответ запишите в виде числа.
Пояснение: Схема скрещивания: Аа х Аа. Возможные генотипы потомства: АА, 2Аа, аа. Из них имеют промежуточное проявление признака (гетерозиготны): Аа (50%).
Ответ: 50
5. Какова вероятность (в %) получения гомозиготного по рецессивному аллелю потомства в моногибридном скрещивании при самоопылении гетерозиготных особей при полном доминировании признака? В ответе запишите только соответствующее число.
Пояснение:Схема скрещивания: Аа х Аа. Возможные генотипы потомства: АА, 2Аа, аа. Из них гомозиготны по рецессивному аллелю: аа (25%).
Ответ: 25
Линии 5 и 6.
1.
Каким номером на рисунках обозначен фактор, определяющий ненаследственное изменение?
Пояснение: 1 — наследственная изменчивость, 2 — ненаследственная изменчивость, 3 — фактор внешней среды, 4 — тромб.
Ответ: 3
Установите соответствие между характеристиками и видами изменчивости, отмеченными на рисунке буквами А и Б: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ |
А) изменяется только фенотип |
1) А |
Б) может возникать в результате мутаций |
2) Б |
В) обусловлена изменениями генотипа |
|
Г) имеет массовый характер |
|
Д) не зависит от условий окружающей среды |
|
Е) не передается по наследству |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение: 1 — наследственная изменчивость, 2 — ненаследственная изменчивость, 3 — фактор внешней среды, 4 — тромб.
Ответ: 211212
2.
Каким номером на схеме обозначен человек мужского пола без рецессивного аллеля?
Пояснение:
1 — отцовская Х-хромосома с доминантным аллелем, 2 — Х-хромосома сына с рецессивным аллелем, 3 — Y-хромосома сына, 4 — первый сын, 5 — отец, 6 — мать, 7 — первая дочь, 8 — вторая дочь.
Сын (4) получил Х-хромосому от матери, содержащую рецессивный (выделенный белым) аллель. Аллель рецессивный, поскольку у гетерозиготной матери он не проявляется в фенотипе (силуэт закрашен).
Ответ: 5
Установите соответствие между характеристиками и хромосомами, обозначенными не схеме выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ХРОМОСОМЫ |
А) имеется только у представителей гетерогаметного пола |
1) 1 |
Б) содержит аллель, подавляющий развитие рецессивного фенотипа |
2) 2 |
В) не содержит ген, определяющий развитие исследуемого признака |
3) 3 |
Г) содержит доминантный аллель |
|
Д) определяет мужской пол |
|
Е) обозначается как Ха |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: 313132
3.
Каким номером на схеме обозначена клетка, вступающая в мейоз?
Пояснение:
1 — сперматоцит I порядка, 2 — сперматоцит II порядка, 3 — сперматида, 4 — сперматогоний, 5 — митоз, 6 — мейоз I, 7 — мейоз II, 8 — фаза формирования, 9 — сперматозоид.
Ответ: 1
Установите соответствие между характеристиками и стадиями гаметогенеза, обозначенными на схеме выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
СТАДИИ |
А) диплоидная клетка |
1) 1 |
Б) сперматоцит первого порядка |
2) 2 |
В) гаплоидная клетка с однохроматидными хромосомами |
3) 3 |
Г) клетка, образованная в результате редукционного деления мейоза |
|
Д) гаплоидная клетка с двухроматидными хромосомами |
|
Е) сперматида |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение:
1 — сперматоцит I порядка, 2 — сперматоцит II порядка, 3 — сперматида, 4 — сперматогоний, 5 — митоз, 6 — мейоз I, 7 — мейоз II, 8 — фаза формирования, 9 — сперматозоид.
А — 1; диплоидной клеткой является сперматоцит I порядка, т.к. эта клетка еще не претерпела мейотическое деление;
Б — 1; это сперматоцит I порядка, клетка только готовится к мейозу, нахоится в зоне роста;
В — 3; гаплоидный набор однохроматидных хромосом имеет сперматида, т.к. она образуется в результате второго мейотического деления;
Г — 2; в результате редукционного деления образуется сперматоцит II порядка;
Д -2; сперматоцит II порядка имеет двухроматидные хромосомы, т.к. после редукционного деления в клетках все еще двухроматидные хромосомы;
Е — 3; сперматида обозначена цифрой 3, т.к. образуется после мейоза II.
Ответ: 113223
4.
Каким номером на схеме обозначена пировиноградная кислота?
Пояснение:
1 — молочнокислое брожение, 2 — окислительное фосфорилирование, 3 — гликолиз, 4 — глюкоза, 5 — ПВК (пируват, пировиноградная кислота).
Ответ: 5
Установите соответствие между характеристиками и процессами, обозначенными на схеме цифрами 1, 2. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ПРОЦЕССЫ |
А) происходит в митохондриях |
1) 1 |
Б) происходит в гиалоплазме |
2) 2 |
В) содержит цикл Кребса |
|
Г) у человека происходит в мышечных клетках при недостатке кислорода |
|
Д) транспорт электронов по мембране |
|
Е) заканчивается образованием молочной кислоты |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: 212121
5.
Какой цифрой на рисунке обозначена глюкоза?
Ответ: 4
Установите соответствие между характеристиками и процессами, обозначенными на схеме цифрами 1, 2, 3. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ПРОЦЕССЫ |
А) в результате процесса АТФ не образуется |
1) 1 |
Б) происходит распад молекулы глюкозы с образование двух молекул АТФ |
2) 2 |
В) происходит восстановление пировиноградной кислоты до молочной |
3) 3 |
Г) происходит транспорт электронов на мембране |
|
Д) процесс протекает в митохондриях |
|
Е) конечным продуктом является пировиноградная кислота |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.