Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии biorepet-ufa.ru.
На этой странице моего блога можно ознакомиться с реальными вариантами заданий ЕГЭ по биологии, которые были предложены абитуриентам в 2024 году. Думаю, что эти задания будут интересны тем, кто не дожидаясь нового учебного года, уже сейчас летом начинает готовиться к сдаче будущих экзаменов через год в 2025 году.
Здесь представлены задания Части 1, Линии 7-10.
Линия 7.
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие характеристики относятся к модификационной изменчивости?
1) возникает в результате ошибок репликации ДНК
2) имеет адаптивный характер
3) проявляется у большинства особей популяции
4) возникает случайно у отдельных особей
5) ограничивается нормой реакции признака
6) передается по наследству
Пояснение:
Не подходят варианты (характеристики мутационной изменчивости):
1) возникает в результате ошибок репликации ДНК;
4) возникает случайно у отдельных особей;
6) передается по наследству.
Ответ: 235
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие характеристики используют для описания доминантного аутосомного аллеля?
1) проявляется только у гомозигот
2) имеется в генотипе гетерозигот
3) проявляется в фенотипе гибридов
4) наследуется сцепленно с полом
5) проявляется только при полном доминировании
6) подавляет рецессивный аллель
Пояснение:
Не подходят варианты:
1) проявляется только у гомозигот — как у доминантных гомозигот, так и у гетерозигот;
4) наследуется сцепленно с полом — аутосомный аллель локализован в неполовых хромосомах;
5) проявляется только при полном доминировании — при неполном доминировании наличие доминантного аллеля имеет проявление в фенотипе.
Ответ: 236
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие характеристики верны для интерфазы?
1) репликация
2) образование АТФ
3) образование веретена деления
4) рост клетки
5) расхождение хромосом
6) цитокинез
Пояснение:
Верные варианты (процессы, происходящие в интерфазу):
1) репликация (синтетический период);
2) образование АТФ (пред- и постсинтетический периоды);
4) рост клетки (пресинтетический период);
Не подходят (характеристики периода деления):
3) образование веретена деления (профаза);
5) расхождение хромосом (анафаза);
6) цитокинез (телофаза); Цитокинез следует за телофазой. Телофаза — четвертая фаза митоза, а цитокинез — это образование двух дочерних клеток из одной материнской клетки..
Ответ: 124
4. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже понятий используют для описания сперматозоида млекопитающих?
1) головка
2) акросома
3) овоцит второго порядка
4) полярное тельце
5) жгутик
6) диплоидный набор хромосом
Пояснение:
Не подходят:
3) овоцит второго порядка — оогенез;
4) полярное тельце — оогенез;
6) диплоидный набор хромосом — у сперматозоида гаплоидный набор хромосом.
Ответ: 125
5. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение одного из органоидов клетки. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наружная мембрана
2) криста
3) строма
4) матрикс
5) тилакоид
6) эндоплазматическая сеть
Пояснение:
Не подходят:
2) внутренняя мембрана хлоропласта;
4) грана;
6) ламелла.
Ответ: 135
6. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже процессов используют для описания энергетического обмена?
1) окисление
2) ассимиляция
3) гликолиз
4) брожение
5) транскрипция
6) трансляция
Пояснение:
Не подходят (характеристики пластического обмена):
2) ассимиляция;
5) транскрипция;
6) трансляция.
Ответ: 134
7. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже характеристик используют для описания сцепленного наследования признаков?
1) при скрещивании дигетерозигот образуются четыре типа гамет в равных соотношениях
2) образуется два типа гамет у дигетерозигот
3) гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно
4) связь генов нарушается кроссинговером
5) два гена определяют развитие одного признака
6) один ген влияет на развитие нескольких признаков
Пояснение:
Не подходят варианты:
1) при скрещивании дигетерозигот образуются четыре типа гамет в равных соотношениях — независимое наследование признаков;
5) два гена определяют развитие одного признака — взаимодействие неаллельных генов (полимерия);
6) один ген влияет на развитие нескольких признаков — множественное действие генов (плейотропия).
Ответ: 234
8. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для геномных мутаций характерно:
1) удвоение одного гена
2) изменение последовательности нуклеотидов
3) разворот участка хромосомы
4) утрата одной половой хромосомы
5) кратное увеличение наборов хромосом
6) появление в кариотипе лишней хромосомы
Пояснение:
Не подходят (характеристики генных и хромосомных мутаций):
1) удвоение одного гена;
2) изменение последовательности нуклеотидов;
3) разворот участка хромосомы.
Ответ: 456
9. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже понятий используют для описания строения молекулы белка?
1) водородные связи
2) антикодон
3) нуклеотид
4) полипептидная цепь
5) триплет
6) глобула
Пояснение:
Не подходят (характеристики РНК):
2) антикодон;
3) нуклеотид;
5) триплет.
Ответ: 146
Линия 8.
1. Установите последовательность структур генома эукариот по мере их уменьшения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) триплет
2) последовательность ДНК
3) структурный ген
4) хромосома
5) нуклеотид
Пояснение: Геном — совокупность генов гаплоидного набора хромосом клетки(4)., Хромосома содержит последовательности ДНК (2), которые включают структурные гены (3). Гены — это совокупность триплетов (1), а триплеты состоят из нуклеотидов (5).
Ответ: 42315
2. Установите последовательность этапов процесса инфицирования клетки мишени ретровирусом (например, ВИЧ или вирусом гепатита C). Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) синтез вирусных белков
2) проникновение генетического материала вируса в клетку
3) связывание белков вируса с поверхностными белками клетки
4) сборка вирусных частиц
5) встраивание ДНК вируса в хромосому клетки-мишени
6) обратная транскрипция в клетке по РНК-матрице вируса
Пояснение:
Ретровирусы как РНК-содержащие вирусы осуществляют инфицирование по методу обратной транскрипции.
Ответ: 326514
3. Установите последовательность процессов образования растений с использованием метода культуры клеток. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) размещение экспланта на питательной среде
2) начало органогенеза
3) выделение экспланта (группы клеток) меристемы вегетативного органа
4) формирование взрослого растения
5) рост каллуса (недиференцированной) клеточной массы
Пояснение:
Каллус — недифференцированная масса клеток, получаемая на искусственной питательной среде.
Ответ: 31524
4. Установите последовательность этапов получения штаммов бактерий, несущих ген животного, с использованием методов генной инженерии. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) встраивание фрагмента ДНК в плазмиду
2) образование колоний бактерий с целевым геном
3) введение гибридной плазмиды в прокариотическую клетку
4) выделение нужного фрагмента ДНК из клетки животного
5) отбор животного, содержащего необходимый аллель
Ответ: 54132
5. Установите последовательность действий Г. Менделя при проведении дигибридного скрещивания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) скрещивание гибридов между собой
2) скрещивание чистых линий, различающихся по двум парам альтернативных признаков
3) проверка семян исходных растений на гомозиготность (на чистоту)
4) количественный учет наследуемых признаков в поколении F2
5) получение гибридов первого поколения
Пояснение:
Грегор Мендель в своих классических опытах по скрещиванию действовал в строгой последовательности. Сначала он проверял семена исходных растений на гомозиготность (3), чтобы убедиться в чистоте линий. Затем скрещивал чистые линии, различающиеся по двум парам альтернативных признаков (2), что позволяло получить гибриды первого поколения F1 (5). После этого Мендель скрещивал полученные гибриды между собой (1) и проводил тщательный количественный учет наследуемых признаков в поколении F2 (4), где наблюдалось классическое расщепление 9:3:3:1.
Ответ: 32514
6. Установите последовательность процессов мейоза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование ядер с набором хромосом и ДНК nc
2) расхождение однохроматидных хромосом к полюсам клетки
3) формирование ядер с набором хромосом и ДНК n2c
4) расположение бивалентов в экваториальной плоскости
5) кроссинговер
6) расхождение двухроматидных хромосом к полюсам клетки
Пояснение:
5) кроссинговер (обмен участками между гомологичными хромосомами) — профаза I;
4) расположение бивалентов (сблизившихся гомологичных хромосом) в экваториальной плоскости — метафаза I;
6) расхождение двухроматидных хромосом к полюсам клетки — анафаза I;
3) формирование ядер с набором хромосом и ДНК n2c (двухроматидные хромосомы) — телофаза I;
2) расхождение однохроматидных хромосом к полюсам клетки — анафаза II;
1) формирование ядер с набором хромосом и ДНК nc — телофаза II;
Ответ: 546321
7. Установите последовательность катаболических процессов в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) расщепление полимеров
2) гликолиз
3) поступление глюкозы в клетку
4) образование пирувата
5) окислительное фосфорилирование
6) цикл Кребса
Пояснение:
Процессы катаболизма в организме человека происходят в строгой последовательности. Сначала (1) сложные органические вещества (полимеры) расщепляются на более простые соединения — мономеры. Затем (3) образовавшиеся при этом молекулы глюкозы поступают в клетки тканей. В цитоплазме клетки (2) начинается гликолиз — процесс расщепления глюкозы с образованием пирувата (4). Далее (6) пируват вовлекается в цикл Кребса, где происходит его дальнейшее окисление. Завершающим этапом (5) является окислительное фосфорилирование, в ходе которого синтезируется основное количество АТФ.
Ответ: 132465
8. Установите последовательность процессов энергетического обмена у человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) поступление глюкозы в цитоплазму
2) синтез АТФ на кристах митохондрий
3) поступление пировиноградной кислоты в митохондрии
4) гидролиз крахмала
5) образование пировиноградной кислоты
Ответ: 41532
Линии 9 и 10.
Каким номером на рисунке обозначен желудок?
Пояснение:
1 — сердце, 2 — легкое, 3 — тонкая кишка, 4 — яичник, 5 — желудок, 6 — печень, 7 — почка, 8 — клоака, 9 — яйцевод.
На рисунке лягушки желудок обозначен цифрой 5 — это расширенный отдел пищеварительной системы, расположенный между пищеводом и тонкой кишкой, где происходит переваривание пищи под действием желудочного сока.
Ответ: 5
Установите соответствие между характеристиками и органами лягушки, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ОРГАНЫ |
А) заканчивается клоакой |
1) 1 |
Б) имеет мешковидное или ячеистое строение |
2) 2 |
В) состоит из трех камер |
3) 3 |
Г) осуществляет газообмен с кровью |
|
Д) обеспечивает всасывание мономеров в кровь |
|
Е) обеспечивает кровообращение |
Пояснение:
1- сердце, 2 — легкое, 3 — тонкая кишка, 4 — яичник, 5 — желудок, 6 — печень, 7 — почка, 8 — клоака, 9 — яйцевод.
А — 3; тонкая кишка заканчивается клоакой, куда открываются пищеварительная, выделительная и половая системы;
Б — 2; лёгкое лягушки имеет мешковидное или ячеистое строение для увеличения поверхности газообмена;
В — 1; сердце лягушки состоит из трёх камер: двух предсердий и одного желудочка;
Г — 2; лёгкое осуществляет газообмен, насыщая кровь кислородом и удаляя углекислый газ;
Д — 3; тонкая кишка обеспечивает всасывание мономеров (аминокислот, глюкозы) в кровь через ворсинки;
Е — 1; сердце обеспечивает кровообращение, перекачивая кровь по сосудам.
Ответ: 321231
Установите соответствие между характеристиками и организмами, изображенными на рисунках 1, 4, 6: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ОРГАНИЗМЫ |
А) замкнутая кровеносная система |
1) 1 |
Б) ротовой аппарат грызущего типа |
2) 4 |
В) тело, покрытое мантией |
3) 6 |
Г) развитый кожно-мускульный мешок |
|
Д) разбросанно-узловая нервная система |
|
Е) имеет в развитии стадию куколки |
Пояснение:
1 — навозничек (класс насекомые), 2 — циклоп (класс ракообразные), 3 — иксодовый клещ (класс паукообразные), 4 — прудовик (тип моллюски), 5 — зудневый клещ (тип паукообразные), 6 — дождевой червь (тип кольчатые черви)
Ответ: 312321
На рисунке под каким номером изображен организм, имеющий мантию.
Пояснение:
Мантия характерна для представителей типа моллюски
1 — навозничек (класс насекомые), 2 — циклоп (класс ракообразные), 3 — иксодовый клещ (класс паукообразные), 4 — прудовик (тип моллюски), 5 — зудневый клещ (класс паукообразные), 6 — дождевой червь (тип кольчатые черви)
Ответ: 4
На рисунке под каким номером изображена бурая водоросль?
Пояснение:
1 — покрытосеменное растение (клевер), 2 — плаун, 3 — мох, 4 — голосеменное растение, 5 — хвощ, 6 — бурая водоросль
Ответ: 6
Установите соответствие между характеристиками и растениями, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
РАСТЕНИЯ |
А) симбиоз с клубеньковыми бактериями |
1) 1 |
Б) наличие заростка в жизненном цикле |
2) 2 |
В) создание спор в коробочке |
3) 3 |
Г) участие в торфообразовании |
|
Д) гаметофит – листостебельное растение |
|
Е) двойное оплодотворение |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение:
1 — покрытосеменное растение (клевер), 2 — плаун, 3 — мох, 4 — голосеменное растение, 5 — хвощ, 6 — бурая водоросль.
А — 1; клевер (покрытосеменное) образует симбиоз с клубеньковыми бактериями для фиксации азота;
Б — 2; плаун, как высшее споровое растение, имеет заросток (гаметофит) в своем жизненном цикле;
В — 3; мхи образуют споры в специальной коробочке спорофита;
Г — 3; сфагновые мхи являются основными участниками процесса торфообразования;
Д — 3; у мхов гаметофит представлен листостебельным растением (например, у кукушкина льна);
Е — 1; двойное оплодотворение — уникальная особенность цветковых растений.
Ответ: 123331
Какой цифрой на схемах обозначена макроспора?
Пояснение:
Процесс 1 — микроспорогенез, процесс 2 — макроспорогенез. 3 — материнская клетка микроспор, 4 — микроспоры, 5 — пыльцевое зерно (мужской гаметофит), 6 — материнская клетка макроспор (мегаспор), 7 — макроспора (мегаспора), 8 — эндосперм с двумя архегониями (зрелый женский гаметофит).
Ответ: 7
Установите соответствие между характеристиками и процессами 1 и 2. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ПРОЦЕССЫ |
А) образование женского гаметофита |
1) 1 |
Б) протекание в мужской шишке |
2) 2 |
В) деление на вегетативную и генеративную клетки |
|
Г) образование макроспор |
|
Д) протекание на семенных чешуях |
|
Е) формирование пыльцы |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение:
Процесс 1 — микроспорогенез, процесс 2 — макроспорогенез. 3 — материнская клетка микроспор, 4 — микроспоры, 5 — пыльцевое зерно (мужской гаметофит), 6 — материнская клетка макроспор (мегаспор), 7 — макроспора (мегаспора), 8 — эндосперм с двумя архегониями (зрелый женский гаметофит).
Ответ: 211221
Какой цифрой на схемах обозначен зрелый женский гаметофит?
Пояснение:
А — микроспорогенез, Б — макроспорогенез
1 — материнская клетка микроспор, 2 — микроспоры, 3 — пыльцевое зерно (мужской гаметофит), 4 — материнская клетка макроспор (мегаспор), 5 — макроспора (мегаспора), 6 — зародышевый мешок (зрелый женский гаметофит).
Ответ: 6
Установите соответствие между характеристиками и процессами: 1) А, 2) Б. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ПРОЦЕССЫ |
А) образование центральной диплоидной клетки |
1) А |
Б) осуществление микроспорогенеза |
2) Б |
В) формирование яйцеклетки |
|
Г) образование пыльцевого зерна |
|
Д) протекание в семязачатке |
|
Е) образование большого количества микроспор |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение:
А — микроспорогенез, Б — макроспорогенез
1 — материнская клетка микроспор, 2 — микроспоры, 3 — пыльцевое зерно (мужской гаметофит), 4 — материнская клетка макроспор (мегаспор), 5 — макроспора (мегаспора), 6 — зародышевый мешок (зрелый женский гаметофит).
А — 2; образование центральной диплоидной клетки происходит при макроспорогенезе в зародышевом мешке;
Б — 1; микроспорогенез осуществляется в пыльниках тычинок;
В — 2; формирование яйцеклетки — результат макроспорогенеза в семязачатке;
Г — 1; пыльцевое зерно образуется в результате микроспорогенеза;
Д — 2; макроспорогенез протекает в семязачатке пестика;
Е — 1; микроспорогенез приводит к образованию множества микроспор (пыльцевых зёрен).
Ответ: 212121
***********************************************************************
Я просто уверен, что даже такое небольшое количество «свежих» заданий ЕГЭ по биологии 2024 года окажутся полезными для подготовки к сдаче экзаменов в 2025 году.