Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
Данная моя статья является «усечённым вариантом» (по сути плагиатом), составленным по Методическим рекомендациям Рохлова В.С.и Петросовой Р.А. для подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в 2024 году.
БОльшая часть этих Методических рекомендаций Рохлова и Петросовой была посвящена анализу ошибок, которые допустили учащиеся, сдававшие ЕГЭ по биологии в 2023 году.
Но, что не менее важно, в этом документе представлена информация о том, на какие вопросы по биологии согласно новой Федеральной образовательной программы от 18.05.2023 г. следует обязательно обратить внимание.учащимся для успешной сдачи ЕГЭ по биологии в 2024 году.
В этой новой Федеральной образовательной программе произошли детализация предметного содержания и расширение понятийного аппарата исследовательских умений.
«Изучение живых систем. Фундаментальные, прикладные и поисковые научные исследования в биологии. Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент. Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и ее достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста».
Мне вот только интересно, разработчики КИМ ЕГЭ по биологии для 2023 года уже заранее знали о содержании новой Федеральной образовательной программы? Удивительно, но некоторые задания КИМ ЕГЭ по биологии 2023 года уже были составлены по вопросам этой программы.
Разработчиками КИМ ЕГЭ по биологии предложены новые сюжеты, позволяющие учитывать содержание федеральной образовательной программы, в заданиях с развернутыми ответами. Примеры заданий представлены далее.
Примеры заданий мини-модуля 22–23 (по предыдущей нумерации 2023 г. это были бы задания 23 и 24).
Учёный изучал влияние различных экологических факторов на процесс фотосинтеза. Свой эксперимент исследователь проводил в специальной теплице, где было высажено 300 растений томата сорта Шапка Мономаха.
В герметичную теплицу с определённой периодичностью закачивался воздух с различным количеством углекислого газа. С помощью датчиков учёный фиксировал показатели скорости фотосинтеза, которые приведены на графике ниже.
22. Учёный повторил эксперимент, внеся в него некоторые изменения. В качестве отрицательного контроля он использовал 300 растений сорта Крепыш, выращивая их в той же теплице, но в другом отсеке с постоянной физиологически оптимальной концентрацией углекислого газа. Можно ли считать такой контроль адекватным и почему? Предложите свой вариант отрицательного контроля.
* Отрицательный контроль – это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Элементы ответа:
1) нет, так как использован другой сорт растения;
2) растения разных сортов могут по-разному реагировать на изменения углекислого газа;
3) зависимость не удаётся установить в явном виде;
4) отрицательный контроль – 300 растений сорта Шапка Мономаха, выращиваемых в другом отсеке при физиологически оптимальной концентрации углекислого газа.
23. Почему при увеличении концентрации углекислого газа свыше 0,1% скорость фотосинтеза не растёт? Как изменится скорость фотосинтеза, если значительно повысить температуру в теплице, например до 40 °С? Объясните причину изменения. Какую роль играет углекислый газ в процессе фотосинтеза?
Элементы ответа:
1) скорость фотосинтеза лимитируется другими факторами (освещённостью, скоростью накопления АТФ, количеством ферментов световой и темновой фаз и др.)
ИЛИ 1) в клетке ограничено количество ферментов (хлоропластов, хлорофилла)
ИЛИ 1) это результат проявления закона лимитирующего (ограничивающего) фактора;
2) скорость фотосинтеза снизится;
3) при повышении температуры до 40 °С происходит потеря активности хлоропластов
ИЛИ 3) закрытие устьичных щелей
ИЛИ 3) снижение активности ферментов;
4) углекислый газ фиксируется в темновой фазе фотосинтеза (цикле Кальвина) и составляет основу для формирования углеводов
ИЛИ 4) углекислый газ используется для синтеза глюкозы
ИЛИ 4) углекислый газ – источник углерода для синтеза органических веществ (глюкозы).
В линии 26 проверяемыми элементами содержания выступают знания по общей биологии (методы биологической науки, клетка, организм, эволюция органического мира и экологические закономерности).
Пример задания
26. В 17 веке подавляющее большинство учёных было уверенно, что мелкие организмы появляются из навоза, кучи мусора, грязного белья и т.д. Итальянский учёный Ф. Реди поставил следующий опыт: разрезал кусок мяса на две части и каждую поместил в кувшин. Первый кувшин учёный обвязал сверху тонкой марлей, второй оставил открытым. Через некоторое время Ф. Реди обнаружил, что во втором кувшине появились личинки мух, потом оттуда стали вылетать мухи. А в первом кувшине ни личинок, ни мух не появилось. Какую гипотезу проверял эксперимент Ф. Реди? Как в эксперименте называют сосуд, который Ф. Реди оставил открытым? Какой вывод можно сделать из опыта Ф. Реди? Почему результаты опыта не были абсолютно убедительными для части учёных 18 в. и особенно 19 в.?
* Гипотеза – предположение или догадка, утверждение, которое, в отличие от аксиом, постулатов, требует доказательства.
Элементы ответа:
1) гипотезу самозарождения ИЛИ гипотезу самозарождения мух;
2) контрольный;
3) самозарождения мух в мясе не происходит;
4) опыт проводился на хорошо заметных насекомых, а не на микроорганизмах
ИЛИ 4) опыт не учитывал наличия микроорганизмов.
Линия 27 в КИМ 2024 г. будет представлена тремя сюжетами.
Сюжет 1 (существует несколько лет)
Пример задания
27. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке при гаметогенезе в метафазе II мейоза и анафазе II мейоза. Объясните полученные результаты.
Элементы ответа:
1) в метафазе II мейоза 1n2c, в анафазе II мейоза 2n2c;
2) после мейоза I (редукционного деления) образуются две гаплоидные клетки с двухроматидными хромосомами 1n2c. В метафазе II эти хромосомы выстроятся по экватору.
3)в анафазу II мейоза двухроматидные хромосомы разделятся и станут однохроматидными, поэтому их будет в два раза больше 2n2c.
Сюжет 2 (обновленный вариант задания)
Пример задания
27. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5ʹ концу в одной цепи соответствует 3ʹ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5ʹ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5ʹ к 3ʹ концу.
Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. В цепи РНК и ДНК могут иметься специальные комплементарные участки – палиндромы, благодаря которым у молекулы может возникать вторичная структура. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная):
5ʹ-ГААТТЦЦТГЦЦГААТТЦ-3ʹ
3ʹ-ЦТТААГГАЦГГЦТТААГ-5ʹ
Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, которая синтезируется на данном фрагменте. Найдите на данном участке палиндром и установите вторичную структуру центральной петли тРНК. Определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если антикодон равноудалён от концов палиндрома. Объясните последовательность решения задачи. Для решения используйте таблицу генетического кода (см. учебник). При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
Схема решения задачи включает в себя:
1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: 5ʹ-ГААУУЦЦУГЦЦГААУУЦ-3ʹ;
2) палиндром в последовательности: 5ʹ-ГААУУЦ-3ʹ (3ʹ-ЦУУААГ-5ʹ);
3) вторичная структура тРНК:
4) нуклеотидная последовательность антикодона в тРНК 5’-УГЦ-3’ (УГЦ) соответствует кодону на иРНК 3’-АЦГ-5’ (5’-ГЦА-3’, ГЦА);
5) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота ала (аланин), которую будет переносить данная тРНК.
Сюжет 3 (новый вариант с использованием законом Харди – Вайнберга)
Пример задания
27. В популяции растений ночной красавицы (Mirabilis jalapa) 96 растений имеют ярко-красную окраску венчика, а 54 – белую. Рассчитайте частоты аллелей красной и белой окрасок в популяции. Какими были бы частоты генотипов всех генотипов, если бы популяция находилась в равновесии? Если представить, что все условия равновесной популяции начнут выполняться, то за сколько поколений популяция придёт в равновесие?
Элементы ответа:
1) частота растений с ярко-красной окраской венчика (генотип АА) составляет: 96/150 = 0,64;
2) частота растений с белой окраской венчика (генотип аа) составляет: 54/150 = 0,36;
3) аллель А в популяции представлен только в красных растениях, а аллель а – только в белых;
4) частота аллеля А = р = 0,64;
5) частота аллеля а = q = 0,36;
6) равновесные частоты генотипов: f(АА) = p2 = 0,4096, f(aa) = q2 = 0,1296, f(Aa) = 2pq = 0,4608;
7) за одно поколение.
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
— документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2024 г.;
— открытый банк заданий ЕГЭ;
— Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (fipi.ru);
— Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2015–2023 гг.);
— Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности. Биология;
— журнал «Педагогические измерения»;
— Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2016–2023 гг.).
**********************************************************
Для подготовки к сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у меня на блоге вы можете приобрести ответы на тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за прошлые годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).