САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Изменения тестовых заданий по биологии в 2012 году

Главная - Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) - Изменения тестовых заданий по биологии в 2012 году

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора ЕГЭ по биологии по Скайп biorepet-ufa.ru.

Ранее я уже писал  об очень существенных преимуществах современных тестовых заданий по биологии в сравнении с  тестами до 2002 года.

И хотя современные тестовые задания  по существу просто замечательны, все равно указывалось на возможные недочеты, например, заданий А. Но, самое главное, я обращал внимание на полную несуразицу тех заданий части В, в которых требовалось в ответе установить последовательность биологических процессов или явлений.

Да, для некоторых биологических процессов или явлений действительно иногда можно четко разграничить их последовательное проявление во времени. Но количество то этих примеров вообще в биологии не безгранично, а тем более в школьном курсе.

Поэтому, особенно последние два года,  составители тестовых заданий, чтобы не повторяться с вопросами предыдущих лет, вынуждены были буквально «из пальца высасывать» все новые и новые примеры подобного рода заданий. В конечном итоге качество таких заданий, конечно, страдало и мне, как репетитору ЕГЭ по биологии, было особенно заметно, что ответы на некоторые из этих заданий превратились в игру «угадайку».

Какие   изменения будут внесены в тестовые задания ЕГЭ по биологии в 2012 году по сравнению с 2011 годом

. В части заданий А,

вместо обычного  А36 вопроса вводится новый формат задания. Этот формат будет основан на выборе верного или неверного суждения и контролирует знания общебиологических закономерностей и умения анализировать, сравнивать и определять правильные суждения.

Приведу для наглядности один из новых  вопросов задания А36  демонстрационного варианта ЕГЭ 2012:

«Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?

А. У человека на определенном этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели, что служит сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции.

Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны»

Так, что вы выбрали? Какой ответ по вашему верный?  Как хочется выбрать ответ 3), что оба суждения верные. Я, кстати,  сначала его и выбрал, не заметив в первом утверждении подвоха. Дай вам Бог в условиях экзаменационного стресса умудриться не «поддаться на провокацию».

Так почему же нельзя считать оба суждения верными?

Хотя действительно «у человека на определенном этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели», но это относится к эмбриологическим доказательствам эволюции,  а не сравнительно-анатомическим. Поэтому верным следует считать  только утверждение Б и поэтому  правильный ответ 2).

                                                        2. В части заданий В

будет увеличено число заданий на сопоставление биологических объектов,  явлений, процессов. Это произойдет без изменения общего количества заданий, части В,  так как будет уменьшено!!! количество заданий на определение последовательности биологических процессов.

Как репетитор ЕГЭ по биологии, считаю эти изменения тестовых заданий в части В очень правильными. Как я  писал ранее  (совершенно не зная, что «грядут» эти изменения) именно вопросы на определение последовательности протекания биологических процессов «грешили» самой большой неопределенностью, что совершенно недопустимо в тестах, проверяемых по заготовленному трафарету (части А и В).

                                                            3. В линии С5

будут  предлагаться вместо заданий по молекулярной биологии   задания на определение числа хромосом (ДНК) в разных фазах митоза и мейоза, на разных стадиях развития растений.

Чтобы эти новые задания не вызывали  больших  затруднений, помните, что при ответе на них необходимо не только указывать численное значение хромосом и ДНК, но и дать полные пояснения.

Приведу для наглядности один из новых  вопросов задания линии с5  демонстрационного варианта ЕГЭ 2012:

Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

1) оплодотворение у цветковых растений двойное, так как в нем участвуют два спермия: один сливается с яйцеклеткой, а другой с диплоидной центральной клеткой зародышевого мешка (женского гаметофита).

2)  клетки зародыша семени имеют диплоидный набор хромосом — 2 n, так как  зародыш  развивается из зиготы. Зигота — это  яйцеклетка зародышевого мешка   цветкового растения, оплодотворенная спермием (n + n = 2n).

3) в клетках эндосперма семени цветкового растения триплоидный набор хромосом — 3 n (подчеркиваю,  что  так только у цветковых растений, так как у голосеменных эндосперм семени гаплоидный, то есть  n). Триплоидность эндосперма семян цветковых растений связана с тем, что он образуется после оплодотворения (вторым спермием) так называемой центральной клетки зародышевого мешка, предварительно образовавшейся от слияния двух женских ядер.

4) клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом — 2 n, так как все взрослое растение развивается из зародыша.

                                                           4. В заданиях линии С6

традиционно будет даваться  условие для решения какой-либо  генетической задачи, но с обязательным требованием   не только составить схему скрещивания, но и дать полное объяснение производимым действиям.

При этом требуется еще и  обязательно  исходить из того, какой закон генетики был использован  в этом задании (то есть к какому типу взаимодействия генов относилась эта задача).

Как видите, дорогие мои, тестовые задания по биологии, хотя и в чем-то усложняются, но, что самое главное, они продолжают совершенствоваться  в методическом плане, а это не может не радовать, не правда ли?!

                                                       ********************************************

У кого есть вопросы по  статье к репетитору ЕГЭ по биологии по Скайп,  замечания, пожелания — прошу в комментарии.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | изменения в части Визменения тестовых заданий по биологии в 2012 годуновый формат задания А36репетитор ЕГЭ по биологиирепетитор по биологии по Скайп | Оставить комментарий
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *