САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Центр. Вариант 4, часть С

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии  по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Эти мои статьи  в рубрике «Беспрецедентная акция»   обращены уже  не к абитуриентам этого года, а к покорителям вершин года 2014. Я помогу вам разобраться как отвечать на задания части С.

В этом 2013 году произошла беспрецедентная кража всех (представляете, всех) подготовленных сотрудниками ФИПИ вариантов ЕГЭ по биологии.

Варианты были выложены в интернете накануне экзаменов.

Для вас, будущих абитуриентов 2014 года, можно  рассматривать эти варианты как очередные задания Демонстрационных версий, которые за год открыто выкладываются для лучшей подготовки (именно подготовки к экзаменам). Снова обращаю ваше внимание на то, что никакие знания не могут быть лишними объем школьной программы по биологии не безграничен, поэтому невозможно до бесконечности создавать все новые и новые вопросы для тестов. Чем больше вы изучите ФИПИшных тестовых заданий (именно «ФИПИшных» и именно «изучите»), тем  лучше будете разбираться в сущности жизни и лучше будете подготовлены к предстоящим экзаменам.

Здесь представлены вопросы из тестовых заданий Центр варианта 4 часть С и мое видение того, как на них следует отвечать: 

С1

1. Большинство сертифицированных лекарственных препаратов  и алкоголь, не способные нанести серьезного вреда самой женщине (она представляет собой взрослый, сформировавшийся организм), безусловно могут оказаться вредными или даже смертельно опасными для ее развивающегося плода.

2. Спиртное и лекарства способны повредить малышу абсолютно в любой момент беременности и не только, когда уже образовалась плацента.  Как раз то  самыми критическими  будут именно ранние стадии развития эмбриона, когда идет еще только сама закладка зародышевых листков, формирование нейрулы.

С2

1.  Железы  внутренней секреции не имеют выводящих протоков, а их гормоны непосредственно выделяются в кровь.

3. Не все гормоны по своей химической природе являются белками. Есть гормоны образованные липидами (стероидами) — это половые гормоны и кортикостероиды, гормоны надпочечников.

6. При недостатке инсулина содержание глюкозы в крови увеличивается.

С3

1. Необходимо остановить кровотечение путем наложения антисептической повязки и при необходимости жгута.

2. Произвести антисептическую обработку раны 3% перекисью водорода или слабым раствором марганцовки. Вокруг рану необходимо смазать зеленкой или 3% йодом и закрыть стерильной повязкой.

3. Для обеспечения полного покоя поврежденного участка необходимо наложить шину со стороны неповрежденного участка. Прибинтовывание шины не должно быть очень плотным, нарушающим кровоснабжение.

С4

1. Устойчивость какой-либо природных экосистемы связана с тем, что популяции разных видов организмов, входящие в ее состав, находятся в динамическом равновесии.  Такое популяционное динамическое равновесие будет тем продолжительнее, чем большим видовым разнообразием  обладает каждый трофический уровень  экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).

2. Единственным внешним источником энергии в природной экосистеме является  вечный источник энергии — Солнце.

3. Должны быть довольно постоянными абиотические факторы среды, обеспечивающие установившиеся климатические условия на продолжительное время.

С5

1. Семязачаток у цветковых растений представляет собой макроспору с гаплоидным набором хромосом. Такой набор хромосом в семязачатке обусловлен осуществлением клеточного деления, называемого мейозом. Мейоз или редукционное деление обеспечивает уменьшение количества диплоидного набора хромосом (2n) вдвое (n).

2. Поскольку диплоидный набор хромосом ядер  соматических клеток пшеницы в G1 периоде интерфазы равен 28 и они обычные, то есть однохроматидные (2n2c), то после репликации ДНК перед мейозом  диплоидный набор останется прежним 2n равно 28, но каждая хромосома при этом станет двухроматидной, состоящей из двух сестринских хроматид — 2n4c.

3. После телофазы  мейоза I  число хромосом в двух образовавшихся клетках уменьшится вдвое (станет гаплоидным 1n) и будет равно 14, но, так как они еще двухроматидные, то  число молекул ДНК, будет равно 28 (2с)

4. После телофазы мейоза II хромосомная формула примет  вид 1n1c, то есть будет 14 хромосом и 14 ДНК.

C6

1. Используем обозначения, предложенные в задаче: А — аутосомный аллельный ген, ответственный за наличие хохолка у канареек; а — аллельный ему ген, ответственный за отсутствие хохолка. ХВ — зеленая окраска оперения (ген В сцеплен с половой хромосомой Х); Хb — коричневая окраска.

Генотип зеленого самца (гетерозиготного) без хохолка мы можем записать сразу: ааХВХb. А вот генотип хохлатой зеленой самки теоретически мог быть как ААХВY, так и АаХВY, но так как в задании сказано, что в потомстве были особи со всеми четырьмя возможными сочетаниями фенотипов, то есть были и птенцы без хохолка (аа), значит генотип самки мог быть только гетерозиготным АаХВY.

P: ……АаХВY………..*…….. ааХВХb

G: AXB, aXB, AY, aY……….aXB,.aХb

АаXBXB, AaXBXb,.AaXBY — хохлатые зеленые;

aaXBXB, aaXBXb, aaXBY — без хохолка зеленые;

AaXbY — хохлатые коричневые;

aaXbY — без хохолка коричневые.

В данном задании необходимо было использовать знания закономерностей взаимодействия аллельных генов (аутосомных и сцепленных с полом) и 3-й закон Менделя о независимом наследовании признаков (то есть независимом наследовании неаллельных генов).

****************************************************************

У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу по этому тестовому заданию, прошу в комментарии.

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
г) Беспрецедентная акция | динамическое равновесиемакроспорамейоз 1мейоз 2репетитор биологии по Скайпурепетитор по биологиисемязачатокустойчивость экосистемы | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 1 =