САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Центр. Вариант 3, часть С

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Эти мои статьи  в рубрике «Беспрецедентная акция»   обращены уже  не к абитуриентам этого года, а к покорителям вершин года 2014. Я помогу вам разобраться как отвечать на задания части С.

В этом 2013 году произошла беспрецедентная кража всех (представляете, всех) подготовленных сотрудниками ФИПИ вариантов ЕГЭ по биологии.

Варианты были выложены в интернете накануне экзаменов.

Для вас, будущих абитуриентов 2014 года, можно  рассматривать эти варианты как очередные задания Демонстрационных версий, которые за год открыто выкладываются для лучшей подготовки (именно подготовки к экзаменам). Снова обращаю ваше внимание на то, что никакие знания не могут быть лишними объем школьной программы по биологии не безграничен, поэтому невозможно до бесконечности создавать все новые и новые вопросы для тестов. Чем больше вы изучите ФИПИшных тестовых заданий (именно «ФИПИшных» и именно «изучите»), тем  лучше будете разбираться в сущности жизни и лучше будете подготовлены к предстоящим экзаменам.

Здесь представлены вопросы из тестовых заданий Центр варианта 3 часть С и мое видение того, как на них следует отвечать: 

С1

1. Выяснить причину заболевания позволил биохимический метод определения содержания сахара и гормона инсулина в крови.

2. А проведение популяционно-статистического гормонального мониторинга в популяциях человека и построения филогенетического дерева (генеалогический метод)  позволи  определить характер наследования, что инсулин зависимый диабет является аутосомным рецессивным признаком.

С2

1. На рисунке изображена анафаза митоза.

2. Это именно анафаза митоза, а не анафаза второго деления мейоза (которая протекает одинаково с анафазой митоза), поскольку на рисунке изображены  по две пары гомологичных хромосом  (пара больших и пара маленьких слева и пара больших и пара маленьких справа). Это обеспечит образование двух диплоидных клеток.

3. В эту фазу однохроматидные хромосомы за счет сокращения нитей веретена деления  перемещаются из экваториальной области к полюсам.

С3

1. У пресмыкающихся, в отличие от земноводных, формируются полноценные ячеистые легкие,  гортань и трахея, обеспечивающие им полноценное дыхание на суше, а кожное дыхание, настолько значимое для земноводных, отсутствует. Тело снаружи покрыто роговыми чешуями, защищающими кожу от высыхания.

2. Сухопутным организмам надо постоянно «держать ухо востро», опасаясь нападения. Поэтому у пресмыкающихся формируется подвижный шейный отдел позвоночника и идет дальнейшее совершенствование центральной нервной системы — появляется кора больших полушарий.

3. Пресмыкающиеся обладают более высокой интенсивностью обмена веществ, чем земноводные, так как у них появляется частичная перегородка в желудочке сердца и артериальная и венозная кровь смешиваются незначительно (у крокодилов вообще есть полная перегородка).

4. Оплодотворение внутреннее. Яйца откладываются и развиваются на суше. Они покрыты плотной  защитной оболочкой, а внутри  есть амниотическая полость  — «собственный прудик» для развивающегося зародыша.

С4

1) Сам факт появления и закрепления в результате эволюции красивого хвостового оперения у самцов павлинов — это результат движущего отбора и, в частности, полового отбора, как его разновидности.

2) Наличие большого, красивого хвоста у самцов павлинов объясняется  по Дарвину не борьбой за существование в отношениях с другими организмами или факторами внешней среды, а соперничеством между самцами за обладание самками, то есть не столько самой возможностью выживания, а способностью оставления потомства.

3) Дальнейшее эволюционное закрепление этого признака — результат действия стабилизирующего отбора, выбраковывающего особей сильно отклоняющихся от сложившейся средней нормы реакции.

С5

1. Поскольку нам известны антикодоны транспортных РНК мы может установить последовательность триплетов (кодонов) информационной РНК, соответствующих этим антикодонам по принципу комплементарности азотистых оснований нуклеотидов: и-РНК будет иметь такую последовательность триплетов: УЦГ-УГГ-ЦАУ-ГАУ-ГЦУ

2. Согласно таблице генетического кода, которая дана именно для триплетов и-РНК, можно осуществить процесс трансляции — перевод информации от последовательности триплетов и-РНК перейти к последовательности аминокислотных звеньев фрагмента молекулы белка: сер-три-гис-асп-ала..

3. Нам известно, что матрицей для всех молекул РНК являются определенные участки ДНК, называемые генами. Поскольку матричный синтез осуществляется по принципу комплементарности азотистых оснований нуклеотидов ДНК и РНК, то мы может восстановить нуклеотидную последовательность фрагмента молекулы ДНК, с которого была списана информация на данный фрагмент молекулы РНК. Она будет такой: АГЦ-АЦЦ-ГТА-ЦТА-ЦГА.

С6

Это обычная задача на дигибридное скрещивание.  Изучается два признака — два вида наследственной слепоты. К тому же нам сразу понятно, что для решения надо использовать 3-й закон Менделя — закон независимого наследования признаков, поскольку сказано, что изучаемые признаки находятся в разных парах гомологичных хромосом.

«Необычность» этой задачи только в том, что она уж слишком простая. Нам не надо вообще размышлять у кого какие генотипы, так как все описания фенотипов сопровождаются подсказками на счет гомозиготности всех бабушек и дедушек.

Введем обозначения: А — нормальное зрение,  а — слепота; В — нормальное зрение, b — слепота.

Генотипы  бабушек: ААbb  и aaВВ. Генотипы обоих дедушек: ААВВ и ААВВ.

Генотипы родителей: AАBb и AaBВ. Каждый образует по два  сорта гамет AB,Ab и AB,aB,

F: ААВВ, AABB, AABb, AaBb — все дети здоровы, значит всего вероятность рождения слепого внука равна нулю.

****************************************************************

У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу по этому тестовому заданию, прошу в комментарии.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
д) Беспрецедентная акция | амнионгенеалогический методдвижущий отборМитозрепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологиистабилизирующий отбор | Отзывов (3)
Отзывов (3)
  1. Елена Александровна

    Уважаемый Борис Фагимович! Я понимаю, что вопрос, возможно, риторический….но все-таки… А можем мы как то повлиять на исправление глупых ошибок в материалах КИМов? Может быть есть какая-то связь с составителями? Ведь, прорабатывая с учениками тесты прошлых лет, натыкаешься порой на такие нелепости, что диву даешься! Вот один вопросик, который ввел меня в ступор:
    Неполное превращение свойственно:
    1) бабочке Павлиний глаз 3) стрекозе-коромыслу
    2) жуку-пожарнику 4) мухе домашней
    До меня только минут через пять дошло, что составители теста обозвали жуком пожарником КЛОПА — солдатика! В интернете, если открыть картинки, много подобных ошибок, но это простительно НЕ биологам, а в данном случае…
    У меня тоже возник вопрос: «Кто составляет эти тесты???»

    Ответить
    • Борис Садыков

      Елена Александровна, думаю, что никто и никогда не должен знать составителей тестов (для их спокойствия). Ни составителей тестов из ФИПИ, ни тех кто должен тесты перепроверять на качество и давать «добро» никто посторонний знать не должен. Да ошибки и неточности в формулировках вопросов есть и будут всегда (человеческий фактор). Плохо только, что при апелляции нельзя оспорить неверность самого теста.

      Ответить
      • Елена Александровна

        Ну что же, будем надеяться, что прогресс не стоит на месте и в ближайшем будущем это положение изменится в лучшую сторону:))

        Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *