САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Дальний Восток. Вариант 1, часть С

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Эти мои статьи  в рубрике «Беспрецедентная акция»   обращены уже  не к абитуриентам этого года, а к покорителям вершин года 2014. Я помогу вам разобраться как отвечать на задания части С.

В этом 2013 году произошла беспрецедентная кража всех (представляете, всех) подготовленных сотрудниками ФИПИ вариантов ЕГЭ по биологии.

Варианты были выложены в интернете накануне экзаменов.

Для вас, будущих абитуриентов 2014 года, можно  рассматривать эти варианты как очередные задания Демонстрационных версий, которые за год открыто выкладываются для лучшей подготовки (именно подготовки к экзаменам). Снова обращаю ваше внимание на то, что никакие знания не могут быть лишними объем школьной программы по биологии не безграничен, поэтому невозможно до бесконечности создавать все новые и новые вопросы для тестов. Чем больше вы изучите ФИПИшных тестовых заданий (именно «ФИПИшных» и именно «изучите»), тем  лучше будете разбираться в сущности жизни и лучше будете подготовлены к предстоящим экзаменам.

Здесь представлены вопросы из тестовых заданий Дальний Восток, вариант 1, часть С и мое видение того, как на них следует отвечать: 

С1
1. Большой пестрый дятел и малый пестрый дятел  — близкородственные виды организмов со сходными условиями обитания. Между близкородственными видами организмов, обитающими в одной экосистеме устанавливаются, как правило, конкурентные отношения из-за источника пищевых ресурсов. Но степень проявления конкуренции бывает различна.
2. Большой пестрый дятел  и малый пестрый дятел, хотя и поселяются совместно  в кроне хвойных деревьев, но  занимают свои собственные узко специфические экологические ниши, используя зональную ярусность деревьев.  Большой пестрый дятел добывает насекомых, находящихся в стволах деревьев, а малый пестрый дятел  питается насекомыми, находящимися в ветвях нижнего яруса, тем самым конкурентные отношения между ними являются сглаженными.

С2
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей организмов одного вида длительное время населяющих одну территорию.
3. Биогеоценоз является элементарной структурной единицей биосферы.
5. Личинки одного вида насекомых представляют собой популяцию.

С3
1. Основное отличие в составе скелета рыб. У класса Хрящевых рыб он представлен хрящом, а у Костных рыб — он костный.
2. Жаберные щели хрящевых рыб в отличие от костных  не прикрыты жаберными крышками.
3. У хрящевых рыб отсутствует плавательный пузырь.
4. Оплодотворение у хрящевых рыб внутреннее, а у костных, как правило, наружное.

С4
1. Тип покровительственной окраски у зебры — расчленяющая.
2. Зебры пасутся большими стадами и чередование полос позволяет им “слиться” в единую массу. Контуры отдельного животного в глазах хищника пропадают и они не могут вычленить отдельную особь, чтобы напасть.
3. Основная стратегия охоты – разогнать стадо. Если какое-то животное отстанет, то его полосатая окраска, наоборот, становится заметной на фоне травы саванны. В этом и выражается относительность такой приспособленности.

C5
1. Обратите внимание: не случайно в начале этого задания сказано, что ВСЕ виды РНК (и-РНК, т-РНК, р-РНК) синтезируются (транскрибируются) согласно последовательности нуклеотидов определенных участков ДНК, называемых генами. Пишу «не случайно», так как  многие помнят, что «ген — это участок ДНК, отвечающий за синтез молекулы белка», то есть фактически за синтез молекулы и-РНК.
Но надо помнить, что какие-то другие участки ДНК, тоже называемые генами,  ответственны за синтез других видов РНК. Поэтому,  по принципу комплементарности азотистых оснований по  фрагменту цепи ДНК в данном задании находим фрагмент центральной петли т-РНК:  УГЦ-ЦАУ-УАА-ЦГА-УАГ. В этом фрагменте нам важен только третий триплет (он в центре петли), так как он является антикодоном к соответствующему кодону и-РНК.

2. Чтобы определить аминокислоту, доставляемую этой т-РНК к и-РНК, находящейся в рибосоме, надо определить сам кодон и-РНК, так как таблица генетического кода дает нам аминокислотную расшифровку согласно триплетам (кодонам) именно и-РНК (а не  т-РНК или ДНК ). Этот кодон и-РНК будет таким: АУУ.

3. По таблице генетического кода находим, что триплету и-РНК АУУ соответствует аминокислота изолейцин (иле).

С6
Вот здесь уж следует поразмыслить какие аллели признаков обозначить как доминантные, а какие — как рецессивные. Исходя из результатов первого скрещивания нам понятно, что форма плоского венчика (В) является доминантным аллелем над формой воронковидного венчика (b). По результатам второго скрещивания становится понятным, что аллель белого цвета венчика (А) является доминантным по отношению  к кремовому цвету (а).

Кому покажется на экзамене сложным  сразу ввести правильные обозначения аллелей генов исходя из условия задачи, не теряйтесь. Предлагаю  на черновике составить схемы решения сначала «наобум».  При неправильном введении обозначений ваше решение не будет совпадать с условиями задания и вы введете обозначения с точностью до наоборот, которые и окажутся верными.

1. P1: Aabb  *  aaBB

G: ..Ab, ab…….aB

F1: 1AaBb : 1aaBb — белые с плоским венчиком, кремовые с плоским венчиком (пишем 1:1 исходя из условия задания 38 : 40)

2. P2: AAbb  *  aaBb

G: ……Ab…….aB, ab

F2: AaBb, Aabb — белые с плоским венчиком, белые с воронковидным венчиком.

3. Закон доминирования — для аллельных генов и закон независимого наследования признаков при дигибридном скрещивании для неаллельных генов.

                                         ****************************************************************

У кого будут вопросы к репетитору ЕГЭ по биологии по Скайпу по этому тестовому заданию, прошу в комментарии.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
д) Беспрецедентная акция | биогеоценозбольшой пестрый дятелконкуренциямалый пестрый дятелотличия хрящевых и костных рыбпокровительственная окраска у зебрпопуляциярепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологииэкологические ниши | Отзывов (5)
Отзывов (5)
  1. Дмитрий

    Борис Фагимович, в С5 антикодон т-РНК, если я не ошибаюсь, является УАА (имею ввиду третий триплет). Тогда кодон и-РНК, ему соответствующий, будет АУУ, а переносимая аминокислота — ИЛЕ.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Дмитрий, большое спасибо, исправил свою ошибку. Надо же, 1,5 года «провисел» ошибочный ответ…

      Ответить
  2. Елена

    Борис Фагимович, а можно ответить на C4 по-другому? : окраска зебры — расчленяющая. Зебры пасутся большими стадами и чередование полос позволяет им «слиться» в единую массу в глазах хищника. Звери не могут вычленить одну особь, чтобы напасть. Поэтому основная стратегия охоты — разогнать стадо. Если какое-то животное отстанет, то его полосатая окраска становится очень заметной на фоне травы саванны (относительность приспособленности).

    Ответить
    • Борис Садыков

      Елена! Ваш ответ мне кажется намного более правдоподобным, чем мой. Поэтому я полностью изменил свой ответ на Ваш. Именно подчеркнув, что покровительственная окраска у зебры является примером расчленяющей, описание становится более логичным.

      Ответить
      • Елена

        Спасибо, для меня это комплимент))) К сожалению, не помню откуда я взяла эти сведения…

        Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *