Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
Эти мои статьи в рубрике «Беспрецедентная акция» обращены уже не к абитуриентам этого года, а к покорителям вершин года 2014. Я помогу вам разобраться как отвечать на задания части С.
В этом 2013 году произошла беспрецедентная кража всех (представляете, всех) подготовленных сотрудниками ФИПИ вариантов ЕГЭ по биологии.
Варианты были выложены в интернете накануне экзаменов.
Для вас, будущих абитуриентов 2014 года, можно рассматривать эти варианты как очередные задания Демонстрационных версий, которые за год открыто выкладываются для лучшей подготовки (именно подготовки к экзаменам). Снова обращаю ваше внимание на то, что никакие знания не могут быть лишними: объем школьной программы по биологии не безграничен, поэтому невозможно до бесконечности создавать все новые и новые вопросы для тестов. Чем больше вы изучите ФИПИшных тестовых заданий (именно «ФИПИшных» и именно «изучите»), тем лучше будете разбираться в сущности жизни и лучше будете подготовлены к предстоящим экзаменам.
Здесь представлены вопросы из тестовых заданий Сибирь, вариант 3, часть С и мое видение того, как на них следует отвечать:
С1
1. Уменьшение численности лисиц — консументов второго порядка, питающихся мышевидными грызунами, приведет к увеличению их численности.
2. Чрезмерное увеличение численности мышей — консументов первого порядка, питающихся в основном вегетативными частями и семенами растений, может привести к снижению биомассы травянистых растений и, как следствие, к снижению биомассы растительноядных насекомых.
С2
1. Надпочечники являются железами внутренней секреции, а не частью мочевыделительной системы.
3. В почки поступают только кровь по кровеносным сосудам, а лимфа не поступает.
4. Фильтрация крови и образование мочи происходит в почечных капсулах — нефронах.
С3
1. Ток крови по сосудам кровеносной системы обеспечивает перемещение питательных веществ и газов.
2. По артериям большого круга кровообращения движется кровь богатая кислородом к органам и тканям организма, а от них кровь, обогащенная углекислым газом и другими продуктами обмена веществ, движется по венам.
3. По артериям малого легочного круга кровообращения богатая углекислым газом кровь поступает в легкие, где освобождается от СО2, насыщается кислородом и по венам поступает в сердце.
С4
1. Гусеницы бабочки репной белянки питаются листьями репы, имеющей светло-зеленый цвет.
2. Гусеницами питаются птицы.
3. Некогда произошедшие мутации в окраске тела гусениц, обеспечившие проявление фенотипически зеленых форм, будут закрепляться естественным отбором, так как вероятность выживания зеленых гусениц на зеленом фоне листьев будет выше.
С5
1. Поскольку исходная последовательность триплетов нуклеотидов и-РНК была: ЦУЦ-ГЦА-АЦГ-УУЦ-ААУ, то нормальный белок состоял из следующей последовательности аминокислотных остатков (находим по таблице генетического кода): лей-ала-тре-фен-асн.
2. Последовательность аминокислотных остатков мутированного белка: лей-ала-тре-лиз-асн.
3.Последовательность триплетов нуклеотидов мутированной и-РНК: ЦУЦ-ГЦА-АЦГ-ААА(или ААГ)-ААУ.
С6
1. Сразу обращаем внимание на фенотипические признаки земляники, описываемые в задаче и даем им генетическую интерпретацию, обозначая для удобства определенные признаки буквами. Этих признаков два. Значит задача на дигибридное скрещивание.
Первый признак: способность образовывать усы, является доминантным (А), так как сказано, что от скрещивания двух сортов земляники (сорт — это значит чистая линия или гомозиготный организм по рассматриваемым признакам) с усами и без усов (а) в первом поколении все потомки были с усами.
Второй признак: цвет ягод красный (В) и белый (b). Из условия задания видим, что по данному признаку взаимодействие аллелей В и b подчиняется неполному доминированию, так как гетерозиготные организмы в первом поколении с генотипом Bb имеют розовую окраску.
2. P1: AABB * aabb
G:……..AB……..ab
F1: AaBb — все имеют усы и ягоды розового цвета.
Р2: aaBb.. *.. aaBB
G: aB, ab……..aB
F2: aaBB, aaBb — без усов красные и без усов розовые.
3. В данном задании использовался закон неполного доминирования (вытекающий из первого закона Менделя для аллельных генов о единообразии гибридов первого поколения) и третий закон Менделя для неаллельных генов о независимом наследовании признаков при дигибридном скрещивании.
****************************************************************
У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу по этому тестовому заданию, прошу в комментарии.
У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).