САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Сибирь. Вариант 1, часть С

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Эти мои статьи  в рубрике «Беспрецедентная акция»   обращены уже  не к абитуриентам этого года, а к покорителям вершин года 2014. Я помогу вам разобраться как отвечать на задания части С.

В этом 2013 году произошла беспрецедентная кража всех (представляете, всех) подготовленных сотрудниками ФИПИ вариантов ЕГЭ по биологии.

Варианты были выложены в интернете накануне экзаменов.

Для вас, будущих абитуриентов 2014 года, можно  рассматривать эти варианты как очередные задания Демонстрационных версий, которые за год открыто выкладываются для лучшей подготовки (именно подготовки к экзаменам). Снова обращаю ваше внимание на то, что никакие знания не могут быть лишними объем школьной программы по биологии не безграничен, поэтому невозможно до бесконечности создавать все новые и новые вопросы для тестов. Чем больше вы изучите ФИПИшных тестовых заданий (именно «ФИПИшных» и именно «изучите»), тем  лучше будете разбираться в сущности жизни и лучше будете подготовлены к предстоящим экзаменам.

Здесь представлены вопросы из тестовых заданий Сибирь, вариант 1, часть С и мое видение того, как на них следует отвечать: 

 

С1

1. Консументы 1 порядка — растительноядные организмы, к ним относятся многие взрослые птицы, питающиеся семенами растений.

2. При размножении,  для выкармливания своих птенцов насекомыми, их личинками или червями — птицы выполняют роль становятся консументов II порядка — животноядными организмами.

С2

2. Большие полушария входят в состав переднего мозга.

4. Мозжечок регулирует координацию движений.

5. Центры чихания, кашля, слюноотделения находятся в продолговатом мозге.

С3

1. Лекарственный препарат, введенный в вену левой (правой) руки, попадет в верхнюю полую вену, впадающую в правое предсердие сердца, а из него — в правый желудочек.

2. Из правого желудочка препарат с венозной кровью поступит в артерию малого легочного круга кровообращения, пройдет через альвеолы легких и по легочной вене поступит в левое предсердие, а затем в левый желудочек.

3. Далее лекарственный препарат по большому кругу кровообращения из левого желудочка попадет в аорту, затем в сонную артерию, а из нее поступит в капилляры сосудов, снабжающих кислородом и питательными веществами головной мозг и окажет воздействие на нейроны мозга.

С4

1. Яркие глаздчатые пятна на верхней стороне крыльев бабочки  павлиний глаз — это предостерегающая окраска.

2. Садясь на цветок и резко распахивая крылья с изображением 4-х крупных «глаз», бабочка, видимо, тем самым  отпугивает  их основных врагов птиц (наверное птица должна сильно удивиться почему четыре глаза, а не два  и пока будет «думать» бабочка улетит).

3. Поскольку пятна  находятся только на верхней стороне крыльев, то когда крылья сложены (подняты) такой тип защиты не срабатывает.

С6

1. Признак будет рецессивным, так как проявляется  лишь у немногих представителей родословной. Признак сцеплен с полом, так как из всех многочисленных потомков  проявляется только по одной мужской линии.

2. Генотипы родителей: мать XAXa * отец XAY. Дети девочки (2) XAXa, (3) XAXA или (XAXa), мальчик (4) XaY.

3. Носителем изучаемого признака является мать.

                                             ****************************************************************

У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу по этому тестовому заданию, прошу в комментарии.

 

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
д) Беспрецедентная акция | консументыпредостерегающая окраскарепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологии | Отзывов (8)
Отзывов (8)
  1. StanislavNedoseev

    А еще, Борис Фагимович, скажите, пожалуйста, а есть хоть какая-то надежда на то, что авторы того рисунка, о котором я вам писал на почте, имели в виду митоз, анафаза. Просто меня зацепило условие задания (какой тип и фаза деления диплоидной клетки(!)) но я знаю, что ко второму делению мейоза (эквационному) приступают клетки, уже гаплоидные, а не диплоидные, как просят в задании (да и картинки я разные видел с анафазой митоза, где одна пара, где 2, а даже где-то и 3 пары хромосом).

    Ответить
    • Борис Садыков

      Станислав, не волнуйтесь, раз было упомянуто о диплоидности клетки, значит Вы правильно ответили: анафаза митоза.

      Ответить
      • StanislavNedoseev

        Спасибо Вам, Борис Фагимович, что успокоили меня. А то я с эти вопросом места не мог себе найти. Наверное, это был вопрос-подвох. Все-таки логический ход мысли спасает порой.

        Ответить
  2. StanislavNedoseev

    Здравствуйте,Борис Фагимович!
    Писал ЕГЭ по биологии 15 числа. Немного сомневаюсь в правильности части С.
    38. Был дан текст. Нужно было определить критерии вида
    1) морфологический (описание внешнего строение дятла)
    2) экологический (места обитания и его характер питания)
    3) физиологический (в кладке 4-6 яиц).

    39. Была дана цепь тРНК. Нужно было найти белок и цепи ДНК. Я построил иРНК и две цепи ДНК. Там легко решается.
    40. Накручена сильно задача про кур, у которых женский пол — гетерогаметный. Было дано: А — розовидный гребень; a- листовидный; ХB- полосатое оперение; Хb — черное оперение.
    При анализирующем скрещивании самки (розовидная полосатая) с самцом получили две фенотип группы с розовидным гребнем. Потомков скрестили между собой. Там получалось 16 фенотипов (еще учитывать, что пол гетерогаметный у самок) расписать все. Еще просили найти сколько самцов схожи с отцом из 2 скрещиваний. В общем соотношение 6:6:2:2: или 3:3:1:1. у меня получилось самцов 6/16, далее…..я неправильно сократил дробь, так как сильно утомился, расписывая генотипы . надо 3/8, а я написал 3/16. не сократил знаменатель. Вот еще минус 1 балл.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Станислав!
      38. Ответили верно.
      39. Ничего не ясно с правильным условием этого задания. Что значит «цепь тРНК»? Вся тРНК обычно 70-90 нуклеотидов. Иногда в задачах дается «головная» часть тРНК — это 15 нуклеотидов (5 триплетов из которых, нам надо знать только центральный триплет, он же антикодон). А иногда дается пять триплетов разных тРНК. Раз нужно было найти «белок», а не одну аминокислоту, то явно Вы условие мне написали не верное. Станислав, в прошлом году в С% было не очень «трафаретное» задание. Посмотрите вопросы в комментариях от Biolog от 6 июня 2014 года и «эксперта» Тахира и от Дмитрия от 27 августа к статье «Ответы на варианты ЕГЭ 2014 года. Досрочный этап» и мою полемику с ними.

      Ответить
      • StanislavNedoseev

        Не,нет, Борис Фагимович. у меня не было в условии «фрагмент ДНК, на матрице которого сразу(!) строим тРНК).
        У меня было написано, найдите последовательность иРНК, белок и двухцепочечную молекулу ДНК (не просили писать в процентном соотношении нуклеотиды, точно помню).

        Ответить
        • Борис Садыков

          Станислав, я Вас «отправил» к прошлогодней полемике по решению задачи с исходным условием о тРНК, так как Вы сами написали: «39. Была дана цепь тРНК. Нужно было найти белок и цепи ДНК…»

          Ответить
      • StanislavNedoseev

        Смешная полемика, особенно с этим «экспертом».

        Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *