САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Дальний Восток. Вариант 3, часть С

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Эти мои статьи  в рубрике «Беспрецедентная акция»   обращены уже  не к абитуриентам этого года, а к покорителям вершин года 2014. Я помогу вам разобраться как отвечать на задания части С.

В этом 2013 году произошла беспрецедентная кража всех (представляете, всех) подготовленных сотрудниками ФИПИ вариантов ЕГЭ по биологии.

Варианты были выложены в интернете накануне экзаменов.

Для вас, будущих абитуриентов 2014 года, можно  рассматривать эти варианты как очередные задания Демонстрационных версий, которые за год открыто выкладываются для лучшей подготовки (именно подготовки к экзаменам). Снова обращаю ваше внимание на то, что никакие знания не могут быть лишними объем школьной программы по биологии не безграничен, поэтому невозможно до бесконечности создавать все новые и новые вопросы для тестов. Чем больше вы изучите ФИПИшных тестовых заданий (именно «ФИПИшных» и именно «изучите»), тем  лучше будете разбираться в сущности жизни и лучше будете подготовлены к предстоящим экзаменам.

Здесь представлены вопросы из тестовых заданий Дальний Восток, вариант 3, часть С и мое видение того, как на них следует отвечать: 

С1

1. Морковь и редис относятся к растениям, которые человек выращивает ради их корнеплодов. Корнеплоды — это видоизменения главного корня, связанные с отложением в нем в запас углеродсодержащих продуктов фотосинтеза.

2. Фотосинтез протекает лишь в надземной части растений — листьях и стеблях. Чтобы больше создавалось углеводов, надземная часть растений должна быть хорошо обеспечена водой и минеральными веществами, поступающими из почвы за счет корневой системы.  Поэтому уже молодые проростки, чтобы не было конкуренции за площадь питания, должны находиться друг от друга на значительном расстоянии.

С2

2. В головном мозге особенно развиты большие полушария головного мозга, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих.

3. У млекопитающих впервые появилось наружное ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных (хотя известно, что и у крокодилов уже есть зачатки наружного уха. Недаром крокодил Гена оказался так гармоничен лопоухому Чебурашке).

5. Детеныши развиваются в плаценте, которая располагается в теле матки.

С3

1. Любой анализатор организма человека (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, равновесия) включает три части:  рецепторную, проводящую и анализирующую.

2. Специализированные клетки рецепторной части любого анализатора приспособлены воспринимать сигнал (информацию) из окружающей среды и преобразовывать его в нервный импульс.

3. Проводящий отдел анализатора, состоящий из чувствительных нейронов, доставляет сигнал в специализированную зону  анализа этого сигнала.

4. В анализируемой зоне коры больших полушарий идет оценка сигнала: возникают образы и соответствующие ощущения.

С4

1. Древность возникновения озера  и его обособленность обеспечила существование в нем многих реликтовых форм жизни, поскольку его обитатели оказались изолированными на протяжении многих поколений.

2. Географическое расположение  озера в уникальной природно-климатической зоне обеспечило существование стабильных условий физико-химических параметров длительное времяглубоководность, относительно низкая среднегодовая температура воды, малое содержание в воде растворенных минеральных и органических веществ, высокое содержание растворенного кислорода.

3. В результате мутаций и естественного отбора менялся  генофонд многих исходных популяций организмов, что привело в возникновению новых видов.

С5

1.Самому мейотическому делению ядра клетки предшествует репликация (удвоение)  ДНК, происходящая в синтетический период интерфазы. Это удвоение ДНК приведет к тому, что само количество будущих хромосом, возникших из спирализованных нитей ДНК,  не изменится, но они будут двухроматидными.

2.Поэтому в  профазе мейоза I количество хромосом равно диплоидному 2n, а количество ДНК равно 4с.

3. Поскольку в результате мейоза I в клетках будет находиться гаплоидный набор (n) двухроматидных  хромосом (2c) , то в  метафазе мейоза II по экватору будут располагаться именно такие хромосомы (1n2с).

С6

Поскольку в первом поколении от скрещивания кукурузы с гладкими окрашенными зернами с кукурузой с морщинистыми неокрашенными зернами, все потомство было с гладкими окрашенными зернами, то аллельные гены, отвечающие именно за эти признаки,  следует обозначить как доминантные.

А — окрашенные зерна, а — неокрашенные; В — гладкая поверхность зерна; b — морщинистые зерна.

P1: AABB * aabb

G: …AB…….ab

F1: AaBb — все гладкие окрашенные.

P2:…….AaBb………*…….aabb (гомозигота по рецессиву, так как скрещивание анализирующее).

G: AB, Ab, aB, ab ………..ab

F2: AaBb, Aabb, aaBb, aabb

Результатом такого анализирующего скрещивания  должно быть поровну всех сочетаний фенотипов потомков, так как  при независимом наследовании всех четырех типов гамет AB, Ab, aB, ab должно быть поровну примерно по 25%.  Почему же двух фенотипов потомства очень много, а двух других —   в четыре раза меньше?

Значит эта задача не на независимое наследование признаков по Менделю (когда изучаемые признаки находятся в разных парах гомологичных хромосом), а на сцепленное наследование по Моргану.

Известно, что «львиную» долю в потомстве второго поколения почти по 1200 штук составляли гладкие окрашенные (AaBb) и морщинистые неокрашенные (aabb) экземпляры, а совсем немного примерно по 300 штук было морщинистых окрашенных (Aabb) и гладких неокрашенных (aaBb).

Поэтому делаем вывод, что сцепленными друг с другом, то есть находящимися в одной хромосоме, являются доминантные аллели генов с доминантными (АВ), а, соответственно, рецессивные с рецессивными (ab).

Запись для второго скрещивания должна выглядеть так:

Р2:  AB//ab *  ab//ab

G: AB, ab……..ab   гаметы без кроссинговера (исходные, родительские гаметы)

G: Ab, aB……..ab   гаметы, возникшие в результате кроссинговера.

F2: AaBb и aabb  гладкие окрашенные 1200 штук и  морщинистые неокрашенные 1215 штук.

Aabb и aaBb  гладкие неокрашенные 309 и морщинистые окрашенные 315 штук.

                                                  ****************************************************************

У кого будут вопросы к репетитору ЕГЭ по биологии по Скайпу по этому тестовому заданию, прошу в комментарии.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
д) Беспрецедентная акция | нервный импульспрореживание корнеплодоврепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиирепетитор по биологиичасти анализатора | Оставить комментарий
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *