САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Сибирь. Вариант 4, часть С

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Эти мои статьи  в рубрике «Беспрецедентная акция»   обращены уже  не к абитуриентам этого года, а к покорителям вершин года 2014. Я помогу вам разобраться как отвечать на задания части С.

В этом 2013 году произошла беспрецедентная кража всех (представляете, всех) подготовленных сотрудниками ФИПИ вариантов ЕГЭ по биологии.

Варианты были выложены в интернете накануне экзаменов.

Для вас, будущих абитуриентов 2014 года, можно  рассматривать эти варианты как очередные задания Демонстрационных версий, которые за год открыто выкладываются для лучшей подготовки (именно подготовки к экзаменам). Снова обращаю ваше внимание на то, что никакие знания не могут быть лишними объем школьной программы по биологии не безграничен, поэтому невозможно до бесконечности создавать все новые и новые вопросы для тестов. Чем больше вы изучите ФИПИшных тестовых заданий (именно «ФИПИшных» и именно «изучите»), тем  лучше будете разбираться в сущности жизни и лучше будете подготовлены к предстоящим экзаменам.

Здесь представлены вопросы из тестовых заданий Сибирь, вариант 4, часть С и мое видение того, как на них следует отвечать: 

С1

1. Морской капустой в обиходе называется морская бурая водоросль  ламинария. В своем талломе ламинария  накапливает высокое содержание йода.

2. В организме человека часто йод находится в недостаточном количестве. Недостаток йода нарушает деятельность щитовидной железы, так как не происходит  выработки гормона тироксина (тетрайодтиронина).

С2

1. На рисунках изображено мейотическое (редукционное) деление  ядра клеток. Показана профаза первого мейотического деления, поскольку пары двухроматидных гомологичных хромосом располагаются рядом.

2. На левом рисунке видно, что первая пара двухроматидных гомологичных хромосом коньюгирует, возникает хиазма, которая приводит к тому, что происходит кроссинговер (кроссинговер виден на правом рисунке).

3. Кроссинговер вызывает  в дальнейшем появление необычных (с новым сочетанием признаков) гамет, что является одной из форм  комбинативной  наследственной изменчивости.

С3

1. В  эритроцитах крови резус-положительного человека есть особый белок, агглютиноген, которого нет в крови резус-отрицательного. При переливании резус-положительной крови человеку с резус-отрицательной кровью в его крови в ответ на чужеродный белок будут вырабатываться специфические антитела.

2. Если  резус-отрицательная женщина  выходит замуж за резус-положительного мужчину, то вынашиваемый ею плод  может иметь резус-положительную кровь.

3. Если эритроциты резус-положительного эмбриона попадут в кровь матери, то  ее иммунной системой  в ответ на чужеродный агглютиноген будут вырабатываться антитела. Эти антитела, попав в организм плода, будут приводить к разрушению эритроцитов, что может привести к желтухе.

С4

1. Ядохимикаты,  являясь сильными  мутагенными химическими веществами, вызывают появление всевозможных мутаций.

2. Длительная обработка  сельскохозяйственных угодий определенным видом ядохимикатов с целью уничтожения насекомых вредителей, может привести к возникновению у некоторых из них особых мутаций, обеспечивающих им устойчивость к данному виду препарата.

3. Эти мутированные единичные «счастливчики», не имея себе конкурентов (так как все уничтожено человеком), быстро размножатся,  занимая свободное  пространство.

С5

1. Данным видам транспортных РНК с указанными антикодонами соответствует следующая последовательность кодонов (триплетов) и-РНК, которую мы находит согласно правилу комплементарности азотистых оснований:  АУГ-ААА-ЦГГ-ГУУ (замечу, что знак «-» между отдельными триплетами, обозначающий прочную ковалентную фосфодиэфирную связь, ставится нами лишь для удобства визуализации. Правильным было бы обозначать эту связь между каждым нуклеотидом в одной цепи).

2. Этот фрагмент последовательности нуклеотидов и-РНК был транскрибирован  (тоже по правилу комплементарности азотистых оснований нуклеотидов)  с такого фрагмента одной из цепей ДНК: Т А Ц -Т Т Т — Г Ц Ц — Ц А А.
Необходимо обязательно достроить и вторую (нижнюю) цепь ДНК, показать, что вы знаете, что ДНК имеет двухцепочечную структуру. При этом надо записывать ее строго  под первой цепью, причем обязательно обозначать II двойную водородную связь между Т и А нуклеотидами и III тройную водородную связь между Г и Ц  нуклеотидами.

3. Помним, что таблица генетического кода всегда дается только для триплетов (кодонов) и-РНК, поэтому, имея готовую последовательность триплетов нуклеотидов и-РНК (которую мы нашли в первом пункте ответов на это задание), можно определить последовательность аминокислотных остатков фрагмента молекулы белка:  мет-лиз-арг-вал.

Обратите внимание, что данное задание — это «с ног на голову» перевернутая последовательность этапов биосинтеза белка. Поэтому, чтобы правильно решить подобное задание, надо очень четко представлять саму суть процесса хранения  информации о белке в виде последовательности нуклеотидов  гена одной из цепей ДНК, переписывания (транскрипции) этой информации на и-РНК и превращения ее (трансляция)  при помощи молекул т-РНК и единого для всего живого на Земле генетического кода в последовательность аминокислотных звеньев молекулы белка.

С6

1. Используем обозначения, предлагаемые в задании: А — канарейки с хохолком, а — без хохолка; ХВ — канарейки зеленого цвета, Хb — коричневые.

Тогда генотип самки без хохолка коричневого цвета (то есть она гомозиготная) запишется так: aaXbY. А каким же будет генотип хохлатого зеленого  самца? Теоретически  же он  может быть  AAXВXВ, AAXВXb, AaXВXВ или  AaXВXb.  Так как в задании сказано, что в потомстве от скрещивания гомозиготной самки с этим сацом получены все четыре возможные сочетания фенотипов, то генотип самца мог быть только дигетерозиготным (чтобы давать 4 сорта гамет)  AaXВXb.

2. P: aaXbY……..  *……… AaXВXb

G: ..aXb, aY……….AXВ, AXb, aXВ, aXb

F1: AaXВXb, AaXbXb, aaXВXb, aaXbXb — птенцы самцы хохлатые зеленые, хохлатые коричневые, без хохолка зеленые, без хохолка коричневые.                                                                                                                 AaXВY, AaXbY, aaXВY, aaXbY — птенцы самочки  хохлатые зеленые, хохлатые коричневые, без хохолка зеленые, без хохолка коричневые.

3. Такое расщепление признаков в потомстве связано: 1. с взаимодействием аллельных генов по правилу доминирования; 2. законом независимого наследования для неаллельных генов; 3. с наследованием, сцепленным с полом.

                                                 ****************************************************************

У кого будут вопросы к репетитору ЕГЭ по биологии по Скайпу по этому тестовому заданию, прошу в комментарии.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
д) Беспрецедентная акция | агглютиногенкомбинативная наследственная изменчивостькроссинговерламинарияморская капустамутагенные факторыпрофаза 1 мейозарезус-отрицательная кровьрезус-положительная кровьрепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологииядохимикаты | Оставить комментарий
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *