САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Сцепленное наследование

Главная - В. Решение генетических задач - Сцепленное наследование

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора ЕГЭ по биологии по скайпу biorepet-ufa.ru.

Как уже говорилось ранее, понятие «сцепленное наследование» признаков ни в коем случае нельзя путать  с понятием «наследования признаков, сцепленных с полом,» то есть   признаков организма, находящихся только  в половых хромосомах XХ  или ХY.

Закономерности  сцепленного  наследования  признаков  Т.Моргана  применяются, как правило, в задачах по генетике для генов, находящихся в обычных аутосомных хромосомах. Изучается при этом всегда как минимум сразу два признака (эти оба признака должны находитьсяобязательно в одной паре гомологичных хромосом)

Можно сказать, что   закон  сцепленного наследования Т.Моргана является противоположностью дигибридного скрещивания по Г.Менделю, поскольку дигибридное скрещивание по Менделю предполагает обязательное расположение двух изучаемых признаковв разных парах гомологичных хромосом.>

Этот материал уже рассматривался мною, как репетитором по биологии,  в рубрике по «Единому государственному экзамену» в статье «Задачи на сцепленное наследование», но в связи со множеством поступающих вопросов, в книге «Как быстро научиться решать задачи по генетике» поместил более сложные задания на сцепленное наследование с подробными разъяснениями.

Особое внимание в книге уделено такому вопросу как разъяснению того, почему знания по закономерностям сцепленного наследования, без кроссинговера и с кроссинговером, почерпнутые из учебников, оказываются воспринятыми учащимися с точностью до наоборот. 

Обращаю ваше внимание на то: а) как происходит кроссинговер; б) и к чему он приводит в итоге. Кроссинговер происходит между аллельными генами, а  приводит это к образованию новых сочетаний неаллельных генов.

Далее приводятся условия тех заданий, решения которых подробно разбираются в книге        

                       Задача 1. Про горох со сцепленным наследованием, но без кроссинговера

Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усов. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и усы) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон проявляется?

              Задача 2. Про мух с разной формой  глаз и длиной тела (без кроссинговера)

У дрозофилы доминантный ген, определяющий «лопастную» форму глаз, располагается в той же аутосоме, что и рецессивный ген укороченности тела. Гомозиготную муху с укороченным телом и лопастными глазами скрестили с гомозиготной дрозофилой, имеющей круглые глаза и обычную форму тела. Какими окажутся гибриды первого поколения F1 и каким будет потомство F2 от скрещивания этих гибридов между собой?

           Задача 3.  Про мух с разным цветом тела и длиной крыльев (без кроссинговера)

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

                            Задача 4. Снова про таких же мух (но с кроссинговером)

При скрещивании самок мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (доминантные признаки) с самцами с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) в потомстве были обнаружены не только особи с серым телом, нормальными крыльями и черным телом, укороченными крыльями, но и небольшое число особей с серым телом, укороченными крыльями и черным телом, нормальными крыльями. Определите генотипы родителей и потомства, если известно, что доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены. Объясните полученные результаты.(Часть текста задачи выделена мною, как самое главное на что следует обратить внимание  при решении данной задачи)

                      Задача 5. Про кукурузу с разной формой и цветом семян (с кроссинговером)

Гладкая форма семян кукурузы доминирует (А) над морщинистой (а), окрашенные семена (В) доминируют над неокрашенными (b). Гены, определяющие эти признаки, сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растениями, имеющими морщинистые неокрашенные семена, получено потомство: гладких окрашенных  4152, морщинистых окрашенных 149, гладких неокрашенных  152, морщинистых неокрашенных  4163. Определите генотипы родительских форм кукурузы, их потомства и расстояние между генами.

            Задача 6. Снова про кукурузу с разным цветом листьев и устойчивостью к паразитам

У кукурузы доминантные признаки — зеленые листья   (А) и восприимчивость к кобылкам (В), а рецессивные — полосатые листья (а) и устойчивость к кобылкам (b). Наследование сцепленное. Кроссинговер 14%. Какие результаты по фенотипу и генотипу ожидаются в потомстве дигетерозигот Аb//аВ? 

                                               Задача 7. Про пшеницу (с кроссинговером)

У пшеницы доминантные признаки — восприимчивость к стеблевой ржавчине (А) и восприимчивость к мучнистой росе (В), рецессивные — устойчивость к СР (а) и устойчивость к МР (в). Наследование сцепленное. Кроссинговер 2%. Какие результаты ожидаются по фенотипу и генотипу в потомстве дигетерозигот АВ//ав?

                       Задача 8.  Несчастное потомство Конька-Горбунка и Сивки-Бурки

Конек-Горбунок унаследовал свой первый горб от отца, a второй — от матери. Предположим, что за наличие каждого горба отвечает отдельный доминантный аутосомный ген и эти гены находят­ся на расстоянии 20 морганид. Какое потомство, и в каком соотно­шении можно ожидать от скрещивания Конька-Горбунка и не имею­щей ни одного горба Сивки-Бурки?

 Задача 9. Наследование синдрома дефекта ногтей и коленной чашечки, групп  крови с кроссинговером

Синдром дефекта ногтей и коленной чашки определяется полностью доминантным аутосомным  геном. На расстоянии 10 морганид от него находится локус группы крови по системе АВО. Один из супругов имеет 2 группу крови, а другой — 3. Тот, у которого 2 группа крови страдает дефектом ногтей и коленной чашки . Известно , что его отец был с 1 группой  и не имел этих аномалий, мать — с 4 группой имела оба дефекта. Супруг, имеющий 3 группу крови нормален в отношении дефекта ногтей  и коленной чашки и гомозиготен по обеим парам анализируемых генов. Определите вероятность рождения в этой семье детей, страдающих дефектом  ногтей и коленной чашки и возможные их группы крови.

                                              Задача 10. Про томаты с кроссинговером

Растение томата, гетерозиготное по гену, определяющему красную и зеленую окраску стебля, и по гену, определяющему опушенность листьев волосками или отсутствием волосков, было скрещено с зеленым растением без волосков. Среди 500 потомков оказалось: 42 красных опушенных; 202 красных без волосков; 209 зеленых опушенных; 47 зеленых без волосков. Найти расстояние в морганидах между этими генами. 

Решения этих задач подробно разбираются в моей платной книге «Как быстро научиться решать задачи по генетике».

                                                                         ***************************************

У кого будут вопросы по решению генетических задач к репетитору биологии по скайпу, кому необходимо решить задачи с пояснениями<обращайтесь в комментарии, можно  связаться по email.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
В. Решение генетических задач | аутосомные хромосомывероятность перекреста геновгаметыгруппы сцепленияединица измерения расстояния между генамиЗадачи на сцепленное наследованиекроссинговерполовые хромосомырепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиирешаю генетические задачирешаю задачи по генетикерешаю контрольные по генетикерешение генетических задачрешу задачи по генетикесантиморгансдача ЕГЭ по биологиисМсцепленное наследование признаков | Отзывов (29)
Отзывов (29)
  1. Ольга

    Здравствуйте, Борис Фагимович. В учебнике под руководством Дымшица указывается, что групп сцеления у человека 24 (стр 107), как и разновидностей хромосом. В другой литературе — что групп сцепления столько, каков гаплоидный набор вида. Так сколько групп сцепеления? Спасибо

    Ответить
    • Борис Садыков

      Ольга, даже в хороших учебниках встречаются опечатки. Конечно же 23, а не 24. Гаплоидный набор и количество «разновидностей» хромосом это одно и тоже.

      Ответить
  2. Светлана

    Борис Фагимович, помогите разобраться с задачей! При скрещивании чистых линий гороха стелющегося с окрашенными цветками и гороха кустистого с белыми цветками все гибриды получились стелющиеся с окрашенными. В анализирующем скрещивании полученного гибрида (стелющегося с окрашенными цветками) получили потомство стелющегося с белыми цветками и кустистые с окрашенными цветками. Я решаю 1 способ: 1 скрещивание: АВ//АВ * аb//аb. 2 скрещивание мне непонятно вроде должно быть так: Аb//аВ*аb//аb, кроссинговера нет, тогда как объяснить формирование особей во 2 скрещивании Ав//аВ? 2 способ: 1 скрещивание Аb//Аb * аВ//аВ, а это будут чистые линии?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Светлана, эта задача в таком виде как Вы её написали не имеет решения и не надо «сочинять» невозможное (я о втором вашем способе). Хотя «Аb//Аb * аВ//аВ» — это тоже чистые линии, но таких генотипов в этом задании нет. Здесь же доминантные аллели это стелющийся (А) и окрашенный (В) горох.
      Предположим, что эта задача на обычное дигибридное скрещивание: AABB x aabb получим в первом поколении все AaBb; во втором поколении, скрестив AaBb x aabb, получим AaBb, Aabb, aaBb, aabb четыре типа потомства (вместо двух по условию задачи).
      Если же предположить, что задача на сцепленное наследование (как решаете её Вы), то без кроссинговера из гамет AB и ab первого организма и ab второго будет образовано два типа потомства AaBb и aabb (не указанные в задании). Потомство, указанное в задании Aabb и aaBb, появится только в результате кроссинговера из гамет Ab и aB первого организма и ab второго. Кроссоверного (рекомбинантного) потомства даже при 100% кроссинговере может быть максимум столько же, сколько и не рекомбинантного. То есть, при 100% кроссинговере при анализирующем скрещивании результаты сцепленного наследования соответствуют результатам независимого наследования признаков по Менделю (всех особей будет четыре разновидности по 25%). Светлана, «колитесь», откуда взята эта задача с неправильным условием?

      Ответить
      • Светлана

        А я думаю гадаю, ещё и невнимательна, сейчас попробую написать адрес сайта.
        irro.ru/index.php?file=711950.docx
        Задачи на сцепленное наследование подготовила Овсянникова Н.П. январь 2015.
        Напишите открылось или нет?

        Ответить
        • Борис Садыков

          Да, Светлана, к сожалению всё открылось. Задача у автора-составителя, как Вы сами убедились, решена с точностью до наоборот!!! Светик, я не могу никому запретить решать задачи с самолепных ресурсов, но пожалуйста, ПРОШУ ВСЕХ присылать мне задачи только из учебников генетики или задачников, подготовленных ФИПИ. Бывает пришлют, сижу полдня, потом выясняется, что решаю задачу с неверным условием.

          Ответить
          • Светлана

            Спасибо, Борис Фагимович! Кто если не Вы поможете разобраться? Благодарю!

            Ответить
  3. Ольга

    Синдром дефекта ногтей и коленной чашечки D определяется полностью доминантным аутосомным геном. На расстоянии 10 морганид от него находится локус групп крови по системе ABO.
    Один из супругов имеет II группу крови и страдает дефектом ногтей и коленной чашечки. У его отца I группа крови и нет этих аномалий, а у матери IV группа крови и оба дефекта. Другой супруг имеет III группу крови, здоров в отношении гена дефекта, ногтей и коленной чашечки и гомозиготен по обеим парам анализируемых генов. Определить вероятность рождения в этой семье детей с дефектом ногтей и коленной чашечки и возможные группы крови их.
    Помогите пожалуйста решить задачу и правильно её оформить. Большое спасибо!!!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Ольга, решение очень похожей задачи (еще сложнее этой) описано мною на этой странице. Задача №5.

      Ответить
      • Ольга

        Большое спасибо за помощь!!!
        А подскажите пожалуйста решение еще одной задачи.
        В консультацию обратилась женщина, при цитологическом обследовании которой обнаружился кариотип 45 ХХ+t 21/15. До 32 лет беременности не было, позже было 3 спонтанных аборта. От четвертой беременности родился ребенок с синдромом Дауна. При осмотре женщины отклонений от нормы нет. У мужа отклонений нет, кариотип в норме.
        Обосновать :
        1) почему у женщины с нарушениями в кариотипе не обнаружено никаких отклонений
        2) как можно объяснить первоначальное бесплодие и последующие спонтанные аборты
        3) каков риск повторного рождения ребенка с синдромом Дауна
        4) был ли риск меньше 10 лет назад.

        Ответить
        • Борис Садыков

          Ольга, я не сталкивался с подобного рода заданиями. это уж что-то очень медицинское.

          Ответить
  4. Настя

    Добрый день! Борис Фагимович, помогите пожалуйста с решение задачи, у самой никак не получается. Гены а и b лежат совместно с C и d. Сила сцепления между генами a и b равна 20%, между С и d-40%. Определите все типы гамет, их соотношение и число двойных кроссоверных гамет у гетерозиготной особи.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Настя, здесь не четко сформулировано задание. Спрашивается: 1) определите все типы гамет; 2) их соотношение; 3) число двойных кроссоверных гамет У ГЕТЕРОЗИГОТНОЙ ОСОБИ. Все это было бы интересно и довольно трудно определить у ди- (три, или, тем более у тетра-) гетерозигот, то есть у генотипов aabbCcDd или aaBbCcDd, или AaBbCcDd. Здесь же сказано «у гетерозиготной особи», то есть у особи с генотипом aabbCcdd. У такой особи будет всего 2 типа гамет abCd и abcd и никакая информация о силе сцепления между генами и не требуется.
      Скорее всего авторы имели ввиду тетрагетерозиготу: AaBbCcDd. Но тогда, с учетом всей информации по силе сцепления и по количеству возможных сочетаний аллелей генов в разных гаметах здесь работы на целый час вычислений, так как у тетрагетерозиготы при независимом наследовании возможно равновероятное образование 2 в степени 4 = 16 типов гамет. Здесь же, при сцепленном наследовании, но с учетом кроссинговера одинарного и двойного кроссинговера, количество гамет будет тоже 16, но не в равном соотношении.

      Ответить
      • Настя

        Спасибо большое

        Ответить
  5. никита

    Здравствуйте, помогите решить задачу. Известно, что у бабочек гетерогаметным полом являются самки. Определите какой процент длинноусых пятнистых особей среди самок можно ожидать от скрещивания дигетерозиготного длинноусого самца однотонной окраски с короткоусой пятнистой самкой, если признак наличия пятен сцеплен с X-хромосомой.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Эта задача не на сцепленное наследование, а на наследование сцепленное с полом (это совершенно два разных типа задач). Обозначим А — длинные усы, а — короткие усы. ХВ — однотонная окраска тела, Хb — пятнистая окраска (такое обозначение аллелей генов вытекает из информации, что дигетерозиготный самец был фенотипически длинноусым с однотонной окраской тела).
      P: самец AaXBXb * самка ааXbY
      G: AXB,AXb,aXB,aXb……aXb,aY
      F1: AaXBXb,AaXbXb,aaXBXb,aaXbXb — самцы
      AaXBY,AaXbY,aaXBY,aaXbY — самки (длинноусых пятнистых самок с генотипом AaXbY 25% среди самок).

      Ответить
      • никита

        Спасибо

        Ответить
  6. Наталья

    Уважаемый Борис Фагимович! Помогите разобраться в задаче. Не совсем понятно соотношение организмов. полученное в потомстве. Это сцепленное наследование или нет?
    При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными плодами (b) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 – высоких с грушевидными плодами; 40 – карликовых с округлыми плодами; 14 – карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Да, Наталья, это задание на сцепленное наследование.
      Имеем такие обозначения аллелей признаков: А — высокие растения, а — карликовые. B — округлые плоды, b — грушевидные плоды.
      Генотип дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами запишется так AaBb (гаметы AB,Ab,aB,ab), а гомозиготного карликового растения с грушевидными плодами будет aabb (гаметы только ab). Но тогда по 3-му закону Менделя всех четырех типов потомков должно образоваться примерно поровну. В задании же явно видно, что два типа потомства обладают намного большей численностью, чем два другие. Значит эта задача на сцепленное наследование признаков.
      Поскольку в потомстве было много растений высоких с грушевидными плодами (Aabb) и растений карликовых с округлыми плодами (aaBb), значит у родительского растения с генотипом AaBb, сцепленными в одной хромосоме были гены Ab, а в другой гомологичной ей хромосоме гены aB. Генотип дигетерозиготного растения в задачах на сцепленное наследование удобно записывать так: Ab//aB. Понятно, что от скрещивания Ab//aB * ab//ab получится всего два типа потомства Ab//ab и aB//ab (высокие с грушевидными плодами и карликовые с округлыми плодами). Откуда же взялись, пусть и в меньшем количестве, еще два типа потомства? Они могли появиться только в результате кроссинговера при образовании рекомбинантных гамет (AB и ab) у первого родителя.
      Таким образом, малочисленное потомство высоких растений с округлыми плодами имеет генотип AB//ab, а карликовых с грушевидными плодами — ab//ab и появились они в результате кроссинговера.

      Ответить
      • Олеся

        Борис Фагимович, объясните пожалуйста, почему генотип растения с высокими грушевидными плодами вы взяли именно Aabb, а не AAbb например?

        Ответить
        • Борис Садыков

          Откуда же появится второе большое А, если родители AaBb и aabb (гаметы у второго родителя только ab).

          Ответить
          • Олеся

            Спасибо, понятно. А обязательно ли при сцепленном наследовании генотип записывать — Ab//aB? если я в скрещивании запишу генотип просто как AaBb и словами допишу то, что наследование идет сцепленное, это будет считаться ошибкой?
            Ну например такая задача:
            При скрещивании томата с гладкими многокамерными плодами с растением, имеющим опушенные двухкамерные плоды, в F1 все растения имели гладкие многокамерные плоды. При скрещивании между собой гибридов F1 были получены растения: с гладкими многокамерными плодами и с опушенными двухкамерными плодами. Определите генотип родителей, генотипы и фенотипы потомков. Составьте схему решения задачи. Какие законы проявляются в данных скрещиваниях?
            1) 1-ое скрещивание: Р — опушенные двухкамерные плоды aabb (гаметы ab) и гладкие многокамерные плоды AABB (гаметы AB); F1 — 100% с гладкими многокамерными плодами;
            2) 2-ое скрещивание: Р — гладкие многокамерные плоды AaBb (гаметы AB, ab); F2 — гладкие многокамерные (1AABB, 2AaBb), опушенные двухкамерные плоды (1aabb);
            3) в F1 проявляется закон доминирования (единообразия гибридов), в F2 — закон сцепленного наследования (сцеплены гены AB и ab), что приводит к появлению двух фенотипических групп.
            Поставят ли мне за такое решение 3 балла?

            Ответить
            • Борис Садыков

              Олеся, совсем не обязательно использовать запись Ab//aB при сцепленном наследовании. Решили задание правильно и достаточно полно все объяснено (думаю «трояк» Вам обеспечен).

              Ответить
              • Олеся

                Большое спасибо Вам!

                Ответить
  7. Светлана

    Борис Фагимович, задача ФИПИ из досрочного этапа ЕГЭ по биологии 2014, вариант 1 — С6. Моё решение. Родители: Ав//аВ х ав//ав, потомство: Ав//ав — 39 высоких грушевидных, аВ//ав — 40 карликовые округлые, АВ//ав — 12 высокие круглые, ав//ав — 14 карлики грушевидные. Там же вопрос А-30. Сколько типов гамет формируется у родительского организма с генотипом АаВв в случае сцепленного наследования при отсутствии кроссинговера. Я ответила 2 типа гамет.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Светлана, по задаче С6: Вы догадались, что эта задача на сцепленное наследование и правильно написали генотип дигетерозиготной особи, объединив в одной хромосоме А и в, в другой — а и В. Но тогда ведь мы получим всего два генотипа потомства Аавв и ааВв. Далее нужно было указать, что в результате кроссинговера могли образоваться и такие гаметы как: АВ и ав, которые и обеспечили образование еще двух других кроссоверных (рекомбинантных) генотипов потомства: АаВв и аавв. (По доле рекомбинантного потомства относительно количества всего проанализированного потомства, составители задачи могли бы еще задать вопрос: чему равно расстояние между генами? Наверное специально не спросили, чтобы было труднее догадаться, что эта задача на сцепленное наследование).
      А30 Вы ответили правильно.

      Ответить
      • Светлана

        Значит правильно что кроссоверы АВ//ав-12 высокие круглые и ав//ав-14 карлики грушевидные?

        Ответить
        • Борис Садыков

          Конечно, правильно! Лишь при 100% кроссинговере (что маловероятно) количество кроссоверных гамет будет равно количеству исходных гамет и расщепление приблизится к Менделевскому независимому наследованию, когда дигетерозигота образует по 25% каждого из 4-х типов гамет.

          Ответить
          • Светлана

            Спасибо!

            Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *