САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Полезный блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: репетиторам, учителям и старшеклассникам
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Полезный блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: репетиторам, учителям и старшеклассникам

Моногибридное скрещивание (продолжение)

Главная - В. Решение генетических задач - Моногибридное скрещивание (продолжение)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора  биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Пусть никого не удивит, но в этой статье я помещаю задания про каких то совершенно мифических хорьков.

Почему мифических? Да просто большинству хорьководов России  хорьки, со всеми ниже перечисленными мутациями —  неизвестны вовсе. Но именно в наших отечественных ВУЗах по курсу генетики пошла на них какая то мода.

Ко мне обращаются студенты с просьбой объяснить решение задач, где «главным героем» являются эти хорьки.

У меня, как репетитора по биологии, складывается такое впечатление, что   эти задания разрабатывались не в русскоязычном сегменте. Но поскольку они стали использоваться на занятиях по генетике по решению задач, посчитал уместным разместить решение их на своем блоге.

Вот, к примеру, первые две темы заданий, позволяющие на примере хорьков, закрепить тему по моногибридному скрещиванию. Сначала я полностью представлю все условия заданий, а  для тех, кто  не сможет их решить самостоятельно, проведу полное объяснение как их надо решать.

Тема 1. Аллели мраморного окраса, прогрессирующего поседения (roan) и белой пятнистости

1. При скрещивании белого хорька с цветным хорьком в потомстве были получены мраморные щенки. Каковы генотипы родителей и потомства? Какое расщепление по генотипам и фенотипам следует ожидать во втором поколении?

2. От скрещивания серебристых хорьков с обычными в потомстве были получены и серебристые, и обычные щенки. При чем расщепление было примерно 1 : 1. Каковы генотипы родителей и потомства? Какой окрас имеют гетерозиготы?

3. При скрещивании белых хорьков в потомстве были получены пятнистые щенки и щенки со сплошным окрасом, в том числе и белые. Каковы генотипы родителей и потомства. Какое расщепление по генотипам и фенотипам следует ожидать при скрещивании хорьков из первого поколения:

а) белых между собой; б)  пятнистых между собой; в) хорьков со сплошным не белым окрасом между собой; г) белых и пятнистых; д)  пятнистых и хорьков со сплошным не белым окрасом.

4. При скрещивании пятнистых хорьков в потомстве были получены пятнистые щенки и щенки со сплошным окрасом. Как эти признаки распределятся среди 10 потомков?

5. При скрещивании хорьков с каким генотипом в потомстве следует ожидать появление пятнистых щенков? Какие фенотипы будут у родителей?

Тема 2. Наследование масок и отметин (point, self, mitt ), наследование типа шерсти (angora)

1. При скрещивании хорька с нормальной длиной шерсти с ангорским длинношерстным в первом поколении все щенки имели шерсть длиннее нормы, но короче ангоры (полуангоры). Во втором поколении среди 115 потомков 63 были полуангорами, 30 – ангорами и 22 – с нормальной длинной шерсти. При скрещивании хорьков из первого поколения с исходным длинношерстным получили 25 ангор и 23 полуангор. Объясните расщепление.

2. При скрещивании хорька с маской с хорьком без маски, в первом поколении все щенки имеют маску. Каковы будут щенки во втором поколении, если предполагается аутосомно-доминантный тип наследования маски? Каковы возможные генотипы родителей?

3. При скрещивании двух хорьков без отметин в потомстве из 12 щенков 3 имели отметины типа point. Каковы генотипы родителей? Какое потомство можно ожидать при скрещивании хорьков point из первого поколения с хорьками, имеющими сплошной окрас?

4. Могут ли получиться щенки сплошного окраса от скрещивания двух хорьков с отметинами типа mitt? Ответ обоснуйте генотипами родителей и предполагаемых потомков. Какие щенки будут при скрещивании хорька с отметинами типа mitt и хорька со сплошным окрасом?

5. При скрещивании хорька с отметинами типа point и длинной шерстью с хорьком сплошного окраса и шерстью нормальной длины в первом поколении все щенки имели сплошной окрас и шерсть средней длины. Каково ожидаемое расщепление по генотипам и фенотипам в потомстве, полученного от скрещиваний хорьков из первого поколения между собой?

Объяснение решений задач

Тема 1. Аллели мраморного окраса, прогрессирующего поседения (roan) и белой пятнистости

1.При скрещивании белого хорька с цветным хорьком в потомстве были получены мраморные щенки. Каковы генотипы родителей и потомства? Какое расщепление по генотипам и фенотипам следует ожидать во втором поколении?

Итак, в этой задаче речь идет о наследовании «мраморной окраски», которая проявляется у гетерозигот с генотипом Mm, то есть в этом случае гомозиготы MM – это особи с исходной какой-то там цветной окраской, mm — с белой окраской.

Решение:

P1: mm * MM

F1: Mm (мраморные).

P2: Mm * Mm

1MM : 2Mm : 1mm, то есть 1:2:1 (1цветные:2мраморные:1белые)

2.От скрещивания серебристых хорьков «с обычными» в потомстве были получены и серебристые, и обычные щенки. Причем расщепление было примерно 1 : 1. Каковы генотипы родителей и потомства? Какой окрас имеют гетерозиготы?

Итак, в этой задаче речь идет о наследовании аллельного гена, отвечающего за «прогрессирующее поседение», вызывающее серебристую окраску меха хорьков.

Обозначим: G — аллельный ген прогрессирующего поседения (значит хорьки с генотипами GG и Gg будут серебряные), а с генотипом gg — обычная окраска.

P1: Gg * gg

F1: Gg, gg (серебряные и обычные в соотношении 1:1)

Гетерозиготы Gg, как и гомозиготы GG – имеют серебряную окраску.

3.При скрещивании пятнистых хорьков в потомстве были получены пятнистые щенки и щенки со сплошным окрасом, в том числе и белые. Каковы генотипы родителей и потомства. Какое расщепление по генотипам и фенотипам следует ожидать при скрещивании хорьков из первого поколения:

1) белых между собой

2) пятнистых между собой

3. хорьков со сплошным не белым окрасом между собой

4) белый и пятнистых

5) пятнистых и хорьков со сплошным не белым окрасом

Поскольку сказано, что от скрещивания пятнистых с пятнистыми в потомстве получаются и пятнистые, и со сплошным окрасом, и белые, то очевидно, что пятнистые — это гетерозиготы.

Остается решить, доминантным или рецессивным является этой аллель белой пятнистости? Скорее всего рецессивным, так как в условии задачи «не спроста» же сказано, что от скрещивания пятнистых друг с другом в потомстве получены «пятнистые щенки и щенки со сплошным окрасом», а уж потом, как бы, ненароком, сказано «в том числе и белые».

Обозначим: SS – сплошная окраска, ss – белая, только при таком обозначении Ss — будут пятнистыми.

P1: Ss * Ss

F1: 1SS : 2Ss : 1ss (со сплошной окраской, пятнистые, белые).

1) ss * ss

Очевидно только ss – белые.
2) Ss * Ss

F1: 1SS : 2Ss : 1ss (со сплошной окраской, пятнистые, белые).

3) SS * SS

Очевидно только SS – все со сплошным окрасом.

4) ss * Ss

F1: Ss и ss 1 : 1 (пятнистые : белые).

5) Ss * SS

F1: SS и Ss 1 : 1 (со сплошной окраской : пятнистые).

4. При скрещивании пятнистых хорьков в потомстве были получены пятнистые щенки и щенки со сплошным окрасом. Как эти признаки распределятся среди 10 потомков?

От скрещивания Ss * Ss получили всего 10 щенков, а это очень маленькая величина для точного подтверждения Менделевского расщепления при неполном доминировании 1:2:1. Поскольку из 10 не было белых, то соотношение пятнистые щенки к щенкам со сплошным окрасом могло быть  7 : 3 или 6 : 4.

5. При скрещивании хорьков с каким генотипом в потомстве следует ожидать появление пятнистых щенков? Какие фенотипы будут у родителей?

Пятнистые щенки с генотипами Ss, могут появиться от скрещивания:

а) SS * Ss, то есть родителей со сплошной окраской c пятнистыми;

б) SS * ss, то есть родителей со сплошной окраской c белыми.

в) Ss * Ss — пятнистых с пятнистыми;

г) Ss * ss — пятнистых с белыми.

Тема 2. Наследование масок и отметин (point, self, mitt), наследование типа шерсти (angora)

1.При скрещивании хорька с нормальной длиной шерсти с ангорским длинношерстным в первом поколении все щенки имели шерсть длиннее нормы, но короче ангоры (полуангоры). Во втором поколении среди 115 потомков 63 были полуангорами, 30 – ангорами и 22 – с нормальной длинной шерсти. При скрещивании хорьков из первого поколения с исходным длинношерстным получили 25 ангор и 23 полуангор. Объясните ресщепление.

Обозначим: D — аллельный ген, отвечающий за проявление длинной шерсти — ангоры; d — нормальная (короткая) шерсть

а) P: dd * DD

F1: Dd (неполное доминирование, единообразие, все полуангоры)

б) P: Dd * Dd

F2: DD : 2Dd : dd (так как примерно половина были полуангоры, и примерно по 25% ангоры и нормальные.

в) P: Dd * DD

F3: DD и Dd (примерно 1 : 1 ангоры и полуангоры.

Ответ: данная задача — это пример неполного доминирования аллельных генов.

2. При скрещивании хорька с маской с хорьком без маски, в первом поколении все щенки имеют маску. Каковы будут щенки во втором поколении, если предполагается аутосомно-доминантный тип наследования маски? Каковы возможные генотипы родителей?

Так как наличие маски доминантный признак не сцепленный с полом, обозначим его аллелем М, тогда отсутствие маски — m.

а) P: MM * mm

F1: Mm

P: Mm * Mm

F2: MM : 2Mm : mm (75% c маской и 25% без маски)

Ответ: так как в первом поколении наблюдалось единообразие потомства, то это возможно лишь в случае гомозиготности генотипов обоих родителей.

3. При скрещивании двух хорьков без отметин в потомстве из 12 щенков 3 имели отметины типа point. Каковы генотипы родителей? Какое потомство можно ожидать при скрещивании хорьков point из первого поколения с хорьками, имеющими сплошной окрас?

Пока это первая задача из трех этой темы, которая требует небольшого дополнительного разъяснения.

В каких случаях мы может получить «новый» признак, которого не было ни у одного из родителей? Только в том случае, если этот новый признак рецессивный, а оба родителя гетерозиготны.

Обозначим ген, отвечающий за сплошной окрас шерсти — А, тогда аллельный ему ген, отвечающий за проявление отметин типа point — а.
1. P: Aa * Аa
F1: (АА и 2Aa) — без отметин; аа – с отметинами 25%.

2. Здесь придется рассмотреть два возможные варианта скрещиваний:
а) аa * AA
F1: Aа все без пятен
б) аa * Aa

F!: Aа и аа, то есть без пятен и с пятнами в соотношении 1 : 1

4. Могут ли получиться щенки сплошного окраса от скрещивания двух хорьков с отметинами типа mitt? Ответ обоснуйте генотипами родителей и предполагаемых потомков. Какие щенки будут при скрещивании хорька с отметинами типа mitt и хорька со сплошным окрасом?

Будем считать, что наследование этого пятна является аутосомным, то есть ответим на это задание, исходя из самого простого предположения:

1) Пусть аллельный ген mitt является аутосомным доминантным — А, тогда аллельный ему ген сплошной окраски — а.

а) в этом случае, если оба родителя с отметинами, то только в том случае, если они оба гетерозиготны Аа * Аа, то с вероятностью 25% от них МОГУТ появиться щенки со сплошным окрасом — аа. (Спрашивалось могут или не могут?).

б) от скрещивания Аа * аа, получим Аа и аа в соотношении 1 : 1 (1 с отметинами : 1 со сплошным окрасом.) То есть тоже МОГУТ и их будет 50%.

2) Пусть аллельный ген mitt является аутосомным рецессивным — а, тогда аллельный ему ген сплошной окраски — А.

В этом случае, если оба родителя с отметинами, то есть с генотипами аа * аа, то тогда ни при каких обстоятельствах у них НЕ МОГУТ быть щенки со сплошным окрасом — АА или Аа.

5. При скрещивании хорька с отметинами типа point и длинной шерстью с хорьком сплошного окраса и шерстью нормальной длины в первом поколении все щенки имели сплошной окрас и шерсть средней длины. Каково ожидаемое расщепление по генотипам и фенотипам в потомстве, полученного от скрещиваний хорьков из первого поколения между собой?

В этом задании нам надо использовать знания, полученные при решении задач №1 и №3.

Мы помним:

Длина шерсти наследуется как полудоминантный признак (неполное доминирование): D – длинная шерсть (ангора), d – короткая шерсть (норма), Dd – шерсть полудлинная.

Окраска типа point является рецессивной — а, а сплошная окраска шерсти А.

Так как в условии задачи сказано, что в первом поколении наблюдалось единообразие потомков, то это возможно лишь в случае, когда генотипы родителей гомозиготны по всем изучаемым аллелям генов.

1) P: ааDD * ААdd

F1: AaDd (все щенки со сплошным окрасом и со средней длинной шерсти).

2) P: AaDd * AaDd

Здесь следует  построить решетку Пеннета 4 х 4 (AD,Ad,aD,ad и AD,Ad,aD,ad) и в 16 ячеек внести соответствующие генотипы щенков.

В итоге Вы получите вот такое соотношение генотипов потомства:

1ААDD:2ААDd:2АаDD:4АаDd:1ААdd:2Ааdd:1ааDD:2ааDd:1ааdd

и фенотипов потомства: 6A-Dd:3A-DD:3A-dd:2aaDd:1aaDD:1aadd (6 без пятен со средней длинной шерсти : 3 без пятен ангорских : 3 без пятен с короткой шерстью : 2 с пятнами со средней длинной шерсти : 1 с пятнами ангорские : 1 с пятнами с короткой шерстью).

************************************

У кого будут вопросы по статье к репетитору биологии по Скайпу, обращайтесь в комментариях.  У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
В. Решение генетических задач | аллели белой пятнистостиаллели мраморного окрасааллели прогрессирующего поседения (roan)наследование масок и отметиннаследование типа шерсти angoraрепетитор биологии по Скайпу | 5 комментариев
Отзывов (5)
  1. colon detox τιμη

    Unquestionably believe that which you stated.
    Your favorite reason appeared to be on the web the simplest thing to be aware of.
    I say to you, I definitely get annoyed while people consider worries that they
    just do not know about. You managed to hit the nail upon the top
    and also defined out the whole thing without having side-effects ,
    people can take a signal. Will likely be back to get more.
    Thanks

    Ответить
    • Борис Садыков

      Спасибо за положительную оценку моего труда.

      Ответить
  2. надежда

    Здравствуйте, помогите, пожалуйста, с решением задачи.
    У человека глухонемота наследуется как аутосомный рецессивный признак, а подагра – доминантный признак. Оба гена лежат в разных парах хромосом. Определите вероятность рождения глухонемого ребенка с предрасположенностью к подагре у глухонемой матери, но не страдающей подагрой, и у мужчины, с нормальным слухом и речью, болеющего подагрой.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Надежда!
      Я исправил Ваше присланное условие задачи. У Вас не было написано начало, что самое важное для понимания составления схемы решения. Надежда, мне нет никакого смысла писать Вам решение этой простейшей задачи на дигибридное скрещивание (которую Вы помещаете в комментариях к моногибридному скрещиванию). Я занимаюсь обучением, а не «дать списать». Разберитесь хоть чуть-чуть в самых азах менделевской генетики. Все Ваши задачи (и помещенные в комментариях к «Взаимодействиям неаллельных генов») — это задачи на самое обычное дигибридное скрещивание.
      Какие-то усложненные задачи решаю платно.

      Ответить
  3. Борис Садыков

    Здравствуйте, Наталия!
    Я не встречал задач, что наследование длины шерсти у хорьков (ангорская шерсть) носит полимерный тип наследования. Считается, что ангора определяется одним аллельным геном D (полудоминантным над аллельным ему геном d — короткая шерсть). Поэтому потомство от ангоры DD и не ангоры dd будет иметь 1/2 часть «ангорской крови», при этом не будет ни одной особи фенотипически ангорой (Dd). В F2 уже снова часть потомства будут чистыми ангорами (DD), часть — полуангорами (Dd), а часть короткошерстными (dd).
    А что же вкладывают хорьководы в смысл быть на четвертушку или на восьмушку ангорой — это надо спрашивать у них. Думается, что они имеют в виду не расщепление признаков по генотипу и фенотипу конкретно по признаку ангоры, а вкладывают лишь механистический принцип отдаленности потомства от предковых форм: от родителей ангоры и не ангоры потомки будут на 1/2 «с ангорской кровью»; от них будет потомство на четвертушку «с ангорской кровью» и т.д. (что с моей точки зрения — полная чушь).

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 3 =