САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Занятия по биологии и генетике 2018 год boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Занятия по биологии и генетике 2018 год boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Сцепленное с полом наследование

Главная - В. Решение генетических задач - Сцепленное с полом наследование

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора  биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Как говорилось ранее, следует хорошо различать такие понятия как просто «сцепленное наследование» и   «сцепленное с полом наследование». «Мухи — отдельно, котлеты — отдельно!».

Понятием «сцепленное наследование» мы характеризуем   наследование признакОВ как минимум сразу двух, находящихся в любой одной хромосоме (аутосоме или половой хромосоме). То есть при образовании гамет при мейозе они окажутся вместе, так как  сцеплены друг с другом.

Если же изучаемый признак (не обязательно два или более, да хоть один) локализован в единственной «паре» половых хромосом (ХХ или ХY) то его наследование, в зависимости от того в отцовском или материнском организме он находится, будет происходить по разному.  При этом и количество разнополых потомков, оказавшихся обладателями данного признака, будет различным.

Поэтому должно быть совершенно понятно:  а) когда в задаче на дигибридное скрещивание вовсе ничего не говорится о разном количественном наследовании изучаемых признаков у рожденных особей мужского и женского пола,  значит эта задача может быть или на независимое наследование (по Менделю), или на сцепленное наследование (по Моргану);     б) когда в задаче (не обязательно на дигибридное скрещивание, может быть и на моногибридное) сказано,  что количество рожденных особей мужского и женского пола по изучаемому признаку различается, то эта задача является именно примером наследования, сцепленного с полом

* Почему так происходит?

* Как  легко научиться понимать задачи на наследование, сцепленное с полом?

* Примеры задач с подробным объяснением вы найдете в моей книге «Как  научиться решать задачи по генетике»

                                   Задача 1. Про наследование дальтонизма у человека

Составьте схему, иллюстрирующую текст, приведенный ниже, показав генотипы и характер наследования дальтонизма.

Если женщина, страдающая цветовой слепотой, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, то у их детей наблюдается очень своеобразная картина перекрестного наследования: все дочери от такого брака получат признак отца, то есть они имеют нормальное зрение, а все сыновья, получая признак матери, страдают цветовой слепотой (d — дальтонизм, сцепленный с Х-хромосомой). В том же случае, когда наоборот, отец является дальтоником, а мать имеет нормальное зрение, все дети оказываются нормальными. В отдельных браках, где мать и отец обладают нормальным зрением половина сыновей может оказаться пораженными цветовой слепотой. В основном наличие цветовой слепоты чаще встречается у мужчин.

          Задача 2. Если рахитом страдает мужчина, то здоровыми могут быть только мальчики

 У человека недостаток фосфора в крови, вызывающий специфическую форму рахита, зависит от доминантного гена (А), сцепленного с полом, а близорукость — от доминантного аутосомного гена (В). Здоровая женщина, гетерозиготная по гену близорукости, вступает в брак с мужчиной, который страдает рахитом, но имеет нормальное зрение. Оцените вероятность рождения ребенка без этих недостатков.

                                                  Задача 3. Как получить «золотую» курицу

Серебристую курицу из породы виандот скрестили с золотистым (коричневым) петухом породы леггорн. Определите численное соотношение расщепления гибридов по генотипу и фенотипу (по полу и окраске птиц). Ген серебристой окраски доминирует над геном золотистой окраски и находится в Х-хромосоме. Генетическая формула определения пола у птиц иная, чем у млекопитающих: у курицы — ХУ, у петуха ХХ.

                            Задача 4. Как по оперению цыплят можно заранее знать их пол

у кур гены, влияющие на окраску оперения, локализованы в Х-хромосоме. У одной из пород кур ген серебристого оперения (А) доминирует над геном золотистого оперения (а). С каким генотипом следует подбирать кур и петухов, чтобы определять пол цыплят по оперению?

                              Задача 5. Снова про кур с геном, вызывающим гибель эмбрионов

У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (Хa), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. При скрещивании гетерозиготного по этому признаку самца с самкой появилось потомство (у птиц гетерогаметный пол — женский). Составьте схему скрещивания и определите генотипы родителей, возможного потомства и соотношение по полу выживших цыплят. 

                                                Задача 6. Курочка Ряба — совсем не просто

При скрещивании рябых петухов с не рябыми курами все петушки и курочки первого поколения оказались рябыми, а в обратном реципрокном скрещивании в первом поколении петушки были рябые, а курочки – не рябые. Во втором поколении от этого скрещивания было получено 29 рябых и 31 не рябой цыпленок обоего пола. Объясните полученные результаты, если ген рябой окраски у кур является доминантным и находится в Х хромосоме, а гомогаметным у птиц являются особи мужского пола. Определите генотипы исходных птиц.

                        Задача 7. Наследование гемофилии и дальтонизма (с кроссинговером) 

Известно, что гены гемофилии и дальтонизма – рецессивные и локализованы в Х-хромосоме на расстоянии 9,8 морганиды. Здоровая девушка, мать которой – дальтоник, а отец – гемофилик, выходит замуж за здорового мужчину. Определите, какова вероятность (%) появления в этой семье среди сыновей ребенка, страдающего двумя заболеваниями одновременно?

                                                    Задача 8. Про мух (с кроссинговером)

У дрозофилы рецессивный ген белоглазия w (white) находится в Х-хромосоме, в локусе 1.5, а доминантный ген измененной формы брюшка A (Abnormal) – в локусе 4.5 той же хромосомы. Определите типы и соотношение гамет у гетерозиготной самки дрозофилы (гены w и A сцеплены в одной Х хромосоме)  и белоглазого самца с нормальным брюшком.

                                                 Задача 9. Про черепаховую окраску у кошек

у кошек длинные ноги доминируют на короткими и признак локализован в аутосоме. Окрас сцеплен с Х хромосомой.при этом черный цвет доминирует над рыжим. Длинноногая гетерозиготная черепаховая кошка была скрещена с рыжим котом, который имеет гетерозиготные длинные ноги. а)Какова вероятность появления коротконогих черепаховых кошечек? б)Какова вероятность появления длинноногих рыжих котят?  (Как видите, и такие «не стыковки» случаются в условиях задач: на самом деле рыжая окраска шерсти у кошек доминирует над  черной)

                                               Задача 10. Про бабочек красивых и не очень

Известно, что у бабочек гетерогаметным полом являются самки. Определите какой процент короткоусых однотонно окрашенных особей среди самок можно ожидать от скрещивания дигетерозиготного длинноусого самца однотонной окраски с гетерозиготной длинноусой самкой однотонной окраски, если признак наличия пятен сцеплен с Х хромосомой.

    Задача 11. Как определить по линии отца или матери мальчик унаследовал ген гемофилии

Женщина со второй группой крови и нормальной свертываемостью вышла замуж за здорового мужчину с третьей группой. От этого брака было 3 ребенка : 1 — здоровая девочка, вторая группа крови; 2 — здоровый мальчик, первая группа крови; 3 — гемофилик мальчик, вторая группу крови. Известно, что родители мужа и жены были здоровы. Объясните, от кого из них один из мальчиков мог унаследовать ген гемофилии? Определите генотипы всех членов семьи.

Решения этих задач подробно разбираются в моей платной книге «Как научиться решать задачи по генетике«.

Недавно была написана новая книга  «Решение задач на наследование, сцепленное с полом«. С анонсом книги можно ознакомиться здесь.

                                                 ***************************************

У кого будут вопросы по решению генетических задач к репетитору биологии по Скайпу, кому необходимо платно решить задачи с пояснениями обращайтесь в комментарии.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
В. Решение генетических задач | аутосомыгетерогаметностьгомогаметностьженский полмужской полнаследование сцепленное с поломполовые клеткиполовые хромосомыполовые хромосомы ХУполовые хромосомы ХХрепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиисоматические клетки | Отзывов (9)
Отзывов (9)
  1. Оля

    Здравствуйте, Борис Фагимович. Я хотела бы узнать, можно ли решить задачу на черепаховую окраску представленную в вашем задачнике математически, а не с помощью решетки Пеннета? Поскольку 1/4 рождается коротконогих, а 1/2 рождается с черепаховой окраской, то перемножая получим 1/8, как если бы мы рассматривали каждое скрещивание в отдельности? Коротконогая кошечка с черепаховой окраской.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Оля! Да, конечно, можно! Но Вы не учли еще, что спрашивается в задаче найти долю коротконогих черепаховых кошечек (отдельно от котиков). А когда речь идет о наследовании, сцепленном с полом, мы должны считать, что в помете многочисленного потомства разнополых особей должно быть примерно поровну. Поэтому надо ваш результат 1/8 умножить еще на 1/2, тогда и получится правильный ответ 1/16.

      Ответить
  2. Дмитрий

    Здравствуйте, Борис Фагимович.
    Существует ли «цитоплазматическая изменчивость» (попалась в качестве варианта ответа в тестах).
    И есть ли задачи в ЕГЭ на митохондриальную наследственность?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Дмитрий. Существует и «цитоплазматическая наследственность», а, значит, и «цитоплазматическая изменчивость». У эукариотических клеток она связана с наличием кольцевых ДНК в митохондриях и пластидах. У прокариот — с наличием в их цитоплазме плазмид (именно «плазмид», а не прочтите «пластид»). Конечно, вопросы в тестах по «митохондриальной наследственности» на экзамене могут быть, но генетических задач, помещаемых авторами тестов в задания С6, не существует.

      Ответить
  3. Светлана

    Борис Фагимович, день добрый! Подскажите, как быть, как детям, сдающим ЕГЭ, объяснить? На сайте ФИПИ (раздел-организм как биологическая система вопрос 009FC8), да и во многих решебниках по ЕГЭ, пособиях для подготовки к экзаменам, пособиях для учителей у кошек рыжий цвет рецессивный.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана! Я уже обращал и раньше на это внимание, так как задача «Почему не бывает котов с черепаховой окраской» помещена в моей книжке: «Как научиться решать задачи по генетике». Действительно, одна и та же задача, но в одних пособиях доминантный аллель в окраске кошек — черный, а в других — рыжий. Это от того, что на самом деле за окраску шерсти отвечает не одна пара аллельных генов, а две пары. Подробно этот тип наследования разбирается в моей статье: «Эпистатическое взаимодействие генов Е и А».
      Считаю, что те авторы, кто впервые «придумал» задачи про окраску у кошек, хотя и знали про эпистатическое действие неаллельных генов, но «упростили» условие (а порой «простота — хуже воровства»). Пример с окраской кошек рассматривается в теме по наследованию, сцепленному с полом, а именно с Х хромосомой и, главное, было показать «почему не может быть котов с черепаховой окраской». «Правильно» будет указывать в условии такой задачи, что рыжий цвет доминирует над черным. Но при обычном то (аллельном взаимодействии) темный цвет доминирует над более светлым, отсюда, я думаю, и вкралась эта ошибка в условия заданий про наследование окраски шерсти у кошек.

      Ответить
      • Светлана

        Да, Борис Фагимович! На сайте ФИПИ в задаче в условии указывают, что рыжий рецессивный, да и в пособиях чаще всего тоже. То есть, тут вопросов нет.Но, как быть если попадётся задача без этой информации ? Остаётся надеяться на удачу??? Или решать как задачу на взаимодействие генов? Или решать как вы советуете обозначив рыжий как доминантный?

        Ответить
        • Борис Садыков

          Ни в коем случае такой тип задачи на экзамене не надо воспринимать как задание на взаимодействие неаллельных генов, а решать придется как задачу на наследование, сцепленное с полом. Если составители тестов и включат такую задачу в С6, то, думаю, непременно укажут в условии задачи какой аллель обозначить как доминантный, а какой рецессивный.

          Ответить
          • Светлана

            БЛАГОДАРЮ!

            Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *