Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
Задачи, составленные на основе изучения генеалогического древа, то есть по решению схем родословных, вызывают затруднения у многих учащихся.
Как «подступиться» к решению подобных заданий подробно изложено в моей платной книге «Как научиться решать задачи по генетике«.
А в данной статье для лучшего понимания сути вопроса предлагаются для решения 5 разнообразных задач.
Постарайтесь их решить самостоятельно. Для удобства «чтения» схем заданий снова привожу табличку с обозначениями.
Итак, что нам нужно найти по предлагаемым схемам заданий? Прежде всего необходимо определить тип наследования признака, обозначаемого на схемах черным цветом.
А именно:
1. .Является ли этот признак аутосомным: а) рецессивным или б) доминантным;
2. Является ли этот признак сцепленным с полом а) рецессивным или б) доминантным.
Причем, советую всегда начинать решать задачу исходя из того, что изучаемый признак является аутосомным рецессивным или аутосомным доминантным (путь «наименьшего сопротивления»). И только когда будет ясно, что задача таким образом не решается, приступать к её решению, исходя из того, что анализируемый признак является сцепленным с полом.
Решения, приводимых ниже задач, описаны в книге «Как научиться решать задачи по генетике»
Задача 1.
Задача 2.
Задача 3.
Задача 4.
Задача 5.
Решения этих задач подробно разбираются здесь.
***************************************
У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, обращайтесь в комментарии. У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).
Здравствуйте,Борис Фагимович! Помогите пожалуйста решить задачу.на сцепленное наследование.Заранее спасибо.
Здоровая женщина, отец которой дальтоник и брат больной гемофилией, вышла замуж за здорового мужчину и родила здоровую дочь и двоих сыновей, из которых один здоров по обоим признакам, а второй гемофилик с нормальным зрением. Составить родословную и определить вероятность рождения сына с двумя болезнями, если частота кросинговера 3%.
Ольга, здравствуйте! Генотип здоровой женщины, исходя из условия задачи, был дигетерозиготным XDhXdH, так как, раз она фенотипически здоровая, то имеет в своем генотипе аллели D (нормальное цветовое зрение) и H (отсутствие гемофилии). Почему пишем сцепленными вместе в одной Х хромосоме Dh, а в другой Х хромосоме dH? Хромосома XDh ей досталась от ее матери (родившей сына гемофилика), хромосома XdH — от отца дальтоника. От этой женщины с генотипом XDhXdH и её мужа с генотипом XDHY девочки будут рождаться только здоровыми (даже, если и произойдет кроссинговер и рецессивные аллели окажутся в одной Х хромосоме и мать даст девочке гамету Xdh, вторая гамета отца XDH не позволит быть девочке больной). Из двух её сыновей гемофилик с нормальным зрением унаследовал её нерекомбинантную XDh хромосому. А вот здоровый по обоим признакам сын мог появиться только от рекомбинантной хромосомы XDH. Вероятность рождения этого сына (без болезней c генотипом XDHY), как и того, о котором спрашивается в задании с двумя заболеваниями с генотипом XdhY составляет по 1,5%.
Спасибо огромное, Борис Фагимович! Я всю субботу просидела с решением этой задачи, разобралась, пришла к такому же ответу, мне очень помог Ваш сайт, но после Вашего подробного объяснения стало еще понятнее. Спасибо за Ваш труд и помощь.
Здравствуйте, Борис Фагимович. Помогите, пожалуйста, с задачей. Мужчина с голубыми глазами и нормальным зрением, оба родителя которого имели серые глаза и нормальное зрение, женится на нормальной по зрению женщине с серыми глазами. Родители женщины имели серые глаза и нормальное зрение, а голубоглазый брат был дальтоником. От этого брака родилась девочка с серыми глазами и нормальным зрением и два голубоглазых мальчика, один из которых оказался дальтоником. Составьте родословную и определить генотипы всех членов этой семьи.
Алина, здравствуйте!
Генотипы родителей мужа: мать AaXDX- отец AaXDY. Генотипы родителей жены: мать AaXDXd, отец AaXDY. Генотип мужа aaXDY, генотип жены AaXDXd. Генотип её брата aaXdY. Генотип дочери AaXDX-, генотипы сыновей aaXdY, aaXDY. Где стоят прочерки — это радикал, может быть любой аллель доминантный или рецессивный.
Борис Фагимович, помогите разобраться с родословной. В крови пробанда нормальный гемоглобин А заменён гемоглобином S и гемоглобином Гопкинс 2. Как написать генотип пробанда? Здесь не моногибридное скрещивание?
Светлана, надо вспомнить, что молекула гемоглобина состоит из 4-х полипептидных цепей, в состав которых входят еще гемовые группы. Так вот, мутации могут быть связаны как с изменениями в самих цепях (одна из форм таких мутаций приведет к образованию мутации под названием гемоглобин S), так и с нарушениями строения гемовой группы (эта мутация приведет к формированию гемоглобина Гопкинс 2). Установлено (а вообще-то, извините, Светлана, «а фиг знает» установлено или еще не установлено — всё настолько запутано описывается в переведенном на русский язык трехтомнике Фогеля Ф., Мотульски А. Генетика человека: Т.2, глава 4.3.2. Генетика гемоглобина, где везде вместо «гем» написано «ген»), что эти мутации не сцеплены, то есть мутация S и мутация Гопкинс 2 находятся в разных хромосомах. Да, поскольку рассматриваются две мутации (пусть даже связанные со строением одной молекулы гемоглобина), то это задание не на моногибридное скрещивание.
Можно ввести такие обозначения: А — аллель, отвечающий за нормальное формирование полипептидных цепей в молекуле гемоглобина; буквой В (в учебнике почему-то это обозначено, как а-малое) — аллель, отвечающий за нормальный синтез гема (так вот, Вы меня поняли, в переводе учебника Фогеля именно в этом месте вместо гема напечатано «гена»). Мутированный аллель А, приводящий к формированию гемоглобина S, надо обозначить А с индексом S. Мутированный аллель В, приводяший к формированию гемоглобина Гопкинс 2, надо обозначить В с индексом Г.
Тогда генотип человека с нормальным гемоглобином будет ААВВ. Генотип пробанда, исходя из его фенотипа (и не зная доминантные или рецессивные эти две изучаемые мутации) может быть как гомозиготным по обем мутациям, так и гомозиготным по одной какой-то мутации, но гетерозиготным по другой.
Спасибо, Борис Фагимович!
Здравствуйте, Борис Фагимович, если можно, отправьте, пожалуйста, на мой email книгу с решениями задач на анализ родословных. Я пополню Ваш мобильный счёт. Заранее благодарна.
Здравствуйте, Карина! Задачи на анализ родословных (их совсем немного) находятся в книге «Как научиться решать задачи по генетике». Вы имеете в виду эту кгину? Если Вам нужна эта книга, оплатите мой мобильный на 480 рублей и я пришлю Вам файл этой книги на адрес электронной почты Kili12345678910tva@mail.ru. Заранее спасибо.
да купила бы, если бы она продавалась хоть в одном воронежском магазине. А по интернету не могу, у меня карты нет, а почтой долго идти будет. Как ее купить?
Оля, я послал Вам книгу на Ваш email — не забудьте, как будет возможность, пополнить мой мобильный счет (927)32-32-052 на 480 рублей.
А, понятно! Значит на этот показатель (соотношение гомозигот и гетерозигот) не нужно обращать внимания, да? Вообще, эти задачи — на анализ родословных — всегда с каким-то двойным решением. Начинаешь проверять тип наследования, и часто подходят какие-нибудь два. А женщин и мужчин — если конечно не голандрический случай — всегда примерно поровну. Это я прямо жалуюсь, потому что пятый вечер подряд сижу над этими деревьями, и никак не могу их раскусить.
Не только в этих, но и в любых других генетических задачах, где такая маленькая выборка. Два решения как раз-то бывает намного реже, чем одно единственное. Оля, купили бы мою книжку «Как научиться решать задачи по генетике» и за «пять вечеров» разобрались бы не только с этими родословными, но и во всей генетике.
Уважаемый Борис Фагимович! Очень благодарна Вам за Ваш труд. Изломала всю голову над задачей №2, испробовала все варианты — не могу понять, как две гетерозиготы при кровнородственном браке (четвертое поколение) дают в результате двух больных гомозигот. Помогите!
Здравствуйте, Оля!
Здесь всё просто — изучаемый признак носит рецессивный характер, поэтому ничего особенного здесь нет!
Но ведь даже если он рецессивный, то две гетерозиготы Аа и Аа могут дать только одну больную гомозиготу — аа. Откуда же их две?
Две гетерозиготы в опытах Менделя (второй закон) дали даже не две рецессивные гомозиготы, а примерно 2000 из 8000 тыс. скрещиваний . То есть, отношение 3:1 будет строго выполняться лишь при достаточно большой выборке. В данном же случае их могло быть и три, и даже все четыре из четырех (выборка то практически отсутствует).
Борис Фагимович, разбирая и решая задачи на родословные столкнулась вот с чем, непонятным для меня. В некоторых схемах кружочки и квадратики полностью закрашены, несмотря на то, что особи гетерозиготны. Встречаются задачи, где кружочки и квадратики закрашены наполовину или с точечкой внутри, что тоже обозначает гетерозиготный организм. Это какая то особенность или с чем то связано? Быть может не обращать внимания? Или я что то упускаю? Подскажите, пожалуйста. Заранее Вам благодарна
Да, Светлана, это одно и тоже.
https://biorepet-ufa.ru/osnovy-genetiki/geneticheskij-analiz-rodoslovnyx.html
Бывают схемы только из черных (признак проявился фенотипически) и светлых (признак не проявился) квадратов и кружков. А бывают схемы, когда гетерозиготы закрашены наполовину или с тоской (конечно, вместо «с» должна быть буква «ч», но какая получилась смешная опечатка !) посередине. В заданиях, предлагаемых в С6 на ЕГЭ я таких схем не встречал.
Поняла. И точно также с обозначениями рядов поколений и обозначениями потомства? Поколения обозначаются римскими цифрами слева от родословной сверху вниз. Арабскими цифрами нумеруется потомство одного поколения (одного ряда) слева направо. Благодаря такой нумерации каждый член семьи имеет свой шифр, например: I-1, I-2, II-1, II-2. Я встречала схемы родословных, где это не соблюдается, потомство пронумеровано по порядку. Как правильно? Или разницы нет?
Думаю, что и так, и так правильно. В заданиях по ЕГЭ схемы родословных не очень длинные, поэтому потомкам присваивается только один их конкретный номер.
Премного благодарна)))))