Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
Вашему вниманию предлагается платная электронная книга «Уравнение Харди-Вайнберга в решении генетических задач (30 задач с решениями)».
В этом руководстве разбирается не самый любимый большинством учащихся (да и учителями тоже) раздел генетики по решению задач с применением уравнения Харди-Вайнберга.
Почему «не самый любимый»? Тому есть веские причины. Даже в специальных пособиях по генетике приводится лишь описание самого закона Харди-Вайнберга. А как его использовать для решения задач по популяционной генетике информация в «удобоваримой форме» практически отсутствует.
Восполняю этот пробел. Я научу Вас пониманию того, что же конкретно в этих задачах требуется.
А требуется лишь одно из двух:
а) найти частоты встречаемости аллелей генов по известному соотношению частот генотипов особей
или, наоборот,
б) найти частоту встречаемости какого-либо из генотипов особей по известной частоте встречаемости доминантного или рецессивного аллеля изучаемого признака.
Совсем немного теории и подробный разбор 20 различных типов заданий окажутся полезными для решения любой другой задачи на применение закона Харди-Вайнберга и для понимания данной темы в целом.
В августе 2023 года стало известно, что задачи по популяционной генетике на применение закона Харди-Вайнберга будут включены в варианты заданий ЕГЭ в 2024 году.
В конце сборника приводятся решения 10 заданий по ЕГЭ на 2024 год на применение уравнения Харди-Вайнберга.
Книга в формате .pdf стоимостью 350 рублей
Напишите мне письмо boris.sadykov@gmail.com о желании сделать покупку.
После моего ответа, что Вы приняли мудрое решение, Вы будете знать, что у меня есть Ваш адрес электронной почты, на который я в тот же день (иногда в тот же час) после оплаты вышлю купленные материалы.
ОПЛАТИТЬ МОЖНО:
1. На мою электронную карту Сбербанка
(карта привязана к телефону +7(927)32-32-052)
2. электронные кошельки:
QIWI +79273232052
Яндекс Деньги 41001493555269
3. На ТЕЛЕФОН (оператор МЕГАФОН — Поволжский филиал): +7(927)32-32-052
*********************************************************************
Если возникнут вопросы по скачиванию и изучению материалов на вашем компьютере, обязательно напишите — без поддержки я Вас не оставлю.
****************************************************************************
Ниже приводятся условия заданий, решения которых подробно разобраны в книге
Задача 1. А кажется как всё просто, что можно и без формулы Харди-Вайнберга обойтись
В популяции человека количество индивидуумов с карим цветом глаз составляет 51%, а с голубым — 49%. Определите процент доминантных гомозигот в данной популяции.
Задача 2. Не очень тривиальная по постановке вопроса
У клевера лугового поздняя спелость доминирует над скороспелостью и наследуется моногенно. При апробации установлено, что 4% растений относятся к раннеспелому типу клевера, какую часть от позднеспелых растений составляют гетерозиготы?
Задача 3. С применением формулы Харди-Вайнберга при неполном доминировании
При обследовании популяции каракульских овец было выявлено 729 длинноухих особей (АА), 111 короткоухих (Аа) и 4 безухих (аа). Вычислите наблюдаемые частоты фенотипов, частоты аллелей, ожидаемые частоты генотипов по формуле Харди-Вайнберга.
Задача 4. Почему доля альбиносов в популяциях так мала
В выборке, состоящей из 84 000 растений ржи, 210 растений оказались альбиносами, т.к. у них рецессивные гены находятся в гомозиготном состоянии. Определите частоты аллелей А и а, а также частоту гетерозиготных растений.
Задача 5. Выращивали кроликов шиншилл, а получили брак в виде альбиносиков
У кроликов окраска волосяного покрова «шиншилла» (ген Cch) доминирует над альбинизмом (ген Ca). Гетерозиготы CchCa имеют светло-серую окраску. На кролиководческой ферме среди молодняка кроликов шиншилл появились альбиносы. Из 5400 крольчат 17 оказались альбиносами. Пользуясь формулой Харди-Вайнберга, определите, сколько было получено гомозиготных крольчат с окраской шиншилла.
Задача 6. Определение частоты встречаемости гетерозиготных особей по известной частоте встречаемости рецессивных гомозигот
Одна из форм глюкозурии наследуется как аутосомно-рецессивный признак и встречается с частотой 7:1000000. Определить частоту встречаемости гетерозигот в популяции.
Задача 7. Как и предыдущая задача, но про альбинизм
Альбинизм общий (молочно-белая окраска кожи, отсутствие меланина в коже, волосяных луковицах и эпителии сетчатки) наследуется как рецессивный аутосомный признак. Заболевание встречается с частотой 1 : 20 000 (К. Штерн, 1965). Определите процент гетерозиготных носителей гена.
Задача 8. Кажется, как все просто, когда знаешь как решать
Популяция европейцев по системе групп крови резус содержит 85% резус положительных индивидуумов. Определите насыщенность популяции рецессивным аллелем.
Задача 9. Главное знать что такое пенетрантность
Врожденный вывих бедра наследуется доминантно. Средняя пенетрантность составляет 25%. Заболевание встречаются с частотой 6:10000. Определите число гомозиготных особей в популяции по рецессивному признаку.
Задача 10. Если болеют только мужчины
Подагра встречается у 2% людей и обусловлена аутосомным доминантным геном. У женщин ген подагры не проявляется, у мужчин пенетрантность его равна 20% (В.П. Эфроимсон, 1968). Определите генетическую структуру популяции по анализируемому признаку, исходя из этих данных.
Задача 11. Как мало людей устойчивых к ВИЧ инфекции
Устойчивость к ВИЧ-инфекции связана с наличием в генотипе некоторых рецессивных генов, например, ССR и SRF. Частота рецессивного аллеля ССR-5 в русской популяции составляет 0,25%, а аллеля SRF – 0,05%. В казахской популяции частота этих аллелей соответственно – 0,12% и 0,1%. Рассчитайте частоты организмов, имеющих повышенную устойчивость к ВИЧ-инфекции, в каждой из популяций.
Задача 12. А вы хотели бы оказаться на необитаемом острове
Вы и 19 ваших друзей оказались на необитаемом острове и образовали новую изолированную популяцию. Двое ваших друзей были носителями гена цистофиброза (т.е. они были гетерозиготны по этому гену). Этот ген с — в гомозиготном состоянии вызывает цистофиброз. Учитывая, что частота этой аллели с ростом популяции не меняется, определите, какова будет частота встречаемости заболевания на острове?
Задача 13. Как мы не похожи на капусту, но у капусты тоже бывает желтуха
У капусты устойчивость к фузариозной желтухе доминирует над восприимчивостью к ней. При апробации установлено, что устойчивые растения составляют 91%. Определите частоты встречаемости генов “устойчивости” и “восприимчивости” в популяции и ее генотипическую структуру.
Задача 14. Про стадо беспородной скотинки
У крупного рогатого скота сплошная окраска (ген С) доминирует над пестрой (ген с). В популяции беспородного скота, насчитывающей 940 голов, 705 животных имели черно-пеструю масть и 235 — сплошную черную. Пользуясь формулой Харди-Вайнберга, определите частоту фенотипов и концентрацию генов С и с.
Задача 15. О наследовании пестролистности у диффенбахии
Существует мутация диффенбахии, приводящая к пёстрой окраске листьев. При вегетативном размножении такая окраска сохраняется, а при семенном размножении в потомстве в первом поколении пестролистных растений всегда имеются пестролистные и с зелёной окраской листьев в отношении 2:1. Исследователи создали достаточно большую искусственную популяцию, состоящую на момент основания только из пестролистных растений. Может ли в каком-либо поколении семенного размножения доля пестролистных растений диффенбахии стать менее 50%?
Задача 16. Как определить соотношение генотипов в популяции после установления равновесия.
Изначально популяция состояла из 25% особей с генотипом АА и 75% — с генотипом аа. Определите в % частоты генотипов АА, Аа и аа после установления в популяции равновесия.
Задача 17. Меняем генотип комаров — спасаем людей от вируса
В целях борьбы с распространением тропических заболеваний была поставлена задача модифицировать комаров- переносчиков так, чтобы возбудители инфекций погибли в них. Методами генной инженерии в лаборатории модифицировали комара, введя в одну из его хромосом ген белка, препятствующий размножению вируса. Вирус в комарах, синтезировавших этот белок, погибал и не передавался людям. Устойчивых к вирусу комаров выпустили в природу и через несколько лет провели анализ комариной популяции, чтобы оценить степень распространения нового гена. В тестируемой выборке из природной популяции устойчивыми к вирусу оказались 19% особей. Рассчитать, какая доля из этих особей была гомозиготна по встроенному новому гену?
Задача 18. Как решаются задачи при кодоминировании
Амилаза – фермент, расщепляющий крахмал. У крупного рогатого скота чаще всего встречаются два типа этого фермента: В и С, которые контролируются двумя кодоминантными генами «Аbm» и «Аcm». В стаде крупного рогатого скота было установлено следующее распределение этого фермента по типам: 58 особей типа BB, 216 особей — BC и 86 особей — СС. Определить частоту фенотипов? Определить концентрацию аллелей «Аbm» и «Аcm».
Задача 19. Еще пример решения задачи при кодоминировании на группы крови M и N
Среди 1100 обследованных японцев, жителей Токио, группами крови M, MN и N обладали соответственно 356, 519 и 225 человек. Каковы частоты аллелей, определяющих эти группы крови в данной группе?
Задача 20. Задание на множественный аллелизм
В некой популяции рыб окраска хвоста определяется одним аутосомным геном с 3 аллелями, причём аллель красной окраски доминирует над аллелью жёлтой окраски и обе эти аллели доминируют над аллелью синей окраски хвоста. Предположим, что популяция рыб подчиняется закону Харди-Вайнберга, отбора по данному признаку нет. Какова частота аллеля красной окраски хвоста, если в популяции у 9% рыб хвосты синие, а у 40% хвосты желтые?
Примеры заданий ЕГЭ 2024 г. по популяционной генетике на применение уравнения Харди-Вайнберга
1. Среди 8400 растений одного из сортов ржи 21 растение имело рецессивный признак альбинизма. Рассчитайте частоты аллелей альбинизма и нормальной пигментации, а также частоты всех возможных генотипов, если известно, что популяция находится в равновесии Харди-Вайнберга. Ответ поясните.
2. В одной из европейских популяций муковисцидоз встречается с частотой 1 на 2500 новорожденных. Рассчитайте частоту аллеля муковисцидоза в популяции, а также частоты всех возможных генотипов, если известно, что популяция находится в равновесии Харди-Вайнберга. Ответ поясните.
3. В одной из человеческих популяций курчавые волосы имеет каждый шестнадцатый. Рассчитайте частоты аллелей курчавых и прямых волос в популяции, а также частоты всех возможных фенотипов, если известно, что популяция находится в состоянии генетического равновесия. Ответ поясните.
4. В лабораторной популяции дрозофил 96% особей имеют аутосомно-доминантный признак серого цвета тела. Рассчитайте частоты аллелей черного и серого тела, а также частоты всех возможных генотипов, если принять, что популяция находится в равновесии Харди-Вайнберга. Ответ поясните.
5. В одной из популяций 1869 человек из обследованных имели положительный резус-фактор, а 356 были резус-отрицательными. Рассчитайте частоты аллелей положительного и отрицательного резус-фактора, а также частоты всех возможных генотипов, если принять, что популяция находится в равновесии Харди-Вайнберга. Ответ поясните.
6. Способность различать горький вкус фенилтиомочевины (ФТМ) – аутосомный доминантный признак. В популяции 6750 человек из обследованных различали горький вкус этого вещества, а 2250 человек воспринимали его как безвкусное. Рассчитайте частоты аллелей способности и неспособности различать вкус ФТМ, а также частоты всех возможных генотипов, если принять, что популяция находится в равновесии Харди-Вайнберга. Ответ поясните.
7. Среди 600 домашних гусей одной из пород 546 птиц имели серую окраску, а остальные были белыми (рецессивный признак). Рассчитайте частоты аллелей белой и серой окраски, а также частоты всех возможных генотипов, если принять, что популяция гусей находится в равновесии Харди-Вайнберга. Ответ поясните.
8. У морских свинок волнистая шерсть доминирует над гладкой. В питомнике 102 грызуна из 200 имели волнистую шерсть. Рассчитайте частоты аллелей волнистой и гладкой шерсти, а также частоты всех возможных генотипов, если популяция морских свинок находится в равновесии Харди-Вайнберга. Ответ поясните.
9. У мышей ген длинного хвоста (А) неполно доминирует над геном короткого хвоста. В одной из популяций 128 из 200 пойманных мышей имели длинный хвост. Рассчитайте частоты аллелей длинного и короткого хвоста, а также частоты всех возможных фенотипов, если популяция находится в равновесии Харди-Вайнберга. Ответ поясните.
10. У одной из пород кур ген черного оперения (А) проявляется у гетерозигот в форме крапчатой окраски. Среди 400 птиц данной породы 144 имели полностью черное оперение. Рассчитайте частоты аллелей черного и белого оперения, а также частоты всех возможных фенотипов, если популяция находится в равновесии Харди-Вайнберга. Ответ поясните.
**********************************************************************
Хочется надеяться, что материалы данного руководства окажутся для Вас полезными и решения задач по популяционной генетике теперь не будут вызывать у Вас затруднений.
Здравствуйте. Правда ли, что задачи на закон Харди-Вайнберга будут включены в ЕГЭ в 2024 году? Хочу приобрести вашу книгу «Уравнение Харди-Вайнберга в решении генетических задач». Спасибо.
Здравствуйте Мария. Да, из недавнего выступления на семинаре Мазяркинной Татьяны Вячеславовны, принимающей участие в составлении генетических задач КИМов ЕГЭ по биологии на 2024, следует, что такие задания по популяционной генетике на применение закона Харди-Вайнберга будут включены.
Спасибо за желание купить мою книгу по популяционной генетике. Оплатить 350 рублей можно на мою карту Сбербанка МИР (карта привязана к телефону +7(927)32-32-052). Всего доброго!
Здравствуйте Борис Фагимович, пожалуйста, помогите разобраться с тестом ЕГЭ на соответствие по закону Харди-Вайнберга. Сами ответы есть на сайте «Решу ЕГЭ», но я не могу во всем разобраться, а нужно как-то объяснить своим ученикам.
1. Почему, когда число доминантных аллелей намного превышает число рецессивных аллелей, это означает, что популяция эволюционирует? А в идеальной популяции тогда что, число доминантных аллелей НЕ намного превышает число рецессивных? Как обстоит дело в идеальных популяциях с доминантными и рецессивными аллелями, не пойму, не могу найти ответа в литературе?
2. Почему для идеальной популяции характерна высокая гомозиготность?
3. По закону Харди-Вайнберга частоты генотипов и аллелей генов в идеальной популяции остаются постоянными из поколения в поколение. Но я не знаю в числовом выражении (в % или долях) сколько гомозигот доминантных, гомозигот рецессивных, гетерозигот в идеальной популяции? Из формулы закона, я не могу определить число этих генотипов?
Здравствуйте Надежда. 1) Начните с того, что напомните учащимся, что в идеальной популяции естественный отбор не работает (это одно из определений идеальной популяции). В ней уже всё «устаканилось» предшествующим эволюционным процессом и для сохранения частот генотипов из поколения в поколение, доля организмов с доминантными аллелями не должна превышать доли организмов с рецессивными аллелями. А почему это так? Это связано с тем, что скорость устранения естественным отбором из эволюционирующей популяции доминантных и рецессивных аллелей различна:
а) доминантные мутации так же, как и рецессивные, могут быть летальными, полулетальными, безразличными. Организмы, несущие летальные доминантные гены, устраняются отбором в первом же поколении (все другие доминантные гены, снижающие жизнеспособность или сокращающие плодовитость, и даже летальные гены, но с неполной пенетрантностью, будут элиминироваться постепенно в ряду поколений. Таким образом, доминантные гены в каждом поколении эволюционирующей популяции находятся под жестким контролем отбора.
б) рецессивные мутации, в отличие от доминантных, могут находиться в популяции в скрытом, гетерозиготном, состоянии и накапливаться в ней. Это и объясняет, почему в идеальной (не эволюционирующей) популяции сохранена большая доля рецессивных аллелей.
2. Здесь лучше дать объяснение от обратного. Почему может эволюционировать лишь гетерогенная популяция, то есть обладающая высокой степенью гетерозиготности? Тогда и будет понятно, что гомогенная (гомозиготная) популяция не эволюционирует, то есть она близка к идеальной. Еще в работе 1903 года В. Иогансена «О наследовании в популяциях и чистых линиях» была доказана эффективность действия отбора в гетерогенной смеси генотипов (природные популяции) и неэффективность действия отбора в чистых линиях — генотипически однородном (гомозиготном) потомстве.
3. В каждом случае (в каждой конкретной изучаемой идеальной популяции) эти величины разные. Ведь суть закона не в каких-то ВСЕОБЩИХ константах, а в том, что эти величины для каждой КОНКРЕТНОЙ идеальной популяции в ряду поколений НЕ меняются.
Борис Фагимович, задачи на уравнение Харди-Вайнберга вроде не встречаются на ЕГЭ?
Да, Эльвира, задач по популяционной генетике в ЕГЭ ещё не было. Но сам закон Харди-Вайнберга в школьных учебниках обсуждается и вполне возможно, что в Части 1 могут быть составлены задания на выявление у учащихся знаний этого закона.
Борис Фагимович, добрый день! С Праздником Вас ! Прошу Вас выслать мне следующие материалы: книгу «Уравнение Харди-Вайнберга в решении генетических задач», книгу «Как быстро научиться решать задачи по генетике», и ответы на вопросы КИМ ЕГЭ, добавленные в ОБЗ ФИПИ ко всем блокам, после экзаменов, прошедших в 2019 году. Заранее спасибо.
Здравствуйте, Лидия! Спасибо за поздравление. Вас тоже с Великим Праздником! Спасибо, что хотите приобрести платные материалы моего блога. Извините, что высылаю материалы только через сутки — на 9 Мая уезжали в сад.
Борис Фагимович, спасибо Вам огромное! Ответы получила моментально после оплаты. Все понятно и удобно. Очень рада, что нашла Ваш блог!
Борис Фагимович, огромное Вам спасибо за такое подробное решение задач! Разобрался с этим законом наконец-таки.
Материал книги и вообще Ваш сайт на вес золота.
Очень рад, Егор, что материалы книги и статьи блога помогли Вам.
Здравствуйте Борис Фагимович, меня зовут Юлия, учусь на первом курсе Южноуральского Государственного Медицинского университета. На первом курсе программа по биологии предусматривает решение генетических задач, в том числе на закон Харди-Вайнберга. В процессе учения мне попалась задача про подагру, всю голову сломала, но купила Вашу книгу и она мне очень помогла. Эта задача №10 в книге. Но по-моему обнаружила ошибку в расчетах. При определении частоты доминантного признака мы вычитаем на последнем этапе p = 1 — q = 1 — 0,975 = 0,025, а у Вас в расчете 0,005?
И еще вопрос, в задаче определили, что 95%- генотип aa, значит 1-q это только проявление доминантного признака, но может ли быть включены в это число 80 процентов генотипа aa, который не проявился?
(20%пенентрантности, а 80% не проявление признака подагры)
Юлия, спасибо за подмеченную ошибку, конечно же исправил на 0,025.
Что касается вашего вопроса, то, видимо, он возник у Вас от того, что Вы не совсем разобрались, что означает сама «пенетрантность», так как Вы пишите: «может ли быть включены в это число 80 процентов генотипа aa, который не проявился». Подагра, по условию задачи, является доминантным признаком (А) и даже при 100% пенетрантности люди с генотипом аа никогда не будут подагриками. Подагрики лишь люди с генотипами АА (на 100%) и Аа (тоже на 100%, если бы в задании не указывалось, что наследуемость не равна 100%).
Спасибо большое, в трех березах запуталась!;) Как замечательно, что Вы нашли время на понятные объяснения!
Здравствуйте Борис Фагимович возникла проблема с решением задачи номер 9 ) мне не совсем понятен алгоритм не могли бы вы пояснить) Буду очень вам благодарен!!
Здравствуйте, Алексей!
Эта задача решается в целом как самая обычная, в ней не используется какай-то особый алгоритм. Решите её сначала как будто бы в ней ничего не говорится ни о какой пенетрантности. Потом постарайтесь понять из определения, что какое ПЕНЕТРАНТНОСТЬ. Тогда, я надеюсь, у Вас всё «разложится по полочкам».
Борис Фагимович, спасибо огромное за подробные объяснения. Вы очень доступно объясняете, в учебнике, к сожалению, всего этого нет, поэтому эта ваша книга для меня на вес золота. Наконец-то разобралась в законе Харди-Вайнберга до конца!
Мавиле, спасибо за отзыв о книге. Это здорово, что Вы пишите: «Наконец-то разобралась в законе до конца!». Знаете, я и сам пока объяснял — тоже разобрался.
Уважаемый Борис Фагимович, не могли бы вы разъяснить откуда в задаче №12 частота аллеля с-малое получилась равной 0,05. И ещё вопрос по заданию №15: почему
именно так вы рассчитали частоты аллелей генов B и C. Что-то никак не доходит…
Здравствуйте, Алексей!
По задаче 12: на острове есть люди только с генотипами СС и Сс. Известна их пропорция. Людей с генотипом СС 90%, а с генотипом Сс — 10%. Аллель с-малое в этой популяции людей «сидит» только в гетерозиготных особях с генотипом Сс, то есть у этих 10% людей. В гетерозиготе Сс половина приходится на аллель С, а половина — на с-малое (по 50%). А 50% от 10% это и будет 5%.
По задаче 15. Алексей Владимирович, формулу, используемую в этой задаче для расчета частоты алллей генов при неполном доминировании (или при кодоминировании) я не придумал сам (но мне она интуитивно понятна). И Вы просто для себя запомните, что, в отличие от заданий с полным доминирование одного аллельного гена над другим, когда фенотипы организмов с генотипами СС и Сс одинаковые и решение осуществляется традиционным способом, то для заданий с кодоминированием или неполным доминированием для расчета частот аллелей генов надо использовать способ, описанный в этой задаче.
Спасибо Вам большое за пояснения.Теперь полностью разобрался.
Здравствуйте, Борис Фагимович!
При попытке понять закон, завис уже на этапе нахождения генотипических частот в следующем поколении на примере одной задачи приведенной выше. p1=p^2+2pq/2(в особенности первая формула) q1=1-p1. Никак не могу понять, почему именно так были найдены генотипические частоты в следующем поколении. Заранее спасибо за объяснение.
Здравствуйте, Егор! Не вижу в вашем комментарии никакого «примера одной задачи приведенной выше». По формуле, написанной Вами «p1=p^2+2pq/2», ищется конечно же не частота генотипа (генотипическая частота, как Вы пишите), а частота лишь определенного аллеля гена, например А (обозначенного буквой р). Частота другого (рецессивного ему аллеля) а-малое, обозначенное буквой q, всегда может быть найдена как 1 — р, так как всегда концентрация аллелей А+а=1 или частота их встречаемости р+q=1.
Извините, я имел в виду задачу перед задачей 1. Про определение устойчивости генотипического равновесия.
Егор, какое же Вам спасибо за вопрос. Благодаря ему я весь материал по нетипичному применению закона Харди-Вайнберга в решении генетических задач по популяционной генетике перенес в «подвал» книги, чтобы он не отвлекал от основной сути. Егор, снова внимательно изучите вводную часть статьи и прорешайте ВСЕ предложенные задачи. Надеюсь, что после этого Ваш вопрос отпадет сам собой.
Уважаемый Борис Фагимович, у меня вопрос к задаче № 12 про 20 человек на необитаемом острове. Каким образом доля аллели с-малое у Вас получается равной 0,0526? Если бы я считала, я бы количество аллелей с-малое (2 штуки) поделила на сумму количества аллелей с-малое и количества аллелей С-большое , т.е. 2/(2+(2+18*2)) =0,05.
Уважаемая Жанна! Благодаря Вам я исправил ошибку в расчетах и расписал чуть подробнее, почему именно доля аллеля с-малое составляет 0,05 (а не 0,0526 как было подсчитано ранее). Сейчас я посчитал более коротким путем, а ранее, видимо, рассчитывал, используя Вашу же логику, но в расчетах пропала одна двойка и я 2 делил не на 40, а ошибочно на 38. Большое Вам спасибо, многоуважаемый «Зоркий глаз»!
Действительно у вас великолепный талант объяснять, пока вопросов не возникало! Одно только я не понял, во второй задаче под конец было вот такое дело 100% — 4% — 64% = 32%, разве его не надо было поделить еще на 2? Ведь по формуле p2 + 2pq +q2 = 1 выражаем и приходим к выводу что 2pd = 100 — 64 — 4 = 32.
Но на 2 поделить забыли, или я что-то не понял…
Здравствуйте, Илья! Спасибо за комментарий и за то, что хотите «докопаться до истины», а не просто списать.
Увиденной Вами ошибки в моем решении «к сожалению» нет. Мы ведь в этом задании ищем общее количество всех гетерозигот, которых всего не 1Аа, а 2Аа. Если поделим, как Вы предлагаете, на два, найдем лишь половину от всех гетерозигот.
Алексей, в 5-й задаче написано «q тогда равняется 0,944» и далее «q в квадрате равняется 0,891». Возведите число 0,944 в квадрат разве не получится 0,891?
В 6-й задаче последняя формула — это переписанная формула Харди-Вайнберга: сумма трех слагаемых равна 1. Если два из слагаемых нам известны, как найти неизвестное слагаемое? От 1 (единицы) отнимаем два известных. Конец задачи переписал подробнее. Алексей, отпишитесь, теперь Ваш ответ сходится с моим?
Борис Фагимович, огромное спасибо! С вашими разъяснениями стало легче, теперь всё сходится…
Борис Фагимович, доброе утро. Если можете, подскажите пожалуйста, задачи на закон Харди — Вайнберга бывают в реальных заданиях ЕГЭ? Стоит ли на нем останавливаться, когда времени осталось совсем мало? Дело в том, что его нет в программе школы ( 2ч), и я приобрела профильный учебник Теремова, его там тоже нет.
Здравствуйте, Лариса! Пока в заданиях ЕГЭ еще ни разу не было задач по популяционной генетике. Самые «сложные» задачи были на дигибридное скрещивание, когда один изучаемый признак находится в аутосоме, а другой сцеплен с полом. Даже задач на неаллельные взаимодействия генов в реальных заданиях ЕГЭ не было.